Способ изготовления дымковской игрушки

Процесс изготовления дымковской игрушки

Технология изготовления Дымковской игрушки

Дымковская игрушка — глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком — рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде — полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Лепка Дымковской игрушки.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус — готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают — вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями — кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушка и обжиг Дымковской игрушки.

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной — светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

Обеливание и роспись игрушки.

После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке — окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание — это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Роспись Дымковской игрушки.

Финальная часть процесса — роспись.

Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:
Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски — очень стойкие.

Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали — это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали — смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.

Технологическая нить прошлого Дымковской игрушки

Изготовление дымковской игрушки сегодня сохранило всю технологическую нить прошлого:

1. Подготовка красной глины к работе.

Подготовка материала происходит машинным способом, на стороннем производстве, чем высвобождается продуктивное время мастериц.

2. Лепка игрушки из отдельных частей.

3. Сушка изделия

4. Обжиг в печи (раньше в русской, сейчас в электрической при температуре 900 градусов).

5. Беление меловым грунтом.

6. Роспись темперными красками.

7. Декорирование квадратиками сусального золота (или потали).

На каждом этапе существуют свои технологические и художественные особенности, приемы, тонкости, которые мастерица передает своей ученице из рук в руки.p

Источник

Мастер-класс «Изготовление дымковской игрушки»

Алена Турьева
Мастер-класс «Изготовление дымковской игрушки»

Здравствуйте! Сегодня я вам покажу как создавались мои дымковские игрушки. Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Я видела много дымковских игрушек, которые привлекли меня своей красотой. И вот, захотела создать своими руками такую же красоту. Здесь я больше покажу процесс раскрашивания игрушек, а не лепки. Это потому, что я не сразу стала фотографировать начало своей работы. Работа ручная и делается без каких-либо приспособлений. Всёчто нужно для работы это: глина (она продается в канцелярском магазине) и стакан с водой, краски (я использовала акриловые, кисть. Я покупала глину темную, она оказалась твердой и было трудно с ней работать. Есть глина белая, она мягкая. В следующий раз буду работать с ней. Первая моя игрушка стала лошадка. Берется кусок глины и из него «вытягиваем» шею, а затем ножки лошадки,а остальные детали: уши, грива и хвост лепятся отдельно. Лепила я с картинки. Затем слепила «Птичницу», «Рыбака» и «Уточку». Птичницу я лепила тоже исключительно из глины. Я знаю, что некоторые используют пластмассовые бутылки и т. п. при создании юбки. Юбку я лепила из глины, ничего сложного нет. Слепленные игрушки сушатся, а затем белятся. Внимание! Сушить их нужно при комнатной температуре. В обычных печах их обжигать нельзя! Они просто потрескаются. Если их и обжигать, то только в муфельной печи. Они становятся крепкими и дети могут с ними играть.

Читайте также:  Способ хранения питательных веществ клетки растений

Вот такого я слепила «Рыбака»

Сушиться игрушки я оставила на сутки.

После того как они высохли я взяла акриловую белую краску и нанесла ее на игрушки в два слоя.

Ну, вот, когда они стали белыми можно приступать к самому раскрашиванию.

Для раскрашивания я использовала глянцевые акриловые краски, чтобы игрушки блестели.

Вот и получились мои первые дымковские игрушки.

С ребятами во 2-ой младшей группе мы раскрашивали лошадку дымковской росписью с помощью ватных палочек и гуаши. А с родителями организовали выставку «Дымковские игрушки«

Спасибо за внимание.

Конспект занятия «Роспись дымковской игрушки «Олешек» (старшая группа) Воспитатель: Четвертнова Е. М. Возрастная группа: старшая группа. Форма совместной деятельности: Художественно — эстетическое. Интеграция.

Мастер-класс «Роспись дымковской игрушки» (работа с родителями) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой.

Мастер-класс «Изготовление елочной игрушки «Конфетка» Изготовление елочной игрушки «Конфетка»Новый год – это волшебный праздник, который одинаково сильно ждут и дети, и взрослые. Немного приблизить.

Мастер-класс. Изготовление игрушки-сувенира в технике папье-маше «Весёлая семейка. В гостях у матрёшки» ЦЕЛЬ: познакомить и привлечь внимание детей к русской народной игрушке – матрешке; прививать любовь к прекрасному, к русской народной песне;.

Мастер-класс «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» и «Изготовление обуви из солёного теста» Мастер — класс «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» и «Изготовление обуви из солёного теста» Цель данного мероприятия: Изготовление.

Мастер-класс по изготовлению дымковской барышни из фетра. Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу представить Вашему вниманию мастер — класс по изготовлению дымковской барышни из.

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки Дымковская игрушка — один из самых старинных русских народных глиняных художественных промыслов, более четырехсот лет. Возник в заречной.

Мастер-класс по лепке из глины дымковской игрушки «Индюк» для детей старшей группы Мастер-класс с фото. Описание: работу можно выполнить с детьми от шести лет. Материал может быть полезен для воспитателей дошкольных учреждений.

Мастер-класс по росписи дымковской игрушки В ходе тематической недели » Дымковская игрушка»мы с детьми лепили из глины лошадок. Помочь раскрасить пригласили родителей. Есть в России.

Мастер-класс «Символ года» . Изготовление новогодней игрушки. Мастер-класс»Символ года» Предлагаю вашему вниманию изготовление игрушки «Петушок» Эта работа не требует больших затрат и времени. Для.

Источник

Изготовление дымковской игрушки своими руками

Дымковская игрушка своими руками может быть сделана по нашей пошаговой инструкции, приведенной в этой статье, также о заготовке необходимого материала и выборе подходящего инструмента.

Когда-то красную глину крестьяне сами доставали с речного дня, рубили ее лопатой и даже месили ногами для большей мягкости. Сегодня же глину можно купить в магазине, равно как и кисти для росписи, и подходящие краски. А пошаговые мастер-классы помогут правильно изготовить старинную русскую игрушку.

Подготовка материала и инструмента для творчества


Процесс лепки – это всегда ручной труд, а слепить двух одинаковых петушков или барышень невозможно. Каждый раз получается действительно эксклюзивный сувенир. Но чтобы сделать его согласно дымковским традициям, нужно подготовить инструменты и, конечно, материал.

Вам понадобятся:

  • глина натуральная (продается в брикетах в магазинах товаров для творчества);
  • стеки;
  • удобный коврик для лепки;
  • доска для лепки;
  • баночка с водой;
  • кисть;
  • полиэтиленовый пакет;
  • влажное полотенце;
  • белила (можно взять обычную водостойкую краску без содержания лака);
  • краска для росписи (в идеале – темпера, но подойдет и акрил).

После печного обжига заготовка будет красно-коричневой. Раньше для побелки использовался мелово-молочный раствор: в него игрушку мастер окунал целиком. На поверхности молоко скисало, благодаря чему на сувенире образовывалась яркая пленка из козеинового клея.
Сегодня художники обеливают игрушку темперными белилами. Но если вы хотите следовать традициям, можете провести окунание изделия в мел, измельченный в молоке.

Старинный способ росписи также несколько отличается от современного. Сухие краски умельцы растирали с яйцом, добавляя в состав уксус или перекисший квас. В 20-ом веке расписывали работы, в основном, гуашью, которую тоже разводили на яйце. Сегодня мастера предпочитают использовать стойкие акриловые краски.

Дымковские игрушки из глины

Если вам интересен этот промысел с практической стороны, не бойтесь начинать творить, чтобы рука «осмелела», сделайте несколько несложных глиняных игрушек поэтапно. Дымковская игрушка своими руками из глины – это и приятный творческий опыт, и отличный презент и ребенку, и взрослому.

Петушок

Народный сувенир был примерно с ладошку величиной, на эти размеры можно ориентироваться и сегодня. Возьмите глину, прочтите в инструкции схему действий с ней. Разведите глину водой и разомните до комфортной мягкости.

Дымковский петушок пошагово:

  1. Глину поделите на 3 части, та, что побольше – для тела птицы, а две маленьких – для украшений и хвоста петуха. Туловище, шею и голову нужно лепить из цельного куска, это обязательное условие дымковской лепки. Не переживайте, если не все получается сразу: руки должны почувствовать глину, приноровиться к ней, если так можно сказать.

2. Из второго кусочка глины нужно слепить плоский кружок и придавить его с одной стороны. Это станет хвостом петушка.

3. Теперь к телу петушка нужно приделать ножки, и не забыть про подставочку, иначе фигурка не будет устойчивой.

4. Следует к туловищу прикрепить хвост. Все части, прикрепленные к тельцу, следует смочить водой. После этого нужно загладить стыки, иначе появятся трещины.

5. Из третьего кусочка глины нужно сделать два плоских круга, которые станут крыльями. Но всю глину не используйте – немного оставьте на украшения, бородушку и гребешок.

6. Крылья прилепите по бокам тельца, маленькими плоскими шаричками украсьте хвост птицы. Вылепите бородушку и гребень.

7. Многие мастера после лепки оставляют естественным образом изделие сушиться еще 3 дня. А на третий день они отправляют его на досушку в духовку. Сушиться петух там может 2 часа, с плавным доведением температуры до 250 градусов.

8. Абсолютно высушенную птицу можно расписывать. Но сначала ее придется побелить. Чем именно – выбирайте сами, белый акрил вполне подойдет.

9. После того, как основа высохла, можно приступать к росписи. Это самый интересный и творческий этап. Вдохновляясь картинками дымковских петушков, вы подберете свой вариант росписи. Расписывайте поэтапно, не спешите. Прорабатывайте сначала крупные детали, потом мелкие.

Готовый петушок украсит ваше жилище, а, может быть, станет хорошим подарком близкому человеку!

Барышня

Делают такие фигурки из пластиковой бутылки и пластилина, но это будет не более чем имитацией дымковской барыни. Как вариант, вместо глины можно использовать соленое тесто.

Дымковская игрушка – лепка поэтапно барышни:

  1. Раскатайте из глины блинчик, сделайте из него юбку колокол. Это упрощенное действие. В принципе же, пластической основой для всех женских образов была ступка-колокол, основание с пышной юбкой.
  2. Сделайте колбаски для рук героини, присоедините их к вылепленному телу, а тело – к юбке-колоколу.
  3. Скатайте шарик-головку, прикрепите к нему кокошник, голову с кокошником крепим к телу.
  4. Все детали тщательно соединяются, места скреплений сглаживаются.
  5. Фигурку нужно украсить толстыми косами и оборками на платье.
  6. Оставляем барышню сушиться. Когда глина посветлеет, отправляем игрушку на обжиг в духовку (на пару часов).
  7. Белим фигурку белым акрилом, а после его высыхания расписываем по понравившемуся образцу.

Мастер-класс по лепке лошадки

Кусок глины нужно замочить в небольшом количестве воды. За три дня до намеченной лепки следует готовить материал. После того, как глина положенные дни отстояла в воде, ее нужно замешать. Если материал вязкий и липкий, заверните его в мокрую тряпочку, отложите еще на пару дней.

Лошадь пошагово:

1. Возьмите комок глины, который помещается в ваш кулачок. Раскатайте его в достаточно толстый валик. Разделите материал на 4 части. Четвертую часть отрезайте от большого куска.

2. Приступайте к формированию туловища и головы. На этом этапе применяются приемы вытягивания и приглаживания. Голову прикрепляйте к туловищу, приглаживая глину.

3. Из тонких валиков сделайте гриву и хвост, задействовав прием прокручивания двух валиков. Прикрепляйте гриву и хвост, немного обмакивая мокрой кисточкой места соединения.

4. Теперь игрушку нужно просушить. Поставьте ее в теплое помещение с хорошей вентиляцией на 3 дня.

5. После просушки игрушка отправляется в духовку, где и досушивается в течение 1,5-2 часов.

6. Просушенную лошадку можно расписывать. Как всегда, начинается процесс с обеливания. Это может быть белый акрил или даже белая гуашь. Главное, нанести равномерно белый слой, хорошенько его высушить.

7. Затем настало время нанесения на лошадку дымковских узоров – в основном, это точки, кружочки, полосочки. Грива лошадки чаще темная, а на ее туловище традиционно больше малинового (красного) и синего цветов. Крупные кружочки могут чередоваться с мелкими.

8. Если решите лепить другое животное, то принцип лепки будет схож с изготовлением лошадки. У дымковского животного тело – это всегда усеченный конус, к узкой части которого прикрепляют голову с шеей. А ножки – это 4 колбаски, немного суженные снизу, их прикрепляют к туловищу. Хвост и рога лепит мастер отдельно, и прикрепляет он их последними.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.

После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.

Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды.

Народный «дымковский» стиль неоднократно использовался в художественных (прежде всего детских) произведениях.

В 2010 году в центре города Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки.

Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи

Как носили воду коромыслом

Коромысло (др.-рус. коромысeлъ) — деревянное приспособление в виде длинной палки или дуги для ручного ношения двух вёдер с водой или других грузов. В зависимости от конструкции, средняя часть коромысла кладётся на одно или оба плеча. Груз подвешивается на концах коромысла.

Слово это праславянское: *kъrmyslo (и *kъrmyslъ), о чём свидетельствует чередование с *čьrmysly > кашубск. čårmëslë «коромысла»; -оро- в русских говорах — второе полногласие. Праслав. *kъrmyslo образовано при помощи инструментального *-slo от несохранившегося *kъrmyto (с суффиксом *-yto, ср. *koryto, *kopyto) от *kъrma «руль», «корма».

Данный предмет широко использовался в бытовой культуре многих народов. В настоящее время применяется в обществах, сохраняющих элементы традиционного быта.

Каждый день русские крестьянки отправлялись к колодцу с дугообразным коромыслом и ведрами, которые крепились на крючках у его основания. Они знали особые хитрости, которые помогали управляться с этим предметом быта. Чтобы коромысло не переломилось под тяжестью воды и выстиранного в реке белья, на его середину крепили металлическую пластину. Чтобы было не так тяжело нести ведра, коромысло следовало время от времени перекладывать с одного плеча на другое. И никак иначе, ведь воду приходилось носить на дальние расстояния.

На Руси был настоящий свод правил, который рассказывал, как правильно носить воду. Когда только идешь за водой, оба ведра следовало обязательно нести в левой руке, а коромысло – в правой. Первое наполненное ведро нужно было вешать на заднюю часть коромысла. Это помогало лучше удерживать равновесие.
Настоящие умельцы могли и зачерпнуть воды, даже не снимая ведра с коромысла. Сделать это было крайне трудно, ведь ведро могло соскользнуть и упасть прямо в колодец.

К колодцу ходили не только за водой, но и за свежими новостями: разговоры у колодца были излюбленным занятием крестьянских женщин. А еще существовала традиция, что в день своей свадьбы девушка должна была донести воду в ведрах на коромысле и не пролить ни капли.

Источник

Читайте также:  Способ соединения обмоток трехфазного генератора
Оцените статью
Разные способы