Способ изучение внешней среды
ознакомление с основными направлениями и методами диагностики внешней и внутренней среды организации.
Задачи:
- изучение понятия и структуры внешней и внутренней среды организации;
- ознакомиться с основными направлениями диагностики внешней среды организации;
- изучение методического аппарата диагностики внешней среды организации;
- изучение методического аппарата предварительной диагностики внутренней среды организации;
- ознакомление с методами выявления и анализа проблем, обусловленных внешней средой организации.
Оглавление
5.1. Общая характеристика внешней среды организации
Внешняя среда организации — это совокупность рыночных, социально-экономических, правовых, научно-технических и других факторов, оказывающих влияние на организацию, но не подконтрольных ей.
Внешняя среда организации делится на две части:
- Микросреда («ближнее» окружение, деловая среда) — включает в себя все заинтересованные группы, которые прямо влияют, или находятся под непосредственным влиянием основной деятельности организации. Как правило она включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации.
- Макросреда («дальнее» окружение) — включает общие факторы, которые могут оказывать опосредованное воздействие на организацию. Это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности. Воздействие данных факторов на организацию сложнее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение.
Внешняя среда организации может быть классифицирована на различные типы по уровню неопределенности. Под неопределенностью здесь понимается неоднозначность (стохастичность, непредсказуемость) результатов деятельности организации, возникающая из-за воздействия факторов внешней среды.
Уровень неопределенности среды определяется на основе анализа двух характеристик:
- степени простоты или сложности среды;
- степени стабильности или нестабильности (динамичности) среды.
Сложность среды характеризуется количеством и разнообразием факторов, воздействующих на организацию (поставщики, потребители, конкуренты и т. д.). Измерение неопределенности внешней среды по признаку «простая-сложная» имеет отношение к количеству и несхожести внешних элементов, связанных с деятельностью организации: в сложной внешней среде взаимодействует множество различных внешних элементов, оказывающих влияние на организацию.
Сложность может возникать из различий в элементах внешней среды, с которыми сталкивается организация (международная организация, работающая во многих странах), а также быть результатом суммы знаний, необходимых для того, чтобы справиться с воздействием обстановки (например, аэрокосмическая компания).
Степень динамичности внешней среды определяется темпом и частотой изменений факторов или их характеристик. Организации могут действовать там, где изменения одного или многих факторов происходят медленно или очень быстро.
Неопределенность внешней среды возрастает с увеличением динамичности или же с усложнением ее условий.
Состояние «простая-стабильная внешняя среда» предполагает наличие у организации небольшого числа относительно постоянных поставщиков, потребителей, конкурентов, не отличающихся разнообразием характеристик (запросов, видов продукции и т. д.). В данной ситуации полностью применим классический аппарат диагностики внешней среды. В среде данного типа функционируют, например, муниципальные организации, школы.
Состояние «сложная-стабильная внешняя среда» представляет более высокий уровень неопределенности. При диагностике необходимо учесть большое количество факторов, проанализировать и оценить их воздействие на эффективность организации. Однако в подобной среде внешние факторы не меняются быстро или неожиданно. Примером может быть среда университетов, компаний по производству электрооборудования, страховых компаний.
Состояние «простая—нестабильная». В такой внешней обстановке происходит дальнейшее возрастание уровня неопределенности. Хотя у организации может быть всего несколько внешних факторов воздействия, их изменения труднопредсказуемы и они неожиданно реагируют на деятельность организации. Примером может служить внешняя среда фирм-производителей модной одежды, персональных ЭВМ, шоу-бизнес. Действующие в этом секторе организации сталкиваются с постоянно меняющимися предложением и спросом. В ходе диагностики особое внимание приобретает фактор времени, так как информация быстро устаревает.
Состояние «сложная—нестабильная». Наиболее высокий уровень неопределенности. На организацию воздействует большое количество внешних факторов, они часто изменяются и резко реагируют на действия организации. Когда одновременно меняются несколько факторов, внешняя среда становится «бурлящей», или, как ее называют, турбулентной. С такой средой сталкиваются, например, электронные фирмы, авиакомпании, аэрокосмические корпорации, компании связи, фармацевтические фирмы и многие другие. Диагностика такой среды представляет значительные сложности.
5.2. Методы исследования внешней среды
Диагностика макросреды направлена на выявление основных показателей и тенденций, которые могут оказать влияние на функционирование и развитие организации. Наиболее известным инструментам исследования макросреды является PEST — анализ.
PEST -анализ предполагает исследование четырех групп факторов:
Экономические (Economical). Изучение экономических компонентов макроокружения позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы. Показатели: изучение ВВП и его динамики, темпы инфляции, уровень безработицы, уровень процентной ставки, уровень производительности труда, существующие нормы налогообложения, состояние платежного баланса, нормы накопления и т. д. Анализ экономического компонента не должен сводиться к анализу отдельных составляющих, а должен быть направлен на комплексную оценку состояния.
Политическая составляющая (Political) изучается прежде всего для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти, о тенденциях развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.
Изучение социальных компонентов (Co) направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов как отношение людей к работе и качество жизни, существующие в обществе обычаи и верования, демографическая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и тому подобные вещи.
Анализ технико-технологических компонентов позволяет увидеть возможности, которые развитие науки и техники открывают для производства новой продукции, совершенствования производимой продукции и модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.
При изучении компонентов макроокружения следует учитывать сильное влияние компонентов макроокружения друг на друга и различие в степени воздействия отдельных компонент макроокружения на различные организации.
На основе выявленных факторов могут быть сформированы сценарии развития внешней среды организации.
Сценарий — упорядоченная во времени и предназначенная для освещения будущей ситуации последовательность событий, логически связанных друг с другом причинно-следственными связями. В ходе формирования сценария устанавливается логическая последовательность событий, для того, чтобы показать, как, исходя из существующей ситуации, может формироваться будущее состояние объекта исследования.
На практике по типу сценариев разрабатываются многовариантные прогнозы в отраслях экономики, в регионах и других сложных системах. Разновидностью сценариев можно считать комплексные программы научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий.
Сценарий обычно имеет многовариантный характер и рассматривает три пути развития событий: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. Сценарии зачастую предполагают количественную оценку вероятности реализации той или иной последовательности событий.
Основное достоинство сценарного метода в том, что он позволяет построить внутренне согласованную картину будущего развития объекта, не упустив действие многообразных факторов.
Методы построения сценариев:
- экспертные, в частности, метод получения согласованного мнения; процедура объединения независимых сценариев;
- морфологический анализ;
- имитационное моделирование;
- сетевые (в частности, стохастические сетевые методы — «деревья решений»);
- комбинация различных методов.
Остановимся здесь на морфологическом методе. Термином «морфология» в биологии и языкознании определяется учение о внутренней структуре исследуемых систем или сама внутренняя структура этих систем. В систематизированном виде методы морфологического анализа сложных проблем были разработаны швейцарским астрономом Ф. Цвикки, и долгое время «морфологический» подход к исследованию и проектированию сложных систем был известен под названием метода Цвикки.
Основная идея морфологического подхода — систематически находить наибольшее число, а в пределе — все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных (выделенных исследователем) структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в различных аспектах. Иначе, морфологический анализ — это систематическое выведение всех возможных решений из структуры поставленной проблемы.
Ф. Цвикки предложил ряд отдельных способов (методов) морфологического моделирования. Наибольшую известность получил метод «морфологического ящика».
Идея морфологического ящика состоит в определении всех возможных параметров, от которых может зависеть решение проблемы, и представления их в виде матриц-строк, а затем в определении в этой морфологической матрице-«ящике» всех возможных сочетаний параметров по одному из каждой строки. Полученные варианты решений подвергаются оценке и анализу с целью выбора наилучшего.
Построение и исследование морфологического ящика согласно Ф. Цвикки проводится в пять этапов:
- Формулировка поставленной проблемы.
- Определение параметров (классификационных признаков), от которых зависит решение проблемы.
- Деление параметров на их значения (формирование классификаторов по выбранным признакам) и представление их в виде матриц-строк.
- Оценка всех имеющихся в морфологическом ящике вариантов решений.
- Выбор из морфологического ящика оптимального варианта решения задачи.
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которой организация находится в непосредственном взаимодействии. Организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия. Важную роль в анализе непосредственного окружения играет отраслевой анализ.
Задачи анализа отрасли:
- Определение основных экономических показателей, характеризующих отрасль.
- Определение структуры отрасли.
- Выявление движущих сил отрасли (силы, которые оказывают наибольшее влияние и определяют характер перемен отрасли).
- Анализ конкуренции.
- Определение ключевых факторов успеха.
- Оценка общей привлекательности отрасли.
Основные показатели, характеризующие отрасль:
- размер рынка;
- темпы роста рынка и стадии, на которых находится рынок;
- масштабы конкуренции;
- число конкурентов и их относительные размеры;
- количество покупателей и их финансовые возможности;
- уровень вертикальной интеграции;
- направление и темпы технических измерений;
- препятствие для выхода на рынок и ухода с него;
- является ли продукция стандартной или дифференцированной.
5.3. Методы исследования внутренней среды организации
Внутренняя среда организации – это часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация: кадровый, организационный, производственный, маркетинговый, финансовый и др.
Исследование внутренней среды направлено на изучение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
Для целей диагностики может быть выделен набор ключевых внутренних факторов, которые могут быть источником как силы, так и слабости организации:
- навыки и опыт;
- материальные активы;
- нематериальные активы;
- квалификация кадров;
- организационные ресурсы;
- конкурентные возможности;
- партнерство.
Сильные и слабые стороны организации могут быть сопоставлены с благоприятными возможностями и угрозами, выявленными в ходе диагностики внешней среды. В результате будет сформирована известная матрица SWOT -анализа.
Методология SWOT-анализа (аббревиатура начальных букв английских слов: Strengths — силы; Weaknesses — слабости; Opportunities — возможности; Threats — угрозы) предполагает выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее — установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования (диагностики) стратегий организации.
Общий вид матрицы первичного SWOT-анализа приведен на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Матрица первичного стратегического SWOT – анализа
На основе SWOT -матрицы может быть установлена связь между характеристиками. Для этого составляется матрица, которая имеет следующий вид (см. табл. 5.1).
Источник
Методы исследования внутренней и внешней среды организации
Существуют различные методы исследования и оценки внешней и внутренней среды организации. Некоторые из этих методов в большей степени анализируют внутренние переменные, другие – больше концентрируются на внешних факторах влияния, но все они, так или иначе, предназначены для того, чтобы организация могла наиболее эффективно использовать свой внутренний потенциал, с целью выжить и добиться успеха в условиях неопределенности.
Наиболее известные методы анализа:
1. В настоящее время наиболее популярным методом анализа внешней и внутренней среды организации является метод SWOT-анализа.
Применяемый для стратегического анализа метод SWOT – аббревиатура от английских слов:
Метод SWOT-анализа является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними возможностями и угрозами.
Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формирования стратегии организации. А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд предложили следующий примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список сильных и слабых сторон организации, а также список возможностей и угроз для нее, заключенных во внешней среде (табл. 4).
Организация может дополнить каждую из четырех частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную ситуацию, в которой она находится.
Таблица — Содержание SWOT-анализа
Сильные стороны: — Выдающаяся компетентность; — Адекватные финансовые ресурсы; — Высокая квалификация; — Хорошая репутация у покупателей; — Возможность получения экономии от роста объема производства; — Защищенность от сильного конкурентного давления; — Подходящая технология; — Преимущества в области издержек; — Преимущества в области конкуренции; — Наличие инновационных способностей и возможностей их реализации; — Проверенный временем менеджмент и др. | Возможности: — Выход на новые рынки или сегменты рынка; — Расширение производственной линии; — Увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах; — Вертикальная интеграция; — Возможность перейти в группу с лучшей стратегией; — Остановка в развитии у конкурирующих фирм; — Ускорение роста рынка и др. |
Слабые стороны: — Нет ясных стратегических направлений; — Ухудшающаяся конкурентная позиция; — Устаревшее оборудование; — Более низкая прибыльность, потому что… — Отсутствие некоторых видов ключевой квалификации и компетентности; — Плохое отслеживание процесса выполнения стратегии; — Внутренние производственные проблемы; — Уязвимость по отношению к конкурентному давлению; — Отставание в области исследований и разработок; — Очень узкая производственная линия; — Слабое представление о рынке; — Конкурентные недостатки; — Низкие маркетинговые возможности; — Неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии и др. | Угрозы: — Возможность появления новых конкурентов; — Рост продаж замещающего продукта; — Замедление роста рынка; — Неблагоприятная политика правительства; — Возрастающее конкурентное давление; — Затухание делового цикла; — Возрастание силы торга у покупателей и поставщиков; — Изменение потребностей и вкуса покупателей; — Неблагоприятные демографические изменения и др. |
После того, как конкретный список сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (табл.).
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | Поле СИВ | Поле СИУ |
Слабые стороны | Поле СЛВ | Поле СЛУ |
Слева выделяется два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа соответствующие характеристики организации. В верхней части матрицы также выделяются два блока (возможности и угрозы) в которые выписываются все возможности и угрозы. СИВ (сила и возможности), СИУ (сила и угрозы), СЛВ (слабость и возможности), СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей рассматриваются все возможные парные комбинации с выделением тех, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.
В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, разрабатывается стратегия по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы. Для пар, находящихся на поле СЛУ, организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
При разработке стратегии, обычно учитывается, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.
Методологическое значение внешней среды в менеджменте:
— развитие ситуационного подхода;
— развитие системного подхода;
— управление изменениями в организации.
2. Известным методом анализа и оценки внешних факторов влияния на организацию является метод STEP — анализа. Назван этот метод по начальным буквам английских слов, обозначающих группы факторов, влияющих на организацию: social (социальные); technological (технологические); economical (экономические); political (политические). Метод исследования предполагает анализ двух уровней внешнего окружения: среды дальнего и среды ближнего окружения.
3. Модель «7 – S» Mc-Kinsey может использоваться для оценки внешней среды организации. После анализа показателей основных компонентов внутренней среды организации строится матрица «стратегическое положение/привлекательность рынка» и определяется рыночная стратегия фирмы.
Матрица была разработана консалтинговой компанией Mc-Kinsey совместно с корпорацией «Дженерал Электрик».
Рис. — Матрица McKinsey
4. Другим комбинированным методом, позволяющим оценить и проанализировать как внутреннюю среду организации, так и ее стратегические перспективы, является модель Надлера-Ташмена. Она определяет критичные взаимосвязанные и взаимозависимые области организации относительно предполагаемых изменений (рис. 13):
· структуры и системы (формальные и неформальные);
· люди (их взаимоотношения и взаимодействия).
Рис. — Модель Надлера-Ташмена
Относительно этих элементов необходимо определить не только желаемое и текущее состояние, но и области разделяемого (и неразделяемого) видения, то есть того образа будущего, с которым согласны большинство ключевых сотрудников, которых затрагивает данная проблема. Необходимо рассмотреть ключевые факторы внешнего окружения, способные существенно повлиять на организацию и данное изменение. Кроме того, авторы этой модели подчеркивали ключевую роль лидера в управлении изменениями.
Источник