Способ изучения природы сравнение
Код ОГЭ: 1.1. … Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Живая природа является системой, компоненты которой можно расположить в строгом порядке: от низших к высшим. Данный принцип организации позволяет выделить в живой природе отдельные уровни и дает комплексное представление о жизни как о природном явлении. Живая природа является сложной, многокомпонентной и строго упорядоченной системой.
В настоящее время выделяют 5 основных уровней организации живой материи:
- клеточный;
- организменный;
- популяционно-видовой;
- биогеоценотический;
- биосферный.
Методы изучения живых объектов: описательный, сравнительный, исторический и экспериментальный.
Описательный метод широко применялся ещё учёными древности, которые занимались сбором фактического материала и его описанием. В основе этого метода лежит наблюдение. Практически до XVIII в. биологи в основном занимались изучением и описанием животных и растений, делали попытки первичной систематизации накопленного материала.
Сравнительный метод стал применяться в XVII в. и позволил выявлять сходства и различия между организмами и их частями. Использование сравнительного метода позволило получить данные, необходимые для систематизации растений и животных. В XIX в. метод был использован при разработке клеточной теории и обосновании теории эволюции.
Исторический метод помогает осмыслить полученные факты, сопоставить их с ранее известными результатами. Этот метод стал широко применяться во второй половине XIX в. благодаря работам Ч. Дарвина, который с его помощью научно обосновал закономерности появления и развития организмов, становления их структур и функций во времени и пространстве.
Благодаря появлению в XX в. новых приборов для проведения биологических исследований ведущим в биологии стал экспериментальный метод. Широко применять в биологии этот метод стали лишь с начала XIX в., прежде всего при изучении физиологических процессов. Экспериментальный метод позволяет изучать то или иное явление жизни с помощью опыта. Большой вклад в утверждение экспериментального метода в биологии внёс Г. Мендель. Он, изучая наследственность и изменчивость организмов, впервые использовал биологический эксперимент не только для получения данных об изучаемых явлениях, но и для проверки гипотезы, формулируемой на основании получаемых результатов.
Наблюдение — целенаправленное выявление объектов и закономерностей в естественных условиях;
Описание — фиксация сведений об объекте средствами естественного или искусственного языка (в биологии сформированы научные понятия, обозначаемые специальными терминами);
Измерение — сравнение объекта по каким-либо свойствам с эталоном (с граммом, с метром и др.);
Биологический эксперимент — выявление свойств живых объектов в искусственно созданных условиях.
Современное научное исследование
Сначала на основании собранных фактов учёным формулируется проблема исследования. Для её решения выдвигаются гипотезы, каждая из которых проверяется экспериментально, путём применения соответствующих методов исследования, в процессе чего могут быть получены новые научные факты. Если эти факты противоречат выдвинутой гипотезе, то она отвергается. Если же гипотеза согласуется с полученными фактами и позволяет делать верные прогнозы, то она может стать теорией. Некоторые теории устанавливают связи между различными явлениями. Это правила и законы. Из правил возможны исключения, а законы действуют всегда.
В биологических исследованиях всё шире применяют моделирование, которое считают высшей формой эксперимента. Так, ведутся активные работы по компьютерному моделированию важнейших биологических процессов, основных направлений эволюции, развития экосистем или даже всей биосферы (например, в случае глобальных климатических или техногенных изменений).
В настоящее время в биологии широко применяют различные виды микроскопии (в том числе электронную), биохимические методы, разнообразные методы культивирования и прижизненного наблюдения культур клеток, тканей и органов, метод меченых атомов, рентгеноструктурный анализ, ультрацентрифугирование, хроматографию и т. д.
Это конспект по биологии «Методы изучения живых объектов». Выберите дальнейшие действия:
Источник
Биология в лицее
Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ
Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation
Наблюдение — это один из способов изучения природы.
Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за играющим щенком, рыбками в аквариуме, за другими людьми. Например, во время урока учитель в классе наблюдает за учениками, а ученики — за учителем.
Наблюдение за очень мелкими или удалёнными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, микроскопа, бинокуляра, бинокля, телескопа.
Эксперимент, или опыт, — один из методов изучения природы.
Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка как раз и означает «опыт», «проба».
При проведении опыта исследователь воспроизводит в лаборатории то или иное природное явление. При этом он внимательно следит за тем, как оно происходит. Если необходимо, исследователь повторяет один и тот же опыт много раз.
Эксперимент отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.
С помощью эксперимента было выяснено, что осьминоги могут использовать подручные предметы (камешки, палочки, обломки кораллов) для того, чтобы достать пищу из сосудов с узким горлышком.
Измерение — один из способов изучения природы.
Измерить можно, к примеру, размер и массу животного, его температуру и скорость передвижения, можно подсчитать количество семян у растения.
Для измерений часто используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер или часы и др.
Биологам нередко нужно знать численность животных того или иного вида на какой-нибудь территории. Чтобы это определить, подсчитывают, сколько раз встретились животные, их следы, норы или гнёзда на определённом участке. Численность птиц определяют весной по их голосам.
Проведите эксперимент
Источник
Конспект урока «Методы изучения природы»
Тема: Методы изучения природы (Слайд 1)
Цель: рассмотреть и описать основные методы изучения природы.
Образовательная: расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы .
Развивающая: развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой .
Воспитательная: научить применять теоретические знания на практике .
Новые термины и понятия: метод, наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
Оборудование урока: проектор, экран, компьютер, классная доска, учебник.
1. Организационный момент (2-3 мин.)
2. Проверка домашнего задания:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Изучение нового материала:
( Слайд 2) Ме́тод ( от греческого «способ») —систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. (Слайд 3)
(Слайд 4) Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
Метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов.
Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.
Английский учений Ч.Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.
Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.
Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте.
Вопрос: Какие приборы помогают человеку вести наблюдения? (микроскоп, лупа, телескоп)
(Слайд 5) Эксперимент ( опыт) — это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления. Эксперимент наиболее сложный метод познания природы, и осуществляется он по определенному плану.
План опыта:
1 Определить цель.
2. Выдвинуть предположение , гипотезу.
3. Составить план проведения опыта, эксперимента.
4. Подобрать оборудование
5. провести опыт, эксперимент, наблюдение.
6. Сделать записи, рисунки.
7 Записать свои наблюдения и сделать выводы.
8. Объяснить наблюдение на основе теоретических знаний.
9. Обдумать возможное применение полученных знаний на практике.
(Слайд 6) Измерение — совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой за единицу, хранящуюся в техническом средстве.
Очень часто при изучении природы применяют еще один метод — измерение . Измеряют, к примеру, размеры и массу тел, их температуру, скорость движения, время протекания определенных явлений. Для этого используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер или часы и др. Биологам нередко нужно знать численность животных того или иного вида на какой-нибудь территории. Чтобы это определить, подсчитывают, сколько раз встретились животные, их следы, норы или гнезда на определенном участке. Численность птиц определяют весной по их голосам.
(Слайд 7) Оборудование для научных исследований
Приборы для наблюдения
(Слайд 8) Лабораторное оборудование
А теперь давайте попробуем ответить на вопрос:
Сколько длился самый долгий эксперимент в истории? (27 лет)
Наука не имела бы никакого смысла, если бы состояла только из теоретических выкладок. Иногда нужно проверять теорию на практике. Самый старый в истории эксперимент стартовал в 1927 году (85 лет назад), когда профессор Квинслендского университета (Австралия) Томас Парнелл ( Thomas Parnell ) решил доказать своим студентам, что каменноугольная смола, которую при желании можно разбить молотком, на самом деле является жидкостью, только очень вязкой. Она плавится при комнатной температуре, но плавится очень и очень медленно.
Чтобы доказать это, профессор расплавил смолу, поместил ее в стеклянную воронку, дал ей остыть (в течение трех лет), поместил воронку над чашей и начал ждать. Профессор оказался прав. Спустя каких-то восемь лет из горлышка воронки упала первая капля. Еще через девять лет упала вторая. А вот до третьей профессор Парнелл уже не дожил, она коснулась чаши в 1954. К тому времени об эксперименте все благополучно забыли, но разбирать конструкцию не стали, просто задвинули ее в самый темный угол и не смотрели на нее.
4. Закрепление пройденного материала.
Домашнее задание: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Презентация по биологии для 5 класса на тему: » Методы изучения природы».
Содержимое разработки
- Строение растений изучает наука:
- анатомия; 2) бактериология;
- ботаника; 4) зоология.
- Живую природу изучает наука:
- геология; 2) биология;
- математика; 4) история.
Выберите три правильных ответа. К биологическим наукам относятся:
- Ботаника
- Астрономия
- Физика
- Физиология
- Химия
- Микология
В одной секунде видеть
И небо – в чашечке цветка.
- Ме́тод (от греческого «способ») — систематизированная последовательность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.
- Перед вами стоит задача: определить какие насекомые опыляют цветки клевера?
- Предложите план своих действий.
Шмель – опылитель клевера
- Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
Поведение зайца в природе
Препарат кожицы лука
Влияние Солнца на рост растений
Столкновение кометы с Юпитером в 1994 году
- Узнать сроки отлета и прилета перелетных птиц.
- Сотрудникам ГБДД – предупреждать дорожно-транспортные происшествия.
- Грамотно ухаживать за растениями и животными.
- Определить закономерности роста и развития живых организмов.
- Оказать помощь заболевшему животному.
- Спрогнозировать природные катаклизмы.
- Контролировать качество выпускаемой продукции.
- Описание – запись наблюдений в полевом дневнике
- Перед вами вещества: соль, мука, крахмал,
песок речной, глина.
Определите: какие из них нерастворимы в воде.
- Эксперимент — общенаучный метод исследовательской деятельности , предназначенный для проверки выдвинутой гипотезы.
Действие силы тяжести на погружённое в воду тело
Какие методы изучения природы вы еще знаете?
Чем опыт отличается от наблюдения?
Посмотрите на слайд. Как мы назовем этот опыт? Что мы выясним в результате этого опыта?
Для приготовления растворов и проведения химических реакций часто используют специальные емкости — колбы. Их форма и объем очень разнообразны.
Проводя эксперимент можно:
- Узнать о влиянии частоты полива на рост и развитие растений.
- Обнаружить железо в руде при помощи магнита.
- Определить качество продуктов питания .
- Создать новые лекарственные препараты.
- Разработать новые кормовые добавки для увеличения массы крупного рогатого скота.
- Изучить влияние рентгеновских лучей на человека.
- Выяснить причины вызвавшие разрушение нового дорожного покрытия.
- Проснувшись утром, дочка сказала папе, что она заболела.
- Что делает папа, чтобы убедиться в болезни дочери?
- Измерение — фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов.
Измерение артериального давления
Скорости движения человека
Что можно измерять:
- Температуру тела или окружающей среды.
- Массу вещества.
- Размеры (высоту, длину, ширину).
- Скорость движения.
- Силу тока.
- Время протекания какого либо явления.
- Артериальное давление.
- Содержание сахара в крови.
- Численность животных на определенной территории.
Придумайте название опыта. Есть ли здесь наблюдение, измерение?
- Сравнение – это сопоставление двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
- Моделирование – это главный метод познания, который состоит из создания и исследования объектов.
Какие методы исследования потребуются для того, чтобы…
- Определить время прилива и отлива?
- Узнать скорость движения велосипедиста?
- Определить массу выращенного урожая картофеля?
- Выяснить содержание жира в молоке?
- Узнать расстояние от дома до школы?
- Определить качество бензина?
- Выяснить время прихода животных на водопой?
- Определить температуру тела у больного?
- Узнать время откладки яиц морскими черепахами?
- §3 учебник и рабочая тетрадь.
- Исследовательская работа «Рост членов моей семьи»на листочке красиво оформить.
Жан Анри Фабр французский энтомолог и писатель. В 1852 стал преподавателем физики и химии в Авиньонском лицее. В 1871 был отстранен от преподавания и поселился в маленьком домике на окраине Оранжа. Когда Фабру было уже 55 лет, он приобрел участок земли в небольшой деревне Сериньян-дю-Конта в Провансе. Фабр превратил эту землю в настоящую полевую лабораторию для изучения жизни насекомых. В 1878 ученый начал публиковать результаты исследований пчел-каменщиц, роющих ос, гусениц соснового походного шелкопряда, богомолов, бабочки психеи и многих других насекомых. В том же году вышел из печати первый том Энтомологических воспоминаний. Прежде чем на свет появился последний, 10-й том этого сочинения, прошло почти тридцать лет. Некоторые его исследования, например жуков скарабеев, продолжались около 40 лет. Поначалу книги Фабра не привлекали широкого внимания публики. Только с выходом последнего тома Энтомологических воспоминаний Фабр получил признание в научном мире. Энтомологические воспоминания были удостоены специальной премии Института Франции.
Карл Линне́й — шведский врач и натуралист, создатель единой системы растительного и животного мира. Автор наиболее удачной искусственной классификации растений и животных, ставшей базисом для научной классификации живых организмов. Описал около полутора тысяч новых видов растений (общее число описанных им видов растений — более десяти тысяч) и большое число видов животных.
Член Королевской академии наук Швеции (с 1739, один из основателей академии), Парижской академии наук (с 1762) и ряда других научных обществ и академий.
Чарлз Ро́берт Да́рвин (1809—1882) — английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все живые организмы эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов» (полное название: «Происхождение видов путём естественного отбора, или выживание благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»), основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость.
Вернадский Влади́мир Ива́нович — выдающийся русский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель; создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма.
В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия.
Лауреат Сталинской премии I степени.
Соотнесите единицы измерения из правого столбика с названием физических величин из левого столбика.
- ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
- А. Сантиметр (см) Б. Час (ч) В. Градус Цельсия ( 0 С)
- Г. Грамм (г)
- Д. Километров в час (км/ч)
- ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
- 1. Масса
- 2. Длина
- 3. Время
- 4. Скорость
- 5. Температура
Соотнесите методы изучения природы, обозначенные в левом столбике, с их примерами из правого столбика и соедините их стрелками.
- ПРИМЕРЫ
- А. определение температуры кипения подсолнечного масла
- Б. голый слизень (моллюск) медленно ползёт по листу капусты
- В. для получения высокого урожая капусты в почву вносят азотные удобрения
- МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. Эксперимент
- 2. Наблюдение
- 3. Измерение
Источник