- Как измерить расстояние на карте с помощью градусной сетки?
- Как измерить расстояние на карте с помощью градусной сетки?
- Урок по географии для 6 класса по теме «Градусная сеть»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Краткое описание документа:
Как измерить расстояние на карте с помощью градусной сетки?
С помощью карты можно определять расстояние между точками на земной поверхности, но точность таких вычислений невысока.
Ситуация относительно проста, если точки лежат на одном меридиане. Все меридианы имеют одинаковую длину. Можно подсчитать, что одному градусу широты соответствует примерно 111,3 км реальной длины. Поэтому надо найти разницу в долготе между точками и умножить ее на 111,3 км. Например, если точка А находится на северной широте 50°, а Б располагается на северной широте 32°, и при этом у них совпадает долгота, то расстояние между ними составит.
111,3х(50° – 32°) = 111,3х16 = 1780,8 км
Ситуация меняется, когда одна точка имеет северную, а другая – южную широту. В этом случае широты уже надо складывать. Так, если бы точка Б из предыдущего примера располагалась бы на южной широте 32°, то расстояние от А до Б составило бы:
111,3х(50° + 32°) = 111,3х82 = 9126,6 км
Ситуация усложняется, когда точки находятся на разных меридианах, но на одной параллели. Если у обеих точек долгота западная (или, наоборот, восточная), то сначала надо найти разницу их долгот. Если же одна точка имеет восточную, а другая западную долготу, то их надо суммировать. Далее результат надо умножить на длину 1° параллели. Эта длина у параллелей различна и зависит от их широты. Можно воспользоваться таблицей ниже:
Широта параллели | Длина ее дуги величиной в 1° |
---|---|
0° | 111,3 |
5° | 110,9 |
10° | 109,6 |
15° | 107,6 |
20° | 104,6 |
25° | 102,1 |
30° | 96,5 |
35° | 91,3 |
40° | 85,4 |
45° | 78,8 |
50° | 71,7 |
55° | 64,0 |
60° | 55,8 |
65° | 47,2 |
70° | 38,2 |
75° | 28,9 |
80° | 19,4 |
85° | 9,7 |
90° | 0 |
Например, нужно найти расстояние между точками, имеющими координаты:
А – 60° с. ш, 39° з. д.
Б – 60° с. ш, 25° з. д.
Широты у них одинаковы, поэтому смотрим на долготу. Она у обеих точек западная, поэтому надо найти их разницу:
39° – 25° = 14°
Полученный результат надо умножить на длину 1° параллели, широта которой составляет 60°. По табличке определяем, что на широте 60° дуга в 1° имеет длину 55,8 км. Перемножаем два числа:
14°х 55,8 км = 781,2 км
Список использованных источников
Источник
Как измерить расстояние на карте с помощью градусной сетки?
С помощью карты можно определять расстояние между точками на земной поверхности, но точность таких вычислений невысока.
Ситуация относительно проста, если точки лежат на одном меридиане. Все меридианы имеют одинаковую длину. Можно подсчитать, что одному градусу широты соответствует примерно 111,3 км реальной длины. Поэтому надо найти разницу в долготе между точками и умножить ее на 111,3 км. Например, если точка А находится на северной широте 50°, а Б располагается на северной широте 32°, и при этом у них совпадает долгота, то расстояние между ними составит.
111,3х(50° – 32°) = 111,3х16 = 1780,8 км
Ситуация меняется, когда одна точка имеет северную, а другая – южную широту. В этом случае широты уже надо складывать. Так, если бы точка Б из предыдущего примера располагалась бы на южной широте 32°, то расстояние от А до Б составило бы:
111,3х(50° + 32°) = 111,3х82 = 9126,6 км
Ситуация усложняется, когда точки находятся на разных меридианах, но на одной параллели. Если у обеих точек долгота западная (или, наоборот, восточная), то сначала надо найти разницу их долгот. Если же одна точка имеет восточную, а другая западную долготу, то их надо суммировать. Далее результат надо умножить на длину 1° параллели. Эта длина у параллелей различна и зависит от их широты. Можно воспользоваться таблицей ниже:
Широта параллели | Длина ее дуги величиной в 1° |
---|---|
0° | 111,3 |
5° | 110,9 |
10° | 109,6 |
15° | 107,6 |
20° | 104,6 |
25° | 102,1 |
30° | 96,5 |
35° | 91,3 |
40° | 85,4 |
45° | 78,8 |
50° | 71,7 |
55° | 64,0 |
60° | 55,8 |
65° | 47,2 |
70° | 38,2 |
75° | 28,9 |
80° | 19,4 |
85° | 9,7 |
90° | 0 |
Например, нужно найти расстояние между точками, имеющими координаты:
А – 60° с. ш, 39° з. д.
Б – 60° с. ш, 25° з. д.
Широты у них одинаковы, поэтому смотрим на долготу. Она у обеих точек западная, поэтому надо найти их разницу:
39° – 25° = 14°
Полученный результат надо умножить на длину 1° параллели, широта которой составляет 60°. По табличке определяем, что на широте 60° дуга в 1° имеет длину 55,8 км. Перемножаем два числа:
14°х 55,8 км = 781,2 км
Список использованных источников
Источник
Урок по географии для 6 класса по теме «Градусная сеть»
Тема: «Градусная сеть»
Цель : сформировать представление о параллелях, меридианах, градусной сети; формировать умения измерять расстояние по карте и глобусе с помощью линий градусной сети, определять направления по глобусу и картам.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, учебники и тетради
Тип урока – урок – изучение нового материала
1. Изучение нового материала
— Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси. За какой промежуток времени она делает полный оборот? (24 часа)
— А как называются точки, которые не вращаются, потому что через них походит воображаемая ось Земли? (полюса)
— А сколько у нас полюсов? (2)
— А вы знаете, кто впервые достиг полюсов?
(Учащиеся, получившие опережающие задания, рассказывают об открытии полюсов)
Да, отважные были путешественники. А вы хотите путешествовать?
Чтобы отправиться в путешествие, необходимо знать местонахождение того или иного географического объекта или географический адрес. Представьте себе шахматную доску. Она состоит из клеток, каждая из которых имеет свой адрес, в виде буквы и цифры. Зная их мыв легко передвигаем шахмату в нужное место. А теперь обратите внимание на карту и глобус. Видите на них тоже есть клеточки. Это ребята градусная сеть. Запишем определение в тетрадь! Это пересекающиеся продольные и поперечные линии в карте и глобусе. Давайте поближе познакомимся с этими линиями! Одну из них вы уже знаете.
— Как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов? (экватор)
— А какова длина экватора? (40000 км). Экватор – это окружность, а окружность имеет еще и градусную длину. Она составляет 360 градусов. Зная это мы можем узать сколько километров в одном градусе по экватору. Что мы для этого сделаем? Мы 40000 км/360 градусов=111 км в 1 градусе по экватору. Сделаем запись в тетради и выделим ее в рамочку. Эти знания помогут нам определять расстояние между объектами без помощи масштаба. Но об этом чуть позже. А сейчас нарисуем в тетради окружность, расставим на ней полюса и экватор и начнем знакомство с линиями градусной сетки.
Первые линии – меридианы. Найдете в учебнике (с.28) определение, что такое меридианы. Запишем определение в тетрадь. Это линии, совпадающие с направлением полуденной тени. На карте меридианы выглядят так. (заполнение рисунка)
— Какое направление они показывают? (север-юг)
— Какие точки соединяют? ( полюса)
— Как выглядят меридианы на карте? (дуги)
— Они равны по длине или нет? (да)
А какова же длина меридианов? Если экватор – это окружность, а меридианы – это дуги, а дуга – это половина окружности, следовательно длина меридианов 20000 км или 180 градусов, а так как они все равны, то в 1 градусе по меридиану будет 20000 / 180 = 111 км как и у экватора.
— Через сколько градусов проведены меридианы? (10)
Отсчет градусов меридианов начинается от нуля градусов или нулевого меридиана, который проходит через гринвичскую обсерваторию в окрестностях Лондона, поэтому его еще называют гринвичским. Зная сколько километров в 1 градусе по меридиану, можно определять расстояние между объекты, находящимися на одном меридиане. Нарисуем схему:
Сначала мы должны определить разницу в градусах. Если объекты находятся по одну сторону от экватора мы их градусные меры вычитаем из большего меньшее, если по разные стороны от экватора, то складываем, результат умножаем на 111 км, получаем искомое расстояние.
Градусная мера меридианов от 0 до 180 градусов.
Следующие линии параллели. Прочитайте определение (с. 29). Запишем его в тетради. Это поперечные линии, проведенные параллельно экватору.
— Все ли параллели имеют одинаковую длину? (нет). Длина каждой параллели подписана у рамки карты. Их длина уменьшается от экватора к полюсам. Самая длинная параллель – экватор.
— как показаны параллели в карте? (окружности)
— Какое направление они показывают? (запад-восток)
— Можно ли совершить кругосветное путешествие, двигаясь по одной параллели? (да)
Градусная мера параллелей от нуля до 90 градусов.
Через каждую точку земной поверхности можно провести всего одну параллель и один меридиан. То есть, если кто-то из вас станет лицом к северу, а спиной на юг, через центр вас пройдет меридиан, а через расставленные в стороны руки параллель (рис 17, с.28). С помощью параллелей и меридианов можно определять направление различных географических объектов!
— Что нового вы сегодня узнали на уроке
— Определить расстояние от северного до южного полюса
— От южного полюса до экватора
— Длину Африки по 20 меридиану
— Расстояние от Каира до Санкт-Петербурга
— Определить направление от Парижа до Москвы
— В каком направлении от Москвы находится Черное море
3. Выставление оценок
4. д\з параграф 11; с.29 вопрос № 3.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Моховская средняя общеобразовательная школа»
ПО ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ
Учитель географии: Абрамова Олеся Викторовна.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 199 человек из 61 региона
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 608 человек из 78 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Тип урока — урок изучение нового материала. Конспект разработан таким образом, чтобы учащиеся путем ответов на несложные вопросы изучили новый материал. На уроке используется опережающее задание (об открывателях северного и южного полюсов), к которому дети должны подготовиться самостоятельно. Также используется работа с книгой и схематические рисунки.
В конце урока дети смогут определять расстояние между объектами при помощи линий градусной сети. В разработке используется «тест и взаимопроверка , которая позволяет учащимся самим объективно оценить полученные знания.
Выдержка из текста:
Да, отважные были путешественники. А вы хотите путешествовать? Чтобы отправиться в путешествие, необходимо знать местонахождение того или иного географического объекта или географический адрес. Представьте себе шахматную доску. Она состоит из клеток, каждая из которых имеет свой адрес, в виде буквы и цифры. Зная их мы легко передвигаем шахмату в нужное место.
А теперь обратите внимание на карту и глобус. Видите на них тоже есть клеточки. Это ребята градусная сеть. Запишем определение в тетрадь! Это пересекающиеся продольные и поперечные линии в карте и глобусе. Давайте поближе познакомимся с этими линиями! Одну из них вы уже знаете.
— А какова длина экватора? (40000 км). Экватор – это окружность, а окружность имеет еще и градусную длину. Она составляет 360 градусов. Зная это мы можем узнать сколько километров в одном градусе по экватору. Что мы для этого сделаем? Мы 40000 км/360 градусов=111 км в 1 градусе по экватору. Сделаем запись в тетради и выделим ее в рамочку. Эти знания помогут нам определять расстояние между объектами без помощи масштаба. Но об этом чуть позже.
А сейчас нарисуем в тетради окружность, расставим на ней полюса и экватор и начнем знакомство с линиями градусной сетки. Первые линии – меридианы. Найдете в учебнике (с.28) определение, что такое меридианы. Запишем определение в тетрадь. Это линии, совпадающие с направлением полуденной тени. На карте меридианы выглядят так. (заполнение рисунка)
А какова же длина меридианов? Если экватор – это окружность, а меридианы – это дуги, а дуга – это половина окружности, следовательно длина меридианов 20000 км или 180 градусов, а так как они все равны, то в 1 градусе по меридиану будет 20000 / 180 = 111 км как и у экватора.
— Через сколько градусов проведены меридианы? (10)Отсчет градусов меридианов начинается от нуля градусов или нулевого меридиана, который проходит через гринвичскую обсерваторию в окрестностях Лондона, поэтому его еще называют гринвичским. Зная сколько километров в 1 градусе по меридиану, можно определять расстояние между объекты, находящимися на одном меридиане.
Сначала мы должны определить разницу в градусах. Если объекты находятся по одну сторону от экватора мы их градусные меры вычитаем из большего меньшее, если по разные стороны от экватора, то складываем, результат умножаем на 111 км, получаем искомое расстояние.
Градусная мера меридианов от 0 до 180 градусов.Градусная мера параллелей от нуля до 90 градусов. Через каждую точку земной поверхности можно провести всего одну параллель и один меридиан. То есть, если кто-то из вас станет лицом к северу, а спиной на юг, через центр вас пройдет меридиан, а через расставленные в стороны руки параллель (рис 17, с.28). С помощью параллелей и меридианов можно определять направление различных географических объектов!
Источник