- Роль семьи в жизни пожилого человека
- Потеря роли/значимости
- Читайте также
- Глава 5. Кое-что о роли Сириуса
- Роли, несущие смерть
- 20 ОБ ИЛЛЮЗИИ ЗНАЧИМОСТИ
- 51 ИЛЛЮЗИЯ ЗНАЧИМОСТИ
- 113 НЕ ПРИВЯЗЫВАЙСЯ К ВНЕШНЕЙ ЗНАЧИМОСТИ ВЕЩЕЙ
- Циклы личной значимости
- IV. Роли во сне
- Иллюзия значимости
- Отзыв о научно-практической значимости работ академика Н.В. Левашова.
- Потеря
- Доказательство значимости иного пути
Роль семьи в жизни пожилого человека
Нравственная система современной цивилизации отдаёт предпочтение молодости, энергии, энтузиазму и новаторству как антиподам пассивной, косной, старомодной старости. Все эти ценности вместе с верой в собственные силы, автономией и независимостью передаются в ходе социализации новым поколениям, которые усваивают возрастные стереотипы вместе с интериоризацией новых ролевых функций. С этой точки зрения старость представляется как утрата социальных ролей.
Выйдя на пенсию, человек теряет одну из главных ролей — перестаёт быть «добытчиком» в семье, тружеником в общественном смысле. В современном обществе трудовая деятельность выполняет целый ряд функций. Она не только обеспечивает человеку средства существования, даёт определённый статус, но и реализует социальную активность индивида. На уровне личности она рассматривается как способность к сознательному выявлению и утверждению своего места в системе общественных отношений и самореализации. Социальная активность является мерой социальной деятельности, и её цель — реализация интересов общества, личности как члена данной социальной общности. Для любого человека трудовая деятельность выступает предпосылкой его полноценности, интересной жизни, творческой деятельности. Следовательно, работа необходима пожилым, поскольку круг их личных интересов значительно ограничивается и сужается.
По мере старения роль семьи в жизни пожилого человека возрастает, поскольку прекращение работы при достижении пенсионного возраста, часто наступающее в этот период ухудшение здоровья и снижение мобильности ограничивающего интересы и виды деятельности пожилых людей, всё внимание переключается на семейные дела. Семейные контакты при этом заменяют другие утраченные контакты.
Ослабление здоровья, возрастающее с годами физическое одряхление ставят пожилого человека всё в большую зависимость от других членов семьи, он нуждается в их помощи и опеке. Находясь в семье, пожилые и старые люди могут надеяться на безопасность и не бояться трудностей, с которыми им придется сталкиваться,
В то же время, выполняя посильную работу по дому, помогая остальным членам семьи в ведении домашнего хозяйства и в уходе за детьми, пожилой человек обретает чувство уверенности в своей полезности, что помогает ему в определённой мере адаптироваться к периоду старости.
Таким образом, семья является важнейшим источником повседневной помощи, социально и психологически поддерживает стареющих людей.
Американский социолог Дж. Боссард считает, что семейные отношения включают в себя не только то, что родители передают своим детям и дети друг другу, но и то, что дети передают своим родителям. Эти «дары» детей заключаются:
— в обогащении внутрисемейных связей;
— в расширении круга интересов семьи;
— в эмоциональном удовлетворении, продолжающемся всю жизнь;
— в возможности возвращения к пройденным этапам жизни;
— в контроле над развитием новой человеческой личности;
— в наиболее глубоком понимании жизненных процессов и истинного смысла жизни.
Для пожилого человека источником разнообразных интересов и положительных эмоций могут быть не только дети, но и внуки, причем часто в гораздо большей Степени. Функции воспитателя, наставника, опекуна подрастающего поколения семьи социально значимы и потому могут компенсировать утрату прежнего социального статуса, социальных ролей, выполнявшихся до выхода на пенсию. В то же время эти функции требуют от пожилого человека больших затрат времени и сил.
Бабушки и дедушки, вышедшие на пенсию, фактически заменяют несовершеннолетним детям родителей, принимая на себя существенную часть забот о внуках и тем самым, снимая нагрузку со среднего поколения семьи.
Место пожилого человека в семье, как и в обществе в целом, определяется общим социально-экономическим культурным развитием, материальными и хозяйственными взаимоотношениями, личностными и национальными обычаями.
В настоящее время процесс расчленения сложной семьи прогрессирует, и это приводит к тому, что всё чаще мы встречаем семьи, состоящие из одной пожилой супружеской пары, которая через определённое время может в результате смерти одного из супругов перейти в категорию одиночек. Семейная жизнь у стариков продолжается, они приближаются к своей золотой свадьбе, трогательнее и трепетнее относятся друг к другу. Знаков внимания становится больше: в них и скрытая просьба, и намёк, и юмор, и нерастраченное чувство. Нормальные семьи в старости приобретают совершенно фантастическое качество супруги становятся внешне похожими друг на друга.
Сейчас молодые способны сами себя материально обеспечить, а старшее поколение получает пенсию и другие виды социальной помощи. Всё это способствует относительной материальной независимости поколений друг от друга. В связи с этим уменьшается необходимость кооперации, и тем самым разрушается семейная солидарность, взаимная зависимость. В современном обществе ответственность за пожилых становится формальной, ритуальной и деперсональной. Таким образом, в современном обществе старики — отцы семейства — не играют прежней роли, молодое поколение не нуждается в поддержке стариков, а старики и вовсе отходят от семьи, не выполняя роли дедушек и бабушек.
Большинство пожилых людей состоит в сложных, разнообразных отношениях с семьёй, друзьями и соседями. Между тем идеал существования пожилых — это тесные социальные связи при достаточно высоком уровне независимости, то есть рациональное сочетание семейной заботы и личностной автономии.
Одиночество связано с усугублением чувства изоляции в обществе. После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимой социальной поддержки старости. Психологическая неудовлетворённость своим положением нередко влечёт за собой быстрое наступление физического одряхления, сопровождающегося иногда психическими расстройствами. Как правило, одинокие старики живут в худших экономических и бытовых условиях, чем семейные.
Довольно часто одиночество приводит к суицидальным поступкам. И у мужчин, и у женщин достаточно высок социальный риск в случае утраты одного из супругов или другого родственника. Перенести смерть близкого человека, пережить её -самый мощный стрессовый фактор жизни. В целом 25% суицидов связано с необратимой утратой — смертью или гибелью близкого человека.
Семья становится основным фактором, сдерживающим суицидальное поведение пожилого человека, поэтому отношения в ней должны строиться на основе личной ответственности за благополучие всех и каждого, стремления облегчить положение лиц старшего возраста.
Характерно, что пожилые люди склонны очень высоко оценивать свои семейные отношения и качество помощи, получаемой ими от семьи. Необходимо, однако, иметь в виду, что сам по себе уход со стороны близких людей вызывает естественную благодарность у беспомощного человека, поддерживая его уверенность в том, что он занимает в семье надлежащее ему место и пользуется любовью и уважением. Однако в последнее время все чаще приходится слышать о случаях отказа семьи от ухода за стариками. Усилия семьи по уходу за своими больными и немощными стариками измеряются не только категориями медицинских и эмоциональных ценностей, они экономят государству значительные средства, которые можно было бы направить в дома-интернаты, больницы, пансионаты.
Однако, принимая во внимание тот спектр услуг, который оказывается старым людям в семье, кажется нереальной идея переложить оказание этих услуг на службы здравоохранения и социальные учреждения. С другой стороны, нереально полагать, что семья может взять на себя ещё какие-либо дополнительные функции, особенно в тех ситуациях, когда требуются профессиональные знания, умения, навыки. Таким образом, с одной стороны, семья ликвидирует пробелы в деятельности органов здравоохранения и социальной защиты, а с другой — у семьи весьма ограниченные возможности в тех случаях, где нужна профессиональная помощь.
Особое значение имеет осуществление пожилыми людьми творческой деятельности. Результаты изучения биографии творческих личностей показывают, что их продуктивность и работоспособность в разных сферах науки и искусства не снижается с возрастом.
Для любого социума специальной задачей является организация жизни стареющих поколений. Во всём мире этому служат не только службы социальной помощи (хосписы и приюты для престарелых), но и специально создаваемые социальные институты образования взрослых, новые формы досуга и новая культура семейных отношений, системы организации свободного времени стареющих, но здоровых людей (путешествия, клубы по интересам и т.д.).
Таким образом, пожилых людей, но их активности можно разделить на две большие группы:
Подобная активность является свидетельством сохранения пожилыми людьми социально значимых, полезных ролей и функций, интереса к жизни, стремления жить для людей. Несмотря на то что в основном эти виды деятельности связаны с удовлетворением потребностей самого пожилого человека или его близких, в определенной мере они отвечают целям различных общественных институтов.
Семейно-бытовая активность пожилых людей реализуется непосредственно в семье, которая играет на поздних этапах жизненного цикла индивида исключительную роль. Она представляет собой ближайшее окружение пожилого человека, способное оказывать позитивное и негативное влияние.
Однако интересы и потребности стареющих людей не всегда ограничиваются семьей, детьми, внуками. Не менее значимой является досугово-рекреативная деятельность. Целый ряд исследований доказывает, что люди преклонного возраста склонны возвращаться к своей родной культуре и религии. Индивидуум может культивировать потенции в разных областях, которые раньше для него были «закрыты». Часто изменения в социальных ролях приводят к тому, что рождается новое понимание «себя», происходит внутренняя переоценка ценностей и обращение к культуре.
Двадцать-тридцать лет, которые человек живет в старости — достаточный срок для приобретения новых знаний и умений. Часто в качестве альтернативы люди третьего возраста используют период между выходом на пенсию и смертью для начала нового активного профессионального этапа в жизни. В основном новый карьерный виток посвящен коммерческой деятельности, творчеству, искусству, образованию и воспитанию. Многие люди, чья деятельность в предпенсионный период была связана с искусством, достигают вершины своего творчества именно в старости, когда практически ничего не отвлекает от этого. Для других людей творческая жизнь, ранее незнакомая, в старости только начинается.
Таким образом, активизация жизни — необходимое условие для улучшения качества жизни престарелого человека и его самочувствия.
Творческой старости сопутствует чувство равновесия и духовной гармонии. Типичны для этого состояния склонность к прошению, благожелательность, мягкость, доброта. Старость не должна ассоциироваться с процессом упадка; мастерство преклонного возраста именно в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности. У пожилых людей есть одно очень важное качество, которого нет и не может быть у представителей других возрастных групп. Это — мудрость. Именно мудрость, свойственная пожившему достаточно долго на этой земле человеку, может явиться мощнейшим стимулом и фактором развития общества. А в обществе пожилых эта индивидуальная мудрость, возведённая в коллективную, возрастает многократно.
Дата добавления: 2015-06-12 ; просмотров: 1643 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Потеря роли/значимости
Наряду с известным многим людям чувством бессилия, старость может приносить с собой потерю собственной значимости и даже смысла жизни. Многие считают, что утрата привычной социальной роли («рабочий», «родитель», «потребитель», «любовник») умаляет их. Болезненное чувство ненужности (а потом и порождённая им депрессия) заставляет человека смотреть на себя как на обузу. Когда я посещал дома престарелых, в которых по коридорам брели (или сидели вдоль стен в инвалидных колясках) старики в пижамах, мне часто задавали один и тот же вопрос: «Почему мы всё ещё живём в этих бесполезных старых телах?» Сердце обливается кровью, когда слышишь такое от стариков, которых в большинстве культур мира окружает почёт. В традиционных обществах общением со старейшинами гордятся, а у нас на них смотрят как на неприкасаемых.
Вместо любви и заботы многие представители нашего стареющего поколения ощущают тоску, отчаяние и пустоту, не видя путей облегчения страданий. Чтобы не оказаться в таком тупике, важно заранее найти, что можно противопоставить старости. Чем раньше мы научим ум бороться с такими тяжёлыми психическими состояниями, как депрессия и чувство бессмысленности существования, тем легче нам будет впоследствии избегать их. И опять — мы можем начать с наблюдения за возникновением негативных мыслей и попытаться осторожно, потихоньку ослабить хватку эго. Ум успокаивается, и мы начинаем замечать, как приходят и уходят мысли, связанные с чувством бессмысленности существования.
В промежутках между мыслями мы обнаруживаем, что душа не ищет смысла существования — она самодостаточна. Цветок не задаётся вопросом о смысле или цели своего существования; он просто есть, просто радует нас. В одном из своих самых изысканных эссе Эмерсон <22>так говорит о нашей привязанности к «смыслу» и истории: «Эти розы под моим окном не думают о прежних розах или о более красивых цветах. Они такие, как есть; они, как Бог, живут сегодня. Для них время не существует. Эти розы — просто розы. Они совершенны в каждый момент своего существования».
Хотя слова Эмерсона могут показаться слишком простыми (к тому же мы не цветы), в них скрыта глубокая истина, о которой мы склонны забывать в повседневной суете. До того, как мы стали родителями, должностными лицами или общественными деятелями, мы просто были. И наше неизменное бытие продлится после того, как все эти социальные ярлыки отпадут от нас. За блестящим механизмом нашего независимого ума скрыто ничем не обусловленное бытие, над которым старость не властна, к которому нечего добавить, от которого нельзя ничего отнять.
Чем больше мы осознаём это бытие (каковым является душа — источник нашей силы), тем меньше шансов стать жертвой иллюзии бессмысленности существования. Это не абстрактная концепция; это так же реально, как вдох и выдох, как Дух, животворящий вас. Чем глубже ваша медитация, тем очевиднее эта истина и тем легче обрести в ней покой, когда заслонить её пытаются болезненные мысли.
Вы увидите, что в пространство внутреннего покоя можно войти даже тогда, когда случается что-то неприятное. Занимаясь медитацией, мы видим, что эго не исчезает — оно просто перестаёт терроризировать нас, настаивая на реальности лишь обыденного опыта. Когда чувства теряют свою монопольную власть над нами, острота чувств, по существу, даже обостряется. Если мы знаем, что есть свет, нам не так страшно погрузиться в темноту — мы можем вынести из неё что-то драгоценное. К примеру, прекращение сопротивления своему горю приводит к осознанию (хотя, может быть, болезненному) того факта, что горе является составной частью мудрости старых людей, силой, придающей нашему сердцу глубину и наполняющей его смирением, соединяющей нас с печалью мира и позволяющей помочь ему.
Горе не должно парализовать сердце или стать оболочкой нашего эго. Мне встречались старики, для которых горе превратилось в их личность, в единственную роль, которую, как им казалось, они способны исполнять. Они попались в ловушку горя. Поэтому, если мы хотим, чтобы мрачные периоды нас чему-то научили, чтобы язвы зарубцевались и мы лишь окрепли, нужно сделать шаг за пределы эго — к душе. В противном случае, мы, вероятно, сделаем одну из двух распространённых ошибок: закроем сердце в страхе перед размахом своих переживаний (и переживаний окружающих людей) и ограничимся «безопасным» полурастительным существованием или станем профессиональными плакальщиками, зацикленными на прошлом с его потерями и поражениями, не способными расслабиться и наслаждаться текущим моментом.
Как писал Сол Белоу <23>в своей великой новелле «Не упусти день» (Seize the Day), «Они боятся, что, перестав страдать, превратятся в ничто».
Помню, как мой отец в старости не мог избавиться от горечи прошлых поражений. Он был не в силах говорить ни о чём другом. Сожаления о своих ошибках и упущенных возможностях настолько окрасили его сознание, что он позабыл обо всех своих достижениях и обо всём хорошем, что сделал в своей жизни. В конце концов вся прожитая жизнь стала казаться ему сплошным поражением. К счастью, эти «грозные моря» были пересечены, и незадолго до смерти отец сумел посмотреть на жизнь более непредвзято. Однако он сохранил привязанность к мирскому «успеху», и его восприятие себя ограничивалось практически только концепцией эго, поэтому на его долю выпала подавленность, вызванная сопутствующими старости потерями. В основе депрессии и страха перед старостью лежит болезненное восприятие потерь. Степень страданий напрямую зависит от неразвитости сталкивающегося с потерями сознания.
Читайте также
Глава 5. Кое-что о роли Сириуса
Глава 5. Кое-что о роли Сириуса Далее на протяжении всей книги вы будете работать с группой световых существ, которая называется Сирианской Архангельской Лигой Света. Эти существа будут помогать вам в работе над различными процессами, поэтому я хотела бы кое-что
Роли, несущие смерть
Роли, несущие смерть Наиболее коварной пьесой в театральном мире считается «Макбет» Шекспира. В ней имеется так называемая «Песня ведьм», которую, как полагают, ни в коем случае нельзя исполнять во время репетиций, поскольку в противном случае она принесет несчастья ее
20 ОБ ИЛЛЮЗИИ ЗНАЧИМОСТИ
20 ОБ ИЛЛЮЗИИ ЗНАЧИМОСТИ Значимость всего, с чем сталкивается человек, определяется не действительной ценностью этого объекта, каким бы он ни был. При определении ценности чего-либо люди часто ориентируются не на то, насколько ценна сама по себе вещь, а на то, насколько
51 ИЛЛЮЗИЯ ЗНАЧИМОСТИ
51 ИЛЛЮЗИЯ ЗНАЧИМОСТИ На всех объектах, с которыми человек приходит в соприкосновение, и на всех идеях, законах, обычаях, правилах лежит печать значимости. Если мы будем внимательны, то увидим, что значимость все меняет. Почтовая марка, которой двести лет может стоить
113 НЕ ПРИВЯЗЫВАЙСЯ К ВНЕШНЕЙ ЗНАЧИМОСТИ ВЕЩЕЙ
113 НЕ ПРИВЯЗЫВАЙСЯ К ВНЕШНЕЙ ЗНАЧИМОСТИ ВЕЩЕЙ В потоке эволюции не бывает случайностей, так как во Вселенной все взаимосвязано. Она перестала бы быть единой, если хотя бы в какой-то малой своей части в ней были бы нарушены связи. Следовательно, мы не можем думать, что
Циклы личной значимости
Циклы личной значимости А когда пробьет звонок, Не пугайся, мой дружок! Бьют часы и в срок и кстати — На погибель мышьей рати. Гофман. Щелкунчик Жизнь развивается не по прямой. Как говорится, быстро мы бы добежали, да забыли про овраги. К тому же обычно человек идет не
IV. Роли во сне
IV. Роли во сне 1. Веришь ли ты, что истиною могут оказаться некие иллюзии? Иллюзии суть сны, поскольку в них нет правды. Равное отсутствие истины в них становится фундаментом для чуда, а это значит: ты осознаёшь, что сны суть сны и что спасение зависит вовсе не от снов, а только
Иллюзия значимости
Иллюзия значимости Сколько стоит мир? Есть ли цена хоть у чего-нибудь в этом мире? Как понять, что ценно, что значимо, а что не имеет ни капли значения, чтобы тратить на это наше внимание?Я хочу, чтобы вы поразмышляли на эти темы. Лично мне казалось, что я давно уже
Отзыв о научно-практической значимости работ академика Н.В. Левашова.
Отзыв о научно-практической значимости работ академика Н.В. Левашова. Научные интересы Н.В. Левашова удивляют своей многогранностью и глубиной. Он обладает знаниями в области медицины, физики, химии, астрономии, философии и других наук. Его можно поставить в один ряд с
Потеря
Потеря Жить бы без хлопот и радоваться, да только стал Сила у друзей неделями пропадать, к жене интерес потерял. Расстроенная Лиза решила меры предпринять – сама пошла в «Сандуны» из серебряной шайки помыться. Раз вся Москва говорит, что серебро – заговоренное, неужто не
Доказательство значимости иного пути
Доказательство значимости иного пути Со своим мужем я познакомилась в 1983 году. До этого у меня наличествовали все распространённые в массах стереотипные представления об исламе как о средневековой религии насилия, где женщины полностью подчинены мужчинам. Никогда
Источник