Микстуры
Авторы: Гаммель И. В., Кононова С. В., Раскаткина Л. В.
I. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ: «МИКСТУРЫ. MIXTURAE»
Тема №1: «Массообъемный метод изготовления жидких лекарственных форм».
Тема №2: «Изготовление жидких лекарственных форм массообъемным методом с использованием бюреточной установки».
II. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ
Перед занятием студенты должны изучить следующие теоретические вопросы:
1. Раствор. Дать определение (химическое и фармацевтическое).
2. Классификация растворов.
3. Преимущества и недостатки растворов.
4. Растворители, применяемые для изготовления ЖЛФ:
— требования к растворителям;
— классификация растворителя: вода очищенная, органические и синтетические растворители, представители.
5. Вода очищенная (водоподготовка, условия получения, аппаратура).
6. Истинные растворы.
7. Концентрация. Определение. Способы обозначения концентраций:
— по массе;
— по объему;
— массо-объемная.
8. Растворимость. Факторы, влияющие на растворение.
9. Способы прописывания растворов.
10. Водные растворы. Технологический процесс приготовления водных растворов (стадии).
11. Общие правила приготовления водных растворов (приказ № 308).
12. Проверка доз в микстурах.
13. Алгоритм расчетов.
14. Алгоритм приготовления
План самостоятельной подготовки к занятию включает вопросы и примеры рецептов на изготовление микстур.
2.1. Практическое занятие № 1: «Массообъемный метод изготовления лекарственных форм»
2.1.1. Вопросы для самостоятельной подготовки:
1.1. Характеристика жидких лекарственных форм, их классификация в зависимости от путей введения, дозирования, а также от состава, степени измельченности дисперсной фазы и характера связи с дисперсной средой.
1.2. Положительные и отрицательные стороны жидких лекарственных препаратов.
1.3. Растворимость лекарственных веществ (статья «Растворимость» ГФ XI; вып. 1), влияние химических и физико-химических свойств лекарственных веществ на растворимость.
1.4. Растворители, используемые для получения жидких лекарственных форм; их характеристика.
1.5. Получение воды очищенной, требования к её качеству; конструкция и эксплуатация аквадистилляторов.
1.6. Истинные растворы, их характеристика, теория растворов и растворения; понятие о массовой (весовой), объемной и массообъемной концентрациях.
1.7. Обозначение концентрации растворов в рецептах.
1.8. Дозирование жидких лекарственных препаратов.
1.9. Коэффициент увеличения объема, определение и применение.
1.10. Технологические стадии приготовления жидких лекарственных форм; расчет доз веществ списка А и Б в микстурах.
1.11. Особенности приготовления растворов лекарственных веществ.
1.12. Требования к качеству жидких лекарственных препаратов.
2.1.2 Рецепты для самостоятельного разбора:
1. Rp.: Sol. Kalii bromidi 2%-150 ml
D.S. По 1 ст. ложке 3 раза в день.
2. Rp.: Paracetamoli 1,0
Natrii bromidi 1,5
Aquae purificatae 100 ml
Sirupi Sacchari 5 ml
M.D.S. По 1 ст. ложке 3 раза в день.
3. Rp.: Dimedroli 0,5
Sol. Magnesii sulfatis ex 5,0 – 200 ml
Natrii salicylatis 2,0
M.D.S. По 1 ст. ложке 3 раза в день после еды.
4. Rp.: Sol. Novocaini
Natrii benzoatis
Tincturae Valerianae
Aquae purificatae ad
M.D.S. По 1 дес. ложке 3 раза в день.
2.2. Практическое занятие № 2: «Изготовление жидких лекарственных форм массообъемным методом с использованием бюреточной установки».
2.2.1. Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Приготовление концентрированных растворов, их анализ и хранение.
2. Номенклатура концентрированных растворов.
3. Устройство бюреточной установки с ручным приводом. Правила работы.
4. Правила приготовления жидких лекарственных форм с использованием бюреточной установки.
5. Расчет объемов лекарственного препарата, концентрированных растворов и воды; порядок растворения и смешивания ингредиентов; добавление галеновых и других жидких препаратов.
2.2.2. Рецепты для самостоятельного разбора:
1. Приготовить 300 мл 20% раствора магния сульфата
(КУО=0,5; p раствора=1,093).
2.Rp.: Coffeini – natrii benzoatis 1,0
Sol. Natrii bromidi ex 2,0 – 150 ml
Natrii salicylatis 3,0
Sirupi sacchari 5 ml
M.D.S. По ст. ложке 3 раза в день.
3.Rp.: Novocaini 0,5
Coffeini – natrii benzoatis 1,5
Glucosi 5,0
Aquae purificatae ad 130 ml
M.D.S. По 1 дес. ложке 3 раза в день.
(Влажность глюкозы = 10%)
4.Rp.: Sol. Atropini sulfatis ex 0,002 – 2 ml
Dimedroli 1,0
Analgini
Magnesii sulfatis ana 3,0
Sol. Hexamethylentetramini 3% — 120 ml
Liquoris Ammonii anisati
Tincturae Leonuri ana 3 ml
M.D.S. По 1 ст. ложке 3 раза в день.
В аптеке имеются концентрированные растворы:
А) атропина сульфата 1:1000
Б) кофеина-бензоата натрия 10%
В) натрия бромида 20%
Г) магния сульфата 25%
Д) гексаметилентетрамина 10%.
2.3. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Практикум по технологии лекарственных форм: учеб.пособие/И.И.Краснюк, Г.В.Михайлова, О.Н.Григорьева и др.; Под ред. И.И.Краснюка и Г.В.Михайловой.-3-е изд.,перераб. И доп.-М: Издательский центр «Академия», 2007, с. 95-141.
2. Синев Д.Н., Марченко Л.Г., Синева Т.Д. Справочное пособие по аптечной технологии лекарств. Изд.2-е,-СПб.:Издательство СПХФА, Невский диалект, 2001.-с. 30-56.
3. Технология лекарственных форм: Учебник в 2 томах. Том1/Т.С.Кондратьева, Л.А.Иванова, Ю.И.Зеликсон и др.; Под ред. Т.С.Кондратьевой.-М.:Медицина, 1991.-с. 157-191, 196-221.
4. Фармацевтическая технология: Технология лекарственных форм: учеб. для студ.высш.учеб.заведений/И.И.Краснюк, С.А.Валевко, Г.В.Михайлова и др.; Под ред. И.И.Краснюка, Г.В.Михайловой.-2-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2006.-с. 211-256.
2.4. Список нормативных документов:
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАКОПЕЯ СССР: МЗ СССР.-10-е изд., -М.: Медицина, 1968.
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАКОПЕЯ СССР: Вып.2./МЗ СССР.-11-е изд., доп.-М.: Медицина, 1989, с. 154.
3. Приказ МЗ РФ № 305 от 16.10.97 г. «О нормах отклонений, допустимых при изготовлении лекарственных средств и фасовке промышленной продукции в аптеках».
4. Приказ МЗ РФ № 308 от 21.10.97 г. «Об утверждении инструкции по изготовлению в аптеках жидких лекарственных форм».
5. Приказ МЗ РФ № 214 от 16.07.97 г. «О контроле качества лекарственных средств, изготавливаемых в аптеках».
6. Единые правила оформления лекарств, приготавливаемых в аптечных учреждениях (предприятиях) различных форм собственности: методические указания МЗ РФ.-М., 1997.
III. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
3.1. Цели занятий:
1. Научиться изготавливать водные растворы и оценивать их качество на основании теоретических положений, свойств лекарственных и вспомогательных веществ и оценивать их качество.
2. Научиться изготавливать жидкие лекарственные препараты с использованием бюреточной установки и оценивать их качество.
3.2. Содержание практических занятий
Студенты должны выполнить следующие задания:
— ответить на вопросы устного и письменного тест-контроля;
— приготовить 2-3 микстуры по индивидуальным рецептам;
— теоретически обосновать технологию изготавливаемых микстур с учетом физико-химических свойств входящих ингредиентов;
— выписать паспорт письменного контроля;
— оформить микстуры к отпуску;
— оценить качество изготовленных микстур.
3.2.1. Время занятий: 2 занятия по 225 мин (5 часов).
3.2.2. Ход занятия:
1. Организационный момент: 1 – 2′
2. Мотивация занятия: 3 – 5′
3. Презентация темы: «Микстуры» 10′
4. Просмотр учебного фильма «Микстуры» 5 – 10′
5. Актуализация опорных знаний.
5.1. Устный контроль знаний: 10 – 15′
5.2. Письменный (индивидуальный) контроль знаний по билетам: 10 – 12′
6. Итоги опроса (оценка знаний): 3 – 5′
7. Методические рекомендации по практической работе: 5 – 7′
8. Практическая (самостоятельная) работа студентов под руководством преподавателей по индивидуальным заданиям (рецептам) 142 – 167′
9. Итоги занятия: 10 – 12′
10. План для самостоятельной подготовки студентов к следующему занятию 1 – 2′
3.3. Место занятия: учебная аптека.
3.4. Оснащение практического занятия:
Флаконы вместимостью от 50 до 200 мл из бесцветного и оранжевого стекла (марки ОС, ОС-1), подставки, воронки стеклянные разных размеров, стеклянные фильтры № 1, 2; пробки резиновые, корковые, полиэтиленовые разных размеров, пергаментные прокладки, бумажные колпачки, вата, фильтровальная бумага, бюретка для дистиллированной воды. Этикетки: «Микстуры», предупредительная надпись: «Хранить в прохладном месте», «Хранить в темном месте», «Обращаться осторожно», «Беречь от детей», клей, вата, ножницы, ингредиенты по рецептам.
IV. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «МИКСТУРЫ»
Раствор – это твердая, жидкая или газообразная однородная система, состоящая из двух или более компонентов.
Раствор – это жидкая лекарственная форма, полученная путем растворения одного или нескольких лекарственных веществ и предназначенная для внутреннего, наружного или парентерального применения.
Микстура – это жидкая лекарственная форма для внутреннего применения, дозируемая ложками.
Ароматные воды – это водные или водно-спиртовые растворы эфирных масел.
4.1. Классификация растворов.
4.1.1. По составу:
а) Простые растворы
б) Сложные растворы
4.1.2. По способу применения:
а) Для внутреннего применения (микстуры, капли)
б) Для наружного применения (капли, примочки, полоскания)
4.1.3. По физико-химической природе:
а) Гомогенные системы
— Истинные растворы
— Растворы высокомолекулярных соединений
б) Гетерогенные системы
— Коллоидные растворы
— Суспензии
— Эмульсии
4.1.4. В зависимости от применяемых растворителей:
а) Водные растворы
б) Спиртовые растворы
в) Масляные растворы
г) Глицериновые растворы
д) Растворы на синтетических растворителях
Преимущества растворов:
1) Высокая биодоступность
2) Широкий спектр назначения
3) Простота приготовления
4) Удобство применения
5) Возможность корригировать вкус, цвет, запах лекарственных веществ.
Недостатки растворов:
1) Неудобство транспортировки (некомпактность упаковки)
2) Возможность микробного загрязнения
3) Вероятность гидролиза лекарственных веществ
Чтобы читать дальше, купите книгу.
Стоимость:
Источник
Практическое занятие по теме: «Изготовление растворов с использованием концентратов»
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Методическая разработка практического занятия
Тема: «Изготовление растворов с использованием концентратов»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена
на заседании ПЦК «Фармация»
Протокол № ___ от «___» _______2020г.
Председатель ПЦК Королева И.В ________подпись
Автор: Королева И.В.
Методическая разработка практического занятия
Преподаватель: Королева И.В.
Продолжительность занятия: 180 минут
Специальность: 33.02.01 Фармация
МДК.02.01. Технология изготовления лекарственных форм
Тема: Изготовление растворов с использованием концентратов
Вид занятия: Практическое занятие.
Учебная : — формировать знания о приготовлении лекарственных средств с использованием концентратов, научить оценивать их качество и оформлять ЛФ к отпуску.
Развивающая: — развивать навыки умения логически мыслить, самостоятельно работать со справочной литературой, электронными носителями информации, теоретически обосновать применяемые виды технологии изготовления для различных экстемпоральных лекарственных форм.
Воспитательная: -формирование у учащихся интереса к избранной профессии, целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, основанного на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека.
Методическая цель: создать условия мотивированного практического применения знаний, дать студентам возможность увидеть результаты своего труда.
Обучающиеся должны знать:
— нормативно-правовую базу по изготовлению лекарственных форм и внутриаптечному контролю;
-технологию изготовления концентрированных растворов;
-порядок выписывания рецептов и требований;
-требования производственной санитарии;
-физико-химические свойства лекарственных средств;
Обучающиеся должны уметь:
— пользоваться весами и разновесом, правильно взвешивать ЛВ;
— проверять дозы ЛВ ядовитых, сильнодействующих веществ в жидких ЛФ;
— рассчитывать общий объем лекарственных форм, количества ЛВ и растворителя;
-решать задачи на определение и исправление концентрации раствора;
-оформлять к отпуску неводные растворы ЛВ и оценивать их качество;
-пользоваться нормативной документацией;
Обучающийся в ходе освоения ПМ должен иметь практический опыт :
— приготовления растворов с использованием концентратов;
-оценивания их качества ;
Развивающая: — развивать навыки коммуникативности, умения логически мыслить, самостоятельно работать со справочной литературой, электронными носителями информации, теоретически обосновать применяемые виды технологии изготовления для различных экстемпоральных лекарственных форм.
Воспитательная : формирование у студентов интереса к избранной профессии, целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, основанного на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека;
В результате изучения темы, обучающиеся должны освоить следующие профессиональные и общие компетенции:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК 2.1.Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
ПК 2.2.Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
ПК 2.4.(1.6.) Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.5.Оформлять документы первичного учета.
Показатели оценки результата:
-экспертная оценка выполнения практических заданий (приготовления и оформления к отпуску растворов с использованием концентратов );
-организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;.
-осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Тип занятия: урок усовершенствования знаний, формирование умений и приобретения практического опыта изготовления растворов с использованием концентратов.
Форма проведения: практическое занятие
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, самоконтроль, работа малыми группами;
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический;
-устный контроль (фронтальный и индивидуальный опрос);
-задания для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы;
-контроль с использованием дидактического материала задания для самостоятельной аудиторной работы по предложенному алгоритму, тестовые задания; карточки задания;
-самоконтроль и взаимоконтроль (проверка домашнего задания, тестов, самостоятельной аудиторные работы);
Тема 3.1.1. « Растворы. Характеристика».
Тема 3.1.2. « Способы прописывания рецептов. Способы изготовления растворов».
ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией
ОП.08. Общая и неорганическая химия;
Обеспечиваемые дисциплины (модули, МДК)
МДК.01.02 Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента;
МДК.02.02 Контроль качества лекарственных средств;
Методическое оснащение занятия:
Рабочая программа ПМ.02 Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля 33.02.01 Фармация;
Тематический план ПМ.02 Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля 33.02.01 Фармация;
Методическая разработка практического занятия;
Алгоритм действий выполнения манипуляций по изучаемой теме;
Дидактическое оснащение занятия:
-задания для самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы студентов;
-вопросы для фронтального опроса;
-вопросы для индивидуального опроса;
-задания для самостоятельной аудиторной работы по предложенному алгоритму, тестовые задания;
— весы и разновес, флаконы вместимостью от 50 до 200 мл из обесцвеченного (марка МТО) и оранжевого стекла (марки ОС, ОС-1), воронки стеклянные разных размеров, стеклянные палочки, подставки, цилиндры;
— лекарственные и вспомогательные вещества (субстанции) по рецептуре практического занятия в соответствии с учебной программой;
— вспомогательные материалы: этикетки, марлевые салфетки и ватные тампоны.
ГФ-14 и другая справочная литература регламентирующая изготовление и качество ЛС
Виды самостоятельной работы обучающихся:
— изучение учебной литературы;
-выполнение заданий по рецептуре;
-выполнение заданий по карточкам заданиям;
-выполнение манипуляций по теме;
-выполнение тестовых заданий;
Список литературы для обучающихся:
Основная литература: Гроссман В.А., «Фармацевтическая технология», издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2018, стр.102.
Краснюк И.И., Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм [Электронный ресурс] : учебник / И. И. Краснюк, Г. В. Михайлова, Л. И. Мурадова. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 560 с. — ISBN 978-5-9704-3719-3 — Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970437193.html
Дополнительная: Машковский М.Д. Лекарственные средства. – 16-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: Новая волна, 2018. – 1216 с
Государственная фармакопея ХIII, Москва, Медицина, 2015.
Приказ МЗ РФ от 26 октября 2015 года № 751н «Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность».
1 Вводная часть
— проверка готовности студентов к занятию;
— сообщение темы. 2-3мин
2 Мотивационный момент:
— обоснование необходимости изучения данной темы
для эффективного освоения дисциплин и модулей;
— вовлечение студентов в процесс постановки целей и задач занятия. 3-4мин
3 Актуализация опорных знаний. (определения исходного уровня знаний по предыдущей теме). 23-25мин
Проверка домашнего задания по рецептуре и технологии приготовления лекарственных форм. Решение заданий у доски.
-выполнение заданий по карточкам-заданиям
4. Вводный инструктаж по т.б. 3-4 мин
5. Показ преподавателем манипуляций. Познакомить студентов с «алгоритмом» манипуляций изготовления растворов с использованием концентратов в условиях аптеки и научить самостоятельно работать с ним. 4-7мин
Перечень обязательных манипуляций, которые студент должен освоить на данном практическом занятии.
Перечень обязательных манипуляций, которые студент должен освоить на данном практическом занятии.
– подготовка рабочего места фармацевта (ПК 2.4.,1.6);
– заполнение паспорта письменного контроля (ПК 2.5)
– изготовление растворов с использованием концентратов ЛС (ПК 2.1.,1.2);
– оформление ЛФ к отпуску (ПК 2.2.).
6. Самостоятельная работа студентов (отработка манипуляций). 105-108 мин
Изготовление растворов с использованием концентратов в условиях аптеки.
7. Контроль конечного уровня знаний. 22-24 мин
-индивидуальный анализ знаний при помощи раздаточных карточек с заданиями по теме: «Изготовление растворов с использованием концентратов»;
8. Итоги занятия: 3-5 мин
— оценить активность и качество ответов каждого студента, их работоспособность и способность к творческому мышлению;
— обсудить ошибки и трудности в работе;
-ответить на вопросы студентов;
— выставить оценки в журнал.
Изучить пройденный материал, термины, рецептуру, технологию изготовления жидких ЛС. Основная литература: Гроссман В.А., «Фармацевтическая технология», издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2018, стр.102.
Краснюк И.И. , Г.В. Михайлова, Е.Т.Чижова, Издательский центр Академия, 2017, стр.99-104.
Дополнительная: Машковский М.Д. Лекарственные средства. – 16-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: Новая волна, 2019. – 1216 с.
Энциклопедия лекарств. Регистр лекарственных средств России. – М.: ООО «Веданта», 2016. – 1288 с.
Концентрированные растворы. Определение.
Концентрированные растворы – (концентраты) — заранее изготовленные растворы лекарственных веществ с более высокой концентрацией, чем концентрация, в которой эти вещества выписываются в рецептах
Перечислите особенности изготовления концентрированных растворов в аптеке
Концентрированные растворы лекарственных веществ (концентраты) изготавливают масса-объемным способом,
в асептических условиях (в асептическом блоке). Для изготовления концентрированных растворов в качестве растворителя используют свежеполученную воду очищенную. Концентрированные растворы веществ наркотических, психотропных, снотворных и спис¬ка ядовитых веществ не изготавливают
Перечислите стадии изготовления концентрированных растворов
Стадии: подготовительная, непосредственное изготовление раствора, фильтрование раствора, фасовка и упаковка, контроль качества концентрированного раствора, оформление.
Как приготовить концентрированный раствор при отсутствии мерной посуды?
Сухое ЛВ растворяем в части воды очищенной доводим в мерной посуде водой очищенной до требуемого объема.
Перечислите способы изготовления концентрированных растворов
Существует два способа приготовления концентрированных растворов:
— с использованием мерной посуды;
— с учетом коэффициента увеличения объема.
Каков порядок смешения ингредиентов микстуры?
Сначала отмеривают рассчитанное количество воды, в которой последовательно растворяют твердые ЛВ.
Первыми в отмеренном объеме воды растворяют ядовитые, наркотические, затем психотропные, сильнодействующие ЛС, а далее – остальные ЛС с учетом их растворимости.
Как оформить концентрированный раствор?
Склянка, в которой хранят концентрированные растворы оформляются основной и дополнительной этикетками. На основной этикетке указывается название раствора на латинском языке, его концентрация или соотношение.
Как рассчитать общий объем микстуры?
При раздельном выписывании компонентов общий объем ЛФ определяют суммированием объемов всех жидкостей, перечисленных в прописи рецепта.
Как в аптеке проводят контроль качества концентрированного раствора?
Концентрированные растворы, согласно приказа МЗ РФ №751-н подвергаются обязательно следующим видам внутриаптечного контроля:
— органолептический контроль заключается в проверке цвета, запаха,
прозрачности раствора и отсутствия механических включений;
— письменный контроль заключается в проверке заполнения лабораторно-
фасовочного журнала, лицевой и обратной сторон паспорта исьменного
— полный химический контроль заключается в проведении качественного и количественного анализа.
Напишите расчеты, технологию изготовления концентрированного раствора аскорбиновой кислоты 5%
б) в мерной посуде.
Оформите концентрированный раствор.
1. Напишите расчеты, технологию изготовления концентрированного раствора кофеина-натрия бензоата 20%
б) в мерной посуде.
Оформите концентрированный раствор.
1. Напишите расчеты, технологию изготовления концентрированного раствора магния сульфата 25%
б) в мерной посуде.
2. Оформите концентрированный раствор.
Вид деятельности: изготавливать концентрированные растворы для бюреточной установки, осуществлять их анализ и стандартизацию
Рассчитать объем воды очищенной (при отсутствии мерной посуды):
с использованием значения плотности изготавливаемого раствора.
2. Провести подготовительные мероприятия
Подготовить рабочее место в соответствии с «Инструкцией по санитарному режиму аптек».
Записать название концентрированного раствора и его концентрацию в журнале регистрации результатов органолептического, химического и физического контроля.
Подготовить воду очищенную (должна быть свежеприготовленной, стерильной, проверенной на отсутствие ионов хлора, кальция, сульфат-ионов, восстанавливающих веществ, солей аммония, углерода диоксида, рН 5,0-7,0).
Подготовить упаковку (стеклянные штангласы из светозащитного стекла с притертыми пробками (500 мл, 1000 мл и др.)).
Подготовить подставки, стеклянные воронки, мерные цилиндры, шпатели, складчатые бумажные фильтры, фильтры из ваты.
3. Выполнить изготовление концентрированного раствора
В подставку отмерить рассчитанный объем воды очищенной и растворить рассчитанную массу лекарственного вещества.
Изготовленный раствор профильтровать через складчатый бумажный фильтр с подлаженным тампоном ваты, промытый водой очищенной стерильной.
4. Контроль концентрации раствора
Определить количественное содержание лекарственного вещества (метод рефрактометрии).
При необходимости исправить концентрацию раствора:
Концентрация раствора оказалась выше требуемой (разбавление).
Рассчитать объем воды, необходимый для разбавления полученного раствора, по формуле: Х =А×(С — В)/В , где:
Х – объем воды, необходимый для разбавления полученного раствора, мл;
А – объем изготовленного раствора, мл;
С – фактическая концентрация раствора, %;
В – требуемая концентрация раствора, %.
Концентрация раствора оказалась ниже требуемой (укрепление).
Рассчитать массу лекарственного вещества, необходимого для укрепления полученного раствора, по формуле:
Х = А×(В — С)/ (100×ρ – В), где:
Х – масса вещества, которую следует добавить к раствору, г;
А – объем изготовленного раствора, мл;
В – требуемая концентрация раствора, %;
С – фактическая концентрация раствора, %;
ρ – плотность раствора при 20 °С, г/мл.
5. Провести упаковку и оформление
Закрыть штанглас притертой пробкой.
Наклеить этикетку с указанием наименования и концентрации раствора, даты изготовления, серии и номера анализа.
6. Оценить качество изготовленного концентрированного раствора
Проверить полноту растворения лекарственных веществ.
Проверить отсутствие механических включений.
Химический контроль – определяют подлинность и количественное содержание лекарственного вещества.
Физический контроль – проверяют общий объем и отклонение, которое не должно превышать норм приказа Минздрава России от 26.10.2015 № 751н.
7. Обеспечить хранение и соблюдение срока годности
Концентрированные растворы хранить при температуре 3-5°С или не выше +25°С, в защищенном от света месте. Срок хранения регламентируется приказом Минздрава России от 26.10.2015 № 751н (приложение №7).
Изготовить концентрированные растворы и описать в дневнике установленного образца
2 литра концентрированного раствора натрия бромида 20% (КУО = 0,25, р=1,1488)
500 мл концентрированного раствора глюкозы 50% (КУО = 0,69, р=1,1857)
300 мл концентрированного раствора натрия гидрокарбоната 5% (КУО = 0,3, р=1,0331)
Вид деятельности: изготавливать микстуры с использованием сухих веществ и бюреточной системы
При изготовлении растворов красталлогидратов и гигроскопичных
ЛВ следует использовать их концентрированные растворы.
Если в качестве растворителя используется ароматная вода, то:
растворение сухих компонентов проводить в минимальном количестве воды ароматной (во избежание улетучивания), остальной объем добавляют по общим правилам добавления жидких компонентов;
использование концентрированных растворов нецелесообразно.
Жидкие лекарственные средства добавляют к водному раствору в следующей последовательности:
водные непахучие и нелетучие жидкости;
иные нелетучие жидкости, смешивающиеся с водой;
водные летучие жидкости;
жидкости, содержащие спирт, в порядке повышения его концентрации;
летучие и пахучие жидкости .
При добавлении всех жидких лекарственных средств следует учитывать их принадлежность к определенному списку.
3. Провести расчеты и заполнить обратную сторону ППК
Определить общий объем микстуры (если он не указан в рецепте):
суммировать объемы жидких лекарственных средств и вспомогательных веществ, входящих в состав ЛФ, рассчитанных при необходимости с учетом значений плотности ( приложение № 5 приказа Минздрава России от 26.10.2015 № 751н);
изменение общего объема микстуры при растворении порошкообразных ЛС не учитывать, если они укладываются в отклонения, допустимые в общем объеме жидких ЛФ при изготовлении массо-объемным методом (таблица № 3 приказа
Минздрава России от 26.10.2015 № 751н).
Рассчитать массу порошкообразных лекарственных средств.
Рассчитать объемы концентрированных растворов, воды очищенной и жидких лекарственных средств.
4. Провести подготовительные мероприятия
Подготовить рабочее место в соответствии с «Инструкцией по санитарному режиму аптек».
Оформить этикетки (основную и дополнительные).
Подготовить упаковку (флаконы из обесцвеченного или светозащитного стекла с навинчивающейся крышкой или навинчивающейся крышкой с уплотняющей прокладкой).
Выбрать весы в зависимости от взвешиваемой массы.
Подготовить подставку, стеклянную воронку, аптечные бюретки, мерные цилиндры.
5. Выполнить изготовление микстуры
Во флакон для отпуска отмерить рассчитанное количество растворителя.
Растворить порошкообразные лекарственные средства и вспомогательные вещества.
Профильтровать раствор через двойной слой марли.
Добавить концентрированные растворы и жидкие ЛС.
6. Провести упаковку и оформление
Закрыть флакон пробкой с навинчивающейся крышкой или навинчивающейся крышкой с уплотняющей прокладкой.
Наклеить этикетку «Микстура» или «Внутреннее» с предупредительной надписью «Хранить в недоступном для детей месте» и дополнительные этикетки «Хранить в прохладном месте», «Хранить в защищённом от света месте», «Перед употреблением взбалтывать». Наклеить рецептурный номер!
7. Оценить качество лекарственной формы
Органолептический контроль – микстуры должны быть внешне прозрачными, без механических включений, цвет и запах должны соответствовать входящим ингредиентам.
Письменный контроль – заполнить ППК в порядке технологии изготовления на латинском языке, указать количества ингредиентов, общий объем раствора.
Физический контроль (выборочный) – проверяют общий объем и отклонение, которое не должно превышать норм приказа Минздрава России от 26.10.2015 № 751н .
Контроль при отпуске.
8. Обеспечить хранение и соблюдение срока годности
Микстуры хранить в прохладном, защищённом от света месте. Срок хранения микстур не более 10 суток (если нет других указаний).
Тема: Изготовление растворов с использованием концентратов
Инструкция для обучающихся:
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания – 10 минут
Во время выполнения задания использование интернета, сотовых телефонов, учебников и другой литературы исключается.
К каждому заданию даны 4 варианта ответов, из которых только один верный.
1. В ЖИДКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМАХ С УЧЕТОМ ПРОЦЕНТА ВЛАЖНОСТИ БЕРУТ
А) кислоту аскорбиновую
Б) кислоту никотиновую
2. ПРИ ДОЗИРОВАНИИ ПО ОБЪЕМУ ПО НИЖНЕМУ МЕНИСКУ ОТМЕРИВАЮТ ЖИДКОСТИ
3 СПОСОБНОСТЬ ВЕСОВ, ВЫВЕДЕННЫХ ИЗ СОСТОЯНИЯ РАВНОВЕСИЯ, ВОЗВРАЩАТЬСЯ В ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕ 4-6 КОЛЕБАНИЙ НАЗЫВАЕТСЯ
А) постоянство показаний
4. ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ОДНОКОМПОНЕНТНЫХ РАСТВОРОВ ИЗМЕНЕНИЕ ОБЩЕГО ОБЪЕМА НЕ УЧИТЫВАЮТ, ЕСЛИ ФАКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ МЕНЬШЕ
5. ОБЪЕМ ВОДЫ ОЧИЩЕННОЙ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО РАСТВОРА МОЖНО РАССЧИТАТЬ
А) вычитая из объема воды массу лекарственного вещества
Б) используя коэффициент увеличения объема
В) принимая объем воды, равный объему изготавливаемого раствора
Г) вычитая из общего объема массу вещества
6. РАСТВОРЫ ВЫСОКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖИДКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ
А) ароматные воды
Б) фармакопейные жидкости
7. РАСТВОРЕНИЕ СУХИХ КОМПОНЕНТОВ В СЛОЖНЫХ МИКСТУРАХ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ
А) от меньшего к большему
Б) с учетом растворимости
В) в любой последовательности
Г) в порядке, указанном в прописи
8 . ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НОМЕНКЛАТУРА КОНЦЕНТРИРОВАННЫХ РАСТВОРОВ?
А) спецификой рецептуры и объемом работы в аптеке
Б) выбираются созвучные по названию субстанции
В) количеством рецептов, содержащих лекарственных субстанций списка «Б»
Г) количеством рецептов, содержащих лекарственные субстанции списка «А»
УСЛОВИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОНЦЕНТРАТОВ, ПОЛУФАБРИКАТОВ, ВНУТРИАПТЕЧНОЙ ЗАГОТОВКИ
А) рабочее место фармацевта
Б) рабочее место дефектара
В) асептический блок
Г) кабинет провизора-химика
10. СКОЛЬКО НУЖНО ОТВЕСИТЬ КАЛИЯ БРОМИДА, ЧТОБЫ ПРИГОТОВИТЬ 1 ЛИТР 20% КОНЦЕНТРИРОВАННОГО РАСТВОРА?
Тема: Изготовление растворов с использованием концентратов
Инструкция для обучающихся:
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания – 10 минут
Во время выполнения задания использование интернета, сотовых телефонов, учебников и другой литературы исключается.
К каждому заданию даны 4 варианта ответов, из которых только один верный.
1. ПО МАССЕ ДОЗИРУЮТ ЖИДКОСТИ
Б) сироп сахарный
Г) настойка пустырника
2. АПТЕЧНЫЕ БЮРЕТКИ И ПИПЕТКИ – ЭТО ПРИБОРЫ, ГРАДУИРОВАННЫЕ
Б) на отмеривание по разности объемов
В) для отмеривания окрашенных жидкостей по нижнему мениску
3. ОБЩИЙ ОБЪЕМ МИКСТУРЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ ПО
Б) суммированию всех ингредиентов
В) суммированию всех жидких компонентов
Г) объему воды очищенной
4. В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ В ОТМЕРЕННОМ КОЛИЧЕСТВЕ ВОДЫ ОЧИЩЕННОЙ РАСТВОРЯЮТ ВЕЩЕСТВА
А) легко растворимые
В) трудно растворимые
5. ИЗГОТАВЛИВАЯ ЖИДКУЮ ЛЕКАРСТВЕННУЮ ФОРМУ С ПОМОЩЬЮ КОНЦЕНТРИРОВАННЫХ РАСТВОРОВ ИХ ДОБАВЛЯЮТ
А) в подставку к раствору других лекарственных веществ
Б) в отпускной флакон к процеженному раствору лекарственных веществ или к рассчитанному количеству воды очищенной
В) в отпускной флакон в первую очередь
Г) к смеси настоек
6. ОСОБЕННОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННЫХ РАСТВОРОВ ДЛЯ МИКСТУР
А) пересчет массы кристаллогидратов
Б) обязательная стерилизация субстанций
В) обязательная стерилизация растворов после изготовления
Г) асептические условия
7. ЧТО ТАКОЕ КОНЦЕНТРИРОВАННЫЕ РАСТВОРЫ?
А) заранее приготовленные растворы лекарственных субстанций, в более низкой концентрации, чем в рецепте
Б) заранее приготовленные растворы лекарственных субстанций, в более высокой концентрации, чем допустимые отклонения в процентной концентрации
В) заранее приготовленные растворы лекарственных субстанций, в более высокой концентрации, чем в рецепте
Г) заранее приготовленные растворы лекарственных субстанций, в произвольной концентрации
8. СКОЛЬКО НУЖНО ОТМЕРИТЬ ВОДЫ (МЛ) ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ 1 ЛИТРА 20% КОНЦЕНТРИРОВАННОГО РАСТВОРА КАЛИЯ БРОМИДА, ЕСЛИ КУО СУБСТАНЦИИ = 0,27?
9. ШТАНГЛАСЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ХРАНЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ ПЕРЕД КАЖДЫМ ЗАПОЛНЕНИЕМ
А) проверяют на микробиологическую чистоту
В) проверяют на остаточные количества лекарственных веществ
10. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ НАДПИСЬ НА ЭТИКЕТКАХ ДЛЯ
А) «Обращаться с осторожностью». «Беречь от детей»
Б) «Хранить в прохладном и защищенном от света месте» «Перед употреблением
В) «Хранить в защищенном от света месте при температуре не выше 250С»
Г) «Беречь от огня». «Обращаться с осторожностью»
Тема: Изготовление растворов с использованием концентратов
Инструкция для обучающихся:
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания – 10 минут
Во время выполнения задания использование интернета, сотовых телефонов, учебников и другой литературы исключается.
К каждому заданию даны 4 варианта ответов, из которых только один верный.
1. НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
Б) фармацевтическая технология
Г) фармацевтическая химия
2. ПРОЦЕНТНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ РАСТВОРА– ЭТО
А) абсолютное содержание растворенного вещества в растворителе
Б) относительное содержание растворенного компонента в растворе
В) содержание вещества в 100 мл растворителя
Г) содержание рассчитанного количества вещества во всем объеме
3. ОБЪЕМ ВОДЫ ОЧИЩЕННОЙ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО РАСТВОРА МОЖНО РАССЧИТАТЬ
А) вычитая из объема воды массу лекарственного вещества
Б) используя коэффициент увеличения объема
В) принимая объем воды, равный объему изготавливаемого раствора
Г) вычитая из общего объема массу вещества
4. РАСТВОРЫ ВЫСОКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖИДКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ
А) ароматные воды
Б) фармакопейные жидкости
5. ПРИ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОМ СПОСОБЕ ВЫПИСЫВАНИЯ ДОЗИРОВАННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ МАССА ВЕЩЕСТВА НА ОДНУ ДОЗУ
А) рассчитывается путем умножения выписанной массы на число доз
Б) рассчитывается путем деления выписанной массы на число приемов
В) рассчитывается путем деления выписанной массы на число доз
Г) указана в рецепте
6. РАСТВОРЕНИЕ СУХИХ КОМПОНЕНТОВ В СЛОЖНЫХ МИКСТУРАХ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ
А) от меньшего к большему
Б) с учетом растворимости
В) в любой последовательности
Г) в порядке, указанном в прописи
7. КОНЦЕНТРИРОВАННЫЕ РАСТВОРЫ, ПОЛУФАБРИКАТЫ, ВНУТРИАПТЕЧНАЯ ЗАГОТОВКА ПОДВЕРГАЕТСЯ
А) качественному анализу
Б) количественному анализу
В) полному химическому контролю
Г) частичному химическому контролю
8. ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ 100 МЛ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО РАСТВОРА ЦИНКА СУЛЬФАТА 1% ПОТРЕБУЕТСЯ СУХОЙ СУБСТАНЦИИ
9. ДЛЯ ЧЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ КОНЦЕНТРИРОВАННЫЕ РАСТВОРЫ?
А) оформления витрин в аптеке
Б) для быстрого изготовления порошков
В) для быстрого изготовления мазей
Г) быстрого и качественного изготовления ЖЛФ
10. КОЭФФИЦИЕНТ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМА ПОКАЗЫВАЕТ
А) количество воды, которое вытесняет 1,0 сухого вещества после его растворения
Б) количество воды, которое поглощает 1,0 сухого вещества после его растворения
В) количество сухого вещества, которое растворяется в 1 мл воды.
Г) количество натрия хлорида, которое создает такое же осмотическое давление, что
и 1,0 сухого вещества
Критерии оценки результатов
— оценить активность и качество ответов каждого студента, их работоспособность и способность к творческому мышлению;
— обсудить ошибки и трудности в работе;
-ответить на вопросы студентов;
— выставить оценки в журнал.
Изучить пройденный материал, термины, рецептуру, технологию изготовления жидких ЛС. Основная литература: Гроссман В.А., «Фармацевтическая технология», издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2018, стр.102.
Дополнительная: Машковский М.Д. Лекарственные средства. – 16-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: Новая волна, 2019. – 1216 с.
Энциклопедия лекарств. Регистр лекарственных средств России. – М.: ООО «Веданта», 2016. – 1288 с.
Источник