- Способ изготовления переводных изображений
- Полиграфический способ изготовления переводных изображений (детские картинки, ярлыки и т. п.), предназначенных для переноса на ткани, металл или фарфор
- Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова декалькомания
- Определение слова декалькомания в словарях
- Способ полиграфического изготовления переводных изображений и переноса их на бумагу, дерево, металл, фарфор и т. п
- Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова декалькомания
- Определение слова декалькомания в словарях
- Декалькомания
- См. также
- Полезное
- Смотреть что такое «Декалькомания» в других словарях:
- Московский государственный университет печати
- Трафаретная печать
- Учебное пособие
Способ изготовления переводных изображений
Изобретение относится к полиграфической промышленности и позволяет упростить процесс при улучшении качества перевода мелких изображений с тонкими деталями. В печатную краску вводят антиадгезив, в качестве которого используют спирт теломер формулы H-(CF 2 -CF 2 ) N -CH 2 OH, где N=1-5, и с помощью этой краски на полиэтиленовой пленке печатают красочное изображение. Затем на красочное изображение наносят клей, чувствительный к давлению. 1 табл.
РЕСПУБЛИК (51)5 В 41 М 3/12
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
1 (21) 4344918/30-12 (22) 30.10.87 (46) 15.04.90. Бюл. № 14 (71) Производственный комбинат Музыкального фонда СССР (72) Ю. А. Ерохин, Б. М. Коляскин и Л..Л. Багрянский (53) 655.72 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 358201, кл. В 41 М 3/12, 1970.
Изобретение относится к способам изготовления самоприклеиваюшихся изображений и может быть использовано в полиграфии.
Цель изобретения — упрощение процесса при улучшении качества перевода мелких изображений с тонкими деталями.
Пример 1. В качестве основы используют полиэтилен высокого давления пленочный или материал, состоящий из бумаги основы — пергалина для бумажной кальки с нанесенным с двух сторон олефиновым покрытием, в состав которого входит: парафин нефтяной, церезин, сополимер этилена с винилоцетатом. В качестве антиадгезива используют фторированный спирт теломер структурной формулы Н вЂ” (CFz— — CFg)„— С02ОН, а в качестве краски печатной — краску следующих составов. Состав 1, 00: алкид пентафталевый 40; водный раствор спирта поливинилового 20; сажа 35; сиккатив 5. Состав 11, 0 0: эфир целлюлозы 15; смесь органических растворителей (тетралин и этилцеллозолов) 55; сажа 25; олифа льняная 5; в качестве клея применяют клей марки КП-2 TP КФ 269-82 следующего состава, 0 0: бутил каучук марки
2 (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДНЪ|Х ИЗОБРАЖЕНИЙ (57) Изобретение относится к полиграфической промышленности и позволяет упростить процесс при улучшении качества перевода мелких изображений с тонкими дегалями. В печатную краску вводят антиадгезив, в качестве которого используют спирт теломер формулы Π— (CF, — CF )
СН ОН, где и= I — 5, и с помощью этой краски на полиэтиленовой пленке печатают красочное изображение. Затем на красочное изображение наносят клей, чувствительный к давлению. 1 табл.
А 10; церезин 1,5; воск полиэтиленовый I; аэросил 0,5; уайт-спирит 87.
В 100 гр краски печатной серии СТЗ.11 (состав I) вводят 1 гр фторированного спирта теломера, структурной формулы
Н вЂ” (CFg — CFg)g — CHgON (жидкость) и тщательно перемешивают. Берут основу полиэтиленовую пленку формата II и через трафаретную печатную форму с зеркальным изображением машинописного штифта наносят на пленку, краску (состав 1) материал сушат и покрывают клеем.
Пример 2. В 100 гр краски печатной серии СТЗ.I I (состав II) вводят 3 гр фторированного спирта теломера, структурной формулы Н вЂ” (СР2 — CF ) — СН20Н (жидкость) и тщательно перемешивают, далее процесс по технологии, описанной в примере 1, используя краску состава 2.
Пример 8. В 100 гр краски печатной серии СТЗ.I I (состав 11) вводят 5 гр фторированного спирта теломера, структурной формулы Н вЂ” (CF,— CF, ) — CH, OH (жидкость) и тщательно перемешивают, далее ведут процесс по технологии описанной в примере 1, используя краску состава l.
Образцы по примерам
Графическое каI чество изображения 1 2 3
Количество забракованных знаков, 4
Составитель В. Шиманская
Редактор Т. Парфенова Техред И. Верес Корректор О. Ципле
Заказ 686 Тираж 316 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Г!атент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Пример 4. Готовят 5%-ный раствор фторированного спирта теломера структурной формулы H — (CF2 — CF2)6 — СН20Н (твердая фаза) в печатной краске состава 1 путем смешения ее с 5%-ным раствором указанного спирта теломера в уайт-спирите (для ускорения гомогенизации твердой фазы в жидкой массе), далее ведут процесс по технологии описанной в примере 1.
Пример 5. Ведут процесс по технологии, описанной в примере 1, используя в качестве основы бумагу лиминированную и краску состава 1.
Полученные образцы испытывают.
В ходе испытаний проводят разбраковку образцов, изготовленных в количестве по 10 шт., согласно каждому примеру.
Оценку качества нанесения изображения производят визуально с использованием лупы измерительной ЛИ-3-10 на соответствие утвержденному к печати оригиналу. Качество образцов, изготовленных согласно каждому примеру, оценивают по количеству дефектных опечатков-знаков (в процентном выражении), при этом на каждом листе имеется 1350 знаков — все буквы алфавита, цифры и знаки припинания по 33 знака на каждой строке.
В таблице представлены результаты испытаний.
Как видно из результатов испытаний, наилучшие результаты получены иа образцах, изготовленных согласно изобретения (примеры 1 — 5) по 3 забракованных знака, в сравнении с 30 — 35, полученных на образцах, изготовленных по способу-прототипу.
При этом для снижения брака не играет роли в каком виде используется фторированный спирт теломер — жидкий (n=2) или твердый (n=6). Однако для упрощения процесса удобнее использовать жидкий фторированный спирт теломер, который более легко разводится непосредственно в краске, чем твердый, который для ускорения этого процесса необходимо разводить в уайт-спирите.
Таким образом, использование изобретения позволяет упростить процесс изготовления самоприклеивающихся изображений за счет замены операций антиадгезионной обработки основы операцией непосредственного введения в!ысокоэффективного пластификатора фторированного спирта теломера
15 в печатную краску перед ее нанесением на основу и в 8 — 12 раз снизить количество дефектных оттисков, что позволяет обеспечить высокоэффективный перевод мелких изображений с тонкими деталями, например машинописного текста, и улучшить качество полиграфической продукции.
Способ изготовления переводных изображений, включающий последовательное нанесение на полиолефиновую подложку красочного изображения путем печати печатной краской и чувствительного к давлению клея с использованием антиадгезива, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесЗО са при улучшении качества перевода мелких изображений с тонкими деталями, в качествь антиадгезива используют фторированный спирт теломер формулы Н вЂ” Ст» — CF,) — СН О Н, где и= 1 — 5, который перед печатью вводят в печатную краску в колиоо честве 1 — 5 мас.%.
Источник
Полиграфический способ изготовления переводных изображений (детские картинки, ярлыки и т. п.), предназначенных для переноса на ткани, металл или фарфор
Последняя бука буква «я»
Ответ на вопрос «Полиграфический способ изготовления переводных изображений (детские картинки, ярлыки и т. п.), предназначенных для переноса на ткани, металл или фарфор «, 13 (тринадцать) букв:
декалькомания
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова декалькомания
Определение слова декалькомания в словарях
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ДЕКАЛЬКОМАНИЯ (франц. decalcomanie) полиграфический способ изготовления переводных изображений (детские картинки, ярлыки и т.п.), предназначенных для переноса на ткани, металл, фарфор и т.п. Изображение печатается на загрунтованной клеевым слоем бумаге.
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Декалькомания (от франц. «décalcomanie»; по-английски часто называется «Letraset» — от названия наиболее известной фирмы-производителя) — изготовление печатных оттисков для последующего сухого переноса на какую-либо поверхность при помощи высокой температуры.
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(франц. décaicomanie), полиграфический способ изготовления переводных изображений (детских картинок, ярлыков, товарных знаков и т. п.), предназначенных для переноса на бумагу, дерево, металл, фарфор и т. д. При Д. изображение печатается на специальной загрунтованной.
Источник
Способ полиграфического изготовления переводных изображений и переноса их на бумагу, дерево, металл, фарфор и т. п
Последняя бука буква «я»
Ответ на вопрос «Способ полиграфического изготовления переводных изображений и переноса их на бумагу, дерево, металл, фарфор и т. п «, 13 (тринадцать) букв:
декалькомания
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова декалькомания
Определение слова декалькомания в словарях
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ДЕКАЛЬКОМАНИЯ (франц. decalcomanie) полиграфический способ изготовления переводных изображений (детские картинки, ярлыки и т.п.), предназначенных для переноса на ткани, металл, фарфор и т.п. Изображение печатается на загрунтованной клеевым слоем бумаге.
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Декалькомания (от франц. «décalcomanie»; по-английски часто называется «Letraset» — от названия наиболее известной фирмы-производителя) — изготовление печатных оттисков для последующего сухого переноса на какую-либо поверхность при помощи высокой температуры.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
(дэ), декалькомании, ж. (фр. decalcomanie) (спец.). только ед. Способ перенесения многокрасочного рисунка с бумаги на стекло, фарфор, дерево. Рисунок, сделанный этим способом.
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(франц. décaicomanie), полиграфический способ изготовления переводных изображений (детских картинок, ярлыков, товарных знаков и т. п.), предназначенных для переноса на бумагу, дерево, металл, фарфор и т. д. При Д. изображение печатается на специальной загрунтованной.
Источник
Декалькомания
Декалькомания (от франц. «décalcomanie»; по-английски часто называется «Letraset» — от названия наиболее известной фирмы-производителя) — изготовление печатных оттисков (переводных изображений) для последующего сухого переноса на какую-либо поверхность при помощи высокой температуры или давления. Используется для создания надписей и изображений на бумаге, картоне, керамике, для детских переводных картинок и др.
Помимо утилитарного использования, применялась также в искусстве (Оскаром Домингесом, Максом Эрнстом и другими) и в науке (для создания фрактальных изображений и в других целях).
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Декалькомания» в других словарях:
декалькомания — декалькомания … Орфографический словарь-справочник
ДЕКАЛЬКОМАНИЯ — (от франц. decalquer переводить снимок, и греч. mania). Приготовление на бумаге таких рисунков, которые можно переводить на бумагу же, фарфор, стекло и пр. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
ДЕКАЛЬКОМАНИЯ — (франц. decalcomanie) полиграфический способ изготовления переводных изображений (детские картинки, ярлыки и т. п.), предназначенных для переноса на ткани, металл, фарфор и т. п. Изображение печатается на загрунтованной клеевым слоем бумаге… … Большой Энциклопедический словарь
ДЕКАЛЬКОМАНИЯ — [дэ], декалькомании, жен. (франц. decalcomanie) (спец.). 1. только ед. Способ перенесения многокрасочного рисунка с бумаги на стекло, фарфор, дерево. 2. Рисунок, сделанный этим способом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
декалькомания — сущ., кол во синонимов: 2 • деколь (2) • способ (32) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
декалькомания — и, ж. decalcomanie f. Способ полиграфического изготовления переводных изображений и переноса из на бумагу. дерево, металл, фарфор и т.п. БАС 2. Лекции он <писарев> записывал бисерным почерком в красивеньких, украшенных декалькоманиею… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
декалькомания — Изготовление печатных оттисков переводных изображений для последующего их переноса на какую либо поверхность при помощи температуры или давления. Используется для создания изображений на посуде, для детских переводных картинок и др. [http://ofyug … Справочник технического переводчика
Декалькомания — способ печати т. н. переводных изображений, печатаемых на бумаге с нанесенным клеевым слоем, который растворяется в теплой воде. Благодаря этому отделенное от бумажной подложки изображение переводится на любую поверхность. Способом Д. печатают… … Издательский словарь-справочник
Декалькомания — (от фр. decalcomanie) изготовление печатных оттисков переводных изображений для последующего их переноса на к. л. поверхность при помощи температуры, давления, влаги. Д. используется для создания изображений на посуде, одежде, изготовления… … Реклама и полиграфия
декалькомания — и; ж. [франц. décalcomanie]. Спец. Способ полиграфического изготовления переводных изображений, предназначенных для переноса на бумагу, дерево, металл, фарфор и т.п., а также перенесение этих изображений с бумаги на стекло, фарфор и т.п. * * *… … Энциклопедический словарь
Источник
Московский государственный университет печати
Трафаретная печать
Учебное пособие
Способ трафаретной печати, благодаря большой толщине красочного слоя, имеет уникальные изобразительные возможности и чрезвычайно многогранен. Трафаретную печать применяют для отделки продукции, а также для получения различных видов переводных изображений и специальных эффектов.
Универсальность способа трафаретной печати позволяет использовать его помимо обычной печати для лакирования продукции, отпечатанной другими способами печати. Для лакирования можно использовать лаки на растворителях. Однако чаще используют лаки УФ-отверждения.
Процесс УФ-лакирования можно условно разделить на две стадии: нанесение лака и отверждение лакового слоя.
Перенос лака с печатной формы производится путем продавливания его сквозь сетку при помощи полиуретанового ракеля. Такой способ переноса лака позволяет очень легко регулировать толщину его слоя, которая зависит от толщины сетки, размера ячейки сетки и величины давления на ракель.
Для нанесения УФ-лака используются обычные трафаретные печатные станки — в зависимости от требуемой производительности полуавтоматические или автоматические. Ручные станки применять не рекомендуется из-за их низкой производительности и невозможности обеспечения постоянного давления ракеля при печатании, в результате чего может получаться слой лака неодинаковой толщины на разных участках оттиска. Полуавтоматические станки можно использовать как в режиме печати с ручным накладом и съемом с ориентировочной производительностью 500-600 оттисков в час, так и смонтированными в линию, состоящую из печатного станка, подборщика листов и туннельной печи УФ-сушки. При работе на такой линии печатник лишь подает листы запечатываемого материала на печатный стол, а съем производится подборщиком листов, который переносит их на ленту транспортера УФ-печи. Производительность такой линии с учетом скорости работы печатника может составлять до 1000 оттисков в час.
Автоматические станки монтируются в линии с механизмами подачи и съема листов. Ручной труд в этом случае не используется, поэтому производительность процесса зависит целиком от возможностей оборудования. Например, автоматическая линия с печатным столом формата 50×70 см может производить лакировку с производительностью до 2500 оттисков в час.
Немаловажным моментом для процесса УФ-лакирования является полимеризация (отверждение) нанесенного лака. Для этих целей используют специальные туннельные сушилки с УФ-лампами. При их выборе следует руководствоваться тремя правилами: сушильное устройство должно быть сконструировано таким образом, чтобы отлакированный материал мог двигаться на ленте транспортёра приблизительно в течение 3-5 секунд до попадания в зону облучения. Это связано с тем, что, будучи продавленным через сетку, лак ложится на поверхность лакируемого материала не совсем гладким слоем и в течение нескольких секунд после нанесения он должен как бы равномерно растечься. В противном случае лакированная поверхность будет иметь недостаточный блеск.
УФ-лампы, используемые для сушки лака, должны быть таковы, чтобы обеспечить облучение отлакированной поверхности мощностью 80-120 Вт / см в течение 1-3 секунд. К примеру фирма EMA использует в своих сушилках одну или две лампы по 6 кВт. При недостаточной мощности УФ-ламп может не произойти полной полимеризации лака.
В связи с высокой мощностью УФ-ламп в атмосферу выделяется большое количество озона. Для его удаления УФ-сушилки должны быть снабжены системой всасывания воздуха из рабочей зоны с последующей его очисткой.
Одной из проблем, возникающих при использовании для сушки УФ-лучей, является разогрев высушиваемого материала, что в свою очередь может привести к его деформации. В линиях УФ-лакировки фирмы Argon эта проблема решается двумя способами. В УФ-сушках Dual предусмотрена система охлаждения мощным кондиционером. В результате на выходе мы получаем листы лакированного материала, имеющие температуру окружающей среды. В новых УФ-сушках марки ЕСО под УФ-лампами расположена система кварцевых фильтров, и в результате температура листа на выходе всего на 7-8 °С больше окружающей.
Говоря о выборе трафаретного оборудования для использования его в качестве лакировального, следует обращать особое внимание на его надежность. Ведь зачастую недорогие станки, неплохо справляющиеся с небольшими тиражами, порой не выдерживают жестких ритмов работы при отделке крупных (по трафаретным меркам) тиражей. В этом случае в качестве рекомендации нужно отметить, что наиболее преуспели в области производства надежных и высокопроизводительных трафаретных машин крупные европейские компании.
Типография, решившая остановить свой выбор на трафаретном способе лакирования своей продукции, приобретает помимо инструмента для ее лакирования печатное оборудование большой универсальности, которое способно заметно расширить ассортимент услуг, предлагаемых типографией своим клиентам. Оборудование, приобретаемое для УФ-лакирования, может как использоваться для обычной трафаретной печати Уф-красками со всей широкой гаммой, открывающихся возможностей, так и послужить ядром, для дальнейшей организации производства таких видов продукции, как пластиковые карты, лотерейные билеты со стирающейся композицией, деколи, в том числе для стекла и керамики, флаги, трансферы для тканей.
Под переводной печатью понимается способ нанесения изображения, при котором оно печатается на промежуточной основе, а затем переносится на поверхность какого-либо изделия. Промежуточная основа и способ перенесения изображения с нее определяются видом переводной печати.
Непрямые виды печати (переводные изображения) могут быть термопереводные (в виде сублимационных и термопластических) и декалькомания, которая в свою очередь по способу переноса изображения может быть сдвижная и сухая, а по способу закрепления изображения на изделии: горячая (обжиговая, керамическая) и холодная.
Переводные изображения могут быть изготовлены в виде деколей и в виде сублимационных термопереводных изображений и термотрансферов.
В настоящее время различные методы так называемой непрямой или переводной печати находят всё более широкое применение. В общем виде технологический процесс непрямой трафаретной печати включает два основных этапа:
Формирование красочного изображения на определённом материале, который является для него промежуточной основой. В большинстве случаев роль такого материала выполняет специальная бумага, реже — полимерная плёнка или пластик.
Перенос изображения с промежуточной подложки на поверхность какого-либо готового изделия или полуфабриката.
Разделение производственного процесса влечёт за собой повышенные расходы на декорирование изделия, по сравнению с прямой печатью. Однако непрямые методы имеют ряд преимуществ. Во многих случаях прямое нанесение изображения на готовые изделия затруднено или просто невозможно. Прямой печатью без промежуточной подложки наносят изображение на плоские поверхности или предметы простой геометрической формы — цилиндрические, конические и т.д. На изделия более сложной геометрической конфигурации напечатать изображение крайне затруднительно. Примером таких изделий может быть различная фарфоровая или стеклянная посуда. Для печати на неплоских предметах необходимо специальное оборудование. Переводная же печать позволяет использовать имеющееся в распоряжении почти всех трафаретных предприятий плоскопечатное оборудование для запечатывания бумаги, полимерной плёнки и пластиков. Требуется лишь дополнительное оборудование для переноса или иногда для специальных операций закрепления изображения на поверхности изделия (например, печи для обжига при горячей декалькомании).
Специализированное оборудование для трафаретной печати применяется только в средне- и крупносерийном производстве. Если же необходимо нанести изображения на единичные предметы или небольшие партии, хорошим способом является декалькомания (от франц. Decalcomanie — переводная картинка — одна из разновидностей переводной печати).
Хотя сам термин имеет французское происхождение, декалькомания была изобретена в XIX в. в России Теребневым и Семячкиным. Типичный образец декалькомании — всем хорошо знакомые с детства переводные картинки, или деколи. Для их изготовления может быть использован практически любой из современных способов печати, однако предпочтителен трафаретный, обеспечивающий наиболее яркое, насыщенное изображение, благодаря большой толщине красочных слоев.
Трафаретная печать лучше других способов приспособлена для декалькомании и технологически: давление в момент печатного контакта, необходимое для переноса краски с формы на запечатываемую поверхность, минимально. Это очень важно для сохранения целостности клеевого слоя, предварительно нанесенного на бумагу.
Технологическая схема процесса:
нанесение слоя лака на поверхность изображения;
перевод (перенос) изображения на поверхность изделия;
обжиг при температуре 500-800°С, в зависимости от свойств материала изделия.
Бумага для деколей. Изображение печатается на специальной бумаге, покрытой слоем водорастворимого клея. Бумага должна иметь низкую степень проклейки, чтобы вода при переносе изображения могла проникнуть к клеевому слою. При этом необходима высокая прочность на разрыв, поэтому в составе бумаги должно быть не более 25% древесной массы. Она не должна содержать солей, которые могут вызвать дубление клеевого слоя. Обычно предприятия, занимающиеся производством деколей, закупают уже готовую бумагу с нанесенным клеевым слоем.
Краски. Как и при прямой печати, для изготовления деколей используются специальные керамические, или обжиговые краски. Заводами-изготовителями поставляются отдельно пигмент в виде порошка и связующее. Перемешивает их печатник непосредственно перед печатью. Пигмент имеет низкую дисперсность, поэтому при печати растровых изображений или тонких штрихов краски необходимо дополнительно перетереть в краскотерочной машине.
Печать. При изготовлении деколей используется обычная технология трафаретной печати на бумаге. При выборе ситовой ткани основное внимание уделяется характеру изображения, однако здесь есть одна особенность.
В случае если предприятие, изготавливающее деколи, не имеет краскотерочной машины, и перетереть краски для достижения более высокой дисперсности пигмента нельзя, использование высоколиниатурных сеток становится также невозможным. Приходится ограничиваться сетками с линиатурами до 90-100 нит/см и ниже. При этом не характер изображения диктует выбор сетки, а наоборот, возможность использования сетки определенного номера диктует характер воспроизводимого изображения (имеются в виду минимальные воспроизводимые ширина штриха и диаметр растровой точки).
Лакирование. После того, как изображение отпечатано, оно покрывается толстым слоем специального лака, который служит временной основой красочному слою при перенесении его с бумаги на поверхность фарфора (керамики или стекла). Лаки изготавливают на основе летучих растворителей, но они не должны разрушать красочный слой. Поэтому лак должен быть подобран в соответствии с составом связующего краски.
В состав лака входят также пластификаторы — для того, чтобы пленка лака с красочным изображением, отделенная от бумаги, обладала определенной прочностью на разрыв. Это необходимо при переносе изображения и при размещении его на выпукло-вогнутой поверхности фарфоровых изделий. Лакирование производится трафаретным способом через крупноячеистую сетку. Обычно используются сетки 20-40 нит/см.
Лакирование может быть выборочным (лаком покрывается только изображение) или сплошным. В случае выборочного лакирования необходимо изготавливать специальную печатную форму с использованием копировального слоя или ретуши, но зато экономится большое количество лака. Это целесообразно делать при больших тиражах. При малых тиражах деколей экономичнее сплошное лакирование, так как стоимость сэкономленного лака соизмерима со стоимостью копировального слоя или ретуши, а дополнительная операция по изготовлению печатной формы занимает довольно много времени и сказывается на производительности.
Перевод изображения. Для того чтобы перенести изображение на поверхность фарфора, его необходимо отделить от бумаги. Для этого оттиски, предварительно разрезанные на небольшие элементы, погружаются в воду. Клеевой слой растворяется, и изображение вместе с пленкой лака отделяется от бумаги. Затем его вручную переносят на поверхность фарфора (как переводные картинки).
Обжиг. Пленка лака и связующее в красочном слое при обжиге сгорают. Пигмент частично вплавляется в поверхность фарфора, что обеспечивает высокую механическую прочность изображения. При обжиге пигмент приобретает другой цвет.
Сублимация — прямой переход вещества из твердого в газообразное состояние без промежуточного перехода в жидкое состояние. Этот вид печати используется, когда необходимо получить на синтетической или смесовой ткани рисунок, устойчивый к воздействию света, высоких и низких температур, пота, стирок и т. д. Этот метод нашел широкое применение в производстве трикотажных изделий, флагов, вымпелов, купальников и спортивной одежды.
Основные требования к ткани — она должна быть белой и содержать не менее 65% синтетического волокна. Изображение на ткани получается в два этапа: первый — печать на бумаге, второй — термоперенос на ткань.
Печатный процесс на бумаге, по сравнению с прямой печатью, например на текстиле, обладает более высокой разрешающей способностью, что даёт возможность воспроизводить полутоновые изображения с максимально высокой (для трафаретного способа) линиатурой растра, а также позволяет обеспечивать более точную приводку различных красок на оттиске.
Используется матовая бумага без специальной обработки массой 130-150 »/>. Менее плотные бумаги при печати красками на водной основе могут усаживаться, что ухудшает совмещение красок.
Краски, применяемые при сублимационной печати, получают, как правило, путем добавления в базовое связующее концентрированных пигментных паст. Базовое связующее может быть или на основе растворителей или на основе воды, причем последняя благодаря экологической чистоте находит более широкое применение.
При приготовлении краски следует помнить, что для получения высококачественной печати вес пигментной пасты должен быть в пределах от 3 до 25%,от веса базовой эмульсии.
На российский рынок поставляется несколько основных пигментных паст следующих цветов: желтый, оранжевый, красный, розовый, синий, синий ультра, фиолетовый, черный, желтый флюоресцентный, розовый флюоресцентный. По специальным рецептурам из этих цветов можно получить 1000 различных оттенков. Нужную рецептуру выбирают по каталогу, в котором представлены пронумерованные выкраски тканей. Следует подчеркнуть, что идентификацию выбираемого оттенка нужно производить только по образцу ткани, поскольку при сублимационном термопереводе изображение на бумаге после переноса на ткань всегда меняет интенсивность цвета и оттенок. Степень отличия зависит от количества пигмента в краске, параметров термопереноса, а также от типа ткани.
При сублимации происходит переход вещества из твёрдого агрегатного состояния в газообразное, минуя жидкую фазу. Сублимация происходит при нагревании вещества. Температура, при которой твёрдое вещество превращается в газ называется температурой сублимации. Для сублимационной печати используются специальные красители, которые после отверждения на бумаге (отверждение происходит посредством испарения растворителя) представляют собой сублимирующееся вещество. Этими красителями изображение печатается на плотной бумаге без специального покрытия. Для его переноса необходимо, во-первых, создать плотный контакт между бумажными листами и декорируемой поверхностью посредством давления и, во-вторых, по всей площади изображения создать температуру сублимации. На диаграммах ( рис. 9.1 :
»/> — удельное давление;
»/> — давление, необходимое для переноса; Т — применяемая температура;
»/> — температура окружающей среды;
»/> — температура материала;
»/> — начало переноса;
»/> — окончание процесса переноса) приведены параметры, влияющие на перенос. Из приведённых диаграмм следует, что применяемое давление
»/> и температура
»/> в течение времени контакта
»/> постоянны. Для переноса могут использоваться либо ротационные каландры, либо плоские прессы.
Процесс сублимационного переноса красителя с временной бумажной подложки на текстильный материал показан на рис. 9.2 .
Этап 1 — »/>: происходит сублимация и/или испарение красителя в воздушный зазор между поверхностью бумаги и текстильным материалом.
Этап 2 — »/> диффузия красителя через воздушный зазор к текстильному материалу и в промежутки между волокнами материала.
Этап 3 — »/> адсорбция красителя на поверхности волокон и диффузия внутрь волокон.
Этап 4 — »/> диффузия из волокон к участкам меньшей концентрации красителя на их поверхности, десорбция с поверхности волокон, диффузия частиц красителя через воздушное пространство между волокнами текстильного материала и бумагой и адсорбция на поверхности бумаги. Таким образом, этап 4 характеризуется установлением равновесия. Этапы 1-3 продолжаются до тех пор, пока волокна и воздушные промежутки в текстильном материале, а также воздушное пространство между поверхностью бумаги и тканью не будут заполнены красителем. После этого (этап 4) частицы красителя могут восприниматься только поверхностью бумаги. Таким образом, из бумаги будет удалено столько красителя, сколько его воспримут и зафиксируют волокна текстильного материала.
Технология получения большинства специальных эффектов, используемых в отделке полиграфических оттисков, выглядит следующим образом. На изделие наносятся специальные краски или пасты, содержащие в своем составе крупные частицы веществ, которые и создают различные эффекты. Эти краски должны наноситься толстыми слоями, так как размер твердых частиц может достигать десятков и даже сотен микрометров. Такие толстые красочные слои можно наносить только трафаретным способом печати. В некоторых случаях пигменты имеют высокую дисперсность, и, тем не менее, для получения желаемого эффекта требуется нанесение красок достаточно толстыми слоями.
Металлическая чешуя. Так названы несколько типов металлизированных пигментов, в том числе с перламутровым эффектом, создающие на оттиске особый блеск, недостижимый при печатании обычными металлизированными красками. Эффект достигается благодаря низкой дисперсности, а также особой плоской форме металлизированных пигментов. Пигменты по форме напоминают чешуйки.
Рельефный эффект. В результате использования этой краски получается настоящее рельефное изображение. Высота рельефа — 1-2 мм. Эффект достигается за счет использования сеток низких линиатур и большой толщины копировального слоя с печатной стороны формы. Для получения этого эффекта используется специальная прозрачная краска (лак) УФ-отверждения. Получение рельефа такой высоты красками на основе растворителей затруднено, так как, во-первых, краска растекается в процессе отверждения (сушки) и рельеф получается как бы сглаженным, а во-вторых, более 60% объема краски, передаваемой на оттиск, испаряется, вследствие чего рельеф уменьшается.
Рисунок с ароматом. Отпечатанное изображение обладает приятным запахом в течение длительного времени, которое зависит от условий хранения оттисков. Эффект достигается за счет нанесения специально приготовленной прозрачной краски на подложку или поверх отпечатанного трафаретным способом изображения.
Эффект защиты от фальсификации. Используется для защиты ценных бумаг. Этот эффект также называют эффектом дискотеки и используют для производства рекламной продукции и при печати на изделиях из текстиля. Заключается он в том, что изображение, не видимое при обычном дневном и искусственном свете, проявляется в свете УФ-ламп. Печать производится только по белому фону. Возможна также печать на прозрачных подложках. В этом случае для приготовления краски используется не прозрачное связующее, а соответствующая белая краска.
Эффект переливания цветов. Этот эффект можно описать как изменение цвета краски в зависимости от угла зрения. В отличие от традиционных переливчатых красок, новые пигменты имеют новую структуру и дают особый эффект. Наилучшие результаты получаются при печати по черному фону.
Светонакопительные краски. Эти краски нельзя назвать новым материалом. Они используются уже давно при изготовлении аварийных знаков в производственных помещениях. В последнее время они нашли применение и в производстве рекламной продукции. Это краски содержат гранулы специального вещества, которое способно накапливать световую энергию и светиться в темноте.
Эффект «СОФТ». Это особый эффект бархатистости. Свет, падающий на изображение под любым углом, не отражается и не дает бликов. Похожий эффект достигается при печатании матовыми красками, однако поверхность слоя матовых красок очень нестойка к механическим повреждениям, таким как царапины и следы. Уникальность эффекта «СОФТ» — в особой механической стойкости изображения. На его поверхности не остается царапин, портящих внешний вид оттиска, даже при значительных воздействиях.
Глиттеры — это блестки. В последнее время они очень широко стали применяться при печатании различной продукции, особенно открыток. Изобразительный эффект при печатании прозрачными лаками, содержащими глиттеры, зависит от их цвета, размера частиц и концентрации. Размеры частиц глиттеров, которые используются для приготовления печатных красок, варьируются в пределах от 75 до 230 мкм. Используются глиттеры и больших размеров, но в этих случаях их просто посыпают на отпечатанное прозрачным лаком изображение.
Зеркальный эффект. В результате печатания краской со специальным пигментом получается зеркальное изображение на полимерных прозрачных пленках.
Эффект текстуры. Это эффект шероховатости на гладкой глянцевой поверхности. Поверхность полученного изображения не дает световых бликов и устойчива к механическим повреждениям (царапинам).
Большинство из описанных эффектов можно получить, используя как технологию печатания красками на основе летучих растворителей, так и красками УФ-отверждения. Все зависит от того, каким оборудованием располагает то или иное производство, то есть, предусмотрена гибкость технологии. В таблице 9.1 приведены материалы, создающие описанные эффекты, названия связующих, которые используются для приготовления красок, и номера сеток, которые необходимо использовать для изготовления печатных форм, а также материалы, на которые эти краски возможно наносить.
Источник