20. Правила перспективы, светотени и изображения объёма
Перспекти́ва
(фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Другими словами, это:
- Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.
- Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.
На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.
- Бликом называется самая светлая часть, которая является отражением яркого света: лампы, солнца и т. д. Блик хорошо заметен на глянцевых (блестящих) поверхностях и практически не виден на матовых.
- Свет — как видно из названия, это освещённая часть предмета.
- Далее следует промежуточная область между светом и тенью — полутень.
- Собственная тень — это самая темная часть предмета.
- В конце перечисленных зон будет располагаться рефлекс. Слово «рефлекс» — происходит от лат. reflexus, что означает отражение. Т. е. в нашем случае рефлекс — это отраженный свет в теневой части предмета. Отражается он от всего, что окружает предмет с теневой стороны: от стола, потолка, стен, драпировок и т.п.. Область рефлекса всегда чуть светлее тени, но темнее полутени.
- Падающая тень — это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает, например, на плоскость стола или стены. Чем ближе тень к предмету, от которого она образуется, тем более темной она будет. Чем дальше от предмета — тем она светлее.
Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне
Объемная форма предметов передается на рисунке с помощью светотени.
Свет и тень (светотень) — очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.
Светотень показывает степень освещённости поверхности предмета.
В произведениях искусства можно увидеть естественное освещение (при родное) солнца, луны и искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампы, прожектора и других источников света.
В творческой работе важно учитывать положение источника света.
- Фронтальное освещение— источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.
- Боковое освещение(слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.
- Контражурное освещение— источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно если на картине изображены деревья, вода или снег. Однако в этих условиях предметы выглядят силуэтно и теряют свой объем.
В картине может быть один или несколько источников освещения.
Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится. Ее направление обусловлено расположением источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а с удалением она ослабевает.
Контрастное освещение, в основе котороголежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.
При рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте необходимо помнить следующие правила:
- Предметы, полностью освещенные со всех сторон, выглядят плоскими.
- Освещение предметов вблизи окна или лампы будет значительно сильнее, чем вдали от них.
- С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается.
- Контраст светлого и темного тем больше, чем ближе источник света.
Светотень на предмете.
Рассмотрим закономерности светотени на предметах граненой формы, поверхности которых развернуты к источнику света под разными углами. Приводимые названия светотеневых градаций условны, так как дают представление только об основных тональных отношениях.
- Свет— поверхность, на которую падают прямые лучи.
- Блик— самое светлое пятно на плоскости. Обычно яркие блики хорошо видны на блестящих (полированных или лакированных) поверхностях предметов. Полутень появляется на плоскостях, освещенных косыми, скользящими лучами света.Тень образуется на поверхностях, куда прямые лучи света не попадают. Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает, — падающая.
- Рефлекс— участок теневой поверхности, подсвеченный отраженными лучами света. Рефлексы, как правило, темнее полутонов.
- Тон— воспроизведение в рисунках свойственных натуре светотеневых градаций на объеме. На предметах с ровной, мягко изогнутой формой, неимеющей четко ограниченных гранями плоскостей, переход от света к тени будет происходить постепенно, без резкого перепада светотеневых отношений.Для такой формы характерен плавный, насыщенный полутонами переход от самого светлого к самому темному пятну (рисунок 3). Падающие тени строят касанием линий луча света в точках освещенных плоскостей и его пересечением с проекцией на плоскость, воспринимающую падающую тень. Конфигурация падающей тени определяется объемом формы самого предмета.
Далее рассмотрим конкретные примеры
Пример 1. Выявление тоном формы куба.
Рассмотрим куб, освещенный постоянным источником света. Такое освещение даст возможность в случае необходимости выполнять работу в несколько сеансов, сохранять разницу освещенности плоскостей. После того как предмет линейно-конструктивно построен, можно приступить к выявлению формы светотенью (рис. 5, а).
Нанесение тона на плоскость куба начинают с теневой грани, от линии собственной тени. Начав с легких штрихов, тень постепенно усиливают, заполняя всю теневую плоскость с рефлексом. Только после этого переходят к выявлению полутона. Границы соединения освещенных и неосвещенных граней куба читаются четкими, резкими, особенно к верхнему, расположенному ближе к источнику света углу теневой плоскости. Теневая грань куба в нижнем углу несколько высветляется, так как на нее падает отраженный от предметной плоскости свет — рефлекс.
Спроецировав падающую тень от крайних вертикальных ребер куба и верхней грани на предметную плоскость, легко намечают падающую тень. Падающая тень ясная и четкая у нижнего основания куба, она «воздушнее» собственной тени, потому что дальше удалена от источника света.
Работая тоном, нужно постоянно сравнивать освещенные и теневые поверхности. При этом надо стараться как можно меньше пользоваться резинкой. Сравнивая световые отношения поверхностей куба в натуре, мы стремимся передать на рисунке только их главные, основные градации: свет, полутень, тень собственную и падающую (рис. 5, б).
Используя силу карандаша в передаче контрастов («светлое на темном» и «темное на светлом»), следует избегать черноты в рисунке.
Основной недостаток начинающего рисовальщика заключается в том, что, нажимая на мягкий карандаш, он стремится добиться абсолютной глубины теней, забывая о тональном масштабе (рис. 6). Только установив путем сравнения природные тональные отношения и приравнивая их к светотеневому решению рисунка, можно определить тональную шкалу: от самого темного пятна (зависящего от возможностей материала, в данном случае — карандаша) до самого светлого (белой бумаги). Между этими полярными, контрастными пятнами рисующий должен разместить всю гамму тональных оттенков.
Используя тональный масштаб, учащийся должен почувствовать «растяжку» тональных оттенков при лепке формы между граничащими светотеневыми зонами, в пределах которых должны быть распределены все промежуточные тона.
Пример2. Выявление тоном формы цилиндра.
Цилиндр строится по законам конструкции и перспективы (рис. 7, а). На зрительное восприятие цилиндра влияют условия освещения и место, с которого мы его рассматриваем (рис. 7, б). Если на поверхностях, состоящих из ряда плоскостей, каждая грань имеет свою, четко выраженную освещенность, ограниченную ребрами, то на изогнутых поверхностях цилиндра, не имеющих граней, переход отсвета к тени будет постепенным, плавным. Поэтому между самым светлым местом и линией собственной тени на боковой поверхности цилиндра расположатся полутона, постепенно и мягко переходящие в тень. На цилиндрическую поверхность лучи света падают под все более острым углом по мере поворота поверхности от источника света. На теневой поверхности цилиндра будут действовать рефлексы — отраженные лучи света, высветляющие тень по мере ее удаления от линии собственной тени. На границе между верхним основанием цилиндра и передней частью поверхности, со стороны света, появится самое светлое пятно — блик.
Источник
Урок-презентация «Перспектива в живописи и рисунке»
Урок-презинтация «Перспектива в живописи и рисунке» разработан для детей разного возраста, разница заключается лишь в подаче материала. В презентации развернуто и наглядно представлены следующие виды перспективы:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektiva.pptx | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В рисунке и живописи ПЕРСПЕКТИВА Составитель: Котова Мария Владимировна
Перспектива — Искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловле но степенью отдаленности их от точки наблюдения или Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте. Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.
Виды перспективы Линейная (с одной или двумя точками схода…) Световоздушная Стереоскопическая Сферическая П анорамная Обратная
Линейная перспектива 3 правила: 1. Любая плоскость, параллельная плоскости изображения, сохраняет ее форму без искажений и только уменьшается в размерах. Таким образом, вертикальные линии останутся вертикалями, а горизонтальные линии, параллельные плоскости изображения, будут горизонтальными. 2. Все параллельные горизонтальные линии пересекаются в точках схода на линии горизонта. Линии под прямым углом к плоскости изображения сходятся в центре обзора. 3. Линия, проведенная от глаза наблюдателя или неподвижной точки параллельно любой линии или группе линий на объекте, обозначает точку схода этой линии или линий в месте пересечения с плоскостью изображения.
Линейная перспектива h- линия горизонта Р- точка схода
Законы линейной перспективы. Для того чтобы изобразить глубину пространства, нужно частично ближним предметом перекрывать дальний. То есть сделать плановость в рисунке. В учебном рисунке обычно делают около трёх планов. Ближний предмет всегда зрительно больше, чем дальний, если они одинаковые по высоте в реальности. Чем ближе расположен к Вам рисуемый предмет, тем ниже его основание к краю листа. Чем дальше он, тем выше его основание от края листа. Если есть другой предмет, который расположен в реальности дальше от Вас, при рисовании тем выше его основание по отношению к предмету, который ближе к Вам. Все вертикальные линии изображаются всегда вертикально, без изменений, кроме тех случаев когда предмет очень высокий и мы смотрим на него с верха или с низа, например смотрим и рисуем многоэтажку . Или же например Вы стоите около деревьев с поднятой головой вверх. Горизонтальные рёбра в угловом повороте (угловая перспектива), нужно изображать наклонно Горизонтальные рёбра в угловом положении нужно изображать короче, чем во фронтальном (фронтальная перспектива). Фронтальная перспектива изображается без перспективных изменений линейно. А в угловой — нужно изображать линейные перспективные изменения. Изображаем так как видим — горизонтальные линии, например, будут короче, чем такие же под длине вертикальные. Рисуем также перспективные сокращения предметов в пространстве (линейное уменьшение размеров предметов в пространстве, по отношению к Вам.) Направление горизонтальных рёбер предметов нужно также уметь видеть. Чем ближе горизонтальные линии предметов к линии горизонта, тем больше они сокращаются . То есть, чем они ближе к линии горизонта, тем они короче по длине. Плоскость, расположенная на линии горизонта изображается ровной линией. Если повернуть плоскость круглой формы по отношению к глазам фронтально, ( фронтальная перспектива ) то рисуем круг. А если повернуть под углом, ( угловая перспектива), то рисуем эллипс. В зависимости от того провернули эллипс — по горизонтали или по вертикали, он будет расположен или вертикально или горизонтально
Одна и две точки схода
Построение дома угловая перспектива
Наглядные примеры линейной перспективы
Световоздушная перспектива Световоздушная перспектива — это эффект, который оказывает воздушная масса на наблюдаемые объекты на больших расстояниях. основные правила передачи световоздушной перспективы : Размеры предметов уменьшаются. Контур дальних предметов становится менее четким, размытым. Чем дальше предмет, тем он становится более светлым и приобретает синий, фиолетовый (холодный) оттенок. На дальних предметах нет темных теней и ярких светлых бликов. ( они как бы плоские) Яркие цвета, мелкие детали, четкую форму и текстуры мы видим только на первом плане.
Примеры световоздушной перспективы
Пример световоздушной и линейнойперспективы
Свнтовоздушная среда на фото
Строение на заднем плане
сТереоскопическая перспектива Благодаря тому, что человек имеет два глаза, он может видеть объекты объемными Разница между видимым каждым глазом изображением. Из-за того, что глаза находятся на расстоянии друг от друга, передаваемое ими изображение различно. И чем меньше расстояние до объекта, тем с более разного ракурса он предстает. На этом принципе строиться эта перспектива.
сТереоскопическая песпектива Изображение на плоскости, имеющее повторяющиеся фрагменты и подготовленное из расчета на то, что левый и правый глаз человека по отдельности видят разную картинку. Для просмотра стереоизображения используются различные методы и устройства: метод параллельного взгляда позволяет посмотреть полноцветную стереокартинку без применения какоголибо оборудования, стереоэффект достигается за счет сведения глаз дальше плоскости изображения. Рассмотрите изображение, приведенное на рис. 7, предварительно сфокусировав зрение не на самом рисунке, а на точке, расположенной позади него. Вы увидите человека, летящего верхом на драконе; метод перекрестного взгляда аналогичен предыдущему, но необходимо сфокусировать взгляд в воображаемой точке перед изображением. Этот способ требует большего напряжения глаз, и для него используются изображения другого типа (рис. 8); анаглифные очки (3Dочки) — разноцветные очки, вместо линз у которых вставлены светофильтры цветов CMY. Например, для просмотра изображения, приведенного на рис. 9, необходимо использовать очки с красным левым и голубым правым фильтрами.
Стереоскопическая перспектива, которую можно увидеть методом параллельного взгляда
Стереоскопическая перспектива, рассматриваемая методом перекрестного взгляда
Сферическаяперспектива Это особый способ организации изобразительного пространства на плоскости картины или росписи стены, свода, купола, который заключается в иллюзорном углублении зрительного центра, совпадающего с геометрическим центром композиции, и расположении остальных элементов в воображаемом сферическом пространстве. Представления о подобном пространстве, вероятно, восходят к древнейшим верованиям о центре мира, находящемся в сердцевине земли. Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре . Это позиция главной точки , которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали.
В картине Рубенса « Возчики камней » сферическая перспектива превращает изображение случайного эпизода ( тяжелая повозка с камнями застряла в колее ) в подлинно космический пейзаж. Причудливый грот во вкусе живописцев итальянского кватроченто ( раннего Итальянского Возрождения ) обозначает центр картины, а его просвет заглубляет центр наподобие воронки Данте. По обе стороны от грота возникают два мира, каждый с собственной перспективой . С одной стороны — низкий горизонт и вечер, с другой — высокий горизонт, утро, свет. « Чаша ночи » перевешивает « чашу дня «. Момент смены дня и ночи в системе центральной перспективы обретает философский смысл круговорота природы, вечного движения, стихии, посреди которых борется за свою краткую жизнь человек. В центральной точке изображения пространство и время как бы завязываются узлом и их движение приостанавливается, оно оценивается нами как настоящее — момент восприятия картины. Так формальная структура, конструкция картины переводится в содержательный план философской аллегории.
Панорама Изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровй ) поверхности. Слово «панорама» в буквальном переводе означает «всё вижу», то есть это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя .
Общеизвестными являются панорамы «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Сталинградская битва». При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку.
Обратная Перспектива Особый вид перспективы использовали древнерусские живописцы в иконописи, фресках, миниатюре. Они рисовали параллельные линии, уходящие вдаль расходящимися, а не сходящимися, то есть в обратной перспективе .
При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от глаз, словно центр схождения линий находится не на горизонте, а внутри самого наблюдателя.
Источник