- Как измерить расстояние на карте с помощью градусной сетки?
- Раздаточный материал для учащихся 6 класса: 1) Определение протяженности объектов с помощью градусной сетки; 2) Определение географических координат точек. материал по географии (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта
- Урок 7. География 6 класс ФГОС
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта»
Как измерить расстояние на карте с помощью градусной сетки?
С помощью карты можно определять расстояние между точками на земной поверхности, но точность таких вычислений невысока.
Ситуация относительно проста, если точки лежат на одном меридиане. Все меридианы имеют одинаковую длину. Можно подсчитать, что одному градусу широты соответствует примерно 111,3 км реальной длины. Поэтому надо найти разницу в долготе между точками и умножить ее на 111,3 км. Например, если точка А находится на северной широте 50°, а Б располагается на северной широте 32°, и при этом у них совпадает долгота, то расстояние между ними составит.
111,3х(50° – 32°) = 111,3х16 = 1780,8 км
Ситуация меняется, когда одна точка имеет северную, а другая – южную широту. В этом случае широты уже надо складывать. Так, если бы точка Б из предыдущего примера располагалась бы на южной широте 32°, то расстояние от А до Б составило бы:
111,3х(50° + 32°) = 111,3х82 = 9126,6 км
Ситуация усложняется, когда точки находятся на разных меридианах, но на одной параллели. Если у обеих точек долгота западная (или, наоборот, восточная), то сначала надо найти разницу их долгот. Если же одна точка имеет восточную, а другая западную долготу, то их надо суммировать. Далее результат надо умножить на длину 1° параллели. Эта длина у параллелей различна и зависит от их широты. Можно воспользоваться таблицей ниже:
Широта параллели | Длина ее дуги величиной в 1° |
---|---|
0° | 111,3 |
5° | 110,9 |
10° | 109,6 |
15° | 107,6 |
20° | 104,6 |
25° | 102,1 |
30° | 96,5 |
35° | 91,3 |
40° | 85,4 |
45° | 78,8 |
50° | 71,7 |
55° | 64,0 |
60° | 55,8 |
65° | 47,2 |
70° | 38,2 |
75° | 28,9 |
80° | 19,4 |
85° | 9,7 |
90° | 0 |
Например, нужно найти расстояние между точками, имеющими координаты:
А – 60° с. ш, 39° з. д.
Б – 60° с. ш, 25° з. д.
Широты у них одинаковы, поэтому смотрим на долготу. Она у обеих точек западная, поэтому надо найти их разницу:
39° – 25° = 14°
Полученный результат надо умножить на длину 1° параллели, широта которой составляет 60°. По табличке определяем, что на широте 60° дуга в 1° имеет длину 55,8 км. Перемножаем два числа:
14°х 55,8 км = 781,2 км
Список использованных источников
Источник
Раздаточный материал для учащихся 6 класса: 1) Определение протяженности объектов с помощью градусной сетки; 2) Определение географических координат точек.
материал по географии (6 класс) по теме
Инструкция поможет 6-классникам легко запомнить алгоритм определения протяженности объектов с помощью градусной сетки и определения географических координат точек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_protyazhyonnosti_obektov_s_severa_na_yug_s_pomoshchyu_gradusnoy_setki.doc | 684 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 44 »
Раздаточный материал для учащихся 6 класса
- Определение протяжённости объектов с помощью градусной сетки;
- Определение географических координат точек.
ФИО педагога: Денисова Светлана Михайловна
Определение протяжённости объектов с помощью градусной сетки
А) Если объект расположен по обе стороны от экватора
Б) Если объект расположен по одну сторону от экватора
1. Определить географическую широту точек:
2. Сложить полученные данные:
(получим расстояние в градусах)
3. Умножить расстояние на 111
( так как в 1 0 по меридиану 111 км )
4. Ответ: протяжённость объекта 6660 км
1. Определить географическую широту точек:
2. Вычесть из широты т.2 широту т.1 :
(получим расстояние в градусах)
3. Умножить расстояние на 111
( так как в 1 0 по меридиану 111 км )
4. Ответ: протяжённость объекта 3774 км
с Запада на Восток
А) Если объект расположен по обе стороны от нулевого меридиана
Б) Если объект расположен по одну сторону от нулевого меридиана
Длина 1 0 параллелей:
10 0 — 109,6 км (пример)
1. Определить географическую долготу точек:
2. Сложить полученные данные
17 + 9 = 26 (получим расстояние в градусах)
3. Умножить полученное число на длину 1 0 (это зависит от того, по какой параллели мы определяем расстояние, у нас параллель 10 0 )
26 х 109,6 = 2850
4. Ответ: протяжённость объекта 28500 км
1. Определить географическую долготу точек:
2. Вычесть из долготы точки1 долготу точки 2
80 – 20 = 60 (получим расстояние в градусах)
3. Умножить полученное число на длину 1 0 (это зависит от того, по какой параллели мы определяем расстояние, у нас параллель 10 0 )
60 х 109,6 = 6576
4. Ответ: протяжённость объекта 6576 км
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высоты мест
Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высот.
урок по географии в 6 классе «Градусная сетка и географические координаты»
Презентация предназначена для изучения и закрепления материала по данной теме. Урок по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Определение географических координат по географической карте» с использованием ЭОР
Урок географии в 6 классе. Цель урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуация.
Географический диктант. (Градусная сеть и географические координаты ).
Географический диктант. (Градусная сеть и географические координаты ). 2 варианта.
Практическая работа №4: «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам».
Данная практическая работа №4 отличается от аналогичных разработок наличием:- карточки задания №1 — где учащиеся в качестве «стартового спринта» работают по завершению формирования представлений о пар.
Определение по карте географических координат точек.
Определение по карте географических координат точек.
Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам
Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам.
Источник
Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта
Урок 7. География 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта»
Каждый из вас проживает в определенном месте, то есть имеет свой адрес. Любой географический объект тоже имеет свой «адрес», который позволит легко найти его месторасположение на карте.
Для того, чтобы найти месторасположение объектов, на глобусах и картах проведены продольные и поперечные линии, совокупность которых называют градусной сеткой.
Линию, которая соединяет Северный и Южный полюс, называют меридианом. Меридиан указывает направление на север и юг и в дословном переводе означает «полуденный», так как направление этой линии совпадает с направлением тени от предметов в полдень. Все эти линии равны по своей длине.
Меридиан представляет собой часть окружности, которую называют дугой. Дуга измеряется в градусах. На глобусах и географических картах градусы меридианов подписывают на линии экватора или у северного и южного края карты. Определим, чему будет равен 1 0 дуги меридиана. Окружность нашей Земли составляет 360 0 , а ее длина – 40000 км. Так как меридиан – это дуга, то её величина составляет 180 0 , а длина- 20000 км. Для того, чтобы узнать, чему равен 1 0 дуги меридиана, разделим 20000 км на 180 0 . Получим, что 1 0 дуги меридиана равен 111 км.
Зная длину 1 0 меридиана, на географической карте легко определить расстояние между двумя объектами. Определим расстояние в градусах между Вологдой и Рязанью. Эти города лежат на меридиане 40 0 . Расстояние между ними составляет 5 0 . Так как длина дуги 1 0 меридиана равна 111 км, то расстояние между этими городами равно 5*111, получаем 555 км.
Проверим эту величину при помощи масштаба. Измерим линейкой расстояние между этими городами. Получили 2,7 см. Теперь, чтобы найти расстояние между Вологдой и Рязанью умножим полученное значение на масштаб. Получили 540 км, то есть наши расчеты оказались примерно одинаковыми.
С меридианами пересекаются параллели.
Параллели – это условные линии, проведённые на земной поверхности параллельно экватору. В отличие от меридианов, параллели – это окружности, которые имеют разную длину. Как и меридианы, параллели обозначаются градусами. Самой большой параллелью является экватор. Как вы знаете, его длина составляет 40000 км.
По мере отдаления от экватора, длина других параллелей уменьшается. Из-за этого, длина 1 0 на разных параллелях будет разной. Подписывают эту величину в левой части карты рядом с величиной параллели. Так, длина 1 0 линии экватора составляет 111,3 км. Длина 1 0 десятой параллели составляет 109,6 км, а двадцатой параллели – 104,6 км.
С помощью параллелей и меридианов можно определить не только расстояние между объектами на карте, но и расположение объектов относительно сторон горизонта. Направление север – юг укажет расположение меридиана, а запад – восток – параллели.
Город Москва расположен северо-восточнее города Киева. Город Санкт-Петербург расположен от Москвы в северо-западном направлении, а город Ростов-на-Дону расположен от Санкт-Петербурга в юго-восточном направлении.
С помощью параллели и меридиана можно определить часть какой-либо территории. Например, рассмотрим Африку. Если мы поделим ее на две равные части по параллели, то та часть Африки, которая находится выше параллели, ближе к северу, является северной частью материка, а та, которая лежит ниже параллели, ближе к югу – южной.
Определить, какая часть материка будет восточной, а какая западной, поможет меридиан. Проведем эту линию посередине материка. Тогда та часть, которая находится левее меридиана, является западной частью материка, а та, которая правее – восточной. Обычно на глобусах и географических картах параллели и меридианы принято проводить через 10 0 .
Местоположение любого объекта на глобусе и карте можно найти при помощи градусной сетки. В свою очередь по параллелям и меридианам определяют географические координаты объекта: географическую широту и географическую долготу.
Географическая широта определяется по параллелям. Началом её отсчёта является экватор. Географическая широта показывает длину дуги меридиана от экватора до заданного объекта, выраженное в градусах. Для всех объектов одной параллели географическая широта будет одинаковой.
Все объекты местности, которые лежат выше экватора, имеют северную широту, т.к. находятся в северном полушарии. Тогда географическая широта записывается, например, следующим образом: 60 0 северной широты.
Все объекты, которые расположены на параллелях, проходящих ниже экватора, имеют южную широту, и находятся в южном полушарии. Тогда географическую широту записывают следующим образом: 40 0 южной широты. Изменяется географическая широта от 0 0 на экваторе до 90 0 на Северном и Южном полюсах.
Как же определить географическую широту?
Для начала нужно определить параллель, на которой расположен объект. Например, город Санкт-Петербург расположен на параллели, которая находится от экватора на 60 0 на север. Значит географическая широта этого города 60 0 северной широты.
Если же объект расположен между проведёнными параллелями, тогда поступают следующим образом. Определяют величину ближайшей параллели к данному объекту со стороны экватора. Затем определяют, на сколько градусов этой параллели находится объект. Полученную величину прибавляем к величине параллели. Таким образом, получаем географическую широту данного объекта.
Определим географическую широту города Рио-де-Жанейро в Южной Америке. Ближайшая параллель от экватора к этому городу составляет 20 0 . От этой параллели город находится еще на 2 0 градуса к югу от экватора. Значит географическая широта Рио-де-Жанейро равна 22 0 южной широты.
Для определения местоположения любого объекта на глобусе и географической карте проводят параллели и меридианы, образующие градусную сетку.
Меридианы соединяют Северный и Южный полюс и указывают направление север – юг. Длина 1 0 меридиана равна 111 км.
Параллель – это условная линия, проведенная параллельно экватору. Длина параллелей неодинакова, поэтому величина 1 0 каждой параллели также будет различаться. По данным линиям можно определить географические координаты объекта: географическую широту и долготу.
Географическую широту определяют по параллели. Началом отсчета параллели является экватор. Широта бывает северной или южной и изменяется от 0 0 до 90 0 .
Источник