Способ интеграции различных действий человека

Способ интеграции различных действий человека

ЦЕЛЬ, один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.

Наиболее значительное в античной философии учение о цели развил Аристотель, толковавший цель как «то, ради чего» нечто существует. Распространяя представление о цели, характерной для человеческой деятельности, на природу, Аристотель трактовал цель как конечную причину бытия (causa finalis). В средневековой философии подлинная цель бытия усматривалась в цели вечного божественного разума; преобладала телеологическая трактовка истории и природы как осуществляющих божественную цель (см. Телеология).

В новое время сложилась рационалистическая трактовка деятельности человека как целенаправленного процесса. Кант связывал цель со сферой практического разума, свободной нравственной деятельности человека; он различал технические цели (относящиеся к умению), прагматические цели (относящиеся к благу, содержанию поступков) и категорический императив (относящийся к общеобязательному принципу поступков человека). В философии Шеллинга и Гегеля учение о цели носило характер объективной телеологии. Рассматривая цель как одну из форм объективации духа, Гегель превращал природу и историю в средства реализации в мире «абсолютного духа», т. е. телеология у Гегеля была связана с теологией. Вместе с тем в рамках объективного идеализма Гегель пытался раскрыть диалектику цели, средств и результатов деятельности, выдвинул идею о несовпадении цели и результатов деятельности.

Кризис буржуазной идеологии нашёл своё отражение в критике понятия цели как рационалистической трактовки человеческого бытия, в попытках переосмысления его содержания. Для буржуазной философии 20 века характерны: отказ от интегративной функции понятия цели как следствие абсолютизации расхождения между целью и результатами (Вундт); признание исходной схемой изучения человеческого поведения не целенаправленного изменения, а приспособления к среде (прагматизм, бихевиоризм); выдвижение иных способов интеграции человеческой деятельности (понятие ценности в неокантианстве). Противопоставление причинности и цели привело буржуазную философию к индетерминизму, к отрицанию объективной обусловленности цели человеческой деятельности (что особенно характерно для экзистенциализма).

Усматривая в цели один из элементов деятельности человека, преобразования окружающего мира, марксизм-ленинизм подчёркивает объективную обусловленность цели: «. цели человека порождены объективным миром и предполагают его. » (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 171). Понимая цель как отражение объективных потребностей, марксизм трактует её как «. идеальный, внутренне побуждающий мотив производства. » (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 12, с. 717). Цель как закон определяет способ и характер действия человека (см. К. Маркс, там же, т.23, с. 188). Она выступает как определенный механизм интеграции различных действий в систему цель, средство и результат. Цель — это проект действия, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Исследование диалектики целей, средств и результатов как частного случая диалектики материального и идеального позволило рассмотреть цель как идеальное предвосхищение результата деятельности, а деятельность — как сложный процесс осуществления цели, выбора оптимального пути среди возможных альтернатив и планирования деятельности. В марксизме предложена определенная типология целей — индивидуальных и социальных, стратегических и тактических, конкретных целей и идеала.

Марксизм-ленинизм решительно отвергает порочный тезис «цель оправдывает средства». Применение антигуманных средств для осуществления человечной цели приводит к обесчеловечиванию самой цели, к подмене её ложной целью. Так, например, Маркс писал: «. цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель» (Маркс К., там же, т. 1, с. 65).

В современной науке интерес к понятию цели характерен для кибернетики (использующей принцип обратной связи), физиологии активности, теории систем (в частности, теории так называемая целеустремлённых систем). См. также Идеал, Целесообразность.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42; его же. Нищета философии, т. 4; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Трубников Н. Н., О категориях «Ц»., «средство», «результат», М., 1988; Акофф Р. Л., Эмери Ф. И., О целеустремленных системах, пер. о англ., М., 1974; Методологич. проблемы исследования деятельности, «Тр. Всес. н.-и. ин-та технич. эстетики. Эргономика», 1976, в. 10; Макаров М. Г., Категория «Ц. »в марксистской философии и критика телеологии, Л., 1977; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980; Ропаков Н. И., Категория «Ц.»: проблемы исследования, М., 1980; Luh-mann N., Zweckbegriff und Systemrationalität, Tüb., 1968; Taylor R., Action and purpose, N. Υ., 1973,

Источник

Способ интеграции различных действий человека

ЦЕЛЬ, один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.

Читайте также:  Народные способы укрепить иммунитет

Цель (Головин, 1998)

ЦЕЛЬ — осознанный образ предвосхищаемого, желаемого результата, на достижение коего направлено действие человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности. Здесь имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все время, пока выполняется действие. Цель — всегда сознательна. В психологии понятие цели употребляется и в иных значениях:

1) формальное описание конечных ситуаций, к достижению коих стремится любая саморегулируемая функционирующая система;

Цель и средства

ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА — понятия, соотношение которых составляет проблему, выраженную в известной максиме «цель оправдывает средства» и связанную с ценностным аспектом отношения цели и средств и соответственно выбора и оценки средств в целесообразной деятельности. Относительно решения этой проблемы в популярной литературе сформулирована антитеза т. н. иезуитизма/макиавеллизма и т. н. абстрактного гуманизма; принято считать, что иезуиты, а также Макиавелли проповедовали принцип, согласно которому цель безусловно оправдывает средства, а абстрактные гуманисты (к которым относили Л. Н. Толстого, М.

Цель (НФЭ, 2010)

ЦЕЛЬ — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс. Как философская проблема, понятие «цель» возникает в греческой философии начиная с эпохи Сократа. Досократовская философия практически не оперирует понятием цели, подчеркнуто противопоставляя мифологическим построениям свой метод объяснения бытия через понятие причины (…), принимая лишь мифологему безличной судьбы. Слово «цель» (…) чаще всего в философских текстах означает «конец», «завершение».

Цель (Коджаспирова, 2001)

ЦЕЛЬ — 1) один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения; 2) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Целеполагание педагогическое — сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками.

Цель (Конт-Спонвиль, 2012)

ЦЕЛЬ (BUT). То, к чему мы стремимся, то, чего добиваемся, что хотим получить, в чем желаем преуспеть. Стоики различали конечную цель (telos) и просто цель (skopos). Цель является чем- то внешним по отношению к действию — такова мишень, в которую целится лучник. Конечная цель носит внутренний характер; здесь речь идет уже не о том, чтобы попасть в мишень (сие от нас не зависит: вот подул порыв ветра, и стрелу снесло в сторону), а о том, чтобы правильно прицелиться. Цель всегда принадлежит будущему; конечная цель — настоящему. Цель есть объект надежды; конечная цель — объект воли.

Цель (Подопригора, 2013)

ЦЕЛЬ — идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия или деятельности; их идеальный, внутренне- побуждающий мотив. Различают конкретную цель деятельности, т. е. идеальный образ предмета (результата) непосредственной деятельности человека, и абстрактную цель стремления, т. е представление о некотором общем благе, идеале, ради достижения которых осуществляется эта деятельность.

Цель (Фролов, 1991)

ЦЕЛЬ — предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В качестве непосредственного мотива цели направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю. Цель, выражая активную сторону человеческого сознания, должна находиться в соответствии с объективными законами, реальными возможностями окружающего мира и самого субъекта. В целенаправленной деятельности людей находит свое проявление диалектическое взаимоотношение между свободой и необходимостью.

Цель (Кузнецов, 2007)

ЦЕЛЬ — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс. Как философская проблема понятие «Ц.» возникает в греческой философии по крайней мере с эпохи Сократа. Досократовская философия практически не оперирует понятием Ц., подчеркнуто противопоставляя мифологическим построениям свой метод объяснения бытия через понятие причины (…), принимая лишь мифологему безличной судьбы. Слово «Ц.» (…) в философских текстах чаще всего означает «конец», «завершение».

Источник

Способ интеграции различных действий человека

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое «Цель» в других словарях:

цель — цель, и … Русский орфографический словарь

цель — цель/ … Морфемно-орфографический словарь

ЦЕЛЬ — один из элементов поведения и сознат. деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ. средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий… … Философская энциклопедия

цель — и; ж. 1. Объект для попадания при стрельбе или метании. Воздушная ц. Движущаяся ц. Выйти на ц. Стрелять в ц., по цели. Точно выбрать, поразить ц. Целью поражения служат военные объекты и живая сила противника. Попасть в ц. (также: сказать или… … Энциклопедический словарь

Цель — Цель. [Слово цель (до 1917 г. писалось цѣль)], несомненно, в языковом сознании говорящих как то связывалось с корневым элементом цѣл . Например, А. А. Бестужев Марлинский писал своему брату Павлу (от 26 мая 1835 г.): «Напиши что нибудь, хоть… … История слов

Читайте также:  Способ соединения алюминиевые профили

цель — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? цели, чему? цели, (вижу) что? цель, чем? целью, о чём? о цели; мн. что? цели, (нет) чего? целей, чему? целям, (вижу) что? цели, чем? целями, о чём? о целях 1. В военном деле, спорте целью… … Толковый словарь Дмитриева

ЦЕЛЬ — Легче идти вперед, чем в нужном направлении. Михаил Генин Лишены прозорливости не те люди, которые не достигают цели, а те, которые проходят мимо нее. Франсуа Ларошфуко Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер … Сводная энциклопедия афоризмов

Цель-ам-Зе — Город Цель ам Зе Zell am See Герб … Википедия

цель — Мета, мишень; виды, намерение, конец, мечта, идеал, стремление. С этой целью, на сей конец. Цель жизни, предмет сладчайших грез. Ср. . достигать цели, задаться целью, иметь целью, преследовать цель, с предвзятой целью, с целью. .. Словарь… … Словарь синонимов

Цель — Цель ♦ But То, к чему мы стремимся, то, чего добиваемся, что хотим получить, в чем желаем преуспеть. Стоики различали конечную цель (telos) и просто цель (skopos). Цель является чем то внешним по отношению к действию – такова мишень, в… … Философский словарь Спонвиля

ЦЕЛЬ — жен. мета, предмет, в который кто метит, наводит, старается попасть; цель для стрельбы, мишень, с раскрашенными кругами, коих средина сердце или яблоко. Метил в цель, а попал в пень. | Цель, на стрельном оружии, мушка, шипок на дуле для наводки… … Толковый словарь Даля

Источник

Деятельность человека

Деятельность – специфический человеческий способ отношения человека к миру. Действие – форма жизни человека. Любая деятельность человека имеет свою цель. Деятельность становится реальной движущей силой общества, фактором прогресса, одним из условий жизни общества. Главное отличие деятельности человека от действий животных – в ее целевой направленности и применении орудий труда при ее выполнении. Действия животных, производимые по инстинкту, без цели и средств, нельзя отнести к категории деятельности.

Деятельность процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу; свойственная только человеку форма активного взаимодействия с окружающим миром. Существует множество классификаций типов и видов деятельности: духовная, материальная, производственная, трудовая и нетрудовая.

Цель – один из основных элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует мысленное предвосхищение результатов деятельности, а также средств и путей его реализации. Цель проявляется как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Цель человека порождена объективным миром и связана с объективными потребностями, она выступает как внутренний мотив, побуждающий к производству. Цель определяет способ и характер действия человека. Она проявляется как определенный механизм интеграции различных действий в системе: цель – средство – результат.

Мотив (лат. movere – «приводить в движение, толкать») – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Качественная сторона трудовой деятельности человека по созданию новых материальных и духовных благ называется творческой . Творческие виды работ по характеру подразделяются на художественные, научные, изобретательские, конструкционные, организаторские. Платон художественное творчество человека рассматривал как божественную одержимость. Если немецкий философ Ф. Шеллинг считал творчество «синтезом сознательного и бессознательного», Э. Гартман назвал его «животворным дыханием бессознательного», З. Фрейд оценил его как «проявление инстинкта».

Ценности в жизни человека

Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. В современной аксиологии (философское учение о ценностях) существуют различные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. Ценность рассматривается как: предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; идеал; норма; значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы.

Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей» и рассматриваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного и т. д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности. Другим видом ценностей являются «субъектные ценности», к которым относятся: установки, оценки, требования, запреты, выраженные в форме норм. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций , под которой понимается совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Существуют разные способы и принципы классификации иерархии ценностей. Выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь.

Свобода, необходимость, ответственность

Понятие свободы означает способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимости от природных и социальных сил, сохраняя возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков. Свобода как социальная ценность – это возможность соглашаться и отказываться, поворачивать ход событий, устоять и противостоять, ставить цели, оценивая их, и достигать избранных целей. Она бывает экономической и политической. Подлинно демократическое общество гарантирует личности следующие свободы:

  • свободу жить (удовлетворение потребности в пище, одежде, жилье, работе, образовании, медицинской помощи, передвижении, нормальной среде обитания);
  • свободу мыслить (свободу слова, совести, убеждений, мнений);
  • свободу решать (участвовать в принятии решений, в сфере производства, политики, культуры);
  • свободу действовать (участвовать по закону в выборах, управлении, реализации принятых решений, в демонстрациях, митингах, собраниях);
  • свобода личности есть часть свободы общества. Если в обществе нет свободы, то и личность обречена на несвободу.
Читайте также:  Способ применения полидекса для носа детям

Свобода личности – это специфический способ бытия человека, связанный с осознанным выбором поведения в соответствии с необходимостью и его реализацией в практической деятельности. Прежде всего, это свобода экономическая. Она в значительной степени является свободой от эксплуатации. Она включает в себя также свободу принятия экономических решений, свободу экономического действия. Крайне важна для личности свобода политическая, т. е. такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида. Современное цивилизованное общество немыслимо без всеобщего и равного избирательного права, справедливого национально-государственного устройства. Свобода духовная – свобода выбора мировоззрения, идеологии, свободная их пропаганда. Особое место в системе духовной свободы занимает свобода совести – свобода человека исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой (быть атеистом), а также право на религиозную или атеистическую пропаганду.

Наиболее существенной характеристикой свободы является внутренняя определенность. К внешней свободе относятся экономическая, политическая, гражданская грани свободы. Внутренняя свобода – это духовная свобода. Это свобода нашего сознания, разума. Вольтер полагал, что духовная свобода заключается в том, чтобы чувствовать себя свободным от всех ограничений. Он свел духовную свободу к вседозволенности, абсолютизации мира страстей и влечений.

Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна. Гете говорил: «Не то делает нас свободными, что мы признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными».

Сократ утверждал, что свобода состоит в том, чтобы поступать наилучшим образом. С античных времен в европейской культуре доминирующим был такой аспект свободы, как свобода воли человека. В XVII в. Спиноза связал проблему такой свободы с проблемой необходимости. Он определил свободу как осознанную необходимость. Гегель дал с идеалистических позиций развернутую трактовку диалектического единства свободы и необходимости. Для Энгельса свобода не только осознанная необходимость, но и еще и действия в соответствии с ней. С позиции диалектического подхода необходимость рассматривается как первичное, а воля и сознание человека – как вторичное, производное. Свобода воли есть необходимое условие любой целенаправленной деятельности, субъекту которой присуще чувство ответственности. Отсутствие свободы воли часто ведет к фатализму , т. е. абсолютизации необходимости, трактовке всякого действия человека как предопределенного заранее.

В качестве ограничителей человеческой свободы выступает также зависимость людей от общественных сил. Социальные и гуманитарные науки устанавливают законы развития общества. Такую грань свободы человека условно можно назвать свободой гносеологической. Гносеологическая свобода может быть определена как способность человека все более масштабно и успешно действовать в результате познания закономерностей окружающего природного и социального мира.

Ответственность как философско-этическая категория и понятие морального сознания характеризует моральное качество личности, реализующееся в соответствующих действиях, поведении, переживании. К важнейшим условиям ответственности относятся: самостоятельность, свобода морального выбора, моральная вменяемость.

Что касается философского смысла понятия человеческой жизни, то она представляет собой процесс целостного бытия человека в социуме со всей его индивидуальностью, уникальностью, неповторимостью, т. е. «онтологическая биография» субъекта.

Человек и культура

Культура – способ организации жизни и деятельности человека, уровень исторического развития общества и человека, проявляющийся в создании материальных и духовных ценностей. Достижения материальной и духовной культуры составляют культурные ценности. К ним относятся техника и оборудование, предметы быта, знания и профессиональное мастерство человека, архивы, музеи, библиотеки, клубы и т. д. Из культурных ценностей наиболее важным является художественное искусство.

К культурным действиям относятся социальные меры, направленные на созидание, распространение, потребление культурных благ. Источником, движущей силой таких действий являются культурные потребности человека. К культурным потребностям относятся: поиск сути и смысла жизни, попытка найти свое место в жизни, стремление к творчеству, гуманизму.

Культурная среда – существующая на определенной территории социальная группа, создающая, распространяющая и использующая культурные ценности. Культурная среда связана с культурными коммуникативными отношениями. Она состоит из организаций и коллективов, оснащенных вещественно-материальными ценностями, учреждений духовной деятельности.

Обычаи – источник языка и культуры, форма существования культуры, передаваемая из поколения в поколение. Обычаи и традиции, основанные на накопленном веками опыте, составляют культурное наследие общества. Культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Культурная преемственность обеспечивает передачу от поколения к поколению традиций, достижений, ценностей и опыта.

Источник

Оцените статью
Разные способы