Тема 3. Технология конструирования педагогического процесса
Первая проблема, с которой сталкивается педагог на этапе конструирования педагогического процесса, — это конструирование его содержания.
Технология конструирования учебной информации — это процесс принятия педагогических решений в условиях системы ограничений и предписаний, которые диктуются установленными нормами (что и в каком объеме из задаваемой информации должны усвоить учащиеся); исходным уровнем подготовленности учащихся к восприятию учебной информации; возможностями самого учителя, а также той школы, в которой он работает.
В технологическом отношении принципиальное значение имеет сама проблема учебного материала и его задачного структурирования. При ее решении предлагается различать понятия дидактический материал и учебный материал.
Дидактический материал — это система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы, выделенной в рамках общественного знания и опыта, и служит средством решения некоторой дидактической задачи.
Учебный материал — это система идеальных моделей, представленных материальными или материализованными моделями дидактического материала и предназначенных для использования в учебной деятельности.
Поскольку учебная деятельность может рассматриваться как процесс решения системы учебных задач, то естественно, что единицей членения учебного материала является учебная задача. В связи с этим учебный материал допустимо рассматривать как педагогически целесообразную систему познавательных задач. Отсюда построение системы учебных задач становится стержнем действий учителя по проектированию учебного материала и разработке дидактического материала, в котором он находит свое воплощение.
Для понимания специфики конструирования процесса обучения важно обратиться к проблеме логики учебного процесса, впервые обоснованной М.А. Даниловым. Он предлагает рассматривать ее в трех аспектах: как основную линию развертывания процесса обучения по курсу в целом; как логику процесса обучения, ограниченную определенной темой; как логику учебного процесса в масштабе единицы усвоения.
Логическим итогом конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога. При этом важно отметить, что при составлении планов организации учебно-познавательной деятельности школьников (уроков и других форм организации учебного процесса) учитель имеет возможность обращаться к имеющимся рекомендациям, тогда как при планировании воспитательной работы, учитывая ее специфику и принципиальное отличие от преподавания, многие, в том числе опытные, педагоги испытывают большие затруднения.
Сами подходы к планированию учебной и внеучебной деятельности школьников обусловлены существенными отличиями преподавания и воспитательной работы как основных видов педагогической деятельности. Вместе с тем в планировании учителя-предметника и классного руководителя много общего. Прежде всего и в одном, и в другом случае оно должно строиться на основе научно обоснованного прогноза и проекта предстоящей согласованной деятельности педагогов и воспитанников, их взаимодействия и строго отвечать тем образовательным задачам, которые стоят перед коллективом. Задачи обучения и воспитания — основные исходные данные для составления конкретных планов жизнедеятельности учебно-воспитательного коллектива.
При материализации проектов руководства как учебно-познавательной, так и другими видами деятельности школьников во внеучебное время необходимо учитывать данные педагогической диагностики, уровень развития коллектива и готовность воспитанников к коллективной творческой деятельности, уровень обученности и подготовленности к восприятию новой информации, общее развитие и воспитанность учащихся. В планах должны найти своё отражение интересы и потребности учащихся и должна быть предусмотрена их соотнесенность с общественными интересами. Это важно, так как интересы и потребности человека формируются именно в школьном возрасте.
Научно обоснованное планирование предполагает продуманную соотнесенность планов отдельных учебно-воспитательных коллективов с общешкольным планом. Здесь имеется в виду прежде всего их ориентированность на подготовку и активное участие в общешкольных традиционных мероприятиях (смотрах, конкурсах, олимпиадах, праздниках, субботниках и т.п.). В планах классных руководителей, кроме того, должны быть отражены и те общественно полезные дела, которые организуются для определенной группы классов. В них обязательно должна предусматриваться связь с другими классными коллективами, детскими общественными организациями и ближайшим школьным окружением. Содержание планов учебно-воспитательной работы, естественно, зависит от состояния учебно-материальной базы школы, возможностей сотрудничества с другими образовательными, культурно-просветительными, спортивно-оздоровительными учреждениями
Источник
Этапы педагогического конструирования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Этапы проектирования педагогических систем
Педагогическое конструирование – это создание конструкта, т.е. детализация созданного проекта для его использование в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Проектирование педагогических систем является сложной деятельностью с множеством ступеней. Этапы этой деятельности следуют друг за другом и приближают разработку конечного результата.
В проектировании выделяют три этапа — моделироание, проектирование, конструирование. Этап педагогического моделирования связан с разработкой общей идеи создания педагогических систем и путей их достижения.
Проектирование связано с созданием проекта – это дальнейшая разработка уже созданной модели и доведение её до использования в практических целях.
На этапе конструирования происходит дальнейшая детализация и конкретизация проекта. Конструирование является методической задачей.
Одной из форм проектировании является концепция, через которую излагается основная точка зрения и исходные принципы построения педагогических систем. Принцип человеческих приоритетов является главным, поскольку ориентируется на человека.
Все педагогические системы должны подчиняться интересам и возможностям воспитанников. Учитель, проектируя тот или иной проект мысленно должен поставить себя на место ребенка и представить его поведение, возникающие чувства, комфортность.
Принцип саморазвития проектируемых систем предполагает, что они будут динамичными и гибкими, способными к необходимой перестройке, упрощению или усложнению.
В запасе надо иметь ещё несколько проектов, хотя жизнь значительно разнообразнее их.
Недопустимо, чтобы проекты, сценарии, планы, пособия навязывали ученику свою идеологию, ломали его волю, оказывали насильственное влияние.
Дидактическое творчество – это распространенная и доступная деятельность не только педагогу, но и ученику. Здесь очень много разных вариаций и, по сути, оно безгранично.
Готовые работы на аналогичную тему
Кроме дидактического, есть технологическое творчество, касающееся области педагогической технологии и проектирования.
Этот вид педагогического творчества очень сложный и целиком охватывает деятельность педагога и учащихся – это может быть создание интегративного урока, лицеев, колледжей, бригадной формы производственного обучения, информационных технологий обучения и др.
В сфере управления по созданию новых способов планирования, контроля и расстановки сил, связи и взаимодействия учащихся и педагогов, необходимо организаторское творчество.
Оно обеспечивает научную организацию труда и рациональное использование всех факторов, ведущих к цели.
Таким образом, все знания о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса, получили название «технология учебного процесса». Разработка педагогической технологии является процессом педагогического проектирования.
Конструирование педагогического процесса
Важным условием успешного педагогического процесса является его конструирование, включающее анализ, диагностику, прогноз, разработку проекта деятельности.
Конструирование педагогического процесса представляет собой единство технологии конструирования содержания, материальных средств и деятельности.
В каждой из этих технологий учитель последовательно осуществляет аналитическую деятельность, прогностическую и проективно-творческую мыслительную деятельность.
Решение любой педагогической задачи не сможет обойтись без этой триады – анализа, прогноза, проекта.
Очень часто педагоги-стажеры не акцентируют внимание на осмыслении педагогической ситуации, что является одним из парадоксов педагогической деятельности. К сожалению, многие педагоги подменяют собственно педагогические задачи промежуточными и сосредотачивают на них свое внимание – дать систему уроков, провести мероприятие, применить к ученику меры воздействия, что является вторым парадоксом педагогической деятельности.
Анализ исходных данных должен быть направлен на воспитателей, воспитанников и характер сложившихся между ними отношений, а также на содержание образования, средств и условий осуществления педагогического процесса.
Анализ очень тесно связан с учетом множества научных фактов, а также фактов, которые вытекают из планомерного изучения состояния педагогического процесса, учебно-воспитательного коллектива и каждого в отдельности ученика – это основа для педагогического диагноза.
Для практической педагогики диагноз является оценкой общего состояния всего или отдельных компонентов педагогического процесса во время его функционирования.
Диагностика может быть оперативная и долговременная. Основой оперативной диагностики является анализ письменных или устных ответов учащихся, отдельных их поступков, психического состояния, как ученика, так и всего коллектива.
При долговременной диагностике во внимание берутся недостатки и отклонения в учебной деятельности, отклонения в поведении, психическая индивидуальность ученика и коллектива.
Квалифицированный педагогический диагноз необходим, и эта необходимость обязывает учителя владеть методами и специальными методиками изучения личности, его особенностей.
В школах, с хорошо поставленной учебно-воспитательной работой, зарекомендовал себя метод, предложенный Ю.К. Бабанским – «педагогический консилиум».
Следующий этап конструирования образовательного процесса -это прогнозирование, которое сводится к целеполаганию.
Прогнозирование дает возможности обоснованного диагностического задания целей. Диагностичность – это общее требование к разработке целей и задач, стоящих перед воспитанием.
Диагностичность означает однозначное описание целей и способов их выполнения, измерения и оценки. Прогнозирование выступает как процесс получения опережающей информации об объекте, к которым относятся ученик, класс, знания, отношения и др.
Технологии обучения
Данная категория системная и её структурными составляющими являются цели и содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, преподаватель и результат деятельности.
Технология обучения – это организация, управление и контроль процесса обучения.
Все составляющие этого процесса взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Чтобы данная система успешно функционировала, важно все её составляющие тщательно продумать.
Направления обучения сегодня можно охарактеризовать следующими общими положениями:
- опосредованность взаимодействия между учителем и учеником, где выделяются формы контактного и дистанционного обучения с помощью технических средств;
- интуитивизм обучения – принцип сознательности;
- традиционное обучение и теория поэтапного формирования умственных действий, программированное обучение;
- взаимосвязь образования и культуры – по этому основанию обучение может быть разграничено – теория проектного обучения и традиционное обучение;
- связь с будущей деятельностью, где можно выделить контекстное обучение и традиционное обучение внеконтекстного типа;
- способ организации обучения – активные методы и формы обучения и информационное, сообщающее обучение.
Исходя из этих оснований, традиционное обучение определяется как контактное, сообщающее, в основании которого лежит принцип сознательности. Традиционное обучение имеет все предпосылки и условия освоения знаниями. Эффективность реализации знаний обеспечивает множество факторов и, прежде всего, индивидуально-психологические особенности учащихся.
Представители аналитического типа интеллектуальной деятельности, что подтверждается исследованиями, в традиционной форме обучения лучше усваивают иностранный язык по сравнению с игровыми и активными формами.
Сегодня существует проблемное, программированное обучение, обучение по П.Я. Гальперину и Н.Ф. Талызиной – это теория поэтапного формирования умственных действий, алгоритмизация обучения, развивающее обучение по знаково-контекстному типу, проектное обучение.
Современное обучение является многосторонним процессом, который включает разные элементы его направлений. Эта многосторонность дает возможность использовать преимущества того или иного направления обучения.
Источник
Технология конструирования и осуществления педагогического процесса
Конструирование педагогического процесса включает анализ, диагностику определение прогноза, разработку проекта деятельности.
Технологию конструирования педагогического процесса рассматривают как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность материальных средств (конструктивно-материальная) и деятельности (конструктивно-операционная).
При конструировании педагогического процесса необходимо осознать педагогические цели, задачи, проанализировать исходные данные и поставить педагогический диагноз. Диагноз — это оценка состояния педагогического процесса или отдельных компонентов в данный момент его функционирования на основе всестороннего, целостного обследования. Применяется оперативная диагностика (анализ ответов учащихся, поступков, поведения). Долговременная диагностика проводится с использованием специальных методик изучения личности, коллектива, состояния педагогического процесса в целом.
На основании диагностики осуществляется следующий этап — прогнозирование, то есть педагогическое целеполагание. Поисковое прогнозирование направлено на будущее состояние объекта, исходя из учета его развития и внешних влияний. Нормативное прогнозирование связано с поиском и нахождением путей достижения заданных целей.
Прогнозирование можно рассматривать как научное обоснованное предположение — гипотезу.
Проектирование содержания образования связано с тем, что есть учебная программа ученик (ученики) с определенным уровнем подготовки к восприятию нового материала, возможности самого учителя, школы, учебный материал, который должны освоить учащиеся.
Технология конструирования учебной информации — процесс принятия решения в условиях системы предписаний и ограничений: содержание образования должно удовлетворять требованиям научности и практической значимости, укладываются в
отведенное время, соответствовать уровню подготовленности учащихся, и соответствовать требованиям государственного стандарта образования.
Педагог-мастер всегда учитывает потребности, готовность учащихся к работе, их способность к саморазвитию, творчески подходит к проектированию целостного педагогического процесса.
Результатом конструктивной деятельности педагога является планирование.
Рассмотрим планирование работы классного руководителя.
План является конкретным отображением предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях.
Технология составления плана:
— разработка программы жизнедеятельности группы, класса (знакомство с планом и ориентирование на цели, задачи, общешкольные дела и подготовка к ним, общественно полезные дела по параллелям классов, участие в них, согласование по срокам);
— определение и конкретизация цели, задач, учитывая социальную, индивидуальную ситуацию развития;
— определение видов деятельности (познавательная, трудовая, ценностно-ориентационная, эстетическая и пр.);
— обсуждение дел, согласование;
— создание плана воспитательной работы.
Традиционная структура плана:
1. Краткая характеристика коллектива и анализ состояния воспитательной работы.
2. Воспитательные задачи.
3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя.
4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.
5. Работа с родителями и общественностью.
Диагностика завершается составлением характеристики классного коллектива, отдельных учащихся.
Технология коллективных творческих дел предполагает активное участие школьников на всех этапах конструирования и осуществления педагогического процесса:
— поиск, разведка дел (маршруты: класс, микрорайон, природа, малыши и т.д.);
— обсуждение предположений (определение первоочередных, наиболее важных дел для кого организуется КТД, кому на радость, на пользу? Кто будет участвовать? Где лучше провести? Кто войдет в совет дела?);
— коллективная подготовка дела (совет дела организует добрые дела);
— подведение итогов (Что планировали? Что получилось? Кому сказать спасибо?)
Конструирование педагогического процесса опираться на теоретические положения, разработками современной педагогической науки.
Процессы обучения и воспитания многофакторные. На них влияют и объективные факторы (процессы, происходящие в стране, в мире) и субъективные (отношения между участниками процесса, индивидуальные особенности личности, уровень воспитанности, обученности).
Успешность процесса обеспечивается тогда, когда воспитательная деятельность и объективные условия по направлению и содержанию совпадают, если своеобразие личности воспитателя, его характер и отношения к воспитанникам создают благоприятные субъект-субъектные отношения.
Особенность воспитательного процесса заключается в том, что его результат нельзя проверить сразу, как в процессе обучения. Между воспитательными влияниями и проявлениями воспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств и качеств личности.
На личность одновременно могут воздействовать разнохарактерные влияния, о которых педагог может не знать, следовательно, не может корректировать воспитательный процесс. Более того, у учащегося может быть накоплен отрицательный опыт, и поэтому воспитательное воздействие неэффективно.
В данном случае необходимо перевоспитание. Перевоспитание — сложный и трудный процесс, так как сначала нужно побудить ученика увидеть недостаток в уровне воспитанности, вызвать потребность преобразовать себя, включить в общественно-значимую деятельность, с помощью которой личность преобразует себя. В данной деятельности успех воспитания зависит от того, как воспитание сочетается с самовоспитанием. Если ученик сам активно контролирует, корректирует свое поведение, поступки, то процесс перевоспитания эффективен.
Воспитание отличается длительностью, для него характерна отдаленность результатов.
Источник