- 1.4 Способы группировки информации в ахд
- 1.5 Балансовый способ в ахд
- Способы группировки информации в АХД
- Способы группировки информации в анализе хозяйственной деятельности
- Что такое группировка информации?
- Виды группировки информации
- Рекомендации по группированию информации в ходе проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия
1.4 Способы группировки информации в ахд
Группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам.
В зависимости от задач исследования используются:
— типологические группировки – группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.
— структурные группировки – позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту; состав предприятий по уровню фондовооруженности, рентабельности, себестоимости и т.д.
— аналитические группировки – используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной.
По сложности построения различают:
— простые группировки – изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку
— комбинированные группировки – деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы — по другому признаку и т.д.
При построении аналитических группировок нужно очень серьезно относиться к делению совокупности на группы, выбору количества групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.
Методика построения группировок коротко может быть определена в виде алгоритма:
Определение цели анализа
Сбор необходимых данных по всей совокупности объектов
Ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку
Выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы
Определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам
Анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат
В случае построения комбинированных группировок этот алгоритм расширяется за счет повтора (несколько раз) 4-го и 5-го пунктов.
Сделаем группировку предприятий по плодородию почвы и определим наличие, направление и форму связи между данным фактором и урожайностью зерновых культур.
Таблица 6 – Группировка хозяйств района по плодородию почвы
Группы предприятий по баллу земли
Количество предприятий в группе
Средний балл по группе
Средняя урожайность, ц/га
1.5 Балансовый способ в ахд
Балансовый способ служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Этот способ широко распространен в практике бухгалтерского учета и планирования. Определенную роль играет в АХД, в частности широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства и т.д., а также при анализе полноты их использования.
Определяя, например, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, показывается потребность в трудовых ресурсах, а с другой — их фактическое наличие. Для определения платежеспособности предприятия составляется платежный баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами.
Как вспомогательное средство балансовый метод используется в АХД для проверки правильности определения влияния различных факторов на прирост величины результативного показателя. В детерминированном анализе алгебраическая сумма величины влияния отдельных факторов должна соответствовать величине общего прироста результативного показателя:
Отсутствие такого равенства свидетельствует либо о неполном учете факторов, либо о допущенных ошибках в расчетах.
Балансовый способ может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей. Можно встретить модели, построенные на основе товарного баланса, оборота стада и др. Например, Он + П = Р + Вк + О. Отсюда Р = Он + П – В — Ок,
где Р — продажа товаров;
Он — остаток товаров на начало года;
П — поступление товаров;
В — другие источники расхода товаров;
Ок — остаток товаров на конец года.
Иногда балансовый способ применяют для определения величины влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя. Например, когда из трех факторов известно влияние двух, то влияние третьего можно определить, вычтя от общего прироста результативного показателя результат влияния первых двух факторов: ∆ Yс = ∆ Yобщ — ∆ Yа — ∆ Yб.
Источник
Способы группировки информации в АХД
Метод группировки характеризует общую тенденцию развития, дает возможность выявить взаимосвязь между явлениями. Анализ группировки служит для раскрытия содержания средних величин и выявления влияния отдельных объектов исследования на среднее.
Прием группировок заключается в выделении среди исследуемых предприятий однородных групп по каким-либо существенным признакам. Если группировка осуществляется по одному признаку, то она называется простой, если по нескольким – комбинированной.
Структурные группировки используются при изучении состава самих предприятий (по производственной мощности, уровню механизации, производительности труда и т. п.), а также структуры выпускаемой ими продукции по виду и заданному ассортименту.
Аналитические группировки предназначены для выявления взаимосвязи и взаимодействия между изучаемыми явлениями, объектами, показателями.
В качестве примера в таблице 2.3. приводится группировка предприятий торговли по степени выполнения плана.
Зависимость уровня издержек и торговой прибыли от выполнения плана по торговым предприятиям
Группа предприятий по степени выполнения плана по товарообороту, % | Количество предприятий в группе | Уровень издержек в % к товарообороту | Уровень прибыли |
до 100 | 20,1 | 0,82 | |
100–105 | 19,8 | 4,10 | |
свыше 105 | 19,6 | 4.,20 |
Полученные с помощью группировок оценки содержат в себе характеристики отдельных предприятий как типичных представителей своей группы, а также характеристики их положения внутри своей группы и среди совокупности всех исследуемых предприятий. Это дает возможность выявить показатели работы отстающих предприятий, сосредоточить на них внимание, чтобы мобилизовать внутрихозяйственные резервы развития. В экономическом анализе наиболее часто встречаются группировки, связанные с факторами труда, со средствами труда, с предметами труда.
Таким образом, правильная группировка информации дает возможность видеть зависимость между показателями, более глубоко разбираться в сущности изучаемых явлений, систематизировать материалы анализа, определить главное, характерное и типичное.
Балансовый метод в АХД
Балансовый метод имеет универсальное значение, т. к. этому методу принадлежит ведущее место не только в бухгалтерском учете, но и в экономическом анализе. На промышленном предприятии с помощью балансового метода изучается использование рабочего времени, производственные мощности, проводится анализ движения сырья, материалов, полуфабрикатов в производстве, а также анализ финансового состояния.
Балансовый прием – это метод, с помощью которого устанавливается взаимосвязь между количественными показателями хозяйственной деятельности предприятия для выявления и измерения их взаимного влияния, а также для подсчета резервов, повышения резервов эффективности производства. При применении балансового приема связь между показателями выражается в виде равенства двух итогов, которые получаются в результате различных сопоставлений. Балансовый прием может быть основан на данных одной или нескольких счетных таблиц (форма бухгалтерской или статистической отчетности).
Например, баланс товарной продукции. Остатки нереализованной продукции на конец года рассчитываются путем вычета из суммы остатков нереализованной продукции на начало года и объемом выпуска товарной продукции объема реализованной продукции в текущем периоде.
Он + П = Р + В + Ок, отсюда Р = Он + П – В — Ок,
где Он — остаток товаров на начало года; П — поступление товаров; Р — продажа товаров; В — другие источники расхода товаров; Ок — остаток товаров на конец года.
Баланс является главным документом при отчете работы по балансовой схеме построения ряда отчетов, например, таблицы, характеризующие отчет и движение уставного фонда, основных средств, амортизационных отчислений, материальных и трудовых ресурсов, прибыли и убытков.
Схема балансового расчета – это наличие на начало плюс поступления в течение отчетного периода минус реализация или списание основных средств равно наличие на конец года.
Кроме данных способов обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности существует и ряд других, таких как использование относительных и средних величин в АХД, графический метод.
Источник
Способы группировки информации в анализе хозяйственной деятельности
В любом «мыслительном» и «написательном» деле важно не просто собрать максимум полезной и достоверной информации, но и грамотно ее систематизировать и проанализировать. Далеко не всегда удается быстро и просто разобраться в информационном поле, чтобы выявить проблему.
В любом «мыслительном» и «написательном» деле важно не просто собрать максимум полезной и достоверной информации, но и грамотно ее систематизировать и проанализировать. Далеко не всегда удается быстро и просто разобраться в информационном поле, чтобы выявить проблему.
При написании курсовой или дипломной работы студент сначала изучает конкретную тему, а затем выбирает из общей массы ресурсов основополагающие: надежные, проверенные, отражающие конкретные факты в рамках освещаемого вопроса. Далее он преобразует отдельные фрагменты и заимствования в полноценный читабельный текст.
При оценке хозяйственной деятельности предприятия экономисты также пользуются определенной информацией, на основе которой делают выводы, разрабатывают план дальнейших действий, оптимизации и пр. Сегодня мы расскажем, как нужно группировать ресурсы, чтобы получить достойный и правдивый результат.
Что такое группировка информации?
Чтобы студенческая или научно-исследовательская работа, отчет был грамотным, информативным и понятным, необходимо четко структурировать текст, сгруппировать имеющиеся данные так, чтобы подчеркнуть наличие проблемы, обосновать необходимость ее решения и предложить максимально эффективные мероприятия.
Что такое группировка данных?
Группировка ресурсов представляет собой разбиение все материалов на смысловые блоки по конкретному признаку. Такая сортировка информации позволяет детальнее изучить тему с разных сторон собрать доказательную базу, разобраться в вопросе и всех нюансах.
С помощью группировки автору удается выявить определенные закономерности и тенденции, определить показатели или иные аргументы в пользу или против выдвинутой им гипотезы, объективно оценить текущую ситуацию и перспективы развития.
Группировка информации предполагает объединение «тематических» или разных первоисточников по определенному признаку в один «блок» или абзац, проверку материалов на надежность и достоверность (путем сравнения между собой), а затем включение в отчет или проект.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Группировку информации можно представить в виде двух операций:
- расчленение, когда несколько разных объемных работ делятся на «нужные» и «ненужные» более мелкие (составные) фрагменты, когда автор подбирает базу для своего исследования;
- объединение, когда фрагменты из разных первоисточников объединяют в один абзац на фоне общих тенденций моментов фактов и пр.
При анализе хозяйственной деятельности предприятия автор должен структурировать план действий, объединив всю информацию согласно выбранной им методике: какие данные пригодны для написания общей характеристики компании, какие необходимы для расчетов определенных показателей, построения графиков и пр.
Виды группировки информации
При проведении анализа хозяйственной деятельности при написании курсовой, дипломной работы или отчета по практике студент может группировать информацию с учетом определенных критериев: экономическая, статистическая, юридическая, внутренняя и внешняя. Если разбиение информации осуществляется по одному конкретному признаку, то такая группировка называется простой. Если же информация разбивается с учетом нескольких критериев, то такое «расчленение» называют комбинированным.
Чаще всего исследователи пользуются комбинированной группировкой, которая позволяет максимально глубоко погрузиться в исследование проблемы.
Какие существуют группировки ресурсов?
Самыми распространенными группировками информации при анализе хозяйственной деятельности предприятия являются:
- Типологические. Данный вид классификации ресурсов позволяет объединить данные по определенному виду, общности и оценить взаимосвязь отдельных явлений, установить цепь «причина – следствие. Примером данного вида может быть классификация населения по роду деятельности, компании – по форме собственности и пр.
- Структурные. Эта группировка позволяет расчленить всю информацию об объекте исследования на более мелкие составные части, которые детально опишут отдельные стороны объекта, выявить соотношение «частного» и «общего», оценить «структуру» компании. Например, с помощью данного основания классификации ресурсов можно проанализировать организационную структуру компании, разбить весь штат по полу, возрасту, профессии, зарплате и пр.
- Аналитические. Данная группировка призвана разбить информацию с учетом причин и следствий, для диагностирования проблемы и определения степени ее воздействия на объект.
В зависимости от вида располагаемой информации, исследователь может пользоваться следующими основаниями для классификации:
- Текстовые данные, когда в анализе доминирует текс: сравнение различных теорий, юридических данных, отзывов и пр.
- Числовые и табличные, когда необходимо произвести определенные расчеты (подсчитать коэффициенты, проанализировать их динамику и пр.);
- Графические, которые позволяют с помощью диаграмм, графиков, схем наглядно показать выявленные тенденции и пр.
Важно грамотно скомпоновать указанные виды информации в одной группировке могут присутствовать как отдельная разновидность, так и целая комбинация текст+график или таблица+текст (анализ и вывод).
Рекомендации по группированию информации в ходе проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия
Для начала необходимо собрать максимум информации, которая потребуется для проведения анализа хозяйственной деятельности. Как правило, формированием данного отчета занимаются экономисты, или квалифицированные специалисты с высшим экономическим образованием. Он содержит следующие моменты:
- общая характеристика организации: здесь необходимо описать, когда было создано предприятие, основные виды деятельности, какую продукцию выпускает, кто является основным заказчиком и поставщиком, целевая аудитория. Для этого достаточно изучить устав организации, отзывы о продукции, изучить ассортимент предлагаемых товаров и услуг и пр. При выполнении данного раздела прибегают к типологической и структурной группировке данных.
Как действовать при проведении АХД предприятия?
- организационная структура компании: здесь производится анализ структуры компании (административный и рабочий персонал), а также анализ производственной структуры компании с разбиением сотрудников на отдельные категории по определенному признаку: пол, возраст, трудовой стаж, образование, оплата труда и пр. Для написания этой части отчета используют структурную группировку, иногда – аналитическую (например, при оценке производительности труда, выработки, фондоотдачи и пр.).
- анализ экономической и производственной деятельности на основе конкретной методики. Здесь важно подобрать методику для анализа с учетом располагаемых данных. Как правило, анализ сводится к расчету ряда показателей: ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, эффективности использования ресурсов, оборачиваемости рентабельности, риска возникновения банкротства и пр. В данной части отчета используют структурные и аналитические группировки данных.
- Заключение. Здесь автор излагает выявленные тенденции и доказательную базу, подтверждающую ту или иную проблему закономерность, необходимость перемен.
По мере сбора информации об объекте исследования, выберите подходящую методику анализа (или разработайте ее самостоятельно, комбинируйте показатели и пр.). Далее отсортируйте (сгруппируйте) данные согласно методике: какие материалы пригодятся при выполнении каждого раздела отчета, описании отдельного элемента или фрагмента.
Группировку сведений при выполнении анализа хозяйственной деятельности предприятия можно представить поэтапно:
- Сбор данных.
- Определение признаков для классификации, ранжирование материалов.
- Проведение необходимых операций: расчеты, анализ данных, сравнение с нормативами или данными прошлых лет, выявление динамики и закономерностей и пр.
- Анализ полученных результатов.
- Вывод.
После группировки данных, проведении всех необходимых мероприятий , автору необходимо грамотно представить полученные результаты. Для этого целесообразно использовать комбинации таблица + текст, график + текст. Притом присутствие текста под любым графическим или табличным материалом – обязательный атрибут, который расшифрует изображение и подведет итог вышесказанному.
Несмотря на то, что группировка информации предполагает объединение данных по тематическим блокам, каждый из них должен быть взаимосвязан с каждым последующим элементом. Текст отчета должен быть читабельным, логичным и последовательным.
Автору предстоит тщательно перепроверить все расчеты, выводы, источники информации. Чтобы получить максимально точные и достоверные результаты, сделать качественные прогнозы и разработать оптимальный план действий по решению проблемы.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник