Научный стиль текстов:
особенности и правила
Преподавательская деятельность связана не только с непосредственным обучением студентов, но и с заполнением и оформлением отчетов, подготовкой публикаций. В прошлых материалах мы писали о том, как оформить автореферат диссертации и портфолио для аттестации , как составить отзыв на дипломный проект и отчет за учебный год . В этом материале вы узнаете об особенностях научного стиля, знание которых пригодится при подготовке работ.
Понятие научного стиля
Научный стиль — разновидность литературного языка, этот стиль применяется в различных научных изысканиях для корректного выражения процесса и результатов исследовательской деятельности.
Основная функция научного стиля — информативная. А задача заключается в том, чтобы объяснить явления природы и социальной жизни, определить закономерности и выявить причинно-следственные связи.
Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.
Сфера применения научного стиля
Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности. В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).
Особенности научного стиля
- Логичность изложения — информация подается непротиворечиво и в четкой последовательности.
- Обобщенность, точность и объективность изложения информации.
- Доказательность и насыщенность изложения (много аргументов, фактов).
- Применение терминов и общенаучных слов. В среднем термины занимают около 15−20% от всего объема текста.
- Использование слов с абстрактным значением (это слова, которые не вызывают в сознании и памяти конкретных образов, например: свойство, сущность, мировоззрение, реальность).
- Чаще всего присутствует монологический характер речи.
- Больше существительных и прилагательных, минимум глаголов.
- Сложное построение предложений.
- Предложения в основном длинные.
- Практически не используются средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) и отсутствует экспрессивно-эмоциональная лексика (восхитительный, сыночек, воодушевить, презираю, подхалим).
- Прямой порядок слов.
- Строгая последовательность изложения.
Подтипы научного стиля
В зависимости от конкретных задач и сферы использования, можно выделить следующие разновидности научного стиля.
Собственно-научный. Используется для написания научных статей, монографий, докладов на научных семинарах и конференциях, диссертаций, курсовых и дипломных работ. Отличительная черта такого подтипа — академическое изложение, особенности — точность передаваемых сведений, соблюдение логической последовательности изложения материала, лаконичность и убедительная аргументация.
Научно-информативный. Применяется для создания информативных рефератов, аннотаций, а также патентного описания. Его главная задача заключается в точной передаче данных с детальным описанием научных фактов.
Научно-популярный. Употребляется для создания лекций , статей и очерков. Основное отличие от других подтипов научного стиля — сведения преподносятся аудитории в общедоступной форме, понятным для большинства языком.
Учебно-научный. Используется в составлении учебников, методических пособий, конспектов , лекций и научных программ. Как правило, данный подтип подразумевает наличие иллюстративного материала, множества примеров и тщательных пояснений.
Научно-справочный. Применяется при составлении словарей, справочников, каталогов и энциклопедий.
Научно-деловой. Используется при разработке технической документации, контрактов, инструкций для предприятий.
Основные способы построения научного текста
Научный текст должен быть максимально точным, логичным и полностью соответствовать действительности. Всего этого легко добиться, если соблюдать определенные правила при изложении материала. Научный труд представляет собой текст жесткого построения, при написании которого используются следующие способы.
- Описание.
Изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий предмет, явление или процесс. Главная цель — раскрыть особенности, установить связь (внешний вид, назначение и пр.).
«Описание в химии свойств титана. Металл серого цвета, имеет две полиморфные модификации. Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием…» («Материаловедение»).
Из произведений братьев Стругацких: «Описание дела № шестьдесят четвертого, — прочитал комендант. — Дело номер шестьдесят четыре представляет собой бурую полужидкую субстанцию объемом около десяти литров и весом в шестнадцать килограмм. Не пахнет. Вкус остался неизвестным. Принимает форму сосуда… Если посыпать солью, корчится. Питается сахарным песком».
- Рассуждение.
Основная цель — найти истинность или ложность утверждения, используя аргументы, правдивость которых не подвергается сомнению. Рассуждение подразумевает под собой цепочку умозаключений автора научного изыскания, которые строятся на доказательствах и опровержениях.
В рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т. е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами… Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает…».
- Повествование.
Подразумевает четкий рассказ о событиях и сопутствующих ему явлениях, которые передаются в строгой, логической последовательности. Основная задача — выявить и зафиксировать этапы изменений, образований, а также открыть новые сведения, подкрепляя их выводами, сравнениями и обобщениями.
«Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг»
(Экономическая теория).
Источник
Способы изложения в научном стиле
Цель научного стиля заключается в передачи информации или пояснение материала через повествование. Поэтому текст должен быть сухим с логичной последовательностью, полностью раскрывать информацию и описывать взаимные связи. Любая статья идет с заголовком, содержит вступление, основную часть и заключение.
Цель научного стиля заключается в передачи информации или пояснение материала через повествование. Поэтому текст должен быть сухим с логичной последовательностью, полностью раскрывать информацию и описывать взаимные связи. Любая статья идет с заголовком, содержит вступление, основную часть и заключение.
Большая роль в научном стиле отдается способам изложения материала:
В данном жанре манера анализа должна содержать минимальное количество эмоций и побольше конкретики и подлинности.
Описания и повествования
Описание – это один из вариантов изложения, который применяется особо широко и характеризует демократичность и четкость. Его цель – это создать подробное и развернутое мнение об предмете при помощи его свойственных признаков. Описание представляет поочередное перечисление свойств, отличительных характеристик вещи или явления. Должны установится понятные связи, чтобы читатель воедино сформировал все данные об объекте.
Элементы первого варианта размещаются по степени значимости. Любая новая часть обязана содержать свежую информацию, связанную с предыдущей. Общее понятие об объекте может быть, как в заключение, так и в начале творения.
Представленный метод изложения часто употребляется во время рассказа о новой технике, устройстве, эксперименте, опыте, элементе или процессе. Могут применяться приемы сравнения, аналогии. Это более характерно для текстов-описаний. Предметом рассказа может быть размер, протяжность, качество. Доминирующая роль такого варианта отдается статьям про вещества, к примеру химия. В текстах, связанных с точной наукой тактика почти не использована.
Форма повествования являет собой краткое, но полное описание процесса со строгой целью и последовательностью стадий. В тексте рассказывается процесс во всех его временных границах. Объектом повествования считается процедура (логичная смена моментов развития пришествия) или событие (какой-то серьезных общественный факт). Схема такого формата содержит вступление, развитие события и заключение.
В статьях говориться о событиях, развивающихся в точной хронологии, к примеру:
- Факты с истории;
- Биография;
- План шагов в процессах, связанных с технологиями.
Объект второго варианта может варьироваться в установленных временных рамках. Это обязано происходить численно и качественно.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Метод рассуждения и определения
Рассуждение – это один из способов изложения, целью которого является показ процедуры получения нового знания о предмете действительности и сообщение то же значения, но результатом. Осуществляется методом логического завершения. Предметом варианта считается не объект, а порядок получения знаний. Легкое рассуждение содержит одну мысль и формирует один заголовок, а более сложный вариант имеет пару идей и выводов.
Представлено рассуждение такими речевыми творениями:
- Пояснение нового термина или явления;
- Введение в раскрытие терминологии;
- Толкование формулы или закона;
- Толкование авторского мнения.
Видом третьего варианта будет доказательство. Эти два понятия часто встречаются в математических тематиках.
Важно помнить, что теперешний стиль редко содержит описание или повествование отдельно. Часто все способы совмещены в одном тексте. Все равно в каждой статье сохраняются доминирующие методы, связанные с остальными вариантами.
В науке часто можно встретить понятие дефиниция (определение). Это важное логическое средство, которое обеспечивает понятность и однозначность любой статьи. Дефиниция применяется:
- Для выделения главного момента, цели, сути процесса или предмета.
- При введении определений, ранее не знакомых читателю.
- Если употребляется старое понятие в новом значении.
Структура определения четко зафиксирована. Сначала идет определяемое, потом логическая связка и определяющее. Логическая связка – это слова есть, является, называется. Главный принцип четвертого варианта – позиция родовых отношений. Дефиницию подводят под высокую степень абстракции (род), а затем указывают отличия (вид).
Тексты, написанные в научном стиле должны быть точны, логичны с использованием терминологии. Чтобы работа получилась лучшая, следует помнить об способах изложения и методах построения.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник
IX. 1. НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ
Научно-популярный стиль изложения (или подстиль, т. е. разновидность научного стиля речи) чрезвычайно важен для живой передачи знаний, для того, чтобы не прерывалась культурная традиция. Выдающимися мастерами популярного изложения были В. О. Ключевский, И. Л. Андроников, Д. С. Лихачев, М. Мамардашвили.
Широко известен следующий эксперимент: были отобраны две равные по уровню знаний группы студентов. В течение месяца первая группа воспринимала в видеозаписи лекции выдающихся ученых, в другой же вел занятия обычный преподаватель. Результаты обучения во второй группе оказались значительно более высокими по сравнению с первой, что объясняется, во-первых, непосредственным общением преподавателя с аудиторией, предназначенностью его речи конкретному адресату, ее вариативностью в зависимости от изменения условий общения, а во-вторых, использованием не сугубо научного, а научно-популярного стиля изложения. Специфика академического красноречия заключается не в механической передаче знаний, а в их порождении, в умении лектора публично мыслить и заражать аудиторию своей увлеченностью в поисках истины, что невозможно без овладения научно-популярным стилем изложения.
Использование этого стиля не упрощает, а делает содержание речи понятным и интересным слушателю, необходимым, своим. Он предполагает варьирование стратегии и тактики речи в аудиториях разных типов, преодоление барьеров восприятия, включение средств речевого контакта и привлечения внимания. Слушающему должна быть ясна логика изложения, понятны переходы от одной части к другой. Разумеется, популярное изложение предполагает иной, более медленный темп речи.
В книге В. В. Одинцова «Речевые формы популяризации» (М, 1982) названы следующие принципы популярного изложения:
— «перевод» с абстрактного (секвестр – сокращение бюджетных расходов);
— конкретизация речи при помощи имен собственных, дат и т. п.;
— художественность, предполагающая проблемность изложения, варьирование типов речи (описания, повествования, рассуждения) и точек зрения, использование различных приемов воздействия, тропов и фигур, средств диалогизации и установления контакта с аудиторией.
Своеобразие популярного изложения обусловлено парадоксальной природой объяснения. Это не то же самое, что определение, в основе которого лежит формальная логика доказательства. Вспомним определение любого понятия или явления из школьного или вузовского учебника. Оно всегда требует расшифровки, конкретизации. Например: инфляция – обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота.
Определение, в отличие от объяснения, не может базироваться на отрицании, на аналогии, на повторе, на описании или повествовании. Для определения используются лаконичные предложения типа Остров – это часть суши, со всех сторон окруженная водой. Для объяснения же используется другая структура речи: развернутая, ступенчатая, с многочисленными повторами, возможно, вопросо-ответная.
Существует множество способов объяснения понятий, назовем только некоторые из них:
— демонстрация предмета или явления – простейший и очевидный способ объяснения;
— указание на объем понятия (авуары – это не деньги вообще, а только те, которые находятся в иностранных банках);
— перечисление признаков (еж – маленький, колючий, любит яблоки, сворачивается в клубок и т. д.);
— словарное толкование (конгениальный – не сверхгениальный, а близкий по духу);
— указание на этимологию (происхождение) слова (инфляция от лат. inflatio – вздутие).
Владение научно-популярным стилем речи пригодится любому человеку, который хочет добиться взаимопонимания в ситуациях делового, бытового и семейного речевого общения.
ЗАДАНИЯ
1.Прочитайте отрывок из повести Арк. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу», в котором программист Привалов находит волшебную монету. Укажите языковые средства, с помощью которых имитируется научный стиль. За счет чего в тексте создается комический эффект?
Это был тот самый случай, когда психологического шока не происходит. Скорее я удивился бы, если бы пятака в кармане не оказалось.
Эксперимент занял у меня около часа. За этот час я десять раз обошел площадь кругом, разбух от воды, спичечных коробков и газет, перезнакомился со всеми продавцами и продавщицами и пришел к ряду интересных выводов. Пятак возвращается, если им платить. Если его просто бросить, обронить, потерять, он останется там, где упал. Пятак возвращается в карман в тот момент, когда сдача из рук продавца переходит в руки покупателя. Если при этом держать руку в одном кармане, пятак появляется в другом. В кармане, застегнутом на «молнию», он не появляется никогда. Если держать руки в обоих карманах и принимать сдачу локтем, то пятак может появиться где угодно на теле (в моем случае он обнаружился в ботинке). Исчезновение пятака из тарелочки с медью на прилавке заметить не удается: среди прочей меди пятак сейчас же теряется, и никакого движения в тарелочке в момент перехода пятака в карман не происходит.
Итак, мы имеем дело с так называемым неразменным пятаком в процессе его функционирования. Сам по себе факт неразменности не очень заинтересовал меня. Воображение мое было потрясено прежде всего возможностью внепространственного перемещения материального тела. Мне было совершенно ясно, что таинственный переход от продавца к покупателю представляет собой не что иное, как частный случай пресловутой нуль-транспортировки, хорошо известной любителям научной фантастики также под псевдонимами: гиперпереход, репагулярный скачок, феномен Тарантоги. Открывающиеся перспективы были ослепительны.
У меня не было никаких приборов. Обыкновенный лабораторный минимальный термометр мог бы дать очень много, но у меня не было даже его.
Ябыл вынужден ограничиваться чисто визуальными субъективными наблюдениями. Свой последний круг по площади я начал, поставив перед собой следующую задачу: «Кладя пятак рядом с тарелочкой для мелочи и по возможности препятствуя продавцу смешать его с остальными деньгами до вручения сдачи, проследить визуально процесс перемещения пятака в пространстве, одновременно пытаясь хотя бы качественно определить изменение температуры вблизи предполагаемой траектории перехода».
Однако эксперимент был прерван в самом начале.
2. Прочитайте фрагмент научной статьи. Сколько внутритекстовых шагов делает автор? Представьте последовательность действий автора в виде комментария читателя «на полях». Выделите языковые средства, способствующие вашей интерпретации действий автора в тексте.
Звезды формируются из отдельных сгустков распавшегося облака. Рассмотрим этот процесс более подробно. При сжатии облака увеличивается его температура, давление внутри облака растет до тех пор, пока не возникнут условия для протекания термоядерных реакций. Сжатие звезды продолжается до момента, пока гравитационные силы не уравновесятся давлением газа и излучения внутри зарождающейся звезды. Возникнет звезда или нет, полностью определяется массой облака. Расчеты показывают, что при массе 10 -5 – 10 -6 масс Солнца температура будет недостаточна для запуска термоядерных реакций. Если же масса облака будет слишком велика, то силы гравитации сожмут звезду в точку. Образуется черная дыра. При М-100 масс Солнца звезда сожмется в любом случае.
Не менее сложным является вопрос об образовании планетных систем. На протяжении последних лет было высказано несколько десятков космогонических гипотез о развитии Солнечной системы [5]. Прежде всего необходимо решать вопрос, откуда взялось вещество, послужившее строительным материалом для планетной системы. Здесь возможны следующие случаи: 1) планеты образовались из того же газо-пылевого облака, что и Солнце; 2) вещество было захвачено Солнцем при его обращении вокруг центра Галактики; 3) вещество отделилось от Солнца в процессе его эволюции. Сейчас наиболее вероятным представляется первый вариант. Коротко обрисуем схему развития нашей планетной системы исходя из этого предположения. (Нагайцев А. Ю., Ногайцев Ю. В. Общие закономерности догеологической эволюции Земли и планет // Вестник СПбГУ. Сер. 7. 1995. Вып. 3 (№2). С. 112.)
3. Проанализируйте статью (или фрагмент книги) по вашей специальности с точки зрения представленности средств метатекста. Составьте список наиболее часто употребляемых глаголов, при помощи которых фиксируются действия автора в тексте.
4. Какой стратегии в выборе стиля вы будете придерживаться, если а) делаете доклад на конференции; б) сообщение на семинаре; в) проводите урок; г) участвуете в передаче школьного или студенческого радио; д) рассказываете о своей работе дома младшей сестре; е) пишете по проблемам своего исследования тезисы на конференцию, курсовую работу, статью в журнал «Огонек», реферат, даете интервью в газету?
5. Какой жанр вы используете для изложения результатов вашего исследования, если захотите ознакомить с ними специалиста: а) во всех подробностях; б) только с основными положениями; в) только с темой и проблемой?
6.На какой подстиль – собственно научный, научно-учебный, научно-популярный – ориентировались авторы текстов, фрагменты которых даны ниже? Какие признаки указывают на это? Насколько хорошо авторы владеют выбранным стилем?
Могут ли пауки – завзятые хищники, не терпящие соседства с ближним рода своего, одиночные охотники и истребители самых разных насекомых – жить обществом? В Южной Америке и Южной Африке известно несколько видов пауков, выплетающих совместные тенета, а я обнаружил таких пауков в нашей стране.
. Сколько я ни вглядываюсь в скопище пауков, нигде не вижу разделение на отдельные семьи. Они растворились в этом большом государстве. Выходя из кокона, паучата, не зная своих родителей, тотчас переходят на общественное содержание, за исключением разве только тех, кто отправился путешествовать на паутинках по воздуху в дальние края. Они первопоселенцы, будто семена растений.
Несколько паучков-юношей убили комарика, к ним подсели паучок-подросток и малышка. Подбежала большая самка, покрутилась и ушла. Так же поступила самка возле кучки паучков-малышек, овладевших комариком.
. Чем обусловлены вариации поведения, какие причины вызывают их появление, ответить на это пока трудно.
(Мариновский П. Вот это пауки! // Наука и жизнь. 1980. № 11. С. 149–151.)
Образ тела в самосознании старшеклассников и оценка педагогами образа тела старшеклассников.
Учащиеся 8–11 классов школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области в количестве 190 человек, а также учителя школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области в количестве 47 человек в возрасте от 23 до 60 лет.
Образ тела в самосознании старшеклассника – сложное структурное образование, которое имеет многоаспектную взаимосвязь с другими параметрами личности.
Оценка образа тела старшеклассников педагогами носит многоаспектный характер и имеет различия с реальным образом тела в самосознании старшеклассника.
Выявление и анализ взаимосвязи различных элементов образа в самосознании старшеклассников с другими особенностями личности и сравнение их с оценками педагогов.
Выявить особенности оценки образа тела старшеклассников педагогами.
Разработать методы выявления и диагностики образа тела в самосознании личности.
Разработать методы коррекции нарушений формирования образа тела.
(Желателев Д. В. Образ тела в самосознании старшеклассника и оценка его педагогом: Автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб., 1999.)
7. Прочитайте фрагменты из книги М. П. Сенкевич. Какие причины, по мнению автора, обусловливают «безличный монолог» как манеру повествования в научном стиле?
В научной речи основная манера изложения – «безличный монолог», ведущийся от 3-го лица, ибо все внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте.
Для выражения авторской скромности в научных работах по традиции употребляется местоимение мы вместо местоимения я или вообще опускается местоимение. Надо заметить, что замена личной манеры подачи материала от 1-го лица ед. ч. в научной прозе прошлого времени на неличную манеру изложения в современной научном стиле связана и с тем, что изменились условия научного творчества, выросло число коллективных работ. Сказывается здесь и влияние стиля математических работ, где распространены формы условия с читателем типа обозначим, примем за и т. д. Кроме того, в научном стиле местоимение «мы» имеет обобщенное и неопределенное значение, поскольку в научной речи, по выражению А. М. Пешковского, «личное прячется под выработанные в языке обобщительные формы» (Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М., 1976. С. 116).
8. Охарактеризуйте жанр аннотации. Выпишите клише, с помощью которых вводится упоминаемая в определении информация в текстах данных ниже аннотаций.
Для справки:«Аннотация – это сжатая характеристика первоисточника. В ней перечисляются главные вопросы тематики источника и в ряде случаев характеризуется его структура. Аннотация отвечает на вопрос «О чем говорится в источнике?» Она, как правило, состоит из простых предложений» (Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М., 1976).
Источник