Способ координации при командной системе экономики
Конспект лекции: Способы координации экономической деятельности
Способы координации экономической деятельности: рыночная, бюрократическая и традиционная.
Традиционная координация предполагает действие на основе традиций, предписанных как поступать в тех или иных случаях.
Бюрократическая основана на командах сверху. Иерархия – система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от центра к непосредственному исполнителю (производителю) – первобытная община, социализм. Основана на власти в лице руководителя фирмы или государственного органа.
В основе рыночной лежит экономическая свобода хозяйственных субъектов — спонтанный (стихийный порядок) – информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов подсказывает, что, как и для кого производить, т.к. информация об имеющихся ресурсах, вкусах, предпочтениях потребителей рассеяна. Возникает естественным путем, в ходе развития человечества, характерна для рынка.
Выбор способов зависит от величины транзакционных издержек:
- — поиска информации – контрагентов, наиболее выгодных условий;
- — издержки заключения контракта — время и деньги;
- — издержки измерения – качества, количества;
- — издержки спецификации и защиты прав собственности – установление объекта и субъекта собственности, органов правопорядка и суда;
- — издержки оппортунистического поведения – выявление и наказание нарушителя.
Внешние эффекты – воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. Положительное – принципы дополнительной выгоды третьим лицам, отрицательное – принципы дополнительной издержки. Внешние эффекты нарушают эффективность работы рыночного механизма. Внешние эффекты возникают только в случае неопределенности прав собственности на ресурсы. При четком определении прав проблема решается путем добровольных переговоров о взаимовыгодной купле-продаже прав, которые достаются тому, кто распорядится ими наиболее эффективно.
Общие блага – блага, главной характеристикой которых является неисключаемость из потребления (невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков», уже само создание, а не покупка общих благ, порождает положительные внешние эффекты) и неконкурентоспособность в потреблении (увеличение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага для других и не требует дополнительных издержек).
Таким образом для производства общих благ в оптимальном количестве необходимо взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству через налогообложение и механизмы распределения (бюджет).
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.
Источник
Способы координации хозяйственной жизни. Типология экономических систем
В экономической жизни общества обязательно присутствует координирующий механизм, который представляет собой действующий порядок принятия решений и методов их практической реализации по использованию ограниченных экономических ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества.
Способ координации, базирующийся на традициях, предполагает, что экономическое поведение людей регулируется на основе сложившихся в обществе религиозных, общественных, клановых и других традиций и обычаев, а иногда — и на основе первоначальных инстинктов выживания.
Способ координации, базирующийся на рынке, означает регулирование экономического поведения людей на принципах спонтанности: хозяйствующие субъекты и потребители руководствуются собственными экономическими интересами и самостоятельно, на свой страх и риск принимают решения, неся полную экономическую ответственность за их воплощение в жизнь. Поведение покупателей и продавцов определяется соотношением спроса и предложения.
Способ координации — команда основан на иерархии, строгой подчиненности снизу доверху. Центр принимает стратегические решения в отношении распределения экономических ресурсов, уровня цен, соотношения объемов потребления и накопления. Он же отдает исполнителям обязательные к исполнению приказы.
Типология экономических систем проводится на основе различных критериев. В мировой экономической литературе чаще других осуществляется классификация исходя из формы собственности на средства производства, а также из способа, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.
На основе этих позиций можно выделить следующие типы экономических систем:
классический (чистый) капитализм;
Традиционная экономика характерна для слаборазвитых стран, в ней доминируют освященные временем традиции и обычаи, в соответствии с которыми и осуществляется координация экономических взаимодействий. Средства производства могут находиться в общинной или частной собственности «хозяина» страны (диктатор, король и т.п.), дополняющейся различными формами владения правящего клана или национальной администрации.
Классический (чистый) капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции, характеризуется координацией взаимодействия субъектов экономики на основе стихийного действия рыночных законов, спонтанных решений хозяйствующих субъектов и потребителей. Средства производства находятся в частной собственности, а доминирующим хозяйствующим субъектом является частный предприниматель.
Такие экономические системы сформировались еще в средние века в Западной Европе, и свободная (совершенная) конкуренция была для них органична, впрочем, так же, как анархичность и стихийность, обусловившие перепады в производстве, экономические кризисы, неустойчивость цен. Когда эти явления нарастают, жизненный уровень трудящихся снижается, развиваются безработица и связанные с ней большие потери труда, а также значительная имущественная дифференциация. Несовершенство эпохи свободной конкуренции поставило на повестку дня вопрос о поиске новой экономической системы или по крайней мере совершенствовании старой.
Так образовалась полная противоположность чистому капитализму — административно-командная экономика. Своим названием она обязана способу управления и координации на основе строгой иерархической подчиненности некоему центру в лице государства, из которого исходят все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении благ и услуг в обществе. В этой системе господствует общественная (государственная) форма собственности на средства производства, позволяющая обеспечивать государственную монополию, охватывающую весь процесс общественного воспроизводства, и осуществлять жесткое централизованное регулирование экономики.
Данная экономическая система обеспечивала в СССР полную занятость трудоспособного населения, гарантировала предприятиям достаточно устойчивые поставки сырья, материалов и оборудования, а населению — довольно стабильные, централизованно устанавливаемые цены, давала на минимальном уровне социальные гарантии в области образования, медицинского обслуживания и физической культуры. Несмотря на это, она вела в экономический и социальный тупик по причине своей экономической и социальной неэффективности, что и доказал развал СССР, явившийся логическим проявлением нежизнеспособности административно-командной системы.
В современном мире экономические системы в подавляющем большинстве расположены между классическим капитализмом и административно-командной экономикой и являются смешанными экономиками. Координация и управление в них осуществляются на основе совмещения элементов спонтанного порядка и иерархии. Так, государственное регулирование осуществляется в таких, например, формах, как контроль над некоторыми ценами, индикативное планирование, ограничение монополий, совмещается с рыночным саморегулированием на основе самостоятельных решений хозяйствующих субъектов (что, как и для кого производить) и их конкурентного взаимодействия. Наряду с частной собственностью существует государственная собственность на средства производства, что предопределяет наличие государственных предприятий и соответствующего сектора в экономике.
В смешанную экономику как бы «вмонтированы» два хозяйственных механизма: рыночный и планово-государственный. Они тесно взаимосвязаны, хотя у каждого есть зона своего преимущественного действия. Рыночный механизм и государственно-плановое регулирование — две существенные стороны управления современной смешанной экономикой. Управлять ею в отсутствие того либо другого — все равно, что пытаться аплодировать одной рукой.
Источник
Экономическая система и способы координации хозяйственной деятельности
Экономическая система — это скоординированная совокупность экономических отношений, видов хозяйственной деятельности, осуществляемых в обществе в рамках данной географической территории в форме определенных социально-экономических отношений и институтов, целью которой является удовлетворение потребностей в экономических благах и услугах.
Экономические системы различаются по способу координациихозяйственной деятельности.
Выделяют три способа координации:1) иерархия (команда); 2) спонтанность (рынок); 3) традиция. В соответствии с ними рассматриваются следующие экономические системы:
1) командная экономика; 2) рыночная экономика (классический или чистый капитализм); 3) традиционная экономика; 4) смешанная экономика.
Иерархия– предполагает строгую подчиненность, идущую снизу вверх. Система приказов и поручений строго направляется от центра к исполнителям. В роли центра могут выступать феодал, госплан, политическая партия. Такой способ координации является преобладающим в командной экономике
Рыночная координациясвоей главной чертой имеет спонтанность означающую, что решения по поводу своих действий самостоятельно принимают хозяйствующие субъекты, руководствующиеся собственными экономическими интересами. Информация передается, прежде всего, через цены и другие экономические показатели. Такой способ координации является преобладающим в рыночной экономике.
Традиция решения принимаются на основе ранее закрепившегося исторического опыта и национальных обычаев. Такой способ координации является преобладающим в традиционной экономике.
Наиболее существенными чертами традиционной экономики являются: ограниченность внедрения научно-технического прогресса и инноваций; преобладание религиозных и культурных ценностей над экономическими; кастовость и наследственность; значительная неграмотность и малограмотность населения, относительная перенаселенность, нищета, высокая имущественная дифференциация и низкая производительность труда.
Наиболее существенными чертами классического капитализма являются: отдельный производитель и потребитель не имеют рыночной власти на рынке; наличие свободной конкуренции; преобладание принципа свободы предпринимательского и потребительского выбора; использование цен в качестве источника информации о рынке; стремление субъектов рынка к получению максимальной выгоды, государственное регулирование рыночных отношений ограниченно установлением правовых условий и общих правил «рыночной игры».
К наиболее существенным чертам административно-командной экономики можно отнести: централизованное планирование экономической деятельности; централизованное установление основных отраслевых пропорций национальной экономики; отсутствие конкуренции; тотальное государственное вмешательство в экономическую деятельность.
Смешанная экономика основана на действии двух механизмов: рыночного и командного. Они тесно взаимосвязаны между собой, хотя каждый из них имеет зону своего преимущественного действия. К основным чертам смешанной экономики можно отнести: экономическая власть в различных пропорциях делится между государством и бизнесом; сочетание государственного управления и гибкость рыночного саморегулирования; выполнение государством ряда важнейших регулирующих функций.
Большинство современных национальных экономик являются смешанными.
Источник
Способы координации хозяйственной жизни: традиции, команда, рынок. Натуральное и товарное хозяйство
| |||||
| |||||
|
|
|
Традиции характеризуются тем, что экономическое поведение людей и решение всех вопросов общества осуществляется на основе первоначальных инстинктов выживания, обычаев, традиций. Примерами такой экономической системы могут служить общества людей в догосударственный первобытнообщинный период. В современных условиях – племена амазонских индейцев, австралийских аборигенов, африканцев.
Команда характеризуется тем, что вопросы производства, распределения ресурсов и доходов решаются государством. Эта экономическая система была распространена в древней цивилизации инков и ацтеков, в восточных деспотиях, в странах социалистического лагеря.
Для государственной централизованной системы характерна жесткая вертикальная иерархия управления, благодаря которой обеспечивается концентрация экономических ресурсов на главной задаче, выдвигаемой государством. Вертикальная иерархия приводит к отсутствию горизонтальных связей и потере эффективности на низовом уровне.
Рынокоснован на частной собственности и решении экономических проблем исходя из личных, частных интересов каждого производителя. Индивидуальные решения координируются в условиях рыночной конкуренции. В результате экономическая власть широко рассеяна. Рыночная система способствует эффективному использованию ресурсов и быстрому экономическому росту, но приводит к дифференциации общества по доходам.
Исторически первым типом экономической организации производства было натуральное хозяйство.
Натуральным является хозяйство, при котором люди производят продукты для удовлетворения своих собственных потребностей, а не для обмена, не на рынок.
— ограниченность и разобщенность производства,
— медленные темпы развития.
Более сложным является товарное, рыночное хозяйство.
Под товарным понимается такое хозяйство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка («производство – обмен – потребление»).
Простое товарное хозяйство – часть произведенных продуктов реализуется на рынке, отсутствует наемный труд, частная собственность, определенное общественное разделение труда, обмен продуктами. Продукты производятся отдельными, обособленными производителями.
Рыночная система – развитая система общественного труда, связь производства и потребления через рынок, господство машинного производства, наличие рыночной инфраструктуры (банки, биржи и так далее).
В современных условиях выделяют следующие типы экономических систем:
«Чистый капитализм» или капитализм эпохи свободной конкуренции характеризует:
1. Частная собственность на факторы производства.
2. Рыночная система координации и управления хозяйственной деятельностью людей.
3. Мотивация поведения участников системы личными, эгоистическими интересами. Однако именно таким образом, через преследование собственных интересов, достигается обеспечение общественных интересов.
4. Соблюдение принципа свободы предпринимательства и выбора. Свобода вложения капитала куда угодно его владельцу (и когда, и где ему угодно). Свободный выбор потребителя (суверенитет потребителя).
5. Каждый хозяйствующий субъект стремится к получению максимальной прибыли, действуя на свой страх и риск. Хозяйственные решения принимает лично.
6. В системе действует множество производителей и потребителей одного и того же продукта. Свободный вход, выход из отрасли (чистая конкуренция).
7. Экономическая власть отдельных производителей и потребителей столь рассеяна, что каждый из них в отдельности не имеет реальной экономической власти, чтобы изменять ситуацию на рынке.
8. Производится то, что покупается. Господство покупателя над производителем.
9. Государственное вмешательство в экономику минимально:
— производство общественных благ;
— регулирование рынка путем обеспечения правовых условий и «общих правил игры»;
— регулирование через механизм налогово-бюджетной, социальной политики.
Чистого капитализма нигде нет.
Командная экономика (западная терминология) или административно — хозяйственная система (наша терминология) характеризуется чертами:
1. Общественная собственность на средства производства.
2. Централизованное планирование экономической деятельности. Информацию несет не цена, а норматив или приказ.
3. Централизованное снабжение предприятий ресурсами для выполнения государственных планов (фондирование).
4. Установление народнохозяйственных пропорций между производством средств производства и производством предметов потребления централизованно.
5. Распределение предметов потребления также централизованно, а не через рынок. Уравнительное распределение.
6. Отсутствие конкуренции.
7. Монополизм производителей.
8. Отсутствие рыночной действенной системы стимулирования и мотивации производителей.
9. В итоге: господство производителя над потребителем. У потребителя нет выбора.
Такая система, в «чистом» виде, не существовала. Но ее важнейшие черты господствовали в СССР и некоторых других странах Восточной Европы.
«Смешанную экономику» можно определить как экономику, в которой определенная часть или сектор национального хозяйства принадлежит и управляется учреждениями правительства или местными органами государственной власти, а другая его часть – частными гражданами или коллективами.
Тип смешанного управления имеет следующие специфические черты:
Во-первых, органически соединяется устойчивость государственного управления, необходимая для удовлетворения общественных потребностей и гибкость рыночного саморегулирования.
Во-вторых, только тип смешанного управления позволяет оптимально сочетать важнейшие макроэкономические цели:
— социальную справедливость и
— стабильность экономического роста.
В-третьих, данный регулятор способствует лучше всего сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение.
В смешанную систему макрорегулирования «вмонтированы» два хозяйственных механизма. Каждый из них имеет зону своего преимущественного действия. Вместе с тем они взаимосвязаны друг с другом.
Так, рынок сохраняет свое воздействие на уровень цен и прибыльность производства.
Однако сам рынок нуждается в регулировании со стороны государства.
Государство выполняет ряд регулирующих функций.
1. Для эффективной хозяйственной деятельности предприятий государство разрабатывает и контролирует «правила игры» всех экономических субъектов.
2. Создает регулирующие органы для наблюдения за выполнением антимонопольных законов.
3. Государство стремится стабилизировать экономическое развитие: сдерживать инфляцию и безработицу, поддерживать экономический рост. В период кризиса – использует одни меры, в период подъема – другие.
4. Важной государственной функцией стало регулирование социальных отношений:
Основными специфическими чертами традиционной системы являются:
1) Производство, распределение и обмен, базирующиеся на обычаях, традициях, культовых обрядах.
2) Наследственность и кастовость отчетливо определяют экономическую роль индивидуума.
3) Социально-экономический застой четко выражен.
4) Технический прогресс резко ограничен, так как объективно несет угрозу устоям традиционного общества.
5) Религиозные, кастовые и культурные ценности первичны по отношению к новым формам экономической деятельности.
6) Существует устойчивое превышение темпов роста населения над темпами роста промышленного производства.
7) Неграмотность населения, перенаселенность, высокий уровень безработицы, низкая производительность труда.
8) Гигантская внешняя финансовая задолженность. Страны не смогут ее ликвидировать традиционными способами.
9) Исключительно высокая роль государства в экономике и политике этих стран.
Источник