Способ координации командой экономики

Экономическая система и способы координации хозяйственной деятельности

Экономическая система — это скоординированная совокупность экономических отношений, видов хозяйственной деятельности, осуществляемых в обществе в рамках данной географической территории в форме определенных социально-экономических отношений и институтов, целью которой является удовлетворение потребностей в экономических благах и услугах.

Экономические системы различаются по способу координациихозяйственной деятельности.

Выделяют три способа координации:1) иерархия (команда); 2) спонтанность (рынок); 3) традиция. В соответствии с ними рассматриваются следующие экономические системы:

1) командная экономика; 2) рыночная экономика (классический или чистый капитализм); 3) традиционная экономика; 4) смешанная экономика.

Иерархия– предполагает строгую подчиненность, идущую снизу вверх. Система приказов и поручений строго направляется от центра к исполнителям. В роли центра могут выступать феодал, госплан, политическая партия. Такой способ координации является преобладающим в командной экономике

Рыночная координациясвоей главной чертой имеет спонтанность означающую, что решения по поводу своих действий самостоятельно принимают хозяйствующие субъекты, руководствующиеся собственными экономическими интересами. Информация передается, прежде всего, через цены и другие экономические показатели. Такой способ координации является преобладающим в рыночной экономике.

Традиция решения принимаются на основе ранее закрепившегося исторического опыта и национальных обычаев. Такой способ координации является преобладающим в традиционной экономике.

Наиболее существенными чертами традиционной экономики являются: ограниченность внедрения научно-технического прогресса и инноваций; преобладание религиозных и культурных ценностей над экономическими; кастовость и наследственность; значительная неграмотность и малограмотность населения, относительная перенаселенность, нищета, высокая имущественная дифференциация и низкая производительность труда.

Наиболее существенными чертами классического капитализма являются: отдельный производитель и потребитель не имеют рыночной власти на рынке; наличие свободной конкуренции; преобладание принципа свободы предпринимательского и потребительского выбора; использование цен в качестве источника информации о рынке; стремление субъектов рынка к получению максимальной выгоды, государственное регулирование рыночных отношений ограниченно установлением правовых условий и общих правил «рыночной игры».

К наиболее существенным чертам административно-командной экономики можно отнести: централизованное планирование экономической деятельности; централизованное установление основных отраслевых пропорций национальной экономики; отсутствие конкуренции; тотальное государственное вмешательство в экономическую деятельность.

Смешанная экономика основана на действии двух механизмов: рыночного и командного. Они тесно взаимосвязаны между собой, хотя каждый из них имеет зону своего преимущественного действия. К основным чертам смешанной экономики можно отнести: экономическая власть в различных пропорциях делится между государством и бизнесом; сочетание государственного управления и гибкость рыночного саморегулирования; выполнение государством ряда важнейших регулирующих функций.

Большинство современных национальных экономик являются смешанными.

Источник

Административно-командная экономика. Административно-командная экономическая система

Административно-командная система экономики – это концепция управления, в которой основная роль отводится распределительно-командным методам, а власть принадлежит центральным органам правления.

Характерным является централизм хозяйственной деятельности, а также идеологический метод правления, господствующая партийно-государственная бюрократия и полное отсутствие демократии.

Основные моменты

  • административно-командная;
  • традиционная;
  • рыночная;
  • смешанная.

Каждому развитому государству присущ определенный вид. Административно-командная экономика называется еще и чистой или плановой. Ее суть заключается в том, что управление происходит исключительно с помощью политических решений.

Центральные или органы местного самоуправления принимают все решения об использовании ресурсов самостоятельно. Именно они определяют, какого качества и в каком количестве нужно заказывать сырье для предприятий, какие цены ставить на ту или иную продукцию. При этом учитываются как экономико-технические факторы, так и социально-политические.

Характерные черты

Административно-командная экономика характеризуется:

  • государственной собственностью на большинство экономических ресурсов;
  • монополизацией и бюрократизмом;
  • централизованным, директивным, экономическим планированием как основой хозяйственного механизма;
  • иерархией;
  • несбалансированностью спроса и предложения, показатели которой увеличиваются с каждым годом;
  • расцветом теневой экономики, черного рынка;
  • чрезмерным ростом цен, эмиссией денег;
  • развалом общенационального рынка;
  • разгулом центробежных сил;
  • заменой товарно-денежных отношений на бартерный обмен;
  • отсутствием у потребителей права выбора товарной единицы;
  • деформацией экономических интересов (например, приоритетом торговцев становится не «продать», а «припрятать»).
Читайте также:  10 способов сэкономить бензин

Преимущества

Главным плюсом этой системы является возможность исключить явную безработицу (во всяком случае, с теоретической точки зрения). Для этого разработано специальное управление ресурсами, при нем все получают работу. Благодаря этому режиму возможен тотальный контроль над расходами и желаемое распределение доходов.

Недостатки

Основные недостатки такой модели хозяйствования:

  • административно-командная экономика не способна обеспечить эффективную хозяйственную деятельность;
  • производственные монополии не внедряют новые технологии и технические новинки;
  • полностью отсутствуют необходимые материальные и человеческие резервы, которые могут понадобиться в случае нарушения баланса народного хозяйства;
  • для системы характерен низкий уровень удовлетворения потребностей;
  • риск появления скрытой безработицы;
  • дефицит ресурсов;
  • недостаточное количество предметов потребления;
  • «уравниловка».

Концепция Попова

Впервые термин «административно-командная экономика» был использован Гавриилом Харитоновичем Поповым. Он противопоставляет ее рыночной, делая акцент на том, что первая является пирамидой, в которой приказы идут сверху, а вторая ориентирована на среднее звено. Согласно его теории, это уровень директоров заводов, над которыми практически отсутствует приказное управление.

Поповым делается акцент на том, что данная система настолько централизована, что не способна в сжатые сроки ответить на целый ряд вызовов. Он убежден, что функции экономики имеют большой диапазон, но при этом их слабые места весьма открыты.

В целом экономист критикует данную теорию, говоря о том, что переход к рыночной системе – благо для человечества, потому что она больше соответствует реальным потребностям общества.

Исследователи считают публикацию статьи Попова весьма значительным вкладом не только в развитие экономики, но в исторические события СССР. Именно в ней впервые во времена перестройки была провозглашена мысль о восстановлении частной собственности.

Особенности

Административно-командная и рыночная экономика – это два разных режима, которые по-разному действуют на развитие государства и жизнь социума. Для первой основной чертой является директивное планирование. Это значит, что все организации и предприятия должны действовать в соответствии с плановыми заданиями правительственного аппарата. Центральным органам управления принадлежит вся полнота власти.

Исследователи подчеркивают, что административно-командная экономика опирается на тоталитарный или авторитарный режим. Она противоречит демократическим принципам управления и не принимает конкуренцию, свободный рынок или предпринимательство.

Плановая экономика

Управление экономикой исключительно посредствам принятия центральных решений – трудная задача.

Плановая экономика сталкивается с трудностями во время внедрения новых технологий или новинок техники. Все потому, что предприятия не имеют возможности проводить какие-либо эксперименты из-за того, что у них нет прав на это. Плановая экономика подразумевает неограниченную власть в органах управления.

Различные потребители самостоятельно решают, какие товары им покупать, а вот предприятия не имеют права голоса. Они вынуждены производить согласно государственному плану, использовать определенные технологии, закупать сырье, материалы и выполнять специальные задания.

Централизованно-плановая экономика – это концепция, которая основывается на общественной собственности, директивном руководстве и контроле над всеми сферами жизни социума.

Условия экономики таковы, что свободный рынок потребительских товаров сочетается с жестким регулированием предприятий. Это является причиной порождения проблем. Это привело к тому, что страны с плановой экономикой постепенно переходят к рыночной системе, для того чтобы позволить спросу управлять производством.

Господство государства

Административно-командная система встречается во многих странах. Основы экономики заключаются в том, что государство покровительствует крупнейшим предприятиям. Главная отличительная черта – владение всеми ресурсами: землей, недрами, полезными ископаемыми, учреждениями, народным хозяйством и, конечно, финансами. Основы экономики рынка полагаются на спрос, в этом же случае центральные органы власти решают, сколько и кому продукции выпускать.

Читайте также:  Качественные способы анализа качественные данные

В таких условиях неминуемо рождается монополия и бюрократия, а это, в свою очередь, значительно снижает стимул к развитию. Из позитивных моментов у административно-командной системы остается свободное медицинское обслуживание, доступ к образованию и хорошее развитие социальной сферы.

Механизм данной системы отличается рядом особенностей. Во-первых, управляет всеми предприятиями государственный аппарат, а точнее, его высшие эшелоны, это сводит на ноль самостоятельность любых хозяйственных субъектов. Во-вторых, исключаются все рыночные связи, отсутствует и классическая связь спроса с предложением, выпуск продукции контролируется центральными органами.

И наконец, в-третьих, государственным аппаратом производится любое руководство при помощи административно-командных методов, а это снижает материальный интерес к результатам труда.

Административно-командная модель экономики в мире

Каждой стране присущи разные виды экономики. Где-то ярко выражены одни, а где-то несколько синтезируют друг с другом и создают один – совершенно новый.

Бывшие социальные страны, в том числе и экономика России, относились к административно-командной системе. На сегодняшней день ею пользуется КНДР и Куба.

В этих странах происходит равномерное распределение потребительских благ, а в таких сферах, как образование или система здравоохранения, действуют элементы уравниловки (перед силой закона все равны).

Еще одна характерная черта – это узкий слой правящей государственной номенклатуры, у которого имеются привилегии в доступе к потребительским благам, например к жилью, санаториям, дефицитным продуктам и др.

Центральная власть выступает и в роли собственника такого важного ресурса, как знание. За счет этого уровень общего, профессионального и технического образования в странах с административно-командной экономической системой достаточно высок. Сюда же можно отнести и всю рабочую силу.

Экономика России

Ядро административно-командной экономики – это СССР. Система сложилась в начале 30-х годов двадцатого века. Этому явлению предшествовали два события: Октябрьская революция, годы военного коммунизма (1917-1920 гг.) и период под названием «новая экономическая политика» (1921-1928 гг.).

Функции экономики того времени сводились не только к государственному контролю за всеми сферами жизнедеятельности общества, но и к созданию производственных кооперативов. В сельском хозяйстве благодаря этому режиму образовывались колхозы.

В Российской Федерации в последние годы осуществилось немало реформ, которые напрямую связаны с разгосударствлением, переходом к рыночным отношениям, приватизацией имущества, демонополизацией. Это привело к возникновению современной системы экономики. Однако полностью перейти на новый режим сразу не удается ни одному государству. Потому в России действует синтез из элементов административно-командной системы и рыночной экономики со свободной конкуренцией.

Хозяйственной жизни присущ главным образом переходной характер. Он может затянуться на десятилетия. Окончательный вариант складывается из многих факторов. Так, современная модель рыночной экономики России зависит от:

  • соотношения политических сил в государстве;
  • характера проводимых реформ;
  • масштаба и эффективности поддержки преобразований международными сообществами;
  • исторических традиций.

Источник

Способы координации хозяйственной жизни. Типология экономических систем

В экономической жизни общества обязательно присутствует координирующий механизм, который представляет собой действующий порядок принятия решений и методов их практической реализации по использованию ограниченных экономических ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей общества.

Способ координации, базирующийся на традициях, предполагает, что экономическое поведение людей регулируется на основе сложившихся в обществе религиозных, общественных, клановых и других традиций и обычаев, а иногда — и на основе первоначальных инстинктов выживания.

Способ координации, базирующийся на рынке, означает регулирование экономического поведения людей на принципах спонтанности: хозяйствующие субъекты и потребители руководствуются собственными экономическими интересами и самостоятельно, на свой страх и риск принимают решения, неся полную экономическую ответственность за их воплощение в жизнь. Поведение покупателей и продавцов определяется соотношением спроса и предложения.

Читайте также:  Фалькон фунгицид способ применения

Способ координации — команда основан на иерархии, строгой подчиненности снизу доверху. Центр принимает стратегические решения в отношении распределения экономических ресурсов, уровня цен, соотношения объемов потребления и накопления. Он же отдает исполнителям обязательные к исполнению приказы.

Типология экономических систем проводится на основе различных критериев. В мировой экономической литературе чаще других осуществляется классификация исходя из формы собственности на средства производства, а также из способа, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

На основе этих позиций можно выделить следующие типы экономических систем:

классический (чистый) капитализм;

Традиционная экономика характерна для слаборазвитых стран, в ней доминируют освященные временем традиции и обычаи, в соответствии с которыми и осуществляется координация экономических взаимодействий. Средства производства могут находиться в общинной или частной собственности «хозяина» страны (диктатор, король и т.п.), дополняющейся различными формами владения правящего клана или национальной администрации.

Классический (чистый) капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции, характеризуется координацией взаимодействия субъектов экономики на основе стихийного действия рыночных законов, спонтанных решений хозяйствующих субъектов и потребителей. Средства производства находятся в частной собственности, а доминирующим хозяйствующим субъектом является частный предприниматель.

Такие экономические системы сформировались еще в средние века в Западной Европе, и свободная (совершенная) конкуренция была для них органична, впрочем, так же, как анархичность и стихийность, обусловившие перепады в производстве, экономические кризисы, неустойчивость цен. Когда эти явления нарастают, жизненный уровень трудящихся снижается, развиваются безработица и связанные с ней большие потери труда, а также значительная имущественная дифференциация. Несовершенство эпохи свободной конкуренции поставило на повестку дня вопрос о поиске новой экономической системы или по крайней мере совершенствовании старой.

Так образовалась полная противоположность чистому капитализму — административно-командная экономика. Своим названием она обязана способу управления и координации на основе строгой иерархической подчиненности некоему центру в лице государства, из которого исходят все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении благ и услуг в обществе. В этой системе господствует общественная (государственная) форма собственности на средства производства, позволяющая обеспечивать государственную монополию, охватывающую весь процесс общественного воспроизводства, и осуществлять жесткое централизованное регулирование экономики.

Данная экономическая система обеспечивала в СССР полную занятость трудоспособного населения, гарантировала предприятиям достаточно устойчивые поставки сырья, материалов и оборудования, а населению — довольно стабильные, централизованно устанавливаемые цены, давала на минимальном уровне социальные гарантии в области образования, медицинского обслуживания и физической культуры. Несмотря на это, она вела в экономический и социальный тупик по причине своей экономической и социальной неэффективности, что и доказал развал СССР, явившийся логическим проявлением нежизнеспособности административно-командной системы.

В современном мире экономические системы в подавляющем большинстве расположены между классическим капитализмом и административно-командной экономикой и являются смешанными экономиками. Координация и управление в них осуществляются на основе совмещения элементов спонтанного порядка и иерархии. Так, государственное регулирование осуществляется в таких, например, формах, как контроль над некоторыми ценами, индикативное планирование, ограничение монополий, совмещается с рыночным саморегулированием на основе самостоятельных решений хозяйствующих субъектов (что, как и для кого производить) и их конкурентного взаимодействия. Наряду с частной собственностью существует государственная собственность на средства производства, что предопределяет наличие государственных предприятий и соответствующего сектора в экономике.

В смешанную экономику как бы «вмонтированы» два хозяйственных механизма: рыночный и планово-государственный. Они тесно взаимосвязаны, хотя у каждого есть зона своего преимущественного действия. Рыночный механизм и государственно-плановое регулирование — две существенные стороны управления современной смешанной экономикой. Управлять ею в отсутствие того либо другого — все равно, что пытаться аплодировать одной рукой.

Источник

Оцените статью
Разные способы