Способ идентификации ориентации общества личности
Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система наук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.
История выполняет несколько социально значимых функций: 1 — познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса.
2-практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества.
3-мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития.
4-воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма.
Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления — исторические факты, способ получения из фактов новых знаний.
К конкретным методам относятся:
1) общенаучные;
2) собственно исторические;
3) специальные — заимствованные из других наук.
Выделяют также и другие методы для изуч. и исслед. ист. страны:
— метод периодизации;
— сравнительно-исторический;
— ретроспективный;
— системно-структурный;
— статистический;
— метод социологич. исследований, кот.взят из социологии и используется для изучения и исслед.современных проблем.
Классификация исторических источников — это одна из основ вспомогательной ист.дисциплины — источниковедения.
1) письменные, 2) вещественные, 3) устные, 4) этнографические, 5) лингвистические, 6) фотокинодокументы, 7) фонодокументы.
Самыми важными источниками служат и служили летописи.
Источник
Шпаргалка по «Истории»
Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 18:09, шпаргалка
Краткое описание
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «История».
Файлы: 1 файл
общий.doc
Функция исторического познания, заключающаяся в предвидении будущего – это функция… прогностическая
В логическом ряду функций исторического знания лишним элементом является функция. Адаптивная
Функция выявления закономерностей исторического развития – это функция… познавательная
Укажите правильное соответствие функции исторического знания и её определения:
практически-рекомендательная – выработка научно-обоснованного политического курса
познавательная – выявление закономерностей исторического развития
прогностическая – предвидение будущего
Функция исторического знания, сформулированная в высказывании немецкого математика и философа Г.В. Лейбница «Настоящее, рожденное прошлым, рождает будущее», является функцией Прогностической
Способ идентификации и ориентации общества, личности – это функция… социальной памяти
Укажите правильное соответствие функции исторического знания и её определения:
познавательная – выявление закономерностей исторического развития
воспитательная – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества, личности
Укажите правильное соответствие функции исторического знания и её определения:
социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества, личности
познавательная – выявление закономерностей исторического развития
прогностическая – предвидение будущего
В советский период официальной идеологией был марксизм, поэтому на первый план выдвигалась______ функция исторического знания Практически-политическая
Прогностическая функция исторического познания заключается в… предвидении будущего
Высказывание Цицерона «История-учительница жизни» отражает _____ функцию истории
Две составляющие функции социальной памяти, присущей историческому знанию, заключаются в том, что история является средством.
Передачи социально-значимой исторической информации из поколения в поколение
Сохранения духовного наследия
Функция истории с точки зрения общества (социума) – культурологическая
1. Познавательная функция – выявление закономерностей исторического развития.
2. Функция социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества и личности.
3. Практически-рекомендательная функция – выработка научно обоснованного политического курса.
4. Воспитательная функция – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
6. Прогностическая функция – облегчает предвидение будущего.
Методы изучения Истории
Отрасль исторической науки, изучающая первобытные, древние и средневековые вещественные источники и реконструирующая по ним прошлое человеческого общества, называется.
Метод, характеризующий сущность явления путем сопоставления его с другими называется
Сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.
Ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин события, явления.
Идеографический – описание исторических событий и явлений. Получает уникальную единичную информацию об объекте
Типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов.
Генетический – описывает свойства и функции события или явления в процессе их реконструкции
Системный – раскрывает внутренний механизм функционирования и развития
Проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени
Синхронный – изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время
Номотетический – устанавливает общее, имеющее форму закона
Наукой, которая не относится к вспомогательным историческим дисциплинам, является. Нумизматика
Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли. Н. Данилевский и О. Шпенглер, Тойнби
Подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда, получил название .
Господствующим в познании исторического прошлого в советский период был _______________ подход.
Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для . теологического подхода
Подход, в соответствии с которым исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций, получил название .
Подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития, получил название .
Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли.
О. Шпенглер и А. Тойнби
Методология, в соответствии с которой исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций, получила название .
Подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития, — это.
Основоположниками формационного подхода к истории являлись. К. Маркс, Ф. Энгельс
В соответствии с марксистским подходом, переход от одной общественно- экономической формации к другой осуществляется через. социальную революцию
Большую роль в разработке цивилизационной методологии сыграли.
Н. Данилевский и А. Тойнби
Марксистская теория возникла в ______ веке. 19
Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для . теологического подхода
Создателями формационной теории явились .
К. Маркс и Ф. Энгельс
Концепция догоняющего варианта развития стала модификацией ____________ подхода.
Марксистский подход в истории человеческого общества определяет _________ общественно-экономические(х) формации(й).
Подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди, получил название .
Рассмотрение исторического процесса как результата проявления божественной воли, мирового духа характерно для .
Цивилизационному подходу к истории соответствует тезис о
Многообразии локальных человеческих обществ
После Октября 1917 года началось создание _______________ концепции отечественной истории.
Русский писатель, публицист и государственный деятель Н.М. Карамзин в 1816-1817 гг. выпустил в свет первые восемь томов своего сочинения.
«История государства Российского»
В современной исторической науке широкое распространение получил антропологический подход, который приоритетную роль отводит
Человеку, его внутреннему миру
После Октября 1917 г. в основу отечественной историографии был положен .
Родоначальником марксистской концепции отечественной истории считается .
В XVIII в. немецкими историками И. Байером, Г. Миллером была создана .
Двумя основоположниками теологического подхода к изучению истории являлись.
Аврелий Августин (Блаженный), Фома Аквинский
История исторической науки, ее становления и развития называется.
На советскую историческую науку оказывал влияние диктат.
Появившийся в 1938 году «Краткий курс истории ВКП(б)».
закрепил монополию партии на историческую истину
Автором «Курса русской истории», значительное внимание уделявшим социально-экономической истории России, был .
Родоначальником российской исторической науки является участник петровских преобразований, автор труда «История Российская»
Подход, рассматривавший российскую историю как исключительно самостоятельную, был характерен для историков-.
К новому виду исторических источников, получившему распространение в России со второй половины 1990-х гг. относятся.
Материалы периодической печати
В современной исторической науке широкое распространение получил антропологический подход, который приоритетную роль отводит.
После Октября 1917 года в России началось создание ____________ концепции отечественной истории.
Памятником нравоучительной литературы XVI века является
Общерусский летописный свод, составлены в XII в. в Киеве монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, называется.
«Повесть временных лет»
В России история как наука возникает в связи с изучением и критическим осмыслением источников в _______ веке.
Основоположником антинорманнизма считается российский ученый — энциклопедист .
Подход, рассматривавший российскую историю как часть общеевропейского поступательного процесса, был характерен для историков-.
Первым критиком норманнской теории происхождения Древнерусского государства стал русский ученый
У истоков исторической науки в России стояли.
В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов
Большое влияние на развитие исторической науки в России в 30-40 годы XIX века оказали дискуссии между.
западниками и славянофилами
Источником личного происхождения являются (-ются)
«Дневники» М.М. Пришвина
В послепетровский период немецкими историками на основе изучения русских летописей была создана .
Этапы развития Киевской Руси
К истории Киевской Руси относится…
1. призвание варягов
2.Объединение Новгорода и Киева под властью Олега
3. начало правления Рюриковичей
4. крещение Руси
5. поход князя Олега на Киев
6. убийство князя Игоря древлянами
7. введение «уроков» и «погостов»
8. разгром Хазарского каганата (Святославом)
9. создание «Русской правды»
10. разгром половцев Владимиром Мономахом
Источник
Функции истории
1. Укажите правильное соответствие функции исторического знания и её определения …
2) социальной памяти
A) выявление закономерностей исторического развития
B) способ идентификации и ориентации общества, личности
C) выработка научно обоснованного политического курса
2. Укажите правильное соответствие функции исторического знания и её определения …
1) социальной памяти
A) способ идентификации и ориентации общества, личности
B) предвидение будущего
C) выявление закономерностей исторического развития
3. Укажите правильное соответствие функции исторического знания и её определения …
1) социальной памяти
А) способ идентификации и ориентации общества, личности
B) формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
C) выработка научно обоснованного политического курса
4. Укажите правильное соответствие функции исторического знания и её определения …
3) социальной памяти
A) формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
B) выявление закономерностей исторического развития
C) способ идентификации и ориентации общества, личности
5. Укажите правильное соответствие функции исторического знания и её определения …
A) выявление закономерностей исторического развития
B) предвидение будущего
C) выработка научно-обоснованного политического курса
6. Укажите правильное соответствие между функцией исторического знания и её определением …
A) предвидение будущего
B) формирование гражданских и нравственных ценностей, качеств
C) выработка научно обоснованного политического курса
7. Укажите правильное соответствие между функцией исторического знания и её определением …
3) социальной памяти
A) предвидение будущего
B) выработка научно обоснованного политического курса
C) способ идентификации общества, личности
8. Укажите правильное соответствие между функцией исторического знания и её определением …
A) формирование гражданских и нравственных ценностей, качеств
B) выработка научно обоснованного политического курса
C) выявление закономерностей исторического развития
9. Укажите правильное соответствие между функцией исторического знания и её определением …
A) выявление закономерностей исторического развития
B) выработка научно обоснованного политического курса
C) формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
10. Укажите правильное соответствие между функцией исторического знания и её определением …
1) социальной памяти
A) способ идентификации и ориентации общества и личности
B) формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
Источник
Установите соответствие между функцией исторического знания и её определением
Эволюционизм
2. Классификация исторических явлений составляет основу ……….. метода
Историко-типологического
Установите соответствие между функцией исторического знания и её определением
Функция | Определение |
Социальной памяти | Способ идентификации и ориентации общества, личности |
Воспитательная | Формирование гражданских, нравственный ценностей и качеств |
Практически-рекомендательная | Выработка научно обоснованного политического курса |
4. Выработка научно обоснованного политического курса — это функция.
1 познавательная
2 практически-рекомендательная
3 социальной памяти
4 воспитательная
5. Историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события обусловлены природной средой, называется .
1 исторический прагматизм
2 исторический материализм
3 локальный подход
4 географический детерминизм
6. Методологией называется.
1 научная дисциплина, изучающая законы исторического процесса
2 умение выстроить события в хронологической последовательности
3 совокупность статистических методов исследования
4 учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания
7. Методология, в соответствии с которой исторический процесс представляется как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций, получила название .
1 объективизм
2 марксизм
3 субъективизм
4 волюнтаризм
8. Наука, изучающая развитие исторических знаний, называется .
1 палеография
2 логика
3 история
4 историография
9. Одной из функций исторического знания является.
1 прагматическая
2 религиозная
3 развлекательная
4 воспитательная
10. Подход, в соответствии с которым разум рассматривается как единственный источник познания и исторического развития, — это.
1 классовый
2 географический детерминизм
3 рационализм
4 формационный
11. Подход, в соответствии с которым российская история рассматривалась как часть общеевропейского поступательного процесса, был характерен для историков-.
1 монархистов
2 народников
3 западников
4 славянофилов
12. После Октября 1917 г. в основу отечественной историографии был положен .
1 субъективизм
2 волюнтаризм
3 рационализм
4 марксизм
13. Пролетариат как движущую силу революции рассматривали.
1 марксисты
2 славянофилы
3 народники
4 западники
14. Способ идентификации и ориентации общества, личности — это функция.
1 практически-рекомендательная
2 прогностическая
3 социальной памяти
4 познавательная
15. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.
1) системный
2) типологический
3) сравнительный
3классификация исторических явлений, событий, объектов
1раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития
2 сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени
Методы | Определения методов |
системный | раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития |
типологический | классификация исторических явлений, событий, объектов |
сравнительный | сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени |
16. Функция выявления закономерностей исторического развития — это функция.
1 познавательная
2 воспитательная
3 практически-рекомендательная
4 прогностическая
17. Функция исторического познания, заключающаяся в предвидении будущего — это функция.
1 прогностическая
2 социальной памяти
3 воспитательная
4 познавательная
История Древней Руси (9-12 вв.)
1. К 882 г. относится.
1 призвание Рюрика и варягов в Новгород
2 расправа древлян над князем Игорем
3 поход князя Олега на Киев
4 первый договор Руси с Византией
2. В 988 г. христианство стало государственной религией на Руси в результате
реформы князя .
1 Изяслава
2 Владимира
3 Всеволода
4 Ярослава
3. Крещение Руси способствовало.
1 приобщению Руси к достижениям византийской культуры
2 усилению междоусобиц и распаду Древнерусского государства
3 сближению с католическим Западом
4 изоляции Руси от достижений западноевропейской культуры
5. Монах Нестор являлся автором .
1 «Повести временных лет»
2 «Моления Даниила Заточника»
3 «Русской Правды»
4 «Поучения детям»
6. Свободные и полноправные общинники у славян в IX — X вв. назывались.
1 закупы
2 рядовичи
3 смерды
4 люди
История Руси и России (13-15 вв.)
1. Двумя причинами политической раздробленности являлись…
1. призвание Рюрика на княжение
2. рост экономического могущества и самостоятельности князей
Развитие производительных сил
4. складывание племенных союзов
2.. Двумя причинами перехода к политической раздробленности являлись.
1 складывание племенных союзов
2 распространение феодального землевладения
3 принятие Русью православия
4 развитие отдельных земель
3. Двумя важнейшими политическими центрами Руси в период раздробленности были.
1 Галицко-Волынское княжество
2 Новгородская республика
3 Черниговское княжество
4. Рязанское княжество
4. Двумя положительными последствиями феодальной раздробленности были.
1 рост городов, ремесла, торговли в княжествах
2 культурное и хозяйственное освоение новых территорий
3 укрепление обороноспособности прекращение набегов кочевников
5. Москва стала общепризнанным центром объединения русских земель после.
1 венчания на царство Ивана IV
2 победы в Куликовской битве
3 «стояния» на р. Угре
4 присоединения Новгорода и Твери
Политику союза с Ордой и решительной борьбы с крестоносцами проводил князь
Дмитрий Донской
7. Установите соответствие между датой и событием периода установления ордынского ига и борьбы Руси с иноземными захватчиками с Востока и Запада.
1) битва на Чудском озере
2) битва на р. Калке
3) Куликовская битва
2 1223 г.
1 1242 г.
3 1380 г.
Событие | Дата |
битва на р. Калке | 1223 г. |
битва на Чудском озере | 1242 г. |
Куликовская битва | 1380 г. |
8. Установите соответствие между термином, характеризующим взаимоотношения Руси с Золотой Ордой, и его определением:
1) ярлык
2) улус
3) выход
1 ханская грамота, подтверждавшая право на княжение
3 дань в пользу Золотой Орды
2 провинция в Золотой Орде
Термин | Его определение |
ярлык | ханская грамота, подтверждавшая право на княжение |
улус | провинция в Золотой Орде |
выход | дань в пользу Золотой Орды |
9. Основной конкурент Москвы в борьбе за великое княжение -.
1 Киев
2 Тверь
3 Смоленск
4 Нижний Новгород
10 Двумя причинами, способствовавшими консолидации Руси под властью Москвы, являлись…
1.Победа А. Невского на Чудском озере
2. Переезд в Москву Константинопольского патриарха
3. Успешная завоевательная политика московских князей
Установите соответствие между датой и событием из истории II половины XV – I трети XVI века
Событие | Дата |
«стояние» на реке Угре | 1480 год |
Принятие первого общероссийского Судебника | 1497 год |
Присоединение Новгорода | 1478 год |
История России (16-17 вв.)
Установите правильное соответствие между датой и событием XVI века
1. созыв первого Земского Собора 1549 год
2. начало опричнины 1565 год
3. окончание правления Ивана IV 1584 год
2. Установите правильное соответствие между датой и событием XVI века.
1) начало правления Ивана IV
2) созыв первого Земского собора
3) начало опричнины
1 1533г.
3 1565г.
2 1549г.
Событие | Дата |
начало правления Ивана IV | 1533г. |
созыв первого Земского собора | 1549г. |
начало опричнины | 1565г. |
3. Установите соответствие между датой и событием из истории Московского государства во второй половине XVI в.
1) принятие Иваном IV царского титула
2) начало опричнины
3) избрание царем Бориса Годунова на Земском соборе
2 1565 г.
1 1547 г.
3 1598 г.
Событие | Дата |
принятие Иваном IV царского титула | 1547 г. |
начало опричнины | 1565 г. |
избрание царем Бориса Годунова на Земском соборе | 1598 г. |
Укажите правильную хронологическую последовательность
- правление Василия Шуйского
- приход к власти «семибоярщины»
- избрание на царство Михаила Романова
5. Двумя московскими царями периода Смуты являлись.
1 Лжедмитрий I
2 Иван IV
3 Василий Шуйский
4 Ивана Калита
6. Двумя царями периода Смуты являлись.
1 Б. Годунов
2 Дмитрий Донской
3 Лжедмитрий I
4 Иван I
7. Двумя правителями, которым в разное время принадлежала власть в период Смуты, являлись.
1 польский королевич Владислав
2 Сын короля Швеции — Карл-Филипп
3 Лжедмитрий I
Василий Шуйский
8. Двумя терминами, относящимися к периоду Смуты, являются.
1 рекрутчина
2 ополчение
3 самозванство
4 коллегии
9. Двумя государствами, проводившими в период Смуты открытую интервенцию против России, являлись.
1 шведские войска короля Густава-Адольфа
2 Речь Посполитая во главе с Сигизмундом III
3 французская армия Наполеона
4 литовские войска великого князя Гедиминаса
10. Крупным народным восстанием XVII века был(-о).
1 восстание Салавата Юлаева
2 Астраханское восстание
3 восстание К.Булавина
4 медный бунт
11. Церковный раскол, принятие «Соборного уложения», окончательное
закрепощение крестьян и восстание Степана Разина связаны с правлением.
1 Алексея Михайловича
2 Петра I Алексеевича
3 Федора Алексеевича
4 Михаила Федоровича
12. Событием бунташного века являлся (-ась, -ось, -ись).
1 упразднение патриаршества
2 опричнина
3 дворцовые перевороты
4 церковный раскол
История России XVIII века
1. В 1708 г. Петр I разделил территорию России на .
1 провинции
2 воеводства
3 уезды
4 губернии
2. Характерной чертой реформ Петра I в первой четверти ХУШ в. являлось(-лась, лись).
1 попытки улучшить положение крестьян и смягчить налоговое бремя
2 независимость внутренней политики от внешней
3 следование по европейскому образцу
4 проведение преобразований лишь в некоторых сферах жизни государства
3. В 1730 г. русский престол заняла .
1 Елизавета Петровна
2 Анна Иоанновна
3 Екатерина II
4 Екатерина I
4. Высший государственный орган, ограничивавший власть Сената в годы правления Екатерины I и Петра II, назывался .
1 Тайная канцелярия
2 Преображенский приказ
3 Кабинет министров
4 Верховный тайный совет
5. Специальные условия, на основании которых Анна Иоанновна должна была управлять страной, назывались .
1 наказ
2 регламент
3 «кондиции»
4 тестамент
6. В послепетровский период немецкими историками на основе изучения русских летописей была создана .
1 теория «русского социализма»
2 антинорманнская теория
3 норманнская теория
4 «теория официальной народности»
Год
Год
11. Двумя документами, принятыми в эпоху Екатерины II, были.
1 указ о «вольных хлебопашцах»
2 «Наказ» Уложенной комиссии
3 «Кондиции»
4 Жалованная грамота дворянству
12. К царствованию Екатерины II не относятся два из перечисленных документов-
1 «Табель о рангах»
2 «Наказ» Уложенной комиссии
3 Жалованная грамота дворянству
4 «Соборное уложение»
13. К царствованию Екатерины II не относятся две из перечисленных дат — .
1 1700 г.
2 1762 г.
3 1785 г
4 1801 г.
История России XIX века
1. Двумя известными государственными деятелями периода правления Александра I являлись.
1 С.Ю.Витте
2 А. Д. Меншиков
3 А-А.Аракчеев
4 М.М. Сперанский
2. Двумя авторами конституционных проектов декабристов являлись.
1 К.Ф.Рылеев
2 Н.М.Муравьев
3 П.И.Пестель
4 П.Г.Каховский
3. Двумя программными документами «Северного общества» и «Южного общества» являлись.
1 «Русская правда»
2 «Вечевой устав»
3 «Конституция»
4 «Уставная грамота Российской империи»
4. Расположите важнейшие события правления Николая I в правильной последовательности.
1суд над декабристами
2 победа над польским восстанием и отмена польской Конституции
3 осада Севастополя
Освободитель
11. Александр III вступил на престол в ……… году
1881
Славянофильство
13. Одним из результатов либеральных реформ 60-70-х гг. ХГХ в. стало (-а).
1 создание всесословного суда
2 создание Земского собора
3 отмена сословной организации общества
4 введение конституции
14. Одной из причин отмены крепостного права было .
1 осознание правительством тормозящего влияния крепостного права на экономику страны
2 осуждение церковью подневольного труда людей
3 требование буржуазии к правительству увеличить класс наемных рабочих
4 недовольство большинства представителей дворянского сословия трудом крепостных
15. Целью земской реформы 1864 г. было.
1 распределение государственных земель
2 создание органов местного самоуправления
3 изъятие помещичьих земель
4 проведение Земских соборов
16. Убийство царя Александра II осуществили члены народнической организации.
1 «Черный передел»
2 «Народная воля»
3 «Народная расправа»
4 «Земля и воля»
17. Введение золотого рубля в ходе индустриализации С.Ю. Витте было осуществлено в …… году
1897
18. Александр III правил в________годы.
1 1881-1894
2 1801-1825
3 1825-1855
4 1855-1881
19. Идейное влияние на деятельность революционных народников оказали.
1 К. Маркс и Ф. Энгельс
2 А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский
3 С.М. Соловьев и К. Д. Кавелин
4 В.И. Ленин и Г.В. Плеханов
История России 1900-1917 гг.
- «Манифест Николая II, даровавший политические права и свободы, создание парламента, был принят
3 июня 1907 года
9 января 1905 года
Октября 1905 года
1 августа 1914 года
2. Двумя важнейшими положениями Манифеста 17 октября 1905 г были:
1 Думе предоставлялись законодательные права
2 населению даровались демократические свободы
3 избирательные права получали женщины
4 отменялось крепостное право
3. Эти две партии образовались до революции 1905-1907 гг. -.
1 «Союз 17 октября» (октябристы)
2 социалисты-революционеры (эсеры)
3 Народно-социалистическая партия (энесы)
4 РСДРП (социал-демократы)
4. Двумя основными причинами русской революции 1905-1907 гг. являлись.
1 русско-японская война
2 Крымская война
3 Манифест от 17 октября
4 политический кризис, вызванный обострением внутренних противоречий
5. Для второго этапа первой российской революции (окт. — дек. 1905г.) характерны два события-.
1 вооружённое восстание в Москве
2 третьеиюньский государственный переворот
3 появление царского Манифеста с обещанием созвать законодательную Государственную думу
4 «Кровавое воскресенье»
СССР в 1917-1941 гг.
1. Автором «Апрельских тезисов», в которых предусматривался переход от буржуазной революции к социалистической, был .
1 А. Ф. Керенский
2 П. Н. Милюков
3 И. В. Сталин
4 В. И. Ленин
2. Укажите правильное соответствие между датой и событием первых лет Советской власти:
Событие | Дата |
Декрет о запрете партии кадетов после прихода большевиков к власти | Октябрь 1917 года |
разгон Учредительного собрания | Январь 1918 года |
перенос столицы в Москву | Март 1918 года |
3. Двумя решениями Учредительного собрания в январе 1918 г. были.
1 отмена декретов II съезда Советов
2 создание Временного правительства
3 отречение Николая II
4 отказ утвердить предложенную большевиками «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа»
4. Двумя партиями, сотрудничавшими до весны 1918 года, были.
1 партия большевиков
2 партия октябристов
3 партия кадетов
4 партия эсеров
5. Двумя наркомами в первом составе СНК являлись.
1 А. Жданов
2 И. Сталин
3 Л. Троцкий
4 Г. Жуков
6. Установите соответствие между фамилиями и деятельностью исторических лиц:
1) А. С. Антонов
2) Л.Д. Троцкий
3) Ф.Э. Дзержинский
3 возглавлял ВЧК
1 руководил крестьянским восстанием в Тамбовской губернии
2 являлся в годы гражданской войны председателем Реввоенсовета Республики
Исторический деятель | Его деятельность |
А. С. Антонов | руководил крестьянским восстанием в Тамбовской губернии |
Л.Д. Троцкий | являлся в годы гражданской войны председателем Реввоенсовета Республики |
Ф.Э. Дзержинский | возглавлял ВЧК |
7. Двумя основными Декретами, принятыми II Всероссийским съездом Советов, являлись.
1 о 8-часовом рабочем дне
2 о земле
3 о мире
4 о созыве Учредительного собрания
8. Установите соответствие между деятельностью и фамилиями военачальников Белой армии в годы гражданской войны:
1) командовал Добровольческой армией, отдал директиву о наступлении на Москву
2) командовал войсками юга России в Крыму
3) руководил наступлениями на Петроград
3 Н.Н. Юденич
1 А.И. Деникин
2 П.Н. Врангепь
Военачальник | Его деятельность |
Н.Н. Юденич | руководил наступлениями на Петроград |
А.И. Деникин | командовал Добровольческой армией, отдал директиву о наступлении на Москву |
П.Н. Врангепь | командовал войсками юга России в Крыму |
9. Установите соответствие между этапами гражданской войны и их содержанием:
1) весна — конец 1919 г.
2) 1920 г.
3) 1922 г.
3 освобождение Дальнего Востока от интервентов
1борьба с армией А.В. Колчака
2 боевые действия с Польшей
Этап гражданской войны | Его содержание |
весна — конец 1919 г. | борьба с армией А.В. Колчака |
1920 г. | боевые действия с Польшей |
1922 г. | освобождение Дальнего Востока от интервентов |
10. Двумя основными чертами «военного коммунизма являлись …
введение твердой валюты
Введение продразверстки
Грузия
Азербайджан
12. Договор об учреждении Союза Советских Социалистических Республик заключили РСФСР, Украина.
1 Таджикистан и Грузия
2 Белоруссия и Закавказская Федерация
3 Туркменская ССР и Молдавская АССР
4 Бухарская и Хорезмская народные республики
М.Н. Покровский
21. Появившийся в 1938 году «Краткий курс истории ВКП(б)».
1 открыл эпоху гласности в изучении истории
2 ввёл плюралистический подход в изучении исторического прошлого
3 закрепил монополию партии на историческую истину
4 открыл период «оттепели»
22. Важнейший источник финансирования форсированной индустриализации в СССР заключался в .
1 привлечении средств, полученных от международных финансовых организаций
2 добровольной помощи предпринимателей из числа российских эмигрантов
3 обложении членов ВКП (б) чрезвычайным налогом
4 перекачке средств из аграрного сектора экономики в промышленный
23. К особенностям советского варианта индустриализации относился (-ось).
1 акцент на развитие тяжелой промышленности
2 приоритетное развитие легкой промышленности
3 осуществление индустриализации исключительно за счет внешних займов
4 создание совместных российско-иностранных предприятии
24. Цепью индустриализации в СССР в конце 1920 -1930 -е гг. являлось(-ась).
1 милитаризация экономики
2 создание рыночной экономики
3 обеспечение экономической независимости страны
4 ликвидация в отставании легкой промышленности
25. Курс на коллективизацию сельского хозяйства предусматривал.
1 введение твердого продналога с крестьян
2 введение продразверстки в деревне
3 помощь государства зажиточному крестьянству и беднякам
4 создание в деревне крупных коллективных хозяйств
26. Двумя республиками, включенными в 1940 г. в состав СССР, являлись.
1 Армянская ССР
2 Белорусская ССР
3 Эстонская ССР
4 Молдавская ССР
27. К причинам существования в СССР сталинского режима не относился (-лась)
1 монополия государственной собственности
2 вера людей в коммунистические идеалы
3 поддержка со стороны западноевропейских стран
4 страх населения перед репрессиями и ГУЛагом
История СССР 1945-1991 гг.
1. Для политического и социально-экономического развития СССР в 1946 — 1952 гг. был(-о) характерен(-но).
1 достижение довоенного уровня промышленного производства в 1948 г.
2 отказ от однопартийной политической системы
3 начало освоения целинных и залежных земель
4 переход к «шоковой терапии»
2. Руководитель группы учёных, создавших атомное оружие в СССР, — .
1 П.Л. Капица
2 СП. Королёв
3 Н.Н. Семёнов
4 И.В. Курчатов
3. СССР нарушил монополию США на ядерное оружие в_____году.
1 1953
2 1945
3 1941
4 1949
4. Восстановление советской экономики после Великой Отечественной войны было решено начать с .
1 сельского хозяйства
2 тяжелой промышленности
3 легкой промышленности
4 пищевой промышленности
5. В 1949 году был создан военно-политический блок капиталистических стран — .
1 СЭВ
2 ЕЭС
3 ОВД
4 НАТО
Эволюционизм
2. Классификация исторических явлений составляет основу ……….. метода
Историко-типологического
Установите соответствие между функцией исторического знания и её определением
Функция | Определение |
Социальной памяти | Способ идентификации и ориентации общества, личности |
Воспитательная | Формирование гражданских, нравственный ценностей и качеств |
Практически-рекомендательная | Выработка научно обоснованного политического курса |
4. Выработка научно обоснованного политического курса — это функция.
1 познавательная
2 практически-рекомендательная
3 социальной памяти
4 воспитательная
5. Историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события обусловлены природной средой, называется .
1 исторический прагматизм
2 исторический материализм
3 локальный подход
4 географический детерминизм
6. Методологией называется.
1 научная дисциплина, изучающая законы исторического процесса
2 умение выстроить события в хронологической последовательности
3 совокупность статистических методов исследования
4 учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания
7. Методология, в соответствии с которой исторический процесс представляется как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций, получила название .
1 объективизм
2 марксизм
3 субъективизм
4 волюнтаризм
8. Наука, изучающая развитие исторических знаний, называется .
1 палеография
2 логика
3 история
4 историография
9. Одной из функций исторического знания является.
1 прагматическая
2 религиозная
3 развлекательная
4 воспитательная
10. Подход, в соответствии с которым разум рассматривается как единственный источник познания и исторического развития, — это.
1 классовый
2 географический детерминизм
3 рационализм
4 формационный
11. Подход, в соответствии с которым российская история рассматривалась как часть общеевропейского поступательного процесса, был характерен для историков-.
1 монархистов
2 народников
3 западников
4 славянофилов
12. После Октября 1917 г. в основу отечественной историографии был положен .
1 субъективизм
2 волюнтаризм
3 рационализм
4 марксизм
13. Пролетариат как движущую силу революции рассматривали.
1 марксисты
2 славянофилы
3 народники
4 западники
14. Способ идентификации и ориентации общества, личности — это функция.
1 практически-рекомендательная
2 прогностическая
3 социальной памяти
4 познавательная
15. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением.
1) системный
2) типологический
3) сравнительный
3классификация исторических явлений, событий, объектов
1раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития
2 сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени
Методы | Определения методов |
системный | раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития |
типологический | классификация исторических явлений, событий, объектов |
сравнительный | сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени |
16. Функция выявления закономерностей исторического развития — это функция.
1 познавательная
2 воспитательная
3 практически-рекомендательная
4 прогностическая
17. Функция исторического познания, заключающаяся в предвидении будущего — это функция.
1 прогностическая
2 социальной памяти
3 воспитательная
4 познавательная
Источник