- Экономическая система и способы координации хозяйственной деятельности
- 3. Способы координации
- 3.1 Административная координация
- 3.2 Рыночная координация
- Способ координации хозяйственной деятельности при рыночной экономике
- Рынок
- Что такое рынок
- Признаки рынка
- Функции рынка
- Формы организации
- Виды рынков
- Преимущества и недостатки рынка
- Законы рынка
- Закон стоимости
- Закон спроса и предложения
- Закон конкуренции
- Способы регулирования рынка государством
- Условия развития рыночного хозяйства
- Заключение
Экономическая система и способы координации хозяйственной деятельности
Экономическая система — это скоординированная совокупность экономических отношений, видов хозяйственной деятельности, осуществляемых в обществе в рамках данной географической территории в форме определенных социально-экономических отношений и институтов, целью которой является удовлетворение потребностей в экономических благах и услугах.
Экономические системы различаются по способу координациихозяйственной деятельности.
Выделяют три способа координации:1) иерархия (команда); 2) спонтанность (рынок); 3) традиция. В соответствии с ними рассматриваются следующие экономические системы:
1) командная экономика; 2) рыночная экономика (классический или чистый капитализм); 3) традиционная экономика; 4) смешанная экономика.
Иерархия– предполагает строгую подчиненность, идущую снизу вверх. Система приказов и поручений строго направляется от центра к исполнителям. В роли центра могут выступать феодал, госплан, политическая партия. Такой способ координации является преобладающим в командной экономике
Рыночная координациясвоей главной чертой имеет спонтанность означающую, что решения по поводу своих действий самостоятельно принимают хозяйствующие субъекты, руководствующиеся собственными экономическими интересами. Информация передается, прежде всего, через цены и другие экономические показатели. Такой способ координации является преобладающим в рыночной экономике.
Традиция решения принимаются на основе ранее закрепившегося исторического опыта и национальных обычаев. Такой способ координации является преобладающим в традиционной экономике.
Наиболее существенными чертами традиционной экономики являются: ограниченность внедрения научно-технического прогресса и инноваций; преобладание религиозных и культурных ценностей над экономическими; кастовость и наследственность; значительная неграмотность и малограмотность населения, относительная перенаселенность, нищета, высокая имущественная дифференциация и низкая производительность труда.
Наиболее существенными чертами классического капитализма являются: отдельный производитель и потребитель не имеют рыночной власти на рынке; наличие свободной конкуренции; преобладание принципа свободы предпринимательского и потребительского выбора; использование цен в качестве источника информации о рынке; стремление субъектов рынка к получению максимальной выгоды, государственное регулирование рыночных отношений ограниченно установлением правовых условий и общих правил «рыночной игры».
К наиболее существенным чертам административно-командной экономики можно отнести: централизованное планирование экономической деятельности; централизованное установление основных отраслевых пропорций национальной экономики; отсутствие конкуренции; тотальное государственное вмешательство в экономическую деятельность.
Смешанная экономика основана на действии двух механизмов: рыночного и командного. Они тесно взаимосвязаны между собой, хотя каждый из них имеет зону своего преимущественного действия. К основным чертам смешанной экономики можно отнести: экономическая власть в различных пропорциях делится между государством и бизнесом; сочетание государственного управления и гибкость рыночного саморегулирования; выполнение государством ряда важнейших регулирующих функций.
Большинство современных национальных экономик являются смешанными.
Источник
3. Способы координации
Способ координации – это способ взаимодействия между производителями и потребителями, основанный на определенном порядке передачи информации до субъектов хозяйственной деятельности, на основе которой и происходит принятие экономических решений. Передача информации может осуществляться двумя принципиально разными способами.
3.1 Административная координация
Административная координация (лат. administration– управление) – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на передаче информации через приказы и поручения. На самом деле передача информации осуществляется в двух направлениях. «Сверху вниз», от некоего Центра к исполнителю информация движется в виде приказов и поручений, «снизу вверх» – в виде запросов и отчетов о выполнении. Весьма меткое название данному способу координации было дано австрийским экономистом прошлого столетия Фридрихом фон Хайеком –иерархия. Иерархический порядок – это система связей между хозяйствующими субъектами вертикального типа, связей подчинения, зависимости (в пер. с греч. – «священная власть»). Иерархию можно представить в виде пирамиды, вершина которой – Центр, то есть органы управления экономикой, где сосредотачивается вся информация об имеющихся ресурсах и потребностях общества. Будучи реализованная в национальном масштабе иерархия представляет собой командную систему (административно-командную, командно-плановую экономику). В форме иерархии осуществляет свою деятельность и отдельная организация, будь то коммерческая фирма или бюджетное учреждение.
3.2 Рыночная координация
Итак, административная координация или иерархия – это хозяйственный порядок, основанный на власти, персонифицированной в лице руководителя. Другой способ решения фундаментальный проблем основан на праве производителя самому решать, что, как и для кого производить. И в этом случае источником информации выступает рыночная цена в любом ее проявлении. Это могут быть товарные цены, система скидок, ставки заработной платы и процента, величина дивидендов по акциям и их курсовая стоимость. Многие слышали об основном показателе состояния американского фондового рынка – индексе Доу-Джонсона, но мало кто знает, как он рассчитывается. И все же это не мешает инвесторам ориентироваться на него, т. к. брокеру, например, вовсе не обязательно постигать природу изменений ситуации на фондовом рынке. Чтобы принять правильное решение ему важно знать ее динамику, которую и отражает данный индекс.
Таким образом, рыночная координация – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на ценовых сигналах. Здесь решения обусловлены иной властью, властью выгоды, которую несет рыночная сделка, и эта власть деперсонифицирована, то есть обезличена. Теперь мы можем уточнить и понятие «административная координация». Это не только приказы и поручения, но любой нерыночный, то есть персонифицированный метод регулирования поведения, например, профессиональная этика, личное доверие, внутрифирменные традиции.
Конечно, ценовые колебания выглядят бессистемным, стихийным процессом, но только на первый взгляд. В действительности действия рынка подчинено определенным закономерностям, с которыми вы познакомитесь, и он обеспечивает слаженность взаимодействия производителей и потребителей. Хайек дал определение рыночной координации как спонтанному, т. е. произвольномупорядку, основанному на договорных отношениях. Свободные в своем выборе субъекты рынка осуществляют совместную деятельность в форме формального или неформального договора.
Источник
Способ координации хозяйственной деятельности при рыночной экономике
Конспект лекции: Способы координации экономической деятельности
Способы координации экономической деятельности: рыночная, бюрократическая и традиционная.
Традиционная координация предполагает действие на основе традиций, предписанных как поступать в тех или иных случаях.
Бюрократическая основана на командах сверху. Иерархия – система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от центра к непосредственному исполнителю (производителю) – первобытная община, социализм. Основана на власти в лице руководителя фирмы или государственного органа.
В основе рыночной лежит экономическая свобода хозяйственных субъектов — спонтанный (стихийный порядок) – информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов подсказывает, что, как и для кого производить, т.к. информация об имеющихся ресурсах, вкусах, предпочтениях потребителей рассеяна. Возникает естественным путем, в ходе развития человечества, характерна для рынка.
Выбор способов зависит от величины транзакционных издержек:
- — поиска информации – контрагентов, наиболее выгодных условий;
- — издержки заключения контракта — время и деньги;
- — издержки измерения – качества, количества;
- — издержки спецификации и защиты прав собственности – установление объекта и субъекта собственности, органов правопорядка и суда;
- — издержки оппортунистического поведения – выявление и наказание нарушителя.
Внешние эффекты – воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. Положительное – принципы дополнительной выгоды третьим лицам, отрицательное – принципы дополнительной издержки. Внешние эффекты нарушают эффективность работы рыночного механизма. Внешние эффекты возникают только в случае неопределенности прав собственности на ресурсы. При четком определении прав проблема решается путем добровольных переговоров о взаимовыгодной купле-продаже прав, которые достаются тому, кто распорядится ими наиболее эффективно.
Общие блага – блага, главной характеристикой которых является неисключаемость из потребления (невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков», уже само создание, а не покупка общих благ, порождает положительные внешние эффекты) и неконкурентоспособность в потреблении (увеличение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага для других и не требует дополнительных издержек).
Таким образом для производства общих благ в оптимальном количестве необходимо взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству через налогообложение и механизмы распределения (бюджет).
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.
Источник
Рынок
Рынок существует больше шести тысяч лет, он принимал самые примитивные формы, пока не дорос до современного вида. Важно следить за состоянием рынка, оценивать конкурентов и цены — ведь очень сложно построить успешный бизнес или даже создать маркетинговую стратегию , не понимая основ экономики. В статье расскажем, что такое рынок, его виды и функции.
Что такое рынок
Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.
Признаки рынка
Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:
Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.
Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.
Цена , которая не регулируется самостоятельно, а зависит от спроса и предложения.
Функции рынка
Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:
Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.
Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.
Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.
Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.
Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.
Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.
Формы организации
Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.
Популярные формы организации рынка:
Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.
Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.
Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.
Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.
Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).
Виды рынков
Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:
по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;
по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;
по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;
по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;
с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;
по легальности — легальный, нелегальный;
по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;
по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.
Преимущества и недостатки рынка
Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.
Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:
все зависит от случая;
невозможно сделать долгосрочный прогноз;
проблемы с экологией;
рост цен, инфляция.
Законы рынка
Чтобы рынок функционировал, есть определенные правила, которые регулируют его работу. Благодаря этим правилам поддерживают гармонию и здоровую экономику. Существуют три базовых закона рынка: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции .
Закон стоимости
Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.
Закон спроса и предложения
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.
Закон конкуренции
Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.
Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.
Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.
Способы регулирования рынка государством
Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:
фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;
акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;
дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;
Условия развития рыночного хозяйства
Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:
свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;
наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.
Заключение
Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.
Источник