С миру по нитке: как из коллективных инвестиций рождается бизнес
Краудфандинг, то есть привлечение коллективных инвестиций в стартапы через интернет — явление, которому еще предстоит сказать свое слово. События, происходящие по всему миру, показывают, что у такой формы вовлечения людей в бизнес большое будущее, и в этой сфере может произойти настоящий прорыв. Что мешает России идти в русле общей тенденции?
Самый раскрученный проект в области коллективных инвестиций – или краудфандинга, — это KickStarter. За 2012 год он привлек $320 млн коллективных вкладов (втрое больше, чем в 2011-м) в 18 000 проектов от 2,24 млн человек и вышел на рынок Великобритании: то есть теперь привлекать финансирование через сайт смогут не только резиденты США, но и резиденты Великобритании. На Kickstarter есть проекты, среди владельцев которых россияне и жители стран СНГ — существует даже созданное в связи с этим сообщество в Facebook.
Краудфандинг — это не совсем инвестирование. В том смысле, что так называемые backers (те, кто дает деньги на проект) получают не долю в проекте, а некие привилегии или просто тот продукт, ради производства которого затеян сбор денег. Любой человек на планете, независимо от его места жительства, может профинансировать проект через kickstarter с помощью своей кредитной карты. В обмен вы получите нечто вроде купона (по факту — просто подтверждение того, что деньги вложены, это не юридический документ), а основатель обязуется выдать вам обещанный бонус. Впрочем, как и любое другое обещание, это может быть нарушено, и такое действительно происходит. Средний чек на платформе составляет $25. За свои деньги краудфандер получит привилегию (например, билет на премьеру фильма и имя в титрах) или предоплаченный товар (т. е. как только товар будет изготовлен, он будет отправлен своему инвестору). Стоимость товара должна быть определена заранее, и предзаказ всегда дешевле.
Kickstarter предупреждает, что является просто площадкой для привлечения средств, поэтому не отвечает за дальнейшее их использование. Он лишь призывает основателей быть прозрачными перед своими инвесторами и объяснять, куда были потрачены деньги и почему проект невозможно завершить. Конечно, не все хорошие проекты выстреливают — в сети полно отличных идей, которые не собрали финансирования (по данным площадки, доля успешных проектов – около 40%).
Одно из крупных нововведений проекта в прошлом году – публикация открытой статистики: метрика включает в себя информацию о собранных средствах и коэффициенте успешности в 13 различных категориях (фильмы, музыка, дизайн, технологии, еда, театр и т. п.). Кстати, первые три пока самые популярные — на них приходится более половины собранных средств.
У проекта Kickstarter множество клонов по всему миру – британский Fondomat, финский Holvi, американские gofundme.com и indiegogo.com (отличается от KickStarter активной работой с неамериканскими проектами и тем, что берет раскрутку проекта для потенциальных жертвователей на себя), rockethub.com и crowdilt.com (который, в т. ч., запустил открытый API для создания похожих платформ). Только в России – около 20 клонов американского проекта. Самые заметные — «Планета.Ру», «Тугеза», «С миру по нитке», Boomstarter.
Если сделать общий анализ площадок России, то видно, что пока суммы, которые пользователи могут привлечь через краудфандинг, значительно ниже американских — редко удается собрать больше 100 000 рублей. Возможно, потому, что никто не запрещает вкладываться в проекты на зарубежных площадках, где отдача больше.
Тем не менее в случае действительно качественных проектов краудфандинг привлекает достаточное финансирование и в России. Например, проект colta.ru, запущенный прошлым летом командой, ранее работавшей в OpenSpace. Изначально он финансировался средствами самой команды, которая получила компенсацию при увольнении из OpenSpace.ru, и почти сразу начал собирать финансирование через площадку planeta.ru на первые три месяца работы. За 10 дней было собрано более 600 000 рублей. Всего проект привлек 694 800 рублей, этих денег хватило на четыре месяца. Сейчас сайт ищет инвестора на год и вновь привлекает инвестиции через краудфандинг на planeta.ru: собрано уже более 250 000 рублей. А всего planeta.ru с момента основания привлекла 7 884 189 рублей в 26 успешных проектов от 6984 пользователей.
Более интересны эксперименты в области создания узко таргетированных платформ. Например, новый краудфандинговый проект — Petridish — тот же Kickstarter, только в области науки. Создатели сайта задумались о том, чтобы дать шанс преподавателям вузов, аспирантам и молодым ученым, которые хотят найти финансирование для своих научных исследований и стартапов.
Вокруг всех этих проектов много шума, но обороты их невелики. Это, на мой взгляд, следствие того, что они не дают пользователю настоящего чувства соучастия, он не получает доли в проекте. Именно поэтому такие площадки, как secondmarket.com или sharespost.com – онлайн-биржи непубличных компаний — показывают бОльшие средние чеки и обороты. Например, оборот secondmarket.com в 2012 году превысил $500 млн (площадка берет комиссию в размере 3-5% от сделки). В России что-то похожее делает SmartMarket.net — площадка по привлечению инвестиций в бизнес от широкого круга обычных людей, когда помимо бонусов пользователь может рассчитывать на часть прибыли, пропорционально своим инвестициям, и возможно, долю в дальнейшем. При этом бизнес может быть как инновационный, так и классический — отели, рестораны — на все можно привлечь инвестиции от большого числа микроинвесторов. [Фонд Лайф.Среда, главой которого является автор материала, инвестировал в SmartMarket.net — Forbes.]
В исследовании «The venture Crowd. Crowdfunding equity investment into business» вводится типология краудфандинга: Donation crowdfunding, Reward crowdfunding, Crowdfunded Lending, Equity crowndfunding (это уже краудинвестинг — форма внесения средств, предполагающая их полный возврат в случае успеха бизнеса компании, и скорее всего, с дополнительными бенефитами. На мой взгляд, именно последний тип, краудинвестинг (он же Equity crowndfunding) получит наибольшее распространение.
В 2012 году американский сервис для коммуникации инвесторов и стартаперов Angel List совместно с площадкой SecondMarket начал принимать не только инвестиции от профессиональных инвесторов, но и микровложения от новичков. Теперь стать инвестором здесь может каждый, у кого есть $1000, правда, вас ограничат во влиянии на управление компанией. За первые 30 дней через сайт было инвестировано более $12 млн.
Очень интересен проект Loya3 — правда, он все никак не запустится, — предлагающий, не выходя из Facebook, покупать микродоли в компаниях, которые вам нравятся. Это некое объединение кнопки «Like!» с фондовой биржей – вы инвестируете не столько в доходность, сколько в бизнес, который, вы надеетесь, изменит жизнь к лучшему.
Любопытен и сервис SmallKnot.com, который дает возможность инвестиций, но с логикой «инвестируйте в бизнес в вашем районе» (одно из «золотых правил» Уоррена Баффета).
Проект CircleUp (один из инвесторов – Говард Шульц, СЕО Starbucks) также сфокусирован на инвестициях в «реальный малый и средний бизнес, реальные продукты, реальных работников», в тот бизнес, который вы понимаете и можете увидеть. В отличие от KickStarter, даже если вы не собрали всю необходимую сумму, площадка отдаст вам деньги от пользователей (KickStarter вернет их обратно). Причем это будут именно инвестиции, а не деньги в обмен на продукт или другой бенефит.
Похожее явление из той же серии в мире футбола: «Барселона» отчасти финансируется обычными болельщиками, которые ежегодно платят за так называемый статус «сосьо». В России что-то похожее недавно предлагал сделать Петр Авен из Альфа-Банка, когда публично предложил владельцам футбольного клуба «Спартак» продать его.
Одним из основных драйверов роста направления коллективных инвестиций через интернет является поддержка этого направления правительствам. Это и вступающий в силу в США закон Jumpstart Our Business Startups Act, значительно расширяющий круг лиц, инвестиции которых имеют право привлекать стартапы (подробне см. здесь), и инициатива британского правительства, которое решило поддержать малый и средний бизнес в стране в конце 2012 года, выступив инвестором и кредитором с £30 млн на краудинвестинговых площадках CircleUp и Zopa.
В России же краудфандинг пока воспринимается либо как движение хороших людей, собирающих деньги на хорошие проекты, либо как сомнительный механизм получения инвестиций, инициированный пирамидостроителями. Хотя краудфандинг – это не просто еще один способ поднять инвестиции, а новое прорывное решение проблемы экономической эффективности как отдельных компаний, так и целых стран.
Источник
Краудлендинг — 25% годовых и высокий риск. Разбираем плюсы и минусы
Краудлендинг — инструмент кредитования физическими и юридическими лицами бизнес-проектов, то есть это механизм коллективного инвестирования по договорам займа. В отличие от краудфандинга, где инвесторы не ставят себе цель заработать, краудлендинг больше похож на классическое кредитование. Только вместо банков кредиторами выступают частные лица.
Рынок краудфандинга (куда входит и краудлендинг) в США и Канаде оценивается в $73,9 млрд, а европейский — в более чем $22 млрд. Российский рынок выглядит скромно — МСП-банк и Ассоциация операторов инвестиционных платформ прогнозируют, что в 2021 году его объем достигнет ₽11 млрд — это в 1,5 раза больше, чем годом ранее. В последующие два года он будет удваиваться и в 2023 году составит ₽40 млрд.
При этом основным заемщиком является сегмент малого и среднего бизнеса. Средняя сумма выданного займа составляет примерно ₽1 млн. В краудлендинге инвесторов привлекает высокая доходность, в несколько раз превышающая ставки по депозитам. На фоне низких банковских ставок все больше людей ищут способы если не дополнительного заработка, то хотя бы сохранения сбережений. Поэтому и интерес к инвестиционным инструментам будет только возрастать.
Кто и зачем берет в долг на краудлендинговых площадках
В России действует более 30 краудлендинговых площадок с различными бизнес-моделями и условиями предоставления займов. В основном это площадки, на которых бизнес может найти средства под исполнение госконтрактов или пополнение оборотных средств без обеспечения. Есть факторинговые площадки, финансирующие под обеспечение дебиторской задолженности, или площадки, где можно инвестировать исключительно под залог недвижимости, в том числе на ее покупку или строительство.
В качестве заемщиков на краудлендинговых платформах выступают представители малого бизнеса, которым по каким-либо причинам сложно получить кредит в банке. Например, слишком короткий срок существования бизнеса, скромные финансовые показатели или маленькие суммы контрактов — все это неинтересно банкам. Даже для владельца коммерческой недвижимости, несмотря на наличие залога, может быть недоступен банковский кредит при отсутствии официального денежного потока.
Из-за этого займы на краудлендинговой платформе, как правило, дороже, чем банковские кредиты, и обходятся заемщику от 15% до 30% годовых. При этом стоит помнить, что на рынке краудлендинга все риски невозврата ложатся на инвестора. Если ваш заемщик внезапно прогорит, вам не поможет ни ЦБ, ни условное Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Единственный способ застраховать себя от потерь — диверсифицировать инвестиции по разным площадкам, заемщикам и внимательно рассматривать проект при принятии решения об инвестициях.
Какие риски несет инвестор при вложениях в краудлендинг
- Отсутствие унифицированной системы оценки заемщика
Первое, что нужно помнить, — вся ответственность лежит на инвесторе. Площадка сводит заемщика и кредитора, информирует инвесторов, но не дает никаких рекомендаций и гарантий. У краудлендинговых платформ нет унифицированной системы оценки заемщика и нет единой системы рейтинга — каждая оценивает их по-своему и присваивает рейтинг по собственной методике, детали которой, как правило, не раскрываются. У инвестора возникает вынужденная необходимость доверять конкретной платформе, ее опыту, риск-менеджменту, порядочности и так далее. При этом в случае дефолта сама площадка не несет никаких потерь, кроме репутационных.
- Непрозрачность бизнеса
У заемщика на разных площадках могут быть разные рейтинги, хотя площадки, как и банки, в своей оценке заемщиков используют одни и те же источники информации (отчетность предприятия, выписки по счетам, данные судебных приставов, арбитражных судов и судов общей юрисдикции, информация от бюро кредитных историй, с сайтов госзакупок и так далее). Значительная часть российского малого бизнеса находится в серой зоне и официальная отчетность далеко не отражает реальное положение.
- Асимметрия информации
Платформы определяют объем необходимой к раскрытию информации по своему усмотрению, профильный закон содержит лишь минимальный перечень требований. Возникает дилемма: с одной стороны, платформе нужно предоставить максимально полную информацию инвестору, с другой — не отпугнуть заемщика. Часто бизнес сам не хочет раскрывать более подробную информацию о состоянии своих дел и давать чувствительную для себя информацию для публикации.
Возникает эффект асимметрии: платформа обладает гораздо большим объемом данных, чем инвестор, и упаковывает результат в определенный рейтинг, рассчитанный по собственной системе. А решение и риск остается у инвестора, который обладает значительно меньшим объемом информации о заемщике.
Также заемщику стоить помнить о не менее важных рисках:
- потеря данных платформой, так как пока нет требований об операционной надежности для платформ на законодательном уровне и минимальных требований к софту;
- прекращение деятельности площадки. В случае дефолта или просто ухода с рынка остается открытым вопрос о том, кто будет осуществлять администрирование платежей. В законе не прописано единого механизма действий инвесторов, регулятора и администрации платформы в случае прекращения деятельности, хотя все данные об операциях инвесторов и передаются в банк, в котором открыт номинальный счет платформы;
- процесс взыскания долга. На данный момент большинство платформ берет на себя процесс взыскания при наступлении дефолта заемщика, но были примеры, когда инвесторам приходилось самостоятельно заниматься процессом судебного взыскания. Механизм взыскания и его тарификация регулируется исключительно внутренними документами каждой платформы, требования к нему никак не отражены в профильном законодательстве, у некоторых процесс совсем не регламентируется или регламент не соблюдается. Потенциальному инвестору на это стоит обращать особое внимание до начала инвестирования.
Сейчас рынок активно развивается, становясь более упорядоченным и предсказуемым. Даже с учетом всех вышеперечисленных рисков он по-прежнему является одним из высокодоходных и менее затратных по времени способом инвестирования, а любых проблем можно избежать, если знать об угрозах заранее. Краудлендинг, как и любой другой вид инвестиций, может стать неплохим способом диверсификации вашего портфеля, если помнить главное правило инвестора: никогда не вкладывать последнее.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции.
Источник