Способ каким выполняется действие это

Способ каким выполняется действие это

Любая деятельность может быть представлена как взаимодействие двигательных актов, регулирования, контроля.

Определение. Приемы деятельности — способы исполнения контроля и регулирования.

К основным приемам деятельности относят навыки, привычки, умения.

1. Навыки. Важнейшим приемом деятельности является навык.

Определение. Навык — автоматизированное действие, сформированное путем многократного повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Навыки образуются на основе упражнений, многократных повторений действий. В результате происходит количественное и качественное преобразование действий. Произвольные действия превращаются в непроизвольные, автоматизированные.

Различают несколько видов навыков : перцептивные, интеллектуальные и двигательные.

Перцептивный навык — это автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.

Интеллектуальный навык — автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи, достижения цели.

Двигательный навык — автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движения с целью его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Формирование навыков может осуществляться двумя методами:

1) методом «проб и ошибок»;

2) через систему сознательных процедур.

Метод «проб и ошибок» малоэффективен, поскольку он требует длительного времени на освоение навыка и не гарантирует его надежного закрепления. Высокоэффективной считается выработка навыка через систему сознательных процедур.

Метод сознательных процедур основывается на понимании. В выработке навыка по этой методике осуществляются четыре этапа :

1) предварительное ознакомление , осмысливание действий, которые выполняются некачественно;

2) подготовительный этап , на котором действие совершается сознательно, но неумело;

3) стандартизирующий этап , на котором происходит частичная автоматизация действий;

4) варьирующий (ситуативный) этап, который характеризуется свободным выполнением действия в разных условиях в автоматическом режиме.

2. Привычка. Близкой навыку по механизмам формирования и характеру осуществления является привычка.

Определение. Привычка — это автоматизированное действие, выполнение которого стало потребностью личности.

Привычка, как и навык, формируется путем многократного повторения, но отличается от него. Навык — это возможность выполнения действия, которое в себе не содержит стимуляции к данному действию. Привычка же предполагает побуждение производить данное действие.

3. Умение. Навык и привычка тесно связаны с умением.

Определение. Умение — это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Умение — основа мастерства. В отличие от привычки, оно создает возможность выполнения действия не только в привычных условиях, но и в изменившейся ситуации.

Источник

Способ каким выполняется действие это

Действие включает в качестве необходимого компонента акт создания в виде постановки и удержания цели. Но действие есть одновременно и акт поведения, так как человек совершает внешние движения в процессе деятельности. Однако в отличие от бихевиоризма, эти движения рассматриваются А.Н.Леонтьевым в неразрывном единстве с сознанием. Таким образом, действие есть единство противоположных сторон:

Надо отметить, что действия диктуются логикой социальной и предметной среды, то есть в своих действиях человек должен учитывать свойства предметов, на которые он воздействует. Например, когда вы включаете телевизор или пользуетесь компьютером, вы соотносите свои действия с устройством этих приборов. Действие может рассматриваться с позиции, что должно быть постигнуто и как это должно быть достигнуто, то есть каким способом. Способ выполнения действия называется операцией. Представим это схематически:

Любое действие осуществляется определенными операциями. Представьте, что вам нужно совершить действие—перемножить два двузначных числа, например 22 и 13. Как вы это будете делать? Кто-то перемножит их в уме, кто-то будет письменно (в столбик), а если под рукой есть калькулятор, то вы воспользуетесь им. Таким образом, это будут три разных операции одного и того же действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия, и когда говорят о ловкости, сноровке («золотые руки»), то это относится именно к уровню операций.

От чего же зависит характер используемых операций, то есть почему в упомянутом выше случае действие умножения можно совершить тремя разными операциями? Операция зависит от условии, в которых она совершается. Под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства (в нашем примере — наличие или отсутствие калькулятора), так и возможности, внутренние средства самого действующего субъекта (кто-то прекрасно считает в уме, а для кого-то необходимо осуществить это на бумаге).

Главное свойство операций состоит в том, что они мало или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают сознательный контроль за их выполнением. Например, когда вы записываете лекцию, то совершаете действие: вы стараетесь понять смысл высказываний преподавателя и зафиксировать это на бумаге. В процессе этого действия вы выполняете операции. Так, написание любого слова состоит из определенных операций: например, чтобы написать букву «а» нужно выполнить овал и крючок. Разумеется, что вы об этом не задумываетесь, вы это делаете автоматически. Отмечу, что граница между действием и операцией очень подвижное действие может переходить в операцию, операция в действие. Например, для первоклассника написание буквы «а» есть действие, так как перед ним стоит цель овладеть способом написания этой буквы. Однако постепенно он все меньше и меньше задумывается над тем, из каких элементов она состоит и как их писать, и действие превращается в операцию. Представим дальше, что вы решили сделать красивую надпись на открытке — очевидно, что все ваше внимание будет направлено, прежде всего, на сам процесс написания. В этом случае операция становится действием.

Источник

Основные способы выполнения действий: умения, навыки и привычки.

Умение — способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык. Умение — владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Также умение — это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Умением называют и самый элементарный уровень выполне­ния действий, и мастерство человека в данном виде деятель­ности. О первокласснике говорят, что он умеет читать. Взрос­лый тоже умеет читать. Между этими «умениями» лежит много­летний путь упражнений, совершенствовании навыков чтения. Это, безусловно, качественно различные умения по их психо­логической структуре. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Эле­ментарные умения — это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение -мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Навык — действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия. Выработка навыка — это процесс, который достигается путем выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется и говорят о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.

Деятельность будет выпол­нена квалифицированно, если человек овладел навыками. На­вык — упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у живот­ных формируется как механизм их приспособления к среде пу­тем проб и ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения дея­тельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, вы­ступают несвязанными. Так, при обучении чтению членение слов на слоги и синтез слогов в осмысленное слово представляют содержание двух различных действий. Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собой задачу разбить слово на час­ти и синтезировать его. Действие превратилось в навык считывать слова в целом, опираясь на отдельные буквы. Лишь встреча­ясь с новым, незнакомым словом, навык уступает место отдель­ным действиям по анализу и синтезу слогового состава слова.

Читайте также:  Цистеин получение химическим способом

В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате вы­работки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опыт­ная. По мере совершенствования навыка письма человек начи­нает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2 —3 корот­ких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьша­ется напряжение при выполнении действия. В результате хорошо отработанных двигательных навыков по­вышается производительность труда, улучшается качество ра­боты и уменьшается утомление человека.

Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двига­тельного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двига­тельный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, ис­полняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая машинистка печатает “слепым” методом.

Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анали­заторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двига­тельным. Зрительный анализатор, а также сознание освобожда­ются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.

Контроль одной чувствующей кинестезической системы пони­жает степень уверенности в правильном выполнении действия, особенно в некоторых видах деятельности. Системой, дублирую­щей контроль за движением во время работы, становится также тактильная чувствительность. Практика показала, что снабжение клавиатуры линотипа (наборная строкоотливная машина) так­тильно различаемыми знаками повышает качество набора.

Привычка— способность живых существ сохранять и воспроизводить ранее приобретённые изменения. Привычки — результат научения и обучения, чаще всего сознательного и целенаправленного, реже — стихийного. Привычки бывают: полезными и вредными, временными и постоянными, индивидуальными и коллективными (общественными). У сознательных существ привычка имеет активный характер: непрерывность или повторение какого-нибудь изменения создаёт стремление самостоятельно воспроизводить его. Физическая привычка обусловливается часто повторяющимися мускульными сокращениями; умственная привычка — повторяющимися ассоциациями; нравственная привычка — повторяющимися действиями.

По механизму образования с навыками тесно связаны привычки. Привычка — потребность совершать действия. Например, ребенок овладел некоторыми гигиеническими навыками: он умеет мыть руки, чистить зубы. Однако этого мало. Важно, чтобы у ребенка выработалась при­вычка всегда мыть руки перед едой, перед сном, после прогулки. Привычка побуждает человека поступать определенным образом. Вот почему привычки имеют исключительное значение в воспи­тании положительных качеств личности. А. С. Макаренко отмечал, что необходимо воспитывать правильные привычки пове­дения. Когда выработана привычка, мы поступаем так потому, что иначе не можем, потому, что так привыкли. Макаренко замечает, что воспитать привычки поведения гораздо труднее, чем воспитывать сознание того, как нужно себя вести.

Если навык, как правило, формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образоваться и без особых усилий со стороны человека. Строгий распорядок дня, пример окружающих, многократное повторение одних и тех же действий приводят к тому, что незаметно для самого себя у человека появляются положительные или отрицательные привычки.

Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же, в от­личие от навыков, требуют осуществления действий. Поэтому в поведении они или полезны, или вредны. Вот почему привычки входят в моральный фонд личности.

Привычки возникают у ребенка в процессе оперирования с предметами, в результате расширения круга общения с людьми. Важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, оказывающие положительное влияние на личность.

Среди привычек, связанных с трудовой деятельностью, не­обходимо отметить полезную привычку заполнять свое время плодотворным трудом и разумным отдыхом.

Таким образом, навыки и привычки представляют собой фун­дамент поведения личности. На основе навыков и привычек формируются черты характера, профессиональная умелость. Хо­рошо отработанные навыки и полезные привычки дают возмож­ность человеку быстрее овладеть новым учебным материалом, новыми видами профессиональной деятельности.

Источник

СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ

СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ (способ глагольного действия, совершаемость, Aktionsart), тип модификации глагольного действия, выраженный определенными словообразовательными средствами (приставками, суффиксами, комбинацией приставки и суффикса или приставки и постфикса). Так, глагол зашуметь представляет собой начинательный способ действия, обозначаемого глаголом шуметь, хаживать – многократный способ действия от глагола ходить, покашливать – прерывисто-смягчительный способ действия от глагола кашлять, а кашлянуть – однократный способ действия от того же глагола и т.д.

Категория способа действия тесно связана с категорией вида. Согласно А.В.Исаченко, вид и способ действия представляют собой различные манифестации одного и того же явления, находящиеся в дополнительном распределении. Поэтому глагол, соотносимый с некоторым исходным глаголом противоположного вида, является либо его видовым коррелятом, либо его регулярной семантической модификацией, т.е. способом действия. Тем самым, отличительным признаком способов глагольного действия оказывается отсутствие у них видовых коррелятов. Эта точка зрения разделяется, однако, не всеми аспектологами. Наиболее веским аргументом против включения признака видовой непарности в определение способа действия является то обстоятельство, что запрет на образование вторичного имперфектива в русском языке почти всегда не абсолютен: так, например, формы накупать или отцветать (несов. к накупить и отцвести) просто нормативны, а формы типа просиживать, отдежуривать, разболеваться или разбаливаться не противоречат русской морфологической системе и постоянно возникают в речи.

В настоящее время более принят подход, согласно которому вид и способ действия рассматриваются как явления разного порядка, хотя и относящиеся к одной и той же понятийной сфере. А именно, вид является грамматической категорией, а способ действия – словообразовательной. При этом, поскольку содержательная сторона у обеих категорий в значительной степени общая (внутренняя структура и способ протекания действия во времени), в принципе один и тот же глагол может оказаться одновременно и видовым коррелятом к некоторому глаголу противоположного вида, и одним из его способов действия – если он одновременно удовлетворяет функциональному критерию видовой коррелятивности (см. ВИД) а кроме того, по своей форме и значению соответствует одному из способов действия. Так, например, глагол понравиться является одновременно видовым коррелятом к нравиться и его начинательным способом действия – в отличие от глагола полюбить, который является лишь способом действия, но не видовым коррелятом к любить. Глаголы типа прыгнуть, кинуть или укусить являются одновременно однократным способом действия к прыгать, кидать и кусать и их видовыми коррелятами. Другими словами, содержательная сторона категории вида и содержательная сторона категории способа действия очень близки; различие же между ними касается функциональной стороны и сводится в конечном счете к тому, что принадлежность к одному из двух видов обязательна для всякого русского глагола, а принадлежность к одному из способов действия – нет. Так, мы можем сказать Он ко мне частенько захаживал (многократный способ действия) – если мы хотим специально выразить в глаголе идею многократности. Но мы можем обозначить ту же ситуацию словами Он ко мне часто заходил, оставив эту идею в глаголе невыраженной.

Большинство способов действия образуется от глаголов несовершенного вида: при помощи присоединения приставки процесс, обозначенный исходным глаголом несовершенного вида, определенным образом ограничивается – количественно или качественно (ср. заговорить ‘кончить говорить’, отговорить = ‘кончить говорить’, проговорить весь вечер, поговорить о погоде, наговорить глупостей, договориться до абсурда и т.п.); сами такие способы действия относятся к совершенному виду – за исключением тех, которые включают в свой формальный показатель имперфективирующий суффикс (хаживать, посматривать, приплясывать). С другой стороны, существуют некоторые способы действия, образуемые от глаголов совершенного вида (напридумать историй; все деревья в саду поперемерзли).

Читайте также:  Способ описания алгоритмов с примерами

К основным способам действия русского глагола относятся следующие.

Начинательные способы действия, среди которых различают инхоативный и ингрессивный. Инхоативный способ действия образуется при помощи приставки за- и принадлежит к числу наиболее продуктивных; он регулярно образуется от обозначений гомогенных ситуаций, не имеющих ни начальной, ни конечной фазы, отличной от срединной, например: зашуметь, зазвенеть, замяукать, засвистеть, забормотать, зашептать, забарабанить, завонять; забелеть, замелькать, заволноваться, засомневаться, закапризничать, заважничать; заходить по комнате, забегать, заплясать, задышать и т.п. Инхоативные глаголы как бы «вырезают» начальный отрезок ситуации, по которому можно идентифицировать всю ситуацию в целом. Поэтому глаголы, от которых образуется этот способ действия, должны описывать относительно «простые» ситуации – такие, которые могут быть идентифицированы на этом небольшом отрезке своего протекания. Так, можно сказать Телефон зазвонил, но не *Она зазвонила по телефону, – поскольку действие «звонить по телефону», в отличие от просто «звонить», не является гомогенным: оно складывается из последовательности разнородных действий, объединенных некоторой целью и через нее осмысляемых. Поэтому большинство глаголов с инхоативным за- обозначают явления, воспринимаемые органами чувств. Важной особенностью глаголов инхоативного способа действия является отсутствие у них вторичных имперфективов. К инхоативным глаголам примыкает некоторое количество глаголов, которые можно было бы назвать несобственно-инхоативными: заболеть, зацвести, закурить, заговорить, запеть, загореться, закипеть, – имеющих, в отличие от собственно инхоативных глаголов, соотносительные формы несовершенного вида (соответственно: заболевать, зацветать, закуривать, заговаривать, запевать, загораться, закипать); эти соотносительные глаголы несовершенного вида имеют значение процесса прохождения начальной фазы. Продуктивность инхоативного способа действия проявляется в обилии новообразований, сделанных по этой модели; ср.: зауважать, запрезирать, заиметь, засобираться домой, запроситься гулять, завсхлипывать и т.п.

Другой тип начинательного значения представлен ингрессивным способом действия, к которому относятся глаголы с приставкой по-. Сюда входят две группы глаголов. С одной стороны, это глаголы, обозначающие направленное движение; в сочетании с приставкой по- они обозначают начало соответствующего движения (а также действие в целом): пойти, побежать, полететь, покатиться, поскакать, помчаться, подуть (о ветре), полить (о дожде), повалить (о снеге), посыпаться и т.п. При этом, если инхоативный способ действия позволяет как бы «увидеть» описываемое действие, представить себе характерный именно для него способ протекания, ингрессивный способ действия лишь указывает на тот факт, что действие началось – и, тем самым, скорее всего осуществится. С другой стороны, к ингрессивному способу действия относится ряд глаголов с приставкой по-, образованных от глаголов восприятия и внутреннего состояния: показаться, почувствовать, почудиться, померещиться, подумать, полюбить, понравиться. Однако все эти глаголы (за исключением полюбить) тоже описывают не только начало состояния, но и сам факт его наличия.

Делимитативный (= ограничительный) способ действия образуется от глаголов, обозначающих непредельные процессы, при помощи приставки по-; глаголы данного способа действия описывают некоторую «порцию» действия, оцениваемую как небольшую и ограниченную временем, в течение которого оно производилось, например: погулять, поездить, пожить, поиграть, полетать, помахать, помолчать, поработать и мн. др. Глаголы делимитативного способа действия имеют тенденцию к превращению в видовой коррелят. Так, глагол поесть, в зависимости от обстоятельств, может выступать и в той и в другой функции, ср.: Поешь пока мое мороженое (делимитативный способ действия) и Ты уже поел? (используется как видовой коррелят глагола есть). Делимитативные глаголы никогда не подвергаются вторичной имперфективации; глаголы типа покашливать, покуривать, погуливать, которые можно принять за вторичные имперфективы к покашлять, покурить, погулять, таковыми не являются: они представляют собой другой способ действия, а именно – прерывисто-смягчительный, формальным показателем которого является комбинация приставки по- с суффиксом —ива-.

Пердуративный (= длительно-ограничительный) способ действия образуется при помощи приставки про- и обозначает действие, которое как будто целиком «заполняет» некоторый промежуток времени. Если мы говорим, что человек проработал тридцать лет на заводе, три года пробездельничал, целый день провалялся в постели или полтора часа проговорил по телефону, мы сообщаем, что прошел названный промежуток времени и он целиком был занят данной деятельностью. Глаголы пердуративного способа действия просидеть, пролежать, простоять подвергаются вторичной имперфективации, ср.: Он каждый день просиживает по десять часов за компьютером, пролеживает до обеда в кровати, простаивает по три часа в очереди. От прочих глаголов пердуративного способа действия образование вторичного имперфектива затруднено.

Финитивный способ действия образуется при помощи приставки от- и обозначает прекращение некоторой деятельности или состояния, делая акцент на том, что ситуация не просто перестала иметь место, но уже и не будет больше иметь места, не может продолжаться: Отговорила роща золотая; Отцвели уж давно хризантемы в саду.

Для финитивных глаголов характерна сочетаемость со словом свое, вводящим в рассмотрение идею некоторого количества действия, «отмеренного» судьбой данному человеку или объекту, ср.: Машина свое отъездила (неважно, попала в аварию или сгнила в гараже, – главное, что больше ездить не будет); Часы свое отходили (сломались, и невозможно починить); Корабль свое отплавал; Я свое отработал, отдежурил, отвоевал, отлюбил, отучился, отмучился и т.д. Финитивные глаголы имеют некоторую экспрессивную окраску и часто содержат оценочный компонент, причем с нефиксированным знаком оценки. Так, предложение Я свое отработал может выражать как сожаление, так и удовольствие по поводу того, что говорящему больше не придется работать. Этот способ действия является весьма продуктивным. Он свободно образуется почти от любых глаголов, обозначающих непредельные гомогенные процессы или состояния. (Присоединяясь к глаголам, обозначающим предельные процессы, приставка от- имеет совсем другое значение, а именно – результативное, представленное в множестве глаголов типа отремонтировать, отколотить, отругать, отрепетировать, отрегулировать и т.п.)

Кумулятивный (= накопительный) способ действия образуется при помощи приставки на- и обозначает «накопление результата» действия: накупить (массу) вещей, наделать (уйму) ошибок; напилить дров, настроить домов, наварить варенья, наобещать с три короба, натворить бед, навыдумывать ; навалило , нападало и т.п. Этот способ действия иногда образуется также от непереходных глаголов: набезобразничать, набедокурить, надышать, напылить У глаголов кумулятивного способа действия, построенных на базе непереходных глаголов неопределенного движения, возникает объект со значением времени или расстояния: наездить, налетать, находить (много часов или километров). Многие глаголы кумулятивного способа действия содержат легкую отрицательную оценку: не просто ‘много’, но, быть может, и ‘слишком много’. Это вносит в значение глаголов данного способа действия оттенок осуждения, иногда едва заметный, а иногда и ярко выраженный, – ср. характерные сочетания с переносным оценочным значением типа наломать дров. Кумулятивный способ действия может образовываться от глаголов как совершенного, так и несовершенного вида: купить (сов.) ® накупить; ломать (несов.) ® наломать; придумать (сов.) ® напридумать; придумывать (несов.) ® напридумывать. К глаголам кумулятивного способа действия может присоединяться приставка по-, образуя глагол кумулятивно-дистрибутивного способа действия, в значение которого иногда входит дополнительный оттенок разнообразия аккумулируемых объектов: понабрать / понабирать , понабить/понабивать . Глаголы кумулятивно-дистрибутивного способа действия содержат тот же пренебрежительный оттенок, что и собственно дистрибутивные, – более того, этот оттенок даже усиливается, ср.: понастроить , понаоткрывать , понавыдумывать , понарожать , понаделать , поназвать , понатаскать и т.д.

Сатуративный способ действия образуется присоединением приставки на- одновременно с возвратной частицей (постфиксом) -ся и указывает на то, что действие производилось до полного насыщения или даже пресыщения: набегаться, нагуляться, накататься, накупаться, наесться, накушаться, напиться, накуриться и т.п. Глаголы данного способа действия часто сопровождаются словами типа вдоволь, всласть, досыта, до изнеможения, до отвала, до посинения, до умопомрачения и т.п. По своему содержанию этот способ действия близок к кумулятивному (и иногда трактуется как его частный случай) – с тем отличием, что в центре внимания оказывается сам субъект. Некоторые из сатуративных глаголов употребляются преимущественно с отрицанием, ср. Он не мог на нее налюбоваться (наглядеться); смотрю не насмотрюсь; на него не напасешься и т.п.

Читайте также:  Лучшие способы продвижения товара

Различные интенсивно-результативные способы действия образуются при помощи комбинации приставок до-, за-, раз- с постфиксом -ся: дозвониться, заиграться, разговориться.

Достигательный способ действия (до-…-ся) указывает на доведение действия до желаемого результата путем приложения больших усилий, с трудом, преодолевая препятствия и т.п., ср.: дозвониться до кого-то по телефону, докопаться до истины, докричаться, достучаться до кого-то, дождаться кого-то или чего-то и т.п. Однако та же модель может использоваться и для выражения в некотором смысле противоположной идеи, обозначая доведение действия до нежелательного и не предполагавшегося заранее результата, ср. докупаться до воспаления легких, допиться до белой горячки/до зеленых чертиков, докуриться до тошноты, доработаться до нервного срыва и т.п.

Глаголы с циркумфиксом за-…-ся образуют способ действия, который иногда называют чрезмерно-длительным и который указывает на то, что действие превысило некоторую меру в своем продолжении, что скорее всего это произошло независимо от воли субъекта (потому что он слишком увлекся этим действием) и, возможно, привело к каким-то отрицательным последствиям. Например: засидеться в гостях, заговориться, заиграться, зачитаться, загуляться, зафилософствоваться, зажиться на этом свете, залежаться. К этому способу действия примыкают глаголы задуматься, заглядеться, засмотреться, заслушаться, замечтаться. Они отличаются тем, что выражают в первую очередь идею увлеченности, «погружения» в некоторое состояние и не акцентируют идею чрезмерной длительности.

Выделяется также группа глаголов эволютивного способа действия с циркумфиксом раз-…-ся, обозначающих конечную фазу постепенного нарастания интенсивности действия и, как следствие, достижение высокой степени реализации некоторого состояния: разболеться, разлениться, разбушеваться, разговориться, разгореться и т.п.

Однократный (= одноактный, семельфактивный) способ действия образуется присоединением суффикса ну- или -ану- и обозначает один «квант» деятельности, описываемой исходным глаголом. Ср. с суффиксом -ну-: глотать – глотнуть, глядеть – глянуть, двигать – двинуть, зевать – зевнуть, качаться – качнуться, кидать – кинуть, колоть – кольнуть, кричать – крикнуть, ругать – ругнуть, сверкать – сверкнуть, швырять – швырнуть, щипать – щипнуть и т.п. Однократный способ действия образуется от глаголов, обозначающих простые физические действия, а также акустические и оптические явления. При этом ситуация, описываемая исходным глаголом, может либо уже и так состоять из этих «квантов» (т.е., например, моргать представляет собой многократное повторение действия моргнуть; такие глаголы называют многофазисными или многоактными), либо быть гомогенной (ср. дуть, глядеть, ругать, пугать, кутить). В последнем случае квантификация создается самим суффиксом -ну-, ср. дунуть, глянуть, ругнуть, пугнуть, кутнуть. Глаголы на -ну-, образованные от глаголов, обозначающих гомогенные процессы (типа мазнуть или глянуть), обычно стилистически окрашены: компоненты ‘быстро’ и ‘сильно’, содержащиеся в значении этого способа действия, преобразуясь в прагматической плоскости в идею «грубой силы» и одновременно представляя действие как совершаемое как бы «походя», создают оттенок некоей цинической развязности, нарочитой вульгарности – ср. в особенности новообразования типа курнуть, спекульнуть, критикнуть, общнуться. Помимо суффикса -ну- для образования однократного способа действия используется также суффикс ану-, менее частотный и с более ярко выраженной экспрессивно-разговорной или даже просторечной окраской, ср. долбануть, драпануть, сказануть, мазануть, психануть, толкануть, трепануть, хвастануть и т.п. Все такие глаголы обозначают однократное действие, производимое резко, с силой и грубо, но при этом о нем говорится с некоторой иронией, говорящий к нему относится как бы «не всерьез».

Смягчительный (= аттенуативный) способ действия образуется присоединением приставок по-, под- и при- от глаголов совершенного вида, уже содержащих приставку: попривыкнуть, поразмяться, поразвлечься, поразмыслить, пообсохнуть, поутихнуть; подзабыть, подвыпить, поднадоесть, поднакопить денег; призадуматься, прилечь, приоткрыть, приотворить, приостановить, приспустить флаг и т.п. Глаголы смягчительного способа действия обозначают ‘делать нечто слегка, не прилагая усилий, недолго’ и выражают несколько снисходительное (но при этом скорее доброжелательное) отношение к самому действию или к его субъекту со стороны говорящего. Глаголы смягчительного способа действия по большей части имеют отчетливо разговорный оттенок.

Многократный (= итеративный, фреквентативный) способ действия образуется при помощи суффиксов ыва-/-ива-, ва-, á-, – тех же, которые используются при имперфективизации, но присоединяемых к глаголам несовершенного вида: ходить – хаживать, сидеть – сиживать, говорить – говаривать, слышать – слыхать и слыхивать, видеть – видать и видывать, есть – едать, пить – пивать, жить – живать, знать – знавать, быть – бывать (ср. при имперфективации: переписать – переписывать, открыть – открывать, начать – начинать). В литературном языке 19 в. многократных глаголов было существенно больше. Хотя почти все существующие в современном языке глаголы этого типа имеют архаическую окраску, нельзя сказать, что эта модель является непродуктивной. В речи довольно часто можно встретить фреквентативы, образованные при помощи суффикса -ыва-/-ива-, например: читать – читывать, лежать – леживать, стоятьстаивать, играть – игрывать, ездить – езживать и т.п.

Прерывисто-смягчительный способ действия образуется путем добавления приставки по-, под- или при- в комбинации с суффиксом -ыва-/-ива- и обозначают ‘делать что-то время от времени и понемногу’. Наиболее продуктивна модель с приставкой по-: покуривать, попивать, погуливать, покашливать, побаливать, похаживать, пощипывать травку, пописывать стишки, пошаливать, поколачивать жену и т.п.

Глаголы, образованные по данной модели, бывают двух типов. Одни обозначают действия, идентифицируемые лишь на больших интервалах. В ответ на вопрос Что он сейчас делает? можно сказать: Пьет вино и курит; Сидит за столом и пишет статью; Лежит в кровати и читает книгу. Но нельзя: попивает и покуривает; посиживает и пописывает; полеживает и почитывает. Другие глаголы, наоборот, обозначают актуальные действия и состояния: покашливать, поблескивать, посапывать, покачиваться. Некоторые глаголы имеют оба типа употребления, ср.: Судья уже посматривает на секундомер и Наш сын уже посматривает на женщин. Несколько реже встречаются приставки под- и при-: подворовывать, подсмеиваться, подшучивать, подпахивать, приторговывать, прихрамывать. Глаголы прерывисто-смягчительного способа действия относятся к несовершенному виду. При этом следует подчеркнуть, что они являются одновидовыми, т.е. не являются имперфективными коррелятами к глаголам делимитативного способа действия: погуливать не образует пару к погулять, посиживать – к посидеть и т.д.

Дистрибутивный (= распределительный) способ действия образуется присоединением приставки пере- или по-; обязательным условием реализации этого значения является множественность объекта или субъекта (в зависимости от переходности глагола). Глаголы дистрибутивного способа действия обозначают действие, затрагивающее все объекты из множества, названного прямым дополнением у переходных глаголов и подлежащим – у непереходных; соответственно, внутри дистрибутивного способа действия различают два подтипа – объектный (перебить всю посуду, перестирать все белье перебывать на всех курортах; пересажать в тюрьмы всех бандитов; переругаться со всеми друзьями; перецеловать всех девушек; позапирать все двери, повыбрасывать весь хлам и т.п.) и субъектный (Все старики в деревне поумирали; Все ее подруги к тому времени уже повыходили замуж). Возможно также употребление обеих приставок сразу (Все животные в зоопарке попередохли; Все яблони за зиму поперемерзли). Глаголы этого класса часто содержат легкий оттенок цинизма, связанный, с тем, что участники события рассматриваются как некое нерасчлененное множество, а само событие при этом – как нечто ординарное. С точки зрения своей морфологической структуры глаголы дистрибутивного способа действия обладают той особенностью, что формирующая данный способ действия приставка может присоединяться к глаголу как совершенного, так и несовершенного вида, ср.: Все старики поумерли/поумирали; Все двери позаперли/позапирали.

Многообразие оттенков, касающихся способа протекания действия и отношения к нему говорящего, выражаемых словообразовательными средствами, является не менее яркой особенностью русской глагольной системы, чем наличие в ней грамматической категории вида. Как пишет А.В.Исаченко, «с точки зрения удельного веса выразительных средств славянского глагола, именно совершаемости, со своей необыкновенно богатой палитрой тонких и тончайших оттенков значения, придают славянскому глаголу ту многогранность и гибкость, которая в кругу европейских языков не знает параллели».

Источник

Оцените статью
Разные способы