- Как нужно писать изложение по русскому языку — основные правила
- Что такое изложение
- Как составить план изложения
- Как написать изложение кратко и правильно
- Основные принципы написания правильного и краткого изложения
- Критерии оценивания работы
- Как избежать типичных ошибок: пояснения на примерах
- Виды изложений и их классификация учебно-методический материал по русскому языку по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Как нужно писать изложение по русскому языку — основные правила
Что такое изложение
Изложение — это письменная, реже устная работа, которая подразумевает краткий или развернутый пересказ прочитанного или прослушанного текста.
Это творческое задание поможет школьнику в будущем писать доклады, курсовые, выступать перед публикой, так как научит:
- анализировать;
- выделять важное и второстепенное;
- запоминать большой объем информации;
- грамотно формулировать и излагать свои мысли и рассуждения на разные темы;
- определять тему, основную мысль и тип текста (описание, рассуждение, повествование);
- выстраивать логику повествования (завязку, кульминацию, развязку);
- соблюдать особенности стиля речи, понимать авторскую позицию (замысел);
- и т.д.
Написание изложения — неотъемлемая часть школьной программы по русскому языку, начиная с начальных классов и до выпускных экзаменов.
Согласно правилам написания изложения, ученик должен передать основную мысль, тему, микротемы текста
Тема — это то, о чем или о ком текст: круг событий, явлений, проблем, понятий и т.п.
Основная мысль или идея — это то, что хочет сказать автор текста по данной теме.
Общая тема делится на ряд микротем.
Микротема — это главная мысль фрагмента текста (как правило абзаца), которая раскрывает общую тему.
В зависимости от формы текста можно выделить следующие виды изложений:
- Изложение-повествование — работа с текстом, в которой важно передать точную последовательность действий и событий во времени, опираясь на факты и сюжетную линию.
- Изложение-описание — пересказ художественного описания природы, людей, предметов, явлений. Отлично тренирует память, так как необходимо уделить внимание деталям.
- Изложение-рассуждение — это более сложное задание, в рамках которого ученик должен дополнить факты из текста собственными размышлениями, аргументами, выразить согласие или несогласие с позицией автора.
- Комбинированное — сочетает в себе несколько разных заданий к тексту: изложение фактов, описание деталей, собственные мысли и рассуждения.
По способу передачи содержания текста изложение бывает:
- Подробное — развернутый и последовательный пересказ, максимально приближенный к исходному тексту. Предполагает сохранение языковых особенностей автора: характерных средств, деталей, фразеологии и синтаксиса.
- Сжатое — краткий пересказ без детальных подробностей. Необходимо сохранить самое важное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идею автора.
- Выборочное — особый вид, в котором нужно передать лишь часть текста, определенный фрагмент, информацию о каком-то персонаже, явлении, событии.
Как составить план изложения
Составление плана — важный этап работы над изложением.
Для того чтобы написать грамотный план, при первом прослушивании необходимо мысленно разделить текст на три составляющие: вступление, основную часть и заключение. Данная схема поможет систематизировать мысли, вычленить и запомнить главную информацию, правильно выстроить события.
Основную часть, как правило, можно разбить еще на несколько пунктов. Каждый получившийся смысловой пункт (микротему) следует озаглавить. Желательно это делать при помощи тезисов, а не кратких заголовков, чтобы лучше запомнить, о чем был тот или иной фрагмент.
Прослушайте текст еще раз. Выделите главные мысли каждого из пунктов плана и законспектируйте смысловые фрагменты: ключевые (важные) слова, которые помогут вспомнить, о чем был тот или иной фрагмент текста.
Как написать изложение кратко и правильно
В первой части ОГЭ по русскому языку необходимо написать краткое изложение объемом не менее 70 слов.
Экзамен проходит по следующей схеме: ученики 2 раза слушают аудиозапись, на которой актер читает небольшой текст из 3 абзацев. После второго прослушивания ученики начинают выполнять задание. Необходимо правильно определить 3 микротемы, то есть основные мысли 3 абзацев, дать им краткое, но емкое описание, сократив исходный текст примерно на 1/3.
Предложения должны быть короткими, точными и грамотными. При этом важно передать главную идею автора, сохранить логическую структуру текста и последовательность событий. Ученик должен выделить микротемы, главную информацию (ключевые слова) и убрать второстепенную. Такие требования должен выполнить экзаменуемый при написании сжатого изложения.
Главная информация — это ключевые слова, влияющие на понимание авторского замысла исходного текста.
Второстепенная информация — повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации текста
Ни в коем случае нельзя искажать смысл текста, авторский стиль, менять местами микротемы, делать второстепенные фрагменты центральными.
Алгоритм работы над сжатым изложением:
1. Первое прослушивание:
- определите тему текста и выделите его основную мысль (идею), отбросив все второстепенные, несущественные для понимания авторского замысла. Без понимания темы и основной мысли невозможно написать изложение;
- определите тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- выявите особенности авторского стиля: наличие прямой речи, цитат, риторических вопросов, сложных предложений, инверсионный порядок слов;
- составьте грамотный план. С помощью ключевых слов выделите смысловые фрагменты (микротемы). Напишите по одному предложению в каждой из трех частей. Эти предложения должны содержать основную мысль, на которую будете опираться при пересказе;
- перескажите про себя то, что запомнили.
2. Второе прослушивание:
- теперь можно записать ключевые (важные) слова и выражения в соответствующие смысловые части;
- допишите фразы, попытайтесь пересказать. Зачеркните те, которые не получилось логично завершить;
- выберите приемы сокращения текста и используйте их для каждой части изложения, сохраняя главную мысль и все микротемы. В идеале — 3 способа на все изложение;
- проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла;
- посчитайте количество слов, их должно быть не менее 70, но экзаменаторы рекомендуют 90;
- проверьте изложение на наличие грамматических, речевых, фактических, логических, орфографических и пунктуационных ошибок;
- перепишите на чистовик, четко выделяя отступами начало каждого из трех абзацев.
Чтобы получить наивысший балл за краткое изложение, необходимо применить основные методы сжатия текста:
1. Исключение — это возможность убрать второстепенную информацию, не влияющую на понимание основной мысли.
Что можно удалить:
- вводные слова;
- повторы;
- синонимы;
- однородные члены предложения;
- однотипные примеры;
- риторические вопросы и восклицания;
- цитаты;
- второстепенные члены предложения;
- пояснения;
- рассуждения;
- подробные описания;
- и др.
2. Обобщение — объединение единичных существенных фактов в одно целое.
Что можно объединить:
- парцеллированные предложения;
- предложения, связанные одной мыслью;
- части предложений;
- конкретные, единичные факты, события, явления;
- и др.
3. Упрощение — замена усложненных синтаксических конструкций более простыми.
Что можно заменить:
- однородные члены обобщающим словом;
- сложное предложение простым;
- несколько предложений одним;
- часть сложного предложения причастным или деепричастным оборотом;
- несколько предложений или частей предложения общим понятием или синонимичным выражением;
- прямую речь косвенной;
- предложение или его часть указательным местоимением;
- и др.
Основные принципы написания правильного и краткого изложения
Главное — передать основную мысль текста, а не дублировать его полностью. Сосредоточьтесь на запоминании и передаче основной мысли, не рассеивайте внимание на весь текст, на точные авторские формулировки. Пишите своими словами, но в рамках авторского стиля.
Конспектируйте, чтобы не упустить важные детали. Используйте короткие предложения, а не длинные. Так проще донести мысль, и не допустить ошибки. Уделяйте внимание словам и повторам, заменяя их на синонимы, то есть избегайте тавтологии.
Следите за грамотностью, она влияет на вашу оценку, поэтому тщательно проверяйте работу перед сдачей.
Критерии оценивания работы
Экзаменаторы оценивают на ОГЭ содержание изложения по следующим критериям:
- адекватное отражение микротем;
- сжатие исходного текста;
- смысловая цельность;
- речевая связность трех частей;
- последовательность событий;
- грамотность — наличие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, фактических ошибок.
Как избежать типичных ошибок: пояснения на примерах
Школьники часто допускают следующие ошибки:
Грамматические — ошибки в структуре слова:
- неправильное образование формы слова;
- неверное построение словосочетания или предложения;
- нарушение связи между главными членами предложения;
- смешение косвенной и прямой речи;
- и т.д.: «без комментарий» вместо «без комментариев», «согласно с указом» вместо «согласно указу».
Речевые (в том числе стилистические) — ошибки в употреблении слова:
- неправильное или неточное употребление слова, в том числе омонимов, синонимов, что делает речь неточной и непонятной;
- нарушение порядка слов в предложении;
- неоправданный повтор одного и того же слова, тавтология, употребление лишних слов;
- неправильное определение границ предложения;
- искажение микротемы вследствие неверного толкования отдельного слова или словосочетания.
Пример
Они потеряли на войне двух единственных сыновей; «дипломат конкурса» вместо «дипломант».
Логические — нарушение структуры и смысла текста, причинно-следственной связи:
- отсутствие необходимых частей высказывания и связи между ними;
- неоправданный повтор высказанной ранее мысли;
- неумение делить текст на части;
- нарушение последовательности высказывания;
- неправильное абзацное членение;
- пропуск или раздробление микротемы другой микротемой;
- неправильная аргументация, пропуск звена в объяснении (логический скачок).
Пример
Есть много произведений о любви в русской литературе. Следует написать: в русской литературе есть много произведений о любви.
Фактические — искажение содержания текста:
- пропуск важной информации;
- несоответствие фактов действительности, неправильное их толкование;
- повторное возвращение к одному и тому же факту;
- неточность в цитате, имени, фамилии литературного героя.
Пример
Роман Л. Н. Толстого «Обломов». Неверно указан автор произведения.
Орфографические — неправильное написание слов:
- в корнях, приставках, окончаниях;
- нарушения в переносе слов, расстановке дефисов;
- неверное слитное или раздельное написание.
Пример
«Как нибудь» вместо «как-нибудь», «матириал» вместо «материал».
Пунктуационные — неправильный выбор знаков препинания:
- отсутствие в нужном месте или наличие там, где они не нужны;
- неверное оформление прямой речи;
- невыделение уточняющих слов, причастных и деепричастных оборотов.
Пример
Девушка зашла в комнату, и позвонила другу. Запятая перед «и» не нужна, так как союз соединяет однородные члены предложения.
Как избежать ошибок в изложении:
- следуйте плану, в изложении должно быть столько же абзацев, сколько и в плане;
- избегайте частых повторов одного слова, используйте способы сжатия на протяжении всего текста;
- проверяйте речевую связь между абзацами с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.
- избегайте сложные предложения, преобразуйте их в простые;
- пишите проще, используйте только те слова, в значении которых вы уверены;
- не допускайте перестановок микротем, чтобы не нарушить логичность изложения;
- не искажайте факты, все имена, даты, факты следует писать правильно;
- необходимо пополнять словарный запас, поэтому читайте художественную литературу и периодические издания;
- обратите внимание на образцы успешно выполненных работ и тренируйтесь писать по аналогии;
- тщательно проверяйте текст перед сдачей на проверку.
Соблюдайте правила написания изложения. Практикуйтесь в написании изложения. Чем чаще вы совершаете ошибки в процессе подготовки, тем меньше их будет на экзамене.
Источник
Виды изложений и их классификация
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Материал рассчитан на учителей начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gusenkova.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды и изложений и их классификация
Изложение — общее название работ, связанных с воспроизведением чужого текста.
Уже дореволюционной методикой выделялись изложения полные, сокращенные, изложения — извлечения, изложения с заменой лица (М.Чистяков, И.Срезневский, В.Чернышев, М. Ольшамовский). Но вопрос о классификации изложений был поставлен несколько позже.
Виды изложений выделяют с учетом разных оснований. Специально вопрос о классификации изложений в методике русского языка рассматривался Е.А. Бариновой. Она предполагает делить изложения по трем основаниям: по цели проведения (обучающее, контрольное), по характеру текстового материала (повествовательный характер с элементами описания, изложения описания, рассуждение, характеристики), по способу передачи содержания ( изложение полное или подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное и т.д.). Т.А. Ладыженской сделана попытка дать наиболее исчерпывающую классификацию изложений. Она предлагает классифицировать изложения:
- по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые изложения
- по отношению к содержанию исходного текста: полные, выборочные, с
- по осложненности языковым заданием: с лексикой, грамматическими,
стилистическими и др. заданиями;
- по восприятию исходного текста: изложение прочитанного, услышанного,
воспринятого на слух и зрительно;
- по степени знакомства с исходным текстом: изложение незнакомого текста
и знакомого, известного учащимся. [1]
В методических пособиях и практике работы выделяются другие основания классификации изложений, например: по характеру содержания текста (о школе, спорте и т.д.), по объему текста, изложение с использованием наглядных пособий и без них (иллюстрации и т.п.).
Для практики обучения речи важно выделить значимые основания классификации. Таких оснований два:
- способ восприятия текста;
- характер его воспроизведения.
По способу восприятия текста изложения делятся на:
а) изложения, в которых текст воспринимается на слух;
б) изложения, в которых текст воспринимается зрительно;
в) изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.
Тот или иной вид восприятия может подкрепляться дополнительными средствами наглядности (иллюстрации, картины, диапозитивы). Замечено, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего. По характеру воспроизведения текста различаются:
Содержание воспроизводится полно, со всеми подробностями; сохраняется тип текста, его композиция и языковые особенности.
Этот вид изложения чаще всего используется в начальной школе. В период обучения грамоте работа проводится так: текст читается не более двух раз, чтобы ребята не заучивали его наизусть. Затем проводится беседа. Ее назначение — выявить, все ли дети правильно поняли, добиться полного осознания прочитанного. Дети устно по вопросам пересказывают текст. Чаще всего в первых двух вопросах заложена основа для ответа, они служат образцом, опорой для того предложения, которое составляют учащиеся. Третий вопрос требует полной самостоятельности. Например, текст «Марина и Мурка»:
- Кому Марина налила молока?
- Что сказала Марина?
- Что было дольше?
Одно предложение выбирается для записи, в данном случае — «Мурка лакала молоко». Перед записью проводится анализ и синтез каждого слова. Запись производится на доске или на наборном полотне. Записывают сами ребята.
По мере продвижения в учебе первоклассники пишут все большие по объему изложения. К концу первого полугодия могут записать текст из 10-12
Во 2-ом классе наряду со свободной формой изложения применяется его простейшая форма по плану. (План составляется из заголовков отдельных частей рассказа).
Во 2-ом классе работа над подробным изложением усложняется. «Учитель подбирает текст для изложения таким образом, что бы ознакомить школьников с новым для них особенностями в области логики, лексики, синтаксиса, композиции текста, с повествованием, элементами описания».*
2. Изложения выборочные.
Воспроизводится не весь текст, а его часть, связанная с определенной темой. Тип текста, его композиция могут изменяться.
3 Изложения сжатые.
Передается главное, детали и подробности опускаются. Тип текста может быть сохранен или изменен в зависимости от объема и характера сжатия.
В 1 -ом классе нельзя требовать от детей краткого пересказа, это им не по силам. Во 2-ом классе подготовка состоит в следующем: учитель, а чаще сами ребята читают текст 1-2 раза, после чего в ходе коллективной беседы выявляется главное — то, что необходимо отметить в сжатом изложении, и то, что можно опустить. На первых порах нужна серьезная устная подготовка, она проводится на уроках чтения. Постепенно устная работа сокращается, уступая место самостоятельной работе.
Обучение сжатому изложению предполагает предварительное усвоение приемов сжатия текста. Таких правил два:
- переформулировка;
- исключение несущественной информации.
Предварительная подготовка сводится к усвоению этих приемов на различном
4.Изложение с творческим заданием.
Такое изложение предполагает внесение изменений в содержание или композицию исходного текста — замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановка частей. Тип текста, его язык, особенности могут сохраняться или заменяться в зависимости от характера задания. Данное изложение вводится со 2-го класса. Предполагает полное понимание содержания и образов прочитанного текста.
*Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути ее развития» М., «Просвещение», 1985 стр.105
Каждому из названных видов принадлежит особое место в общей системе работы по формированию коммуникативных умений.
Так, если при подробном изложении совершенствуется умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, используя готовые языковые средства, то при выборочном изложении формируется умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику как книга, находить «свои» языковые средства для связи отобранного материала. Работая над сжатым изложением, школьники учатся выделять главное и существенное в высказывании. Изложения с дополнительным творческим заданием приучают к самостоятельному определению композиции высказывания, отбору и использованию языковых средств.
Виды изложений по-разному воздействуют на мыслительную деятельность учеников. При подробном изложении идет осмысление временных, причинно- следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть материала и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию, как абстрагирование. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьников.
Говоря о классификации и видах изложений, следует особо сказать об изложениях с грамматическими заданиями.
Изложения с грамматическими заданиями — это изложения при выполнении которых ученику дается специальное грамматическое задание. Например: перескажи текст, уместно используя в описании однородные определения. Цель грамматических заданий — привлечь внимание учеников к правильному и уместному употреблению изучаемой или изученной морфологической или синтаксической категории. Через осознанное подражание образцу идет обогащение речи нужными формами и конструкциями.
Если грамматическое задание дано, необходимо, чтобы его выполнение подготавливалось всем ходом предварительной работы.
С целью активизации употребления в речи учащихся определенных грамматических категорий целесообразно проводить и изложения — миниатюры. Упражнения такого рода, рассчитанные на 10-15 минут, ставят в качестве главной задачи введение в активную речь учащихся тех или иных грамматических средств.
2 . Этапы работы над изложением.
Изложение (пересказ) с теми или иными целями используется, по существу, на всех уроках. Главная цель изложения на уроках русского языка — обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над изложением на занятиях по русскому языку.
Готовя класс к изложению, учитель выбирает те приемы, которые помогут более успешно решить поставленные задачи.
Назначение этого приема работы — подготовить учащихся к восприятию
В основе высказывания ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщить друг им о своих впечатлениях об увиденном, услышанном, о том, что он узнал. Учитель должен создать ситуацию общения.
«Вступительная беседа вводит учащихся в атмосферу произведения, готовит их к быстрому и свободному восприятию текста» [2] . Круг вопросов беседы определяется темой , идеей, содержанием текста, а также уровнем подготовленности учащихся. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и жизненным опытом учеников. В беседу включаются вопросы, подводящие ребят к пониманию основных проблем произведения. Желательно в процессе беседы использовать различные наглядные материалы: книги, портреты, диапозитивы, магнитофонные записи и т.д., что позволит не только лучше подготовить учащихся к адекватному восприятию содержания, но и создаст необходимый эмоциональный настрой на уроке.
В беседе желательно использовать те слова из текста, которые могут быть непонятны ученикам. При этом словам даются попутные пояснения: разъясняются не только значения слов, но и показываются особенности его употребления.
Отдельные примеры, иллюстрирующие употребление интересующих нас слов и словосочетаний, записываются с соответствующим комментарием на доске.
Вступительная беседа должна быть недолговременной и, следовательно, лаконичной по форме, достаточно насыщенной, «плотной».
Очень подробная беседа приведет к тому, что учащиеся могут взять из беседы дополнительный материал и включить его в свое изложение, что может привести к тому, что авторский вариант будет нарушен, появятся композиционные изменения.
Вступительная беседа как прием работы очень важна в тех случаях, когда текст совсем незнаком ребятам, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной беседы может оказаться непонятным.
Приемы работы, направленные на восприятие текста.
Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как:
- чтение текста учителем;
- чтение текста про себя учащимся;
- параллельное прослушивание текста и чтение про себя (комбинированный прием).
Выбор приемов будет зависеть от конкретных условий: характера изложения (подробное, сжатое, выборочное), сложности текста, подготовленности класса к тому или иному способу восприятия.
Задача перечисленных приемов работы — первоначальное знакомство учащихся с содержанием, правильное его понимание, определенная эмоциональная оценка воспринятого. Важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие текста («Почему текст назван. », «Сформулируйте тему, основную мысль текста »)
Задачу более глубокого понимания содержания, композиции и языка решают приемы работы, направленные на анализ текста.
Беседа по содержанию теста.
Разбор текста — дело очень важное и вместе с тем трудное. Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое и смысловое целое. А это значит понять коммуникативную установку автора, определить тему, основную мысль, выяснить, какие факты являются главными, определяющими, каковы причинно- следственные связи и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и определить и уметь обосновать свое отношение к воспринятому.
Беседа по содержанию текста не только готовит к его воспроизведению, но и развивает мыслительные способности школьников, воспитывает определенные качества его личности. В беседе по содержанию текста целесообразны вопросы и задания типа: «Почему N так поступил?», «С какой целью автор вводит описание природы?», «Докажите, что. », «Как вы считаете, кто прав. ».
Слишком большое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста, методически нецелесообразно, т.к. у ребят пропадает интерес к работе.
Анализ структуры текста.
Назначение этого приема работы — показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Целесообразно, чтобы текст — образец был перед глазами учащихся. Они в процессе анализа, с одной стороны, могут убедиться, что текст членится на части, каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а с другой, — наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распалось, а было единым структурным целым.
Систематическое использование анализа структуры текста как приема работы позволяет предупредить типичные речевые ошибки, недочеты, встречающиеся в изложении учащихся:
- отсутствие связи между предложениями (текст «рассыпается»);
- повторение одних и тех же слов;
- нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм;
- неудачное употребление личных местоимений.
Как правило, анализ текста завершается составлением плана. Среди приемов работы с текстом составление плана занимает особое место. Составление плана — это самостоятельная речевая деятельность, обучение которой начинается в начальной и продолжается в средней школе, это средство для лучшего осмысления, запоминания текста и организации его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, т.к. при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков.
Составление плана предполагает выполнение ряда интеллектуальных действий: деление текста на смысловые части, определение темы и основной мысли каждой части, словесной формулировки каждого пункта плана, оформление плана, соотнесение плана и исходного текста. Работа над планом и предполагает обучение этим частным умениям.
Требования к плану будут зависеть от вида предстоящего изложения. Так, план подробного изложения должен не только отражать последовательность событий, фактов, но и основную мысль текста, словесные формулировки заголовков должны соответствовать стилю исходного текста.
Характер работы над планом зависит от того, является ли составление плана целью обучения на данном уроке или это один из приемов работы, направленный на лучшее осмысление и воспроизведение содержания текста. В зависимости от этого план может быть предложен в готовом виде, составлен коллективно под руководством учителя устно, могут быть предложены для сравнения и обучения 2-3 варианта плана. Наконец план составляется каждым учеником самостоятельно.
3. Организация работы над изложением.
В работе над изложением можно выделить несколько этапов в деятельности учителя и учащихся. Деятельность учителя сводится к:
- подготовке учеников к созданию своих текстов на основе данных;
- проверке и оценке созданных ребятами текстов (изложений);
- подготовке и проведению анализа изложений в классе.
Деятельность учащихся сводится к:
- подготовке к письменному воспроизведению текста;
- написанию изложения и осуществлению самоконтроля;
- совершенствованию написанного.
Подготовка к изложению проходит на специальном уроке развития речи или осуществляется постепенно на уроках русского языка, предшествующих изложению. Работа на уроке будет включать несколько этапов в соответствии с тем, какая дидактическая задача решается.
- Сообщение цели изложения.
- Подготовка к восприятию текста.
- Восприятие текста.
- Анализ текста (содержательный, структурный, языковой).
- Изложение текста в соответствии с поставленной задачей.
- Самоконтроль.
На каждом этапе применяются свои, соответствующие поставленным задачам приемы работы. Так на этапе анализа текста используется беседа по содержанию, составление плана, структурный и языковой разбор текста, лингвистический эксперимент.
Для предварительной работы целесообразно отбирать тот материал из статьи для изложения, понимание которого не требует контекста. В предварительных упражнениях можно разобрать трудные орфограммы и пунктограммы текста, уточнить значение малознакомых слов, предупредить ошибки в употреблении отдельных слов, их форм. С этой целью нужный материал включается в упражнения, выполняемые на уроках русского языка.
Проверка и анализ изложений.
Проверка и оценка работ — особый этап в деятельности учителя. Задача учителя состоит не только в исправлении ошибок, их подсчете, важно увидеть и отметить достоинства работы, удачи и находки.
Общие требования к содержанию пересказа: соответствие теме и основной мысли исходного текста, фактическая правильность, полнота, последовательность, связность изложения.
При оценке содержания подробного изложения учитывается, на сколько полно раскрыта теме и основная мысль исходного текста, нет ли отступлений от содержания и композиции авторского образца. При оценке содержания сжатого изложения следует исходить из того, на сколько точно, полно сумел ученик выбрать из текста главное и воспроизвести отобранное в нужной последовательности, используя языковые средства обобщенной передачи информации.
Речевое оформление изложения предполагает богатство, точность, выразительность использования языковых средств с учетом особенностей ситуации общения.
После проверки и оценки работ готовятся материалы для анализа изложений и совершенствования написанного. Учитель отбирает и организует материал, нужный для анализа содержания и речевого оформления детских работ. Выделяет типичные для класса ошибки, связанные с нарушением грамматических норм. Орфографические и пунктуационные ошибки возможно не включать в работу на уроке, они могут быть разобран учащимися самостоятельно.
Урок анализа изложений в школьной практике считается одним из самых сложных. Успех проведения урока и его значение в общей системе обучения связной речи во многом зависит от того, как четко задана цель работы, на сколько учитель верно отобрал и в какой форме преподнес материал анализа. Урок анализа изложений должен решать три основные задачи:
- развивать языковое чутье ученика, воспитывать внимание к содержанию и речевому оформлению текста;
- формировать умение совершенствовать написанное;
- готовить к более успешному выполнению последующих работ.
Как правило, такие уроки в начальной школе не проводятся. Вся работа сводится к исправлению орфографических ошибок и нескольким общим словам учителя о написанном изложении.
Взаимосвязь изложений с другими видами работ по развитию связной речи.
Изложение представляет собой лишь одни элемент в обшей системе работы по развитию связной речи. На практике изложения часто пересекаются с другими видами работ. И.Д.Морозова пишет: «Опыт показывает, что ученики лучше справляются с изложением, если его проведению предшествовала работа над свободным диктантом». При свободном диктанте учитель диктует текст по частям, а ученики записывают его так, как запомнили, свободно. Свободные диктанты обогащают словарный запас и грамматический строй речи ребят, формируют умения пересказывать чужой текст с учетом его темы и основной мысли. Чтобы свободный диктант стал более эффективным средством подготовки к изложению, необходимо использовать соответствующие приемы работы. Так, перед тем как ученики будут воспроизводить содержание текста по частям, необходимо предложить им определить тему и основную мысль текста, его стиль и тип. На определенном этапе возможны и такие свободные диктанты, которые соединяются с изложением. Например, первая часть текста записывается под диктовку, а содержание остальных частей воспроизводится учеником самостоятельно.
Вопрос о взаимосвязи сочинений и изложений рассматривался в методике многократно. В настоящее время утвердилось мнение, что работа над изложением и сочинением должна идти параллельно. При этом проведение изложений по тексту определенного типа предшествует написанию сочинения того же типа, является ступенью для следующего за ним сочинения.
Взаимосвязь изложений и сочинений в том, что оба вида работы формируют умения связной речи, готовят к естественной коммуникации. Можно наметить следующую последовательность усложнения в работе по созданию текста.
- Воспроизведение чужого текста по частям — свободный диктант.
- Создание текста на основе данного — изложение.
- Создание своих текстов — сочинение.
Пересказ текста предполагает не только воспроизведение, но и включает элементы творчество ученика.
[1] Ладыженская Т.А. «Связная речь» В книге «Методика развития речи на уроках русского языка» М., 1980,с.222
[2] Пленкин Н.А «Изложение с языковым разбором текста» М.,»Просвещение»,1988
Источник