Кроссворд Кодирование информации (5 класс)
Кроссворд Кодирование информации — интерактивная (онлайн) и печатная версия для использования на уроках информатики в 5 классе. Кроссворд взят из рабочей тетради Информатика 5 класс ФГОС (задание №100 к §7). Кроссворд можно использовать на уроке во время актуализации и проверки усвоения темы «Кодирование информации».
Кроссворд Кодирование информации
По горизонтали:
3. Французский математик, в честь которого названа прямоугольная система координат. 6. Способ кодирования информации с помощью чисел. 8. Способ кодирования информации с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. 9. Представление информации с помощью некоторого кода. 10. Игра, в которой фигуры перемещаются по клеткам с координатами.
По вертикали:
1. Один из удобных способов представления графической информации с помощью чисел (два слова через тире). 2. Способ кодирования информации с помощью рисунков или значков. 4. Французский педагог, придумавший специальный способ представления информации для слепых. 5. Система условных знаков для представления информации. 7. Графическая форма представления информации (множественное число).
Скачать версию для печати (77Кб, pdf) — Кроссворд Кодирование информации
Ответы на кроссворд Кодирование информации:
По горизонтали: 3. Декарт. 6. Числовой. 8. Символьный. 9. Кодирование. 10. Шахматы.
По вертикали: 1. Метод-координат. 2. Графический. 4. Брайль. 5. Код. 7. Схемы.
Источник
Способ координирования информации с помощью чисел
Представление информации происходит в различных формах в процессе восприятия окружающей среды живыми организмами и человеком, в процессах обмена информацией между человеком и человеком, человеком и компьютером, компьютером и компьютером и так далее. Информация, поступает в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы.
Это свет, звук, запах, касания; это слова, значки, символы, жесты и движения.
Для того чтобы произошла передача информации, мы должны не только принять сигнал от кого-то, но и расшифровать его.
Так, услышав звонок будильника, человек понимает, что пришло время просыпаться;
телефонный звонок — кому-то нужно с нами поговорить;
школьный звонок сообщает учащимся о долгожданной перемене.
Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.
Код — это система условных знаков для представления информации.
Кодирование — это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода.
Средством кодирования служит таблица соответствия знаковых систем, которая устанавливает взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем.
В процессе обмена информацией часто приходится производить операции кодирования и декодирования информации. При вводе знака алфавита в компьютер путем нажатия соответствующей клавиши на клавиатуре происходит кодирование знака, то есть преобразование его в компьютерный код. При выводе знака на экран монитора или принтер происходит обратный процесс — декодирование, когда из компьютерного кода знак преобразуется в его графическое изображение.
Обратное преобразование называется декодированием.
Декодирование — это процесс восстановления содержания закодированной информации.
Можно рассмотреть в качестве примера кодирования соответствие цифрового и штрихового кодов товара. Такие коды имеются на каждом товаре и позволяют полностью идентифицировать товар (страну и фирму производителя, тип товара и др.).
Знакам цифрового кода (цифрам) соответствуют группы знаков штрихового кода (узкие и широкие штрихи, а также размеры промежутков между ними) — рис. Для человека удобен цифровой код, а для автоматизированного учета -штриховой код, который считывается с помощью узкого светового луча и подвергается последующей обработке в компьютерных бухгалтерских системах учета.
Существует три основных способа кодирования информации:
●Числовой способ — с помощью чисел.
●Символьный способ — информация кодируется с помощью символов того же алфавита, что и исходящий текст.
●Графический способ — информация кодируется с помощью рисунков или значков.
Существует равномерное и неравномерное кодирование. При равномерном кодировании сообщение декодируется однозначно. При неравномерном кодировании для однозначного декодирования сообщения нужно, чтобы выполнялось прямое и обратное условие Фано(прямое: никакой код не должен быть началом другого кода, обратное: никакой код не должен быть концом другого кода)
Понимать, что мы можем закодировать сообщение, даже если условие Фано не выполняется, но возможно не сможем его однозначно декодировать.
Однозначно декодировать –получить один единственный точный вариант.
Двоичное кодирование информации в компьютере.
В компьютере для представления информации используется двоичное кодирование, так как удалось создать надежно работающие технические устройства, которые могут со стопроцентной надежностью сохранять и распознавать не более двух различных состояний (цифр):
· электромагнитные реле (замкнуто/разомкнуто), широко использовались в конструкциях первых ЭВМ;
· участок поверхности магнитного носителя информации (намагничен/размагничен);
· участок поверхности лазерного диска (отражает/не отражает);
· триггер, может устойчиво находиться в одном из двух состояний, широко используется в оперативной памяти компьютера.
Все виды информации в компьютере кодируются на машинном языке, в виде логических последовательностей нулей и единиц —
Цифры двоичного кода можно рассматривать как два равновероятных состояния (события). При записи двоичной цифры реализуется выбор одного из двух возможных состояний (одной из двух цифр) и, следовательно, она несет количество информации, равное 1 биту.Даже сама единица измерения количества информации бит (bit) получила свое название от английского словосочетания BinarydigiT (двоичная цифра).Важно, что каждая цифра машинного двоичного кода несет информацию в 1 бит. Таким образом, две цифры несут информацию в 2 бита,три цифры — в 3 бита и так далее. Количество информации в битах равно количеству цифр двоичного машинного кода.
Кодирование текстовой информации.
Текстовую информацию кодируют двоичным кодом через обозначение каждого символа алфавита определенным целым числом. С помощью восьми двоичных разрядов возможно закодировать 256 различных символов. Данного количества символов достаточно для выражения всех символов английского и русского алфавитов.
Для английского языка — Институт стандартизации США выработал и ввел в обращение систему кодирования ASCII (AmericanStandardCodeforInformationInterchange – стандартный код информационного обмена США).
Для кодировки русского алфавита были разработаны несколько вариантов кодировок:
1) Windows-1251 – введена компанией Microsoft — в Российской Федерации она нашла широкое распространение.
2) КОИ-8 (Код Обмена Информацией, восьмизначный) – другая популярная кодировка российского алфавита, распространенная в компьютерных сетях.
3) ISO (InternationalStandardOrganization – Международный институт стандартизации) – международный стандарт кодирования символов русского языка. На практике эта кодировка используется редко.
Ограниченный набор кодов (256) создает трудности для разработчиков единой системы кодирования текстовой информации. Вследствие этого было предложено кодировать символы не 8-разрядными двоичными числами, а числами с большим разрядом, что вызвало расширение диапазона возможных значений кодов. Система 16-разрядного кодирования символов называется универсальной – UNICODE.
Кодирование графической информации.
Существует несколько способов кодирования графической информации.
поэтому способ растрового кодирования базируется на использовании двоичного кода представления графических данных. Общеизвестным стандартом считается приведение черно-белых иллюстраций в форме комбинации точек с 256 градациями серого цвета, т. е. для кодирования яркости любой точки необходимы 8-разрядные двоичные числа.
В основу кодирования цветных графических изображений положен принцип разложения произвольного цвета на основные составляющие, в качестве которых применяются три основных цвета: красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue). На практике принимается, что любой цвет, который воспринимает человеческий глаз, можно получить с помощью механической комбинации этих трех цветов. Такая система кодирования называется RGB. При применении 24 двоичных разрядов для кодирования цветной графики такой режим носит название полноцветного (TrueColor).
Для любого из основных цветов дополнительным будет являться цвет, который образован суммой пары остальных основных цветов. Соответственно среди дополнительных цветов можно выделить голубой (Cyan), пурпурный (Magenta) и желтый (Yellow). Принцип разложения произвольного цвета на составляющие компоненты используется не только для основных цветов, но и для дополнительных. Этот метод кодирования цвета применяется в полиграфии, но там используется еще и четвертая краска – черная (Black), поэтому эта система кодирования обозначается четырьмя буквами – CMYK. Для представления цветной графики в этой системе применяется 32 двоичных разряда. Данный режим также носит название полноцветного.
Кодирование звуковой информации.
В настоящий момент не существует единой стандартной системы кодирования звуковой информации, так как приемы и методы работы со звуковой информацией начали развиваться по сравнению с методами работы с другими видами информации самыми последними. Поэтому множество различных компаний, которые работают в области кодирования информации, создали свои собственные корпоративные стандарты для звуковой информации. Но среди этих корпоративных стандартов выделяются два основных направления.
В основе метода FM (FrequencyModulation) положено утверждение о том, что теоретически любой сложный звук может быть представлен в виде разложения на последовательность простейших гармонических сигналов разных частот. Каждый из этих гармонических сигналов представляет собой правильную синусоиду и поэтому может быть описан числовыми параметрами или закодирован. Звуковые сигналы образуют непрерывный спектр. Обратное преобразование, которое необходимо для воспроизведения звука, закодированного числовым кодом, производится с помощью цифроаналоговых преобразователей (ЦАП). Из-за таких преобразований звуковых сигналов возникают потери информации, которые связаны с методом кодирования, поэтому качество звукозаписи с помощью метода FM обычно получается недостаточно удовлетворительным. Этот метод широко использовался в те годы, когда ресурсы средств вычислительной техники были явно недостаточны.
Основная идея метода таблично-волнового синтеза (Wave-Table) состоит в том, что в заранее подготовленных таблицах находятся образцы звуков для множества различных музыкальных инструментов. Данные звуковые образцы носят название сэмплов. Числовые коды, которые заложены в сэмпле, выражают такие его характеристики, как тип инструмента, номер его модели, высоту тона и тд. Поскольку для образцов применяются реальные звуки, то качество закодированной звуковой информации получается очень высоким и приближается к звучанию реальных музыкальных инструментов, что в большей степени соответствует нынешнему уровню развития современной компьютерной техники.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь.
●числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами и др.
●для общения и письма мы используем код — русский язык, в Китае — китайский и т.д.
●с помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение, а на экране проигрывателя вы можете увидеть громкий или тихий звук, закодированный с помощью графика.
●часто бывает так, что информацию надо сжать и представить в краткой, но понятной форме. Тогда применяют пиктограммы, например, на двери магазина, на столбах в парке, на дороге.
Для передачи информации, людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся:
Источник
Способы кодирования информации. Метод координат
Описание разработки
Создать условия для закрепления понятия «метод координат» как универсального способа кодирования графической информации с помощью чисел;
Развивать компетентности учащихся по теме «Кодирование информации»;
Способствовать развитию познавательных интересов учащихся, мотивации к изучению предмета.
Развивать чувство сотрудничества и взаимопомощи, этические нормы и правила у учащихся, умение работать в парах.
Отработать теоретическую составляющую темы на практических заданиях;
Применить использование метода координат при решении заданий и в игровой ситуации в программе «Метод координат»;
Закрепить материал темы «Кодирование информации»
Развивать коммуникативные способности учащихся.
Межпредметная связь: математика, история.
- Организационный момент – 2 мин.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся -5 мин
- Первичное усвоение новых знаний – 8 мин
- Первичная проверка понимания и закрепление (игра-«Метод координат»)-20 мин
- Первичная проверка понимания и закрепление (игра-«Метод координат»)-20 мин
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция — 6 мин
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 2 мин
- Рефлексия (подведение итогов занятия) – 2 мин
— Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. (проверка присутствующих по журналу). Проверяю готовность ребят к уроку: тетради (на печатной основе и рабочая), дневник, учебник, ручка.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ребята, давайте поиграем в небольшую игру. Вызываю к доске двух учащихся. Предлагаю одному из них придумать ситуацию или фразу, а другой должен это показать классу любым способом, закодировать информацию. Игру провожу для 3-4 пар. Как видим с вами, одну и ту же информацию можно представить по-разному. Откройте тетради, запишите число и слово Тема: Предлагаю им сформулировать первую часть темы урока и записать в тетрадь.
Народная мудрость гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как вы понимаете данное выражение?
Действительно, рисунки, схемы, чертежи способны заменить долгие разъяснения. Любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Сегодня на уроке мы познакомимся с таким способом представления графической информации.
Для того, чтобы узнать как он называется вам необходимо расшифровать головоломку. (Слайд 1) Головоломка. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы: — смотрите документ
Итак, полностью тема нашего урока звучит: «Формы представления информации. Метод координат». Допишите тему нашего урока
Основная цель нашего урока: познакомится с различными формами представления информации и освоить метод координат, в этом нам поможет с вами компьютерная игра.
Первичное усвоение новых знаний
Одну и ту же информацию можно представить разными кодами, т.е. в разных формах.
Запишите, пожалуйста, в тетрадь (записываю на доске, в скобках записываю предложенные ими варианты):
Формы представления (способы кодирования) информации:
– разговорные языки (более 2000);
– язык мимики и жестов;
– язык рисунков и чертежей;
– научные языки (математики, программирования);
– языки искусства (музыка, живопись, скульптура);
– специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).
Выбор форм представления (способа кодирования) зависит от цели, ради которой оно осуществляется.
Цели: сокращение записи; засекречивание (шифровка); удобство обработки и др.
Продолжите свои записи в тетради (пишу на доске):
Способы кодирования информации:
1) графический (с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков);
2) числовой (с помощью чисел);
3) символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст).
Сегодня на уроке мы научимся представлять графическую информацию с помощью чисел.
Чтобы связать числа и точки используют системы координат. А знаете ли Вы, кто первым их предложил всему миру и объяснил, как ими пользоваться?
Молодцы, действительно, Декарт.
Простейшую из них — числовую ось — вы уже рассматривали на уроках математики. Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат.
А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси ОХ), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY). Такая идея позволяет нам однозначно определить положение любой точки на плоскости.
В жизни мы часто встречаемся с подобной системой. Приведите свои примеры, где вы встречались с системой координат?
Вся координатная плоскость разбивается на 4 области. Каждая из них имеет свое название: 1 четверть, 2 четверть, 3 четверть и 4 четверть
Первичная проверка понимания и закрепление.
Предлагаю учащимся пересесть за компьютеры. Объясняю, что им необходимо сделать: «зайдите в Документы, далее – 5 класс- Метод координат- запустите программу (Координатная плоскость-) Программа имеет 3 вкладки: режим 1(где вы сами придумываете рисунок и далее записываете координаты изображения- творческий), режим 2 (в этом режиме, воспользовавшись заготовками, в которых заложены координаты, вы получаете изображение), 3 вкладка – справка (в ней подробно описано как работать в этих режимах). Сегодня мы будем работать в режиме 2, перейдите в него.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
В ходе выполнения 2-3 изображения, смотря на темп работы и на то, как часто ребята допускают ошибки, отбирая мысленно тех, кто уже справился с заданиями, я выбираю помощников сильных, которых направляю для помощи более слабым ученикам. В сотрудничестве мы помогаем ребятам, которым трудно справится с данным материалом.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Пересядьте, пожалуйста, за парты и запишите домашнее задание в дневник:
Домашнее задание Слайд 6
Рабочая тетрадь№31, 32 стр. 30, №34 (вариант 1, 2,3) стр.32-34. В 31 номере, вам необходимо расшифровать сообщение по данному коду, в 32 номере- используя тот же код зашифровать слова. В 34 номере, работа будет похожа на классную, вам необходимо по данным координатам получить изображение.
Источник