Способ контакта с респондентом

По типу контактов с респондентом

  • Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
  • Заочное (анкетёр отсутствует)
    • Рассылка анкет по почте
    • Публикация анкет в прессе
    • Публикация анкет в Интернете
    • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Анкетирование — метод сбора социальной информации. Широко используется в социальной психологии, социологии, управлении персоналом. Анкетирование дает возможность за сравнительно короткий срок опросить значительное количество людей, что особенно важно при оперативном изучении общественного мнения (например, при выдвижении руководящих работников, аттестации кадров, изучении причин текучести, при организационной диагностике и т. д.) или в процессе подбора кадров. Основным инструментом анкетирования является анкета (опросный лист), т. е. список специальных и определенным образом сгруппированных вопросов. По содержанию и форме задаваемых вопросов анкеты классифицируются на открытые (вопросы задаются в открытой форме, предполагающей произвольный ответ), закрытые (предусмотрены однозначные варианты ответов типа «да-нет») и комбинированные. По способу проведения анкетирование разделяют на прямое (в присутствии анкетера) и заочное.

Анкетирование (от франц. enquete, буквально — расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в психологических, социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях.

По форме вопросы анкеты разделяются на:

  • открытые (свободный ответ, например: «Что вы думаете делать после службы в армии?»)
  • закрытые — ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений.

Открытые вопросы — когда опрашиваемый свободно отвечает на предложенный вопрос без каких-либо ограничений, например, биогра-фической анкеты. Данная форма вопросов предпочтительнее, когда психолог не знает каковы могут быть оценки изучаемого явления, хочет получить совет по какому-либо поводу, углубленную социально-психологическую характеристику военнослужащего, откровенные самостоятельные ответы.

Закрытые — это такая форма вопросов, на которые в анкете даются заранее сформулированные варианты ответов. Преимуществами закрытых вопросов является возможность исключить неверное понимание вопросов, сопоставимость ответов, сравнительно более легкая форма заполнения ответов и обработка полученных данных. Этот вариант построения вопросов целесообразно использовать при изучении солдат (матросов), а также когда исследователь четко представляет себе, какие могут быть ответы на предлагаемый вопрос.

Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов.

По содержанию вопросы делятся на:

  • объективные (об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого (респондента); при этом следует учитывать субъективные искажения при ответе);
  • субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям.

Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.

Анкетирование может проводиться несколькими способами:

  • анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально;
  • групповое заполнение в присутствии сборщика;
  • опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты;
  • «почтовое» анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте.

С целью повышения эффективности опроса перед массовым анкетированием, как правило, проводятся пробные опросы (50-100 анкет) для выбраковки неудачных («неработающих») вопросов.

Известно несколько типов анкет. Анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств. Форма ответа — оценка в баллах степени выраженности того или иного личностного свойства, черт характера (инициативности, общительности, тревожности, самостоятельности и пр.). Отметим три основных типа анкет (рис. 1), применяемых в психологии:

  • это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: «Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?»;
  • это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: «Какой из учебных предметов — самый интересный?». А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: «алгебра», «химия», «география», «физика» и т.д.;
  • это анкеты — шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность предложенных ответов. Так, например, вместо ответов «да» или «нет» испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:

• 5 — уверенно да;
• 4 — больше да, чем нет;
• 3 — не уверен, не знаю;
• 2 — больше нет, чем да;
• 1 — уверенно нет. ..

Читайте также:  Налог способы уплаты налогов

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

При использовании данного метода необходимо учитывать и такой его существенный недостаток: высокую степень субъективности ответов вследствие стремления человека показать себя с лучшей стороны и скрыть недостатки. Используя закрытую форму вопросов с несколькими вариантами ответов (например, ранжированных по степени согласия: “Нет, это совсем не так,” “Пожалуй, так”, “Верно”, “Совершенно верно”), можно повысить информативную ценность ответов.

Оценка социально-психологических, личностных качеств может проводиться группой экспертов. Достоинство этого метода анкетирования заключается в большей объективности получаемых данных, поскольку в состав группы экспертов включаются люди, давно и с разных сторон знающие человека. Однако опрос нескольких человек является трудоемким и порой сложно определить компетентность экспертов.

Анкетирование — это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Еще одной разновидностью метода анкетирования являются анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях. В результате обработки данных специалист-психолог делает вывод о наличии и уровне развития у опрашиваемого индивидуально-личностных свойств.

. Основные правила составления анкет

Процесс создания анкеты можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Только упорядоченная определенная гамма звуков будет давать стройную мелодию. При составлении анкеты необходимо соблюдать правила и принципы ее конструирования, а также знать особенности разных видов вопросов, уметь правильно их формулировать и рационально располагать, чтобы получить более полную и точную характеристику изучаемого объекта.

Разработка анкеты

В существующих словарях под анкетой подразумевается упорядоченный список вопросов. Но указания, как следует их упорядочить, даются не везде. Поэтому рассмотрим подробнее именно этот вопрос.

Анкета должна состоять из трех частей:

1.Вводная часть.
2.Основная часть.
3. Паспортичка.

Вводная часть. Главная функция вводной части — пробудить желание респондента отвечать на вопросы анкеты. Вводная часть начинается с обращения к опрашиваемому и содержит:

  1. Обращение (уважаемый школьник, житель, гражданин и т.д.).
  2. Данные организации (учреждения), проводящей опрос.
  3. Цель и задачи исследования, а также практическое значение решения этих задач.
  4. Значимость роли респондента для решения этих задач.
  5. Гарантию анонимности (главное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием других без соответствующего его на это согласия).
  6. Указание о технике заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты).
  7. Выражение благодарности, высказываемое авансом опрашиваемому, которое побуждает его заполнить анкету.

Вводная часть не должна быть очень большой, но обязательно ясной и понятной для любого респондента, мотивирующей его на участие в опросе. Хотя эта часть небольшая по объему, она очень важная. От того, как составлено обращение, зависит отношение к анкете респондента.

Основная часть. Это самая важная часть анкеты. Первыми обычно идут так называемые «контактные вопросы», основная цель которых заинтересовать респондента, облегчить ему процесс включения в проблему. Эти вопросы должны быть сформулированы просто, то есть предполагать легкие ответы. Именно благодаря постановке в начале анкеты таких более простых вопросов респондент подготавливается к наиболее важным. Переход от простых к сложным вопросам носит название «Правило воронки». Его использование помогает опрашиваемым постепенно выработать навыки, необходимые для заполнения анкеты.

После контактных вопросов ставятся основные. Это самые важные и трудные. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание вопросов должно соответствовать цели и задачам исследования.

Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой определенный блок вопросов. Вопросы одного блока могут следовать один за другим, а могут быть расположены между вопросами других блоков. Самый сложный блок вопросов необходимо располагать в середине содержательной части анкеты.

Читайте также:  Способ измерения температуры градусником

На последнем месте ставятся заключительные вопросы, основная функция которых — снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т.п.

Паспортичка. В паспортичку включаются вопросы, раскрывающие следующее содержание: пол, возраст респондента, образование, профессия, социальное и семейное положение. В зависимости от цели и задач проводимого исследования количество вопросов может быть уменьшено или увеличено. Правильно составить паспортичку не так просто. Нельзя переносить ее структуру из одной анкеты в другую.

Паспортичка может располагаться как в начале, так и в конце анкеты. Хотя по этому вопросу до сих пор есть различные мнения. Одни специалисты считают, что если она будет расположена в начале анкеты, то у респондента появится сомнение в том, что анкетирование анонимное, тем более если в анкете речь будет идти о выяснении внутреннего состояния или знаний опрашиваемого. Они считают, что начинать анкету с паспортички не только неэтично, но и нецелесообразно, так как эти вопросы могут насторожить респондента, что повлияет на достоверность информации или даже оттолкнуть от заполнения анкеты.

Источник

Способы связи с респондентами

Существует всего четыре способа связи исследователя с респондентами:

Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Плюсы почтовой связи:

относительная простота достижения респондента;

отсутствие посреднического звена между исследователем и респондентом (интервьюера), а значит, меньшее число «помех»;

удобство времени и места заполнения Анкеты для респондента, а следовательно, Анкета, посланная по почте, может содержать большое количество вопросов — до 300.

Минусы почтовой связи:

почтовая связь в России ненадежна, письма идут неделями и значительная часть их (до 25 %) теряется по дороге;

коэффициент полезного действия (КПД) связи по почте очень невысок — хорошо, если 2-3% получивших анкету отошлют ее заполненной, если 5% — просто отлично, т. е. для получения 500 ответов нужно послать от 10 до 30 тыс. писем с Анкетами. Так что с учетом того, что стоимость одного почтового обращения составляет от 5 до 15 руб., стоимость этого способа связи оказывается довольно высокой;

анонимность респондентов нарушается, так что вопросы о доходах, сбережениях, имуществе, сексуальной ориентации, психологических проблемах, отношениях с местными властями исключаются;

построить репрезентативную выборку очень сложно, поскольку отвечают на письма преимущественно тинейджеры, а также одинокие и пожилые граждане, у которых больше свободного времени;

ответ может содержать не личное мнение, а коллективное – всей семьи, а также соседей, друзей и знакомых. Хуже всего то, что исследователи никогда не узнают, сколько человек принимали участие в анкетировании.

Телефон является самым простым, дешевым и удобным средством коммуникации. Телефонный опрос — один из весьма немногих видов опроса, при котором действительно могут быть реализованы вероятностные методы построения выборки. При телефонном опросе происходит «неполное переключение» с прерванного занятия, например просмотра телепередачи, и имеется возможность спрашивать о том, что респондент делал только что или продолжает делать непосредственно в момент разговора.

Крупные исследовательские компании имеют специально оборудованные центры для проведения опросов по телефону — CATI. Оборудование и программное обеспечение таких центров позволяет осуществлять построение выборки, дозвон, облегчить работу оператора-интервьюера путем вывода вопросов на экран, производить обработку получаемой информации в режиме реального времени, поскольку ответы респондентов немедленно заносятся в базу данных. Исследовательская компания, имеющая подобный call-центр на 12-15 рабочих мест, способна провести опрос 1000 респондентов за два дня. И еще через пять дней представить заказчику отчет о проделанной работе.

Но поскольку анонимность телефонного опроса весьма относительна, многие граждане совершенно справедливо воспринимают телефонные опросы как незаконное вторжение в частную жизнь. И следовательно, тематика телефонных опросов резко сужается. По телефону нельзя спрашивать об уровне доходов, владении дорогими вещами, политических пристрастиях, уплате налогов, наличии внебрачных сексуальных связей и многом другом.

Кроме того, поскольку отсутствует визуальный контакт, возможно использование только очень простых вопросов с ограниченным числом вариантов ответов — раскрытий. Количество же вопросов, которые уместно задавать по телефону, ни в коем случае не должно превышать 30.

Читайте также:  Опыт как способ научного познания

С развитием мобильной связи возрастают возможности, связанные с использованием мобильного телефона и SMS-технологий для проведения маркетинговых исследований.

Методология проведения подобных исследований стала разрабатываться относительно недавно: в США и Западной Европе приблизительно с 1998-2000 годов; в России — с 2003 года. И у нее очень хорошие перспективы.

Прекрасным средством коммуникации является персональный компьютер и сеть Интернет. С каждым годом растет число активных пользователей Интернета. Сегодня в частном, семейном пользовании находится более 12 млн ПК, и более 15 млн человек в возрасте от 14 до 60 лет регулярно пользуются Интернетом дома и/или на работе. Пользователи Интернета — это представители семей среднего и выше среднего достатка, а среди активных пользователей преобладает молодежь 14-35 лет. Так что построить репрезентативную выборку по населению в целом с помощью Интернета сегодня проблематично. И будет проблематично еще как минимум 5-7 лет, в течение которых еще предстоит решить множество проблем в части идентификации пользователя (респондента), конфиденциальности данных, защиты информации и т. п.

Однако уже сегодня вполне возможно проведение экспертных опросов, исследований фирм и учреждений, отдельных категорий потребителей (в том числе «труднодоступных» для личного опроса) с использованием компьютерных технологий.

На сегодняшний день во всем мире ведущим способом связи маркетологов со своей аудиторией является личное общение интервьюеров с респондентами. Это самый дорогой способ связи, и он требует тщательной разработки и контроля. Анкета для проведения личного интервью (лицом к лицу) может содержать от 20 до 200 вопросов. Оптимальное количество — 30-60 вопросов, как раз столько помещается на четырех-шести листах формата А4.

Интервью массового опроса может продолжаться от 10 минут до двух часов и требует от интервьюера наличия специальных навыков общения (бокс 15.2). При проведении массовых опросов оптимальное время интервью составляет 20-40 минут. За это время интервьюер должен:

установить контакт с респондентом;

озвучить, если это необходимо, преамбулу;

преодолеть смущение или скепсис респондента;

проследить за правильностью заполнения анкеты (лучше, чтобы анкету заполнял сам интервьюер со слов респондента);

ответить на поставленные респондентом вопросы.

Анкета — это не просто список вопросов, пришедших в голову исследователю или заказчику. Это весьма тонкий и гибкий инструмент проведения исследования. Она требует тщательной проработки.

Важно все: типы и конкретная формулировка вопросов, их последовательность и общее количество, корректность и уместность. На разработку грамотной Анкеты для серьезного исследования может уйти несколько недель кропотливой работы. На небольшую Анкету — неделя.

Перед запуском исследования необходимо провести пробное анкетирование — «пилотаж», целью которого является:

устранение явных ошибок, неточностей, двусмысленностей;

«закрытие» тех открытых вопросов, которые не удалось закрыть на этапе разработки Анкеты;

составление инструкции для интервьюеров.

Лучше, чтобы пилотаж проводил сам руководитель исследовательского проекта со своими помощниками, а не привлеченные со стороны интервьюеры. Тем более что объем пилотажной выборки может быть небольшим — от 20 до 100 респондентов. И добиваться строгой репрезентативности на этой стадии нет никакой необходимости. Конечно, тестироваться анкета должна на представителях различных социально-демографических групп. Ведь не факт, что то, что понятно студентам гуманитарных вузов, будет так же понято и так же интерпретировано рабочим промышленности или строительства.

Хорошая Анкета должна состоять из четырех блоков: преамбулы, «паспортички» (социально-демографического блока), основной части (на сленге исследователей она называется «рыбой»), «детектора».

Преамбула кратко ставит в известность респондентов о том:

кто и зачем проводит исследование;

что опрос проводится анонимно (если иное не предусмотрено планом);

что исключены какие бы то ни было последствия (как отрицательные, так и положительные, что очень важно) для респондента, как в случае его отказа от сотрудничества, так и в случае согласия;

сколько времени потребуется на заполнение Анкеты;

как следует заполнять Анкету, если это необходимо.

Здесь же выражается благодарность за время, которое участник согласился потратить. При личном анкетировании («лицом к лицу») допустимо в целях экономии места (преамбула может занимать до половины страницы), а также в целях установления доверительного контакта между интервьюером и респондентом опустить преамбулу из текста и поручить интервьюеру озвучить ее лично. Но тогда это нужно сделать обязательно.

«Паспортичка» состоит из вопросов, характеризующих самого респондента, его семью, образ жизни:

Источник

Оцените статью
Разные способы