Способ комплектования государственного аппарата
Статья 18. Комплектование органов государственной охраны
(в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 424-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. В органах государственной охраны предусмотрены военная служба и федеральная государственная гражданская служба.
2. Органы государственной охраны комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом (федеральными государственными гражданскими служащими и работниками). Военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим, работником органов государственной охраны может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Численность военнослужащих и гражданского персонала органов государственной охраны устанавливает Президент Российской Федерации.
4. Граждане Российской Федерации, поступающие на военную службу, федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы государственной охраны, проходят отбор, а также проверку в целях определения их пригодности к военной службе, федеральной государственной гражданской службе или к работе в органах государственной охраны, включающую исследование достоверности сообщаемых ими сведений и выявление обстоятельств, препятствующих приему на военную службу, федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы государственной охраны, в том числе посредством проведения психофизиологического исследования, в порядке, устанавливаемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.
5. Граждане Российской Федерации не могут быть приняты на военную службу, федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы государственной охраны, а военнослужащие и гражданский персонал органов государственной охраны могут быть уволены со службы или с работы по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, либо в случае:
1) — 2) утратили силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 30.04.2021 N 116-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) отказа от прохождения государственной дактилоскопической регистрации, процедуры проверки или оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, опроса с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, обследования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ;
4) если они имеют судимость либо имели судимость, которая снята или погашена, если в отношении их осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием либо они освобождены от уголовного наказания;
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 148-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) непредставления документов или сведений, подлежащих представлению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации или правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, либо представления подложных документов или заведомо ложных сведений;
6) наличия зарегистрированного за пределами Российской Федерации права собственности на имущество;
7) если они являются членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и (или) участвуют в их деятельности;
8) если они занимаются предпринимательской деятельностью;
(пп. 8 введен Федеральным законом от 01.07.2017 N 148-ФЗ)
9) употребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
(пп. 9 введен Федеральным законом от 01.07.2017 N 148-ФЗ)
5.1. Несоответствие гражданина Российской Федерации требованию, установленному пунктом 2 настоящей статьи, служит основанием для отказа в приеме (переводе) его на военную службу, федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы государственной охраны, а также для расторжения с ним контракта о прохождении военной службы (служебного контракта, трудового договора).
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
Лица, имеющие на 01.07.2021 гражданство, право на постоянное проживание в иностранном государстве, обязаны сообщить об этом до 10.07.2021. Об условиях продолжения службы, работы на занимаемых ими должностях см. ФЗ от 30.04.2021 N 116-ФЗ.
5.2. Военнослужащий, федеральный государственный гражданский служащий, работник органов государственной охраны обязаны сообщить в письменной форме непосредственному начальнику о прекращении гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в день, когда военнослужащему, федеральному государственному гражданскому служащему, работнику стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
(п. 5.2 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
6. Военнослужащие и гражданский персонал органов государственной охраны, имеющие зарегистрированное за пределами Российской Федерации право собственности на имущество, обязаны в срок, определенный руководителем федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, принять меры по его отчуждению. В случае невозможности принятия таких мер в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находится имущество, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли указанных лиц, такие меры должны быть приняты в течение одного года со дня, когда стало возможно их принятие. Каждый случай невыполнения таких требований подлежит рассмотрению в установленном порядке на заседании аттестационной комиссии.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 148-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Сведения об основании для отказа в приеме на военную службу, федеральную государственную гражданскую службу или на работу в органы государственной охраны представляются гражданину с учетом законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
8. С гражданами Российской Федерации, являющимися высококвалифицированными специалистами, достигшими возраста 40 лет, может быть заключен первый контракт о прохождении военной службы.
Источник
Комплектование аппарата государства государственными служащими
При всей важности государственной службы, отмеченной выше, привлекательности для гражданина быть таким государственным служащим, порядок комплектования государственного аппарата государственными служащими является во многом определяющим качество государственного управления в целом.
Ввиду непосредственной связи правосознания граждан, выполняющих обязанности по должностям государственной службы, с качеством осуществляемой ими властной деятельности, государственная служба носит классовый характер, и в ответственные моменты истории подвергается особенно резко выраженному правовому регулированию.
Общепризнанными являются два способа комплектования государственного аппарата – система добычи и система заслуг.
Система добычи заключается в том, что победивший на выборах президент страны, или лицо, совершившее государственный переворот и захватившее власть, считает вполне заслуженным поставить на все государственные должности своих сторонников. Это оперативная и эффективная система захвата власти и ее удержания, но она недолговечна ввиду неспособности такого аппарата создать условия нормального функционирования экономики в государстве. Система заслуг предполагает, что на государственные должности приходят лица, победившие на организованных государством открытых и независимых конкурсах по выбору специалистов[24].
Основным отличием системы заслуг от системы добычи является специальные требования качества государственного служащего, его квалификация в области государственного управления. При системе добычи квалификация государственного служащего тоже является привлекающим фактором для руководителя государства, однако не она является определяющим критерием; более важным в этом случае критерием является возможность руководителя осуществлять реальный контроль за таким лицом[25].
Заключение
Итак, мы дали понятие государственного служащего, рассмотрели права и обязанности государственного служащего, ограничения и запреты государственного служащего, дали характеристику государственных органов по вопросам государственной службы, а также рассмотрели комплектование аппарата государства государственными служащими.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Эффективная деятельность государства в экономической, политической и социальной областях во многом зависит от личного состава государственных органов. Одной из задач законодательства о государственной службе является четкое определение прав и обязанностей государственных служащих, создание надлежащих условий для их плодотворной деятельности, правовой и социальной защищенности.
Статус государственного служащего нуждается в некоторой корректировке, связанной в первую очередь к повышению прозрачности его деятельности со стороны общества, к повышению ответственности чиновников за свои действия.
Государственная служба как современный государственно-правовой институт должна быть эффективной, правовой, четко организованной, социально-ориентированной, прочно связывающей государство с обществом.
В последнее время статус государственного служащего пополнился новыми установлениями, ранее являвшимися предметом изучения и регулирования других отраслей права и отраслевого законодательства, например трудового или финансового. Теперь законы предусматривают для государственных служащих пенсионное обеспечение, государственное страхования, денежное содержание (должностной оклад, надбавки к должностному окладу за особые условия службы, выслугу лет, классный чин и денежное поощрение по итогам службы за определенный период времени), различные льготы по налогообложению некоторым категориям государственных служащих, общую продолжительность рабочего времени, очередной и дополнительный оплачиваемый отпуск, совместительство по службе.
Список используемой литературы:
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 29.03.2008) // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
3. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 01.12.2007) // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, № 22, ст. 2063.
4. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.02.2008) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
1. Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 928.
2. Алехин А. П., Кармалицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2006. С. 672.
3. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы. М., 2008. С. 312.
4. Воробьев В. В. Государственная служба: Проблемы становления и развития / Автореф. М., 2000.
5. Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право.- 2004.- № 1.- С. 24-36.
6. Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной службы // Государство и право. – 2003. — № 4. С. 16-18.
7. Гришковец А. А. Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданской службы в Российской Федерации: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 2004.
8. Демин А. А. Государственная служба. М., 2008. С. 792.
9. Иванов В.П. Реформирование государственной службы: Вопросы и перспективы // Журнал российского права. — 2003. — № 5. — С. 5.
10. Куракин А.В. Государственным служащим необходим кодекс поведения, или Концепции реформирования государственной службы — антикоррупционную направленность // Закон и право.-2003. -№ 8. С. 27.
11. Козбаненко В.А. Публично – правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Гражданин и право. – 2003. — № 9.
12. Комментарий к Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под редакцией В. А. Козбаненко. М., 2008. С. 578.
13. Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная части. М., 2004. С. 559.
14. Коренев А. П. Административное право России. В 3-х частях. Часть 1. М., 2005. С. 280.
15. Мельников В. П. Государственная служба в России: исторический опыт. М., 2005. С. 284.
16. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2008. С. 448.
17. Черепанов В. В. Основы государственной службы и кадровой политики. М., 2008. С. 576.
[1] Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2008. С. 57.
[2] Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 83.
[3] Демин А. А. Государственная служба. М., 2008. С. 54.
[4] Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 85.
[5] Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2008. С. 62.
[6] Козбаненко В.А. Публично – правовая природа статуса гражданских и муниципальных служащих: общее и особенное // Гражданин и право. – 2003. — № 9.
[7] Гришковец А. А. Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданской службы в Российской Федерации: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 2004.
[8] Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы. М., 2008. С. 37.
[9] Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2008. С. 63.
[10] Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы. М., 2008. С. 38.
[11] Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2008. С. 65.
[12] Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 29.03.2008) // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
[13] Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 91.
[14] Демин А. А. Государственная служба. М., 2008. С. 61.
[15] Коренев А. П. Административное право России. В 3-х частях. Часть 1. М., 2005. С. 27.
[16] Мельников В. П. Государственная служба в России: исторический опыт. М., 2005. С. 41.
[17] Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 29.03.2008) // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
[18] Комментарий к Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под редакцией В. А. Козбаненко. М., 2008. С. 78.
[19] Комментарий к Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под редакцией В. А. Козбаненко. М., 2008. С. 63.
[20] Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 94.
[21] Комментарий к Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под редакцией В. А. Козбаненко. М., 2008. С. 85.
[22] Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы. М., 2008. С. 50.
[23] Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2008. С. 68.
[24] Агапов А.Б. Административное право. М., 2007. С. 102.
[25] Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2008. С. 72.
Источник