Способ коллективной мыслительной работы имеющей целью нахождение нетривиальных решений

Мозговая атака как метод коллективной работы над проектом

Мозговая атака.Метод мозговой атаки представляет собой способ коллективной мыслительной работы, имеющей целью нахождение нетривиальных решений обсуждаемой проблемы и строящийся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников. При этом «открывается возможность перехода в чужую логику — логику соседа, таким образом, творческие потенциалы участников атаки как бы суммируются» 22 . Мозговая атака — один из наиболее эффективных способов активизации творческих сил инициаторов социального проекта.

Разработка метода принадлежит Алексу Осборну, который и дал ему название «мозговая атака». Замысел Осборна один из популяризаторов метода, М.Смолл, излагает следующим образом: «Вы должны рассматривать тот или иной предмет со всех возможных точек зрения и фиксировать все идеи, которые просто приходят в голову, какими бы «притянутыми за уши» они ни казались. Вы должны будоражить свой мозг до тех пор, пока не выудите из него все существующие в нем мысли. Осборн предлагал по этому принципу проводить специальные совещания» 23 . Именно «совещания», коллективные обсуждения по особым правилам «мозговой атаки» (а метод используется и для индивидуальной работы) стали основной формой ее применения.

Обязательные требования к мозговой атаке, вытекающие из сути метода, — равенство статусов участников, ограниченность работы во времени, запрет на взаимную критику в любой форме. Участники заранее знают, что никакой ответственности за выполнение своих конструктивных предложений они не несут (здесь не действует часто применяемый принцип «инициатива наказуема»).

Технология мозговой атаки может быть представлена следующим образом.

Участники мозговой атаки (лучше всего числом в пределах 10 человек) располагаются в помещении по определенному плану, обычно лицом друг к другу и на таком расстоянии, чтобы возможен был контакт, но и сохранялась определенная автономия участников (дистанция — около 1—1,5 м). Затем ведущий в течение примерно 15 минут вводит участников в курс дела: ставит перед группой проблему и просит членов группы предложить как можно больше вариантов решения без предварительного обдумывания за небольшой промежуток времени. Атака длится от нескольких минут до часа и состоит в том, что участники поочередно высказывают приходящие им в голову идеи и предложения относительно решения поставленной проблемы. Поощряется всякое высказывание (в том числе неполное, невнятное), стимулируется выдвижение необычных и нереальных идей.

Время выступления каждого участника, как правило, не более 1-2 минут, выступать можно много раз (желательно не подряд). В заключение ведущий информирует о том, как будут применены высказанные идеи, и приглашает сообщить новые идеи по проблеме, если они возникнут (письменно в течение суток).

Считается, что «в группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников. Лица, обладающие специальными знаниями, слишком искусные в том или ином деле, нежелательны. Их стремление осмысливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение» 24 .

По ходу мозговой атаки записываются все высказывания (обычно лицом, не участвующем в обсуждении, или на диктофон, магнитофон, видеомагнитофон). Текстовая запись не содержит указания на авторство: результат считается общим достижением.

Но без обработки полученных результатов мозговая атака была бы бесплодной. Второй этап и составляет работа с полученным материалом. Здесь вступают в силу позиции эксперта и лица, принимающего управленческое решение. Идеи и предложения, полученные на первом этапе, подвергаются критике, классификации, отбору вариантов по требованиям реалистичности.

Разновидностью мозговой атаки является методика Гордона. Ее особенность — участникам не сообщается причина, побудившая к проведению мозговой атаки. Высказываемые идеи только фиксируются без какого-либо обсуждения, с тем чтобы затем была произведена обработка при помощи разных методов 25 .

В правилах мозговой атаки выдержан и метол отнесенной оценки, который в сущности представляет собой обмен мнениями, структурированный в соответствии с характером обсуждаемой проблемы.

Когда инициаторов проекта немного и у них нет возможности широко привлекать посторонних участников для проведения мозговой атаки, они могут выступать и в функции «атакующих», и в функции «записывающих», и в функции «критикующих». Но каждую из задач необходимо отделить от других, играя каждый раз соответствующую роль.

21Деловая игра.Деловая игра — это имитация принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры (проигрывания, разыгрывания) по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам 11 . Использование деловых игр для выработки и принятия управленческих решений позволяет применять эту методику при составлении социального проекта.

Возникли разные направления в технологическом обеспечении деловых игр. Многие из них восходят к работам Георгия Петровича Щедровицкого (1929 — 1994), выделившего методологию как отдельную сферу интеллектуальной деятельности и на этой базе давшего толчок для формирования целой школыорганизационно-деятельностных игр (ОДИ). Первая ОДИ была проведена в 1979 г. по теме «Разработка ассортимента товаров народного потребления для Уральского региона». Таким образом, с самого начала организационно-деятельностные игры оказались связанными с социально-проектными задачами.

В ОДИ имеется независимая от играющих группа методологов, которые разрабатывают правила и сценарий игры, основываясь как на «задании на игру» (т. е. на конкретных задачах данного проекта), так и на общих принципах организационно-деятельностных игр. Методологи и ведут игру, управляя действиями участников.

Читайте также:  Способ отделки готового изделия

В игре участвуют несколько групп. Обычно по основному предмету игры формируются две (или больше) конкурирующие группы. Кроме них создаются группы, выражающие позицию внешних заинтересованных сторон (например, группы «министерство», «потребители услуг», «экологическая служба» и т. д.). Отдельно работает группа экспертов, которая не вмешивается в ход игры и дает разъяснения, консультации, дополнительную информацию по тематике работы.

Конкурирующие группы проектантов готовят к обсуждению свои варианты проекта (в многодневной игре — части проекта по плану игры) и представляют на общее обсуждение. Каждая из групп (в нашем примере «министерство» и прочие, а также конкуренты) задают вопросы докладчикам, ведут критику проекта, предлагают свои решения. По итогам дискуссии методологи проводят разбор результатов и каждая группа оформляет свою позицию в письменном виде. К концу игры имеется несколько проектов и материалов к проектам. Их бывает так много, что требуется создание специальной группы по обработке предложений, сведению их в общий итоговый документ.

Деловая игра позволяет достичь нетривиальных результатов при прояснении замысла, в отработке сложных вопросов проектирования и взаимодействия со средой, а также при написании текста проектной разработки и в сплочении команды проекта.

22Метод фокальных объектов.Метод фокальных объектовэто способ конструирования нового объекта путем применения к нему свойств других объектов. Он был предложен в 1926 г. немецким профессором Кунце («метод каталога»), в 50-е годы усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.

Метод имеет целью преодолеть инерцию мышления при решении творческих задач и активизировать способности к инновационным решениям путем переноса признаков случайно выбранных объектов на совершенствующийся объект, который должен находиться в фокусе переноса 28 .

Достижение этой цели обеспечивается таким порядком действий:

1. Называется (фиксируется, например, на доске или дисплее компьютера) объект, который предстоит усовершенствовать (в целом изменить с какой-либо целью).

2. Произвольно (без намеренной связи с изучаемым) называются (фиксируются) другие объекты (в основном обозначаемые существительными).

3. У объектов (пункт 2) выделяются признаки, характеристики (в основном обозначаемые прилагательными).

4. Эти признаки применяются к исходному объекту (пункт 1), и на базе новых сочетаний ведется поиск неординарного решения.

Присоединение к фокальному объекту признаков случайных объектов становится источником гипотез, с которыми дальше идет работа как с новыми проектными идеями: им дается экспертная оценка, они отбираются и рассматриваются с точки зрения возможностей и путей реализации. Здесь важно то, что ассоциативный ряд подкрепляется неожиданными гипотезами.

К примеру, мы намереваемся создать новый тип детской площадки во дворе. Применяя метод фокальных объектов, мы фиксируем несколько произвольно выбранных объектов для последующей работы. Предположим, среди таких объектов названы «диван», «змея», «телефон» и т. д. У этих объектов выделены их свойства — «раскладывающийся» у дивана, «гибкая» у змеи, «звонящий» у телефона. Применив эти определения к детской площадке, получаем прообразы нестандартных идей: наша детская площадка — раскладывающаяся, гибкая, звонящая. Остается только развить эти определения в технические решения.

Достоинством метода можно считать максимальную активизацию ассоциативных механизмов творческой деятельности. Он обеспечивает также перегруппировку и смещение ценностных структур, в результате чего возникает новая ценностная конструкция.

Недостатки метода состоят в том, что интересные и необычные решения не имеют характера системной деятельности и не эффективны при точном целеполагании.

23Паспортизация инновационного проекта — совместная деятельность исполнителей и научно-технического совета, включающая следующие действия: а) подготовку проект-менеджером итогового отчета по результатам реализации проекта; б) экспертизу результатов научно-техническим советом; в) направление итогового отчета заказчику.Под экспертизой понимается анализ, исследование, проводимое с целью предотвращения создания проектов, использование которых либо может привести к нарушению прав физических и юридических лиц, а также интересов государства, либо не отвечает требованиям утвержденных стандартов, строительных норм и правил.

Экспертизе подлежит, помимо чисто технических аспектов, убедиться:

в правильности расчета эффективности проекта;

в правильности оценки воздействия на окружающую среду;

в рыночной привлекательности продукции или услуг;

в добросовестности экономического анализа общих последствий проекта для национальной экономики;

в надежности оценки социальных последствий проекта;

в организационных возможностях реализации проекта.

Источник

Цели, задачи и особенности коллективной работы над проектом

Социа́льный прое́кт — сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению.

Если наш проект — не сугубо индивидуальное начинание, нам приходится позаботиться о том, чтобы сложилась команда проекта, а это возможно достичь, если соучастники осуществления нашего замысла с самого начала включены в его разработку.

Понятие и функции методов коллективной работы над проектом
Разработка проектов в социальной работе является делом большого числа людей. При этом особую роль играет слаженность коллектива (команды проекта) и готовность каждого его члена активно включится в работу.
В практике социального проектирования используется ряд методов коллективной работы – приемов и способов коллективного достижения целей и задач, наиболее актуальных в контексте социального проектирования.

Читайте также:  Способы установки антенны для каких работ используется тот или иной способ

Цель у всех участников должна быть одна – успешная реализация проекта!

Методы коллективной работы выполняют две функции:

1. способствуют формированию команды проекта;

2. позволяют активизировать инновационный потенциал группы.

Можно выделить следующие преимущества работы в группе:

· обеспечивается разработка разносторонних решений;

· снижается риск неверного решения;

· уменьшается опасность упустить важные детали;

· повышается готовность и способность каждого члена группы к сотрудничеству;

· складываются условия для реализации интеллектуального потенциала группы;

Для коллективной работы существуют определённые методы.

Одним из наиболее эффективных способов активизации творческих сил инициаторов и разработчиков социальных проектов является метод «мозговой атаки».

Метод «мозговой атаки» представляет собой способ коллективной мыслительной работы, имеющей целью нахождение нетривиальных решений обсуждаемой проблемы и строящийся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников. Использование данного метода дает возможность рассматривать предмет обсуждения со всех возможных точек зрения. Обязательными требованиями к «мозговой атаке» являются: равенство статусов участников, ограниченность работы во времени, запрет на взаимную критику в любой форме.

В технологии проведения «мозговой атаки» выделяется 2 этапа:

I.Сбор материала.

На этом этапе участники мозговой атаки (в пределах 10 человек) располагаются в помещении лицом друг к другу на расстоянии около 1–1,5 м. Ведущий в течение 10-15 минут вводит участников в курс дела: ставит перед группой проблему и просит членов группы предложить как можно больше вариантов решения без предварительного обдумывания за небольшой промежуток времени. Атака длится от нескольких минут до часа и состоит в том, что участники поочередно высказывают приходящие им в голову идеи и предложения относительно решения поставленной проблемы. Время выступления каждого участника не более 1–2 минут. По ходу «мозговой атаки» записываются все высказывания (обычно лицом, не участвующем в обсуждении, или на диктофон, магнитофон, видеокамеру). В заключение ведущий сообщает о том, как будут применены высказанные идеи, и приглашает сообщить новые идеи по проблеме, если они возникнут (письменно в течение суток).

II.Работа с полученным материалом.

Идеи и предложения, полученные на первом этапе, подвергаются критике, оценивается реалистичность предложенных вариантов.

Разновидностью мозговой атаки является метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

2. Деловая игра это имитация принятия управленческих решений в различных ситуациях в рамках отведенной игровой роли. Это комплексный метод, охватывающий все стадии процесса подготовки и принятия решения. Его применяют в случаях решения сложных проблемных ситуаций, требующих взаимодействия многих заинтересованных ведомств, организаций, общественных сил.

Главная цель ведущего деловой игры – организовать совместную деятельность участников решения проблемы так, чтобы раскрыть реальную противоречивость их интересов по отношению к проблемной ситуации, выявить позиции, заставляющие отстаивать общие или групповые интересы, добиться обнародования необходимой информации, помочь участникам услышать и понять друг друга, найти путь к согласию.

В заключении игры подводятся основные итоги и работа участников групп оценивается по следующим аспектам:

§ эффективность предлагаемых в игре решений;

§ межгрупповое взаимодействие участников деловой игры;

§ взаимодействие участников деловой игры внутри игровых групп;

§ личностные качества участников деловой игры (эрудированность, принципиальность, умение аргументировать, дисциплинированность и т.д.).
3. Метод фокальных объектов — это способ конструирования нового объекта путем применения к нему свойств других объектов.

Данный метод имеет целью преодолеть инерцию мышления при решении творческих задач и активизировать способности к инновационным решениям. Достижение этой цели обеспечивается следующим порядком действий:

1. Называется и фиксируется на доске или дисплее компью­тера объект, который предстоит усовершенствовать;

2. Произвольно называются и фиксируются другие объекты;

3. У выделенных объектов выделяются различные признаки;

4. Эти признаки применяются к исходному объекту, и на базе новых сочетаний ведется поиск неординарного решения.

Достоинством метода можно считать максимальную активизацию ассоциативных механизмов творческой деятельности.

Недостатки метода состоят в том, что интересные и необычные решения не имеют характера системной деятельности и не эффективны при точной постановке цели.

4. ТРИЗ — теория решения изобретатель­ских задач, используемая для развития инновационных способностей проектантов, была разработана Г.С. Альтшуллером в 1946 г.

Для социального проектирования прикладной характер имеют следую­щие концептуальные положения ТРИЗа:

— наилучшее решение задачи возникает тогда, когда выявлено и преодолено техническое противоречие;

— идеальный конечный результат заключается в том, что система сама должна обеспе­чить выполнение полезного действия, устранив при этом вредное действие;

5. Метод создания сценариев заключается в представлении социального проекта в виде описания последовательного развития событий, которые им предусматриваются или могут следовать из него, в связи с имеющимися ресурсами.

Достоинство метода состоит в том, что сценарий позволяет осознать те стороны проекта, которые другим путем не были бы замечены. Одновременно это и детальный план проекта, где проведена большая работа по синхронизации событий и имеющихся ресурсов.

Могут разрабатываться несколько сценариев, дающих варианты развития проекта в зависимости от изменения какого-либо фактора. Нередко метод создания сценариев связывается именно с выдвижением, по крайней мере, двух альтернатив развития событий.

Читайте также:  Буйские удобрения для цветов способ применения

Возможности метода для социально-проектной деятельности существенно ограничены. Недостаток метода состоит в том, что проекты, не основывающиеся на повторяющемся событийном ряде, плохо поддаются проработке с его помощью.

6. Метод контрольных вопросов представляет собой работу со списком специально подобранных вопросов, которые помогают точно определить суть решаемой проблемы. Вопросы располагаются в определенной последовательности. Ответ на них тот или иной участник разработки проекта формулирует в связи со своей задачей в виде монолога или диалога с другими участниками.

7. Методика матрицы идей – это прием, при котором на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Просчитывая варианты можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях.

8. Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Этот прием позволяет внимательно изучать условия, в которых протекает процесс и требует учета интересов и желаний людей.

9. Метод аналогии является общенаучным логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств у объекта проектирования.

10. Метод ассоциациисочетает приемы приспособления, модификации и полной реорганизации. Он позволяет с учетом накопленных знаний разрабатывать подходы, которые позволяют изменить объект, и найти более рациональный и эффективный способ управления.

ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ состоят в том, что:

· Появляется необходимость формирования командного духа для успешной дальнейшей работы,

· Важно праздновать общение успехи,

· Необходимо регулярно встречаться,

· Распределить обязанности, выявить правила,

· Производить постоянную оценку работы на проектом.

27. Методы проектирования: метод мозгового штурма

Соц. проектирование научная и практическая деятельность по созданию проектов развития соц. систем, институтов, соц. объектов, их свойств и отношений на основе прогнозирования, проектирования и программирования.

Метод мозгового штурма является одним из наиболее эффективных способов активизации интеллектуальной деятельности инициаторов проекта.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Мозговой штурмэто:

• новаторский метод решения проблем;

• максимум идей за короткий отрезок времени;

• расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем

лучше, нужны необычные, самые «дикие» идеи);

• отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более

• это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.

Применяется при разработке проектов в области решения нестандартных задач.

При использовании метода мозгового штурма проектировщики следуют по пути анализа, генерации идей и их критической оценки.

Участников мозгового штурма по методике делят на 2группы:

-генераторы идей (люди с креативной установкой)

-аналитики (люди, обладающие знаниями, способные оценить выдвинутые идеи, их цель- диагностика, классификация, оценка реализуемости идей)

При проведении мозгового штурма необходимо соблюдать регламент. На постановку модели задачи-15мин., на генерирование идей-15-30мин., на анализ идей-30-45мин., на сбор идей по реалистичности – 30-45мин.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале второго этапа проблема должна быть чётко сформулирована.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.

Существуют четыре правила проведения «мозгового штурма».

Правило 1: критика запрещена

Участники «мозгового штурма» должны стараться не думать о полезности, значении, пригодности и уместности идей и, конечно, могут не отвечать на такого рода вопросы. Следовательно, какую-либо оценку идей необходимо отложить. Это правило нужно соблюдать, чтобы люди не боялись подвергнуться критике и чтобы у них могли возникать не только разнообразные, но и самые неожиданные ассоциации.

Правило 2: свободное генерирование идей

Цель проведения «мозгового штурма» состоит в том, чтобы члены команды смогли выразить все свои идеи. Люди должны высказывать любые появляющиеся идеи, нисколько не опасаясь критики. Поэтому во время проведения «мозгового штурма» необходимо создать атмосферу, в которой члены команды будут чувствовать себя свободно и в полной безопасности.

Правило 3: развивайте идеи других

Члены команды должны генерировать идеи, развивая идеи других. Нужно, чтобы они пытались улучшить или дополнить чужую идею.

Правило 4: генерируйте как можно больше идей

Количество в данном случае важнее, чем качество. Чем больше идей, тем больше вероятность найти удачное решение. Подразумевается, что количество должно перейти в качество. Когда это применяется? Этот метод может использоваться на всех этапах цикла решения проблемы — когда проблема формулируется, когда определяются ее причины или следствия и когда вырабатываются решения. Цель проведения «мозгового штурма» — генерировать столько идей, сколько нужно для решения проблемы.

Источник

Оцените статью
Разные способы