- §7. Кодирование информации — Ответы учебник Босова 5 класс информатика
- Кодирование информации. Урок информатики в 5 классе. план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок в 5 классе на тему: «Кодирование информации» (Босова) план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
§7. Кодирование информации — Ответы учебник Босова 5 класс информатика
1. Что вы понимаете под кодированием информации?
2. С какой целью люди кодируют информацию?
1) Чтобы скрыть информацию;
2) Чтобы укоротить данные;
3) Для удобства хранения и передачи.
3. Ребус — это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и других знаков. Попробуйте декодировать сообщение, т.е. разгадать следующий ребус:
Составьте ребус для одного из следующих слов: информация, кодирование, хранение, передача, обработка.
4. Какие знаки используются для представления информации при: а) записи арифметических выражений; б) записи мелодий; в) записи звуков речи; г) оформлении календаря погоды; д) управлении движением транспорта.
5. Зависит ли форма представления информации от носителя информации (бумага, камень, электронный носитель информации)?
6. Выразите словами смысл следующего арифметического выражения: 1+2+3+4+5/10-7=5.
Отношение суммы чисел 1, 2, 3, 4, 5 к разности двух чисел 10 и 7 равно 5.
7. Мальчик заменил каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика?
8. Зная, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой в алфавите русского языка, который считается записанным по кругу (после «Я» идет «А»), декодируйте следующие сообщения:
а) жуцёг льл, г ргмжиыя — дзузёл.
б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш.
а) Друга ищи, а найдешь — береги.
б) Старый друг лучше новых друг.
9. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первой число — номер столбца, а второе — номер строки следующей кодовой таблицы.
Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:
Красив тот, кто красиво поступает.
10. Что такое метод координат? Расскажите о нем. Как метод координат применяется в географии? Где вы встречаетесь с методом координат в быту? Приведите примеры.
11. На координатной плоскости отметьте и подпишите точки со следующими координатами. Соедините точки.
После проверки правильности выполнения задания можно раскрасить полученную картинку цветными карандашами.
12. Игра «Шифровальщик». Выполните действия по следующему плану:
1) на листочке в клетку постройте оси координат и нарисуйте произвольный многоугольник;
2) пронумеруйте его вершины и закодируйте их с помощью координат;
3) задайте порядок соединения вершин;
4) проверьте, не допущена ли вами ошибка при кодировании рисунка;
5) координаты точек и то, в каком порядке их следует соединить, выпишите на отдельный листок;
6) предложите кому-нибудь восстановить ваш рисунок по этому коду;
7) сравните результаты — объясните возможное искажение информации при декодировании.
Источник
Кодирование информации. Урок информатики в 5 классе.
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему
Конспект урока информатики в 5 классе по учебнику Босовой Л.Л.. Код, кодирование, различные виды кодов, различные способы кодирования информации, практические задания, дополнительный материал по теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по теме: Кодирование информации 5 класс | 865.21 КБ |
презентация к уроку в 5 классе Кодирование информации | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА : Загадочный мир кодов
Комбинированный урок в 5 классе. Приёмы: «Корзина идей», творческая рефлексия, практическая работа с взаимопроверкой в парах.
- Сформировать понятие кодирования информации, показав многообразие кодов.
- Научить применять различные способы кодирования информации
Требования к знаниям и умениям:
- Знать понятия кодирование информации, код.
- Знать различные виды кодирования информации
- Знать понятие двоичного кода
- Уметь кодировать сообщение с помощью простейших кодов
Актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний .(5 мин)
Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
На доске (слайде презентации) можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Информация – что мы понимаем под этим словом?
С помощью чего воспринимаем?
Какими свойствами обладает?
Какие действия с ней выполняют?
«Корзина знаний» по теме информация наполняется
Что мы ещё хотим узнать об информации?
Новый материал (10-12 мин)
Даётся понятие кодирования информации, кода.
Даётся представление о различных формах кодирования информации:
- Числовой
- Текстовой
- Музыкальной
- Азбука Морзе
- Кодирование сообщений с помощью флажков
- Кодирование с помощью специальных символов
- Штрих — коды
- QR-коды
- Двоичное кодирование
Виды наук и профессия, связанная с кодированием информации.
Криптография — это наука о том, как обеспечить секретность сообщения.
Криптоанализ — это наука о том, как вскрыть шифрованное сообщение
Шифровальщики — специалисты, занимающиеся шифровкой и расшифровкой.
Практическая часть(15 мин)
Выполняется на отдельных бланках ( можно оформить в соответствии с темой урока) с последующей взаимопроверкой в парах.
Закодируйте с помощью Азбуки Морзе ваше имя и фамилию
Закодируйте способом замены буквы её порядковым номером в алфавите своё имя.
Код Цезаря — замена буквы следующей за ней по алфавиту.
Закодируйте ваше имя и фамилию
Закодируйте с помощью двоичного кода слово «МАМА»,
если м –10001001 а — 10000000
Фраза на некотором иностранном языке
«каля маля» означает «красное солнышко»,
«фаля маля баля» — «большая красная груша»,
«цаля баля» — «большое яблоко».
Как на этом языке записать слова: груша, яблоко, солнышко?
Дополнительные сведения из истории кодирования информации
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся .
Музыкальные, Математические, Технические
Что бы понять – надо договориться.
Всюду могут примениться!
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в загадочный мир кодов.
Придумай свой шифр и закодируй свою фамилию и имя.
Дополнительно: Доклад по теме «История Криптографии»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадочный мир кодов Презентация к уроку информатики в 5 классе
информация Сведения Органы чувств Формы представления свойства действия преобразование ?
Кодирование — это преобразование информации в удобную форму. Код — система условных знаков. Информация одинаковая —- форма разная. 12 – число, записанное арабскими цифрами – число, записанное римскими цифрами – число, записанное вавилонской клинописью Числа кодируются с помощью цифр
Что может означать запись «23 — 18» -для продавца в магазине -для машиниста поезда -для ученика на уроке математики?
КНИГА – русский язык BOOK – английский язык BUCH – немецкий язык LIVRE – французский язык Текст кодируется с помощью букв и знаков препинания Азбука Брайля
Музыку кодируют с помощью нот Кодирование с помощью флажковой азбуки
Радист кодирует сообщение с помощью Азбуки Морзе
Сообщение кодируется с помощью специальных символов
Товар в магазине кодируется с помощью штрих-кода
Три квадрата в углах изображения позволяют нормализовать размер изображения , точки переводятся в двоичные числа QR-коды получили широкое распространение в Японии, их можно было встретить на большом количестве плакатов, упаковок и товаров. Установив программу-распознаватель, абонент сотовой сязи может моментально заносить в свой телефон текстовую информацию, добавлять контакты в адресную книгу, переходить по web-ссылкам, и т. д. QR-код
1000 0001 0101 1010 0010 0100 0101 1010 0101 1010 0010 0100 0101 1010 1000 0001 1100 0000 1100 0001 1100 0010 1111 1110 1 0 1 1 В компьютере информация кодируетсяс помощью 0 и 1 ДВОИЧНЫЙ КОД — МАШИННЫЙ КОД
Восстановите слово, если известно, что при кодировании применялся код Цезаря. МЁОЙОДСБЕ Де кодирование – восстановление текса по коду л
Задание 1 Закодируйте ваше имя с помощью Азбуки Морзе
Закодируйте своё имя способом з амены буквы её порядковым номером в алфавите Задание 2
Задание 3 Код Цезаря — замена буквы следующей за ней по алфавиту . Закодируйте ваше имя с помощью кода Цезаря
Фраза на некотором иностранном языке «каля маля» означает «красное солнышко» , «фаля маля баля» — «большая красная груша» , «цаля баля» — «большое яблоко» . Как на этом языке записать слова: груша, яблоко, солнышко? Задание 5
Кодирование: Коды Древние,Загадочные, Музыкальные,Математические,Технические Что бы понять — договориться. Всюду могут прмениться! Синквейн
Придумай свой шифр и закодируй свою фамилию и имя. Дома:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кодирование информации. Числовая информация. 2 класс
Презентация к уроку «Числовая информация» по учебнику Матвеевой Н.В. 2 класс. Презентация также содержит тест для самопроверки знаний учащихся по теме «Кодирование информации».
Технологическая карта к уроку «Кодирование информации». Информатика 5 класс УМК Босова
С введением ФГОС в 5-9 классах многое в работе учителя меняется. Так привычное для нас поурочное планирование заменяется технологической картой. Сейчас в интернете можно найти много таких карт. Я пред.
Изучение кодирования информации в 7 классе
Игра по информатике по теме «кодирование информации» может использоваться для обобщающего урока или как внекласное мероприятие.
Конспект занятия курса по выбору «Математика + Информатика» по теме «На поиски внеземного разума. Кодирование информации» в 6 классе.
Конспект занятия курса по выбору «Математика + Информатика» по теме «На поиски внеземного разума. Кодирование информации» в 6 классе.
урок по информатике «Кодирование информации». 5-й класс
урок по информатике»Кодирование информации». 5-й класс.
« Кодирование информации» информатика 7 класс НКР перед изучением новой темы
Составление индивидуального учебного маршрута для 1 ученика.
Источник
Урок в 5 классе на тему: «Кодирование информации» (Босова)
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему
Урок в 5 классе на тему: «Кодирование информации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kodirovanie_anopkina_av.docx | 378.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе на тему: «Кодирование информации»
- Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации.
- Отметить роль кодирования информации.
- Научить детей декодировать зашифрованную информацию.
- Научить применять свои знания на практике.
- Воспитывать интерес к предмету.
- Логическое мышление, внимание, память.
- Развивать кругозор детей.
- развитие познавательного интереса
ТИП УРОКА: урок изучения и закрепления новых знаний.
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: лекция, практические задания.
1. Организационный момент.
Сообщение темы, целей и задач урока.
2. Актуализация знаний.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с Вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
- Что такое информация? /Информация — это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)/.
- Какие действия человек совершает с информацией? /Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации./
- Как человек хранит информацию? /Хранение информации в уме — собственная (внутренняя информация) — оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества./
- Какие современные носители информации вам известны? /Магнитные и лазерные диски, флеш-карты — обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)/
3. Изучение новой темы.
История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.
Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.
Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника — человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок — кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок — сообщает учащимся о долгожданной перемене.
Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.
Код — это система условных знаков для представления информации.
Кодирование — формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).
Обратное преобразование называется декодированием.
Ребята, запишите себе в тетрадь, что:
Декодирование — это процесс восстановления содержания закодированной информации.
Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.
Существует три основных способа кодирования информации:
- Графический — с помощью рисунков или значков;
- Числовой — с помощью чисел;
- Символьный — с помощью символов того же алфавита, что и текст.
Код, используемый для общения – русский язык
Код, используемый для оценки знаний в школе – «5», «4», «3», «2»
Код, используемый для кодирования любого музыкального произведения – ноты
Правила дорожного движения кодируются с помощью – дорожных знаках.
Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги.
Шифрование — это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.
Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.
Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск.
Двоичное кодирование — это перевод десятичных чисел в двоичную систему счисления. Вся информация, поступающая в компьютер (винчестер) кодируется числами 1 и 0, это может быть картинка, буквы, числа, так поступающую информацию видит компьютер.
Закрепление новой темы.
Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления. Послушайте условия выполнения работы:
У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания.
Источник