Способ конструирования взрослыми гендерной роли ребенка

Оглавление предисловие 14

Как воспитывать гендерно не схематизированных детей?

С. Бэм предлагает две стратегии.

Первая состоит в том, чтобы объяснить детям различия между по­лами не на основе внешних признаков (одежда, стиль поведения), а на основе биологических факторов. Объясняя детям, что мужчины и женщины имеют анатомические и репродуктивные различия, роди­тели ограничивают функциональную значимость пола и тем самым тормозят процессы гендерной схематизации.

Вторая стратегия состоит в том, чтобы дать детям альтернатив­ную схему, с помощью которой они будут перерабатывать социальную информацию и интерпретировать культурные ассоциации, когда куль­тура им их предложит. Альтернативная схема помогает человеку вы­строить сопротивление против уроков доминантной культуры и позволяет оставаться асхематичным, даже живя в гендерно-схематизированном мире. В качестве вариантов альтернативных схем могут быть использованы следующие схемы: 1) акцентирование индивидуальных различий, а не половых (не девочки любят наряжаться, а Маша любит наряжаться); 2) сравнение во временном аспекте ситуаций, отражаю­щих наличие дискриминации по признаку пола (акцент на уменьше­нии явлений сексизма в западных странах в последние годы); 3) ана­лиз проявления культурного релятивизма — информирование о полоролевых предпочтениях, существующих в разных культурах и отличающихся от традиционных западных стандартов (в Африке на­ряжаются и украшают себя мужчины, а не женщины).

Основной вопрос, на котором необходимо акцентировать внима­ние студентов — это вопрос о психологических механизмах и спосо­бах гендерной социализации.

Психологическими механизмами гендерной социализации являют­ся: процесс идентификации (психоаналитическая теория); социальные подкрепления (теория социального научения и половой типизации); осознание, понимание половой социальной роли (теория когнитивно­го развития); социальные ожидания (новая психология пола), гендерные схемы (теория гендерной схемы). В отдельности каждый их этих механизмов вряд ли может объяснить гендерную социализацию.

Американский социолог Рут Хартли выделяет четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка: соци­ализация через манипуляции, вербальная апелляция, канализация, демонстрация деятельности.

Пример первого процесса: озабоченность матери внешностью ребен­ка-девочки, второго — частые обращения в стиле «ты моя красавица», подчеркивание ее привлекательности. Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, а вербальная апелляция усиливает действие манипулятивного процесса. Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда — это очень важно. «Канализация» означает направление внимания ребенка на определенные объекты, на­пример, на игрушки, соответствующие игре в «дочки-матери» или про­сто имитирующие предметы домашнего обихода. Дети часто получают знаки социального одобрения за игру с игрушками, «соответствующи­ми своему полу». «Демонстрация деятельности» выражается, например, в том, что от подрастающих девочек гораздо чаще, чем от мальчиков, требуют помощи по дому. То есть девочки учатся вести себя, действо­вать «как мама», мальчики — «как папа» [9, с. 70].

Содержание данного занятия, прежде всего, направлено на актуали­зацию собственного опыта студентов на этапе ранней гендерной социа­лизации. В процессе этой работы студенты попытаются понять способы и механизмы конструирования собственной гендерной идентичности.

1. Дополнение и закрепление знаний студентов о теориях и механиз­мах гендерной социализации;

2. Развитие навыков саморефлексии при актуализации собственно­го опыта, связанного с развитием гендерной идентичности.

1. Текст «Пример ранней гендерной социализации» (см. приложение 1).

2. План гендерной автобиографии.

На данном занятии используются и групповые, и индивидуальные формы работы.

Этап 1. Актуализация теоретического материала.

Этап 2. Знакомство с текстом «Пример ранней гендерной социа­лизации».

Этап 3. Подготовка текста «Гендерная автобиография».

Этап 1. Актуализация теоретического материала

Цель: способствовать осознанию студентами действия механизмов гендерной социализации

Первый этап практического занятия посвящен проработке теоре­тических вопросов, необходимых для выполнения практической час­ти — написания работы «Гендерная автобиография».

Преподаватель задает студентам следующие вопросы по пройден­ному теоретическому материалу.

• Что такое гендерная идентичность?

• Какие теории усвоения половой роли вы знаете?

• Раскройте основные положения теории гендерной схемы?

• Назовите психологические механизмы гендерной социализации?

• Перечислите способы конструирования гендерных ролей, которые используют родители в процессе гендерной социализации детей? Приведите примеры.

Этап 2. Знакомство с текстом «Пример ранней гендерной социализации»

Преподаватель зачитывает студентам текст «Пример ранней гендерной социализации» (см. приложение). Для анализа текста преподава­тель может задать студентам следующие вопросы.

• Какие установки восприятия внука и внучки отражены в выска­зываниях дедушки и бабушки?

• Какой психологический механизм гендерной социализации будут активно использовать дедушка и бабушка (участники описанной ситуации) при организации взаимодействия со своими внуками?

Этап 3. Подготовка текста «Гендерная автобиография»

Цели гендерной автобиографии:

1) проследить развитие собственной гендерной идентичности на при­мере условий своей гендерной социализации;

Читайте также:  Главный способ достижения безопасности является

2) выделить механизмы и способы, при помощи которых осуществ­ляется конструирование гендерной идентичности.

Гендерная автобиография — средство изучения становления и раз­вития гендерной идентичности. Как способ саморефлексии она на­правлена на реконструкцию индивидуального социального опыта. В процессе написания гендерной автобиографии человек может осо­знать характеристики своей гендерной идентичности, а также пути и способы их формирования.

Инструкция. Вспомните свое раннее детство и школьные годы. Вспомните отношение к себе как представителю определенного пола, ваших родителей, родственников, учителей. На основе воспоминаний напишите свою гендерную автобиографию, опираясь на предложен­ный план (примечание: за основу взят план гендерной автобиографии из работы «Пол женщины») [7, с. 111].

1. С какого возраста вы себя помните? Когда вы впервые почувство­вали различия между мальчиками и девочками, мужчинами и жен­щинами? Когда вы заметили разное отношение взрослых к маль­чикам и девочкам?

2. С кем вы предпочитали играть в возрасте 5-8 лет? Помните ли вы свои любимые игрушки? Кто были любимыми сказочными героя­ми и героями мультфильмов? Любимые игры: подвижные или спо­койные, групповые или одиночные? Какова была ваша одежда и внешний вид в раннем детстве, в младших классах, в подростковом возрасте?

3. Что вам говорили в детстве, какой должна быть девочка, каким должен быть мальчик? Как вам давали понять, какого поведения от вас, как от мальчика или девочки, ждут окружающие?

4. Гендерные процессы в школе. Поведенческие модели, насаждае­мые учителями: различались ли для мальчиков и девочек? Отно­шение учителей к успеваемости и дисциплине мальчиков и дево­чек — было ли оно различным?

5. Отношения с родителями. Кто из родителей был вам ближе в до­школьном, младшем школьном, подростковом и юношеском воз­расте? Какие правила отношений между представителями разно­го пола существовали в вашей семье? Каким моделям отношений вы стараетесь следовать?

6. Какие качества вы больше всего цените в мужчинах, какие — в женщинах? Почему? Считаете ли вы, что женщины и мужчины страдают от гендерных стереотипов и норм, распространенных в обществе?

7. Кто (или что), по вашему мнению, в большей мере повлиял на сло­жившиеся у вас гендерные взгляды и представления?

8. Выделите наиболее часто встречающиеся механизмы, приемы, способы, используемые окружающими для формирования вашей идентичности и ваших гендерных представлений.

Анализ и обобщение результатов, представленных в текстах гендерных автобиографий студентов, преподаватель может проводить по следующим направлениям: 1) систематизация и выделение наиболее часто встречаю­щихся механизмов и способов, определяющих характеристики гендерной идентичности; 2) систематизация гендерных представлений студентов.

1. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

2. Большой толковый психологический словарь. Т. 1. (А-О) / Пер. с англ. А. Ребер —М.: ООО «Изд-во ACT»; Изд-во «Вече», 2001.

3. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999.

4. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002.

5. Клецина И. С. Гендерная социализация. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.

6. Коломинскш Я. Л., Мелтсас М, X . Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии. — Минск, 1985.

7. Пол женщины: Сб. статей по гендерным исследованиям / Под ред. С. Шакировой и М. Сеитовой. — Алматы: Мальвина, 2000.

8. Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в совре­менной западной психологии // Вопросы психологии. — 1987. — №4.

9. Тартаковская И. Н. Социология пола и семьи. — Самара, 1997. 10. Bern S. Gender Schema Theory and Its Implications for Child

Development // Signs: Journal of Women in Culture and Society. — 1983. — Vol. 8. — № 4. — P. 598-615.

Пример ранней гендерной социализации 7

Два только что родившихся младенца лежат в палате роддома. Один, мальчик, закутан в голубое одеяло, другая, девочка, в розовом одеяле. Каждому ребенку лишь несколько часов от роду, и на них впервые смотрят бабушка и дедушка мальчика. Разговор между ними идет сле­дующим образом.

Бабушка : Это он — наш первый внук, мальчик!

Дедушка : Правда, он здоровый маленький парень? Посмотри на его кулачок. Этот парень станет настоящим маленьким драчуном. (Дедушка улыбается и демонстрирует боксерский удар своему внуку.) Молодчина!

Бабушка : Мне кажется, он похож на тебя. У него точно твой под­бородок. Ой, смотри, он собирается заплакать.

Дедушка : Да — только послушай, какие легкие. Он станет отлич­ным парнем.

Читайте также:  Перечислите способ передвижения моллюсков

Бабушка : Бедняжка, он все еще плачет.

Дедушка : Ничего. Ему это полезно. Он упражняется, и это разви­вает его легкие.

Бабушка: Пойдем, поздравим родителей. Я знаю, они беспокоятся о маленьком Джоне. Они хотели первого мальчика.

Дедушка: И они были уверены, что будет мальчик, он толкался и пинался еще до рождения.

Когда они уходят поздравить родителей, появляются бабушка и дедушка второго ребенка. Между ними происходит следующий диа­лог.

Бабушка: Вот она. единственная в розовом одеяльце! Разве она не прелестна?

Дедушка: Да — и такая маленькая. Посмотри, какие у нее малень­кие пальчики. Ой, смотри, она пытается сжать кулачок.

Бабушка: Какая милая. Ты знаешь, мне кажется, что она немного похожа на меня.

Дедушка: Да, вроде бы сходство есть. У нее твой подбородок.

Бабушка: Смотри, она собирается заплакать.

Дедушка: Может, нам лучше позвать медсестру присмотреть за ней, или сменить пеленки, или еще что-нибудь.

Бабушка: Да, давай. Бедная маленькая девочка. (К ребенку.) Сей­час, сейчас, мы поможем тебе.

Дедушка: Пойду, найду медсестру. Я не могу стоять и смотреть, как она плачет.

Бабушка: Хм, я удивлюсь, если они захотят еще одного ребенка. Я знаю, лучше бы, если бы был сын, Джон, но маленькая Джоанна хо­рошенькая и здоровая. В общем, это единственное, что имеет значе­ние.

Дедушка: Они еще достаточно молоды, чтобы завести множество детей. Я так рад, что она здорова.

Бабушка: Во всяком случае, я не думаю, что они были удивлены, когда родилась девочка. она вела себя так тихо.

Контраст между двумя диалогами столь разителен, что можно по­думать, будто они выдуманы. На самом деле это воспроизведение ре­альных разговоров, записанных в роддоме. Самый первый вопрос, обычно задаваемый родителями: это мальчик или девочка? Наше вос­приятие других людей в большой мере зависит от их пола.

Гендерные стереотипы и жизненный путь человека

Гендерный стереотип — это упрощенный, устойчивый, эмоционально окрашенный образ поведения и черт характера мужчин и / или женщин. Данные стереотипы проявляются во всех сферах жизни челове­ка: самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии. Они очень устойчивы. М. Джекмен и М. Сентер выявили, что гендерные стереотипы намного сильнее расовых [3].

В современном мире в общественном сознании и практиках взаимодействия гендерные стереотипы рассматриваются как «истинные», как некий социальный консенсус, применяемый при решении про­блем, для которых нет однозначных подтверждений и объективных критериев. По мнению Ф. Л. Джес, гендерные стереотипы, являясь «истинными», трансформируются в ценности и формируют нормативные образы «истинной» фемининности, маскулинности. Таким образом, существующая норма поведения превращается в предписание. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужи­чин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дис­криминационные практики в отношении женщин [1].

Выделяют несколько групп гендерных стереотипов. [2]. К первой относятся стереотипы маскулинности—фемининности. В стереотипном представлении маскулинности приписываются «актино-творческие» характеристики, инструментальные черты личности, такие как активность, доминантность, уверенность в себе, агрессивность, логиче­ское мышление, способность к лидерству. Фемининность, наоборот, рассматривается как «пассивно-репродуктивное начало», проявляюще­еся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависи­мость, заботливость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики обычно противопоставляются фемининным, рассматриваются как противоположные, взаимодополнительные.

Вторая группа гендерных стереотипов включает представления о рас­пределении семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью счи­тается роль домохозяйки, матери. Женщине предписывается нахожде­ние в приватной сфере жизни — дом, рождение детей, на нее возлагается ответственность за взаимоотношения в семье. В немецком языке суще­ствует поговорка о четырех «К», отражающее стереотипное представле­ние о социальной роли женщины. Переводится она как: «кухня, кирха, ребенок, платье». Мужчинам предписывается включенность в обще­ственную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для муж­чины являются именно профессиональные роли.

Третья группа гендерных стереотипов определяется спецификой содержания труда. В соответствии с традиционными представлени­ями предполагается, что женский труд должен носить исполнитель­ский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, образования. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфе­ре деятельности. В научной практике подобное распределение гендерных ролей подтверждалось концепцией взаимодополняемости полов Т. Парсонса, Р. Бейлза.

Как возникли гендерные стереотипы? Гендерные стереотипы сформировались на основании восприятия и толкования половых различиях в разные исторические периоды, в различных культурах, а также в результате веками существовавшего разделения труда. По мнению С. Фаррел и Д. Лорбер, в обществе существовало «табу на подобие», которое утверждало и подтверждало существование поло­вых различий, различий в социальных ролях мужчин и женщин, де­терминировало гендерное неравенство [5].

Читайте также:  Способы определения функционального состояния

Гендерные стереотипы выступают генеральными соглашения­ми о взаимодействии «мужского» и «женского». Позитивным в действии гендерных стереотипов Дж. Мани и П. Такер считают поддержку межличностного и межгруппового взаимопонимания и сотрудничества. Культурные стереотипы, по их мнению, долж­ны быть одновременно ригидны и гибки, чтобы, с одной стороны обеспечивать устойчивость представлений, с другой — не останав­ливать развитие общества [4].

В чем негативное воздействие гендерных стереотипов? Гендерные стереотипы могут отрицательно сказываться на самореализации муж­чин и женщин, выступать барьером в развитии индивидуальности [2]. Следование гендерным стереотипам часто связано с механизмами дол­женствования. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, самореали­зация и самовыражение невозможно, если деятельность выполняется на основании чувства долга. В подобной ситуации не учитываются лич­ные интересы, теряется чувство «Я», формируется покорность и зави­симость. Подобные самоощущение и самовосприятие не соответствует идеям самореализации и свободного выбора.

Но даже индивид, признающий свою независимость от гендерных стереотипов, может им следовать на бессознательном уровне. Так гендерные представления превращаются в самоисполняющиеся пророчества [1]. Самоисполняющееся пророчество — это неосознанное, внутреннее убеждение человека, установка по отношению к каким-либо объектам или событиям, реализующаяся в реальном поведении. Имея неосознава­емые установки в отношения самого себя, индивид внешне заявляет не­зависимость от гендерного стереотипа, но, тем не менее, привносит его в жизнь, реализует стереотипное представление.

Данное занятие занимает 4 академических часа и может быть раз­делено на две части (соответственно с 2-го по 5-й этап и с 6-го по 9-й этапы). Этапы введения и подведения итогов повторяются вначале и в конце каждого занятия. Желательно, чтобы участники располага­лись во время занятий в круге и каждый участник мог видеть каждо­го. Например, участники могут сидеть за круглым столом.

Информационная: познакомить с механизмами возникновения и воспроизводства гендерных стереотипов в обыденном сознании и по­вседневной практике.

Обучающая: сформировать основы критического взгляда на гендерные стереотипы, то есть способности выявлять и осознанно анализиро­вать их в различных сферах жизни — обучении, работе, литературе и т. д.

Листы бумаги формата А 4, цветные карандаши, фломастеры.

Этап 1 . Введение.

Этап 2. Составление списка гендерных стереотипов.

Этап 3. Инсценировка ситуации общения.

Этап 4. Обсуждение инсценировки ситуации общения.

Этап 5. Дискуссия о следовании гендерным стереотипам в жизни.

Этап 6. Сочинение притч о возникновении гендерного стереотипа.

Этап 7. Дискуссия о необходимости избавляться от гендерных сте­реотипов.

Этап 8. Информационное сообщение преподавателя. Цели психо­логической работы с гендерными стереотипами.

Этап 9. Составление рекламного сообщения, не содержащего гендерных стереотипов.

Этап 10. Подведение итогов.

Этап 1. Введение

Занятие начинается с обмена новостями, обсуждения того, что радует студентов в их жизни, в окружающем мире в данный момент. Напри­мер, преподаватель может задать вопрос: что нового, хорошего про­изошло в вашей жизни с тех пор, как мы с вами не виделись? Препо­даватель просит всех желающих ответить на вопрос и при этом он мо­жет дополнительно уточнить: «Что в этом для вас хорошего?», поддержать сказанное словами: «замечательно», «прекрасно». Важно сделать ак­цент на позитивном в описываемых событиях. Преподаватель вместе со студентами отвечает на поставленный вопрос.

Иногда студенты могут быть погружены в какие-либо проблемы, связанные, например, с учебной деятельностью, сдачей сессии и т. д. Можно выделить небольшое время и выслушать их. Задача препо­давателя просто послушать сказанное, не комментируя, не давая со­ветов. Подобное обсуждение, как позитивного, так и негативного, способствует включению студентов в работу, отвлечению от повсе­дневных событий жизни.

Этап 2. Составление списка гендерных стереотипов

Работа сначала проходит в группах по 4—6 человек.

Задание. Вспомните гендерные стереотипы, с которыми вы стал­кивались. Сформулируйте их кратко, например: «женщины — эмоци­ональны, мужчины — рациональны»; «женщина должна быть краси­вой и сексуально-привлекательной»; «мужчина должен все знать и ни в чем не сомневаться».

Перед выполнением задания полезно повторно обсудить понятие «гендерный стереотип» и виды гендерных стереотипов — информа­цию, заранее представленную в материале лекции.

Затем каждая группа зачитывает список стереотипов, которые были ими выделены. Комментарий преподавателя: гендерные стереотипы мож­но обнаружить во всех сферах жизни индивида: самосознании, в меж­личностном общении, межгрупповом взаимодействии и др.

Источник

Оцените статью
Разные способы