Способ изложения норм права при котором недостающие сведения
556. Представителями договорной теории происхождения государства и права являлись:
• Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев
557. Представителями психологической теории происхождения государства и права являлись:
• Э. Дюркгейм, Л. Петражицкий, З. Фрейд
558. Представителями теории насилия являются:
• К. Каутский
• Л. Гумплович
559. Представление о делении права на интуитивное (присущие человеку правовые взгляды, убеждения, переживания) и позитивное (совокупность официальных правовых норм) свойственно такой теории происхождения права, как:
• психологическая
560. Предусмотренная нормами права способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности – это:
• правоспособность
561. Предусмотренная нормами права способность лица своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности – это:
• дееспособность
562. Предусмотренная нормой права и/или договором мера возможного поведения субъекта правоотношения – это .
• субъективное право
563. Предусмотренная нормой права и/или договором мера должного поведения субъекта правоотношения – это:
• юридическая обязанность
564. Прецедентный путь формирования права был основным в .
• Великобритании и других странах англосаксонской правовой семьи
565. При . способе изложения норм права недостающие сведения необходимо искать в другом нормативном правовом акте.
• бланкетном
566. При адекватном толковании .
• содержание нормы права полностью соответствует ее текстуальному выражению
567. При определении пределов действия законности учитываются .
• верхняя граница, связанной с возможностями вмешательства (законы природы и т.п.), и нижняя граница, связанная с необходимостью и целесообразностью вмешательства
568. При осуществлении консолидации нормативных правовых актов в содержание правового регулирования .
• не вносится никаких изменений
569. При осуществлении систематизации нормативно-правовых актов .
• устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития
570. При прямом способе изложения правовых норм .
• правовая норма полностью фиксируется в статье нормативного акта
Источник
Основы права (бакалавриат, ГМУ). Тест для самопроверки. Вариант 2
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Способом изложения норм права не является …
формальный
прямой
бланкетный
2. Форма реализации управомочивающих норм права
исполнение
использование
соблюдение
3. Внутренняя сторона государственного суверенитета выражается в …
наличии публичной власти и её аппарата
территориальной организации населения и политической власти
верховенстве государственной власти по отношению к другим властям
4. К признакам права не относится …
прецедентность
нормативность
формальная определенность
5. Функция юридической ответственности, состоящая в предупреждении новых правонарушений
специально-юридическая
превентивная
прогностическая
6. Время, место и способ совершения правонарушения относятся к элементам …
объективной стороны правонарушения
субъективной стороны правонарушения
объекта правонарушения
7. К числу юридических гарантий законности относится (ятся) …
уровень развития правосознания в обществе
деятельность органов, осуществляющих контроль и надзор за реализацией законов
меры государственного принуждения
8. Объект правонарушения – это …
достигшее определенного возраста деликтоспособное вменяемое лицо или, в предусмотренных законом случаях, организация
общественные отношения, находящиеся под охраной права
причинная связь между деянием и наступившими последствиями
9. К специально-юридическим функциям права не относится …
экономическая
регулятивная
охранительная
10. Бездействие может быть противоправным.
нет
да, если не исполняются юридические обязанности
да, если бездействие имеет умышленный характер
11. Требование общества и государства, состоящее в полном, точном и неукоснительном осуществлении правовых норм всеми субъектами права, определяется понятием …
правовое регулирование
законность
правопорядок
12. Предмет и метод правого регулирования являются критериями …
подразделения права на отрасли
выделения институтов права
выделения функций права
13. Критерий, который лежит в основе деления юридических фактов на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие
характер правовых последствий
воля участников правоотношения
отраслевая принадлежность
14. В России органы местного самоуправления …
входят в систему органов государственной власти
не входят в систему органов государственной власти
в республиках в составе РФ входят в систему органов государственной власти, а в остальных субъектах РФ – нет.
15. Определения понятий закрепляют … нормы.
коллизионные
дефинитивные
оперативные
16. Признаком государственного органа не является …
наличие государственно-властных полномочий
наличие организационной структуры
наличие срока полномочий
17. Причинная связь между противоправным деянием и наступившими последствиями относится к …
объективной стороне правонарушения
субъективной стороне правонарушения
признакам юридической ответственности
18. Элемент нормы права
рецепция
санкция
презумпция
19. Функции государства подразделяются на внутренние и внешние по …
социальной значимости
сферам государственной деятельности
формам осуществления
20. Форма осуществления функций государства, которая выражается в применении регулятивных норм права
организационно-регламентирующая
правоисполнителная
правонаделительная
21. Элементы состава правоотношения
юридический факт
субъект правоотношения
субъективное право
юридическая обязанность
объект правоотношения
правоспособность
дееспособность
22. Цель толкования норм права
правильное изложение нормы права в статье нормативного правового акта
установление содержания нормы права
реализация нормы права
23. Способ изложения норм права, для которого характерно наличие указания на другие конкретные статьи нормативного правового акта, в которых содержится недостающая информация
бланкетный
отсылочный
прямой
24. Типы норм права по методу правового регулирования
общие и специальные
регулятивные и охранительные
императивные и диспозитивные
25. Понятие более широкое по содержанию: «механизм государства» или «аппарат государства»
механизм государства
аппарат государства
эти понятия тождественны
26. Способ изложения норм права, при котором недостающие сведения необходимо искать в другом нормативном правовом акте
бланкетный
отсылочный
прямой
27. Генеральная прокуратура РФ …
является органом исполнительной власти
входит в судебную ветвь власти
не относится ни к одной из ветвей власти
28. Основные направления правового воздействия на общественные отношения
правовое регулирование
функции права
принципы права
29. Государственные предприятия …
не входят в аппарат государства
входят в аппарат государства
в большинстве случаев входят в аппарат государства
30. К признакам права не относится …
дискретность
системность
формальная определенность
31. Элементом объективной стороны правонарушения не является …
казус
причинная связь между деянием и вредом
способ совершения правонарушения
32. Акт применения права содержит …
общеoбязательное правило поведения
индивидуально-конкретное властное предписание
официальное разъяснение содержания нормы права и порядка ее применения
33. Предусмотренная нормой права и/или договором мера возможного поведения субъекта правоотношения
правоспособность
субъективное право
правовой статус личности
34. критерий подразделения норм права на регулятивные и охранительные
метод правового регулирования
функции права
принципы права
35. Федеральные министерства являются …
коллегиальными органами
единоначальными органами
одни министерства являются коллегиальными органами, а другие – единоначальными
36. Источником формирования государственной казны не являются …
займы
налоги
деньги
37. Общественно вредные последствия противоправного деяния относятся к элементам …
объективной стороны правонарушения
субъективной стороны правонарушения
объекта правонарушения
38. Соотношение между собой понятий общественного порядка и правопорядка
эти понятия имеют одно и то же содержание
понятие общественного порядка – более широкое, чем понятие правопорядка
понятие правопорядка – более широкое, чем понятие общественного порядка
Источник
Норма права
Норма права — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.
Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам.
Содержание
Признаки нормы права
Правовые нормы имеют следующие признаки:
- Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение и отношения людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
- Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
- Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.Их легитимность подтверждается нормами морали нравственности.
- Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.
- Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.
- Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу, нормам морали и нравственности.
Структура нормы права
Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»). Правоприменительность норм права достигается при условиях наличия взаимосвязи:норм фиксирующих наличие юридического факта; норм, фиксирующих разнообразие процесса применения; норм права фиксирующих процессы исполнения и исполнения наказания.
Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.
В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:
- Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
- Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.
В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:
- Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.
- Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.
Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.
По характеру предписания диспозиции подразделяются на:
- управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
- обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;
- запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.
По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на:
Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).
По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).
Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.
В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).
Изложение правовых норм в нормативных актах
Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.
Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.
Излагая правило поведения, законодатель может:
- все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;
- в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;
- элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
- элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.
Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов:
1) прямой (элемент нормы права прямо излагается в статье);
2) бланкетный (элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым);
3) отсылочный (элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативного правового акта).
Классификации норм права
- По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.
- По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.
- По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).
- По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).
Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:
- дефинитивные — содержат определения юридических понятий;
- декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи;
- оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д.
- коллизионные — решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.
- По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)
- По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.
- По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.
Источник