Способ конструирования сценария учебного процесса урока с позиций технологического подхода

Конструирование современного урока с помощью технологической карты
статья на тему

Доклад по теме «Конструирование современного урока с помощью технологической карты» знакомит с вариантами технологической карты, как новой формой планирования урока в свете требований ФГОС.

Скачать:

Вложение Размер
konstruirovanie_sovremennogo_uroka_s_pomoshchyu_tehnologicheskoy_karty.docx 415.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15 х. Андреевский»

«Конструирование современного урока

с помощью технологической карты»

Учитель английского языка

Донскова Лариса Дмитриевна

ФГОС ООО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., указывает на такие основные особенности реализации содержания образования, как:

  • необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов — личностных, метапредметных и предметных ;
  • новое понимание образовательных результатов — необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности ;
  • понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.

Новая парадигма образования ХXI века основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения, навыки и универсальные способы деятельности: познавательные, информационно-коммуникативные, рефлексивные. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы обеспечить школьнику общекультурное, личностное, познавательное развитие, а главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Учителю тем самым предстоит реализовать эти существенные изменения, которые ФГОС основного общего образования требует привнести в практику педагогической деятельности, то есть сформировать УУД.

Для этого, педагогу нужно четко представлять результаты своей деятельности и деятельности обучающихся.

Технологическая карта выступает как инструмент планирования современного урока, планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых как теоретиками, так и практиками образования вариантов технологических карт. Однако единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции карты ни у теоретиков, ни в педагогическом сообществе нет. Из множества определений можно остановиться на следующем: «технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности»

Вопросу создания технологической карты урока посвящена статья Г.Л. Копотевой, к.пед.н., заведующей лабораторией разработки, экспертизы и апробации новых образовательных технологий ИСИО РАО и И.М. Логвиновой, к.пед.н., заместителя директора ИСИО РАО, также в ней освещаются вопросы формирования у школьников метапредметных результатов — универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), которые должны стать основой для владения ключевыми компетенциями, развивающими умение учиться. Разработанная авторами технологическая карта урока позволит педагогам, осваивающим новые стандарты, проектировать уроки в соответствии с основными требованиями реализации ФГОС.

Основополагающей мыслью, определившей визуальный образ создаваемой карты урока, явилось понимание, что необходима форма, которая предоставляет педагогу возможность видеть:

• что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов;

• что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостной деятельности;

• как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.

Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать только таблица — замкнутая матрица, где совпадение содержания вертикальных и горизонтальных граф заведомо является законом, где наличие незаполненных сегментов свидетельствует о несовершенности системы. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определился перечень основных вертикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапа урока); деятельность учителя, деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов.

Одной из основных задач была необходимость сломать педагогический стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем прежде всего и преимущественно своей деятельности, а только потом деятельности учащихся. Поэтому в таблице предусмотрено визуальное доминирование (чтобы обеспечить содержательное) графы «деятельность учащихся».

Такое соотношение объёмов предполагаемой деятельности педагога и учащихся на уроке (закреплённое визуально), позволяет учителю сначала задуматься об этой необходимой диспропорции, а затем зафиксировать в содержании карты его новые функции, новую педагогическую позицию: в процессе педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений учитель является «провокатором» деятельности учащихся и помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельности.

На основании ранее приведённых задач создания карты было определенно, какие её составляющие будут носить инвариантный, а какие вариативный характер. Инвариантным компонентом является графа «деятельность учителя», как бы неожиданно это ни звучало. Этот подход обеспечивает закрепление установки учителя на освоение им новой функции в рамках субъект-субъектного педагогического взаимодействия с учащимся. Под вариативностью понимается возможность вычленения большего или меньшего количества модулей (составных частей) в тех или иных столбцах (графах) карты как на этапе проектирования, так и на этапе реализации урока. Это позволяет учителю в процессе проектирования урока на основе данной технологической карты выбрать удобный для себя вариант: на этапе адаптации к требованиям ФГОС ООО можно начинать проектирование, используя один или только несколько модулей карты, затем по мере освоения способа перейти к проектированию целостного урока.

Реализуя новое понимание образовательных результатов в виде формируемых способов деятельности, введённое ФГОС, графа «Деятельность учащихся» была структурирована на несколько модулей, соответствующих предполагаемым видам деятельности. А затем для каждого из них также определена структура, фиксирующая выполняемое действие и его предполагаемый результат.

Предметные планируемые результаты в карте фиксируются в графе «Ход урока/ Этап урока» в виде учебно-познавательной или учебно-практической задачи, предъявляемой учащимся для решения. Одной из базовых образовательных технологий, реализующей требования ФГОС, является дифференциация требований к уровню освоения учебной информации. Поэтому, в этой же графе, предназначенной для фиксирования учебных заданий, с помощью которых будут формироваться как предметные, так и метапредметные результаты, предусмотрена возможность явного выделения базового и повышенных уровней освоения учебного материала.

Базовой образовательной технологией, реализующей требования ФГОС, как уже отмечалось, является формирование универсальных учебных действий на материале основ наук. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, и определили содержание модулей «Вид деятельности».

Представляя общий вид технологической карты урока, позволяющей осуществить деятельностный подход и формирование УУД, авторы акцентируют внимание на том, что в её структуру умышленно не внесена отдельная графа (компонент матрицы), посвященная целевому назначению проектируемого урока. И это не случайно. Надобность в этом отпадает, по их мнению, потому что планируемые результаты образования в соответствии с ФГОС представляют собой «систему личностно ориентированных целей образования». Поскольку предлагаемая технологическая карта позволяет фиксировать предметные и метапредметные планируемые результаты именно в виде формируемых способов деятельности на каждом этапе урока, более того, — как отдельные действия в рамках каждого способа деятельности на каждом этапе урока, то нет смысла их прописывать ещё в какую-то отдельную, специально выделяемую для этого, графу.

С целью реализации целостного учебного процесса предлагается пользоваться как минимум трёхмодульной технологической картой урока: определённые ограничения в свободе выбора учителем количества модулей вызваны тем, что есть риск разрушить систему формирования предметных и метапредметных результатов, а этого допустить нельзя.

Далее приводится минимально допустимый для хода урока вариант карты:

Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.

3-модульная карта
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________

Как видно, в трёхмодульном варианте карты отсутствует графа (модуль) для группы личностных результатов. Внимательное знакомство с их содержанием и структурой делает очевидным, что они являются теми новообразованиями в личности, которые формируются и развиваются благодаря целенаправленной работе педагога по формированию как предметных, так и универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных). Однако далеко не все предметы обладают специальным содержанием, на основе которого можно в явной форме выделить действия по формированию группы личностных результатов. Чаще всего это предметы технического цикла. А для гуманитарных дисциплин, и для английского языка в частности, в котором в явной форме есть материал, позволяющий формировать основы гражданственности и нравственные смыслы жизни человека, отсутствие этого модуля будет уже неправомерным:

Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.

4-модульная карта
Предмет___________________________________________
Класс______________________________________________
Автор УМК_________________________________________
Тема урока__________________________________________
Тип урока___________________________________________

К сожалению, до сегодняшнего дня не все авторы УМК дифференцировали содержание в соответствии с уровнями освоения учебного материала, как того требует ФГОС. Поэтому следующий пятимодульный вариант карты мы рекомендуем тем учителям, кто:

  • выбрал УМК, где такая дифференциация реализована;
  • чувствует себя опытным в идентификации и подборе заданий разного уровня сложности.

По мере того как учебно-методическое обеспечение образовательного процесса будет совершенствоваться и переход на двухуровневую структуру освоения учебного материала (базовый и повышенный) станет свершившимся фактом, отсутствие у педагога умения идентифицировать степень сложности задания станет признаком профессиональной некомпетентности. Поэтому, чем раньше учитель начнёт работать с вариантом карты, где эти уровни обозначаются, тем быстрее он отточит этот ставший остро необходимым навык:

Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.

5-модульная карта
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________

Возможности предмета «Иностранный язык» при соответствующем содержательном и методическом наполнении очень благоприятны для реализации системно-деятельностного подхода и формирования универсальных учебных действий. Этап основного общего образования максимально эффективен для развития иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех её составляющих: языковой, речевой, социокультурной/межкультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. Именно поэтому первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения и в основных видах речевой деятельности, второй — языковые средства, третьей — социокультурные знания и умения. Учитывая это обстоятельство и структуру коммуникативных универсальных учебных действий, мы предложили развёрнутый коммуникативный модуль:

Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.

Развёрнутый коммуникативный модуль
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________

С целью совершенствования профессиональных педагогических умений по использованию разных видов коммуникации для интенсификации формирования соответствующей группы универсальных учебный действий мы рекомендуем использовать такой вариант карты в ходе проектирования урока преподавателям любых предметов, а не только лингвистам. Однако на этапе реализации урочной деятельности необходимо продемонстрировать интеграцию детализированного коммуникативного модуля в общий процесс формирования всех групп универсальных учебный действий:

Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.

4-модульная карта с развёрнутым коммуникативным модулем
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________

Формирование коммуникативных умений предполагает овладение средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Поэтому уже специально для преподавателей-лингвистов мы предложили детализацию соответствующего модуля технологической карты:

Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.

развёрнутый коммуникативный модуль 3.3.
Предмет______________________________________________
Класс________________________________________________
Автор УМК___________________________________________
Тема урока___________________________________________
Тип урока____________________________________________
Учитель_____________________________________________

В целостной карте такая конкретизация будет выглядеть следующим образом:

Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.

4-модульная карта с развёрнутым коммуникативным модулем 3.3
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________

Завершая разговор об особенностях технологической карты урока Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой необходимо сделать акцент на том, что горизонтальная её структура, предназначенная для фиксирования этапов урока, позволяет использовать карту как для проектирования комбинированного урока, так и для выстраивания уроков, представляющих собой, по сути, один этап — определённый способ деятельности.

В разных дидактических системах, как известно, названия этих этапов-способов деятельности варьируются: урок целеполагания, урок рефлексии, урок освоения учебной информации, урок отработки полученных умений и навыков и т. д.

Выбор типа урока, а значит и количества этапов для его реализации осуществляет учитель. Однако, нельзя забывать, что какую бы дидактическую систему вы ни использовали, она должна разворачивать деятельностную учебную ситуацию, в которой учащиеся с помощью учителя:

  • обнаруживают предмет своего действия;
  • исследуют его, совершая разнообразные учебные действия;
  • преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д.

Взяв за основу трехмодульную ТК можно выделить следующие этапы уроков:

1 этап – организационный

Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность

2 этап – мотивационный. Постановка целей и задач урока.

Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

3 этап – актуализация знаний и снятие языковых трудностей

Цель: Готовность к мышлению и осознание потребности к построению нового способа действий

4 этап — первичное усвоение новых знаний.

Цель: Первичная систематизация полученных знаний

5 этап — первичная проверка понимания

Цель: Воспроизведение нового лексического материала на уровне фразы (высказывания

6 этап — первичное закрепление.

Цель: Самостоятельное применение полученных знаний

7 этап — информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний

8 этап – рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

Также можно предложить следующие варианты технологических карт:

Технологическая карта с методической структурой урока

Источник

Читайте также:  Один способ снятия стресса
Оцените статью
Разные способы