- Сущность идеализированного героя
- Идеализация в искусстве
- Идеализация
- Полезное
- Смотреть что такое «Идеализация» в других словарях:
- ИДЕАЛИЗАЦИЯ
- Смотреть что такое ИДЕАЛИЗАЦИЯ в других словарях:
- ИДЕАЛИЗАЦИЯ
- ИДЕАЛИЗАЦИЯ
- ИДЕАЛИЗАЦИЯ
- ИДЕАЛИЗАЦИЯ
- ИДЕАЛИЗАЦИЯ
- ИДЕАЛИЗАЦИЯ
- ИДЕАЛИЗАЦИЯ
- ИДЕАЛИЗАЦИЯ
- ИДЕАЛИЗАЦИЯ
- ИДЕАЛИЗАЦИЯ
- ИДЕАЛИЗАЦИЯ
- ИДЕАЛИЗАЦИЯ
- ИДЕАЛИЗАЦИЯ
- ИДЕАЛИЗАЦИЯ
- ИДЕАЛИЗАЦИЯ
- ИДЕАЛИЗАЦИЯ
- ИДЕАЛИЗАЦИЯ
Сущность идеализированного героя
Диалектику взаимоотношений характера и среды Грин видит с чёткостью и простотой реалиста. Поэтому и герои его так живы, реальны и естественны в вымышленных обстоятельствах. «Поступки героев логически оправданы, жизненны, и это придает им черты достоверности. В условных ситуациях они ведут себя именно так, как должен вести себя человек с таким мироощущением, с такими взглядами, с таким отношением к жизни [232, с. 112].
В. Самойлова видит реальность гриновского героя и в воспроизведении его психологического облика: «Тонкий психологический анализ позволяет ему (Грину) показать читателю все движения человеческой души, сделать романтического героя из условной страны, вполне реальной, живой фигурой» [232, с. 111].
И это вполне справедливо. Сознание грэического героя Грина характеризуется ясностью, объективированностью размышлений, конкретностью и предметностью представлений. Входя в «жизнь сердца» Гарвея, мы видим возвышенную настроенность, реальную устремленность мечты, трепетность, «осязаемость» его волнений, остроту восприятий, движение мыслей непосредственно связанных с событиями на бриге «:Бегущая по волнам».
Гарвей весь в порыве к своей мечте, весь в страстной готовности защищать её. Эмоционально-интеллектуальный духовный мир героя тесно связан с миром объективным. Игра психологических состояний, логика предположений, интуитивная чуткость — все это говорит о высоко развитом отношении героя к жизни. Этот мир понятен и близок нам, он покоряет своей поэтичностью.
Внутренняя правда художественного образа у Грина дополняется правдой «внешней», которая проявляется в искусстве отточенной визуальной характеристики персонажей. Внешние приметы грэического героя — это приметы обыкновенной человеческой личности. Внутренняя незаурядность идеализированного героя порой заметно дисгармонирует с его наружностью В предельном опрощении, нарочитой обыденности и заурядности внешности облика гриновского героя и кроется его человечность и притягательность.
Высокая одухотворенность в обыкновенном человеке — это и есть сущность гриновского идеализированного героя. Сочетание психологической достоверности образа с максимальной ощутимостью его человеческого естества, иначе говоря, достоверностью «плотской», органическая связь героя с окружающей средой, предметно-чувственное изображение вымышленных обстоятельств — всё это и позволяет писателю усилить эффект правдоподобия, реалистичности своего романтического мира.
Особую близость к критическому реализму Грин обнаруживает в принципах обобщения, в воссоздании отрицательного образа. Отрицательный герой Грина — это прямое порождение своекорыстности мира и его психологии. На смену романтической идеализации сопровождающей создание грэической личности, приходит типизация.
«Гринландская» действительность — это действительность буржуазной формации России начала XX века. Отсюда и глубокая реалистичность отрицательного типажа в романах писателя. «Гринландское» светское общество — это заводчики и фабриканты, губернаторы и дельцы, министры и генералы, проститутки и начальники тюрем. Это мир Брауна, Тукара, Августа Ван-Конета, Фельтона и мн. др.
Наиболее рельефно представляют «обездуховлённый» тип «овеществлённых» общественных отношений необычайно яркие и выпуклые образы капитана Геза («Бегущая по волнам») и Моргианы («Джесси и Моргиана»). Эти персонажи демонстративно пренебрегают высокоморальными представлениями. Страсть к наживе, зоологический индивидуализм приводят их к полному разрушению.
Эти образы являются типами-символами своекорыстного мира. Они вбирают в себя наиболее характерные психологические проявления «обездуховлённой» среды. Поэтому отрицательный тип у Грина — личность социально детерминированная.
Реально-романтические персонажи Грина (Руна, Гез, Биче Сениэль, Моргиана и др.), воплотившие как приметы, так и целостные типы буржуазного «античеловека», наглядно выражают реалистичность романтического творчества писателя. Воспроизводя обездуховлённый облик «атомизированного» мира, художник-романтик очень близко подходит к реалистическим принципам обобщения, к тем принципам, которые свойственны критическому реализму.
Источник
Идеализация в искусстве
ИДЕАЛИЗАЦИЯ В ИСКУССТВЕ — метод художественного обобщения, состоящий в выделении потенциально возможных, как позитивных, так и негативных, сторон действительности и придании им в образной форме эстетически значимого облика. В эстетике идеализация сходна с типизацией (обобщением наиболее часто встречающихся характерных сторон явлений и выражением их художественными средствами). В идеализации доминирует представление о должном, возводя к образцу или антиобразцу. В классической эстетике идеализация чаще всего связана с возвышением позитивного момента, его одухотворением.
Так, Шеллинг при исследовании живописи писал об И. в и. как о воспроизведении идеальных сторон телесных образов (ср.: Кандинский В. О духовном в искусстве). Идеальной, по Гегелю, является налично сущая необходимость, внутренняя всеобщность. Развивая идеи Шиллера о том, что каждый человек носит в себе задатки идеального человека, Гегель говорил о возвышении человека до родового существа в процессе эстетического совершенствования. Для него искусство является единением духовного с чувственной стороной, с плотью и кровью. Анализируя живопись малых голландцев, Гегель интерпретировал И. в и. не как украшательство, а как одухотворение, как просвечивание идеальности внутренней жизни человека сквозь прозаическую действительность. Не потеряла своего значения и его концепция постепенной дематериализации, или движения в сторону идеального в материале искусств: от архитектуры к скульптуре, живописи, музыке, поэзии.
И. в и. свойственна этикету и ритуалу в культуре, «эстетике тождества» (Ю. Лотман), в которых творческий процесс подчинен канону, а также фольклору, где носит пародийно-игровой и лубочно-идиллический характер. Она присуща восточным, африканским и латиноамериканским культурам, античной классике, западноевропейскому и русскому средневековью. Ее черты обнаруживаются в классицизме и романтизме, в «эстетике различий», когда культурное сознание индивида поворачивается в сторону желаемых форм жизни и ценностей. Полноценную художественную И. в и. следует отличать от фальшивого приукрашивания, намеренного игнорирования теневых и прозаических сторон жизни.
Литература:
Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966;
Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. Т. 4. М., 1973;
Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. Т. 1. Таллинн, 1992;
Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992;
Волкова Е.В. Гегель о системе искусств // Вестник Московского университета. Сер. VIII. Философия. 1970. № 4.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 179.
Источник
Идеализация
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель . Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского . 1925 .
Полезное
Смотреть что такое «Идеализация» в других словарях:
ИДЕАЛИЗАЦИЯ — (от греч, idea образ, идея) понятие, означающее представление ч. л. в более совершенном виде, чем оно есть на самом деле. В образованных в результате И. понятиях мыслятся идеализированные объекты, которые в реальности не существуют и прообразы… … Философская энциклопедия
Идеализация — одностороннее изображение какого либо объекта со стороны его положительных качеств при полном игнорировании качеств отрицательных. Литературное творчество всякого писателя детерминировано бытием того класса, психоидеологию которого он выражает.… … Литературная энциклопедия
ИДЕАЛИЗАЦИЯ — идеализирование; идеализировать представлять что либо лучшим, более совершенным, чем оно есть на деле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ИДЕАЛИЗАЦИЯ такой взгляд на окружающее, когда люди и явления… … Словарь иностранных слов русского языка
идеализация — См … Словарь синонимов
идеализация — и, ж. idéalisation. Представление кого , чего л. лучше, чем есть в действительности; наделение образцовыми качествами. БАС 1. Тип этот <инока летописца> дан, есть, его нельзя оспорить, сказать, что он только фантазия и идеализация поэта.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ИДЕАЛИЗАЦИЯ — ИДЕАЛИЗАЦИЯ, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (например, точка , абсолютно твердое тело , идеальный газ ).… … Современная энциклопедия
ИДЕАЛИЗАЦИЯ — 1) процесс идеализации, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., точка , абсолютно твердое тело , идеальный газ ).… … Большой Энциклопедический словарь
Идеализация — ИДЕАЛИЗАЦИЯ, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (например, “точка”, “абсолютно твердое тело”, “идеальный газ”).… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ИДЕАЛИЗАЦИЯ — ИДЕАЛИЗАЦИЯ, идеалтзации, мн. нет, жен. (книжн.). Действие по гл. идеализировать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
идеализация — ИДЕАЛИЗИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., кого что. Представить ( влять) лучше чем есть в действительности. И. старину. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Источник
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
Смотреть что такое ИДЕАЛИЗАЦИЯ в других словарях:
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
идеализация ж. То же, что: идеализирование.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
идеализация См. хвала. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. идеализация идеализирование, возведение в перл творения, романтизация, опоэтизирование, хвала, лакирование, лакировка, поэтизация, возведение в перл создания Словарь русских синонимов. идеализация идеализирование, поэтизация, романтизация; возведение в перл создания (книжн., часто ирон.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. идеализация сущ., кол-во синонимов: 11 • возведение в перл создания (5) • возведение в перл творения (5) • идеализирование (10) • лакирование (4) • лакировка (6) • опоэтизирование (5) • поэтизация (8) • приукрашивание (15) • романтизация (7) • хвала (32) • эстетизация (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: возведение в перл создания, возведение в перл творения, идеализирование, лакирование, лакировка, опоэтизирование, поэтизация, приукрашивание, романтизация, хвала. смотреть
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
ИДЕАЛИЗАЦИЯ (от греч, idea — образ, идея) — понятие, означающее представление ч.-л. в более совершенном виде, чем оно есть на самом деле. В образов. смотреть
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
ИДЕАЛИЗАЦИЯ — одностороннее изображение какого-либо объекта со стороны его положительных качеств при полном игнорировании качеств отрицательных. смотреть
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
процесс идеали-з а ц и и) – мысленное конструирование объектов, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, что для них имеются прообразы в реальном мире; процесс образования понятий, реальные прототипы к-рых (т.е. предметы действительности, отраженные в данных понятиях) могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения. Примером понятия, являющегося результатом И., может быть «точка». В отличие от таких понятий, как, напр., «стол», «дерево», «животное» и т.п., реальные представители к-рых (т.е. предметы, обладающие теми свойствами и отношениями, к-рые составляют содержание этих понятий) могут быть найдены в самой действительности (мы, не колеблясь, говорим, напр., про данную конкретную березу, что «это – дерево»), невозможно найти в реальном мире представителя понятия «точка», т.е. объект, к-рый не имел бы ни длины, ни высоты, ни ширины. Аналогичный характер имеют понятия «прямая линия», «окружность» (математика), «точечный электрич. заряд», «абсолютно черное тело», «инерция» (физика) и др. Процесс И. характеризуется отвлечением от таких свойств и отношений, к-рые необходимо присущи предметам реальной действительности, и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, к-рые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам. О понятиях, являющихся результатом И. (их часто наз. просто и д е а л и з а ц и я м и), говорят, что в них мыслятся и д е а л и з и р о в а н н ы е (или идеальные) объекты. Идеализированные объекты – это всегда лишь объекты рассмотрения, принципиально не могущие иметь бытия, подобного бытию конкретных вещей объективного мира; в этом смысле И. представляет собой отвлечение от невозможности возникновения (в каких бы то ни было условиях) или построения (с помощью каких бы то ни было средств) таких объектов в действительности. Идеализированные объекты следует отличать от п о н я т и й, с помощью к-рых происходит их рассмотрение и использование в познании; в формализованных языках идеализиров. объектам обычно соответствуют термы, а понятиям – предикаты. Познавательное значение понятий об идеализированных объектах основано на том, что в реальном мире существуют п р о о б р а з ы этих объектов. Именно наличием реальных прообразов идеализиров. объектов объясняется то, что, образовав с помощью И. понятие о данном объекте, можно в дальнейшем не обращать внимания на отличие последнего от его прообразов и оперировать с ним в рассуждениях как с реально существующей вещью. Однако различие между понятиями об идеализиров. объектах и понятиями о реально существующих вещах относительно, т.к. процесс образования понятия о любых объектах обязательно в той или др. форме предполагает отвлечение, в известных границах, от такого неотъемлемого свойства последних, как подвижность, изменчивость, текучесть, т.е. предполагает огрубление, конструктивизацию, формализацию предметов действительности; этот процесс, лежащий в основе характерного для формальной логики представления о «жестких» объектах, т.е. объектах, предполагаемых остающимися теми же самыми при повторных упоминаниях о них в данных рассуждениях, также можно рассматривать как И., – как такую И., к-рая снимается в ходе развития живого человеч. познания и практики. Однако, когда говорят об И. как об особом типе образования понятий, противопоставляемом процессу непосредств. обобщения чувственно воспринимаемых вещей, имеют в виду не этот, общий для всего познания в целом, процесс И., а такой процесс И., к-рый существенно связан со специфическим содержанием образуемых понятий. И. в этом смысле может происходить в различных формах, одной из к-рых является многоступенчатое абстрагирование и обобщение, в частности многократное применение а б с т р а к ц и и о т о ж д е с т в л е н и я. И. такого вида имеет ведущее значение в образовании математич. понятий. Др. формой И. является мысленный переход к предельному случаю. Такая И. бывает обычно связана с реальными экспериментами, однако сам переход к предельному случаю предполагает уже умственный эксперимент. Суть И. этого вида состоит в следующем: изучая нек-рый объект, мы мысленно выделяем одно из необходимых условий его существования (оставляя вне рассмотрения др. условия); изменяя выделенное условие, мы постепенно сводим его действие к минимуму; если при этом оказывается, что нек-рое свойство (или свойства) все время изменяются в определ. направлении, то открывается возможность осуществить еще один шаг и ввести в рассмотрение объект, обладающий таким развитием данного свойства (свойств), как если бы выделенное условие было полностью исключено. Так получаются понятия о таких объектах, как «абсолютно жесткое тело», «несжимаемая жидкость» и т.п. Смысл термина «И.» иногда суживают именно до этого способа образования понятий (в таком случае объекты рассмотрения, вводимые с помощью многоступенчатого абстрагирования и обобщения, часто называются абстрактными объектами, а термин «идеализированный объект» применяют только к объектам, введенным в рассмотрение с помощью перехода к предельному случаю). И. посредством мысленного перехода к предельному случаю играет важную роль в тех разделах естествознания, к-рые подвергаются математич. обработке (напр., физика). Идеализиров. объекты могут вводиться и системой постулатов; однако такое введение (естественное в случае дедуктивного построения науки) становится, как правило, возможным потому, что соответствующие понятия были предварительно сформулированы с помощью И. др. вида, напр. с помощью какого-либо из двух описанных выше способов. И. и возникающие на ее основе понятия играют важную роль в познании. Для установления законов той или иной области явлений во мн. случаях необходимо исключить из рассмотрения ряд таких свойств и отношений изучаемых объектов (без к-рых эти объекты реально не могут существовать), учет к-рых заслонил бы существо изучаемого процесса. Так, в механике и электродинамике во мн. случаях целесообразно отвлечься не просто от конкретных размеров объектов, но вообще от наличия у них каких бы то ни было размеров и рассматривать соответствующие законы как говорящие о «материальных точках» или «точечных зарядах», причем в одних случаях «точками» оказываются атомы, а в других – планеты солнечной системы. Эту сторону процесса И. раскрыл Энгельс на примере такого абстрактного объекта, как идеальная паровая машина. В «Диалектике природы» он писал о С. Карно: «Он изучил паровую машину, проанализировал ее, нашел, что в ней основной процесс не выступает в чистом виде, а заслонен всякого рода побочными процессами, устранил эти безразличные для главного процесса побочные обстоятельства и сконструировал идеальную паровую машину (или газовую машину), которую, правда, так же нельзя осуществить, как нельзя, например, осуществить геометрическую линию или геометрическую плоскость, но которая оказывает, по-своему, такие же услуги, как эти математические абстракции: она представляет рассматриваемый процесс в чистом, независимом, неискаженном виде» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 543–44). Введение идеализиров. объектов позволяет осуществлять переход от эмпирически найденных законов к их строгой формулировке, выражать законы на языке математики, производить дедуктивное построение соответствующей области знания. И. необходима при построении абстрактных схем реальных процессов, нужных для более глубокого проникновения в закономерности их протекания; в этом смысле метод моделирования, имеющий такое важное значение в кибернетике, неотделим от И. Признаком науч. И., отличающим ее от бесплодной фантазии, является то, что порожденные в ней идеализиров. объекты в определ. условиях и с к л ю ч а ю т с я, т.е. находят истолкование в терминах неидеализиров. объектов. Понятия об идеализиров. объектах, входящие в науч. теории, на той или иной стадии развития науки – через ряд промежуточных интерпретаций или непосредственно – обязательно получают реальное истолкование в к.-л. областях действительности. Существенно, что это имеет место при всяком применении содержащей их теории к решению к.-л. задач, возникающих в естествознании, технике, нар. х-ве и др. областях практич. деятельности. Именно практика (включая практику систематич. науч. наблюдений и экспериментов) подтверждает правомерность тех отвлечений, к-рые порождают понятия об идеализиров. абстрактных объектах, служит критерием плодотворности И. в познании. Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Эйнштейн А. и Инфельд Л., Эволюция физики, пер. с англ., М., 1956; ?ойа Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., М., 1957. В. Бирюков. Москва. . смотреть
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
ИДЕАЛИЗАЦИЯ или идеализирование есть ложное восприятие действительности, видоизмененной в приближении к идеалу вследствие усиления и выдвигания пол. смотреть
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
ИДЕАЛИЗАЦИЯ (франц. idealisation, от ideal — идеал) — понятие, означающее представление о чем-либо в предельном, более совершенном виде, чем он. смотреть
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
– психический процесс, благодаря которому человек приписывает другим людям несвойственные им совершенные качества, свойства, достоинства, черты характера. В классическом психоанализе идеализация связана прежде всего с завышенной эмоциональной оценкой другого лица. В работе «О нарциссизме» (1914) З. Фрейд дал следующее определение идеализации: «Идеализация – процесс, происходящий с объектом, благодаря которому этот объект, не изменяясь в своей сущности, становится психически более значительным и получает более высокую оценку». Он полагал, что в предельном своем обобщении идеализацию можно рассматривать как своего рода сублимирование. З. Фрейд исходил из того, что в области чувств часто наблюдается переоценка одного человека другим. Родители имеют, как правило, навязчивую потребность приписывать своему ребенку всевозможные достоинства, которыми в действительности он не обладает. Для большинства матерей их собственный ребенок является самым умным, красивым и добрым. Они не замечают его недостатков, наделяют ребенка одними достоинствами, видят только то, что хотят видеть. Если посторонний человек воспринимает ребенка капризным и упрямым, а таковым он может быть на самом деле, то для родителей их родное дитя – верх совершенства. Каприз, с их точки зрения, – это не менее как проявление нестандартного поведения, упрямство – признак самостоятельности. Часто родительская любовь не только слепа, она заставляет родителей видеть в ребенке тот идеал, о котором они мечтали с момента рождения малыша и которого сами не смогли достичь в жизни. Дети также склонны идеализировать своих родителей: папа и мама самые красивые и самые умные. Ребенок берет с них пример, наделяя их всевозможными добродетелями. Только со временем, по мере своего развития он может обнаружить изъяны в том идеале, который он себе нарисовал. Но бывает и так, что родительский идеал сохраняется у человека на всю жизнь. З. Фрейд обратил внимание на то обстоятельство, что эмоциональное отношение одного человека к другому может сопровождаться сексуальной переоценкой им этого другого. В своих работах он неоднократно подчеркивал, что влюбленность чаще всего приводит к завышенной сексуальной оценке. Для влюбленного нет совершеннее того человека, которого он любит. Более того, влюбленный склонен боготворить объект своей любви. Для него любимый человек – идеал, и он не может критически относиться к нему. Все недостатки любимого человека, которые явно бросаются в глаза другим людям, он воспринимает как достоинства. Идеализация имеет место до тех пор, пока сохраняется влюбленность. С точки зрения З. Фрейда, «половая переоценка объекта является его идеализацией». Идеализация тесно связана с процессом образования идеала-Я, то есть она одинаково возможна, по словам З. Фрейда, в области как «объект-либидо», так и «Я-либидо». В последнем случае человек идеализирует самого себя (самоидеализация). Такая самоидеализация может приводить к мании величия и другим психическим заболеваниям. Осмысление проблемы идеализации нашло отражение в работах ряда психоаналитиков. Так, М. Кляйн (1882–1960) соотнесла процесс идеализации с защитой от влечения к разрушению, деструкции и высказала идею, согласно которой маленький ребенок склонен превращать «хорошую» грудь матери в «идеальную» грудь, способную предоставить ему неограниченное, вечно длящееся удовлетворение. В этом отношении идеализация хорошей груди как бы противостоит плохой, «пожирающей», «преследующей» груди, и идеализированная грудь является «средством защиты от тревоги». В представлении К. Хорни (1885–1952) идеализация может иметь разную направленность, связанную с возвеличиванием пациентом других людей или самого себя. При идеализации других людей невротик уступает им то, что принадлежит ему по праву, придает их оценке себя несоразмерно большое значение, в то время как его собственная самооценка теряет всякую ценность. В том случае, когда он идеализирует себя, наблюдается самовозвеличивание невротика. смотреть
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
ИДЕАЛИЗАЦИЯидеализирование; идеализировать — представлять что-либо лучшим, более совершенным, чем оно есть на деле.Словарь иностранных слов, вошедших в. смотреть
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
ИДЕАЛИЗАЦИЯ — одностороннее изображение какого-либо объекта со стороны его положительных качеств при полном игнорировании качеств отрицательных. Литер. смотреть
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
одностороннее изображение какого-либо объекта со стороны его положительных качеств при полном игнорировании качеств отрицательных. Литературное творчество всякого писателя детерминировано бытием того класса, психоидеологию которого он выражает. Восприятие писателем окружающего мира вследствие этого неоднородно: оно тяготеет к акцентированию в нем вредных явлений в том случае, когда действительность чужда автору и, наоборот, когда художник изображает явление социально близкое, он подчеркивает в нем положительные стороны. Классическим примером такой И. может служить экспозиция Штольца. Штольц играет в романе Гончарова функцию контробраза по отношению к Обломову. Характеристика его изобилует поэтому упоминанием о всех тех качествах, к-рые у Обломова отсутствуют вовсе. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Движений лишних у него не было. Он шел твердо, бодро, жил по бюджету. Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе. У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд. » и т. п. («Обломов», часть 2, гл. II). В характере и поведении такого рода деятелей русского промышленного капитализма было немало темных и отрицательных сторон; Гончаров не говорит о них, ибо сочувствует Штольцу, ибо образ последнего соответствует всем социальным устремлениям гончаровского творчества, яркого выражения процесса распада буржуазного патриархализма. Однако объект И. не обязательно должен принадлежать к той же классовой группе, какая представлена данным автором. Не менее часты случаи, когда идеализируются образы, лежащие на пути социальной ориентации соответствующей классовой группы. Так напр. идеализирован «первый хозяин, к-рый когда-либо бывал на Руси» — Костанжогло в «Мертвых душах» Гоголя: у него и сеянный лес («у другого в пятьдесят лет не поднялся так, а у него в восемь вырос»), и блестящее имение, и несметное богатство, и, главное, необыкновенное уменье хозяйствовать. Этот образ кулака-буржуа дан в сугубо восторженных характеристиках, в противовес рушащемуся миру мелкопоместной Руси, как предмет вожделений «приобретателя» Чичикова. Не менее характерен и другой пример — И. мужика в творчестве Льва Толстого. В образе Платона Каратаева подчеркнуты как раз те черты, которые должны показать читателям Л. Толстого с наилучшей стороны русского крестьянина. Черты эти — ласковая доброжелательность к барину, набожность, незлобивость к врагу, доходящая до полного непротивления злу, наконец какая-то особая «певучесть» голоса, округлость манер и т. п. Такой образ мужика закономерно возникает у художника русской кающейся аристократии, и идеализация Каратаева обусловлена исканиями Пьера Безухова. «В произведениях Толстого „народ“ фигурирует только мимоходом и только в той мере, в какой он нужен художнику для того, чтобы изобразить душевное состояние героя-дворянина» (Г. Плеханов, Н. А. Некрасов, Сочин., т. X, стр. 379). Подробнее об И. — см. статью «Образ». Там же даны и библиографические указания. А. Ц. смотреть
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
(фр. idealization от фр. ideal — идеал).— 1) Метод худож. обобщения, предельно акцентирующий в чувственно-образной форме как позитивные ценности, так и негативные стороны действительности; в творческой практике иногда переплетается с типизацией, но чаще сводится к возвышению позитивного объекта, одухотворению его, представлению эстетически значимым, вплоть до возведения к образцу, идеалу посредством придания ему совершенного облика (Совершенство). В иск-ве, по словам Чернышевского. «бывает идеализация в хорошую и дурную сторону, или,просто говоря,преувеличение». Иными словами, И. может совершаться не только в сторону положительного, но и в обратном направлении, когда, напр., пошлость идеализируется в сторону ужасного или смешного. Плеханов отмечал присущую романтизму И. отрицания буржуазного образа жизни. В народном искусстве И. может носить как пародийно-игровой, так и лубочно-идиллический характер. Во всех случаях И. в большей мере ориентируется на норму-образец, чем на познавательно-аналитический подход к действительности, присущий типизации. Если в типизирующем иск-ве идеал — это «отношения, в которые ставит друг к другу автор созданные им типы, сообразно с мыслию, которую он хочет развить своим произведением» (Белинский), то в иск-ве идеализирующем воплощением идеала чаще становятся образы-характеры, раздумья и чувства художника или народного коллектива, выраженные в открытых лирических, публицистических фрагментах. И., с одной стороны, свойственна «этикетным» формам культуры, связанным с обычаями, ритуалами, где творческий процесс подчинен канону. С др. стороны, будучи результатом активизации сознания в сторону желаемых форм жизни и ценностей, И. раскрывает потенциальные возможности человека в предчувствии или на гребне социальных перемен, когда иск-во ориентируется не столько на то, что есть в действительности, сколько на то, что и как должно быть в ней. И. свойственна иск-ву любой культуры, на первоначальных этапах ее развития, фольклору, мн. восточным, африканским, латиноамер. худож. явлениям, античной классике, иск-ву западноевроп. и рус. средневековья, классицизму, романтическим направлениям. К И. тяготеют архитектура, декоративное иск-во, классический балет, лирика, монументально-мемориальная скульптура, хотя последняя не исключает типизации, что свойственно совр. тенденциям ее развития. 2) Намеренное или непроизвольное игнорирование художником теневых и драматических сторон жизни, ее фальшивое приукрашивание, «лакировка» в произв. нск-ва. Подобная И. выводит произв. из сферы худож. ценностей. смотреть
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
1. преувеличение достоинств, влияния, роли другого человека до степени, в которой теряется способность замечать его слабости и недостатки, и одновременно с тем происходит умаление собственных достоинств. В явно болезненных случаях возникает склонность обожествлять такого человека, делать его свои кумиром, образцом для слепого подражания и идентификации, и в то же время идеализация может приводить к самопожертвованию, зависимости, сервилизму либо к агрессии и гомоциду. Так, кумир толпы певец Д.Ленан был убит своим фанатичным поклонником, но вещи музыканта уже много лет продаются как драгоценные реликвии (очки проданы за 1 миллион долларов, унитаз – за 14 тысяч долларов и т.д.). Психологию такого типа людей Б.Окуджава выражает словами:»Мне нужно на кого-нибудь молиться». И, следовательно, кого-нибудь ненавидеть и проклинать только потому, что в этом существует анормальная для зрелого человека потребность. Идеализация сосуществует бок о бок с демонизацией когоили чего либо, оба эти полярных явления на самом деле представляют противоположные стороны некоего объекта; 2. представление чего-либо лучшим, чем оно есть на самом деле; 3. мысленное представление объектов, которых в действительности не существует (идеальный газ, человек без недостатков, типично протекающая шизофрения и др.); 4. в психоанализе – защитный механизм, посредством которого мысленное представление объекта, по отношению к которому у кого-то имеются противоречивые чувства, расщепляется на два концептуально полярных представления, одно из которых воспринимается как абсолютно «плохое», а другое – полностью, предельно «хорошее». Понятие содержит два момента: а) построение идеального, совершенного объекта и б) овеществление идеи. Идеализация отличается от восхищения тем, что: а) идеализирующий нуждается в существовании совершенного объекта и отрицает наличие у идеализируемого объекта свойств, которые не вписываются в односторонюю картину его представления; б) идеализация ведёт к зависимости от идеализируемой личности, раболепию по отношению.к ней, а не к соревнованию и подражанию. С помощью идеализации «покупается» освобождение от вины и депрессии ценой потери самоуважения; 5. в более общем смысле процесс преодоления конфликта или стресса путём приписывания преувеличенных положительных качеств другим людям. смотреть
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
— конструирование мышлением особого рода реальности — мира теоретических объектов, которые существенно отличаются по своим свойствам от мира эмпирических (абстрактных) объектов, мира чувственно-воспринимаемых объектов, а тем более — мира реальных объектов («вещей самих по себе»). Примеры теоретических, идеальных объектов хорошо известны (это — все объекты «чистой» математики и логики, а также значительное число объектов теорий естествознания, социальных наук и философии: инерция, материальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация, трансцендентальный субъект и т. д. и т. п.). Существует два основных способа идеализации: 1) через предельный переход, как продолжение и дополнение абстрагирования путем максимизации значений (0 или 1), отдельных реально наблюдаемых свойств (протяженность, прямизна, поглощение энергии и т. д. и т. п.); 2) как независимая от абстрагирования, самостоятельная операция, когда идеальные объекты вводятся (задаются) конструктивно, по определению (иррациональные числа, бесконечно-мерные пространства и т. д.). Исторически первым способом идеализации было введение идеальных объектов через предельный переход. И до сих пор он является ведущим в естественных и социально-гуманитарных науках, а когда-то был основным и при построении математических и логических теорий (например, при конструировании теоретических объектов геометрии в Древней Греции). Второй способ идеализации используется в основном в рамках современных математических и логических теории. Начало его широкого применения в этих науках можно отнести к времени построения и принятия неевклидовых геометрий (т. е. начиная с середины XIX в.). (См. теория, теоретическое и эмпирическое, теоретический объект). смотреть
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
(франц. idealisation, от ideal » идеал), процесс идеализации, мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для к-рых имеются прообразы в реальном мире. Процесс И. характеризуется отвлечением от свойств и отношений, необходимо присущих предметам реальной действительности и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, к-рые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам. Примером понятия, являющегося результатом И., может быть «точка»: невозможно найти в реальном мире объект, представляющий собой точку, т. е. объект, к-рый не имел бы измерений. Аналогичный характер имеют понятия «прямая линия», «окружность», «абсолютно чёрное тело», «инерция». О понятиях, являющихся результатом И. (их часто называют просто идеализациями), говорят, что в них мыслятся идеализированные (или идеальные) объекты. Образовав с помощью И. понятие о такого рода объекте, можно в дальнейшем оперировать с ним в рассуждениях как с реально существующей вещью и строить абстрактные схемы реальных процессов, служащие для более глубокого их понимания; в этом смысле И. тесно связана с методом моделирования. Признаком науч. П., отличающим её от бесплодной фантазии, является то, что порождённые в ней идеализированные объекты в определ. условиях находят истолкование в терминах неидеализированных (реальных) объектов. Подтверждением правомерности тех отвлечений, к-рые порождают понятия об идеализированных объектах, служит практика (включая практику систематич. науч. наблюдений и экспериментов) критерий плодотворности И. в познании. смотреть
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
процесс мысленного конструирования представлений и понятий об объектах, не существующих и не могущих существовать в действительности, но сохраняющих н. смотреть
Источник