- Интерактивная сторона общения: понятие, примеры из жизни, виды
- Что такое интерактивная сторона общения?
- Примеры из жизни
- Разновидности взаимодействий
- Принципы интерактивного общения
- Основные стили поведения
- Роли участников в интерактивном общении
- Конфликт
- Способ интерактивного общения что это
- Социальная психология
- Интерактивная сторона общения
- Разновидности взаимодействия
- Роли в общении
- Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Интерактивная сторона общения: понятие, примеры из жизни, виды
С точки зрения психологии, общение — это сложный процесс, в рамках которого можно выделить 3 аспекта, или, как их называют, 3 стороны общения:
- Коммуникативная. Это обмен информацией, фактами, точками зрения и суждениями, осуществляемый посредством устной и письменной речи, жестов, знаков и прочих механизмов общения.
- Перцептивная. На этом уровне у людей формируется восприятие друг друга на основе особенностей поведения и общения. Большое значение имеет внешность собеседника, привлекательность и солидность, мимика и жесты.
- Интерактивная. Это различные формы взаимодействия между людьми, возникающие в процессе осуществления ими совместной деятельности.
Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой интерактивная сторона общения. Мы рассмотрим её структуру и основные принципы, выясним, какие разновидности взаимодействия к ней относятся, а также рассмотрим основные факторы, которые оказывают на неё влияние.
Что такое интерактивная сторона общения?
Интерактивная сторона общения – это условная группа элементов общения, включающая в себя различные формы взаимодействия индивидов между собой при осуществлении ими совместной деятельности. То есть, сюда входят различные действия, которыми они оказывают влияние друг на друга, но не входит обмен информацией или эмоциями.
Структура интерактивной стороны общения включает следующие элементы:
- субъекты взаимодействия – индивиды, участвующие в процессе;
- взаимосвязь – отношения, которыми субъекты связаны между собой;
- взаимодействие – влияние, которое субъекты оказывают друг на друга;
- следствие – последствия взаимодействия для каждого из субъектов.
Одним из самых известных исследователей интерактивной стороны взаимодействия является американский психолог Герберт Мид – создатель концепции символического интеракционизма. Ему принадлежит утверждение, что человек эффективнее всего развивается и узнаёт себя благодаря взаимодействию с окружающими при совместной деятельности.
Герберт Мид считал, что лучше всего реализовать свой потенциал к развитию человек может только при активном взаимодействии с теми, у кого можно чему-то научиться. Обычное же наблюдение за успешными людьми и попытки подражать им принесут гораздо меньше пользы.
Интерактивное общение играет огромную роль в процессе социализации, а также в дальнейшем развитии и реализации личности. Кроме того, именно оно способствует формированию устойчивых социальных связей. В частности, наши друзья, товарищи и приятели – это чаще всего те люди, с которыми мы сблизились, занимаясь какой-то совместной деятельностью.
Примеры из жизни
Чтобы полностью разобраться с интерактивной стороной общения, рассмотрим несколько ситуаций, возникающих в обычной жизни, и выделим в них интерактивную сторону общения.
В качестве примера рассмотрим общение с продавцом в магазине. Сначала вы здороваетесь и улыбаетесь друг другу – это перцептивная сторона, во время которой вы настраиваетесь на общение, обмениваясь эмоциями. Далее вы перечисляете товары, а продавец называет итоговую стоимость – это коммуникативная часть. После этого вы расплачиваетесь, а продавец отдаёт вам товары и помогает сложить их в пакет – это интерактивная сторона вашего взаимодействия.
Возьмём и другой пример — мужчина собирается на свидание. Когда он встречается с девушкой, улыбается ей при встрече — это перцептивная сторона. Когда мужчина с женщиной обсуждают, в какое место они сегодня пойдут — это коммуникативная сторона. Когда они катаются на каруселях, едят мороженое и стреляют в тире с пневматической винтовки — это интерактивная сторона общения.
Разновидности взаимодействий
Рассмотрим, какие виды взаимодействий могут складываться между участниками в рамках интерактивной стороны общения. Все возможные варианты взаимодействия можно разбить на две категории:
- Кооперация. Это согласованные действия двух или более субъектов, направленные на достижение результата, выгодного всем сторонам.
- Конкуренция. Это взаимодействие, строящееся на противостоянии, в котором каждый субъект стремится достичь результата, выгодного ему, но не выгодного остальным.
Кроме того, психологи выделяют несколько стратегий взаимодействия:
- Сотрудничество. Это чистое проявление кооперации. Все участники взаимодействия стремятся к одной цели, поэтому их действия направлены на достижение взаимовыгодного результата.
- Противодействие. Это чистое проявление конкуренции. Каждый участник ориентируется исключительно на свои цели и не учитывает интересов других субъектов. Соответственно, его действия выгодны ему самому, но невыгодны для остальных.
- Компромисс. Такая стратегия подразумевает, что цели субъектов изначально разные, но они согласны действовать сообща для частичного (и условно равного) удовлетворения интересов всех участников.
- Уступчивость. Эта стратегия подразумевает, что один участник жертвует своими интересами, чтобы помочь партнёру в достижении его целей.
- Избегание. Данная стратегия состоит в том, что один участник саботирует взаимодействие и жертвует своими интересами только ради того, чтобы помешать другому участнику достичь его целей (такие ситуации иногда описывают поговоркой «Назло маме отморожу уши»).
Принципы интерактивного общения
Данная составляющая межличностного взаимодействия может казаться не такой важной как информационная. Однако её значение нельзя недооценивать. В частности, именно благодаря ей в первую очередь происходит социализация личности, а также её дальнейшее развитие и совершенствование.
Интерактивная сторона общения подчиняется таким принципам как:
- наличие целей и мотивов для взаимодействия;
- наличие необходимого пространства и времени;
- координация действий;
- согласование неких правил поведения;
- обмен дополнительной информацией в процессе.
Наличие этих особенностей свойственно всем видам интерактивного взаимодействия, хотя проявляться они могут по-разному.
Основные стили поведения
Американский психолог Эрик Берн, создатель транзактного анализа, выделил три основных модели поведения в интерактивном взаимодействии:
- Взрослый. Человек, избравший данную модель, ведёт себя рассудительно, анализирует обстоятельства с помощью логики и здравого смысла, сдерживает эмоции и прочие слабости.
- Ребёнок. Данная модель подразумевает эмоциональное, инфантильное и часто нелогичное поведение, а также импульсивные поступки под влиянием сиюминутных желаний.
- Родитель. Человек, избравший эту модель поведения, считает, что именно он – самый умный, мудрый и ответственный субъект взаимодействия. Он ни на секунду не сомневается в своей правоте, и даже если другие участники действуют более рационально, их поведение кажется ему глупым.
Каждый человек может оказаться в любой из перечисленных ролей, что бы он ни думал сам про себя. Очевидно, что лучшим вариантом в любой ситуации является модель «взрослого», однако далеко не всем под силу всегда вести себя рационально и рассудительно. Поэтому все иногда становятся «детьми», подчиняясь сиюминутным желаниям, или «родителями», которым кажется, что именно они в этой ситуации являются самыми «взрослыми».
Роли участников в интерактивном общении
В зависимости от типа отношений можно рассматривать социальные и межличностные роли. Социальная роль – это модель поведения, которой придерживается индивид, чтобы соответствовать ожиданиям общества. Межличностная роль – это модель поведения в личных отношениях (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир и прочее).
Социальные роли определяются такими факторами как:
- социальный статус;
- профессия или вид деятельности;
- пол и гендер;
- семейное положение и роль в семье (муж, жена, сын, дочь).
Межличностные роли формируются при взаимодействии с другими личностями за счёт эмоционального и интерактивного общения.
Как социальная, так и межличностная роль состоит из двух составляющих:
- Ролевое ожидание – совокупность ситуативных ожиданий, предъявляемых к индивиду обществом, окружающими и им самим.
- Ролевое исполнение – модель поведения, избранная для того, чтобы соответствовать этим ожиданиям.
Для оптимального интерактивного взаимодействия важно, чтобы обе эти составляющих были максимально согласованы между собой. Иначе взаимодействие может перейти в конфликт, который будет очень сложно прекратить.
Конфликт
Конфликт – это отдельная и очень обширная форма интерактивного взаимодействия между людьми. Определяется он наличием противоположных стремлений и целей у участников. С точки зрения психологии, конфликт состоит из таких элементов как:
- конфликтная ситуация;
- позиции участников;
- оппоненты (участники с противоположными позициями);
- объект (то, вокруг чего строится конфликт);
- инцидент (событие, послужившее поводом);
- развитие;
- разрешение.
Все варианты поведения, которые может избрать каждая из сторон конфликта, можно отнести к одной из пяти моделей:
- Конкуренция (противостояние). Это активное отстаивание своих интересов с использованием всех доступных рычагов влияния. Участник при этом занимает жёсткую позицию по отношению к конкурентам, тем самым признавая, что это не просто диалог, а настоящий конфликт.
- Уклонение (отмалчивание). Если участник конфликта не настроен на примирение, но и не особо желает участвовать в борьбе, он старается «отойти в сторону». При этом он не отрицает наличия конфликтной ситуации, но показательно демонстрирует равнодушие к объекту конфликта.
- Приспособление. Эта модель подразумевает, что участник конфликтной ситуации стремится сохранить хорошие отношения с оппонентом, поэтому аккуратно отстаивает свою точку зрения и легче идёт на уступки.
- Сотрудничество (готовность к диалогу). Иногда участник конфликтной ситуации может изначально стремиться к компромиссу, поэтому охотно обменивается мнениями с оппонентом и делает всё для нахождения решения, выгодного всем сторонам.
- Компромисс. Данная модель подразумевает совместные действия, направленные на достижение результата, который устроит каждую из сторон (хотя и не будет восприниматься как идеальный).
Источник
Способ интерактивного общения что это
Социальная психология
- Вы здесь:
- Главная
- Лекции
- Социальная психология
- Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения связана с организацией совместной деятельности людей, их взаимодействием.
Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» – взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.
Главное содержание общения – это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например: «Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстроился под меня» и т.д.
В структуру взаимодействия входят:
- субъекты взаимодействия;
- взаимная связь;
- взаимное воздействие друг на друга;
- взаимные изменения субъектов общения.
Взаимодействие в общении – процесс, который складывается из:
- физического контакта;
- совместного перемещения;
- совместного группового действия;
- вербального контакта;
- невербального контакта.
Разновидности взаимодействия
Обычно выделяют несколько способов взаимодействия. Наиболее распространено дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция). В этом случае как само содержание взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми.
Кооперация – это такой вид взаимодействия, который способствует организации совместной деятельности, участники достигают взаимного соглашения для достижения общих целей.
Конкуренция – это такой вид взаимодействия, в котором каждый участник преследует только свои личные цели и интересы.
В процессе взаимодействия проявляются также следующие стратегии поведения:
1. Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей.
2. Противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).
3. Компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.
4. Уступчивость, предполагающая принесение в жертву собственных интересов ради достижения целей партнера (альтруизм).
5. Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.
Роли в общении
Роль – это нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию.
Виды социальных ролей определяются особенностью социальных групп, в которые включен индивид.
В зависимости от общественных отношений существуют социальные и межличностные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, студент, продавец, покупатель и т.д.).
Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын и т.п. Мужчина и женщина – это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи и т.д.).
Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации. В любом случае социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Определенная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального взаимодействия.
Человеку приходится быть в различных ролях, и он физически не может отвечать всем предписываемым ими требованиям. В этом случае может возникнуть ролевой конфликт.
Ролевой конфликт — это ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями, или, иначе говоря, он не в состоянии выполнять предписываемые ролью требования.
Возможны следующие конфликты:
внутриличностный — вызывается противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных социальных ролях;
внутриролевой — возникает вследствие противоречий в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками ваимодействия;
личностно-ролевой — возникает из-за несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;
инновационный — появляется как результат несоответствия ранее сформировавшихся ценностных ориентации и требований новой социальной ситуации.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил, противоположно направленных целей, интересов, позиций и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия
Понятие стратегии
Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это:
- Способ осуществления определенных интересов.
- Образ действия по достижению целей.
- Манера общения.
Этапы выбора стратегии
- Анализ конфликтной ситуации
- Оценка собственных сил и сил оппонента
- Четкое формулирование собственной цели
- Анализ действий и мотивов оппонента
- Принятие решения о выборе стратегии
Стратегии (К.Томас и Р.Килменн)
Соперничество (конкуренция)
Цель – получение одностороннего выигрыша.
1. Наличие власти и авторитета, которые признаются оппонентом.
2. Авторитарный стиль управления.
3. Безвыходная ситуация.
Соперничество – «Акула»
Это ориентация на победу, не считаясь ни со своими жертвами, ни с ущербом, нанесенным противоположной стороне. Предпочтение такого поведения в конфликте часто обусловлено стремлением оградить себя от психологической травмы, вызванной чувством поражения. Эта стратегия отражает такую форму борьбы, при которой одна сторона выходит победителем.
Стратегию соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.
Уклонение (уход)
Цель – уход из-за нежелания сотрудничать и общаться.
- Объект конфликта несущественен.
- Отсутствие властных полномочий.
- Необходимость получения дополнительной информации.
- Оппонент – личность, трудная в общении.
Уклонение – «Черепаха»
Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для Вас, Вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.
Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.
Приспособление
Цель – получение результата при минимальных действиях.
1. Объект конфликта несущественен.
2. Необходимость восстановления равновесия и стабильности.
3. Недостаточный объем ресурсов и власти для решения проблемы в свою пользу.
Приспособление – «Плюшевый медведь»
Этот тип реагирования направлен на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей. Это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Это установка на доброжелательность, на желание не задеть чувства другого.
Стиль приспособления означает, что Вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Считается, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для Вас, либо когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
Компромисс
Цель – получение «усредненного» результата за счет взаимных уступок.
- Одинаковые аргументы и равный объем власти у оппонентов.
- Необходимость сохранения положительного социально-психологического климата в коллективе.
- Принятие временного решения.
Компромисс – «Лиса»
Этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то жесамое. Такие люди, как правило, предлагают среднюю позицию, стараясь найти сочетание выгод и потерьдля обеих сторон.
В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.
Сотрудничество
Цель – поиск наиболее приемлемого решения для сторон и максимизация выигрыша.
- Подходы к решению важны, и нет возможности принять компромиссное решение.
- Обладание равной властью и авторитетом.
- Существуют прочные длительные взаимоотношения между оппонентами.
Сотрудничество – «Сова»
Человек с такимтипом реагирования открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Улаживая спорную ситуацию, люди с такимтипом реагирования пытаются определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. При этом от противника ожидает ответного сотрудничества.
Этот стиль наиболее труден, так как требует более продолжительной работы. Цель его применения — разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.
Источник