Способ горнера примеры для системы счисления

Способ горнера примеры для системы счисления

&nbsp &nbsp Рассмотрим развернутую запись числа в троичной системе счисления: 12012 3 =1*3 4 +2*3 3 +0*3 2 +1*3 1 +2*3 0 . В первых четырех слагаемых имеется общий множитель 3, который можно вынести за скобки. Получим:
&nbsp &nbsp 1*3 4 +2*3 3 +0*3 2 +1*3 1 +2*3 0 =(1*3 3 +2*3 2 +0*3 2 +1)*3+2. Теперь этот же множитель можно вынести из первых трех слагаемых:
&nbsp &nbsp 1*3 4 +2*3 3 +0*3 2 +1*3 1 +2*3 0 =(1*3 3 +2*3 2 +0*3 1 +1)*3+2=((1*3 2 +2*3 1 +0)*3+1)*3+2. И, наконец:
&nbsp &nbsp 1*3 4 +2*3 3 +0*3 2 +1*3 1 +2*3 0 =(1*3 3 +2*3 2 +0*3 1 +1)*3+2=((1*3 2 +2*3 1 +0)*3+1)*3+2=(((1*3+2)*3+0)*3+1)*3+2.
&nbsp &nbsp На основе этой схемы можно вывести следующий алгоритм для перевода целых чисел в десятичную систему счисления:
&nbsp &nbsp Старшую цифру умножаем на основание, добавляем вторую цифру, результат умножаем на основание, добавляем третью цифру и так до тех пор, пока не прибавим последнюю цифру.
&nbsp &nbsp Результатом будет десятичная запись числа. Ясно, что полученное равенство будет справедливо для любых целых P-ичных чисел, а формулу можно записать в общем виде:

a n a n-1 a n-2 . a 1 a 0 p =(. (a n *p+a n-1 )*p+a n-2 )*p+. )+a 1 )*p+a 0 .

&nbsp &nbsp Эта формула и является иллюстрацией схемы Горнера для пероевода целых чисел в десятичную систему счисления.
&nbsp &nbsp Механизм вычислений можно представить так ( на рассмотренном выше примере):
&nbsp &nbsp 1&nbsp&nbsp &nbsp2&nbsp&nbsp &nbsp0&nbsp&nbsp &nbsp&nbsp1&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp &nbsp2 (выписываем цифры числа в заданной системе счисления).
&nbsp&nbsp 1&nbsp&nbsp5&nbsp&nbsp15&nbsp&nbsp46&nbsp&nbsp 140 (результат, полученный при умножении на основание и добавлении очередной цифры, записываем под соответствующей цифрой). Последнее число и будет ответом.

Действия над числами в различных системах счисления

&nbsp &nbsp Действия над числами в различных системах счисления производятся на основе таблиц сложения и умножения в этих системах счисления. Самые простые таблицы сложения и умножения, конечно же, в двоичной системе счисления: &nbsp &nbsp

1+0=1 1*0=0
1+1=10 1*1=1

&nbsp &nbsp Немногим длиннее оказываются таблицы сложения и умножения в троичной системе счисления. Пропустим в них строки сложения с нулем и умножения на нуль:

Читайте также:  Таблица звуков место образования способ образования

Таблица сложения Таблица умножения
1+1=2 1*1=1
1+2=10 2+2=11 1*2=2 2*2=11

&nbsp &nbsp Более привычный для нас вид имеют таблицы сложения и умножения в восьмеричной системе счисления:

Таблица сложения
1+1=2
1+2=3 2+2=4
1+3=4 2+3=5 3+3=6
1+4=5 2+4=6 3+4=7 4+4=10
1+5=6 2+5=7 3+5=10 4+5=11 5+5=12
1+6=7 2+6=10 3+6=11 4+6=12 5+6=13 6+6=14
1+7=10 2+7=11 3+7=12 4+7=13 5+7=14 6+7=15 7+7=16

Таблица умножения
1*1=2
1*2=2 2*2=4
1*3=3 2*3=6 3*3=11
1*4=4 2*4=10 3*4=14 4*4=20
1*5=5 2*5=12 3*5=17 4*5=24 5*5=31
1*6=6 2*6=14 3*6=22 4*6=30 5*6=36 6*6=44
1*7=7 2*7=16 3*7=25 4*7=34 5*7=43 6*7=52 7*7=61

&nbsp &nbsp А теперь представьте, что в первом классе вам нужно было бы выучить наизусть таблицы сложения и умножения в шестнадцатеричной системе счисления! Сколько бы времени вы на это затратили?

Таблица сложения
1+1=2
1+2=3 2+2=4
1+3=4 2+3=5 3+3=6
1+4=5 2+4=6 3+4=7 4+4=8
1+5=6 2+5=7 3+5=8 4+5=9 5+5=A
1+6=7 2+6=8 3+6=9 4+6=A 5+6=B 6+6=C
1+7=8 2+7=9 3+7=A 4+7=B 5+7=C 6+7=D 7+7=E
1+8=9 2+8=A 3+8=B 4+8=C 5+8=D 6+8=E 7+8=F 8+8=10
1+9=A 2+9=B 3+9=C 4+9=D 5+9=E 6+9=F 7+9=10 8+9=11 9+9=12
1+A=B 2+A=C 3+A=D 4+A=E 5+A=F 6+A=10 7+A=11 8+A=12 9+A=13 A+A=14
1+B=C 2+B=D 3+B=E 4+B=F 5+B=10 6+B=11 7+B=12 8+B=13 9+B=14 A+B=15 B+B=16
1+C=D 2+C=E 3+C=F 4+C=10 5+C=11 6+C=12 7+C=13 8+C=14 9+C=15 A+C=16 B+C=17 C+C=18
1+D=E 2+D=F 3+D=10 4+D=11 5+D=12 6+D=13 7+D=14 8+D=15 9+D=16 A+D=17 B+D=18 C+D=19 D+D=1A
1+E=F 2+E=10 3+E=11 4+E=12 5+E=13 6+E=14 7+E=15 8+E=16 9+E=17 A+E=18 B+E=19 C+E=1A D+E=1B E+E=1C
1+F=10 2+F=11 3+F=12 4+F=13 5+F=14 6+F=15 7+F=16 8+F=17 9+F=18 A+F=19 B+F=1A C+F=1B D+F=1C E+F=1D F+F=1E

Таблица умножения
1*1=1
1*2=2 2*2=4
1*3=3 2*3=6 3*3=9
1*4=4 2*4=8 3*4=C 4*4=10
1*5=5 2*5=A 3*5=F 4*5=14 5*5=19
1*6=6 2*6=C 3*6=12 4*6=18 5*6=1E 6*6=24
1*7=7 2*7=E 3*7=15 4*7=1C 5*7=23 6*7=2A 7*7=31
1*8=8 2*8=10 3*8=18 4*8=20 5*8=28 6*8=30 7*8=38 8*8=40
1*9=9 2*9=12 3*9=1B 4*9=24 5*9=2D 6*9=36 7*9=3F 8*9=48 9*9=51
1*A=A 2*A=14 3*A=1E 4*A=28 5*A=32 6*A=3C 7*A=46 8*A=50 9*A=5A A*A=64
1*B=B 2*B=16 3*B=21 4*B=2C 5*B=37 6*B=42 7*B=4D 8*B=58 9*B=63 A*B=6E B*B=79
1*C=C 2*C=18 3*C=24 4*C=30 5*C=3C 6*C=48 7*C=54 8*C=60 9*C=6C A*C=78 B*C=84 C*C=90
1*D=D 2*D=1A 3*D=27 4*D=34 5*D=41 6*D=4E 7*D=5B 8*D=68 9*D=75 A*D=82 B*D=8F C*D=9C D*D=A9
1*E=E 2*E=1C 3*E=2A 4*E=38 5*E=46 6*E=54 7*E=62 8*E=70 9*E=7E A*E=8C B*E=9A C*E=A8 D*E=B6 E*E=C4
1*F=F 2*F=1E 3*F=2D 4*F=3C 5*F=4B 6*F=5A 7*F=69 8*F=78 9*F=87 A*F=96 B*F=A5 C*F=B4 D*F=C3 E*F=D2 F*F=E1
Читайте также:  Отисфен ушные капли способ применения

&nbsp &nbsp Пользуясь таблицами, выполним: 31 8 +52 8 и 31 8 *52 8 . Применим обычное сложение и умножение «столбиком»: . Произведем проверку, переведя слагаемые (множители) и результаты в десятичную систему счисления по схеме Горнера:
&nbsp&nbsp 3&nbsp&nbsp &nbsp1&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp5&nbsp&nbsp&nbsp2&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp1&nbsp&nbsp&nbsp0&nbsp&nbsp&nbsp3&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp2&nbsp&nbsp&nbsp0&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp3&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp2
&nbsp&nbsp 3&nbsp&nbsp&nbsp 25 &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp5&nbsp&nbsp&nbsp 42 &nbsp &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp1&nbsp&nbsp&nbsp8&nbsp&nbsp&nbsp 67 &nbsp &nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp2&nbsp&nbsp&nbsp16&nbsp&nbsp&nbsp131&nbsp&nbsp&nbsp 1050
&nbsp &nbsp Сложив в десятичной системе счисления числа 25 и 42, получим 67, а перемножив эти же числа, получим 1050, значит, действия выполнены правильно.

Источник

Способ горнера примеры для системы счисления

Урок 11. Схема Горнера и перевод чисел

1. Перевод целого числа десятичного кода в любую другую систему счисления осуществляется по следующему правилу: нужно делить исходное десятичное число на величину основания той системы счисления, в которую переводится число, а затем частное от деления снова делить на то же основание и так до тех пор, пока частное не окажется меньше делителя. Полученные остатки от деления и последнее частное будут представлять собой разряды числа в новой системе счисления. Чтение нового кода осуществляется с конца, т.е. последнее частное дает цифру старшего разряда.

Примеры:

1) перевести десятичное число 11 в двоичную систему счисления:

Направление чтения

Искомое двоичное число 1011, т.е. .

2) перевести десятичное число 61819 в шестнадцатеричную систему:

Поскольку , а , искомое шестнадцатеричное число запишется в виде , т.е. .

2. Для перевода чисел из любой системы счисления в десятичную можно использовать запись этого числа в виде полинома (2.1). Выполнив сложение, получаем искомое десятичное число.

Пример.

Перевести восьмеричное число 745 в десятичную систему счисления:

.

Перевод в десятичный код может быть выполнен также по схеме Горнера.Процедура перевода следующая. Старший разряд исходного кода нужно умножить на основание переводимой системы счисления и полученное произведение сложить со следующим символом кода. Полученную сумму вновь умножить на основание и результат сложить со следующим символом и так продолжать до последнего (младшего) разряда кода. Для числа указанные вычисления будут следующими:

Читайте также:  Конкурентный рыночный механизм это способ тест с ответами

.

Схема Горнера особенно удобна при переводе чисел из двоичной системы. Имеем: . Переведем полученное двоичное число в десятичное:

Искомое десятичное число 485, т.е. .

3. Перевод чисел из любой недесятичной системы счисления в другую недесятичную систему выполняется в следующей последовательности:

– по методике, изложенной в п. 2, перевести исходный код в десятичный;

– по методике, изложенной в п. 1, перевести полученный десятичный код во вторую систему счисления.

Решение упрощается, если основания подлежащих переводу систем удовлетворяют условию (2.3), т.е. , где , – целое положительное число. При этом, если исходное число представлено в системе счисления с основанием , для получения его изображения в системе с основанием достаточно каждый символ исходного кода представить -значным числом в системе счисления с основанием . Примеры такого перевода приведены в п. 2.1.2 для чисел и . Если же исходное число представлено в системе счисления с основанием , для получения его изображения в системе с основанием нужно в последовательности символов исходного кода, начиная с младших разрядов, выделять группы по знаков и каждой из этих групп поставить в соответствие число в системе счисления с основанием . Если последняя группа окажется неполной, ее нужно дополнить нулями со стороны старших разрядов.

Примеры:

1) перевести двоичное число в восьмеричную систему счисления ( ):

Получаем: ;

2) перевести то же двоичное число в шестнадцатеричную систему счисления ( ):

Получаем: .

Последние примеры показывают, что если , а , перевод чисел из системы счисления с основанием в систему с основанием и наоборот может выполняться через промежуточную систему счисления с основанием . В частности, так можно осуществлять перевод чисел из восьмеричной системы в шестнадцатеричную и наоборот через двоичный код, т.е. сначала исходное число представляется в двоичном коде, затем полученная двоичная комбинация разбивается на группы, каждой из которых ставится число во второй системе счисления.

Источник

Оцените статью
Разные способы