- Способ качественного фона
- Конспект и презентация 19 урока элективного курса. Тема урока: Способ качественного и количественного фона
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Способ качественного фона
Способ качественного фона используется для передачи явлений, имеющих сплошное или массовое распространение, и показывает качественное подразделение территории (районирование) на однородные участки по тем или иным природным или социально-экономическим признакам (рис.5.12).
Однотипные участки закрашивают в принятый для данного типа цвет или покрывают установленной штриховкой, либо заполняют значками определенного вида или размещают надписи по территории карты в границах выделенных участков (например, название народов). Для улучшения читаемости карт могут применяться индексы (буквы) или цифры, особенно если выделенных участков много и среди них есть типологически повторяющиеся. Наиболее наглядными из всех изобразительных средств способа качественного фона являются краски, поэтому иногда этот способ называют способом «цветного фона», хотя это название неудачно, так как цветной фон может быть использован многими методами.
Рис. 5.12 Способ качественного фона. Почвы Беларуси
(по Г.Медведеву,И.Смеяну, И.Соловьеву):
1-дерново-карбонатные; 2-дерново-палево-подзолистые; 3-дерново-подзолистые с белесоватым подзолистым горизонтом; 4-дерново-подзолистые с контактным осветленным горизонтом; 5-дерново-подзолистые,оглеенные внизу; 6-дерново-подзолистые заболоченные; 7-дерновые и дерново-карбонатные заболоченные; 8-пойменно-дерново-болотные; 9-торфяно-болотные низинные;10-торфяно-болотные верховые; 11-пойменные торфяно-болотные
Для изображения на карте явления по какому-либо признаку вначале разрабатывается классификация, согласно которому картографируемая территория делится на однородные участки. Для некоторых карт, например геологических, почвенных, разработаны типовые классификации, шкалы для раскраски и индексы. Разработка классификаций является весьма ответственной задачей, от выбора классификации может быть различное отображение картографируемого явления.
Способ качественного фона может применяться только при условии распространения картографируемого явления по всей изображаемой на карте территории (повсеместность распространения). Например, этим способом можно отобразить климатические зоны земного шара, так как комплекс явлений, характеризующих климат (температура, осадки и т.п.) наблюдаются в любом месте земной поверхности. Но методом качественного фона нельзя показать распространение какого-либо отдельного вида животных или растений, размещение отдельного вида полезных ископаемых, в общем, все те явления, которые не имеют повсеместного распространения. Способ качественного фона неприемлем при картографировании явлений, которые хотя и распространены по всей изображаемой на карте территории, но различаются в этих пределах лишь по количественным показателям. Например, невозможно составить карту осадков, пользуясь способом качественного фона, хотя осадки имеют сплошное распространение по территории.
Качественные различия можно выделять по одному признаку, как, например, на политико-административных картах, где в основу деления положена административная принадлежность отдельных участков территории или характеристика населения по национальной принадлежности. Но гораздо чаще качественные различия (районирование) производится по совокупности многих показателей (составление ландшафтных, климатических карт, карт специализации сельского хозяйства).
Способ качественного фона широко применяется на картах природы (геологические, почвенные, геоботанические, физико-географического районирования и др.) и некоторых социально-экономических картах (сельскохозяйственное и другое районирование).
При составлении карт способом качественного фона границы участков наносятся либо на основе различных картографических и литературных источников, по аэроснимкам или на основе наблюдений и измерений в натуре, то есть в процессе полевых съемок (почвенных, геологических и т.д.). На одних картах четко разграничиваются качественные различия между картографическими объектами (например, границы политико-административного деления), на других, где смена одного типа другим происходит постепенно через переходную полосу (например, при картографировании народов), применяют чересполосную («шахматную») окраску, при которой посредством изменения ширины полос или размера шашек можно передать соотношение величин картографируемых явлений в переходной полосе (рис. 5.13).
Рис. 5.13 Изображение перекрытия или
Преимущества способа качественного фона: легко сочетается с другими способами, т.к. при использовании прозрачных красок, все остальные графические построения карты читаются почти так же, как и выполненные на листе чистой бумаги; на одной карте можно показать много явлений, используя для этого цвет, штриховку, индексы или оцифровку, а также, размещенные по территории карты (например, название народов).
Использование качественного фона при картографировании явлений рассредоточенных на больших площадях, но малых по количественной величине (например, на карте народов СНГ, малые народности – эвенки, ханты и др.) и явлений, сосредоточенных на меньших площадях (например, украинцы, белорусы и др.) может привести к зрительной переоценке «удельного веса» малых народностей в населении СНГ. В этих случаях следует применять сильные (для отображения украинцев и белорусов) изобразительные средства (различную насыщенность цвета).
Источник
Конспект и презентация 19 урока элективного курса. Тема урока: Способ качественного и количественного фона
Выбранный для просмотра документ Презентация урок 19.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок 19 Тема: способ качественного и количественного фона.
Цель: Создать условия для формирования представления о способах качественного и количественного фона Задачи: 1. Помочь учащимся сформулировать основные понятия темы: качественный фон, количественный фон 2. Научить различать виды фонов 3. Развивать интерес к предмету. Тип урока: урок изучения нового материала Оборудование: компьютер, презентации, интерактивная доска, карточки – задания. Ход урока: I. Вводный организационно-мотивирующий этап 1.1. Приветствие 1.2. Ознакомление с планом работы. 1.3. Целеполагание II. Изучение нового материала. III. Закрепление учебного материала. IV. Подведение итогов. Рефлексия. V. Домашнее задание.
Способ используется для характеристики явлений, сплошных на земной поверхности (например, ландшафтов), занимающих на ней значительные площади (например, для лесов) или имеющих массовое распространение (например, для населения). II. Изучение нового материала. 1. Способ качественного фона применяют: для подразделения территории на группы однородных в качественном отношении участков, выделяемых по тем или иным природным, экономическим или политико-административным признакам для индивидуального районирования территории — ее дифференциации на целостные, повторяющие районы, например физико-географические, часто описываемые в легенде под собственными названиями (Байкальская озерная котловина, Витимское таежное плоскогорье и т. п.)
В этом случае выбирают классификацию, используемую в соответствующей науке (генетическую, морфологическую, хронологическую и т. д.), далее в соответствии с ней ограничивают на карте однородные участки, после чего однотипные выделы окрашивают в присвоенный данному типу цвет или покрывают установленной штриховкой . Такие карты называют типологическими. Вообще говоря, в них можно заменять раскраску или штриховку выделов индексами или надписями, но этот прием лишен наглядности. Применение способа качественного фона: 1 — торфяно-глеевые почвы; 2 — торфянисто-глеевые в комплексе с торфяно-глеевыми; 3 — пойменные дерновые; 4 — таежно-поверхностно-глеевые; 5 — таежно-поверхностно-глееватые; б — охристо-элювиально-глеевые; 7 — подзолы элювиально-гумусовые; 8 — дерново-слабоподзолистые Основной путь выделения групп однородных участков — дифференциация территории по типам местности в соответствии с принятой классификацией, например геоботанической, ландшафтной, сельскохозяйственной и т. п.
Дело осложняется, когда смена одного типа другим происходит постепенно через переходную зону, с чем, например, можно встретиться при картографировании размещения народов. Указание линейных границ может скрыть постепенность смены этнического состава населения. Выход находят в использовании для переходной зоны чересполосной (см.рис. 18.2) или «шашечной» окраски; варьируя ширину полос или размеры шашек, можно передавать различные соотношения в зонах перекрытия. Изображение перекрытия или взаимопроникновения явлений, картографируемых способом качест венного фона (по карте «Народы Северной Индии и Непала» из Атласа народов мира, 1964): 1-бхилы; 2 – Участки поверхности с крутизной: раджастанцы; 3 – хиндиязычные народы Северной Индии (хиндустанцы)
Широкое использование красок приводит к тому, что способ качественного фона иногда называют способом «цветного фона», хотя этот термин неудачен, так как фоновая окраска употребляется и в других способах (например, может сопровождать изолинии). В способе качественного фона цветные фоны нередко заменяются одноцветными штриховками (системами штрихов), отличающимися друг от друга рисунком и степенью затемнения фона карты или различного вида штриховыми значками.
Две цветные системы качественного фона не могут перекрывать друг друга. Но можно совмещать фоновую расцветку со штриховками и соединять, таким образом, на одной карте две и даже три системы качественного фона
Применение способа количественного фона для характеристики преобладающих углов наклона земной 2. Способ количественного фона применяют для (дифференциации) территории по определенному количественному показателю, например модулю стока, густоте и глубине расчленения рельефа, или комплексу показателей, например, характеризующих уровень экономического развития территорий.
предварительное деление (районирование) территории по надлежаще выбранному основанию (например, по бассейнам рек, зонам деятельности школ, больниц и т. п.), определение для каждого территориального подразделения значения картографируемого показателя (например, модуля стока, степени обеспечения населения школьной или больничной сетью и т. д.) или комплекса показателей и, наконец, отнесение подразделений к соответствующим ступеням шкалы (или классам комплекса количественных характеристик); При количественном способе обычно используют один из двух путей картографирования: Первый Второй определение значений количественного показателя (например, крутизны склонов) по всей площади карты и далее проведение границ участков, относящихся к различным ступеням шкалы — крутизны скатов (см. рис. 18.3), густоты расчленения рельефа и т. д.
1 путь картографирования способа количественного фона Предварительное деление (районирование) территории по надлежаще выбранному основанию (например, по бассейнам рек, зонам деятельности школ, больниц и т. п.) Определение для каждого территориального подразделения значения картографируемого показателя (например, модуля стока, степени обеспечения населения школьной или больничной сетью и т. д.) или комплекса показателей Отнесение подразделений к соответствующим ступеням шкалы (или классам комплекса количественных характеристик);
2 путь картографирования способа количественного фона Определение значений количественного показателя (например, крутизны склонов) по всей площади карты Проведение границ участков, относящихся к различным ступеням шкалы — крутизны скатов, густоты расчленения рельефа и т. д.
Задание 1. Заполните схему. Перейдите на следующий слайд и вы узнаете правильный ответ. Применение способа качественного фона ? ? III. Закрепление учебного материала.
Схема. Применение способа качественного фона Для подразделения территории на группы однородных участков Для индивидуального районирования территории
Задание 2. Разгадайте ребус и назовите основной путь выделения групп однородных участков. и ф 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 п
Задание 3. Чем отличаются способы качественного фона?
Задание 4. Заполните схему. Перейдите на следующий слайд и вы узнаете правильный ответ. Пути картографирования при способе количественного фона ? ?
Пути картографирования при способе количественного фона Предварительное деление территории по надлежаще выбранному основанию Определение значений количественного показателя (например, крутизны склонов) по всей площади карты
Задание 5. Охарактеризуйте 1 путь картографирования при способе количественного фона 1 путь картографирования
1 путь картографирования способа количественного фона Предварительное деление (районирование) территории по надлежаще выбранному основанию (например, по бассейнам рек, зонам деятельности школ, больниц и т. п.) Определение для каждого территориального подразделения значения картографируемого показателя (например, модуля стока, степени обеспечения населения школьной или больничной сетью и т. д.) или комплекса показателей Отнесение подразделений к соответствующим ступеням шкалы (или классам комплекса количественных характеристик);
2 путь картографирования Задание 6. Охарактеризуйте 2 путь картографирования при способе количественного фона
2 путь картографирования способа количественного фона Определение значений количественного показателя (например, крутизны склонов) по всей площади карты Проведение границ участков, относящихся к различным ступеням шкалы — крутизны скатов, густоты расчленения рельефа и т. д.
1. Возможно ли сочетание количественного и качественного фонов. Приведите примеры 2. По картам атласов 8 – 9 классы, установите, на каких картах были использованы качественный и количественный фоны. V. Домашнее задание.
Выбранный для просмотра документ урок 19.docx
Тема: Способ качественного и количественного фона. Слайд № 1
Цель : Создать условия для формирования представления о способах качественного и количественного фона. Слайд № 2
1. Помочь учащимся сформулировать основные понятия темы: качественный фон, количественный фон
2. Научить различать виды фонов
3. Развивать интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование : компьютер, презентации, интерактивная доска, карточки – задания.
I. Вводный организационно-мотивирующий этап
1.2. Ознакомление с планом работы.
II. Изучение нового материала.
Способ качественного фона Слайды № 3 -7
а) для подразделения территории на группы однородных в качественном отношении участков, выделяемых по тем или иным природным, экономическим или политико-административным признакам;
б) для индивидуального районирования территории — ее дифференциации на целостные, повторяющие районы, например физико-географические, часто описываемые в легенде под собственными названиями (Байкальская озерная котловина, Витимское таежное плоскогорье и т. п.)
Способ используется для характеристики явлений, сплошных на земной поверхности (например, ландшафтов), занимающих на ней значительные площади (например, для лесов) или имеющих массовое распространение (например, для населения). Применение способа качественного фона
Основной путь выделения групп однородных участков — дифференциация территории по типам местности в соответствии с принятой классификацией, например геоботанической, ландшафтной, сельскохозяйственной и т. п.
В этом случае выбирают классификацию, используемую в соответствующей науке (генетическую, морфологическую, хронологическую и т. д.), далее в соответствии с ней ограничивают на карте однородные участки, после чего однотипные выделы окрашивают в присвоенный данному типу цвет или покрывают установленной штриховкой .
Такие карты называют типологическими. Вообще говоря, в них можно заменять раскраску или штриховку выделов индексами или надписями, но этот прием лишен наглядности.
Способ количественного фона. Слайды № 8-11
Способ количественного фона применяют для подразделения (дифференциации) территории по определенному количественному показателю, например модулю стока, густоте и глубине расчленения рельефа, или комплексу показателей, например, характеризующих уровень экономического развития территорий.
При этом способе обычно используют один из двух путей картографирования:
1) предварительное деление (районирование) территории по надлежаще выбранному основанию (например, по бассейнам рек, зонам деятельности школ, больниц и т. п.), определение для каждого территориального подразделения значения картографируемого показателя (например, модуля стока, степени обеспечения населения школьной или больничной сетью и т. д.) или комплекса показателей и, наконец, отнесение подразделений к соответствующим ступеням шкалы (или классам комплекса количественных характеристик);
2) определение значений количественного показателя (например, крутизны склонов) по всей площади карты и далее проведение границ участков, относящихся к различным ступеням шкалы — крутизны скатов (см. рис. 18.3), густоты расчленения рельефа и т. д.
III. Закрепление учебного материала.
Задание 1. Заполните схему. Слайды № 12-13
Задание 2. Разгадайте ребус и назовите основной путь выделения групп однородных участков. Слайд № 14
Задание 3. Чем отличаются способы качественного фона? Слайд № 15
Задание 4. Заполните схему. Перейдите на следующий слайд и вы узнаете правильный ответ. Слайды № 16-17
Задание 5, 6. Дайте краткую характеристику путям картографирования при способе количественного фона. Слайды № 18-21
IV. Подведение итогов. Рефлексия. Слайд № 22
V. Домашнее задание. Слайд № 23
1. Возможно ли сочетание количественного и качесвтенного фонов. Приведите примеры
2. По картам атласов 8 – 9 классы, установите, на каких картах были использованы качественный и количественный фоны.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 797 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 197 человек из 61 региона
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 606 человек из 78 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цель: Создать условия для формирования представления о способах качественного и количественного фона. Слайд № 2
1. Помочь учащимся сформулировать основные понятия темы: качественный фон, количественный фон
2. Научить различать виды фонов
3. Развивать интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер, презентации, интерактивная доска, карточки – задания.
I. Вводный организационно-мотивирующий этап
1.2. Ознакомление с планом работы.
II. Изучение нового материала.
- 1.Способ качественного фона Слайды № 3-7
- Применяют:
- а) для подразделения территории на группы однородных в качественном отношении участков, выделяемых по тем или иным природным, экономическим или политико-административным признакам;
- б) для индивидуального районирования территории — ее дифференциации на целостные, повторяющие районы, например физико-географические, часто описываемые в легенде под собственными названиями (Байкальская озерная котловина, Витимское таежное плоскогорье и т. п.)
Способ используется для характеристики явлений, сплошных на земной поверхности (например, ландшафтов), занимающих на ней значительные площади (например, для лесов) или имеющих массовое распространение (например, для населения). Применение способа качественного фона
Основной путь выделения групп однородных участков — дифференциация территории по типам местности в соответствии с принятой классификацией, например геоботанической, ландшафтной, сельскохозяйственной и т. п.
В этом случае выбирают классификацию, используемую в соответствующей науке (генетическую, морфологическую, хронологическую и т. д.), далее в соответствии с ней ограничивают на карте однородные участки, после чего однотипные выделы окрашивают в присвоенный данному типу цвет или покрывают установленной штриховкой .
Такие карты называют типологическими. Вообще говоря, в них можно заменять раскраску или штриховку выделов индексами или надписями, но этот прием лишен наглядности.
- 2.Способ количественного фона. Слайды № 8-11
Способ количественного фона применяют для подразделения (дифференциации) территории по определенному количественному показателю, например модулю стока, густоте и глубине расчленения рельефа, или комплексу показателей, например, характеризующих уровень экономического развития территорий.
При этом способе обычно используют один из двух путей картографирования:
1) предварительное деление (районирование) территории по надлежаще выбранному основанию (например, по бассейнам рек, зонам деятельности школ, больниц и т. п.), определение для каждого территориального подразделения значения картографируемого показателя (например, модуля стока, степени обеспечения населения школьной или больничной сетью и т. д.) или комплекса показателей и, наконец, отнесение подразделений к соответствующим ступеням шкалы (или классам комплекса количественных характеристик);
2) определение значений количественного показателя (например, крутизны склонов) по всей площади карты и далее проведение границ участков, относящихся к различным ступеням шкалы — крутизны скатов (см. рис. 18.3), густоты расчленения рельефа и т. д.
III. Закрепление учебного материала.
Задание 1. Заполните схему. Слайды № 12-13
Задание 2. Разгадайте ребус и назовите основной путь выделения групп однородных участков. Слайд № 14
Задание 3. Чем отличаются способы качественного фона? Слайд № 15
Задание 4. Заполните схему. Перейдите на следующий слайд и вы узнаете правильный ответ. Слайды № 16-17
Задание 5, 6. Дайте краткую характеристику путям картографирования при способе количественного фона. Слайды № 18-21
IV. Подведение итогов. Рефлексия. Слайд № 22
V. Домашнее задание. Слайд № 23
1. Возможно ли сочетание количественного и качесвтенного фонов. Приведите примеры
2. По картам атласов 8 – 9 классы, установите, на каких картах были использованы качественный и количественный фоны.
Источник