- Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти
- Органы контроля (надзора) и их инспекторы с 2021 года
- Понятие
- Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий
- Кто проводит проверки
- Чем занимаются органы контроля (надзора)
- Тест по праву на тему: «Теория государства и права»
Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти
Федеральное Собрание РФ вправе контролировать федеральные исполнительные органы, а законодательные органы субъектов Федерации — исполнительные органы соответствующих республик, краев, областей, округов, городов. Контрольные полномочия законодательных органов закреплены соответствующими конституциями.
Конституция РФ предоставила Федеральному Собранию Российской Федерации довольно ограниченные возможности для контроля за федеральными органами исполнительной власти. Главным образом они принадлежат Государственной Думе, которая дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Отрицательную оценку деятельности Правительства Государственная Дума вправе выразить в постановлении о недоверии ему.
В основном Государственная Дума может влиять на исполнительную власть с помощью бюджета. Она дает оценку проекту федерального бюджета, выносимому на ее рассмотрение Правительством, которое обязано ежегодно представлять Государственной Думе отчеты об исполнении федерального бюджета за прошедший год.
На паритетных началах Государственная Дума и Совет Федерации формируют Счетную Палату. Она должна выполнять следующие задачи:
— осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном Банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
‘ См.: Федеральный закон о Счетной палате Российской Федерации от II января 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.
Государственная Дума оказывает влияние на финансовую деятельность, назначая и освобождая от должности Председателя Центрального Банка РФ.
Еще одна форма парламентского контроля за правительственными учреждениями — деятельность назначаемого Государственной Думой Уполномоченного по правам человека, который проверяет реализацию конституционных норм о правах и свободах личности.
Статья 103 Конституции РФ предусматривает, что Уполномоченный по правам человека действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Указом Президента РФ от 4 августа 1994 г. с целью обеспечения его работы установлено, что до принятия такого закона органы государственной власти и местного самоуправления:
— представляют по запросам Уполномоченного по правам человека информацию, необходимую для осуществления его полномочий;
— дают ответы на его обращения в связи с нарушениями прав конкретных лиц;
— направляют ему все принимаемые акты, содержащие нормы, относящиеся к сфере прав и свобод человека и гражданина’.
Плодотворная, как свидетельствует опыт многих парламентов, но пока не использованная в Федеральном Собрании форма парламентского контроля — депутатский запрос. . Депутат, группа депутатов Совета Федерации или Государственной Думы вправе обращаться с запросом к Правительству, Генеральному прокурору, председателю Центрального Банка, руководителям федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.
Запрос вносится на заседании соответствующей палаты в письменной форме. Адресат обязан дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, установленный палатой, срок. Запрос, внесенный в письменной форме, и письменный ответ на него оглашаются председательствующим на заседании палаты или доводятся до сведения депутатов данной палаты иным путем.
Депутаты Государственной Думы кроме того вправе на ее заседании обращаться с вопросом к любому члену Правительства. Вопрос в письменной форме заблаговременно передается депутатом, группой депутатов в соответствующий орган палаты, что является основанием для приглашения на заседание Думы члена Правительства.
Если член Правительства не имеет возможности прибыть на заседание Государственной Думы, он в обязательном порядке дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос. В этом случае ответ доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании палаты.
Конституции и Уставы субъектов федерации тоже содержат положения о парламентском контроле за исполнительной властью. Они закрепили такие формы воздействия, как необходимость получения согласия законодательного органа на назначение главы правительства, отчеты об исполнении бюджета. Многие субъекты Федерации предоставили своим представительным органам более широкие контрольные полномочия, чем их имеет Федеральное Собрание Российской Федерации. Так, Уставом Свердловской области предусмотрено, что Областная Дума дает согласие на назначение руководителей областных органов внутренних дел, финансов, социальной защиты и комитета по управлению имуществом. В ряде республик конституции закрепляют подотчетность правительств представительным органам, в частности, такую форму контроля, как депутатский запрос к правительству, его главе, отдельным министрам и руководителям других органов.
Источник
Органы контроля (надзора) и их инспекторы с 2021 года
Понятие
Согласно ст. 26 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее – Закон № 248-ФЗ), контрольные (надзорные) органы – это наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно:
- федеральные органы исполнительной власти;
- органы исполнительной власти регионов;
- органы местного самоуправления;
- государственные корпорации, публично-правовые компании – в случаях, предусмотренных федеральными законами (например – Росатом, саморегулируемые организации (СРО)).
При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.
Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий
ВОПРОСЫ
КАКОЙ ОРГАН РЕШАЕТ
ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности
Определение перечня должностных лиц указанных органов и их полномочий
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности
Определение перечня должностных лиц указанных органов и их полномочий
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности
Определение перечня должностных лиц этих органов местного самоуправления и их полномочий
Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.
Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.
Кто проводит проверки
На основании ст. 27 Закона № 248-ФЗ от имени контрольного (надзорного) органа госконтроль (надзор), муниципальный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица:
- Руководитель (зам. руководителя) такого органа.
- Инспектор – это должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных).
Кстати, с 1 июля 2021 года слово «инспектор» в наименовании должности лица обязательно.
Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.
По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:
- составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий;
- выдавать предписания.
Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.
Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).
На должностных лиц госкорпораций, публично-правовых компаний, ГУПов и МУПов, которые наделены всеми или отдельными полномочиями по организации и осуществлению вида контроля, в полном объеме распространяются права, обязанности и ответственность, установленные Законом № 248-ФЗ в отношении должностных лиц контрольных (надзорных) органов.
Чем занимаются органы контроля (надзора)
Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:
- профилактики их нарушений;
- оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;
- выявления их нарушений;
- принятия мер пресечения выявленных нарушений обязательных требований;
- устранения их последствий;
- восстановления правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.
В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.
Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Источник
Тест по праву на тему: «Теория государства и права»
1. Найдите в приведенном ниже списке формы территориально-государственного устройства и обведите цифры, под которыми они указаны.
4) унитарное государство
2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Форма государства , методы государственного властвования, форма правления, тип политического режима, форма государственного устройства.
3. Найдите в приведенном списке функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
4. Найдите в приведенном списке формы территориально-государственного устройства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) унитарное государство
5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Демократический режим , политический режим, охлократия, аристократия, тоталитарный режим.
6. Найдите в приведенном списке характеристики конституционной монархии. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) глава государства — наследственный монарх, обладающий представительскими функциями
2) высшую судебную власть осуществляет монарх
3) законодательную власть осуществляет выборный парламент
4) исполнительная власть принадлежит правительству
5) представительские функции осуществляет председатель верхней палаты парламента
7. Найдите в приведенном списке положения, характеризующие парламентскую республику. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) формирование правительства парламентом
2) прямое всенародное избрание президента
3) отсутствие у президента права роспуска парламента
4) ответственность правительства перед парламентом
5) наделение президента представительскими полномочиями
Верны ли следующие суждения о государстве?
Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определённой территории.
Государство обладает правом взимания налогов и сборов с населения.
верны оба суждения
оба суждения неверны
9. Государство Z объединяет несколько штатов, имеющих свои парламенты, правительства и законодательство. В Z периодически проводятся свободные выборы в парламент государства, который формирует правительство из представителей победивших политических партий. Депутаты парламента избирают президента, выполняющего представительные функции. Выберите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) президентская республика
2) унитарное государство
3) демократическое государство
4) парламентская республика
5) авторитарное правление
6) федеративное государство
10. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государство как институт политической системы». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
11. Запишите слово, пропущенное в схеме.
12. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Демократия , тоталитарное общество, политический режим, авторитарное государство, диктатура.
13. В государстве Г. запрещена деятельность оппозиционных партий. В стране установился тоталитарный режим. Какая дополнительная информация может служить подтверждением этого вывода? Найдите нужные позиции в перечне и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сращивание аппарата господствующей партии с государством
2) поддержка традиционных институтов общества
3) цензура в средствах массовой информации
4) разделение законодательной и исполнительной властей
5) широкое применение государством насилия
6) создание разветвленной системы законов
14. Выберите верные суждения об авторитарном политическом режиме.
1) Авторитарный режим всегда устанавливается в результате насильственного захвата политической власти.
2) При авторитарном режиме не соблюдаются или существенно ограничиваются политические права и свободы граждан.
3) Авторитарный режим может существовать в государствах как с монархической, так и с республиканской формами правления.
4) При авторитарном режиме оппозиция подвергается ограничениям и преследованиям со стороны действующей власти.
5) Авторитарные режимы впервые появляются в XX веке.
15. В государстве Z регулярно проходят выборы в законодательное собрание. Какие факты позволят сделать вывод о том, что в государстве Z установился тоталитарный политический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Законодательное собрание принимает законы.
2) Конституция закрепляет руководящую роль единственной партии.
3) Осуществляется прямое регулирование государством всех сфер общественной жизни.
4) Главой государства является президент.
5) Президент избирается законодательным собранием.
6) Осуществляется административный контроль над отправлением правосудия.
16. Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К признакам политического режима относят процедуры отбора правящих элит и политических лидеров.
2) К признакам политического режима относят порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.
3) Тип политического режима определяется состоянием прав и свобод человека.
4) Тоталитарный режим от демократического отличает наличие профессионального аппарата управления (бюрократии).
5) Политическому режиму любого типа свойственна реализация принципа разделения властей.
17. В стране Z происходят регулярные выборы в парламент. Какие признаки из перечисленных ниже позволят сделать вывод о том, что в стране Z утвердился недемократический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Президент страны обладает широкими полномочиями.
2) В стране отсутствует свободная конкуренция политических партий.
3) Правительство страны разрабатывает и исполняет государственный бюджет.
4) В стране действует конституция.
5) Права и свободы граждан постоянно нарушаются.
6) Глава государства утверждает приговоры суда.
18. Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Осуществление политической власти лежит в основе института государства.
2) Государственная власть является более широким понятием, чем политическая власть.
3) Государственная власть действует на основе правовых норм.
4) Под легитимностью политической власти понимается строгое соблюдение органами власти законов государства.
5) Во всех современных государствах политическая власть разделена на три самостоятельных ветви.
19. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют формы государства.
2) президентская республика
3) унитарное государство
5) парламентская республика
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
20. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «политический режим».
1) авторитаризм; 2) федерализм; 3) тоталитаризм; 4) монархия; 5) демократия; 6) диктатура
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
21. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы______(А) и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президента страны избирают внепарламентским путём: или всенародным________(Б) (как, например, в Аргентине), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника________(В) президента от парламента. Президент получает также право_______(Г) в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой______(Д). Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов — 2/3 в обеих палатах — проголосует за него, то проект становится законом, обретает_________(Е), невзирая на мнение президента. Не вправе президент и распустить парламент».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Источник