Экономическая система и способы координации хозяйственной деятельности
Экономическая система — это скоординированная совокупность экономических отношений, видов хозяйственной деятельности, осуществляемых в обществе в рамках данной географической территории в форме определенных социально-экономических отношений и институтов, целью которой является удовлетворение потребностей в экономических благах и услугах.
Экономические системы различаются по способу координациихозяйственной деятельности.
Выделяют три способа координации:1) иерархия (команда); 2) спонтанность (рынок); 3) традиция. В соответствии с ними рассматриваются следующие экономические системы:
1) командная экономика; 2) рыночная экономика (классический или чистый капитализм); 3) традиционная экономика; 4) смешанная экономика.
Иерархия– предполагает строгую подчиненность, идущую снизу вверх. Система приказов и поручений строго направляется от центра к исполнителям. В роли центра могут выступать феодал, госплан, политическая партия. Такой способ координации является преобладающим в командной экономике
Рыночная координациясвоей главной чертой имеет спонтанность означающую, что решения по поводу своих действий самостоятельно принимают хозяйствующие субъекты, руководствующиеся собственными экономическими интересами. Информация передается, прежде всего, через цены и другие экономические показатели. Такой способ координации является преобладающим в рыночной экономике.
Традиция решения принимаются на основе ранее закрепившегося исторического опыта и национальных обычаев. Такой способ координации является преобладающим в традиционной экономике.
Наиболее существенными чертами традиционной экономики являются: ограниченность внедрения научно-технического прогресса и инноваций; преобладание религиозных и культурных ценностей над экономическими; кастовость и наследственность; значительная неграмотность и малограмотность населения, относительная перенаселенность, нищета, высокая имущественная дифференциация и низкая производительность труда.
Наиболее существенными чертами классического капитализма являются: отдельный производитель и потребитель не имеют рыночной власти на рынке; наличие свободной конкуренции; преобладание принципа свободы предпринимательского и потребительского выбора; использование цен в качестве источника информации о рынке; стремление субъектов рынка к получению максимальной выгоды, государственное регулирование рыночных отношений ограниченно установлением правовых условий и общих правил «рыночной игры».
К наиболее существенным чертам административно-командной экономики можно отнести: централизованное планирование экономической деятельности; централизованное установление основных отраслевых пропорций национальной экономики; отсутствие конкуренции; тотальное государственное вмешательство в экономическую деятельность.
Смешанная экономика основана на действии двух механизмов: рыночного и командного. Они тесно взаимосвязаны между собой, хотя каждый из них имеет зону своего преимущественного действия. К основным чертам смешанной экономики можно отнести: экономическая власть в различных пропорциях делится между государством и бизнесом; сочетание государственного управления и гибкость рыночного саморегулирования; выполнение государством ряда важнейших регулирующих функций.
Большинство современных национальных экономик являются смешанными.
Источник
Способ координации экономической деятельностью
Конспект лекции: Способы координации экономической деятельности
Способы координации экономической деятельности: рыночная, бюрократическая и традиционная.
Традиционная координация предполагает действие на основе традиций, предписанных как поступать в тех или иных случаях.
Бюрократическая основана на командах сверху. Иерархия – система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от центра к непосредственному исполнителю (производителю) – первобытная община, социализм. Основана на власти в лице руководителя фирмы или государственного органа.
В основе рыночной лежит экономическая свобода хозяйственных субъектов — спонтанный (стихийный порядок) – информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов подсказывает, что, как и для кого производить, т.к. информация об имеющихся ресурсах, вкусах, предпочтениях потребителей рассеяна. Возникает естественным путем, в ходе развития человечества, характерна для рынка.
Выбор способов зависит от величины транзакционных издержек:
- — поиска информации – контрагентов, наиболее выгодных условий;
- — издержки заключения контракта — время и деньги;
- — издержки измерения – качества, количества;
- — издержки спецификации и защиты прав собственности – установление объекта и субъекта собственности, органов правопорядка и суда;
- — издержки оппортунистического поведения – выявление и наказание нарушителя.
Внешние эффекты – воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. Положительное – принципы дополнительной выгоды третьим лицам, отрицательное – принципы дополнительной издержки. Внешние эффекты нарушают эффективность работы рыночного механизма. Внешние эффекты возникают только в случае неопределенности прав собственности на ресурсы. При четком определении прав проблема решается путем добровольных переговоров о взаимовыгодной купле-продаже прав, которые достаются тому, кто распорядится ими наиболее эффективно.
Общие блага – блага, главной характеристикой которых является неисключаемость из потребления (невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков», уже само создание, а не покупка общих благ, порождает положительные внешние эффекты) и неконкурентоспособность в потреблении (увеличение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага для других и не требует дополнительных издержек).
Таким образом для производства общих благ в оптимальном количестве необходимо взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству через налогообложение и механизмы распределения (бюджет).
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.
Источник
Координация экономической деятельности
В экономике действует огромное число субъ-
ектов — участников экономической деятель-
ности. Все они заняты поиском наилучших
вариантов экономических решений.
Размещение благ осуществляется через взаимодействие экономических субъектов. В этой связи возникает вопрос, каким образом осуществляется координация экономической деятельности в экономике, если каждый из них преследует собственные интересы, иными словами, каким образом согласовываются решения потребителей и производителей. Сложность решения данного вопроса связана с тем, что экономические субъекты специализируются на определенных видах экономической деятельности.
В каждый данный момент времени различные способы координации экономической деятельности сосуществуют в конкретных экономических системах, соединяясь в различных соотношениях. В каждой национальной экономике вырабатываются адекватные ее условиям методы координации деятельности.
На различных этапах экономического развития преобладающими были натуральные, рыночные, централизованные и смешанные координационные механизмы.
В натуральном хозяйстве, где хозяйственные единицы разобщены, а связь между ними не носит систематического характера, координация деятельности носит случайный характер, а внутри единиц распределение ресурсов определяется естественно сложившимися нормами и правилами.
Координация экономической деятельности в условиях рыночной системы осуществляется через рынки путем установления цен в соответствии со спросом и предложением.
Именно домашние хозяйства решают, что потреблять, а следовательно, что производить. Эти решения должны послужить основой производственных планов фирм. Фирмы должны скоординировать свои решения по использованию ограниченных ресурсов. Наконец, домашние хозяйства должны получить те блага, которые они запланировали потребить, т.е. скоординировать свои решения по потреблению.
В рыночной системе задачу координации решают два типа рынков: рынок производительных ресурсов и рынок потребительских благ. Модель спроса и предложения дает объяснение взаимодействия предпринимательского сектора и сектора домашних хозяйств. Когда два сектора взаимодействуют по поводу купли-продажи на торговом рынке, модель определяет цену и количество продаваемых товаров. Когда два сектора взаимодействуют по поводу купли-продажи на рынке ресурсов, то определяются цена и количество ресурсов.
Как уже отмечалось, каждый рынок имеет два определенных типа экономических субъектов, принимающих решения: продавцов и покупателей. Координация принимаемых решений на рынке обеспечивается равновесной ценой и равновесным количеством каждого блага.
Цены, как результат взаимодействия предложения и спроса, сообщают важную информацию, необходимую для согласования решений ,
принимаемых домашними хозяйствами и фирмами. Эта информация играет важную роль в решении обществом проблемы рационирования (распределения) ресурсов. С одной стороны, цены определяют уровень доходов потребителей и тем самым воздействуют на их выбор со стороны затрат.
В централизованной системе координация деятельности отдельных единиц осуществляется через единый экономический центр, который обладает правами распределять ресурсы между отраслями и сферами производства, оценивать эффективность деятельности единиц. Самостоятельный выбор решений экономических единиц в этом случае ограничен и регламентирован установленными централизованными нормами, нормативами и правилами. Формы координации централизованных методов могут изменяться, степень самостоятельности единиц может возрастать, но суть данного способа координации остается одной и той же: экономический выбор отдельных единиц осуществляется в рамках централизованной регламентации действий по ключевым вопросам: «Как производить?», «Что производить?», «Для кого производить?».
Типичными для современных национальных экономических систем являются смешанные системы координации. В этом случае рыночные принципы координации экономической деятельности, рыночные основы экономики сочетаются с принципами регулирования экономической жизни, осуществляемыми при активном участии государства, фактически с признаками централизованной регламентации.
Способами координации не исчерпывается характеристика экономических систем. Их основа значительно шире: это и разнообразные формы собственности, и особенности институциональной организации, и неэкономические факторы развития. В результате экономическая жизнь общества приобретает свойство целостности в рамках тех или иных национальных экономических границ, а также международных интеграционных образований.
Источник
Способы координации экономической деятельности людей. Типы экономических систем
Структура и инфраструктура рынка. Преимущества и недостатки рынка.
Способы координации экономической деятельности людей. Типы экономических систем.
Тема №3
РЫНОК КАК СПОСОБ КООРДИНАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
План:
2. Рынок: сущность, условия возникновения.
| |
Традиционная экономическая система
· Земля и капитал находятся — неразвитость обмена
в общем владении………… — отсутствие технического
· Ценится преемственность, — слабый производственный
приверженность традициям потенциал
· Господствует натуральное — ограниченность произво-
Хозяйство димых материальных благ
Признаки командной экономики:
1. Государственная собственность на средства производства
2. Производство в соответствии с планом
3. Цены назначаются государством
4. Производство не ради прибыли
Вот ее перечертить надо елки (((
Признаки рыночной экономики
1. Частная собственность
2. Свобода выбора
3. Личная выгода
4. Ценовой механизм (конкуренция)
5. Ограниченная роль государства
Прежде всего, целесообразно разграничить формы и методы регулирования рынка. Формы представляют собой разновидности координации рынка. Они показывают, в каком виде осуществляется эта координация. Методами служат способы, средства ее реализации, т.е. как именно (а не в каком виде) совершается названный процесс.
Формы реryлирования рынка могут складываться на разных основах. Рассмотрим вначале те из них, которые образуются в зависимости oт субъектов упорядочения товарно-денежного обмена.
Наиболее распространенной и наиболее очевидной из этих форм является государственное регулирование. Оно охватывает немало более частных, более конкретных мероприятий: лицензирование купли-продажи определенных товаров (в том числе различных услуг), упорядочение продовольственных рынков, координацию торговли лекарствами, регулирование банковской деятельности, влияние на внешнеторговый оборот и т.п. Особое значение приобретает государственная координация рынка рабочей силы, преимущественно посредством соответствующих юридических актов и специальных служб.
К форме рыночного регулирования правомерно отнести деятельность не только центральной, но и региональной власти.
Исключительно важную роль играет предпринимательское регулирование рынка, т.е. воздействие на товарно-денежный обмен со стороны собственников, средств производства и обращения. Это, в данном случае, хотя чаще всего неявная, скрытая, но фактически основная форма. Наибольший вес в ней принадлежит, конечно, крупным собственникам, тем более в национальных и международных масштабах. Однако средний, нередко и мелкий бизнес тоже может влиять на рынок (прежде всего, на региональный и местный), особенно когда он объединяет свои силы. Предпринимательские слои координируют сферу обмена чаще всего через деятельность государства и политических партий.
Все большее распространение получает коллективное регулирование рынка. Такую форму осуществляют общественные организации (прежде всего профсоюзы) и трудовые коллективы. Главная особенность здесь в том, что упорядочение процесса купли-продажи совершается обычно в интересах широких слоев населения.
Следующая из рассматриваемых форм — международная координация рыночных отношений. Ее реализуют транснациональные корпорации, а также различные межгосударственные организации. При этом основными специфическими чертами являются преследование интересов международного капитала и максимальные масштабы регyлирования.
Нельзя не отметить такую форму, как индивидуальное упорядочение рынка. Его субъектами служат конкретные личности. Подобная деятельность в той или иной степени присутствует во всех предыдущих формах. Однако, в разных формах рыночного регулирования участвуют социально различные индивиды: в государственном регулировании рынка задействованы представители власти, в предпринимательском — конкретные бизнесмены, в коллективном — представители широких слоев трудящихся.
В хозяйственной практике все названные формы не существуют в чистом виде; все они в какой-то мере носят смешанный характер. Так, государственное регyлирование рынка может быть одновременно и международным, и индивидуальным. В таком же сочетании нередко выступает предпринимательская деятельность в даннoм процессе.
Еще более многочисленные формы складываются в связи с объектами рыночного регyлирования.
Речь идет, прежде всего, об упорядочении тех или иных структурных разновидностей рынка. Перечислим соответствующие формы.
Отметим в первую очередь координацию рынков средств производства и обращения, рабочей силы, предметов потребления, финансов, ценных бумаг. Далее, особыми формами является регулирование купли-продажи капитала, инвестиций, кредитов, страховых услуг. Нужно выделить также упорядочение оптового и розничного обмена, международных, национальных, региональных, местных рынков. Все перечисленные формы целесообразно объединить в укрупненные группы — хозяйственное регулирование рынка и его потребительское регулирование. Первое имеет целью экономическое развитие (стран и их регионов, предприятий), второе — удовлетворение личных потребностей населения. Тем самым хозяйственное и потребительское регулирование охватывает координацию разных структурных сфер рынка или разных их аспектов. Так, хозяйственное регулирование включает упорядочение обмена теми благами, которые непосредственно участвуют в производстве и обращении товаров: средств производства и обращения, рабочей силы, капитала, инвестиций и т.п. Напротив, потребительское регулирование рынка предполагает упорядочение тех его сфер, где обмениваются лишь предметы личного потребления (продовольствие, одежда, обувь, разнообразные потребительские услуги и др.).
Координирующие формы купли-продажи складываются в зависимости от обращения товаров и обращения денег. Из этих двух форм превалирующей следует считать согласование товарного обмена, поскольку деньги выступают лишь в качестве средства, посредника для такого обмена.
Как уже было показано, сравнительно внешние объекты регулирования — торговля и ее виды. Отсюда достаточно внешними формами упорядочения рынка является координация торговли в целом, а в более частном плане — координация ее разновидностей. В качестве примеров таких частных форм можно назвать регулирование государственной и кооперативной, оптовой и розничной внутренней и внешней торговли. Еще более частными формами служит согласование деятельности конкретного магазина или конкретного ресторана.
Для хозяйственной практики особую значимость представляют методы регулирования рынка, поэтому на их характеристике необходимо остановиться подробнее.
Источник