Способ художественного изображения действительности

Художественный метод. Литературные направления

Художественный метод (направление) в литературе — совокупность творческих принципов, которыми руководствуется писатель при создании художественных образов и при изображении явлений жизни. Направление, как правило, объединяет писателей, использующих один и тот же метод.

В русской литературе направления возникают в 18 веке – это классицизм и сентиментализм.

В 19 веке – романтизм и критический реализм. В 20 веке наряду с реалистическими течениями господствуют течения модернизма.

КЛАССИЦИЗМ

Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление в искусстве и литературе Европы и России, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на античные образцы. Классицизм возник в Италии в 17 веке, а как направление сложился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы.

Создателем классицизма считается Никола́ Буало́.

В России классицизм зарождается в 1730-е гг. в творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира (русского поэта, сына молдавского господаря), Василия Кирилловича Тредиаковского и Михаила Васильевича Ломоносова. С классицизмом связано творчество большинства русских писателей 18 века.

Художественные принципы классицизма таковы.

  1. Писатель (художник) должен изображать жизнь в идеальных образах (идеально положительных или «идеально» отрицательных).
    2. В произведениях классицизма строго разделяются доброе и злое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое.
  2. Герои классицистических произведений чётко делятся на положительных и отрицательных, при этом фамилии персонажей, как правило, являются «говорящими», то есть содержат характеристику героя.
    4. Жанры в классицизме тоже разделены на «высокие» и «низкие»:
  1. Драматические произведения подчинялись правилу трёх единств – времени, места и действия: действие происходило в течение одних суток в одном и том же месте и не осложнялось побочными эпизодами. При этом драматическое произведение состояло обязательно из пяти актов (действий).

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Во второй половине 18 века в Европе возникает теория, согласно которой исправить человеческие нравы можно, если пробудить в людях чувствительность. Произведения стали цениться в зависимости от того, насколько они способны растрогать читателя, побудить его к совершению добродетельных поступков. Так в литературе зарождается новое направление, пришедшее на смену классицизму, — сентиментализм .

Название направления происходит от французского слова sentiment — «чувство». Приниципы сентиментализма таковы.

1) Если классицизм обращался к разуму читателя, то сентиментализм — к его чувствам.

2) Герой сентиментальной литературы — это не обобщённый, а предельно индивидуализированный образ, со своим уникальным внутренним миром.

3) Герой сентиментальной литературы — простолюдин, выходец из народа. Это обстоятельство делало его ближе массовому читателю.

4) В сентиментальной литературе, как и в музыке, важную роль играет эмоциональность. Ключевое значение в сентиментальных произведениях имеют пейзажи, настраивающие читателя на определённый эмоциональный лад и косвенно отражающие авторское отношение к событиям или героям, а также междометия, восклицания, риторические вопросы.

Важнейшим открытием сентиментализма стал психологизм — внимание к человеческому поведению, внутреннему состоянию, душевным проявлениям. Преимущественные жанры сентиментальной литературы — элегия, послание, эпистолярный роман, любовная повесть, путевые заметки.

Ведущими писателями-сентименталистами на Западе были Сэмюэл Ричардсон, Жан-Жак Руссо, Лоренс Стерн.

В России — Михаил Никитич Муравьёв, Николай Александрович Львов, Василий Васильевич Капни́ст, Иван Иванович Дмитриев, Николай Михайлович Карамзин.

РОМАНТИЗМ

Романтизм как направление и как мировоззренческая концепция, противопоставляющая себя классицизму, зародился в Германии на исходе 18 века. Теоретиком романтизма считается Фридрих Шлегель. Важную роль в формировании принципов раннего романтизма сыграла «йенская школа» — группа поэтов и философов из города Йены (Август Шлегель, Людвиг Тик, Вильгельм Ваккенродер, Фридрих фон Гарденберг — он же Новалис, Фридрих Гёльдерлин). На втором этапе развития романтизма ключевую роль играли уже гейдельбергские романтики (Арним и Брентано).

Существенный вклад в развитие романтизма как направления внесли братья Якоб и Вильгельм Гримм, лингвисты, основатели германской филологии, исследователи немецкого фольклора, авторы сборников сказок («Детские и семейные сказки») и легенд («Немецкие сказания»). Немецкий романтизм вообще отличал интерес к мифологическим и мистическим мотивам, поэтому в немецкой литературе с романтизмом ассоциировалось всё фантастическое и мистическое.

В России на фоне кризиса классицизма и сентиментализма начал развиваться предромантизм, ярким представителем которого был Алексей Мерзляков. А собственно романтизм начал складываться в начале 1810-х годов.

Василий Андреевич Жуковский , занимавшийся вольными переводами немецких романтических баллад — в первую очередь Иоганна Вольфганга Гёте и Готфрида Бюргера, считается основателем русского романтизма. Его поэтическое мироощущение сложилось под влиянием творчества Державина и Карамзина, а также под влиянием немецкой романтической лирики.
Своего расцвета русский романтизм достиг в творчестве Константина Батюшкова, Евгения Баратынского, Дмитрия Веневитинова, поэтов-декабристов и раннего Пушкина. Закат русского романтизма связывают с творчеством Михаила Лермонтова и Фёдора Тютчева.

Читайте также:  Способы получения сплавов никеля

О характерных чертах русского романтизма можно прочитать здесь.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Согласно определению Фридриха Энгельса, «реализм предполагает изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах».

Как художественный метод реализм в русской литературе начал формироваться в 1820-е годы в творчестве А.С. Грибоедова и А.С.Пушкина. Однако сам термин был введён в 1849 году Павлом Васильевичем Анненковым — первоначально использовалось понятие «натуральная школа«.

Реализм (от лат. realis — «вещественный») пришёл на смену романтизму, постепенно вытеснив его из литературы. Главенство реализма в литературе 19 века объяснялось тем, что это единственный метод, претендующий на глубокое, всестороннее, объективное изображение действительности . Реализм, в отличие от классицизма и романтизма, не ограничивал писателя какими-либо канонами и условностями.

Реализм предполагает широкий охват действительности, объективное её изображение. Если классицисты строго разделяли высокое и низкое, трагическое и комическое, прекрасное и безобразное, то в реализме эти категории сосуществуют, смешиваются , не всегда отличимы друг от друга.

Герой реалистического произведения — личность сложная, и его характер всегда обусловлен социально-историческими связями . При этом характер героя даётся в развитии — в отличие от романтизма, где характер героя статичен.

Реализм как метод аналитичен : писатель-реалист стремится не только изобразить явление, но и проанализировать его, проследить его развитие.

В русле критического реализма развивалось творчество почти всех русских писателей второй половины 19 века: Гоголя, Гончарова, Тургенева, Островского, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Л. Толстого, Чехова.

В европейской литературе 19 века крупнейшими представителями критического реализма были

  • во Франции Стендаль, Оноре де Бальзак,
  • в Англии Чарлз Диккенс, Уильям Теккерей,
  • в Германии Генрих Манн, Томас Манн.

На рубеже 19-20 веков формируются иные течения в реализме: натурализм, мифологический реализм, социалистический реализм.

ТЕЧЕНИЯ МОДЕРНИЗМА

Термином «модернизм» обозначаются все новые нереалистические течения в искусстве 20 века: символизм, акмеизм, эгофутуризм, кубофутуризм, имажинизм и др.

В русской литературе датой рождения модернизма считается 1892 год, когда поэты Валерий Яковлевич Брюсов и Дмитрий Сергеевич Мережковский независимо друг от друга объявили о рождении русского символизма как нового течения в поэзии, основывающегося на многозначности и ассоциативности. Символизм, как и романтизм, базировался на идее двоемирия: поэт уходит из несовершенной реальности, которая мыслится лишь как «тень» другого, реальнейшего мира, который можно постичь лишь интуитивно.

Впоследствии символизм превратился в самостоятельное направление не только в поэзии, но и в прозе и в драматургии.

Представителями символизма в зарубежной литературе были Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Поль Верлен, Стефан Малларме, Морис Метерлинк.

В русской литературе, кроме Брюсова и Мережковского, «старший символизм» представляли Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Иннокентий Анненский, Фёдор Сологуб; «младосимволистами» были Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов и Эллис.

В начале 1910-х годов символизм переживает кризис и как целостное направление уже не существует. На смену символизму приходит акмеизм, придуманный поэтом Николаем Гумилёвым совместно с Сергеем Городецким.

Акмеизм отказался от абстрактной многозначности символизма и придерживался таких художественных принципов:

  • приятие земного мира в его зримой конкретности, отказ от ухода в «иные» миры;
  • эстетическое восприятие природы, культуры, мироздания и мира вещей;
  • мысль о равноправии всего сущего;
  • поэтическое слово не многозначно, а имеет четкий смысл: n = n;
  • обращение к минувшим культурным эпохам.

В русле акмеизме развивалось раннее творчество Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Владимира Нарбута и Михаила Зенкевича.

Более сложным явлением оказался русский футуризм, возникший как отклик на футуризм итальянский. Основываясь на отвержении всех классических традиций в искусстве, русский кубофутуризм, как следует из названия, претендовал на то, чтобы стать искусством будущего. Русские футуристы — поэты и художники — Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Елена Гуро, Алексей Кручёных, Велимир Хлебников, Василий Каменский выступили с громкими скандальными манифестами в 1912-1914 годах, и на этом единство кубофутуризма как течения завершилось. Впоследствии каждый из кубофутуристов пошёл своим неповторимым путём в литературе.

Особую модель футуризма представлял эгофутуризм, крупнейшим представителем которого стал поэт Игорь Северянин. Громкая слава, беспрецедентно фанатичное поклонение публики лично Северянину были вызваны его особой манерой исполнения своих стихов — напевных, парадоксальных, с подчёркнуто выраженным себялюбием.

Остальные течения в русском модернизме оказались недолговечными, хотя эксперименты в области словесного искусства в 20 веке были продолжены.

К концу 20 столетия сложились новые течения в искусстве, которые обозначаются общим термином «постмодернизм».

Источник

Формы художественного изображения действительности в литературном произведении

Вопрос 1. Система образов художественного произведения. Художественный мир: пространство и время (хронотоп), система персонажей, их характеристики, принципы построения сюжета. Формы художественного изображения действительности в литературном произведении.

Тема: Сюжет и композиция

План лекции:

1.Система образов художественного произведения. Художественный мир: пространство и время (хронотоп), система персонажей, принципы и способы построения сюжета. Формы художественного изображения действительности в литературном произведении. Источник повествования: автор, рассказчик, лирический герой.

Читайте также:  Определите способ образования ширь

2.Все о сюжете. Фабула. Источники сюжетов. Художественный конфликт как основная движущая сила произведения.

3.Все о композиции. Внесюжетные элементы.

4.Приемы создания художественного образа персонажа. Сюжет, композиция и характер персонажа.

5.Приемы создания интерьера, пейзажа.

Система образов художественного произведения включает в себя разные образы – через которые художник отражает, познает и выражает мир (см. Лекция 3-4):

1) Образ – деталь

3) Образ – пейзаж

4) Образ – интерьер

5) Образ – картина

6) Образ животного

7) Образ литературного произведения

8) Образ – символ

9) Образ – архетип

11) Образ – переживание

12) Образ –персонаж (образ человека разной степени обобщенности, от персонажа до типического героя)

Способы создания этих образов в литературе обусловлены тем, что литература – искусство слова, и она оперирует словесными образами, а это:

1) Образ – звук (поэтическая фоника)

2) Образное слово (поэтическая, или художественная лексика)

3) Образ – троп (поэтическая семантика)

4) Образ – фигура (поэтический синтаксис).

Мы имеем дело с четырьмя пластами художественного языка.

Хронотоп (дословно «время-пространство») художественное пространство и время — это единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного смысла. Широкое распространение в литературоведении, а затем в эстетике термин хронотоп получил благодаря трудам М. Бахтина.

Пространство и время понимаются как взаимосвязанные координаты единого четырехмерного мира (высота, длина, ширина и время), содержательно зависимые от описываемой ими реальности. Как взаимосвязанные и взаимо определяемые трактовал эти категории Гегель.

С другой стороны, этот термин соотносится с описанием В. И. Вернадским ноосферы, характеризуемой единым пространством-временем, связанным с духовным измерением жизни. Оно принципиально отлично от психологического пространства и времени. Здесь же имеется в виду одновременно духовная и материальная реальность, в центре которой находится человек.

Центральной в понимании хронотопа, по Бахтину, является аксиологическая направленность пространственно-временного единства, функция которого в художественном произведении состоит в выражении личностной позиции, смысла: «Вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопа». Иначе говоря, содержащиеся в произведении смыслы могут быть объективированы только через их пространственно-временное выражение.

Хронотоп индивидуален для каждого смысла, поэтому художественное произведение с этой точки зрения имеет многослойную («полифоническую») структуру.

Каждый вид искусства характеризуется своим типом хронотопа, обусловленным его «материей». В соответствии с этим искусства разделяются на: пространственные, в хронотопах которых временные качества выражены в пространственных формах; временные, где пространственные параметры «переложены» на временные координаты; и пространственно-временные, в которых присутствуют хронотопы и того и другого типов.

О хронотопическом строении литературного произведения можно говорить с точки зрения сюжетного мотива (напр., X. порога, дороги, жизненного перелома и др. в поэтике Достоевско-го).

Хронотопом определются и различные типы человеческой культуры и цивилизации:

1) Первобытная культура — пространственно-временное мышление первобытных людей предметно-чувственно и вневременно, так как сознание времени сакрализовано, эмоционально окрашено, и основано на древних религиозно — мифологических формах мышления

2) Культура Древнего Востока и античности выстроен мифом, в котором время циклично, а пространство (Космос) одушевленно.

3) Средневековая культура сформировала свой хронотоп, складывающийся из линейного необратимого времени и иерархически выстроенного, насквозь символичного пространства, идеальным выражением которого является микрокосм храма

4) Культура Эпохи Возрождения создала хронотоп, во многом актуальный и для современности: противопоставление человека миру как субъекта — объекту позволило осознать и измерить его пространственную глубину, одновременно появляется объективное время.

5) Культура Нового времени создала отчужденного от человека пространства и времени, сделала эти категории абстракциями, что зафиксировано в ньютоновской физике

6) Современная культура со всей сложностью и многообразием ее социальных, отношений характеризуется множеством различных хронотопов, среди них самым показательным является, тот, что выражает образ сжатого пространства и утекающего («утраченного») времени, в котором (в противоположность сознанию древних) практически нет настоящего («есть только миг – между прошлым и будущим).

Принципы и способы построения сюжета (подробнее – во втором вопросе):

1) Элементы сюжета: пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развитие действия, развязка, эпилог

2) Разные способы изложения сюжета в зависимости от приемов композиции: по прямой хронологии, в обратном хронологическом порядке, в смешанной форме экскурсов в будущее, прошлое и настоящее

1. Повествование – это связное изложение каких-либо событий, которые происходят в отображаемом литературой мире. В литературном произведение повествование может вестись от имени автора, от имени другого рассказчика (этот образ рассказчика создается автором), от имени одного из героев произведения.

Источник повествования: автор, рассказчик, герой, лирический герой.

Читайте также:  Понятие способ защиты права собственности

Когда повествование ведется от имени самого автора – то создается образ автора. Например, образ автора в «Евгении Онегине» А. Пушкина

Образ рассказчика может быть мало заметным, «спрятанным»: в рассказах Чехова. Или может быть ярко выраженным: в «Повестях Белкина» А. Пушкина, в «Маленьком принце» А. Экзюпери.

Один из героев произведения может вести повествование: «Подросток» Достоевского, что придает этому герою дополнительные очень глубинные характеристики.

В лирических жанрах литературы (род – Лирика, имеет много разных жанров) автором – рассказчиком – героем чаще всего становится одно и то же лицо, и называется оно лирический герой (например, «К Керн» («Я помню чудное мгновение…» А. Пушкина)

Автор. Повествователь. Герой (На примере прозы и поэм Лермонтова).

В них значительное место принадлежит повествователю, ведется ли повествование от имени безымянного рассказчика или от первого лица. Повествователь у Лермонтова или излагает сюжет или вводит в действие, воссоздавая внешнюю обстановку («Демон», «Мцыри», «Тамбовская казначейша»), и служит существенной формой проявления позиции автора.

Однако отождествление повествователя с автором нередко ведет к сужению проблематики произв., особенно поэм Лермонтова, которые при таком подходе оказываются замкнутыми в пределах индивидуально-романтического сознания главного героя («Мцыри», «Демон»). Но — лермонтовские поэмы не сводятся к сюжетным и духовным «приключениям» героя: судьба его представляется хотя и важным, но в известном смысле «частным» явлением, подлежащим включению во всеобщий мир. Так, существование Демона пересекается с ходом земной жизни (природа, быт семьи Гудала, свадьба, похороны, сражение; не случайно описание коня занимает целую главу). Подобно этому жизнь Печорина пересекается с орбитами жизней многих людей, даже почти не знакомых с ним. Судьба Мцыри включена в события кавказской войны, а история героев «Тамбовской казначейши» — не только в провинциальный быт, но также в круг интересов читающей публики.

Слово героя в поэме «Мцыри», в отличие от эпически-отстраненного слова повествователя, предельно исповедально, однако с точки зрения лексики, стиля, стиха между ними нет резкой грани, что свидетельствует о некоем духовном единстве всех носителей слова в поэме. Решение романтического конфликта — в предсмертных словах Мцыри и в последнем стихе поэмы: «И никого не прокляну»; но это одновременно и слово самого автора, прямое выражение авторской позиции. Существенно, что такое решение должно быть принято именно самим героем. Так выявляется отношение автора к слову героя и повествователя.

Позиции повествователей и героя в поэме имеют локальное значение; всеобъемлющей является лишь позиция автора.

В романе «Герой нашего времени» смена точек зрения автора, повествователя и героя непосредственно обнаруживается в композиции произведения. Безымянный повествователь выступает фактически в роли третейского судьи между Максимом Максимычем и Печориным (в предисловии к журналу Печорина). Это подтверждает и предисловие от автора: в нем та же позиция в отношении героя. Композиция романа подчинена задаче выявления сущности героя:

— сначала — предваряющий рассказ Максима Максимыча,

— затем — объясняющий журнал Печорина,

— между этими двумя рассказчиками — возникает фигура повествователя.

Мнение повествователя о Максиме Максимыче — не без оттенка романтической восторженности — долго принималось исследователями за художественно объективное и окончательное, вследствие отождествления повествователя с автором. В романе «рассказ» ведется от имени повествователя, Максима Максимыча, Печорина и автора первого предисловия. Различие позиций повествующих персонажей обусловливает разностороннее освещение явлений действительности, создавая в значительной степени впечатление самовысказывания жизни.

Повествование вмещает в себя такие формы рассказа:

описание – подробное изображение какой-либо статичной или динамичной картины жизни, это может быть портрет, пейзаж, интерьер, ситуация, события и т.п., с целью донести до читателя самое яркое и точное представление о том, что рассказывается

пейзаж – картина природы в художественном произведении

портрет – изображение внешней характеристики образа- персонажа

интерьер – описание внутреннего и внешнего вида дома, комнаты, усадьбы, квартиры, где живет герой

размышление или описание эмоций (философские и лирические авторские отступления) – мысли и чувства автора, прямая авторская оценка того, что происходит в русле выбранной им темы, проблемы и идеи, в жизни изображенных персонажей, раскрывают авторскую позицию, раскрывает идейную нагрузку всех художественных приемов и концептуальность всех его художественных образов

характеристика – описание чаще всего персонажей, объединенное с размышлениями и эмоциями автора, с его авторским отношением к этим персонажам (описание Татьяны и Ольги в «Евгении Онегине»)

2. Диалог – это вторая форма художественного изображения мира в литературном произведении, которая воссоздает речь персонажей и не относится к повествованию.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью
Разные способы