- Виды изображения земной поверхности
- Глобусы
- Карты и планы
- Чем они отличаются
- Атласы
- Отличия глобуса от карты
- Аэрокосмическая съемка
- Технологическая карта урока по теме » Изображение земной поверхности»
- Заполните таблицу, указав виды изображений поверхности Земли, их достоинства и недостатки. Вид изображения поверхности
- Презентация «Способы изображения земной поверхности» 5 класс
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Виды изображения земной поверхности
С древнейших времен у людей была потребность в передаче графических сведений о поверхности земли, ее очертаниях, составе населения и прочем. Причем люди научились передавать эти сведения задолго до появления карт и других графических систем. Чаще всего для этого использовались кости, наскальная живопись и тому подобное. Современные виды изображения земной поверхности включают в себя:
- Глобусы.
- Карты и планы.
- Атласы.
- Аэрокосмическая и топографическая съемка.
Глобусы
Глобус (от латинского Globe — шар) представляет собой копию Землив меньших размерах. Впервые было доказано, то земной шар имеет форму круга, в Древней Греции. С тех пор считается, что для корректного отображения земной поверхности нужно использовать глобус, как элемент, полностью повторяющий структуру.
Главное преимущество глобуса — он предоставляет данные без искажений (искажений, прежде всего, лишена земная кора). Работая с ним мы получаем точное расположение и очертание морей, континентов, океанов, островов и других объектов. К недостаткам этого вида отображения поверхности следует отнести ограниченность по размерам. Глобусы, в большинстве своем, небольшого размера, поэтому детально исследовать местность по нему не выйдет.
Карты и планы
План — чертеж, на котором подробно изображен определенный элемент. Как правило, это делается з асчет использования условных обозначений. За счет того, что изучается только ограниченное пространство нет необходимости в работе учитывать шарообразную форму земли.
Карта — способ изображения поверхности Земли в уменьшенном формате с использованием условных знаков и обозначений. Карты различаются по охвату территории, масштабу и содержанию. В отличие от плана исследуют обект более детально.
Чем они отличаются
План и карта отличаются исключительно по охвату территории. Планы всегда ограничены небольшими объектами (план дома, улицы, города, деревни, леса, реки и так далее), в то время как карты бывают разными по охвату, отображая графически как локальные объекты, так и земной шар в целом. В то же время на картах из-за большого пространства наносимых на поверхность неизбежно возникают погрешности.
Особенность | План | Карта |
---|---|---|
Охват территории | небольшой | вплоть до Земли |
Искажения | незначительные | чем объемнее охват тем больше |
Что позволяют | подробно изучать небольшие объекты | измерять расстояния, определять размеры |
Атласы
Атлас — сборник карт. Если сегодня атласы являются чем-то обыденным (они есть у каждого школьника и с ними можно работать лего), то еще в средневековье атласы представляли собой настоящие энциклопедии, доступ к которым был далеко не у всех.
Принято считать, что первые атласы появились в древнем Риме. Так это или нет неизвестно, но впервые понятие «атлас» было введено в 16 веке в Нидерландах Герардом Меркатором.Современные географические атласы различаются:
- атласы по охвату территории (атлас мира, атлас стран(страны), атлас города и так далее.
- атласы по назначению (учебные, дорожные, краеведческие и так далее.
- атласы по назначению (настольные, книжные, карманные и другие).
Отличия глобуса от карты
Рассмотрим чем глобус отличается карты. Это два основных вида изображения земной поверхности и важно правильно определять различия между ними.
Отличие | Глобус | Карта |
---|---|---|
Полная копия земли | да | нет |
Искажения | нет | есть |
Удобство | не удобно | удобно |
Главное отличие между глобусом и картой — точность. Глобус благодаря тому, что повторяет форму строения земли, лишен искажений. У карт они есть. С другой стороны глобусы это уменьшенная Земля в миллионы раз, поэтому детально работать с ними не удобно. Глобусы небольшие по размеру, а с очень крупными работать нельзя. У карт этих недостатков нет. Благодаря различным масштабам появляется возможность досконально исследовать любые объекты.
Глобус и карта — отличия
И глобусы и карты при этом имеют абсолютно идентичные типы:
- Политический. Отображает политическое устройство мира — страны.
- Физический. Отображает общую структуры планеты.
- Рельефный. Модификация физического вида карты и глобуса, где все объекты представлены в виде выпуклой поверхности. Напоминает 3D модель.
- Астрономический. Позволяют изучать небо.
- Контурный. Сегодня распространены контурные карты, но и контурные глобусы также существуют.
Мы рассмотрели основные виды изображения земной поверхности. В дальнейших материалах более детально остановимся на вопросах картографии.
Аэрокосмическая съемка
Этот вид отображения земной поверхности считается более точным в сравнении с картами и планами, поскольку делается сверху с помощью спутника или другого специального оборудования. Благодаря съемкам из космоса и с воздуха появляется возможность детального изучения любых объектов, доступность которых раньше была под вопросом. Результаты таких съемок немного отличаются от того, что мы привыкли видеть на картах (глобусе) и для работы с такими снимками часто используют дешифрирование.
Сегодня многие из нас пользуются гугл картами или яндекс картами. Это и есть предоставление аэрокосмической съемки.
Источник
Технологическая карта урока по теме » Изображение земной поверхности»
Класс: 5.
Цель: Сформировать знания о глобусе, плоских изображениях Земли.
Задачи:
- обучающие: расширить знания об изображении земной поверхности;
- развивающие: развивать познавательные интересы учащихся, выделять в тексте учебника нужную информацию, работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
Планируемые результаты:
- личностные: учащиеся должны знать основные виды изображений земной поверхности, уметь читать простейшие планы местности, осознание ценностей географического знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;
- предметные: дать представления о глобусе, роли плоских изображений Земли, аэрофотоснимках и космических снимках. Знать и объяснять существенные признаки понятий: географический план, географическая карта, легенда карты.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах
Оборудование: проектор, персональный компьютер, презентация, маршрутные листы, глобус, фломастеры, 3 листа бумаги, пластиковая бутылка.
Источник
Заполните таблицу, указав виды изображений поверхности Земли, их достоинства и недостатки. Вид изображения поверхности
Существуют различные виды изображений поверхности земли, а именно:
- Фотография. С помощью нее можно передать детально изображение объекта. Плюсом данного вида является то, что делается она на земле и используется как вставка в карты. Минусом является то, что на одну фотографию невозможно поместить множество объектов.
- Аэроснимок. Можно увидеть уже большее количество изображений. Плюсом является то, что появляется возможность увидеть расположение близлежащих объектов. Минус — представление об объекте куда хуже, чем на фотографии.
- Топографический план. Позволяет увидеть небольшой участок при помощи специфических знаков. Плюсы — удобство при изучении какого-то определенного объекта. Минусы — небольшие объекты на таких планах не просматриваются.
- Карты. Позволяет увидеть достаточно большой участок, отличаются от остальных видов масштабом. Плюсы — удобство в определении координат больших объектов, охватывает больше количество объектов. Минусы — подробностей местности и объектов в данном виде не видно.
- Глобус. Является самым крупным изображением Земли. Плюсами является то, что все крупные объекты подписаны и можно определить лишь примерное расстояние между ними. Минусы — мелкие объекты отсутствуют из-за масштаба.
Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉
Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!
Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!
Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!
Источник
Презентация «Способы изображения земной поверхности» 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проверочная работа по теме «На какой Земле мы живем. История познания Земли»
10-15 тыс. лет назад Самая древняя карта
5 класс География Способы изображения земной поверхности
Заполнить таблицу Способ изображения Основные особенности положительные отрицательные
Рисунок «Московский дворик» художник В.Д.Поленов
Запомните Положительные Отрицательные 1. Выполняется Не видно форму и с поверхности Земли размеры участка Ближние предметы заслоняют дальние Обзор ограничен Не сохраняются размеры предметов
Фотография и аэрофотоснимок
Запомните Положительные Отрицательные Выполняется Подробность изо- с самолета бражения невелика Показывает местность сверху Можно определить расположение объек- тов, их форму и раз- меры
Аэрофотоснимок, космический снимок
Аэрофотоснимок и план местности
Запомните Положительные Отрицательные Показывает мест- Размеры изобража- ность сверху емой территории не- Все предметы изобра- велики жены с помощью ус- ловных знаков с по- яснениями Дает много информа- ции, по нему удобно изучать территорию
План местности (города)
Географическая карта Физическая карта России
Запомните Положительные Отрицательные Показывает всю по- Изображены только верхность Земли или самые большие объ- ее большие части екты Все объекты изобра- Есть искажения жены с помощью ус- ловных знаков
Запомните Положительные Отрицательные Модель Земли Изображены только Точно передает форму крупные объекты и расположение объ- Мало информации ектов Не имеет искажений Объекты показаны с помощью условных знаков
Отличия основных видов изображений Признаки Аэро-фотоснимок План Карта Глобус 1. Охватываетнебольшие или обширные участки земной поверхности Небольшие Небольшие Обширные Обширные 2. Отраженыреальные или уменьшенные размеры объектов Уменьш. Уменьш. Уменьш. Уменьш. 3. Объектыпохожи на их реальный вид на местности или изображены с помощью условных знаков. Реальный вид Условные знаки Условные знаки Условные знаки 4. Изображенывсе объекты, видимые сверху, или только важные. Все объекты Только важные Только важные Только важные
Отличия основных видов изображений Признаки Аэро-фотоснимок План Карта Глобус 1. Охватываетнебольшие или обширные участки земной поверхности Небольшие Небольшие Обширные Обширные 2. Отраженыреальные или уменьшенные размеры объектов Уменьш. Уменьш. Уменьш. Уменьш. 3. Объектыпохожи на их реальный вид на местности или изображены с помощью условных знаков. Реальный вид Условные знаки Условные знаки Условные знаки 4. Изображенывсе объекты, видимые сверху, или только важные. Все объекты Только важные Только важные Только важные
Какое утверждение верно для всех видов изображений земной поверхности: А) Объекты похожи на их реальный вид на местности; Б) Отражены уменьшенные размеры объектов; В) Изображены все объекты, видимые сверху; Г) Охватывают небольшие участки земной поверхности
Домашнее задание Выучить конспект
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 829 человек из 76 регионов
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 617 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 205 человек из 63 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-430087
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник