- Глоссарий. 1. Бенчмаркинг – Способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов
- Анализ конкурентов
- Что такое конкурентный анализ?
- Методы конкурентного анализа
- SWOT
- Достоинства:
- Недостатки:
- Способ Портера
- Достоинства:
- Недостатки:
- PEST — глобальное изучение влияния макросреды на конкретный бизнес через изучение отраслей и тенденций их развития.
- Достоинства:
- Недостатки:
- SPACE
- Достоинства:
- Недостатки:
- Этапы анализа
- Пример анализа
- Как добиться конкурентного преимущества?
Глоссарий. 1. Бенчмаркинг – Способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов
1. Бенчмаркинг – Способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе.
2. Бизнес – дело, занятие, предпринимательство, направленное на получение прибыли.
3. Венчур— продукт связанный с риском инновации (нововведения) различного рода : в области научных исследований, технологии, создания новых продуктов, организации производства, маркетинга.
4. Гудвилл –денежная оценка имиджа фирмы и ее деловых связей.
5. Демпинг – Продажа товаров на рынке по искусственно заниженным ценам.
6. Дифференциация — реально существующие различия. Например, в уровне доходов, заработной платы и т.д.
7. Диффузия – процесс масштабного распространения инновации и использования его в различных отраслях экономики.
8. Инвестиция – долгосрочное вложение капитала в экономику, используется также на покупку средств производства.
9. Инжиниринг– Инженерно – консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов.
10. Изобретение – Новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое дает положительный эффект.
11. Инкубатор – Венчурная инвестиционная компания, целью которой является ускоренная подготовка и вывод на рынок компаний и их проектов.
12. Инновация – использование результатов научных исследований и разработок направленных на совершенствование процессов деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества.
13. Информация – сведения сообщения, документы о состоянии чего-либо.
14. Исследование – научное изучение явления с целью выяснения причин и закономерностей его возникновения и развития.
15. Классификация – Система распределения по группам, категориям, классам.
16. Коммерциализация– превращение новшества в инновацию путем его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта.
17. Конкурс – Соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы.
18. Конкуренты — соперники в производстве товаров и услуг на рынке сбыта, в завоевании определенного сегмента рынка.
19. Конкуренция— соперничество между производителями товаров и услуг за рынок, Завоевание определенного сегмента рынка.
20. Лизинг – аренда средств производства, зданий, сооружений, т.д. на условиях возвратности, платности и срочности с возможностью последующей их продажи арендатору.
21. Лицензия – Разрешение заниматься видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом.
22. Маркетинг – деятельность по выявлению и оценке потребностей рынка и конечных потребителей, преобразований этих знаний в конкретную продукцию, формирование спроса и продвижение продукции от производителя до потребителя.
23. Менеджер – специалист по управлению, занимающий постоянную должность в организации, наделенный полномочиями в области принятия управленческих решений.
24. Менеджмент– деятельность направленная на достижение поставленных целей путем рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
25. Мерджер – Поглощение фирмы более сильной компанией
26. Наука – Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.
27. Наукоград – Муниципальное образование с градообразущим научно – производственным комплексом.
28. Новация – Новшество, которого не было раньше.
29. Организация — планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина, а также общественное объединение или государственное учреждение.
30. Открытие – процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления.
31. Патент – документ, выдаваемый уполномоченным государственным органом, удостоверяющий авторство изобретения и исключительное право обладателя данного документа на использование изобретения.
32. Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на их производство и продажу.
33. Проект – Разработанный план сооружения, какого – либо механизма, устройства, а также организации всякого рода деятельности.
34. Реинжениринг – Фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы.
35. Рынок – Конкурентный механизм, улавливающий движение спроса и предложения, и отражающий их взаимодействие через систему цен.
36. Технопарк– Форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, конструкторских бюро, учебных заведений и предприятий.
37. Технополис – Разновидность свободной экономической зоны на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образования.
38. Трансфер – реализация программ научно – технических достижений и высоких технологий за счет широкого внедрения инноваций.
39. Форфейтинг– форма трансформации коммерческого кредита в банковский.
40. Франчайзинг – форма хозяйственной интеграции крупного и малого бизнеса, которая заключается в предоставлении крупной компанией права выступать под своей торговой маркой малой компании являющейся самостоятельным юридическим лицом.
41. Фронтинг – Операция по захвату рынка другого хозяйствующего субъекта или зарубежного рынка.
42. Функция— Роль, значение чего-либо, зависимость, свойство, обязанность.
43. Шумпеттер– Австриец, который развил волновую теорию Кондратьева
5. Рекомендуемая литература
Основная литература
1.Салимьянова И.Г. Инновационный менеджментУчебное пособие. – СПб: СПбГИЭУ 2011. -124 с.
2. Салимьянова И.Г., Стельмашонок В.Л. Стратегический и инновационный менеджмент:Учебное пособие. –СПб:СПбГИЭУ 2011. -118с.
3. Салимьянова И.Г. Методологические аспекты построения национальной инновационной системы: монография. — СПб. : СПбГИЭУ, 2011. — 226 с.
4. Цветков А.Н. Инновационный императив для России: монография. — СПб.:СПбГИЭУ, 2010.
Дополнительная литература
1. Бенджамин Дж.А., Маргулис Дж. Руководство для бизнес-ангелов: как получить прибыль, инвестируя в растущий бизнес. М.: Вершина, 2007.
2.Ильдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Воробьев В.П. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2002. Инновационный бизнес: стратегическое управление развитием: учеб. пособие / Е.А. Какаева, Е.Н. Дуненкова. — М.: Издательство «Дело» АНХ, 2010
3. Инновационная Россия — 2020. Стратегия развития Российской Федерации на период до 2020 года. Минэкономразвития России.- М. 2010
4. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б. З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2009. — 624 с.
5. Инновационное развитие — основа модернизации экономики России: Национальный доклад. — М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008. — 168 с.
6. Инновационное развитие промышленных предприятий на основе управления изменениями: Монография / Г.А.Краюхин , В.Ф.Ершов, И.В.Ли, В.Б.Фраймович; под ред. Г.А.Краюхина; СПбГИЭУ — СПб.: СПбГИЭУ, 2011-
7. Инновационный бизнес: венчурное и бизнес-ангельское инвестирование: учеб. пособие /Каширин А.И., Семенов А.С. — М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010.
8. Инновационный менеджмент и экономика организаций (предприятий): Практикум /Под ред. Чернышева Б.Н., Попадюк Т.Г. – М.:ИНФРА-М, 2009
9. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2008.
10. Угнич Е.А. Венчурный капитал как фактор инновационного развития //Устойчивое развитие социально-экономических систем. Сборник научных трудов. – Ростов-на-Дону: ПИ ЮФУ, 2008.
11.Управление инновационными преобразованиями: Учеб. пособие / Г.И. Гумерова. — М.: Издательство «Дело» АНХ, 2010.
12. Управление инновациями: теория и практика: учеб.пособ./ Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С.- М.: Эксмо, 2008.
13. Фатхутдинов Р.А.Инновационный менеджмент: Учебник.-6-е изд., испр. и доп.-СПб. : Питер, 2010.-448 с.
14. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность.: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 295 с.
15. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2005.
16. Чередникова Л. Е. и др. Инновационный менеджмент Учебное пособие: Новосибирск, САФБД. 2009.
17. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
Источник
Анализ конкурентов
Бизнес в условиях рыночной конкуренции требует продуманной стратегии для успешного развития. Анализ конкурентов позволяет получить преимущество, существенно уменьшить риски. В статье вы найдете подробный разбор, получите рабочие инструменты. Поймете внешние факторы, влияющие на успех компании.
Что такое конкурентный анализ?
Конкурентный анализ — комплекс методов создания бизнес-стратегии, учитывающей сильные и слабые места не только вашего, но и конкурирующих предприятий. Прием применяется как для решения кратковременных задач, так и для составления долгосрочных планов.
Анализ конкурентной среды рынка нужен для:
- разработки маркетингового позиционирования;
- реального прогноза ситуации и продаж;
- конструирование ценовой, товарной политики;
- классификация и определение главных качеств продукта;
- проработка рекламной кампании, плана продвижения.
Важно:
Исследование компаний — это не разовая акция, а системный подход, при котором используется комплекс инструментов, разрабатываются схемы и сравнительные таблицы. Частота проведения зависит от динамичности вашей ниши на рынке.
Методы конкурентного анализа
Маркетинговое исследования бизнеса использует эффективные методы анализа конкурентов.
SWOT
SWOT — комплекс для успешного развития проектов, учитывающий сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weakness), возможности (Opportunities), угрозы (Treats).
Способ простой и действенный, из-за чего используется чаще других.
Достоинства:
- универсальность для различных сфер бизнеса;
- высокая гибкость, адаптивность;
- использование для оперативного контроля предприятия.
Недостатки:
- субъективность, зависимость от позиции исследователя;
- высокие временные затраты для сбора большого количества информации;
- отсутствие разбора взаимосвязей между факторами, влияющими на бизнес.
Способ Портера
Способ Портера — методика исследования рынка с целью оценки появления пяти внешних сил
Текущих конкурентов, поставщиков, покупателей, товаров, их заменителей, новых конкурирующих предприятий.
Достоинства:
- учет влияния не только прямых конкурентов;
- определение степени конкуренции;
- актуальная защита от внешних факторов.
Недостатки:
- исследование базируется на идеальном предложении;
- модель применима только к простым рыночным структурам;
- игнорирование важной шестой силы — Дополнения.
PEST — глобальное изучение влияния макросреды на конкретный бизнес через изучение отраслей и тенденций их развития.
Такой метод анализа конкурентов используют для долгосрочных стратегий и планирований пятилеток.
Достоинства:
- создание глобальной стратегии развития новых бизнес-проектов;
- обеспечение целостной картины окружения и предложений рынка;
- быстрый сбор информации;
Недостатки:
- сложность проведения для диверсифицированных организаций;
- неточность и ограниченность данных из-за большой стоимости доступа к информации;
- необходимость регулярного повторения исследования.
SPACE
SPACE — схема предполагает акцент на товар предприятия и его финансовые перспективы, как главные факторы развития бизнеса.
Достоинства:
- понятная логика конкурентного анализа;
- определение основных стратегических позиций;
- удобная и наглядная демонстрация результатов.
Недостатки:
- отсутствие обоснования выделения определенных групп факторов;
- случайный характер перечня без четкой классификации;
- зачастую поверхностный обзор и неверные рекомендации.
Этапы анализа
Проводить качественный анализ конкурентной среды рынка необходимо в несколько этапов:
- Постановка проблем и конкретных целей исследования для решения текущих задач.
- Создание и группировка реального списка конкурентов, а также аудитории покупателей, с которой они взаимодействуют.
- Подготовка технических средств сбора информации, поиск с последующей систематизацией доступных сведений.
- Структурирование, исследование, оценка качества собранных данных.
- Создание подробного отчета, используя способы анализа конкурентов для формирования новой стратегии продвижения.
Пример анализа
Рассмотрим вкратце шаги анализа конкурентной ситуации методом SWOT на примере интернет-магазина.
- Цель исследования — выявление прямых конкурентов, создание стратегии рекламного продвижения.
- Текущие проблемы — низкая посещаемость, отсутствие продаж.
- Общее состояние сферы — сильная конкуренция, наличие больших сетевых магазинов.
- Внешние факторы — расширение ассортимента другими компаниями, контроль контента и товара государственными органами.
Найдите главных соперников в вашем направлении с аналогичными или схожими предложениями. Соберите доступную информацию о динамике посещаемости, отзывы покупателей, сведения о товаре, акциях, рекламных кампаниях. Структурируйте данные в удобный формат графиков и таблиц.
Проанализируйте всю доступную информацию. Составьте таблицу с характеристиками других организаций, результатами опросов, узнайте их методы продвижения, отдельно выделите успешные.
Создайте форму для каждого интернет-магазина с кратким описанием каждого пункта. Эта таблица станет первым шагом для создания стратегии продвижения и развития.
Как добиться конкурентного преимущества?
Конкурентное преимущество компании — это набор свойств, определяющих ее превосходство на потребительском рынке. Основная задача — разработка плана, повышающего экономическую прибыль, предполагает уникальность и качественный рост перспектив.
Конкурентный анализ — это главный шаг в завоевании лидирующих позиций, важный инструмент для набора, а также сохранения преимущества. Но это лишь начальный этап для формирования модели продвижения на пути к успеху. Для укрепления позиций вам нужно создать индивидуальный бизнес-план, который позволит извлечь конкурентное преимущество из уже существующих компонентов бизнеса или внешних факторов.
Источник