Оглавление предисловие 14
Как воспитывать гендерно не схематизированных детей?
С. Бэм предлагает две стратегии.
Первая состоит в том, чтобы объяснить детям различия между полами не на основе внешних признаков (одежда, стиль поведения), а на основе биологических факторов. Объясняя детям, что мужчины и женщины имеют анатомические и репродуктивные различия, родители ограничивают функциональную значимость пола и тем самым тормозят процессы гендерной схематизации.
Вторая стратегия состоит в том, чтобы дать детям альтернативную схему, с помощью которой они будут перерабатывать социальную информацию и интерпретировать культурные ассоциации, когда культура им их предложит. Альтернативная схема помогает человеку выстроить сопротивление против уроков доминантной культуры и позволяет оставаться асхематичным, даже живя в гендерно-схематизированном мире. В качестве вариантов альтернативных схем могут быть использованы следующие схемы: 1) акцентирование индивидуальных различий, а не половых (не девочки любят наряжаться, а Маша любит наряжаться); 2) сравнение во временном аспекте ситуаций, отражающих наличие дискриминации по признаку пола (акцент на уменьшении явлений сексизма в западных странах в последние годы); 3) анализ проявления культурного релятивизма — информирование о полоролевых предпочтениях, существующих в разных культурах и отличающихся от традиционных западных стандартов (в Африке наряжаются и украшают себя мужчины, а не женщины).
Основной вопрос, на котором необходимо акцентировать внимание студентов — это вопрос о психологических механизмах и способах гендерной социализации.
Психологическими механизмами гендерной социализации являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория); социальные подкрепления (теория социального научения и половой типизации); осознание, понимание половой социальной роли (теория когнитивного развития); социальные ожидания (новая психология пола), гендерные схемы (теория гендерной схемы). В отдельности каждый их этих механизмов вряд ли может объяснить гендерную социализацию.
Американский социолог Рут Хартли выделяет четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка: социализация через манипуляции, вербальная апелляция, канализация, демонстрация деятельности.
Пример первого процесса: озабоченность матери внешностью ребенка-девочки, второго — частые обращения в стиле «ты моя красавица», подчеркивание ее привлекательности. Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, а вербальная апелляция усиливает действие манипулятивного процесса. Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда — это очень важно. «Канализация» означает направление внимания ребенка на определенные объекты, например, на игрушки, соответствующие игре в «дочки-матери» или просто имитирующие предметы домашнего обихода. Дети часто получают знаки социального одобрения за игру с игрушками, «соответствующими своему полу». «Демонстрация деятельности» выражается, например, в том, что от подрастающих девочек гораздо чаще, чем от мальчиков, требуют помощи по дому. То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама», мальчики — «как папа» [9, с. 70].
Содержание данного занятия, прежде всего, направлено на актуализацию собственного опыта студентов на этапе ранней гендерной социализации. В процессе этой работы студенты попытаются понять способы и механизмы конструирования собственной гендерной идентичности.
1. Дополнение и закрепление знаний студентов о теориях и механизмах гендерной социализации;
2. Развитие навыков саморефлексии при актуализации собственного опыта, связанного с развитием гендерной идентичности.
1. Текст «Пример ранней гендерной социализации» (см. приложение 1).
2. План гендерной автобиографии.
На данном занятии используются и групповые, и индивидуальные формы работы.
Этап 1. Актуализация теоретического материала.
Этап 2. Знакомство с текстом «Пример ранней гендерной социализации».
Этап 3. Подготовка текста «Гендерная автобиография».
Этап 1. Актуализация теоретического материала
Цель: способствовать осознанию студентами действия механизмов гендерной социализации
Первый этап практического занятия посвящен проработке теоретических вопросов, необходимых для выполнения практической части — написания работы «Гендерная автобиография».
Преподаватель задает студентам следующие вопросы по пройденному теоретическому материалу.
• Что такое гендерная идентичность?
• Какие теории усвоения половой роли вы знаете?
• Раскройте основные положения теории гендерной схемы?
• Назовите психологические механизмы гендерной социализации?
• Перечислите способы конструирования гендерных ролей, которые используют родители в процессе гендерной социализации детей? Приведите примеры.
Этап 2. Знакомство с текстом «Пример ранней гендерной социализации»
Преподаватель зачитывает студентам текст «Пример ранней гендерной социализации» (см. приложение). Для анализа текста преподаватель может задать студентам следующие вопросы.
• Какие установки восприятия внука и внучки отражены в высказываниях дедушки и бабушки?
• Какой психологический механизм гендерной социализации будут активно использовать дедушка и бабушка (участники описанной ситуации) при организации взаимодействия со своими внуками?
Этап 3. Подготовка текста «Гендерная автобиография»
Цели гендерной автобиографии:
1) проследить развитие собственной гендерной идентичности на примере условий своей гендерной социализации;
2) выделить механизмы и способы, при помощи которых осуществляется конструирование гендерной идентичности.
Гендерная автобиография — средство изучения становления и развития гендерной идентичности. Как способ саморефлексии она направлена на реконструкцию индивидуального социального опыта. В процессе написания гендерной автобиографии человек может осознать характеристики своей гендерной идентичности, а также пути и способы их формирования.
Инструкция. Вспомните свое раннее детство и школьные годы. Вспомните отношение к себе как представителю определенного пола, ваших родителей, родственников, учителей. На основе воспоминаний напишите свою гендерную автобиографию, опираясь на предложенный план (примечание: за основу взят план гендерной автобиографии из работы «Пол женщины») [7, с. 111].
1. С какого возраста вы себя помните? Когда вы впервые почувствовали различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами? Когда вы заметили разное отношение взрослых к мальчикам и девочкам?
2. С кем вы предпочитали играть в возрасте 5-8 лет? Помните ли вы свои любимые игрушки? Кто были любимыми сказочными героями и героями мультфильмов? Любимые игры: подвижные или спокойные, групповые или одиночные? Какова была ваша одежда и внешний вид в раннем детстве, в младших классах, в подростковом возрасте?
3. Что вам говорили в детстве, какой должна быть девочка, каким должен быть мальчик? Как вам давали понять, какого поведения от вас, как от мальчика или девочки, ждут окружающие?
4. Гендерные процессы в школе. Поведенческие модели, насаждаемые учителями: различались ли для мальчиков и девочек? Отношение учителей к успеваемости и дисциплине мальчиков и девочек — было ли оно различным?
5. Отношения с родителями. Кто из родителей был вам ближе в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте? Какие правила отношений между представителями разного пола существовали в вашей семье? Каким моделям отношений вы стараетесь следовать?
6. Какие качества вы больше всего цените в мужчинах, какие — в женщинах? Почему? Считаете ли вы, что женщины и мужчины страдают от гендерных стереотипов и норм, распространенных в обществе?
7. Кто (или что), по вашему мнению, в большей мере повлиял на сложившиеся у вас гендерные взгляды и представления?
8. Выделите наиболее часто встречающиеся механизмы, приемы, способы, используемые окружающими для формирования вашей идентичности и ваших гендерных представлений.
Анализ и обобщение результатов, представленных в текстах гендерных автобиографий студентов, преподаватель может проводить по следующим направлениям: 1) систематизация и выделение наиболее часто встречающихся механизмов и способов, определяющих характеристики гендерной идентичности; 2) систематизация гендерных представлений студентов.
1. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
2. Большой толковый психологический словарь. Т. 1. (А-О) / Пер. с англ. А. Ребер —М.: ООО «Изд-во ACT»; Изд-во «Вече», 2001.
3. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999.
4. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002.
5. Клецина И. С. Гендерная социализация. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
6. Коломинскш Я. Л., Мелтсас М, X . Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии. — Минск, 1985.
7. Пол женщины: Сб. статей по гендерным исследованиям / Под ред. С. Шакировой и М. Сеитовой. — Алматы: Мальвина, 2000.
8. Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. — 1987. — №4.
9. Тартаковская И. Н. Социология пола и семьи. — Самара, 1997. 10. Bern S. Gender Schema Theory and Its Implications for Child
Development // Signs: Journal of Women in Culture and Society. — 1983. — Vol. 8. — № 4. — P. 598-615.
Пример ранней гендерной социализации 7
Два только что родившихся младенца лежат в палате роддома. Один, мальчик, закутан в голубое одеяло, другая, девочка, в розовом одеяле. Каждому ребенку лишь несколько часов от роду, и на них впервые смотрят бабушка и дедушка мальчика. Разговор между ними идет следующим образом.
Бабушка : Это он — наш первый внук, мальчик!
Дедушка : Правда, он здоровый маленький парень? Посмотри на его кулачок. Этот парень станет настоящим маленьким драчуном. (Дедушка улыбается и демонстрирует боксерский удар своему внуку.) Молодчина!
Бабушка : Мне кажется, он похож на тебя. У него точно твой подбородок. Ой, смотри, он собирается заплакать.
Дедушка : Да — только послушай, какие легкие. Он станет отличным парнем.
Бабушка : Бедняжка, он все еще плачет.
Дедушка : Ничего. Ему это полезно. Он упражняется, и это развивает его легкие.
Бабушка: Пойдем, поздравим родителей. Я знаю, они беспокоятся о маленьком Джоне. Они хотели первого мальчика.
Дедушка: И они были уверены, что будет мальчик, он толкался и пинался еще до рождения.
Когда они уходят поздравить родителей, появляются бабушка и дедушка второго ребенка. Между ними происходит следующий диалог.
Бабушка: Вот она. единственная в розовом одеяльце! Разве она не прелестна?
Дедушка: Да — и такая маленькая. Посмотри, какие у нее маленькие пальчики. Ой, смотри, она пытается сжать кулачок.
Бабушка: Какая милая. Ты знаешь, мне кажется, что она немного похожа на меня.
Дедушка: Да, вроде бы сходство есть. У нее твой подбородок.
Бабушка: Смотри, она собирается заплакать.
Дедушка: Может, нам лучше позвать медсестру присмотреть за ней, или сменить пеленки, или еще что-нибудь.
Бабушка: Да, давай. Бедная маленькая девочка. (К ребенку.) Сейчас, сейчас, мы поможем тебе.
Дедушка: Пойду, найду медсестру. Я не могу стоять и смотреть, как она плачет.
Бабушка: Хм, я удивлюсь, если они захотят еще одного ребенка. Я знаю, лучше бы, если бы был сын, Джон, но маленькая Джоанна хорошенькая и здоровая. В общем, это единственное, что имеет значение.
Дедушка: Они еще достаточно молоды, чтобы завести множество детей. Я так рад, что она здорова.
Бабушка: Во всяком случае, я не думаю, что они были удивлены, когда родилась девочка. она вела себя так тихо.
Контраст между двумя диалогами столь разителен, что можно подумать, будто они выдуманы. На самом деле это воспроизведение реальных разговоров, записанных в роддоме. Самый первый вопрос, обычно задаваемый родителями: это мальчик или девочка? Наше восприятие других людей в большой мере зависит от их пола.
Гендерные стереотипы и жизненный путь человека
Гендерный стереотип — это упрощенный, устойчивый, эмоционально окрашенный образ поведения и черт характера мужчин и / или женщин. Данные стереотипы проявляются во всех сферах жизни человека: самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии. Они очень устойчивы. М. Джекмен и М. Сентер выявили, что гендерные стереотипы намного сильнее расовых [3].
В современном мире в общественном сознании и практиках взаимодействия гендерные стереотипы рассматриваются как «истинные», как некий социальный консенсус, применяемый при решении проблем, для которых нет однозначных подтверждений и объективных критериев. По мнению Ф. Л. Джес, гендерные стереотипы, являясь «истинными», трансформируются в ценности и формируют нормативные образы «истинной» фемининности, маскулинности. Таким образом, существующая норма поведения превращается в предписание. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужичин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин [1].
Выделяют несколько групп гендерных стереотипов. [2]. К первой относятся стереотипы маскулинности—фемининности. В стереотипном представлении маскулинности приписываются «актино-творческие» характеристики, инструментальные черты личности, такие как активность, доминантность, уверенность в себе, агрессивность, логическое мышление, способность к лидерству. Фемининность, наоборот, рассматривается как «пассивно-репродуктивное начало», проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависимость, заботливость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики обычно противопоставляются фемининным, рассматриваются как противоположные, взаимодополнительные.
Вторая группа гендерных стереотипов включает представления о распределении семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью считается роль домохозяйки, матери. Женщине предписывается нахождение в приватной сфере жизни — дом, рождение детей, на нее возлагается ответственность за взаимоотношения в семье. В немецком языке существует поговорка о четырех «К», отражающее стереотипное представление о социальной роли женщины. Переводится она как: «кухня, кирха, ребенок, платье». Мужчинам предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли.
Третья группа гендерных стереотипов определяется спецификой содержания труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, образования. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности. В научной практике подобное распределение гендерных ролей подтверждалось концепцией взаимодополняемости полов Т. Парсонса, Р. Бейлза.
Как возникли гендерные стереотипы? Гендерные стереотипы сформировались на основании восприятия и толкования половых различиях в разные исторические периоды, в различных культурах, а также в результате веками существовавшего разделения труда. По мнению С. Фаррел и Д. Лорбер, в обществе существовало «табу на подобие», которое утверждало и подтверждало существование половых различий, различий в социальных ролях мужчин и женщин, детерминировало гендерное неравенство [5].
Гендерные стереотипы выступают генеральными соглашениями о взаимодействии «мужского» и «женского». Позитивным в действии гендерных стереотипов Дж. Мани и П. Такер считают поддержку межличностного и межгруппового взаимопонимания и сотрудничества. Культурные стереотипы, по их мнению, должны быть одновременно ригидны и гибки, чтобы, с одной стороны обеспечивать устойчивость представлений, с другой — не останавливать развитие общества [4].
В чем негативное воздействие гендерных стереотипов? Гендерные стереотипы могут отрицательно сказываться на самореализации мужчин и женщин, выступать барьером в развитии индивидуальности [2]. Следование гендерным стереотипам часто связано с механизмами долженствования. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, самореализация и самовыражение невозможно, если деятельность выполняется на основании чувства долга. В подобной ситуации не учитываются личные интересы, теряется чувство «Я», формируется покорность и зависимость. Подобные самоощущение и самовосприятие не соответствует идеям самореализации и свободного выбора.
Но даже индивид, признающий свою независимость от гендерных стереотипов, может им следовать на бессознательном уровне. Так гендерные представления превращаются в самоисполняющиеся пророчества [1]. Самоисполняющееся пророчество — это неосознанное, внутреннее убеждение человека, установка по отношению к каким-либо объектам или событиям, реализующаяся в реальном поведении. Имея неосознаваемые установки в отношения самого себя, индивид внешне заявляет независимость от гендерного стереотипа, но, тем не менее, привносит его в жизнь, реализует стереотипное представление.
Данное занятие занимает 4 академических часа и может быть разделено на две части (соответственно с 2-го по 5-й этап и с 6-го по 9-й этапы). Этапы введения и подведения итогов повторяются вначале и в конце каждого занятия. Желательно, чтобы участники располагались во время занятий в круге и каждый участник мог видеть каждого. Например, участники могут сидеть за круглым столом.
Информационная: познакомить с механизмами возникновения и воспроизводства гендерных стереотипов в обыденном сознании и повседневной практике.
Обучающая: сформировать основы критического взгляда на гендерные стереотипы, то есть способности выявлять и осознанно анализировать их в различных сферах жизни — обучении, работе, литературе и т. д.
Листы бумаги формата А 4, цветные карандаши, фломастеры.
Этап 1 . Введение.
Этап 2. Составление списка гендерных стереотипов.
Этап 3. Инсценировка ситуации общения.
Этап 4. Обсуждение инсценировки ситуации общения.
Этап 5. Дискуссия о следовании гендерным стереотипам в жизни.
Этап 6. Сочинение притч о возникновении гендерного стереотипа.
Этап 7. Дискуссия о необходимости избавляться от гендерных стереотипов.
Этап 8. Информационное сообщение преподавателя. Цели психологической работы с гендерными стереотипами.
Этап 9. Составление рекламного сообщения, не содержащего гендерных стереотипов.
Этап 10. Подведение итогов.
Этап 1. Введение
Занятие начинается с обмена новостями, обсуждения того, что радует студентов в их жизни, в окружающем мире в данный момент. Например, преподаватель может задать вопрос: что нового, хорошего произошло в вашей жизни с тех пор, как мы с вами не виделись? Преподаватель просит всех желающих ответить на вопрос и при этом он может дополнительно уточнить: «Что в этом для вас хорошего?», поддержать сказанное словами: «замечательно», «прекрасно». Важно сделать акцент на позитивном в описываемых событиях. Преподаватель вместе со студентами отвечает на поставленный вопрос.
Иногда студенты могут быть погружены в какие-либо проблемы, связанные, например, с учебной деятельностью, сдачей сессии и т. д. Можно выделить небольшое время и выслушать их. Задача преподавателя просто послушать сказанное, не комментируя, не давая советов. Подобное обсуждение, как позитивного, так и негативного, способствует включению студентов в работу, отвлечению от повседневных событий жизни.
Этап 2. Составление списка гендерных стереотипов
Работа сначала проходит в группах по 4—6 человек.
Задание. Вспомните гендерные стереотипы, с которыми вы сталкивались. Сформулируйте их кратко, например: «женщины — эмоциональны, мужчины — рациональны»; «женщина должна быть красивой и сексуально-привлекательной»; «мужчина должен все знать и ни в чем не сомневаться».
Перед выполнением задания полезно повторно обсудить понятие «гендерный стереотип» и виды гендерных стереотипов — информацию, заранее представленную в материале лекции.
Затем каждая группа зачитывает список стереотипов, которые были ими выделены. Комментарий преподавателя: гендерные стереотипы можно обнаружить во всех сферах жизни индивида: самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии и др.
Источник