Уничтожение девиации магнитного компаса.
Магнитная система чувствительного элемента морского магнитного компаса состоит не из
одной стрелки, а из одной или нескольких пар постоянных магнитов, которые называются
компасными стрелками. Компасные стрелки располагаются параллельно друг другу
одноименными полюсами в одну сторону и жестко скрепляются между собой. Такая магнитная система обеспечивает компенсацию так называемых девиаций высшего порядка и придает чувствительному элементу необходимые динамические качества.
Для уничтожения других видов девиации компенсируют магнитное поле судна в том месте, где установлен компас, искусственно создавая с помощью постоянных магнитов и брусков мягкого железа такие магнитные силы, которые равны по величине и противоположны по направлению силам, вызывающим девиацию. В этом и заключается принцип уничтожения девиации.
В прямом положении судна девиация магнитного компаса является результатом действия на компас пяти магнитных сил: А’, В’, С’, D’ и Е’. Эти силы имеют различное происхождение и производят неодинаковую по характеру девиацию: постоянную, полукруговую и четвертную.
Силы А’ и D’, Е’, вызывающие постоянную и четвертную девиацию, происходят от продольного и поперечного мягкого в магнитном отношении судового железа.
Силы В’ и С’ вызывающие полукруговую девиацию, происходят главным образом от твердого в магнитном отношении судового железа (составляющие Р и Q) и частично от мягкого в магнитном отношении судового железа (составляющие сZ и fZ), расположенного
Порядок девиационных работ обусловлен следующими причинами. Для уничтожения
четвертной девиации применяются бруски мягкого в магнитном отношении железа, которые устанавливаются в непосредственной близости от компаса. Однако это железо, как и любое железо, не является абсолютно мягким в магнитном отношении и обладает некоторой долей постоянного магнетизма. Следовательно, установкой брусков мягкого железа уничтожается четвертная девиация, но вводится полукруговая и креновая девиации. Поэтому креновую и полукруговую девиацию уничтожают после четвертной.
Креновая девиация уничтожается при помощи так называемого кренового магнита,
помещенного вертикально в трубе девиационного прибора. Если ось кренового магнита не
строго перпендикулярна плоскости картушки компаса или не проходит через центр картушки, то этот магнит, уничтожая креновую девиацию, вводит полукруговую. Поэтому полукруговую девиацию надо уничтожать после креновой.
Чаще всего на судне приходится уничтожать полукруговую девиацию совместно с креновой, так как обе они часто изменяются.
Ни одним из способов девиацию нельзя уничтожить до нуля. Поэтому после уничтожения
девиации необходимо составить таблицу остаточной девиации и пользоваться ею для
исправления показаний магнитного компаса.
Остаточная девиация.
Ни один из применяемых на практике способов уничтожения девиации магнитного компаса не обеспечивает абсолютно полного ее устранения. Даже после очень тщательного уничтожения у компаса сохраняется остаточная девиация.
Способы маневрирования при уничтожении девиации магнитного компаса.
Уничтожение полукруговой, четвертной и креновой девиаций и определение остаточной
девиации у всех компасов производятся по одинаковой методике. Для упрощения и экономии ходового времени уничтожение полукруговой девиации и определение остаточной следует производить по сличению с гирокомпаcoм. Перед уничтожением девиации и её определением судно должно лежать на курсе в течение 2 — 3 мин, все подвижное железо вблизи компаса (стрелы, краны, шлюпбалки и т.п.) должно быть закреплено по-походному.
Если уничтожение девиации или её определение производится после длительной стоянки в
порту на одном курсе, то до начала девиационных работ следует описать одну-две
циркуляции, давая машине переменные хода. Девиационные работы следует выполнять на
среднем или малом ходу. Производить пеленгования и сличение на циркуляции недопустимо.
Во время пеленгования необходимо следить за горизонтальностью котелка.
Определение и вычисление коэффициентов и таблицы девиации следует производить с
При правильной установке котелка в нактоузе отсчет 0° по азимутальному кругу должен быть обращен в корму.
Способы уничтожения девиации магнитного компаса.
Полукруговая девиация.
Способ Эри является одним из наиболее распространенных способов уничтожения
полукруговой девиации. При уничтожении полукруговой девиации способом Эри силы В’ и С’ компенсируйте на четырех главных магнитных курсах по девиациям, наблюденным на этих курсах. Основными достоинствами этого способа является простота его применения и высокая точность результатов. Этот способ не требует вспомогательных приборов и поэтому применим для компасов любых систем.
Однако способ Эри имеет некоторые недостатки. При работе способом Эри приходится
ложиться на магнитные курсы и на каждом из них определять девиацию, что возможно лишь при наличии на берегу створа или в крайнем случае отдаленного ориентир.
Способ Колонга получил широкое распространение в практике девиационных работ так как он выполняется на компасных курсах и в процессе работы никакие ориентиры не нужны. В этом заключается существенное преимущество способа Колонга перед способом Эри. Но для выполнения работ этим способом необходимо иметь вспомогательный прибор — дефлектор. И по своей точности способ Колонга уступает способу Эри. Основной причиной неточности компенсации сил В’ и С’ способом Колонга является индукция измерительного магнита дефлектора на мягкое железо, которое находится нактоузе для уничтожения четвертной девиации.
Чертвертная девиация.
Для того чтобы уничтожить четвертную девиацию, необходимо компенсировать сил которая эту девиацию вызывает т.е. силу D’. Этого можно достигнуть с помощью компенсаторов из мягкого железа трех видов: продольных брусков, поперечных брусков и шаров. Компенсаторы устанавливают на верхнем основании нактоуза. Для выбора какой компенсатор из трех является наиболее приемлемым для практических целей, надо сравнить такие их качества, как компактность, удобство в обращении, простоту изготовления.
Источник
Устранение полукруговой девиации способом Колонга
Определение величины исходной девиации магнитного компаса
Исходная девиация магнитного компаса определяется по методике, изложенной в разделе 1 лабораторной работы № 3.
Устранение полукруговой девиации способом Колонга производится на четырёх главных компасныхкурсах судна. Последовательность, в которой судно приводится на эти курсы, не имеет значения. Перед проведением работ необходимо подогнать дефлектор к компасу по методике, изложенной в предыдущей лабораторной работе.
Работу следует проводить в следующей последовательности :
1. Лечь на компасный курс 0. Установить пеленгатор в плоскость компасного меридиана и измерить HN.
2. Лечь на компасный курс 90 0 . Измерить НЕ на данном курсе.
3. Лечь на компасный курс 180°. Измерить напряжённость HS на данном курсе.
5. Установить на дефлекторе Н ср.
6. Не изменяя курса и положения пеленгатора, ввести в нактоуз продольный компенсационный магнит (или воспользоваться уже имеющимися в нактоузе) и с его помощью установить под призмой пеленгатора отсчёт 90° или 270°. При этом будет устранена сила В´λН. Закрепить магниты в нактоузе в данном положении.
7. Лечь на компасный курс 270°. Измерить напряжённость Hw .
9. Установить на дефлекторе полученное значение.
10. Ввести в нактоуз поперечный компенсационный магнит (или воспользоваться имеющимися) и с его помощью устранить поперечную судовую магнитную силу С´λН. Закрепить магнит.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Уничтожение полукруговой девиации способом Колонга.
В отличие от способа Эри в рассматриваемом случае уничтожение полукруговой девиации осуществляется на четырех главных компасных курсах При этом принимается, как правило, имеющее место на практике допущение об относительной малости СМС АHи ЕH
При выполнении работ устраняется или уменьшается не наблюдаемая девиация, а непосредственно CMC ее вызывающие. С этой целью на указанные выше компасных курсах судна производится измерение горизонтальной составляющей Н судового магнитного поля. При принятых допущениях эта составляющая на курсах 0° и 180° будет определяться судовыми магнитными силами H, ВHиDH.
Как следует из рисунка:
Совместное использование указанных равенств позволяет отделить силы порождающие интересующую нас полукруговую девиацию, от сил ее не порождающих. Действительно, если вычислить среднее значение 0,5(HN+HS) напряженностей магнитного поля, измеренных на противоположных курсах судна, то это значение не будет зависеть от CMCBH:
Следовательно, значение силы BH будет определяться разностью междуHN илиHSи Нср.
Напряженность судового магнитного поля измеряется с помощью дефлектора, путем компенсации измеряемого поля полем его магнитов. Принимая во внимание сказанное, становится очевидной методика устранения полукруговой девиации. Действительно, зная величину Нср и выставив ее значение на дефлекторе, установленном на пеленгаторе компаса, мы с его помощью компенсируем указанную составляющую судового магнитного поля на одном из рассматриваемых курсов (N илиS). В этих условиях на картушку будет действовать только силаBH, которая осталась не скомпенсированной Названная сила устраняется с помощью продольных постоянных магнитов, расположенных в нактоузе МК.
Уничтожение CMC СHпроизводится аналогично рассмотренному на курсах 90° и 270°.
Источник
Уничтожение девиации способом средней силы (Способ Колонга и пол-Колонга)
Способ выполняется на четырех главных компасных курсах с использованием дефлектора. Заключается в уравнивании силы H’ на противоположных курсах.
Запишем выражение для H’ (см (29))
Сделаем допущение: A’=E’=0
Запишем формулу (29) для КК = 0° и 180°
| (39) |
Возьмем формулу синуса девиации (27)
и полагая A’=E’=0на компасных курсах 0° и 180° получим:
отсюда
следовательно:
При этом условии найдем среднее значение сил H’N , H’S:
| (40) |
Если установить на дефлектор этот отсчет и установить дефлектор на котелок, то сила измерительных магнитов скомпенсирует силы и картушка останется под действием только силы
и силы вспомогательного магнита Fвсп. Под действием этих двух сил картушка развернется и из под призмы уйдет 270°. Когда с помощью продольных магнитов мы компенсируем силу
то картушка останется под действием только силы Fвсп и под призму подойдет 270°.
На курсах 90°, 270° аналогично поперечными магнитами компенсируем силу . Доказательство предлагается провести самостоятельно.
1. Выполняется на компасных курсах
2. Работа с магнитами уничтожителями только на двух курсах
1. Необходимо иметь дефлектор
2. Работать можно только на одном компасе
3. Приближенный способ, неточный
4. При измерении силы H’ измерительные магниты наводят в мягком железе магнитное поле, которое отклоняет картушку и изменяет величину H’.
Технология выполнения: можно начинать с любого курса, но у компасов, нактоуз у которых открывается в корме удобнее начинать с курса 180°
1. Лечь на КК = 180°. Установить дефлектор и измерить H’S
2. Снять дефлектор. Лечь на КК = 0°. Установить дефлектор и измерить H’N
3. Не снимая дефлектор рассчитать HCP и установить этот отсчет на дефлекторе.
4. Работая продольными магнитами – уничтожителями подвести под призму 270°. Сила уничтожена. Снять дефлектор. Зафиксировать положение магнитов и их магнитный момент.
5. Лечь на КК = 90°. Установить дефлектор и измерить H’E
6. Снять дефлектор. Лечь на КК = 270°. Установить дефлектор и измерить H’W
7. Не снимая дефлектор рассчитать HCP и установить этот отсчет на дефлекторе.
8. Работая поперечными магнитами – уничтожителями подвести под призму отсчет 270°. Сила уничтожена. Снять дефлектор. Зафиксировать положение магнитов и их магнитный момент.
Источник