Способ измерения рыночной власти

Монополия и рыночная власть, ее измерение Показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках

Монополия – рыночная структура, когда существует единственный продавец на рынке, у которого нет близких заменителей.

Монополия — противоположность совершенной кон­куренции.

Свойства: 1.наличие единственного продавца товара, который не имеет близких заменителей;

1. уникальность продукции;

2. полнота информации у монополиста

3. непреодолимые барьеры для входа на рынок конкурентов.

В реальной действител-ти чистой монополии почти нет, поэтому этот термин заменяют понятием «рыночная власть».

Степень монополистической власти отдельной фирмы зависит от доли продаж фирмы на рынке, от наличия близких заменителей и т.д.

Рыночная власть – способность фирмы влиять на цену с помощью изменения объемов предложения.

Рыноч.власть опред-ся как величина обратная ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Д/дан.модели рынка хар-на низкая эластичность спроса на товар, что объяс-ся его уникальностью и незаменимостью.

Чтобы обладать монопольной властью, фирма должна иметь кривую спроса с отрицат-ым наклоном. Это значит, что фирма должна снизить цену, чтобы продать больше ед. товара. Из этого следует, что MR(предельный доход) монополиста всегда меньше цены товара, т.е. рис.1

Цель монополиста – максимизация прибыли. Объем произв-ва продукции, обеспечивающий max-зацию прибыли, определяется из равенства MR=MC (предельн доход=предельн издержки)(как и в совершенной конкуренции).

Фирма – монополист в краткосроч.периоде м.получать как положит-ю, так и 0-ю, и даже отрицат-ю прибыль. Это опред-ся условиями спроса. Если монополист сталкив-ся с отрицат-й прибылью, он прекращает произ-во дан.товара. и дожидается изм-й спроса, к-е позволят получать положит-ю эк.прибыль.

В долгосроч.периоде условием максимизации яв-ся объем впуска, при к-м MR=LMC. Прибыль монополии в долгосроч.периоде либо положит-я, либо нулевая.

Ценовая дискриминация (Ц.д.) – практика установления разным покупателям различных цен на 1 и тот же товар, при этом ценовые различия не связаны с различиями в издержках фирм. Условия осуществления ценовой дискриминации:

— продавец обладает определенной рын.властью;

— продавец способен сегментировать рынок, т.е. выделять покупателей в группы в соответствии с их готовностью платить за продукт.

— покупатель не способен перепродать купленный товар.

Ценовая дискриминация позволяет продавцу увеличить свою Pr за счет перераспределения в свою пользу потребительского излишка. Она часто исп-ся фирмой в ходе конкурентной борьбы для привлечения новых покупателей за счет разного рода скидок в зависимости от V покупок, сезонности и т.д.

Ценовая дискриминация 1 степени (совершенная дискр.) — продажа каждого товара по индивидуальным ценам, установ-е разл-х цен на один и тот же товар. При этом продавец должен иметь возм-ть определить платежеспос-ть конкретного покупателя и предложить д/него индивидуальную цену.

Ценовая дискриминация 2 степени — разделение всего объема выпуска на части и продажа этих частей по разным ценам в соответствии с готовностью потребителя платить за продукт. Н-р: в магазин и на рынок. Эфф-на при положит-м эффекте масштабов пр-ва и продажи тов-в , когда при увел-ии объема пр-ва сред.изд-ки сниж-ся. (пример «снятие сливок»). Ценовая дискриминация 2 степени часто принимает форму скидок. (например, в завис-ти от размера партии).

Читайте также:  Феликс промывка системы охлаждения способ применения

Ценовая дискриминация 3 степени – установ-е разл.цен на товары д/отдельных групп покупателей, а не отд-х партий т-ра. В эт.случ.имеет место сегментация рынка. Наибольшая цена будет устанав-ся д/покупателей с менее эластич-м спросом по цене. Н-р: общий билет — 10р, детский — 5р, пенсионерам — беспл.

С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой — большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти и ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство.

Существуют 3 показателя монопольной власти:

1. Индекс монопольной власти Лернера: 0r монопольная власть, тем > величина индекса.

2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана , где xi – доля каждой фирмы в отрасли, выраженная в %-х.

Обычно рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, когда Ihh

Источник

Измерение рыночной власти с использованием индексов монополизации (концентрации) рынка

1) Индекс Лернера.В качестве измерителярыночной(монопольной) власти считается величина, на которую цена, максимизирующаяся прибыль, превышает предельные издержки. В условиях чистой конкуренции цена равна предельным издержкам и предельному доходу: P = MC = MR, что позволяет максимизировать прибыль. Для монополии цена превышает предельные издержки P > MC. Этот метод определения монопольной власти был предложен в 1934 году экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:

L = (P – MC) / P

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы: P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.

Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма:

L = (P – MC) / P = – 1 / Ed,

где Ed означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса. Данная формула представляет собой правило «большого пальца» для ценообразования для монополиста. Левая часть равенства (P – MC) / P показывает превышение цены над предельными издержками как процент от цены. Превышение равно величине, обратной эластичности 1 / Ed спроса, взятой с обратным знаком. Цену можно выразить через предельные издержки:

и рассчитать как простую накидку над предельными издержками. Таким образом, имея информацию об эластичности спроса, а также данные, характеризующие предельные издержки фирмы, руководитель фирмы может рассчитать цену продукции по данной формуле. Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, и, наоборот, при неэластичном спросе у монополии создается больше возможностей «взвинчивать» цены и получать монопольные доходы.

Однако, поскольку MC трудно вычислить, то обычно их заменяют средними издержками (ATC), тогда формула примет вид:

Если умножим числитель и знаменатель дроби на Q, то получим формулу, по которой определяет норма прибыли:

(P – ATC) Q Прибыль

──────── = ─────── 100% = норма прибыли

P Q Выручка

Таким образом, показателем степени монополизации рынка является, в конечном счете, величина нормы прибыли.

Читайте также:  Способ создания оглавления этого документа

2) Эффект Харбергера.Первой попыткой эмпирической оценки потерь от монополии была предпринята Арнольдом Харбергером в 1954 г. Сделав предположение о единичной эластичности спроса и собрав данные по отклонению отраслевой прибыли от средней, он оценил потери от монополии для группы отраслей, производящих 45% выпуска в обрабатывающей промышленности США. Экстраполируя оценку на всю промышленность, он рассчитал, что за период с 1924 по 1928 гг. ежегодные потери общих убытков («мертвого груза») составляли 6% ВНП США. Расчет по этой методике для 1988 г. Дает результат на уровне 4,8 млрд. долл., или примерно 20 млрд. долл. на душу населения в год в США.

3) Индекс ГерфиндаляХиршмана.Этоиндекс концентрации отраслевого объема продаж показывает, какой объем производства в отрасли (в процентах от всех продаж) приходится на долю крупнейших 4, 8 и т.д. фирм. Индекс Герфиндаля-Хиршмана (HHI) учитывает как количество фирм на рынке, так и различие в размерах фирм. Формула индекса:

HHI =S 2 i,

где Si – доля i-й фирмы в продажах отрасли (в процентах). Максимальное значение индекса в условиях монополии равно 10 000. Ораны, проводящие в США антимонопольную политику, особое внимание уделяют отраслям, где значение индекса выше 1400.

6.4. Антимонопольная политика государства: необходимость, сущность и ее особенности в России.

Антимонопольное регулирование – это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены.

Как было уже отмечено, экономическим аргументом против монополии являются потери «мертвого груза», связанные с неэффективным размещением производственных ресурсов. Но он, однако, не был непосредственной причиной разработки антитрестовских законов. Их цель намного шире – способствовать защите конкуренции вообще.

Существует ряд отраслей, в которых монополия необходима (так называемая естественная монополия), и перед государством стоит задача регулирования цен и объемов производства в интересах общества. С существованием таких монополий государство и общество вынуждено мириться.

Однако, учитывая недостатки монополий, государство не может допустить реализации неограниченной монопольной власти других видов монополий.

Здесь могут быть реализованы следующие экономические подходы и методы антимонопольной политики государства.

1. Метод предельных издержек, который заключается в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена равнялась его предельным издержкам. Однако этот метод ведет к убыткам и необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств.

2. Метод средних издержек, который состоит в том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (то есть цена в любом случае равна средним издержкам). Однако этот метод не создает заинтересованности в минимизации издержек: монополист заранее знает, что его расходы будут компенсированы.

3. Метод установления или «потолка» или «пола» цен. Однако такая политика ведет или к дефициту продукции, ресурсов или к их избытку.

В целом,антитрестовская или антимонопольная политикапредставляет собой серию законов, цель которых – предотвратить фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики.

Читайте также:  111 способов повысить уровень своих энергетических вибраций

Среди основных административных и экономических мер антимонопольной политики выделяются:

1. Антитрестовское (антимонопольное) законодательство, препятствующее тайным сговорам, направленным на поддержание монопольных цен и установление контроля над предложением. В частности, наиболее известными антитрестовскими законами США являются:

— антитрестовский закон Шермана, 1890 г. Он признает незаконным и уголовно наказуемым создание монополий или сговор с этой целью, или ограничение свободы торговли. Незаконной считается монополия в случае, когда только одна фирма поставляет продукты или услуги, не отличающиеся высоким качеством, в силу подавления конкуренции каким-либо образом.

— закон Клейтона, 1914 г. Это акт гражданского кодекса и поэтому не налагает уголовной ответственности. Он лишь запрещает определенные виды деловой практики. Потерпевшие в результате монопольных действий могут обратиться в суд за возмещением убытков в троекратном размере.

— закон правительственной торговой комиссии, 1914 г. В соответствии с этим законом торговая комиссия для усиления действия антитрестовского законодательства. Законом Вилера Ли в 1938 году на эту Комиссию возложена также защита от ложной или вводящей в заблуждение рекламы.

2. Меры по коррекции поведения фирм-монополистов, состоящие в том, что правительство обязывает фирмы или группы фирм изменить свое поведение, сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной. В частности, примером такой структурной политики является разделение крупных компаний на ряд мелких независимых фирм. Для выявления монополизации, концентрации отраслевых рынков используют ряд индексов.

3. Постоянный государственный мониторинг монополизации рынка.

В частности, выработка и использование комплекса методик, позволяющих: а) устанавливать продуктовые и географические границы рынка; б) диагностировать рынок на предмет его концентрации, создающей условия для монополизации; в) измерять монопольные цены; г) определять условно конкурентный рынок для его сравнения с монополизированным и др.

Одна из методик, в частности, позволяет определять долю фиксированного числа предприятий на рынке. Так, например, в законе ФРГ против ограничения конкуренции введен показатель CR – Concentration Ratios. Через этот показатель количественно определяется «доминирующее положение на рынке», которое возникает, если:

— на 1 предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке;

— на 3 и менее предприятий приходится свыше ½ общего оборота;

— на 5 и менее предприятий приходится свыше 2/3 оборота.

4. Ограничениемонополизации рынка или принудительная демонополизация.

5. Запрещение установления монополистических цен. В частности, может проводиться налоговая политика, заставляющая снижать монопольные цены.

6. Финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих экономических субъектов. В частности, поощрение выпуска товаров-субститутов (товаров-заменителей).

7. Частая смена приоритетных для потребителя товаров как результат НТР8.

8. Интернационализация рынка. В частности, привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли и т. П.

«… плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции».

Источник

Оцените статью
Разные способы