«М.А. Карнаев ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ Учебное пособие Бийск АГАО им. В.М. Шукшина ББК 85.14+74 К 24 Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «АГАО» Рецензенты: . »
Одним из главных условий эффективной подготовки будущих специалистов-дизайнеров является овладение такими важными изобразительными приемами декоративной стилизации, как плоскостное решение пространственной среды, упрощенные цветовые и тональные отношения, силуэтная линия, ритм, орнаментальное заполнение плоскостей, фактуры, текстуры, усиление контрастов тональных и цветовых и т. д. Благодаря организации дизайнером целенаправленного творческого процесса, результаты деятельности приобретают индивидуальный характер и, следовательно, оригинальную стилистику.
Австрийский архитектор модерна Отто Вагнер считал, что всех художников можно разделить на три категории: первая – копировщики, художники с неразвитым вкусом и талантом;
вторая – импрессионисты, у которых объект творчества вызывает лишь впечатления; третья – стилисты, которые придают своим произведениям ими самими придуманные формы, это настоящие творцы, причем путь к третьей категории лежит через две предыдущие [106, с. 88].
Таким образом, сформировать у будущего художника-дизайнера декоративный подход к решению творческих задач, способность увидеть ритмическую и силуэтную выразительность, овладеть приемами стилизации при разнообразии решений в натурной постановке и отразить ее в декоративной композиции возможно только через развитие декоративного восприятия.
Г. М. Логвиненко выделяет два вида стилизации:
– внешняя, поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля;
– декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля [106, с. 88].
Декоративная стилизация отличается от поверхностной главным образом тем, что является одним из методов организации предметно-пространственной среды. Под понятием декоративность мы понимаем художественное качество произведения, находящееся в осмысленном автором гармоническом взаимодействии с предметно-пространственной средой, для которой оно задумывается и выполняется как элемент композиционной схемы.
Анализ специальной литературы показал, что важнейшей специфической особенностью обучения декоративной живописи студентов-дизайнеров является абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью привлечения внимания к более характерным, отражающим суть объекта элементам.
Понятие «абстрагирование» происходит от латинского аbstructio (удаление, отвлечение) – мысленное отвлечение от множества сторон, свойств, признаков и связей конкретного предмета, явления или события и мысленное выделение отдельных его сторон и признаков, отвлеченное понятие, возникшее в результате этого процесса [63, с. 29]. Применительно к декоративной стилизации, основанной на процессе поиска наиболее выразительных силуэтов форм, элементов натурных постановок большое значение имеет творческий отбор, заключающийся в абстрагировании от незначительных качеств натуры при переводе их в условные плоскостные силуэтные изображения. Абстрагирование как логический процесс является одним из составных элементов процесса познания студентами-дизайнерами предметно-пространственной среды.
Роль декоративной стилизации как художественного метода организации предметно-пространственной среды в настоящее время значительно возросла, так как увеличилась потребность социума в создании стилистически цельной, эстетически комфортной окружающей среды. При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция отвечала принципу архитектоничности, т. е. необходимо выстраивать взаимосвязь отдельных частей и элементов в единую целостность живописного произведения и как следствие в гармоничное колористическое и стилистическое решение дизайнпроекта. С развитием актуальных тенденций в области художественного оформления интерьера, экстерьера и ландшафтной среды возникла необходимость создания дизайн-проектов, которые без использования приемов декоративной стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям. В связи с этим особое внимание необходимо уделять данному аспекту в подготовке будущих специалистов, при выполнении учебных заданий по живописи.
В подготовке художников-дизайнеров необходимо учитывать специфику проявления условности, изобразительности и выразительности в декоративной живописи.
Условность является специфической чертой любого произведения искусства, так как искусство лишь отображает жизнь в образных формах, а не представляет ее в виде реального явления.
Мера условности определяется творческой задачей, художественной целью, необходимостью сохранения внутренней целостности образа. Реализм не отвергает при этом деформации, пересоздания природных форм, если такими средствами выявляется сущность [63, с. 20]. Становится очевидным тот факт, что условность – неотъемлемая составляющая как реалистического искусства, так и декоративного, построенного на переработке природных форм в формальные декоративные стилизации.
Л. Г. Медведев обращает внимание на необходимость изучения и использования художественной условности в процессе обучения рисунку, живописи и определяет три ее функции:
– акцентирование, которое способствует тому, что внимание студентов оказывается сразу привлечено к главному в модели;
– целенаправленное пробуждение ассоциаций, закрепляющее возникшее у студента представление о какой-нибудь стороне изображаемого, дающее эмоциональную характеристику образа;
– смысловое сопоставление отдельных компонентов образной структуры [119].
В данном контексте необходимо отметить, что формирование профессионального творческого мышления студентов-дизайнеров осуществляется в процессе выполнения практических заданий по декоративной стилизации. Преподавателю необходимо стимулировать у студентов установку на необходимость использования художественной условности при поиске оригинальных подходов в решении практических задач.
Цель художественной условности – передать в адекватных формах существенное с тем, чтобы выявить смысл, придав ему наиболее экспрессивное метафорическое звучание. Условность – это способ художественного обобщения, предполагающий повышенную эмоциональность образа и рассчитанный на такой же эмоционально-экспрессивный зрительский отклик [88, с. 179].
«Рассуждая, художник должен отдавать себе отчет в том, что его картина – условность, – утверждал Анри Матисс, – но, когда он пишет, им должно владеть чувство, что он копирует натуру.
И, даже отступая от натуры, он должен быть убежден, что делает это в целях более полной ее передачи» [117, с. 22].
Степень условности в живописных произведениях различна, она связана с художественной целью, но задача условности – всегда наиболее ярко выражать творческий замысел художника, образную составляющую выразительности.
Принято считать, что выразительность в искусстве – свойство художественного отражения в образной форме раскрывать сущность изображаемых явлений и предметов, передавать субъективное отношение художника к изображаемому объекту. Под выразительностью мы понимаем проявление активной позиции художника, его заинтересованного отношения к явлениям или предметам, оригинальной декоративной стилизации, идейно эмоционально-насыщенных образов.
Таким образом, изобразительность и выразительность как свойства художественного отражения в декоративной живописи находятся в диалектической взаимосвязи, но изобразительность подчинена выразительности, так как в декоративно-прикладном искусстве и дизайне выразительность является наиболее важным моментом художественного, образного отражения.
Художественный образ – «один из важнейших терминов эстетики и искусствознания, который служит для обозначения связи между действительностью и искусством и наиболее концентрированно выражает специфику искусства в целом. Художественный образ обычно определяют как форму или средство отражения действительности в искусстве, особенностью которого является выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме. Такое определение позволяет выделить специфику художественного образного мышления в сравнении с другими формами мыслительной деятельности» [88, с. 106].
Особенности профессиональной работы художника-дизайнера требуют в процессе творческой деятельности из множества свойств предметной среды осмысленно отбирать наиболее выразительные и трансформировать их в декоративные образы.
Представление о создании декоративного образа требует сформированности специального декоративного восприятия, способного воспринять предмет адекватно задачам изображения декоративной стилизации. В отличие от академического подхода, в декоративной стилизации вопросы передачи пространственной среды и объемной формы отходят на второй план, тем не менее значительное внимание должно быть уделено работе над силуэтом, плоскостными цветовыми и тоновыми пятнами, орнаментально-ритмической организацией среды и т. д.
Одной из задач дисциплины «Живопись» является обучение студентов-дизайнеров на ряде практических заданий выявлению орнаментально-ритмической основы натурной постановки. В практической работе студентов поиск орнаментальноритмической основы или строя живописного произведения заключается в плоскостном членении живописной работы на большие и малые части, их пластическо-орнаментальном решении в соответствии с целями и задачами художественнообразного решения живописного произведения. В учебном пособии для студентов-дизайнеров Л. П. Ермолаевой утверждается, что «разделение изображения на различные по размеру и пластическим очертаниям части, определяется характером предметов натурных постановок – пластическим силуэтом, орнаментом драпировок, входящих в натюрморт, композицией самой постановки натюрморта». Выбор орнаментальноритмической основы или строя живописного произведения рекомендуется производить на предварительных эскизах небольшого размера (форэскизах). Он «заключается в поисках лучшего композиционного решения с точки зрения нахождения устойчивого зрительного равновесия всех элементов орнаментальноритмического строя живописного произведения» [63, с. 24].
Важным организующим началом в композиции декоративноживописного произведения, является ритм, К. Ф. Юон писал:
«Всякая хорошая картина должна быть не только понятна по смыслу и технически совершенна, она должна быть и красивой красочными созвучиями, ритмической тканью линии и поверхностей, взаимодействием цветовых пятен, всем своим живописно-графическим строем. Чувство декоративного в практической работе определяется искусным распределением по поверхности картины больших и малых пятен, их увязкой в цвете и светотени, умелым использованием орнаментальных мотивов, ритмизирующих и украшающих картину» [203, с. 213].
Таким образом, декоративная композиция живописного произведения означает составление различных по цвету, тону, пропорциям, форме, силуэту и фактуре элементов с целью построения пластически завершенной, ритмической структуры изображения.
Важным этапом в подготовке студента-дизайнера на начальном этапе обучения живописи является выполнение предварительных эскизов. О роли предварительных эскизов в живописи А. Матисс сказал следующее: «К состоянию вдохновенного творчества мы приходим только через сознательную работу. Готовясь к творчеству, следует, прежде всего, развить свое чувство в этюдах, предусматривающих известное сходство с задуманной вещью, здесь в какой-то момент мы можем произвести отбор элементов для картины» [117, с. 32].
Проблема «отбора элементов для картины», выбора выразительных средств тесно связано с обучением студентовдизайнеров методу творческой интерпретации натуры. По мнению Л. П. Ермолаевой, метод творческой интерпретации натурной постановки при плоскостно-орнаментальной увязке элементов изображения в декоративной живописи заключается в «преднамеренном отказе от отдельных деталей и качеств натурных постановок, в том числе от трехмерности, для выявления других, существенных для художников-дизайнеров качеств постановок, способствующих удержанию изображения на плоскости». Один из приемов метода творческой интерпретации натуры – значительное ограничение и систематизация градаций светотени. «Это не означает отказа от тона в живописи – тон в декоративной живописи является одним из средств выражения творческого замысла, однако необходимо бесчисленные градации по тону в натуре привести в определенную упорядоченную систему» [63, с. 27].
Таким образом, метод творческой интерпретации натуры является специфическим образным средством выражения творческого замысла будущего дизайнера и в декоративной стилизации лежит в основе переработки разнообразных форм окружающей действительности в «условные, плоскостные, орнаментальные изображения».
Н. Н. Волков в книге «Цвет в живописи» обращает особое внимание на выразительность цветовых сочетаний в живописи, которая неразрывно связана с ассоциативно-образным восприятием художником окружающей действительности. Он говорит:
«Изобразительная сила цвета и красота цветовых сочетаний существуют в искусстве ради выражения чувств и идей человека.
Краски картины могут содержать немного изобразительных качеств, могут не изображать свет и тень, состояние среды, глубокое пространство, объединение предметов рефлексами и цветом освещения, как в иконе, но они должны составлять выразительный аккорд, вызывающий отклик в душе зрителя.
…Выразительность цвета и цветовых сочетаний так же трудно объяснить, как и красоту цвета. Очевидно лишь то, что выразительность цвета связана с эмоциональным опытом людей.
Выразительные цветовые сочетания несут в себе отголосок человеческих чувств, настроения, динамику чувств, несут в себе и нечто иное – элементы познания жизни, особо важные для человека» [38, с. 88].
В декоративной композиции эмоциональное воздействие цветовых отношений так же велико, как и в любом другом живописном произведении. С помощью целенаправленного использования взаимодействия цветовых оттенков можно добиваться решения различных задач и создания необходимого эффекта при разработке как декоративных стилизаций, так и разнообразных дизайн-проектов. В процессе творческой деятельности будущий дизайнер должен овладеть цветовой грамотой, знать свойства определенных цветов и способы их взаимодействия в композиции, учитывать связь формы и цвета, закономерности построения гармонических отношений.
Теоретический анализ научной литературы позволил выявить специфические особенности обучения живописи студентов-дизайнеров на начальных этапах подготовки:
– трактовка декоративности как специфической особенности дизайна и образного мышления выступает как основополагающая теоретическая предпосылка обучения живописи. В живописной подготовке дизайнеров акцентируется содержание заданий, направленных на использование декоративных приемов ведения живописной работы;
– в живописной подготовке дизайнеров декоративная стилизация является методом ритмической организации картинной плоскости, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной выразительности;
– важнейшая специфическая особенность обучения декоративной живописи дизайнеров – абстрагирование, т. е. мысленное отвлечение от несущественных, случайных признаков изображаемых объектов;
– в обучении дизайнеров живописи необходимо учитывать специфику проявления условности, изобразительности и выразительности в декоративном изображении;
— цвет в декоративной композиции является эмоциональновыразительным средством. Умелое использование тонких взаимодействий цветовых оттенков позволяет добиваться решения различных задач при разработке разнообразных дизайнерских проектов.
Контрольные вопросы по параграфу 1.2. Специфика профессиональной живописной подготовки на начальных курсах обучения
1. Как в творческой деятельности художника-дизайнера используется декоративный подход?
2. Назовите основные приемы художественно-образного мышления.
3. Что является методом ритмической организации картинной плоскости, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной выразительности?
4. Объясните, почему изобразительность и выразительность как свойства художественного отражения в декоративной живописи находятся в диалектической взаимосвязи?
5. Какой метод является специфическим образным средством выражения творческого замысла дизайнера и в декоративной стилизации лежит в основе переработки разнообразных форм окружающей действительности в «условные, плоскостные, орнаментальные изображения».
6. Почему абстрагирование является важнейшей специфической особенностью обучения декоративной живописи студентов-дизайнеров?
Критерии оценки живописной подготовки 2.1.
студентов-дизайнеров Для определения уровня сформированности профессиональных живописных умений, прежде всего, необходимо обосновать критерии и отдельные показатели оценки учебных работ студентов-дизайнеров, которые основываются на объективных закономерностях декоративного изображения натюрморта, а также учитывают субъективные факторы восприятия.
На начальном этапе обучения студентам-дизайнерам необходимо осваивать элементарные живописные умения, а с другой стороны, формировать гармоничность восприятия и образное мышление, что является основой для активизации творческой деятельности. Традиционно на начальном этапе обучения студентов-дизайнеров живописи приоритет отдается учебным задачам, которые не исключают творческих начал, проявляющихся в наличии первоначального замысла этюда, включающего в себя представление о воспринимаемом предмете и способах его изображения, выбор точки зрения, ракурса, а также элементарные способы декоративной стилизации натурной постановки.
В исследованиях по академической живописи достаточно обстоятельно аргументируются различные параметры, критерии, а также отдельные показатели оценки различных аспектов изображения, вместе с тем дизайнерская живопись, основанная на декоративном подходе, имеет свои особенности и специфику, связанные с формированием общекультурных и профессиональных компетенций, а также с распределением учебных часов согласно учебному плану.
При разработке критериев оценки работ студентовдизайнеров мы опирались на концептуальные положения, изложенные в исследованиях Г. В. Беды, Н. Н. Волкова, В. П.
Зинченко, Л. А. Ивахновой, Е. И. Игнатьева, В. С. Кузина, В. К. Лебедко, Г.М. Логвиненко, С. П. Ломова, Л. Г.
Медведева, Н. Н. Ростовцева, Н. К. Шабанова, Е. В. Шорохова и других авторов, которые в соответствии со своей проблематикой обосновывали и соответствующие критерии оценки.
Анализ и изучение работ ученых показал, что особую роль в процессе обучения студентов играет творческий подход к интерпретации натуры, определяющим началом которого является художественный замысел.
Важным условием живописной подготовки студентовдизайнеров выступает овладение специфическими приемами создания декоративной композиции, основа которой – трансформация предмета: от первоначального натурного образа-восприятия до обобщенного, стилизованного, эстетически осмысленного представления об изображении. Такая трансформация возможна только в ходе целенаправленного восприятия, где важный показатель декоративности живописи – создание стилизованного изображения, которое представляет собой результат восприятия предмета по конкретным признакам, выявляющим декоративность. При этом необходимо принимать во внимание соответствие изобразительных действий первоначальному замыслу, степень их осознанности и стремление к полной реализации замысла.
Исходя из анализа теоретического материала, нами выявлены три основных фактора оценки живописной подготовки студентов-дизайнеров: восприятие, представление, изображение. При разработке основных критериев оценки живописной подготовки необходимо учитывать:
– специфику декоративного восприятия студентовдизайнеров,
– специфику формирования декоративного представления,
– специфику создания декоративного живописного изображения.
Специфика восприятия и анализа предмета и логика построения декоративного живописного изображения на двухмерной плоскости листа соотносятся с первоначальным замыслом, который возможно описать в словесной форме, а затем сопоставить с окончательным изображением и достаточно объективно определить его целостную динамику.
Воплощение первоначального замысла, существующего в воображении автора, связано с осмыслением знаний и умений его адекватного технического воплощения на картинной плоскости. Изобразительные средства, при помощи которых происходит реализация замысла, также вносят дополнительные, присущие декоративной живописи черты в содержание становящегося образа. Прежде всего, это цвет, тон и их взаимодействие в конкретном композиционном решении. Критерием, оценивающим связь живописного восприятия, изобразительных средств и композиционной составляющей, является выразительность изображения, обусловленная эстетической оценкой изображаемого и художественным замыслом.
При восприятии для изображения художник периодически осматривает наиболее выразительные детали натурной постановки. Следует отметить, что выявление типического и индивидуального, составляющее основу декоративного восприятия, проявляется в степени образности изображения. Это зависит от того, насколько ясно и убедительно студент передает результаты восприятия в работе, причем уровень декоративного восприятия определяет и умение подчинять выделенные декоративные элементы решению конкретных задач постановки.
Общие пропорции предметов, силуэт объемных форм, а также отдельные детали постановки обозначаются и подчеркиваются линией, которая является изобразительным и выразительным средством как в графическом, так и в живописном произведении.
В процессе обучения у студентов-дизайнеров формируется умение использовать неограниченные возможности линии для передачи важнейших характеристик модели.
Известный русский художник и педагог А. А. Дейнека считал, что «живописец должен в совершенстве владеть рисунком, знать классические каноны построения фигуры человека, его головы, руки и т. п. Отличное знание анатомического рисунка так же необходимо, и его надо постоянно штудировать. Ведь недостатки в знании рисунка всегда ведут к небрежному отношению к форме, а это, в свою очередь, приводит к крайне неряшливо и небрежно исполненной живописи» [147, с. 205].
Будущим дизайнерам необходимо овладеть выразительными возможностями линии, изучить особенности изменения цвета, тона, толщины линии в изображении предметов, различных по форме и фактуре. Задачи, поставленные для написания декоративного живописного натюрморта, обуславливают использование различного характера силуэтной линии. Линия может быть контурной, обозначающей границы изображаемого предмета, объемно-пространственной для передачи перспективных изменений предметов в этюде и т. д.
Умение методически верно, последовательно воспринимать изображаемые стороны натуры – необходимое условие развития декоративного восприятия студентов. Уровень восприятия проявляется не только в выделении существенных признаков изображаемых объектов, но и в умении завершать работу, т. е. в подчинении всех изобразительных средств главному – созданию декоративно-живописного образа.
Восприятие художника-дизайнера неразрывно связано с процессом воплощения художественного образа на изобразительной плоскости. Студенты в процессе создания изображения отходят от непосредственного визуального контакта с натурой, создавая образ натуры по памяти, по представлению и по воображению.
Таким образом, мы можем выделить необходимые качества сформированности декоративного восприятия:
– способность к синтезированию;
– способность к комбинированию различных частей с целью создания целостного образа;
– способность к акцентированию для достижения выразительности художественного образа;
– способность к схематизации;
– способность к типизации.
Таким образом, вполне очевидно, что для оценки степени сформированности декоративного восприятия можно выделить декоративное решение образа, которое определяется своеобразием творческого мышления, оригинальностью воображения, определением характерного, целостностью на основе выделения главного.
В процессе предварительного восприятия натуры осознанный выбор уровня зрения и освещения играет важную роль. Целенаправленное восприятие натуры начинается именно с выбора уровня и освещения, которые позволили бы раскрыть форму предметов средствами цвета.
Уровень сформированности декоративного восприятия в решении тональных задач имеет большое значение и активно влияет на развитие эмоциональности, гармонии тональной постановки.
Тональность создает эмоциональную атмосферу работы, вызывает своей экспрессией различные чувственные ассоциации, что усиливает выразительность изображения.
При помощи тона выявляется контрастность света и тени, тона и полутона, нюансировка освещенных и теневых плоскостей, также передается плановость изображения. Тон в живописи является одним из основных характеристик цвета, определяющий его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающийся словами «голубой, лиловый» и т. д. Различия в названиях красок указывают в первую очередь на цветовой тон (например, «бирюзовая», «небесно-голубая»). В живописи тоном называется также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и придающий колориту цельность.
Краски в тональной живописи подбираются с расчетом на объединение цветов общим тоном. В зависимости от преобладания тех или иных цветов и различия в их сочетаниях тон в картине может быть серебристым, золотистым, теплым или холодным.
Многие художники-педагоги подчеркивали функциональные различия цвета и тона в живописном процессе, вместе с тем выявляли их взаимодействие для передачи предметности, объема, формы, перспективы, ритма и т. д. Известный оппонент Б. В. Иогансона, художник и педагог Н. П. Крымов писал: «Тоном в живописи я называю степень светосилы цвета, а общим тоном – общее потемнение или посветление природы в соответствующие моменты дня (так, общий тон сумерек темнее тона дня). Живопись – это передача видимого материала тоном плюс цвет. И действительно, проверяя это положение на лучших произведениях русской и иностранной живописи, я убедился, что там, где художником правильно найден общий тон картины, там предметы, земля, небо – все живет подлинной полнокровной жизнью. Когда найден правильный общий тон, художнику уже значительно легче писать все детали» [96, с. 13]. Диапазон тональных контрастов во многом обусловливается возможностями используемых живописных материалов, а также практическими умениями, что также возможно достаточно объективно оценить на всех стадиях выполнения живописного этюда.
Специфическими чертами живописного восприятия являются целостность тонального и цветового решения. Именно целостность восприятия выступает как основой изобразительного искусства.
Ю. М. Кирцер утверждает, что «специфика восприятия художника проявляется в целостности образного видения и умении в случае необходимости воспроизводить форму и цвет предмета не только с натуры, но и по памяти. Развитие восприятия включает в себя способность анализировать и синтезировать строение формы, сознательно и целенаправленно проводить сравнение и оценку пропорциональных, тональных и цветовых соотношений
– иначе говоря, уметь остро наблюдать» [87, с. 5]. Кроме этих критериев, необходимо учитывать и критерии, оценивающие взаимодействие тоновых и цветовых контрастов.
В декоративной живописи особое значение приобретает понимание конструкции формы с точки зрения ее пространственной организации, геометрической структуры и внешнего пластического строения с учетом материала, из которого создана форма, фактуры поверхности и текстуры, ее локального цвета и функционального предназначения. Особую роль в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров на начальной стадии обучения следует отводить конструктивному анализу живописного натюрморта.
В качестве критериев оценки живописной подготовки студентов-дизайнеров необходимо обосновать и композиционные критерии. Наиболее важными из них являются такие как сюжетная трактовка, соразмерность изображения и формата листа, взаимодействие живописных планов, ритмичность цветовых контрастов, нюансировка тона и цвета.
С точки зрения Л. Г. Медведева, успешность переработки замысла в композиционную форму в зависит от «волевого и сознательного усилия художника подчинить второстепенное главному, убрав все случайное, не связанное с общей концепцией замысла, подчеркнуть детали, помогающие восприятию основной идеи композиции. В конечном счете, логика развития замысла художника должна диктовать логику восприятия зрителя: от общего эмоционального впечатления к сопоставлению отдельных образных элементов, образующих основу для понимания гармонической целостности образа, включающего в себя соразмерность формата и изображения, а также гармонию живописных форм» [121, с. 47–48].
Художник-дизайнер должен владеть многообразными и специфичными для каждого вида учебной постановки художественными приемами декоративной стилизации. Существует ряд приемов, грамотное использование которых усиливает впечатление выразительности декоративной стилизации: оверлеппинг (частичное совпадение или наложение одной формы на другую), членение плоскости на части, орнаментальное наполнение плоскостей изображения, введение постоянного ритмического модуля. Важную роль в создании эффекта декоративности в живописном произведения играют: декор (в том числе орнамент или его детали), выразительность пластической формы предметов, композиционная организация линейных ритмов, пластических объемов и цветовых пятен, интенсивность звучания цвета и др.
Можно утверждать, что степень профессионального владения художественными приемами, обусловливающими декоративность произведения искусства так же поддается вполне объективному оцениванию. В конечном счете, как правило, оценивается грамотность и техничность исполнения декоративной живописной постановки. Под грамотностью понимаются теоретические знания изобразительно-выразительных возможностей живописи. Техника исполнения является формой практической реализации усвоенных знаний.
Важнейшим критерием живописных умений является колористическое единство этюда, которое возможно только в результате создания гармоничных цветовых и светотеневых отношений. Г. В. Беда утверждает: «В основе живописного изображения лежит закон светотеневых и цветовых отношений, который требует, прежде всего, пропорциональной передачи взаимных отношений предметов по светлоте и тону. Кроме передачи тоновых отношений, в живописи надо стремиться к тому, чтобы между всеми цветами предметов была такая же связь, такие же отношения, как в видимой натуре… Только в результате передачи правильных цветовых отношений между предметами и светотеневых градаций на каждой объемной форме получается правдивый живописный строй» [12, с. 158].
Таким образом, можно утверждать, что степень профессионального видения цвета и умение создавать цветовые гармонии также поддаются вполне объективному оцениванию.
Психологические особенности восприятия трехмерной модели и двухмерной картинной плоскости позволяют выделить первоочередные показатели успешного выполнения декоративной композиции: умение целенаправленного наблюдения, понимание принципа перевода воспринимаемых объемных предметов постановки в условные (декоративные) живописные формы, перестройка константного восприятия в избирательноцелостное, целенаправленное и осознанное стремление к постижению образной сущности изображаемой постановки, наличие представлений и воображения.
Кроме очевидных критериев оценки грамотного выполнения изображения, необходимо обосновать ряд показателей, оценивающих совокупность художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность и художественноорганизационную роль декоративной живописи (стилизация, умение выделять главное, обобщать, грамотность и совершенство техники исполнения в конкретной постановке, чувство меры, стилевое единство, индивидуальный почерк и т.
д.). В процессе изображения умение передавать замысел через композиционные параметры выражается в том, чтобы в каждом этюде студент ставил перед собой ясную смысловую задачу, до конца осознавал цель, к которой он должен идти. На этом пути ему необходимо выявить главное, основное в натюрморте, наиболее полно акцентирующее смысл постановки, а также возможные живописные действия.
Психологические особенности обучения стилизации при декоративно-живописном изображении натюрморта дают возможность определить ряд опорных точек, которые позволяют сопоставить полученные законченные изображения с представлениями грамотного декоративного решения постановки.
Овладение приемами стилизации выступает одним главных критериев подготовки студентов-дизайнеров. По определению Г. М. Логвиненко, «стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и тоновых отношений» [106, с. 87]. Декоративная стилизация должна соответствовать как условностям, характерным для декоративного искусства, так и быть выстроенной в плане единства формы и содержания: все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства – линия, пятно, фактура, цвет и тон, должны работать на утверждение одной композиционной идеи. Изображение является стилизованным, если кроме использования приемов трансформации формы, обобщения, тоновых контрастов, введения декоративного контура создается и цельность всех элементов композиции.
Таким образом, стилизованное решение композиции можно оценить по следующим критериям:
– трансформация формы предметов в соответствии с декоративным замыслом,
– силуэтно-плоскостное решение натурной постановки,
– степень цветовой и тональной проработанности предметов и плоскостей декоративной композиции,
– орнаментально-ритмический строй живописного произведения,
– гармоничность и образность декоративного живописного изображения.
Основным показателем уровня профессионального восприятия служит целостность восприятия натурной постановки, что выражается в конкретных действиях студента: осознанности и целенаправленности восприятия, стремлении к выявлению целостной сути модели, умении переводить объемное восприятие в плоскостное, способности самостоятельно формулировать первоначальный замысел изображения и стремлении к его реализации в процессе выполнения декоративно-живописной композиции.
В изобразительном искусстве принято связывать художественность с уровнем эстетического содержания произведения, где особая роль отводится взаимодействию содержания и формы.
Форма, обусловленная особенностями содержания, имеет ряд показателей, характеризующих художественность, в том числе и гармоничность тональных и цветовых отношений, контрастность, ритмичность и т. п., что дает возможность оценить и соответствующие живописные умения. При разработке основных критериев оценки живописных работ целесообразно взять за основу диалектический принцип соответствия содержания и формы на различных уровнях профессионального становления и развития художника.
По мнению Н. Н. Волкова, «искусство сообщает нам содержание, далеко выходящее за пределы предметного описания, перечисления изображенных действий, набора цветов, характера пластики и так называемых деталей. Это содержание рождается в отношениях между отдельными элементами, оно воспринимается в системе многих ассоциаций, возникающих в сознании» [36, с. 23]. Именно Н. Н. Волковым в его фундаментальном исследовании «Восприятие предмета и рисунка» были научно обоснованы принципиальные различия между восприятием предмета и восприятием его изображения на плоскости.
Исходя из этого, мы определили три основные группы критериев оценки живописного изображения натюрморта.
Первая группа критериев оценивает уровень развития восприятия:
1. Восприятие общих пропорций предметов.
2. Восприятие основных и второстепенных тональных и цветовых контрастов натюрморта.
3. Восприятие силуэтного очертания предметов.
4. Восприятие ритмического строя натюрморта.
5. Восприятие воздушной и линейной перспективы.
6. Восприятие композиционного и смыслового центра натюрморта.
7. Соотнесенность восприятия с замыслом.
8. Взаимодействие восприятия с представлением.
Во вторую группу вошли критерии, определяющие уровень образования представлений об изображаемом:
1. Представление о воспринимаемом предмете и завершенном живописном этюде.
2. Представление натюрморта с различных точек зрения.
3. Представление об изобразительных и выразительных возможностях колорита.
4. Представление об изобразительных и выразительных возможностях тона в живописи.
5. Представление об орнаментально-ритмическом строе живописного произведения.
6. Представление о способах стилизации объемных форм в плоскости листа.
7. Представление о композиционной целостности натюрморта.
8. Представление о стилевом единстве живописной композиции.
В третью группу вошли критерии, определяющие степень практических умений: применять приемы декоративной композиции, создавать стилизованное изображение натуры, владеть техническими приемами декоративно-живописного изображения.
Критериями оценки декоративной живописной работы являются следующие показатели композиционного решения:
1. Определение формата и расположение (вертикальное, горизонтальное) листа, выбор точки зрения.
2. Построение изображения с учетом декоративных задач.
3. Соразмерность предметов композиции.
4. Выделение композиционного центра.
5. Гармоничность цветовых отношений.
6. Ритмичность цветовых пятен.
7. Образность композиционного решения.
Стилизованное решение композиции можно оценить по следующим критериям:
1. Трансформация формы предметов в соответствии с декоративным замыслом.
2. Силуэтно-плоскостное решение натурной постановки.
3. Степень цветовой и тональной проработанности предметов и плоскостей декоративной композиции.
4. Орнаментально-ритмический строй живописного произведения.
5. Гармоничность и образность декоративного живописного изображения.
Критерии технических умений создавать декоративные живописные композиции:
1. Грамотное владение техникой работы живописными материалами и инструментами в зависимости от поставленной задачи.
2. Последовательное ведение работы по созданию декоративно-живописной композиции.
3. Разнообразие техники изображения в передаче материальности и фактуры различных декоративных элементов натурной постановки.
4. Разнообразие различных декоративно-художественных приемов для создания стилизованного изображения.
5. Степень условности в создании образа декоративноживописной композиции.
Кроме этого, важным показателем профессионального уровня следует считать способность студента-дизайнера осознанно соотносить изобразительные действия с поставленной задачей.
Наконец, важная составляющая оценки уровня владения декоративной стилизацией – показатели творческой активности в живописном процессе, что проявляется в развитии художественно-творческих знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения кратковременных и длительных живописных композиций; для решения композиционных, колористических и декоративных задач.
Для более объективной конечной оценки эффективности процесса обучения дополнительно к названным критериям используются различные эмпирические методы: беседы, промежуточные (внутрисеместровые) просмотры, анализ аудиторных и самостоятельных заданий.
Контрольные вопросы по параграфу 2.1. Критерии оценки живописной подготовки студентов-дизайнеров
1. Назовите специфические приемы создания декоративной композиции, овладение которыми выступает важным условием живописной подготовки студентов-дизайнеров.
2. Перечислите необходимые качества сформированности декоративного восприятия.
3. Назовите основной ряд приемов, грамотное использование которых усиливает впечатление выразительности декоративной стилизации.
4. Каким образом оценивается грамотность и техничность исполнения декоративной живописной постановки?
5. По каким критериям можно оценить стилизованное решение композиции?
6. Назовите три основные группы критериев оценки живописного изображения натюрморта.
Теоретические принципы совершенствования2.2. живописной подготовки студентов
Совершенствование живописной подготовки студентовдизайнеров тесно связано с применением знаний, умений и приобретенных навыков создания декоративной стилизации. Переход от академического решения натурной постановки к ее изображению в декоративном аспекте выступает основой подготовки будущего дизайнера.
В основе обучения студента-дизайнера как академической, так и декоративной живописи лежит логически выстроенный учебный процесс, способствующий активизации профессионального восприятия, а именно воплощению первоначального замысла в художественный образ средствами декоративной стилизации. Необходимо отметить, что особенно на начальном этапе перехода от реалистической живописи к декоративной в практической работе студентов возникает целый ряд сложностей связанных с восприятием, представлением и применением закономерностей построения декоративных стилизаций.
Обучение декоративной стилизации направлено на развитие у обучающихся воображения, умения трансформировать объемные формы реалистических предметов и объектов в плоскостные, орнаментальные мотивы, творческих навыков создавать цветовые гармонии.
Будущим дизайнерам необходимо представлять, насколько важную роль в создании художественного образа декоративного произведения играет стилизация: организация силуэтных ритмов, пластических объемов и цветовых пятен, интенсивность звучания цвета, орнаментальность, выразительность фактуры материалов.
Необходимо отметить, что в декоративном живописном изображении натюрморта важную роль играет овладение основами стилизации, специфическими особенностями живописного языка, которое развивает у студентов творческие способности, абстрактное мышление, умение различными способами стилизовать предметы натурной постановки. Поэтому на занятиях декоративной живописи необходимо учитывать основополагающие процессы формирования целостного восприятия натуры, представления и технического изображения. Умение изображать натюрморт в данном случае содержит большие возможности не только для изучения основ изобразительной грамоты, но и для создания декоративно-живописного образа.
Известно, что средством активизации познавательной и творческой деятельности студентов является педагогическое управление художественным процессом, которое выражается в создании педагогических установок. Сознание студентов благодаря педагогической установке приобретает направленность, происходит осознание целей и задач декоративной стилизации.
Именно такая установка помогает не только выявить структуру натурной постановки, ее композиционную и колористическую составляющую, но и донести до студента значение и смысл окончательного результата.
Исходя из вышесказанного, следует выделить группы методов, связанные с изучением декоративной живописи, – общедидактические и аналитические, а также связанные с практическими навыками и стимулирующим воздействием на них. При изучении теоретических аспектов декоративной живописи необходимо придерживаться таких дидактических принципов, как поэтапность ведения работы над декоративным натюрмортом, системность изучения нового материала и его взаимосвязь с пройденным, а также доступность изложения материала и прочность овладения им.
Прочность знания базируется на таких педагогических установках, как работа над натюрмортом по принципу – от общего к частному, от основных цвето-тоновых отношений к дополнительным, от простых форм к сложным и т. д. Для активизации творческого воображения и мышления, развития художественного вкуса необходимо обращаться к методу сравнения и методу широких ассоциаций. Предметом сравнения могут послужить различные виды стилизации одного и того же сюжета. Будущим дизайнерам необходимо знать виды стилизации и представлять способы ее достижения. Внимание студентов, прежде всего, следует обращать на наглядные примеры того, как художники различных стилей и эпох использовали живописновыразительные средства для воплощения декоративного образа, как выражается условность предметов, а также на особенности композиционного построения.
Таким образом, педагогическая установка является одним из основных условий формирования декоративного восприятия у студентов, которое происходит последовательно и постепенно, развиваясь из простых форм в более сложные, композиционно и стилистически разработанные формальные живописные композиции. Установка позволяет пробудить у студентов многообразные стилистические ассоциации как с известными художественными произведениями, так и с их возможными интерпретациями.
Известно, что в начале обучения академической живописи предполагается решение учебных задач, связанных с изучением построения на плоскости объемно-пространственных композиций, однако и эти задания включают в себя определенные элементы декоративной стилизации, что становится более актуальным уже на старших курсах, когда творческие задачи выходят на первый план. Можно утверждать, что методика написания этюда с натурной постановки изначально предполагает определенную меру декоративной стилизации, которая обусловлена характером формы, цвета, фактуры предметов натюрморта.
Специфической особенностью декоративной живописи является, в большей или меньшей степени, условный подход к решению композиции, формы и цвета предметной постановки. В декоративной композиции, в отличие от академической, где изображение объемной формы в основном передается за счет основных и второстепенных контрастов, применяется формальный – плоскостной подход к организации предметнопространственной среды.
На занятиях по декоративной живописи при работе над натюрмортом студенты-дизайнеры решают следующие творческие задачи, связанные с изучением основ стилизации:
– плоскостное решение объемного пространства,
– условность изображения предметов постановки,
– трансформация объемных форм,
– силуэтное решение предметно-пространственной среды,
– членение плоскости на части (применение приема оверлеппинг),
– наполнение плоскостей орнаментом,
– ритмическая организация пространства натюрморта и т.д.
Стилизация представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, цветовых и тональных отношений, благодаря которым изображение приобретает признаки повышенной декоративности. В процессе выполнения практических заданий студенты применяют два вида стилизации:
а) поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля;
б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля [106, с. 88].
Будущие дизайнеры должны понимать отличие декоративной стилизации от иных ее проявлений, основанных на связи с пространственной средой, для которой характерно абстрагирование. Абстрагирование – мысленное отвлечение от второстепенных, случайных, с точки зрения художника, признаков с целью акцентирования внимания на более важных, раскрывающих сущность объекта элементах.
После того как студенты определили ориентировочное стилистическое решение будущего изображения, нужно попробовать другие пластические приемы, чтобы определить наиболее выразительную и образную композицию. Для этого необходимо предложить студентам рассмотреть различные способы трансформации формы.
В процессе стилизации предметов натюрморта можно прибегать к таким приемам, как переработка натуры и ее видоизменение с целью выявления характерных особенностей, в зависимости от замысла можно трансформировать форму предметов постановки, доведя ее до максимальной выразительности.
Одним из приемов декоративной стилизации выступает прием условности, когда можно умышленно преломлять форму предметов, изгибая и наклоняя их в стороны, устанавливать их на условной плоскости. Если необходимо показать пространство в натюрморте, то делать это надо достаточно условно. Избегая выхваченных из действительности натуральных ракурсов, нужно превращать их в оправданные, композиционно осмысленные развороты формы. Все приемы должны работать на выявление выразительности композиции и предметов в ней.
«Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский государственный институт искусств» Колледж культуры и искусств Рабочая программа учебной дисциплины МДК.02.01.02. Возрастная психология для специальности 52.02.02 Искусство танца (по видам) Нальчик, 2015г. Рабочая программа «Возрастная психология» одобрена предметно-цикловой комиссией «Общеобразовательные дисциплины» Протокол № 5 От. »
«ОТЧЕТ об устранении несоответствия, указанного в акте проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки НОУ ВПО Вологодский институт бизнеса от 16 июля 2015 года №364/ВП/Л/З/К в части содержания и качества подготовки обучающихся.Выявленные нарушения и меры по их устранению: 1.В нарушение пункта 21 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № 1367 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной. »
«Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский государственный институт искусств» Колледж культуры и искусств РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОД.01.04 Естествознание для специальностей 54.02.01 Дизайн(по отраслям) 53.02.07 Теория музыки 53.02.03Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) 53.02.04 Вокальное искусство 53.02.06 Хоровое дирижирование Нальчик, 2015. »
«Т. А. КОПЦЕВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных организаций Пособие для учителя Смоленск Ассоциация XXI век УДК 373.167.1:689+689(075.2) ББК 37.248я71 К 65 Копцева Т. А. К65 Изобразительное искусство: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных организаций / Т. А. Копцева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. – 152 с.: ISBN 978-5-418-00987-6 УДК 373.167.1:689+689(075.2) ББК 37.248я71 ISBN 978-5-418-00987-6. »
«Основы композиции: [учебное пособие для вузов по специальности 030800 (050602) Изобразительное искусство], 2011, 174 страниц, Вера Евгеньевна Бадян, 5904954123, 9785904954123, Трикста, 2011. В пособии изложена педагогическая система развития творческих способностей детей посредством формирования основ изобразительной деятельности Опубликовано: 23rd May 2010 Основы композиции: [учебное пособие для вузов по специальности 030800 (050602) Изобразительное искусство] СКАЧАТЬ http://bit.ly/1lyBcvt. »
«Утверждаю Согласовано Рассмотрено на заседании МО Директор МОУ гимназии №45 Заместитель директора по УВР Руководитель МО _Н.М.Атрохименок _Л.В.Фёдорова _ Батракова К.А Протокол №_от. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Изобразительное искусство» для 7А, Б классов Учебник:А.С. Питерских, Г.Е. Гуров «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.» 7-8 класс. Школа Неменского Программа: «Изобразительное искусство и художественный труд»; 1-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского. –. »
«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Методические указания для студентов направления 54.03.03 (072700.62) «Искусство костюма и текстиля» (профиль проектирование «Художественное текстильных изделий») Составители: С. В. Макаренко Н. И. Пригодина Ю. Е. Музалевская. »
«муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств имени М.А. Балакирева города Ярославля» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММА по учебному предмету В.01. КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации. »
« МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГУБКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ Г. В. СВИРИДОВА»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Вариативная часть Предметная область В.02.00 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В.06 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ г. Губкинский 2015 год Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. »
«Об особенностях преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2015/2016 учебном году I. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 1. Нормативные документы и методические материалы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по предмету 1. Нормативные документы и методические материалы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по предмету Федеральный. »
«ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Шестого ежегодного Республиканского конкурса научнометодических работ преподавателей музыки, изобразительного искусства, хореографии и мировой художественной культуры общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений (Майкоп, 2015) Конкурс проводится Министерством образования и науки Республики Адыгея совместно с Институтом искусств Адыгейского государственного. »
«Материал подготовлен: Т.Г.Константиновой, заместителем директора по учебной работе ГБПОУ АО «Астраханский колледж культуры и искусств»; Л.А.Порохниной, заместителем директора по научно-методической работе ГБПОУ АО «Астраханский колледж культуры и искусств». СОДЕРЖАНИЕ 1.Общие положения..6 1.1. Нормативно-правовые основы разработки ППССЗ.6 1.2. Предназначение, цель разработки ППССЗ.6 1.3. Характеристика и нормативный срок освоения программы.7 1.4. Участие работодателей в разработке и. »
«Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Сертоловская детская школа искусств»ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА на Педагогическом совете школы Приказом директора школы Протокол № 5 от 27.08.15г. № 56 от 01.09.2015г. Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Хореографическое искусство» Срок реализации: 7 лет Разработчик программы: Бойко Т.В. – преподаватель г. Сертолово 2015 год Дополнительная общеразвивающая программа художественной. »
«Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы «Вороновская детская школа искусств» Принято УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Протокол № (_ От «JfJ » I Ь 2015г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету П0.02.УП.02. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Срок. »
«РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО АКУШЕРОВ-ГИНЕКОЛОГОВ РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ «НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ» КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ИНФОРМИРОВАНИЕ ЖЕНЩИН ПРИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ БЕРЕМЕННОСТИ И ЕЕ ПРЕРЫВАНИИ Методические рекомендации Москва – 2015 Консультирование и информирование женщин при нежелательной беременности и ее прерывании: методические рекомендации / Коллектив авторов // Под редакцией академика РАН В.Н. Серова. – Москва, 2015. – 29 с. Методические рекомендации «Консультирование и информирование женщин при. »
«МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСНТИТУТ ИСКУССТВ» КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОД 02.01.03, ОГСЭ.04 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (французский язык) для специальности 52.02.02 Искусство танца Нальчик, 2015 Рабочая программа «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» одобрена предметноцикловой комиссией «Общеобразовательные дисциплины» Протокол № 5. »
«I.Пояснительная записка Программа учебного предмета «Музыка» для 14 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса музыкального искусства, на основе примерной программы «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2.-4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011», учебной предметной программы Усачёвой В.О., «Музыка. »
«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 85»РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ На ШМО учителей Заместитель директора по УВР Директор школы эстетического цикла /М.Ю.Селезнев протокол № от « 29» августа 2015 г. /Лезина С.В « » 2015 г. / / « » 2015 г. Рабочая программа по предмету « Изобразительное искусство» для 6-х классов 2015-2016 уч.г. Учитель изобразительного искусства Рахимова Р. Р. г. Ульяновск Пояснительная записка Рабочая программа составлена в. »
«1. Оценка образовательной деятельности Образовательная деятельность Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья» соответствует требованиям Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств. »
«Е.А. Колчанова. Выпускная квалификационная работа. Методические рекомендации для студентов направления 050100.62 «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство» очной и заочной форм обучения. Тюмень 2014, _ стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрОП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Выпускная квалификационная работа [электронный ресурс] / Режим доступа. »
2016 www.metodichka.x-pdf.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Методички, методические указания, пособия»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Источник