Качественный и количественный фон. Способ ареалов
Способ изолиний. Псевдоизолинии
Изолинии – кривые, проходящие на карте по точкам с одинаковыми значениями количественного показателя, характеризующего явление. Изолинии широко используются для характеристики величины (или интенсивности) непрерывных и постепенно изменяющихся в пространстве явлений. Изолинии также применяют для передачи соотношений или процентов (например, соотношение числа бездождных и дождливых дней).
Всякая система изолиний отображает поверхность реальную (например, рельеф местности) или абстрактную (например, поверхность годового слоя осадков). Значения явления между точками измерения интерполируются.
Интервал между изолиниями в принципе желательно сохранять постоянным. Тогда частота изолиний позволяет зрительно судить о направлении быстрейшего горизонтального изменения показателя – горизонтальном градиенте.
В разрывах и на концах изолиний подписывают соответствующие числовые значения. При многоцветном издании часто применяют послойную окраску — промежутки между изолиниями окрашивают различными цветами, изменяют их светлоту и насыщенность или применяют штриховку различного вида и силы для показа пластики явления. Нулевая изолиния обычно при послойной окраске разделяет различные цвета.
Кроме характеристики величины непрерывных и постепенно изменяющихся в пространстве явлений изолинии выполняют на картах и другие разнообразные функции. С их помощью показывают изменение величины непрерывных явлений во времени, время наступления явлений, перемещение явлений.
Иногда изолинии применяют для картографирования явлений, лишенных непрерывности и постепенности изменения, посредством характеристики их концентрации, относящиеся не к определенным точкам, а к площадям клеток какого-либо деления (например, административного). Для построения изолиний величины показателя относят к точкам, располагаемым в геометрических центрах клеток либо выбираемым с учетом особенностей размещения явления в пределах каждой площади (в «центрах тяжести»). Этот способ называется псевдоизолиниями, а поверхности, изображаемые с помощью псевдоизолиний – статистическими поверхностями.
Качественный фон показывает подразделение территории на однородные в качественном отношении участки, выделяемые по тем или иным природным, экономическим или политико-административным признакам. Он используется для характеристики явлений, сплошных на земной поверхности, занимающих на ней значительные площади или имеющих массовое распространение.
Основной путь дифференциации территории – ее подразделение по типам местности в соответствии с принятой классификацией, например, почвенной, ландшафтной и т.п. Классификации могут быть построены на примере одного или нескольких признаков. Другой путь – индивидуальное районирование территории, подразделение ее на неповторяющиеся районы.
Границы участков, выделенных по способу качественного фона, находят либо в процессе полевых съемок и анализа снимков, либо на основании различных картографических и литературных источников.
К графическим средствам этого способа изображений относятся цвет, штриховка, границы, индексы. Для некоторых карт, выполняемых по способу качественного фона, разработана стандартная шкала расцветки.
Способ количественного фона применяют для подразделения (районирования) территории по определенному количественному показателю, для чего карта разграничивается на участки сообразно установленной ступенчатой шкале. При этом используется один из двух путей: 1) предварительное районирование территории (например, по бассейнам рек), определение для каждого территориального подразделения значения картографируемого показателя и, наконец, отнесение подразделений к соответствующим ступеням шкалы; 2) определение значений количественного показателя по всей площади и далее проведение границ участков, относящихся к различным ступеням шкалы.
Ареал – область распространения какого-либо явления. По характеру размещения в пределах своего ареала явление может быть непрерывным или рассеянным.
Различают абсолютные и относительные ареалы. Абсолютным называют ареал, вне которого данное явление не встречается совсем. Относительный ареал охватывает территорию, на которой то же явление обладает определенными свойствами (например, плотность распространения вида животного, достаточная для промысловой охоты).
Для передачи ареалов на картах используются различные приемы: ограничение ареалов сплошной или пунктирной линией определенного рисунка; окрашивание ареала; штриховка ареала; равномерное размещение в пределах ареала штриховых знаков (нередко без указания границы ареала); указание ареала надписью, раскинутой в его пределах; указание ареала отдельным рисунком. Ареалы нередко сопровождаются количественными показателями, выражающими либо суммарную величину явления внутри каждого ареала, иногда в динамике, либо среднюю интенсивность явления в нем.
Некоторые ареалы можно рассматривать как частный случай способов качественного фона или изолиний. В то же время ареалы могут являться объединением группы близко расположенных одинаковых значков.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
КАРТОГРАФИ́ЧЕСКИЕ СПО́СОБЫ ИЗОБРАЖЕ́НИЯ
В книжной версии
Том 13. Москва, 2009, стр. 242
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРТОГРАФИ́ЧЕСКИЕ СПО́ СОБЫ ИЗОБРАЖ Е́НИЯ, системы условных обозначений, применяемые при создании карт, для показа пространственного размещения объектов, явлений, процессов, их сочетаний, связей и развития. В этих целях используются многочисленные и разнообразные картографич. символы, имеющие разл. форму, размер, цвет, его насыщенность, ориентировку и внутр. структуру знака и т. п. Они обобщены и систематизированы в относительно небольшое число основных К. с. и. (см. карту Картографические способы изображения), которое увеличивается на анимационных картах за счёт добавления динамич. переменных: движения, мигания знаков, изменения цвета и т. д. (см. также Картографическая анимация ).
Источник
Презентация 19-го урока курса «Картография» на тему «Способ качественного и количественного фона»
Описание разработки
Задачи:
1. Помочь учащимся сформулировать основные понятия темы: качественный фон, количественный фон.
2. Научить различать виды фонов.
3. Развивать интерес к предмету.
План урока.
I. Вводный организационно-мотивирующий этап.
1.2. Ознакомление с планом работы.
II. Изучение нового материала.
III. Закрепление учебного материала.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
V. Домашнее задание.
II. Изучение нового материала.
1. Способ качественного фона Слайды № 3-7
а) для подразделения территории на группы однородных в качественном отношении участков, выделяемых по тем или иным природным, экономическим или политико-административным признакам;
б) для индивидуального районирования территории — ее дифференциации на целостные, повторяющие районы, например физико-географические, часто описываемые в легенде под собственными названиями (Байкальская озерная котловина, Витимское таежное плоскогорье и т. п.)
Способ используется для характеристики явлений, сплошных на земной поверхности (например, ландшафтов), занимающих на ней значительные площади (например, для лесов) или имеющих массовое распространение (например, для населения). Применение способа качественного фона.
Основной путь выделения групп однородных участков — дифференциация территории по типам местности в соответствии с принятой классификацией, например геоботанической, ландшафтной, сельскохозяйственной и т. п.
В этом случае выбирают классификацию, используемую в соответствующей науке (генетическую, морфологическую, хронологическую и т. д.), далее в соответствии с ней ограничивают на карте однородные участки, после чего однотипные выделы окрашивают в присвоенный данному типу цвет или покрывают установленной штриховкой.
Такие карты называют типологическими. Вообще говоря, в них можно заменять раскраску или штриховку выделов индексами или надписями, но этот прием лишен наглядности.
Содержимое разработки
Тема: способ качественного и количественного фона.
Цель : Создать условия для формирования представления о способах качественного и количественного фона
1. Помочь учащимся сформулировать основные понятия темы: качественный фон, количественный фон
2. Научить различать виды фонов
3. Развивать интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование : компьютер, презентации, интерактивная доска, карточки – задания.
I. Вводный организационно-мотивирующий этап
1.2. Ознакомление с планом работы.
II. Изучение нового материала.
III. Закрепление учебного материала.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
V. Домашнее задание.
II. Изучение нового материала.
для индивидуального районирования территории — ее дифференциации на целостные, повторяющие районы, например физико-географические, часто описываемые в легенде под собственными названиями (Байкальская озерная котловина, Витимское таежное плоскогорье и т. п.)
для подразделения территории на группы однородных в качественном отношении участков, выделяемых по тем или иным природным, экономическим или политико-административным признакам
1. Способ качественного фона
Способ используется для характеристики явлений, сплошных на земной поверхности (например, ландшафтов), занимающих на ней значительные площади (например, для лесов) или имеющих массовое распространение (например, для населения).
Основной путь выделения групп однородных участков — дифференциация территории по типам местности в соответствии с принятой классификацией , например геоботанической, ландшафтной, сельскохозяйственной и т. п.
В этом случае выбирают классификацию, используемую в соответствующей науке (генетическую, морфологическую, хронологическую и т. д.), далее в соответствии с ней ограничивают на карте однородные участки, после чего однотипные выделы окрашивают в присвоенный данному типу цвет или покрывают установленной штриховкой .
Такие карты называют типологическими. Вообще говоря, в них можно заменять раскраску или штриховку выделов индексами или надписями, но этот прием лишен наглядности.
Применение способа качественного фона:
1 — торфяно-глеевые почвы;
2 — торфянисто-глеевые в комплексе с торфяно-глеевыми;
3 — пойменные дерновые;
7 — подзолы элювиально-гумусовые;
Дело осложняется, когда смена одного типа другим происходит постепенно через переходную зону, с чем, например, можно встретиться при картографировании размещения народов.
Указание линейных границ может скрыть постепенность смены этнического состава населения. Выход находят в использовании для переходной зоны чересполосной (см.рис. 18.2) или «шашечной» окраски; варьируя ширину полос или размеры шашек, можно передавать различные соотношения в зонах перекрытия.
Изображение перекрытия или взаимопроникновения явлений, картографируемых способом качест венного фона (по карте «Народы Северной Индии и Непала» из Атласа народов мира, 1964): 1-бхилы; 2 –
Участки поверхности с крутизной:
раджастанцы; 3 – хиндиязычные
народы Северной Индии (хиндустанцы)
Широкое использование красок приводит к тому, что способ качественного фона иногда называют способом «цветного фона», хотя этот термин неудачен, так как фоновая окраска употребляется и в других способах (например, может сопровождать изолинии).
В способе качественного фона цветные фоны нередко заменяются одноцветными штриховками (системами штрихов), отличающимися друг от друга рисунком и степенью затемнения фона карты или различного вида штриховыми значками.
Две цветные системы качественного фона не могут перекрывать друг друга. Но можно совмещать фоновую расцветку со штриховками и соединять, таким образом, на одной карте две и даже три системы качественного фона
2. Способ количественного фона
(дифференциации) территории по определенному количественному показателю, например модулю стока, густоте и глубине расчленения рельефа, или комплексу показателей, например, характеризующих уровень экономического развития территорий.
Применение способа количественного фона для характеристики преобладающих углов наклона земной
При количественном способе обычно используют один из двух путей картографирования:
определение значений количественного показателя (например, крутизны склонов) по всей площади карты и далее проведение границ участков, относящихся к различным ступеням шкалы — крутизны скатов (см. рис. 18.3), густоты расчленения рельефа и т. д.
предварительное деление (районирование) территории по надлежаще выбранному основанию (например, по бассейнам рек, зонам деятельности школ, больниц и т. п.), определение для каждого территориального подразделения значения картографируемого показателя (например, модуля стока, степени обеспечения населения школьной или больничной сетью и т. д.) или комплекса показателей и, наконец, отнесение подразделений к соответствующим ступеням шкалы (или классам комплекса количественных характеристик);
1 путь картографирования способа количественного фона
Предварительное деление (районирование) территории по надлежаще выбранному основанию ( например, по бассейнам рек, зонам деятельности школ, больниц и т. п.)
Определение для каждого территориального подразделения значения картографируемого показателя (например, модуля стока, степени обеспечения населения школьной или больничной сетью и т. д.) или комплекса показателей
Отнесение подразделений к соответствующим ступеням шкалы (или классам комплекса количественных характеристик);
2 путь картографирования способа количественного фона
Определение значений количественного показателя (например, крутизны склонов) по всей площади карты
Проведение границ участков, относящихся к различным ступеням шкалы — крутизны скатов, густоты расчленения рельефа и т. д.
III. Закрепление учебного материала.
Задание 1. Заполните схему.
Перейдите на следующий слайд и вы узнаете правильный ответ.
Применение способа качественного фона
Для подразделения территории на группы однородных участков
Для индивидуального районирования территории
Задание 2. Разгадайте ребус и назовите основной путь выделения групп однородных участков.
Задание 3. Чем отличаются способы качественного фона?
Задание 4. Заполните схему.
Перейдите на следующий слайд и вы узнаете правильный ответ.
Пути картографирования при способе количественного фона
Пути картографирования при способе количественного фона
Определение значений количественного показателя (например, крутизны склонов) по всей площади карты
Предварительное деление территории по надлежаще выбранному основанию
Задание 5. Охарактеризуйте 1 путь картографирования при способе количественного фона
1 путь картографирования
1 путь картографирования способа количественного фона
Предварительное деление (районирование) территории по надлежаще выбранному основанию ( например, по бассейнам рек, зонам деятельности школ, больниц и т. п.)
Определение для каждого территориального подразделения значения картографируемого показателя (например, модуля стока, степени обеспечения населения школьной или больничной сетью и т. д.) или комплекса показателей
Отнесение подразделений к соответствующим ступеням шкалы (или классам комплекса количественных характеристик);
Задание 6. Охарактеризуйте 2 путь картографирования при способе количественного фона
2 путь картографирования
2 путь картографирования способа количественного фона
Определение значений количественного показателя (например, крутизны склонов) по всей площади карты
Проведение границ участков, относящихся к различным ступеням шкалы — крутизны скатов, густоты расчленения рельефа и т. д.
V. Домашнее задание.
1. Возможно ли сочетание количественного и качественного фонов. Приведите примеры
2. По картам атласов 8 – 9 классы, установите, на каких картах были использованы качественный и количественный фоны.
Источник