Социометрия как метод исследования в психологии
Социометрия в психологии – это метод исследования межличностных отношений в группе. Автор направления – Дж. Морено. Психотерапевт разработал как отдельную методику с аналогичным названием для изучения коллективов, так и целое направление. В широком смысле социометрия – это совокупность методов для исследования отношений в группе. Давайте разберем подробнее, что такое социометрия, когда и для чего применяется, как правильно использовать социометрическое исследование. А также определим основные понятия и процедуры метода социометрии.
Определение понятия
Название «социометрия» образовано от двух латинских слов: socius, что переводится как «товарищ, компаньон, соучастник», и metrim, что в переводе означает «измерение». Таким образом, дословно «социометрия» переводится как «измерение соучастников». Социометрия – это прикладная наука, которая основана на психологических, социологических учениях и не имеет уникального статуса.
Кем был разработан метод социометрии? Автор теории и методики исследования – психолог, социолог и психиатр Дж. Морено. Исследователь полагал, что все социальные проблемы можно решить при помощи упорядочивания отношений между людьми. Однако для этого нужно определить характер межличностных и межгрупповых отношений. С этой целью и был создан метод социометрии. В основе социометрии заложена групповая психотерапия.
Для изучения какого процесса используется социометрия? Социометрия – это метод психологического исследования, который используется для описания и изучения межличностных отношений в коллективе. Социометрия позволяет собрать первичную информацию о малой социальной группе для дальнейшего анализа. Причина конфликта согласно социометрии – разница убеждений людей и противоречие в эмоциональных отношениях.
Интересно! Впервые понятие «социометрия» было использовано Морено во время работы в лагере для беженцев. Тогда психолог предположил, что между людьми возникнет меньше конфликтов и противоречий, если расселять их не хаотично, а согласно национальности, религиозным и политическим убеждениям, другим интересам.
Цель социометрии
Цель социометрии как метода исследования в психологии – улучшение и оптимизация взаимодействия тех лиц, которые входят в состав обследуемой группы. Задачи социометрии:
- Определить степень сплоченности или разобщенности между членами коллектива.
- Выявить авторитетных людей, симпатии и антипатии внутри группы.
- Обнаружить мини объединения внутри большого коллектива, возглавляемые неформальными лидерами.
К социометрии прибегают в том случае, если заметны признаки неблагоприятного психологического климата в коллективе, разобщенность участников, конфликты, противоречия, снижение работоспособности и продуктивности. Полученные в ходе социометрии данные можно использовать для дальнейшей перестройки коллектива. От сплоченности группы зависит общий результат, достижение общих целей.
Тезисы
Ключевые положения относительно методики исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии:
- Все человечество – единая структурированная единица, так как все люди взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга.
- Ни при каких условиях и методах нельзя совершенно объективно оценить существующую реальность, так как она состоит из множества субъективных реальностей. У каждого человека своя точка зрения относительно процессов, протекающих в мире и в коллективе.
- Целесообразно проводить исследование в группе, которая объединена общей деятельностью (другим критерием) на протяжении минимум полугода.
- Каждый член группы должен четко и точно понимать выдвигаемый для исследования критерий.
- Исследование проводит посторонний человек, например, можно пригласить внештатного психолога. Однако в то же время социометрист должен стать частью диагностической группы.
- Социометрическое исследование помогает понять характер отношений в группе, но оно не называет причин и мотивов поведения людей.
Необходимо заранее изучить особенности группы и определиться с набором методик для социометрии. Подумайте о цели исследования. Будет хорошо, если вы осветите одну и ту же проблему с разных сторон, проанализируете ее при помощи разных формулировок вопросов. Это даст более точные результаты и поможет в случае чего распознать неискренность участников.
Социометрическая процедура
Что представляет собой метод социометрии? Социометрическое исследование проводится в малых группах (12–15 человек). Малая группа – это образование, в котором люди объединены по какому-то критерию, виду деятельности или условиям существования. Социометрическое исследование проводится в двух видах групп:
- Группа членства. В этом случае люди формально объединены. Например, трудовой коллектив.
- Референтная группа. В этом случае люди объединены каким-то интересом, делом, то есть все участники являются значимыми друг для друга. Например, группа друзей, субкультурное объединение.
Кроме этого, можно выделить такие типы групп:
- диффузная (основана на симпатиях и антипатиях);
- ассоциация (каждый участник преследует личные цели);
- корпорация (группа преследует антисоциальные цели);
- коллектив (каждый участник заинтересован в достижении личных и общих целей).
Почему мы говорим об этом? Потому что для анализа и оценки результатов социометрического исследования важен тип группы.
Диагностика
Основное средство социометрии – методика с одноименным названием. Однако для максимально полной картины и точного результата рекомендуется использовать другие инструменты. Например, можно обратиться к опроснику Лири (1957 год). Как и классическая техника социометрии, он диагностирует межличностные отношения в группе и свойства каждого из ее участников.
Опросник Лири выявляет 8 типов личности:
- властно-лидирующий;
- эгоцентричный;
- прямолинейно-агрессивный;
- скептический;
- покорный;
- зависимо-послушный;
- сотрудничающий;
- покровительствующий.
Кроме этого, по итогу можно получить характеристику каждого человека по двум шкалам:
- самостоятельность и доминирование или зависимость и подчинение;
- доброжелательность и любовь (эмоциональное принятие) или агрессивность и ненависть (отвержение).
Каждому участнику предлагается ответить на 128 утверждений. Затем исследователь анализирует ответы и представляет итоговые результаты в виде таблицы и графического изображения.
Кроме опросника Лири можно использовать и другие диагностические методики для социометрического исследования, например, такие:
- Исследование уровня эмпатийных тенденций, автор – И.М. Юсупов. Каждый участник опроса отвечает на 36 утверждений.
- «Выбор в действии», автор – Я.Л. Коломинский. Эту методику чаще используют для диагностики дошкольных коллективов.
- «Лидер», автор – Р.С. Немов. Человеку предстоит ответить на 50 вопросов. По результатам исследования можно сказать, насколько каждый из опрашиваемых соответствует роли лидера.
- Опросник Ассингера. Помогает определить, насколько человек корректен в общении с другими участниками коллектива, легко ли находит общий язык.
- ОМО (опросник межличностных отношений), автор – А.А. Рукавишников. Характеризует особенности поведения человека с точки зрения удовлетворения основных потребностей индивида в группе.
- Другие. Существуют десятки вспомогательных методов психологии для социометрии.
Как проводится социометрическое исследование
Социометрическое исследование основано на социологическом опросе. Сама процедура опроса состоит из нескольких этапов.
Как проводить социометрию:
- Подготовка. Необходимо определить предмет, объект, цели и задачи исследования. А также на этом этапе нужно собрать как можно больше информации о группе в целом и о каждом отдельном участнике.
- Разминка. Этот этап предполагает встречу с группой, установку доверительного контакта, объяснение критериев для исследования.
- Сам опрос. Ведущий дает краткую инструкцию испытуемым, раздает диагностические материалы, дает время на заполнение бланков, собирает материалы.
- Обработка результатов социометрии. Исследователь оценивает ответы, проверяет их на достоверность и надежность.
- Итоги. Исследователь интерпретирует результаты и составляет рекомендации по улучшению климата в группе, изменению ее структуры и т.д.
Список вопросов составляется в индивидуальном порядке. Каждый вопрос должен отражать актуальную и понятную для участников группы ситуацию. Например, при диагностике спортивной команды вопросы могут быть связаны с тренировками, празднованием победы, выездными соревнованиями, изменением состава команды и т.п.
- формальными и неформальными (деловые и личные отношения);
- двойными и одинарными (отношения между коллегами и в системе «начальник-подчиненные);
- прогностическими (насколько адекватно отдельный участник воспринимает характер сложившихся отношений);
- значимыми и незначимыми (глубокие, стабильные отношения и поверхностные отношения).
Условия выбора критериев:
- ограниченность (максимум 8–10);
- логическая связь между всеми критериями и вопросами;
- значимость и интерес критериев для членов группы;
- понятность критериев для участников группы;
- максимум конкретики и примеры на основе реальных ситуаций.
Все критерии пишутся в столбик, напротив каждого вопроса испытуемый должен будет поставить свой выбор (фамилии или заранее оговоренные номера участников группы).
Пример социометрической карточки:
№ | Тип | Критерии | Выборы |
---|---|---|---|
1 | Работа | Кого бы вы выбрали бригадиром? | |
Кого бы вы ни за что не выбрали бригадиром? | |||
2 | Досуг | Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года? | |
Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года? |
Если выбор ограничен, то опрашиваемым сразу же предлагается ответить на продолжение каждого из утверждений: «А если этот человек не доступен, то кто?». Этот вопрос повторяется столько раз, каков лимит ограничений. Психологи рекомендуют на группу из 22–25 человек использовать 4–5 выборов. При непараметрическом подходе человек может совсем не делать выбор или выбрать хоть всех оставшихся участников коллектива (кроме себя). С точки зрения точности и надежности исследования лучше выбрать параметрическую форму проведения.
Результаты социометрии
Результаты стандартной социометрии могут быть представлены в виде таблицы, социограммы, индексов (мы говорили об этом подробнее в другой статье). Если коротко, то социометрия фиксирует следующее:
- положительные и отрицательные выборы относительно каждого участника группы;
- люди, получившие максимальное и минимальное количество выборов;
- люди, которые совсем не получили никаких выборов;
- рейтинг симпатий и антипатий;
- взаимные выборы в целом и относительно каждого участника;
- наличие и состав мини групп внутри исследуемой группы;
- связь между мини группами или ее отсутствие;
- уровень разобщенности и сплоченности группы;
- динамика и структура отношений внутри группы;
- психологический климат в группе;
- статус каждого человека внутри группы.
А социограмма в социометрии, построенная при помощи социоматрицы, еще и позволяет наглядно выявить все это. Анализ результатов других опросов проводится согласно ключам в выбранных методиках. Самое важное – сравнить результаты всех тестов. Если вы видите, что ответы из разных методик, но из одной и той же области расходятся, то это говорит о нечестности опрашиваемых, попытках схитрить. Если же разные методики указали на одну и ту же проблему, то не стоит сомневаться в ее наличии.
По итогу вы должны составить общий портрет группы и рекомендации по улучшению работоспособности каждого из участников и продуктивности группы в целом. Например, если речь идет об анализе класса, то можно рассадить выявленных зачинщиков срыва дисциплины. Если речь идет о диагностике трудового коллектива, то выявленного негативного лидера можно перевести в другой отдел. Или же можно выявить двух конфликтующих людей и пригласить их на отдельную беседу и т.д.
Заключение
Метод социометрии позволяет исследовать и гармонизировать отношения между участниками групп, выявить слабые места в коллективе. Для этого используется не только методика «Социометрия», предложенная Морено, но и другие инструменты, технологии, средства. Специалисты уверены, что при помощи этого направления можно гармонизировать отношения в любой группе и в обществе как таковом, ведь все области жизни обусловлены характером отношений между индивидами, системой симпатий и антипатий, эмоциональным фоном и психологическим климатом.
Источник
Методики изучения межличностных отношений
МБОУ Телейская средняя общеобразовательная школа
Чурапчинского улуса РС(Я)
Методики изучения межличностных отношений в условиях школьного коллектива
Кононова Алена Семеновна
учитель начальных классов
Человек, как и все живое в природе развивается, усваивая опыт, который человечество накопило на всем протяжении своего существования. Развитие человека – это сложный и противоречивый процесс, инициированный совокупностью многих сил: биологических и культурных; внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента рождения и длится до конца жизни, характер его протекания определяется во многом окружающей средой, но вместе с тем зависит от личностных характеристик и свойств человека. Первоначальное развитие человека рассматривается в психологии как переход от простого, нераздельного тождества индивида и рода к выделению единичности. Развитие человека осуществляется в общении с другими людьми.
Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно, а через малые группы, членом которых ребенок является, через общение с людьми, которые окружают ребенка в этих группах. Это – члены семьи, товарищи по классу, друзья по дому, отдельные люди, с которыми ребенок вступает в контакты. Не только общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.
Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях, в которых создается и действует система взаимной поддержки, доверия, открытости, обнаруживается искреннее стремление общающихся друг с другом людей бескорыстно помогать друг другу, способствовать развитию друг друга как личностей. При плохих взаимоотношениях, напротив, возникают препятствия на пути личностного совершенствования человека, так как люди перестают доверять друг другу, проявляют себя по отношению друг к другу в основном с отрицательной стороны, не обнаруживают желания помогать друг другу. В общении возникают более и менее устойчивые представления ребенка о самом себе. Они выступают как непосредственное отражение в его сознании того, что о нем думают окружающие люди. Общение играет весьма существенную роль
Цель : исследование межличностных отношений в коллективе младших школьников, как этапа становления целостной личности.
Задачи:
— изучить и проанализировать литературу по данной теме;
— провести диагностику младших школьников с целью выявления их поведений и представлений о себе;
Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей.
Младший школьный возраст, представляет себе большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования личности.
Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.
Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.
Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна “окружающая ребенка атмосфера” социальной мысли, внешнее педагогическое влияние и руководство.
При изучении межличностных отношений в классах начальной школы можно применить следующие методики:
— Поздравь товарища ( по методике И.Л. Коломинского)
— Анкета для родителей, воспитателей и учителей
— Анкета для оценки привлекательности классного коллектива
— Диагностика нравственного климата в коллективе
— Исследование сферы межличностных отношений ребенка
(по методике Рене Жиля) и др.
В своем классе я использовала следующие методики: поздравь товарища, анкету для оценки привлекательности классного коллектива, методику Рене Жиля, фрактальный рисунок и получила следующие результаты:
– «Поздравь товарища» по методике И.Л. Коломинского
Цель методики состоит в изучении динамики развития взаимоотношений. На каждого ученика раздается поздравительная открытка с картинками. Дети по одному заходят в класс и раскладывают свои открытки на парты тех кого хотели бы поздравить.
После того как все дети положили открытки, учитель фиксирует выборы и приглашает ознакомиться с результатами. В запасе следует иметь несколько лишних открыток, чтобы положить по 1- 2 открыток тем детям, которые не получили их от сверстников. Это делается втайне от детей, до прихода в класс.
Оценка результатов производится по следующим критериям:
— от 2 и более открыток – относят к категории «принятых»;
— 0 открыток – относят к категории «изолированных»;
Источник