Процесс инициации проекта
Процесс инициации проекта включает в себя придание проекту инвестиционной привлекательности и его дальнейшее продвижение.
Суть процесса инициации проекта
Стадии процесса инициации проекта
1. Поиск инвестиционных концепций или возможностей в процессе инициации проекта
Поиск инвестиционных концепций или возможностей в процессе инициации проекта является очень важным этапом в процессе инициации проекта.
Маркетинг в процессе инициации проекта
Для проведения маркетинга в процессе инициации проекта лучше создать на предприятии отдел, который будет заниматься только маркетинговым исследованием будущего проекта.
Чтобы оценить, возможна ли инициация проекта, надо тщательно проанализировать все сильные и слабые стороны, например, провести SWOT-анализ. Это может быть:
- обстановка в стране, где будет реализоваться проект;
- особенность его месторасположения;
- отношения компаний, имеющих к нему причастность;
- особенности местного рынка и способов реализации продукции;
- специфика финансирования;
- организация безопасности;
- способы снижения рисков;
- возможность использования местных ресурсов.
Риски в процессе инициации проекта
Немаловажное значение в процессе инициации проекта имеет оценка рисков, поскольку именно на основании результатов анализа рисков может быть принято принципиальное решение об оправданности проекта.
- качество планирования;
- выполнение работ;
- время, соблюдение сроков;
- гарантия на выполненные работы;
- качество;
- финансирование;
- движение денежной наличности;
- использование.
2. Предварительная подготовка в процессе инициации проекта
Основной задачей предварительной подготовки проекта в процессе его инициации является создание его предварительного бизнес-плана.
- Объемов и структуры производства товаров. Основой для этого является оценка потенциала рынка и производственных мощностей, необходимых для обеспечения желательных объемов выпуска товаров.
- Ассортимента и объемов ресурсов, которые будут использоваться для организации производства.
- Желательного и возможного размещения новых производственных объектов.
- Технических основ организации производства: характеристик будущей технологии и парка оборудования, необходимого для ее реализации.
- Размеров и структуры накладных расходов, связанных с обеспечением работы производственного, управленческого и торгового персонала.
- Организацией трудовой деятельности производственного и управленческого персонала, включая вопросы оплаты труда.
- Организационно-правового обеспечения проекта, включая юридические формы функционирования вновь создаваемого объекта.
- Финансового обеспечения проекта, т.е. оценки необходимых сумм инвестиций, возможных производственных затрат, а также способов получения инвестиционных ресурсов и достижимой прибыльности их использования.
3. Окончательная формулировка и принятие решения по инициации проекта
В процессе инициации проекта необходимо ввести бюджетные ограничения исходя из укрупненных статей затрат проектирования, а также в большинстве случаев ограничить период его реализации.
Эффективность проекта в процессе его инициации
Самой лучшей методикой определения эффективности проектов на этапе инициации является методика ЮНИДО.
Главным условием принятия проектного решения в процессе инициации является эффективность проекта, причем не только в начале, но и в процессе выполнения основных работ.
Но для того, чтобы детально обосновать проектирование на этапе его инициации, необходимо рассмотреть все потенциальные проблемы: технические, финансовые и экономические.
Для этого в процессе инициации проекта рекомендуется создать группу, состоящую из следующих специалистов:
- 1. экономиста, имеющего опыт в данной отрасли;
- 2. маркетолога по анализу рынков сбыта будущей продукции;
- 3. инженера(ров)-технолога(гов), хорошо знакомых с технологией производства будущей продукции.
- 4. инженера-конструктора, хорошо знающего специфику будущей продукции, проблемы по ее реализации и организации сервиса.
- 5. инженера-строителя, имеющего опыт создания аналогичных производств.
- 6. специалиста по учету затрат в производствах данного типа.
Формирование этой группы можно считать первым шагом по созданию будущей команды проекта.
Описание проекта в процессе инициации
В заключение процесса инициации проекта составляется и утверждается соответствующий документ.
Это может быть устав, техническое задание, спецификация и пр. Название этого документа строго не регламентировано, но в нем необходимо максимально точно сформулировать и подробно описать проект.
Требования заказчика должны быть понятны как ему, так и подрядчику и задокументированы. Не маловажно также четко определить и задокументировать кто и что отвечает. Нужно четко определить объем работ, выполняемый заказчиком.
Для формирования документа обычно используют перечень типовых контрольных вопросов, которые помогают удостовериться, что ничего важного не забыто.
- 1. Какие поставлены цели для удовлетворения потребностей клиента?
- 2. Каковы промежуточные результаты работы на протяжении всего жизненного цикла проекта?
- 3. Определение на основе промежуточных результатов контрольных точек – значимых мероприятий и результатов в определенный момент времени. Составляется график контрольных точек.
- 4. Отвечает ли товар или услуга техническим требованиям?
- 5. Конкретизация ограничений и исключений технического задания, которые определяет клиент.
- 6. Совместная проверка проделанной работы клиента и заказчика.
Документ, завершающий инициацию проекта должен определить полномочия руководителя проекта. Утверждение документа должно сопровождаться назначением руководителя проекта.
Но на этом процесс инициации проекта не заканчивается. Также необходимо подготовить и принять решения об управляемом переходе проектирования из одной фазы в другую, которые в дальнейшем, конечно, будут корректироваться в зависимости от различных условий, которые будут возникать в процессе его реализации.
Марина Ромазанова
Графический дизайнер, интернет-маркетолог, дизайнер машинной вышивки.
Источник
Процедуры инициации проекта
Развитие управленческой культуры, к сожалению, не всегда идет поступательно равномерно. Например, к тому, что процессам планирования проекта нужно уделять внимание на протяжении практически всей его продолжительности, многие руководители уже привыкли. Но вот инициация проекта далеко не в каждом случае воспринимается как нечто значимое. Тем не менее, практика показывает, что усилия и время, потраченные на процедуры инициации, способны значительно повлиять на качество и результативность работы над проектной задачей.
Что является основанием для начала проекта?
По существу, инициатором проекта может выступить любой сотрудник компании, если он в этом усматривает необходимость и понимает, что в штатном операционном режиме эту задачу не решить, и она требует объединения усилий целой группы участников. Однако для одной категории работников инициация является обязанностью, а для других групп она всего лишь похвальная активность. Если встать на позицию финансового управления и системы бюджетирования, то, как правило, именно руководители центров финансовой ответственности и обязаны в основной своей массе выступать инициаторами. Назовем основные причины рассмотрения идей и их проработки на предмет запуска в проектную реализацию.
- Возможность получения выгоды от инвестиционной деятельности. Бизнес должен развиваться, а основой этого является полученная прибыль. Расширение потенциала прибыльности компании происходит в результате реализации проектов инвестиционной направленности. Поэтому инвестиционная привлекательность является ключевым основанием для проектного начинания.
- Изменившиеся требования действующего законодательства и социальная ответственность бизнеса. Например, законодательство выдвигает новые требования к экологическим условиям деятельности предприятия, или заключается новый коллективный договор с трудовым коллективом, требующий реализации и новой социальной программы.
- Изменившиеся рыночные условия. Например, смена формата магазинов розничной сети вынуждает компанию в сфере ритейла осуществить инвестиции в проектной форме.
- Технический и технологический прогресс, непрерывно изменяющий ресурсные требования к бизнесу. Например, появляются совершенно новые технологические решения, которые может и не несут в себе прямой выгоды в текущий момент, но позволяют изменить производственный процесс, что в конечном итоге дает коммерческие и экономические преференции.
- Проблемы управления и вызванные ими задачи.
В глобальном смысле все проектные решения связаны с проблемами управления. И при рассмотрении стратегического контекста проблематизации решение уникальных задач носит характер либо реализации возникающих возможностей, либо исключения затруднений (проблем) более низкого уровня. Напомню, что под проблемой в управленческом смысле мы понимаем неопределенность или противоречие в процессе познания явления деятельности. Их устранение невозможно с позиции действующей концепции управления для принятия решения.
В этом суть и базис стратегического планирования – выстроить такую последовательность уникальных задач (проектов), реализация которых выведет компанию на устойчиво новое состояние и концепции управления и уровня развития бизнеса. Процесс инициации с идейного замысла может начинаться в регламентной процедуре подготовки к сессии стратегического планирования или же тактического бюджетного процесса, а может возникнуть спонтанно, ситуационно. Последнее крайне нежелательно, но с этим поделать ничего нельзя, таковы наши современные реалии, мир порой меняется гораздо быстрее любых планов.
Цели и задачи проектной инициации
Проектная инициация – это не один процесс, а целая их группа согласно стандарту PMI. Они формируют начальную группу мероприятий для обеспечения состоятельности самой проектной идеи и запуска ее проектной реализации. При этом уже на данной фазе выявляются и даже устраняются многочисленные риски, отработать которые на стадии инициации гораздо выгоднее, чем после старта проекта. Инициация метафорична фразе из поговорки «Семь раз отмерь!», поскольку планирование и исполнение, начавшись практически одновременно, после приказа о начале проекта становятся значительно более затратными.
Выше вашему вниманию предложена модель процессов инициации, заимствованная из курса МВА по управлению проектами А.В. Полковникова Полковников А.В. Управление проектами. Полный курс МВА/ А.В.Полковников, М.Ф.Дубовик – М.:Издательство «Олимп-Бизнес», 2016 – 552 с. . Каждому процессу функциональных зон проектной интеграции и содержания на нашем сайте посвящен отдельный материал. Нас же здесь интересует в большей степени само начало инициации в вопросе, как принимается решение о проекте и о его месте в портфельном рейтинге? И прежде чем мы перейдем к его рассмотрению, предлагаю определиться с целями и задачами, которые решаются процедурами инициации. Ключевая задача этой работы состоит в определении, согласовании и утверждении показателей и результата проекта, если он принимается к исполнению в обозримой перспективе (в ближайший год). Основными целями инициации предлагаю считать:
- принятие решения о судьбе проектной идеи, предложенной инициатором;
- установление приоритетности решения проектной задачи;
- достижение соглашения с менеджером проекта о принятии им ответственности за проект, в форме устава;
- достижение понимания заинтересованными сторонами основных характеристик проекта, отраженных в уставе;
- старт проекта и ясность относительно дальнейших действий по нему у заказчика и куратора.
Среди задач-результатов процессов инициации выделяются следующие.
- Основная идея, получившая форму согласно его уровню: концепция, ТЭО, бизнес-кейс, бизнес-план, презентация, первично рассмотренная руководством компании.
- Идея проекта, включенная в список для рассмотрения на сессии стратегического планирования, проблемно-ориентированной сессии или на заседании бюджетного, проектного комитетов по инвестиционному направлению.
- Презентация проекта и сопутствующая документация, рассмотренные на соответствующем мероприятии с позиции проблемности, важности и достижимости.
- Установленная и согласованная цель проекта.
- Принятое решение о включении проекта в портфель и о его месте в нем.
- Установленные границы и результаты проекта.
- Выявленные ожидания и требования заинтересованных сторон.
- Идентифицированные и проанализированные ключевые риски и ограничения.
- Найденные критерии успешности проекта.
- Руководитель проекта, принявший на себя ответственность и приданные полномочия.
- Состав команд управления и реализации проекта, соответствующая организационная структура.
- Утвержденный устав и укрупненный план проекта.
Планирование проекта следует сразу за его инициацией, но между процессами планирования и процедурами инициации имеется обратная связь, возникающая, например, по итогам получения закупочной документации. Ниже представлена часть процессной модели PMBOK, на которой мы и наблюдаем прямые и обратные связи между процессами.
Выбор проектных инициатив
Предположим идеальный вариант развития событий, при котором практически все инициативы выдвинуты к ежегодному мероприятию, посвященному стратегическому планированию. То есть в штатном режиме все инициативы обработаны проектным комитетом. Заслушаны предварительные презентации, по наиболее значимым мероприятиям уровня направлений деятельности и выше разработаны бизнес-планы. По существу, разработка ТЭО, бизнес-планов, иных предварительных расчетов является подготовкой к серьезной групповой работе над проблемами управления и развития компании.
Начинается сессия стратегического планирования или иное мероприятие подобного типа, на котором отрабатываются существенные затруднения для движения компании вперед по канве видения и миссии. Выявленные проблемы предваряют планирование, дерево проблем порождает построение дерева целей. Как раз в это время процесс подходит к весьма важному моменту: к рейтингу проблем и целей подводится пул проектных инициатив, которые начинают состыковываться между собой как некие «пазлы». Ведь еще в момент рождения идей они уже в большей своей части соответствовали присутствующей симптоматике и, возможно, еще не выявленным, а только ощущаемым проблемам.
Когда синхронизация проблем, целей и инициатив произведена, команда управленцев переходит к формированию рейтинга инициатив на основе трех параметров: проблемности, важности и достижимости результата. Под проблемностью мы понимаем уровень проблем, которым соответствует предлагаемое проектное решение. Оно оценивается в ходе коллективной работы присвоением инициативе балльной оценки от 0 до 10. Чем выше оценка, тем выше проблемность инициативы.
Процесс присвоения рейтинга инициативам продолжается по критерию важности. Важность может складываться от нескольких параметров, в зависимости от предпочтений управленческой команды. Один из вариантов разграничения критерия важности предусматривает оценку актуальности инициативы, ее эффективность и объем целевой группы. Далеко не каждая инициатива, хоть и проблемная, требует реализации немедленно. Часто оценка эффективности инвестиций имеет значительно большее значение, и этого нельзя не учитывать. Тут как раз бизнес-планирование, которое выполнено предварительно, ТЭО и расчеты дают хорошее основание для принятия оценочного решения.
Что мы понимаем под объемом целевой группы? Состав и значимость заинтересованных в проекте сторон также очень важен и требует хотя бы субъективной экспертной оценки. Это могут быть непосредственно участники проекта: заказчик, инвестор, куратор, PM и т.д. К целевой группе относятся также и пользователи проектных результатов, заинтересованные в его успехе косвенно: кредитные учреждения, бюджет, клиенты, поставщики и т.п.
Далее вы можете посмотреть на пример таблицы расчета рейтинговой оценки инициатив. Веса в таблице расставлены так, как сочла группа руководителей одной из производственных компаний в ходе мозгового штурма. Это не является каким-то эталоном, но для сравнения предложенные соотношения можно взять.
Наконец, третьим большим критерием оценки выступает достижимость или реализуемость инициативы. Она тоже делится на параметры:
- бюджета (инвестиционной емкости);
- трудоемкости;
- наличия внешних противодействий со стороны конкурентов, контролирующих органов, социальной сферы и т.п.
В настоящей статье мы осуществили обзор основных процедур инициации проекта. Нами определены основные цели и задачи этой работы, акцентировано внимание на инструментальной процедуре формирования рейтинга инициатив для отбора их в портфель проектов. По своему опыту я знаю, что генеральному директору, кураторам и РМ часто не хватает такой увязки проблем, стратегических целей и проектных инициатив в единый контекст решений, чтобы возникли правильные ориентиры развития. А в динамике реальных событий расставленные таким образом приоритеты небесполезны.
Источник