1. Конституция Германии: порядок принятия, структура, порядок внесения поправок
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
1. Конституция Германии: порядок принятия, структура, порядок внесения поправок
2. Территориальное устройство Германии
3. Парламент Германии: порядок формирования, структура, полномочия
4. Исполнительная власть ФРГ: федеральный президента, федеральное правительство, федеральные министры
5. Местное самоуправление и управление
Список использованных источников
1. Конституция Германии: порядок принятия, структура, порядок внесения поправок
После капитуляции Германии в 1945 году вся полнота власти в стране перешла в руки военных губернаторов в четырех оккупационных зонах, на которые была поделена Германия. Национальная немецкая администрация первоначально создавалась на коммунальном, а затем на земельном уровне. После проведения выборов в земельные парламенты (ландтаги) в 1946/47 гг. принимаются первые земельные конституции (например, в Гессене в 1947 году), отражающие стремление к демократизации общественно-политической жизни, преодолению нацистского прошлого.
Основной закон принимался как временная конституция, а потому не был назван «Конституция». В Преамбуле было указано, что он действует вплоть до объединения страны, после чего будет разработана конституция объединенной Германии. Однако 40-летний опыт конституционного строительства доказал, что Основной закон был одним из самых удачных конституционных документов в истории Германии. Основной закон – это новый юридический документ, сохраняющий, однако, определенную преемственность с предшествующим конституционным развитием. Основной закон состоит из Преамбулы, 14 разделов, причем три раздела были включены в конституцию позднее, в процессе внесения поправок и дополнений к Основному закону.
Конституция Германии 1949 г. к настоящему моменту претерпела около 50 изменений. Она не стала от этого нестабильной — ее просто вовремя совершенствовали.
Преамбула содержит положение о том, что учредителем его является немецкий народ, указывается, что принимая Основной закон, он руководствовался стремлением служить всеобщему миру.
По способу изменения основной закон ФРГ можно отнести к жестким конституциям. Это, однако, не мешало довольно часть изменять его и дополнять. За 50 лет существования Основного закона из 146 его статей были подвергнуты изменениям и дополнениям свыше 100 статей. Добавлены три новых раздела, включены новые статьи.
Порядок изменения конституции и внесения поправок урегулирован в основном законе. Конституция устанавливает, что «Основной закон может быть изменен только законом, который специально изменяет или дополняет текст основного закона. Такой закон требует одобрения в 2/3 голосов Бундестага и в 2/3 голосов членов Бундесрата» — ч. 1 и 2 ст. 79.
2. Территориальное устройство Германии
Германский Основной закон включает следующие особенности территориального устройства Германии.
германия (ФРГ) является федерацией 16 земель;
земля согласно Основному Закону провозглашается государством в составе ФРГ, которое имеет собственную историю, исторически сложившуюся территорию, особенности национального состава, часто — свой диалект немецкого языка, свою конституцию, парламент (ландтаг), правительство, иные государственные органы, а также собственную символику (герб, гимн и флаг); однако фактически земляне является государством в полном смысле этого слова — она не имеет суверенитета, права выхода из ФРГ, которая является единым союзным государством, а не союзом государств;
германская федерация строится по принципу «сильный центр — сильные земли», на началах субординации и разделения полномочий между центром и землями, а также координации и наличия «горизонтальных связей» между землями;
Оно состоит из 16 земель, многие из которых имели многовековые традиции собственной государственности (Бавария, Саксония, Шлезвиг-Голштейн, Баден и др.), некоторые созданы искусственно, из частей ликвидированной союзниками Пруссии — ядра общегерманской государственности (Бранденбург, Берлин, Мекленбург-Передняя Померания). 3 из 16 земель являются городами (Берлин — как столица; Гамбург и Бремен в прошлом были городами-республиками и входили в Ганзейский Союз ). Земли сильно различаются по территории и населению. Самая маленькая из них — Бремен (и по территории, и по населению). Самая большая — Бавария — превосходит в 176 раз, а самая населенная — Северный Рейн-Вестфалия превосходит тот же Бремен примерно в 25 раз. Однако федерацию в ФРГ нельзя назвать ассиметричной. Все земли имеют равные права.
Основной закон регламентирует распределение полномочий между федеральным центром и землями. Выделяются вопросы:
исключительной компетенции федерации;
В исключительной компетенции федерации находятся:
международная политика ФРГ;
режим мер и весов, точного времени;
почта и телекоммуникации;
авторские права и иная интеллектуальная собственность;
федеральная государственная службу;
Около 25 вопросов находится в сфере совместной компетенции федерации и земель, важнейшими из них являются:
гражданское право, уголовное право, исполнение наказаний, судопроизводство;
акты гражданского состояния;
гражданство в землях;
Права земель определяются по принципу остаточной компетенции, т.е. земля имеет исключительную свободу во всех вопросах, не входящих в федеральную или совместную компетенцию.
Каждая земля имеет однопалатный парламент — ландтаг (в Баварии — двухпалатный, в землях-городах ландтаги именуются городскими собраниями), избираемый на 4-5 лет. Партия (блок партий), получившая большинство в ландтаге, формирует правительство во главе с премьер-министром.
Особенностью немецкой федерации является и то, что наряду с федеральной в каждой земле имеется своя конституционная юстиция, представленная конституционными судами земель. В земле Шлезвиг-Голштейн функции конституционного суда земли переданы Федеральному конституционному суду. Помимо вышеперечисленных необходимо также выделить и другие черты, характеризующие немецкую федерацию:
Важной особенностью немецкой федерации является возможность федерального принуждения земли к выполнению каких-либо действий в случаях, если земля не выполняет обязанностей, возложенных на нее Основным законом и иными законами. Федеральное принуждение в различных формах применяется федеральным правительством с одобрением бундесрата.
При необходимости территория земель может меняться, земли имеют право объединяться, выделять из своего состава новые земли. Подобные решения принимаются референдумами в заинтересованных землях. Однако не может быть предметом пересмотра федерализм в целом и сам принцип разделения федерации на земли
3. Парламент Германии: порядок формирования, структура, полномочия
Основная масса законов и иных актов принимается парламентом — бундестагом. Некоторые законы и иные нормативно-правовые акты, особенно касающиеся федерации, земель или имеющие большую государственную важность, принимаются и бундестагом, и бундесратом. В то же время бундестаг и бундесрат не являются «нижней» и «верхней» палатой одного парламента.
Бундестаг (однопалатный парламент):
состоит из 656 депутатов (согласно Федеральному избирательному закону);
избирается народом Германии на 4-летний срок по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе, то есть половина депутатов избирается в мажоритарных одномандатных округах, а половина — по пропорциональной системе в земельных территориальных округах (по земельным партийным спискам); причем к распределению мандатов по партийным спискам допускаются лишь те партии, которые преодолеют 5-процентный заградительный барьер в масштабе всей страны.
Депутаты бундестага имеют свободный мандат . Бундестаг из своего состава избирает президента бундестага и вице-президентов.
Бундесрат — орган представительства земель. В настоящее время он состоит из 68 членов, которые делегируются в бундесрат правительствами земель в пропорции: любая земля делегирует минимум 3 членов; с населением свыше 2 млн. — 4; с населением свыше 6 млн. — 5, свыше 7 млн. — 6 членов бундесрата.
Члены бундесрата имеют императивный мандат , связаны волей пославшего их правительства и могут быть в любой момент отозваны. Депутаты от каждой земли в бундесрате должны подавать голоса солидарно (то есть члены бундесрата, делегированные одной землей, должны по каждому вопросу договориться межу собой и проголосовать одинаково).
Бундестаг и бундесрат вместе принимают лишь самые важные законы. Изменения и дополнения к Основному закону также принимаются совместно- 2/3 голосов депутатов бундестага и 2/3 голосов членов бундесрата.
Особенностью функционирования законодательной власти ФРГ является то, что в ситуации законодательной необходимости правительство может передать данное право от бундестага бундесрату.
В случае войны или военной опасности бундестаг и бундесрат могут создать Совместный комитет («мини-парламент»), на 2/3 состоящий из депутатов бундестага и на 1/3 — из членов бундесрата, правомочный принимать законы и иные решения.
4. Исполнительная власть ФРГ: федеральный президент, федеральное правительство, федеральные министры
Высшую исполнительную власть в стране осуществляет федеральное правительство , в состав которого входят федеральные министры и канцлер. Особую роль играет председатель правительства — федеральный канцлер. Фактически именно он является политическим лидером страны.
Федеральный канцлер избирается бундестагом по предложению федерального президента, затем канцлер формирует правительство. По сложившемуся обычаю федеральным канцлером избирается лидер партии, победившей на выборах, или иной кандидат, выдвинутый на пост канцлера партией-победительницей.
Основной закон ФРГ 1949 г. стал первой конституций предусмотревшей институт конституционного вотума недоверия . Суть его в том, что при постановке вопроса о вотуме недоверия выдвигается кандидатура на пост федерального канцлера. Голосование за недоверие действующему правительству одновременно является избранием нового канцлера.
Главой государства в ФРГ является федеральный президент , избираемый специальной коллегией, половина которой составляют депутаты бундестага, а другую половину — точно такое же количество выборщиков, выдвинутых ландтагами земель. Данная коллегия именуется Федеральным собранием имеет только одну задачу — избрание президента, после чего она распускается. Президентом ФРГ может стать каждый немец (гражданин ФРГ), достигший 40 лет и обладающий избирательным правом. Срок полномочий президента — 5 лет. Одно и то же лицо может занимать этот пост не боле чем на 2 срока.
Президент ФРГ почти не обладает реальными полномочиями, вследствие чего его часто именуют «слабым» президентом по сравнению с «сильным» канцлером. Однако федеральный президент символизирует государство, его единство, выступает арбитром между ветвями власти, формально осуществляет ключевые назначения, выполняет важные церемониально-представительские функции.
5. Местное самоуправление и управление
Основной закон не содержит подробных постановлений о местном управлении и самоуправлении. Он указывает, что общинам должно быть гарантировано право регулировать в рамках закона под свою ответственность все дела местного сообщества. Объединения общин должны также обладать право самоуправления. В округах и общинах должны создаваться представительные органы путем всеобщих, прямых, свободных, равных, тайных выборов.
Современные определения понятия «местное самоуправление», как правило, основываются на тех же положениях. Местное самоуправление рассматривается как самостоятельная инициативная деятельность местного населения, имеющего целью удовлетворить свои нужды и интересы.
В основном законе ФРГ, например, лишь констатируется, что «в землях, уездах и общинах народ должен иметь представительство, созданное всеобщими, прямыми, свободными, равными и тайными выборами» (п. 1 ст. 28).
Сходные понятия используются в разных европейских странах. Так, в Германии используется термин «selbstverwaltung» — самостоятельное управление.
Каждая земля самостоятельно определяет структуру и полномочия органов местного самоуправления и управления: в общих чертах – в земельных конституциях, а более подробно – в специальных законах. Система местного управления и самоуправления строится в соответствии с административно-территориальным делением земель. Большинство земель ФРГР (Бавария, Баден-Вюртемберг, Гессен, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Сверенный Рейн-Вестфалия) в административном отношении делятся на округа, уезды и общины; большая часть новых земель (Бранденбург, Мекленбург – Верхняя Померания, Саксония – Анхальт, Тюрингия), а также две небольшие западные земли (Саар, Шлезвиг-Гольштейн) – только на уезды и общины. Крупные города приравниваются к уездам.
Города-земли Берлин, Бремен и Гамбург имеют свои особенности административного устройства. Берлин в административном отношении делится на районы, которые пользуются самоуправлением, но не обладают правами общин: они не принимают собственный устав и не обладают финансовой самостоятельностью.
Бремен состоит из двух общин (Бремен и Бременхафен), являясь одновременно землей и объединением общин. Гамбург – одновременно земля и община, подразделяющаяся на городские районы.
Система местного управления создается в округах. Она формируется правительственными учреждениями земли, действует по их прямым указаниям и подчиняется им во всей своей деятельности.
Органом управления в округе является правительственный президент, назначаемый правительством или премьер-министром земли и подчиняющийся министру внутренних дел земли. При правительственном президенте образуется правительственный президиум, который является не коллегиальным органом управления, а аппаратом правительственного президента, т.е. группой чиновников, ведающих отдельными административными вопросами.
Правительственным президентам подчинены главы местной администрации в уездах – ландраты, или уездные директоры. Эти должностные лица вместе с создаваемыми при них управами и дирекциями выступают как часть государственной (земельной) администрации на уровне уезда. Параллельно с ними в уездах существуют и органы местного самоуправления. Там образуются выборные органы, представляющие население уезда. Порядок формирования этих органов и их полномочия регламентируются положениями об уездах, которые принимаются в каждой земле.
Что касается общин, то согласно законодательству ФРГ община является корпорацией публичного права, обладающей правом самоуправления в местным делах. Сфера самоуправления определяется законами земель и охватывает в основном вопросы коммунального хозяйства. Земельные конституции обычно относят к компетенции общин следующие вопросы: управление общинным имуществом, общинными предприятиями; местный транспорт и дорожное строительство; коммунальные услуги; местная полиция и пожарная охрана; местные культурные учреждения; спортивные учреждения (стадионы, бассейны, т.п.); социальные учреждения (дома престарелых) и др. Но какие именно задачи отдельные общины будут решать самостоятельно в конституциях детально не определено. Общинные власти функционируют и как исполнительные органы государства, и как самостоятельные политические органы, осуществляющие определенные самоуправленческие задачи.
Список использованных источников
Сборник конституций зарубежных государств. Учебное пособие // Составитель В.В. Маклаков. – М.: БЕК, 1999 г.
Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учеб. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М., 1998. – 488 с
Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрийт-М, 2003. – 640 с.
Дегтев Г.В. Конституционно-правовой статус Президентов РФ и США: сравнительно-правовой анализ. – М.: Юристъ, 2003. – 159с.
Институты самоуправления: историко-правовое исследование / Отв. ред. Л.С. Мамут. – М.: Наука, 1995. – 304 с.
Кирпичников В.А. О российской действительности и местном самоуправлении // Местное самоуправление: проблемы и решения: материалы международн. Симп. – М., 1996.
Ковешников Е.М. Госдуарство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. – М.: НОРМА, 2002. – с. 16.
Козлова Н.Ю. Институты самоуправления в Англии // Институты самоуправления: историко-правовое исследование. – М., 1995. с. 81-103; 159-179.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. В 4 т. Т. 1-2: Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: БЕК, 1998. – 764 с.
Мишин А.А. Правовое регулирование системы органов местного управления США на современном этапе // Государственно-правовое развитие зарубежных стран в 70-80-е годы, М., 1986
Плешова М.А. Демократия в Индии: Проблемы местного самоуправления. М.: Наука, 1992.
Пронкин С.В. Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. – М., 1994 г.
Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М.: Юрид. лит., 1994. – 176 с
Современный буржуазный федерализм. – М.: Просвещение, 1978.
Сравнительное конституционное право – М.: Манускрипт, 1996. – 729 с
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 600 с.
Источник