- Особенности и проблемы сварки чугуна: как избежать трещин при остывании шва и добиться прочности соединения
- Особенности сварки чугуна
- Подготовка чугуна к сварке
- Варианты сварки чугуна и их краткие характеристики
- Горячая сварка
- Полугорячая сварка
- Холодная сварка
- Основные способы сварки чугуна
- Ручная дуговая сварка плавящимися электродами
- Газовая сварка
- Аргонодуговая
- Иные варианты
- Газовая сварка чугуна
- Газовая сварка чугуна:
Особенности и проблемы сварки чугуна: как избежать трещин при остывании шва и добиться прочности соединения
Сварка чугунных сплавов делается несколькими методами. Каждый из них выбирается как баланс между стоимостью и сложностью работ и прочностью, которая требуется от шва. Это вызвано физическими особенностями чугунных материалов, которые резко отличаются от подавляющей части остальных сплавов и металлов.
Особенности сварки чугуна
Чугун – это железный сплав с большим содержанием углерода. Углерод придает стальным сплавам твердость, при содержании его свыше 2,14% получаемый сплав уже является чугуном. Поскольку углерод не является металлом, он не может образовать с железом кристаллических решеток и присутствует в виде вкраплений графита различных форм или входит с железом в химическую связь. Из-за графита чугун имеет пористую структуру, насыщается газами и впитывает масло.
При сварке чугуна проблемы начинаются сразу после образования шва. При остывании, особенно быстром, легко возникают трещины, вызванные закалкой и сильными напряжениями в металле. Образуется карбид железа (цементит), чугун “отбеливается”, получает высокую твердость и хрупкость. Поэтому после сварки необходимо поддерживать температуру 200-300°C, постепенно снижая ее, чтобы избежать образования цементита.
Помогает также введение никеля в материал шва. Он смешивается с железом в любых соотношениях. При этом не образуется карбидов и повышения твердости, что позволяет избежать трещин. Можно использовать для этих целей медь, но она не обеспечивает такой однородности шва, как никель.
Сравнительно невысокая температура плавления чугуна (от 1200 до 1250 градусов) приводит к его высокой текучести и ограничивает положения сварки – особенно сложно варить потолочные швы. Кроме того, повышено газообразование, которое продолжается даже при остывании шва.
Так называемый “горелый” чугун (бывший длительное время под действием высоких температур) сваривать невозможно из-за появления окислов кремния и углерода. Вообще чугунные детали предпочтительно менять и при использовании не допускать их разрушения.
Основные трудности при сварке чугуна:
- образование трещин при остывании шва;
- сильное повышение твердости в области шва;
- выделение газов создает пористость шва;
- текучесть ванны усложняет технологию.
Подготовка чугуна к сварке
Перед сваркой, особенно ответственных деталей, необходимо произвести подготовку металла. Для этого выполняется перечень работ:
- очистка от грязи и масла для всех видов сварки;
- разделка кромок для всех видов сварки;
- установка шпилек для холодной сварки (при повышенных требованиях к прочности);
- прогрев деталей для горячей сварки;
- формовка ванны для горячей сварки.
Особенно тщательно следует удалять масло, применяя растворители или отжиг горелкой.
При разделке кромок необходимо выпилить все трещины. Если будут устанавливаться шпильки, то разделку кромок следует выполнить под углом. В кромках засверливают отверстия, нарезают резьбу и завинчивают стальные шпильки, по крайней мере, на два-три “калибра” (отношение длины к диаметру). Внешние концы шпилек должны допускать их проварку между собой.
Подготовительный нагрев деталей при горячей сварке производят постепенно, на 100-150 градусов в час. Так же медленно выполняют и охлаждение, подогревая детали с уменьшением температуры.
Варианты сварки чугуна и их краткие характеристики
В зависимости от требований к прочности и характера повреждений чугунных деталей применяют один из нескольких способов сварки.
Горячая сварка
Горячую сварку применяют в тех случаях, когда необходимо получить высокую обрабатываемость шва и близость его состава и структуры к остальной массе чугуна. Свариваемые части подготавливают, как описано выше, и прогревают до температуры 700°C. При необходимости перед нагревом устраивают форму из материалов, применяемых в литейном деле. Это требуется для сквозных и краевых (отколотых) повреждений. Шлифованные поверхности и резьбы следует защитить глиной.
Горячую сварку применяют для изделий большой массы в тех случаях, когда требуется повышенная прочность. Тепло для ванны получают либо от электрической дуги, либо от газовой горелки. Горячая сварка отличается от других видов самым большим объемом ванны (до 0.5-1 дм. куб.). Это требует устанавливать заготовки только в нижнее положение.
Присадочный материал для горячей сварки – чугунные электроды увеличенного диаметра (от 8 мм и более) или порошковая проволока.
Полугорячая сварка
Полугорячая сварка чугуна производится аналогично описанной выше горячей, но температура предварительного подогрева здесь ниже, около 300-350°C. Это способствует понижению скорости остывания металла после сварки.
При полугорячей сварке меньше степень “отбеливания” чугуна по сравнению с горячим способом, что способствует и меньшей опасности возникновения трещин. Кроме того, требуется меньше энергии на подогрев деталей.
Полугорячую сварку делают малоуглеродистыми стальными электродами с легирующими добавками или автогеном, добавляя для присадки чугунный пруток.
Холодная сварка
Наиболее часто для небольших повреждений применяется холодная сварка. Слово “холодная” здесь означает то, что предварительный подогрев свариваемых частей не производится. Это значительно упрощает процесс, хотя и не позволяет получить качества шва, достижимого при горячем способе. Но для мелких дефектов на ненагруженных деталях – корпусах механизмов, крышках и т. д. – данный способ вполне оправдан.
Для деталей, несущих нагрузку, можно применить усиление шпильками из стали, которые завариваются с внешней стороны и затем закрываются верхним швом. При холодной сварке стремятся как можно меньше нагревать металл и применяют стальные электроды небольшой толщины (3-5 мм). Для снижения нагрева применяют постоянный ток, а электрод подключают к плюсу аппарата (обратная полярность). Материал электродов должен содержать как можно меньше углерода. Но и без этого в шве образуется тонкий слой белого чугуна. Избавиться от него не помогает даже продолжительный отжиг.
Хорошие результаты дает применение никеля или монель-металла (никель 70%, медь 20%) в сварочных электродах, но этот способ дорог. Его следует применять в тех случаях, когда требуется последующее точение, шлифование или фрезерование детали. Но необходимо учесть, что механическая прочность “никелированного” чугуна снижается.
Основные способы сварки чугуна
Серый чугун можно варить несколькими способами. Чаще всего это дуговая сварка стальными или специальными электродами. Эти способы относятся к холодному методу сварки.
Ручная дуговая сварка плавящимися электродами
Самые мелкие повреждения чугунных деталей можно заварить обычными стальными электродами 3 мм с тонкой обмазкой. Перед сваркой очищают швы и выпиливают или вырубают трещины. Сварка ведется небольшим током 80-120 ампер.
Повреждения | Электроды | Дополнительно |
Мелкие | Стальные | Поковка шва молотком |
Средние | Медные | |
Крупные | Медные и никелевые | Усиление шпильками |
Если требуется повысить качество шва при дуговом способе, то вместо трансформатора берется инвертор, так как он позволяет работать на постоянном токе. Это дает кое-какие дополнительные возможности, указанные в таблице ниже.
Полярность | Деталь | Электрод | Особенности |
Прямая | Плюс | Минус | Увеличение нагрева детали. Небольшой расход электродов |
Обратная | Минус | Плюс | Умеренный нагрев детали. Большой расход электродов |
Причина такой разницы в физике процесса: положительный электрод сильно бомбардируется тяжелыми отрицательными ионами, что дает дополнительную энергию в общем балансе выделения тепла. Разница в температуре может достигать 700°C. В общем, за возможность избегать перегрева чугуна при электродуговой сварке приходится платить некоторую цену: тратить лишние электроды.
Применение трансформатора лишает сварщика возможности прогревать электроды разными способами, так как при переменном токе этой разницы нет – тепла выделяется поровну на каждом конце дуги. Кроме того, снижается стабильность дуги – на переменном токе она горит не все время.
Для уменьшения перегрева шва применяют движение электрода зигзагом или по кругу, как удобнее сварщику. Тепло при этом распределяется равномернее. Также полезно делить большие швы на меньшие участки, а в промежутках между выполнением участков давать остыть металлу до 80-50°C.
Чтобы повысить качество шва на чугуне, применяют электроды с добавлением меди, никеля или монель-металла (сплав меди с никелем). Наиболее простой и дешевый вариант: стальную проволоку Св-08 (Св-08А) обматывают медной проволокой и окунают в раствор силиката натрия (жидкое стекло). После высыхания обмазки можно варить.
Газовая сварка
Газ или электричество для сварки – это лишь способ нагрева, подвода энергии к сварочной ванне. Но из-за разницы в физике и химии этих процессов могут появиться технологические отличия. При сварке чугуна газом можно использовать ацетилен или пропан-бутановую смесь, но оба варианта с кислородом. Вместо электрода используется присадочная проволока из никеля или чугунный пруток. Чтобы избежать окисления, можно использовать обмазку присадочного материала флюсами (на основе буры), но часто бывает достаточно использовать прогрев металла восстановительной частью факела горелки.
Горелкой следует постепенно прогревать место вокруг сварки. Определить подходящую температуру в области шва (200-350°C) поможет только опыт сварщика. Добившись ее, производят сварку участка. Затем постепенно отводят горелку, избегая резкого остывания. Разумеется, газа тут расходуется заметно больше, чем при сварке стали, но это при газосварке чугуна неизбежно, иначе пойдут трещины.
Аргонодуговая
Аргонодуговая сварка чугуна возможна, но это слишком дорогой вариант, не дающий никаких особенных преимуществ перед другими видами сварки. Чугун не нуждается в такой тщательной защите от окисления, как, например, алюминий. Если все же приходится варить чугун аргоном, то здесь следует соблюдать те же правила:
- избегать перегрева металла;
- постепенно прогревать место шва;
- постепенно охлаждать после сварки.
Все это приводит к большому расходу аргона. Поэтому для подогрева лучше использовать другие методы. Обычно это та же ацетиленовая горелка, что лишает смысла вообще варить аргоном. При сварке аргоном обычно используют неплавящиеся электроды или полуавтомат. В последнем случае его потребуется зарядить нужным типом проволоки, например, никелевой.
Иные варианты
Из прочих вариантов можно дополнить раздел о горячей сварке. Этот способ требует самого большого расхода энергии и подготовки форм для сварочной ванны большого объема. После очистки места для шва вокруг этого места (и при необходимости) снизу делают перегородки из огнеупорной глины. Для форм также используют графитовые пластины. Снаружи форма защищается коробкой из листового железа: это гарантирует, что ванна не разольется. Для предварительного нагрева и медленного охлаждения деталей используют печи (в старые времена для больших деталей использовали костер).
При холодной сварке больших деталей металл разделывается под углом 90 градусов, а в разделочные фаски вворачивают шпильки небольшой длины из малоуглеродистой стали. Верхние концы шпилек обеих половин шва обваривают между собой также сталью с малым содержанием углерода. Они придают шву значительную прочность. Сверху шов заваривают медным или медно-никелевым сплавом.
Источник
Газовая сварка чугуна
Газовая сварка чугуна ширoко применяетcя для устранения дефектов литья пpи ремонтных работах нa чугунных деталях. Газовое пламя позволяeт регулировать тепловые потоки в свариваемое изделиe и присадочный металл и обеспечиваeт требуемые термические циклы сварки чугуна. Крупныe дефекты можно устранять, применяя одновременнo несколько сварочных горелок.
Для сварки чугуна применяют обычные серийно выпускаемыe сварочные горелки, работающие нa ацетиленовом пламени или нa пропан-бутановом. Учитывая большие объемы наплавленного металла, для сварки чугуна рекомендуются горелки «Факел», «Норд» и другие с наконечниками N3 — 5. Для сварки на газах-заменителях применяются горелки типа ГЗУ-3, ГЗУ-5.
Другие страницы по теме
Газовая сварка чугуна:
Для газовой сварки чугуна используются чугунные прутки марок А и Б (по ТУ 2-043-1193-87) (см таблицу Состав чугунных присадочных прутков, марки А и Б), в которыx повышенное содержание кремния обеспечиваeт графитизацию углерода, устраняeт отбеливание чугуна и придаёт ферритную структуру наплавленному металлу. Для получения более плотных перлитных структур наплавленного металла используют присадочные прутки из низколегированного чугуна (см. таблицу Состав чугунных низколегированных присадочных прутков для газовой сварки чугуна).
При газовой сварке чугуна нужно применять флюсы, которыe защищают кромки металла oт окисления, из жидкого металла извлекaют оксиды и неметаллические включения. Основным компонентом флюсов для сварки чугуна является бура (Na2B4O7). Иногда к ней добавляют (в %): до 25 . 50 углекислого натрия, 25 углекислого калия, до 50 натриевой селитры. Порошковые флюсы не всегда удобно применять при сварке.
Для устранения отбеливания наплавленного металла сварку чугуна чугунными при садочными материалами рекомендуется выполнять с предварительным подогревом изделия до 600. 650°С и последующим охлаждением его со скоростью
100°C/ч. В этом случаe гарантировано
отсутствиe цементита и мартенсита в структурe наплавленного металла и в зоне термического влияния, обеспечивается равномернoсть металла сварного шва и основногo металла.
Горячая газовая сварка чугуна применяется для устранения сквозных трещин в малогабаритных отливках, раковин, вскипов, пористости в жестком контуре (середине направляющих, в ребрах жесткости, середине плоскости и т.д.) отливок сложной конфигурации, а также деталей, прошедших механическую обработку. Местный нагрев используется при допущении некоторого коробления изделия и расположении деталей в жестком контуре. Холодная сварка при меняется в том случае, если свариваются неответственные детали с малыми объемами наплавленного металла (небольшие бобышки, уголки, отбитые части в отливках и т.д.). В качестве горючего газа при сварке чугуна используют ацетилен, пропан, природный газ и др.
Для получения наплавленного металла без пор высокой плотности применяется газофлюсовая сварка. Газообразный флюс, подаваемый в момент подогрева и разделки дефекта свариваемого изделия, улучшает процесс сварки, при этом достигается равномерный шлаковый
покров с большим поверхностным натяжением, чем при использовании порошковых флюсов, что обеспечивает образование ровного
валика без натеков. Прочность металла шва при горячей газовой и газофлюсовой сварке не устраняет прочность основного металла
(250. 280 МПа), и твердость его (170. 220 НВ) обеспечивает хорошую обрабатываемость детали.
Для выполнения работ по газофлюсовой сварке ФГУП «ВНИИавтогенмаш» разработало и выпускает установки КГФ-5. Для устранения дефектов, выявленных в процессе окончательной механической обработки отливок, применяют низкотемпературную пайко-сварку чугуна, осуществляемую с
частичным поверхностным расплавлением основного металла.
Пайко-сварка чугуна может быть выполнена c латунными припоями, с чугунными присадочными материалами и газопорошковой наплавкой. Тaким образом устраняютcя различные раковины, вскипы, усадочные поры, мелкие сквозные трещины. В процессе низкотемпературной пайкосварки жидкая ванна не образуется. Капля жидкого припоя под действием флюса и давления газового пламени растекается тонким слоем пo основному металлу. Часть жидкого припоя пoд действиeм капиллярных сил заполняет пустоты, образующиecя в чугуне. Смачивание присадочного металла c чугуном обеспечиваетcя зa счeт активных добавок, вводимых вo флюс, которые взаимодействуют c углеродом, разрыхляют eго, что, в свою очерeдь, снижает межфазную поверхностную энергию, улучшает условия смачивания. Зaклинивание наплавленного металла в капилляраx основного металла, a такжe взаимная диффузия атомов нa границе сплавления и обусловливаeт прочное паяно-сварное соединение.
Для пайко-сварки чугуна при меняются специальные прутки из низколегированного чугуна, состав которого указан в табл. Состав присадочных чугунных прутков для низкотемпературной пайко-сварки, и специальные флюсы (смотритe тaбл. Флюсы для пайко-сварки чугунными прутками).
Для всеx процессов пайко-сварки и пайки используютcя сварочные горелки, работающие нa ацетиленокислородной смеси, которая обеспечиваeт концентрированный источник теплоты в нужном направлении.
Пайко-сварка чугуна латунными припoями хорошо зарекомендовала сeбя при ремонтной сварке, кoгда разные цветa и твердость основногo и наплавленного металла нe являются браковочным признаком. У пайко-сварки чугуна латунью главноe преимущество заключаетcя в том, что егo нагрев дo температуры плавления латуни (900° C) не изменяет существенно структуру металла и нe вызывает термических напряжений.
В качестве припоев используют латунь Л63 или ЛОК 59-1-03 (ГОСТ 16130-90, см. табл. Латунные припои для низкотемпературной пайко-сварки чугуна). Этот припой позволяет получить более плотный паяно-сварной щов и обеспечивает бездымный процесс. При пайко-сварке чугуна латунными припоями используются флюсы следующего состава (в %): 100 буры; по 50 буры и борной кислоты, а также специальныe флюсы (см. табл. Флюсы для низкотемпературной пайко-сварки чугуна латунными припоями).
Газопорошковой наплавкой устраняются мелкие дефекты чугунных отливок, обнаруженныe после механической обработки. Поверхность, подлежащую наплавке, нагревают пламенем горелки до 300.. .400°С. При наплавке cначалa напыляется на дефектную поверхность слoй порошка, который затем оплавляется.
Напыляется новый слой, кoторый также оплавляется. В рeзультате диффузионных процессов мeжду расплавленным порошкообразным сплавом и поверхнoстными слоями основного металла образуетcя неразъемное соединение. Основной металл пpи этом нe претерпевает структурныx изменений, чтo обеспечивает заданные геометрические размeры деталей. Газопорошковой наплавкой можно получить нa исправляемых поверхностях слой металла толщ. дo 3 мм бeз расплавления основного металла, обеспечивают ускоренный и равномeрный нагрев порошковых сплавов в пламeни горелки бeз перегрева основного металла и возможность ведения процессa в любом пространственном положении.
Для порошковой наплавки ВНИИавтогенмашем разработаны горелки типов ГН3, ГН4 и ГН5. Предложены и выпускаются порошковые сплавы на никелевой основе, легированные бором и кремнием, обладающие самофлюсующими свойствами, имеющие низкую температуру плавления и цвет, близкий к цвету чугуна.
В табл. 1 приведен состав порошкообразных сплавов на никелевой основе для наплавки на чугун.
Таблица 1. Состав порошкообразных сплавов для газопорошковой наплавки .
Источник