- Обществознание. 11 класс. Государство. Политический режим.
- Обществознание. 11 класс.
- Государство. Политический режим.
- Демократический режим.
- Авторитарный режим.
- Тоталитарный режим.
- Политический режим как способ функционирования политической системы
- Ответы на экзаменационные вопросы по политологии (32 стр.)
- Вопрос 52. Политические режимы
- Вопрос 53. Политический режим современной России
Обществознание. 11 класс. Государство. Политический режим.
Обществознание. 11 класс.
Государство. Политический режим.
Политический режим (от лат. regimen — управление) — способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране. Системы. (КАК осуществляется власть).
Признаки политического режима:
- способ осуществления государственной власти;
- реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- система методов осуществления политической власти (разрешительные — запретительные, убеждение — принуждение, экономические — внеэкономические);
- характер отношения населения к политическому участию: активное, индифферентное, пассивное;
- состояние прав и свобод в обществе;
- способы урегулирования социальных и политических конфликтов;
- наличие политических партий в обществе, их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений с государством;
- существование оппозиции, ее статус, взаимоотношения с государственной властью;
- политический и юридический статус и роль армии в обществе;
- политический и юридический статус средств массовой информации,
- наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе.
Формы политического режима:
- демократический,
- недемократический:
— авторитарный,
— тоталитарный.
Демократический режим.
Демократический режим ( от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы.
Признаки демократического режима.
- Суверенитет народа, признание его источником высшей государственной власти.
- Проведение свободных альтернативных выборов.
- Разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга.
- Отсутствие монополии на власть любой политической структуры, наличие легальной оппозиции. Решения принимаются большинством, но при условии уважения меньшинства и его права критиковать курс действующего правительства.
- Верховенство закона.
- Политический и идеологический плюрализм, наличие реально существующей многопартийной системы.
- Равноправие — все имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты.
- Согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.
Авторитарный режим.
Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей.
Признаки авторитарного режима.
- Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
- Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам.
- Опора на силу. Авторитарный режим обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
- Монополизация власти и политики, отсутствие политической оппозиции. Возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
- Отказ от тотального контроля над обществом, прежде всего, экономики, духовной жизни, однако определённый контроль ведётся.
- В качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии.
- Конституция и демократические права могут существовать на бумаге, но при этом будут нарушаться в реальности. Например, выборы проводятся под контролем правительства и носят недемократический характер.
- Экономика при авторитаризме может быть и плановой, и рыночной, и смешанной. Обширный госсектор способен уживаться с рыночной экономикой.
Тоталитарный режим.
Тоталитаризм – политический режим, который характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти.
Признаки тоталитарного режима.
- Сосредоточение власти в руках одного человека или небольшой группы лиц.
- Отчуждение народа от власти, полный контроль власти над обществом, включая личную жизнь человека.
- Наличие в государстве одной правящей партии, которая является ядром государственной власти.
- Отсутствие оппозиции.
- Господство одной идеологии и нетерпимость к идеологическому плюрализму.
- «Культ личности» в обществе, его государственное обеспечение.
- Функционирование административно-командной системы в государстве.
- Бесправие граждан, жесткая регламентация их деятельности.
- Система физического и психологического террора.
Отличие тоталитарного режима от авторитарного.
При тоталитаризме режиме власть стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Тоталитарный режим контролирует политику, экономику, социальную сферу, культуру и идеологию, вторгается в частную жизнь граждан.
Авторитарный режим — мягче. В первую очередь авторитарные правители контролируют политическую сферу, стремятся не допустить к власти других людей. При этом экономика, культура, частная жизнь могут контролироваться слабо.
Источник
Политический режим как способ функционирования политической системы
Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regimen – управление). Политический режим – это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражает уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности.
Понятие политического режима получило распространение в западно-европейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX вв. В течение долгого времени оно продолжает оставаться объектом теоретических споров.
Понятие политического режима и его основные характеристики
Политический режим – это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражает уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности.
Политический режим определяется следующими признаками:
− степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;
− соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
− гарантированностью прав и свобод личности;
− характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе;
− степенью реализации политической власти непосредственно народом;
− положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;
− местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;
− соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти;
− характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;
− типом политического поведения;
− характером политического лидерства;
− учетом интересов меньшинства при принятии политических решений;
− доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;
− степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни;
− принципами взаимоотношения общества и власти;
− политическим и юридическим положением и ролью в обществе «силовых» структур государства
(армии, полиции, органов государственной безопасности);
− мерой политического плюрализма, многопартийности;
− существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответствен- ности должностных лиц, включая самых высших.
Источник
Ответы на экзаменационные вопросы по политологии (32 стр.)
В текущий момент мы переживаем стадию модернизации политической системы, чего ей, однако, не хватает пока, так как нет более оперативной и четкой дифференциации политических ролей. «Мы наблюдаем, например, как наша оппозиция не может удержаться в роли критиков правительства, обижаясь, что ее «не слушаются», а правительство сбивается на роль критиков, разоблачая, обличая то, за что должно отвечать. Законодатели не могут удержаться от постоянных вмешательств в действия исполнительных органов. А эти последние тайком переделывают законы с помощью инструкций. И все вместе дружно испытывают неодолимую тягу к прекрасной, но, увы, не принадлежащей им роли пророков, духовных вождей» (Наумова Н. Переходный период // Коммунист. 1990. № 8. С. 8).
Одна из неотложных задач поэтому – дополнение преобразования политической системы преобразованием, а во многом образованием, политической культуры, где «мания деструктивного участия» уравновешивается пассивностью, доверием, способностью к подчинению авторитетам.
Опыт истории показывает, насколько ослабляют государство и опасны попытки одной из ветвей власти доминировать или вообще свести разделение власти к чисто формальной процедуре. В этом последнем случае реальной правящей властью оказывается какая-либо иная сила, стоящая вне структуры официальной власти либо заменяющая ее (в странах с однопартийной системой, авторитарным, диктаторским, тоталитарным правлением). Таким образом, принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную необходим для избежания узурпации власти одной из них.
Вопрос 52. Политические режимы
Политический режим – способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающей уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.
Основные элементы политического режима:
– форма и роль государства;
– структура политических институтов;
Политический режим обеспечивает:
– стабильность политической власти;
– приемлемую для власти динамику и направленность политических процессов;
– достижение целей политики;
– реализацию интересов властвующей элиты.
Тоталитарный политический режим стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.
Характерные признаки тоталитарного политического режима:
– монополия на средства вооруженной борьбы, на террористический контроль со стороны политической полиции;
– единственная массовая партия;
– монопольно существующая, признанная всеми идеология;
– монополия на средства массовой информации;
– централизованная система контроля над экономикой. Авторитарный политический режим характеризуется тем, что политическая власть осуществляется одним лицом или группой лиц (семьей, группой военных и т. п.) при минимальном участии народа. «Государство – это я», – говорил Людовик XIV. Характерные черты авторитаризма:
– концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы;
– наличие у государства лишь ключевых и решающих рычагов воздействия на общественную жизнь;
– ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций;
– отсутствие огромного репрессивного аппарата;
– разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;
– присутствие некоторых элементов демократии (выборы, парламентская борьба).
Отличия от тоталитаризма:
– необязательность четко разработанной единой идеологии;
– отсутствие всепроникающего характера государственного воздействия на общество, тотального регулирования общественных процессов;
– поощрение самостоятельности и инициативы граждан;
– отказ от вмешательства в частную жизнь;
– допустимость размежевания и даже поляризации политических сил и интересов;
– большая автономия политической системы по отношению к экономической, возможность ее сочетания как с централизованной, так и с рыночной;
– главный аргумент политической власти – авторитет, а не сила.
Демократический политический режим – это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Носителем политических отношений является отдельная личность, когда она вступает в отношения с государством как его гражданин, участвуя в выборах, в работе различных государственных органов, во всенародном обсуждении законопроектов, либо как депутат, представитель населения в органах государственной власти. Каждая личность прямо или косвенно оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на развитие основных элементов демократической политической системы. Сила этого воздействия возрастает по мере социального прогресса, становясь результатом все более активного использования гражданами своих политических прав и свобод, все более эффективного участия в формировании всех сторон общественной и государственной жизни.
Характерные черты демократического политического режима:
– избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем равных, всеобщих, прямых выборов с использованием тайного голосования;
– наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;
– разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, наличие механизма сдержек и противовесов в распределении властных полномочий между ними;
– многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, стоящих как на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;
– принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;
– гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику власти и любых ее представителей;
– отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных полномочий.
Гарантиями функционирования демократического режима являются:
– создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью органов государства и его аппарата;
– ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью;
– наличие возможностей для своевременного и полного политического информирования граждан;
– упрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников.
Вопрос 53. Политический режим современной России
Переходный характер современного российского общества определяет переходное состояние и его политической сферы. Применительно к современной России речь может идти только о посттоталитарном становлении демократического режима, представляющем собой трудный, сложный, длительный процесс расширения, углубления и реального гарантирования подлинно демократических начал, их внедрения в конкретные формы, способы и методы осуществления политического властвования.
Этот процесс отнюдь не прямолинеен и далеко не всегда идет только по восходящей линии. Но он идет и развивается, уже достигнуто немало, хотя несомненно и то, что предстоит добиться еще неизмеримо большего, прежде чем и в России можно будет безоговорочно вести речь о подлинно демократическом режиме.
В современной России конституционно закреплены:
– принципы народовластия, в соответствии с которыми носителем суверенитета и единственным источником власти признается многонациональный народ России, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
– признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности и обязанности государства признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы;
– гражданское равноправие и недопустимость лишения гражданина РФ своего гражданства;
– социальный и правовой характер государства, многообразие форм собственности;
– разделение государственной власти на независимые ветви – законодательную, исполнительную и судебную; самостоятельное местное самоуправление;
– политический плюрализм, многопартийность, уважение и свобода деятельности оппозиции, свобода общественных объединений;
– отказ от государственной или обязательной идеологии и признание идеологического многообразия;
– светский характер государства, равенство религиозных объединений и отказ от установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной и др.
Следует подчеркнуть, что именно эти базовые принципы и черты политической жизни современной России характеризуют ее политический режим сегодня.
Однако важно отметить и то, что в реальных переходных и кризисных условиях современного этапа развития российского общества многие из провозглашенных демократических принципов, прав, свобод, норм, способов и методов политического властвования не получают пока вполне адекватной практической реализации. Так, незначительные темпы экономического развития не позволяют радикально сократить безработицу, преодолеть обнищание большинства населения, задолженности по выплате зарплаты и т. д., что не может не нарушать или ограничивать права человека. Однобокий перекос в пользу исполнительной ветви власти не позволяет успешно, последовательно и эффективно реализовать в полном объеме преимущества демократического разделения и равновесия властей.
Источник