- Образовательный портал — все для студента юриста.
- Государственный строй XVI-XVII в
- Компетенция земских соборов
- Состав земских соборов
- Принцип формирования земских соборов
- Земские соборы. Формирование, состав, компенеция.
- Земские соборы: возникновение, состав и особенности функционирования
- Вече как регулятор общественной деятельности
- Земский собор и особенности его первого созыва
- Особенности организации и состава следующих Земских соборов
Образовательный портал — все для студента юриста.
Государственный строй XVI-XVII в
Земские соборы (1549 — 1653/ 1682 г). Делятся на четыре группы по способам созыва:
1) созванные царем;
2) созванные царем по настоянию народа;
3) созванный народом в отсутствии царя;
4) избирательные земские соборы.
В 1549 г. — созыв первого ЗС в правление Ивана Грозного (2 год правления). Призывал: — к консолидации; покончить с разногласиями бояр; — пригласить к участию в управлении самых разных сословий => расширить соц. опору, заручиться поддержкой дворянства, посадских людей. ЗС 1648 г. — созван царем по настоянию народа (Восстание в Москве, началась работа над Соборным уложением). ЗС 1565 г. (в период опричнины); 1611 г. — созваны народом в отсутствии царя (нач. ополчение Минина и Пожарского). ЗС 1598 г. (пресечение династии Рюриковичей) — избрание Бориса Годунова. ЗС 1606 г. — избрание Василия Шуйского; 1682 г.(послед. Собор) избрали Петра I и Ивана Алексеевича — т.з. Черепнина. Всего было созвано 55 (57) Земских Соборов.
Компетенция земских соборов
Компетенция ЗС: законодательная ф-ция (ЗС 1648 — 1649 гг); законосовещ. хар-р; утверждение крупных гос. реформ; вопросы внешней политики; вопросы налогообложения (особенно в период войны); вопросы борьбы с интервентами, местными восстаниями. 1611-1612 гг. — ЗС были верховными органами власти: организовали борьбу с иностранными завоевателями. Наиболее актив. Период деятельности — в нач. период правления того или иного царя (связано с неопытностью монарха).
Состав земских соборов
Состав ЗС: сословно-представительные учреждения; интересы бояр, духовенства, купечества; в 1613 г. участие казачества, черных крестьян (свобод. крестьяне).
Принцип формирования земских соборов
Принцип формирования ЗС: часть выборные делегаты (защитники соц. интересов) и др. часть — по назначению. ЗС объединяли 2 начала: сословно-представительный принцип и административно-бюрократич. начала. ЗС — учреждения не были демократического направления, т.к. здесь не участвовали представители кр-ва. ЗС 1649 г. ввел юридически закрепил крепостное право. Существовало существенное отличие от запад. — отсутствие 3-его сословия. Статус рос. условий не был определен в праве до 17в. Ключевский замечал, что смута дала выборному элементу решительное преобладание над должностными лицами, тем самым сообщили ЗС хар-р настоящего представительного собрания. Идет процесс складывания единообразной системы центр. управления. Местное управление было представлено кормленщиками (наместники, бояре). На местах они имели очень широкую компетенцию. К сер. XVI в. их деятельность вызывала большую критику, особенно со стороны дворян. Т.к. Средства, собранные кормленщиком, шли не в центр, а оседали в руках кормленщика. Осуществлялся суд мелких людей (все имущество шло кормленщику). Незаконное богатение. В 1555 г. система кормления была отменена.
Органы губного и земского самоуправления:
1) В выборах участвовали все свобод. население
2) штаб губного старосты (целовальники);
3) были передана ф-ции кормленщика;
4) губ. Староста осущ. контроль за населением с помощью сотских, десятников;
5) Губ. староста — дворянин на службе гос-ва.
Появление органов самоуправления говорит о непрочности гос. власти. Шел процесс централизации власти, поэтому, ограничив юрисдикцию бояр и расширив юрисдикцию дворян, расширяет свою опору на соц. группы. В посадах были введены органы земского самоуправления, кот. подчинялись органам губ. сам-ния. Во главе стоял староста. В выборах участвовали черносошные крестьяне, посадские люди. Они избирались из верхушки посада и зажиточных людей. Распределение, сбор, доставка в Москву различных податей, собирался также откупной оброк (за то, что люди имели право на органы самоуправления).
Были полицейские обязанности: рассмотрение дел, за исключением разбойных и татьбы (они рассматривались губными учреждениями).
1) Все органы строились по принципу сословного представительства, не только бояре, но и дворяне усиливают свое представительство.
2) Централизация и бюрократизация аппарата, это находит отражение в замене дворцово-вотчинной системы приказной.
3) Судебные органы не были отделены от администрации.
Российское государство с сер XV — XVII вв по форме правления — сословно-представительная монархия, начинается процесс отчуждения гос. власти от господствующего класса, усиливается роль дворянства. По форме гос. устройства обретает черты унитарного государства. Политический режим — антинародный (восточная деспотия).
Источник
Земские соборы. Формирование, состав, компенеция.
Земские соборы— принципиально новый высший орган государства. Они созывались с середины XVI до середины XVII в. ЗС были необходимы монарху для поддержания крупных мероприятий — войн, взыскания новых доходов и пр. Цари, опираясь на земские соборы, могли проводить угодную им политику даже вопреки воле Боярской думы. Первый собор (собор примирения) созвали в 1549 г. Создавалась видимость привлечения к государственному управлению не только бояр и дворян, но и других слоев населения.
В земские соборы входили царь, Боярская дума, верхи духовенства — Освященный собор в полном составе. Они составляли верхнюю палату, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Нижняя палата: дворянство, верхи посадского населения (крупное купечество). Значительную роль в земских соборах играли дворяне, и особенно торговые люди, участие которых было важно для решения различных финансовых проблем.
Земские соборы решали основные вопросы государственной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопрос обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем составом Собора.
Продолжительность работы соборов зависела от обстоятельств их созыва и существа обсуждавшихся на них вопросов. В ряде случаев они функционировали непрерывно по нескольку лет. После изгнания иностранных интервентов, в первые годы правления Михаила Романова, когда страна переживала экономическую разруху, серьезные финансовые трудности, и царь нуждался в поддержке различных слоев населения, земские соборы заседали почти непрерывно, потом стали собираться реже. Созыв последних соборов относится ко второй половине XVII в.
Четыре основные группы ЗС: 1) соборы, которые созывал царь по своей инициативе; 2) созывал царь, но по требованию сословий; 3) созванные сословиями или по их инициативе в отсутствие царя либо направленные против него; 4) соборы, избирающие на царство. Первая группа соборов была преобладающей. ЗС были совещательными органами при царе, в действительности они являлись высшими органами государственной власти.
20. Приказная система управления.
Переход к ПСУ (от дворцово-вотчинной системы) завершился в середине XVI в. В период становления ведущая роль — военно-административные приказы. Реорганизация армии, основа — дворянская конница и стрельцы. Стрелецкие формирования созданы в результате реформы, проведенной Иваном IV. Для управления стрелецким войском был создан специальный приказ.
Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться на место сбора с оружием и со своими людьми. Российская армия состояла из подданных (в Зап.Евр-пе — из наемников). Лица, обязанные нести службу: «служилые люди по отечеству» (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и «служилые люди по прибору» (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.). На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности свыше 80 приказов, из которых к концу столетия сохранилось немногим более 40. Одни приказы упразднялись, другие создавались — по мере появления потребности в управлении новыми отраслями. Рост числа приказных служителей — свидетельство повышения роли чиновников в управлении государством. Это был естественный процесс, отражавший усложнение социально-экономической и политической структуры общества. В государственном аппарате росло влияние «беспородных людей».
Разрядный приказ ведал личным составом боярской и дворянской конницы, регистрировал все случаи назначения на должности, перемещений по службе. (по принципу местничества (по родовитости, знатности). Поместный приказ ведал поместным земельным владением служилых дворян, следил за получением поместных земли за военную службу. Казачий приказ — казачьими войсками. Территориальные приказы, ведавшие делами недавно присоединенных территорий к России. (Казанский и Сибирский приказы). В дальнейшем функционирует Малороссийский приказ (по делам Украины).
Возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается особый Разбойный приказ — разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовной преступностью и назначал на места соответствующих должностных лиц.
Дворцовые приказы: Обслуживание личных потребностей царя и членов семьи. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (организация охоты), Постельничий (ведал царскими покоями) и др. Должности руководителей приказов важные и почетные; в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые бояре.
Челобитный приказ: При Иване IV дворяне и дети боярские получили привилегию — взывать к суду самого царя.
Система судебных приказов: функции высших судебных органов; возникают в конце XVII в. (Московский, Владимирский, и др.). В дальнейшем они слились с челобитным в единый Судебный приказ.
Посольский приказ: ведалвнешнеполитическими вопросами, имел большое значение в деятель-ть Рос.гос-ва. Основные обязанности — вести переговоры с представителями ин-ных гос-в. Вырабатывались важнейшие документы, в кот. обосновывалась позиция Рос.гос-ва по различным внешнеполитическим вопросам. Решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа привело к снижению роли Боярской думы в области внешней политики. Царь редко с ней советовался, предпочитая полагаться на мнение Посольского приказа.
Казенный приказ ведавший делами о холопах. Главная обязанность — регистрация кабальных записей в особых книгах. Рассматривал иски по делам о беглых холопах.
21. Местное управление в XVI-XVII веках.
Во время перехода к сословно-представительной монархии прежняя система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков были учрежденыгубные органы. — выбирались определенными слоями населения. Дворяне и дети боярские выбирали губного старосту, которого затем в должности утверждал Разбойный приказ.
Аппарат губного старосты — целовальники — выборные должностные лица, назывались так потому, что они целовали крест с присягой верно служить на этой должности. Избиравшихся посадскими и верхушкой чернотяглого крестьянства.
Губные органы как местные сословно-представительные учреждения могли успешно функционировать при условии коренной реорганизации системы феодальных иммунитетов. Стоглавый собор 1551 г. принял решение прекратить выдачу тарханов — грамот, даваемых феодалам особые права и привилегии: право суда, освобождение от некоторых повинностей и др. Феодальные иммунитеты приводили к тому, что светский или церковный феодал мог устанавливать на своей территории порядки по своему усмотрению, освобождался от выполнения некоторых общегосударственных норм. Теперь это было исключено.
Земские органы самоуправления: созданы наряду с губной реформой. По предложения царя Стоглавым собором введены в стране должности выборных старост, целовальников, сотских и пятидесятских. Первом шагом в этом направлении — издание Иваном IV Мало-Пинежской земской уставной грамоты. Она предусматривала замену суда кормленщиков судом выборных старост. Ряд северных районов переводился на откуп (определенные денежные суммы, выплачиваемые земскими органами центральному правительству). Местное население как бы покупало у государства право избавиться от кормленщиков, решать свои местные вопросы самостоятельно. Позднее царь издал указ об отмене кормлений по всей земле и введении земского самоуправления. Были определены конкретные сроки передачи кормлений на откуп.
Ведение земских органов: сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривали губные органы. Земские старосты обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с населения.
Вводятся должности воеводих подбирал Разрядный приказ из числа бояр, дворян с последующим их утверждением царем и Боярской думой. В большие города назначались несколько воевод, один из них считался главным. В отличие от кормленщиков воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население.
Функции: обеспечение финансового контроля, учет количества земли и доходности земельных участков во всех хозяйствах, набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. Командовал стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.
При воеводе — приказная изба во главе с дьяком. Велись все дела по управлению городом и уездом. Воеводам начинают подчинялись губные и земские органы, особенно по военным и полицейским вопросам. Права и обязанности воевод неопределенны, сами уточняли их в процессе деятельности, что создавало возможности для произвола.
В XVII в. получают дальнейшее развитие разряды — военно-административные округа, возникавшие в пограничных районах (Тульский, Белгородский, Смоленский др.). Воеводами разрядов назначались бояре, им подчинялись воеводы уездов. Разряды являлись отдаленными предшественниками губерний петровского времени. Права и обязанности воевод разрядов не были определены. Их главная задача состояла в мобилизации сил для отпора неприятелю.
Источник
Земские соборы: возникновение, состав и особенности функционирования
Вече как регулятор общественной деятельности
На территориях Древней Руси, еще в период язычество, общепризнанные человеческие права (даже и не писаные) были основаны на принципах, которые в некоторых аспектах были схожи с принципами ранней эллинской демократии.
Верховная власть была закреплена за вече – собранием всех свободных взрослых людей селения, либо племени. В системе общественного управления одновременно находится также и принцип монархии и единоначалия, в котором страну возглавлял наследственный, либо выборный князь, который был утвержден на вечевом собрании и был ему подотчетным.
Изначально, принцип наследственности в кругах высшей княжеской власти не был строго оформлен, несмотря на то, что в процессе выбора князя происходил неизменный учет благородства происхождения, а также подразумевалось доминирование его рода над остальными.
Частично, это стало причиной того, что арабские и византийские писатели в общественном жизнеустройстве славян видели больше демократических факторов, чем монархических.
Именно на таком вече (новгородском) был избран Рюрик – родоначальник первой княжеской династии, который был признан восточными славянами.
Согласно утверждению историков, вечевой строй являлся традиционным средством управления в восточнославянских племенах, местностях и городах, хоть каждой областью на протяжении различных исторических периодов вносились корректировки в его организацию.
Действие вечевых сходов продолжалось до середины XVI века, а отменены были по специальному распоряжению первого русского царя – Ивана IV. Однако даже после этого, в начале XVII века (в период Смутного времени), провинциальное и столичное народное сопротивление также зачастую было провозглашено на вечевых сборах и сходах.
Благодаря сходу на нижегородской рыночной площади, призыв старосты Козьмы Минина в 1611 году о сборе ополчения против польских интервентов имел статус общенародного решения.
История Росси помнит немало таких соборов. Именно в их процессе оттачивалось мастерство принятия решений государственной важности. Соборы также принимали участие в решении гражданских вопросов. Показательным является пример с Владимиром I Святославовичем.
Равноапостольный князь, который проникся христианским духом всепрощения и миролюбия начал тяготиться княжеским долгом в наказании и осуждении преступников. «Боюсь греха» – именно такими словами он открещивался от этих занятий перед боярами.
Только благодаря собору киевского духовенства стало возможным убедить князя в том, что такие личные качества, как добродетель, всепрощение и личное благочестие должны проявляться только в отношении личных врагов, а как правитель христиан он должен пресекать распространение злых действий, чтобы сберечь нравы и мир вверенного ему в подчинение народа.
Еще на ранних этапах существования древнерусского государства, соборный принцип использовался в области гражданского самоуправления и сочетался с вечевым строем, который не только способствовал решению текущих вопросов, связанных с военными действиями, международными соглашениями и выборами князя, но также выполнял и законодательную функцию.
На псковском вече, в процессе утверждения Судной грамоты, ее принятие произошло «с благословения своих отцов, священников и попов всех пяти соборов и диаконов, а также всего священства Божьего, всем Псковом на вече».
Важность соборных функций новгородских народных сходов подтверждается тем фактом, что на протяжении длительного периода именно вече могло избирать в Новгороде архиепископов на должность правящего архиерея.
Земский собор и особенности его первого созыва
Историки в настоящее время спорят между собой в вопросе даты созыва первого в России Земского собора: некоторые считают, что это произошло в период 1547-1549 годов, а некоторые – что в 1550. В целом, политическая и духовная значимость этих новых для России и мировой истории явлений так велика, что скепсис некоторых историков и несущественные разногласия хронологов утрачивают любое значение.
Созыв первого Земского собора стал не менее значимым событием, чем провозглашение Иваном IV в феврале 1547 года Московского княжества Русским царством. С позиции развития российской государственности, этот Собор имел эпохальное значение, так как именно на нем учредили механизм нового государственного устройства.
В исторических источниках, первый Земский собор зачастую называют «Примирительный», поскольку, созывая его, Иван IV Васильевич стремился к сокращению сословных распрей, которые терзали Русь.
Специально для того, чтобы провести Собор, на Красной площади было сооружено Лобное место, которое существует и в настоящее время. Именно там Иваном Васильевичем было прочитано его послание «к народу русских земель», в котором содержался призыв к сословному миру и духовному единению.
При анализе событий, которые последовали за Собором, можно сделать вывод о том, что также на нем было рассмотрено большое количество задач в области гражданского строительства. Согласно позиции ряда исследователей, именно на Соборе приняли новую версию Судебника – законодательного свода Русского царства.
После этого вскоре начались существенные преобразования «первой части» правления Ивана Васильевича IV, которые до сих пор высоко оцениваются всеми историками, даже теми, кто с большим скепсисом относится к периоду его правления.
Соборные основания имелись также и у опричнины. Дело заключается в том, что некоторые представители русского аристократического слоя только на словах высказали согласие с необходимостью сотрудничества и примирения, по-прежнему надеясь на возможности сохранения собственных интересов.
Такие действия бояр, которые и стали причиной возникновения междоусобиц грозили для Руси гибелью. Однако, получив всенародную поддержку на Соборе, Иван IV начал реализацию собственной государственной политики, в которой он целенаправленно искоренял боярскую оппозицию и формировал основы самодержавного управления.
Таким образом, первым царем не только были отменены порядки вече в новой Руси, но было сделано большее – была предложена новая форма государственного управления, в которой принимало участие народное представительство, и эта форма активно развивалась на протяжении всех последующих лет.
У Земских соборов была определенная специфика: основу всех их решений составляли миротворческие линии, а сами они были созваны с целью пресечения нарастающего политического недовольства (то есть для предупреждения кризисных ситуаций), либо принятия сложных (нестандартных) решений, которые могли влиять на государственное развитие: например, избрание царя, либо утверждение на престоле законного наследника, либо признание включения новых территорий в Русское царство, либо принятие свода законов.
Это стало причиной того, что в период бурного развития Русского государства практически все Земские соборы существенно отличались друг от друга, также у них не наблюдалось единой строгой формы и регламентации.
Особенности организации и состава следующих Земских соборов
Информации о втором Земском соборе, который был проведен в 1566 году имеется во много раз больше. Так, этот собор был создан для того, чтобы разрешить проблемы, связанные с протеканием войны с Польшей. Первая структурная группа состояла из Священного собора, в котором было задействовано 32 священника.
Также, в его составе были епископы (Герман Казанский и Свияжский, Пимен Новгородский и Псковский, Пикандр Ростовский и Ярославский), семь игуменов, семь архимадритов и митрополичий ризничий.
Московского митрополита на Соборе не было, поскольку, согласно заметкам в Александровской летописи «…в те времена митрополия была оставлена».
Состав второй группы был следующим: три окольничих, 16 бояр, три казначея, шесть дьяков, хранитель Государевой печати. Третья группа насчитывала 97 дворян первой статьи, четвертая – 99 боярских детей второй статьи, пятая – три помещика торопецких, шестая – шесть помещиков луцких, седьмая – 33 приказных и дьяка, восьмая – 76 человек купцов (гостей).
Всего участие в этом Земском соборе приняло 374 человека, которые в специальной грамоте выразили собственную позицию касательно военных действий против короля Польши, а также уверили царя в безоговорочной поддержке всех его деяний.
В период царствования Ивана IV произошло еще два обращения к Совету всея земли со стороны верховной власти: первый – в 1564 году, во время, когда царь поехал в Александров с целью отречения от престола из-за интриг боярского класса, а второй – накануне Ливонской войны, в 1579 году. Важно, что царь обладал безоговорочной народной поддержкой на протяжении обоих раз.
Сбор следующего Земского собора состоялся в первой половине 1584 года по поводу утверждения сына Ивана Грозного на престоле – Федора Ивановича, который находился у власти в период с 1584 по 1598 годы.
После того, как 17 февраля 1598 года Федор Иванович погиб, Московским Патриархом всея Руси был созван новый Земский собор, на котором утвердили нового российского царя на престол, им стал Борис Годунов.
Состав Собора составил 457 человек, из которых 83 были священниками (включая патриарха Иова, который был председателем Собора), 4 – митрополитами, 6 – архиепископами, 22 – архимандритами, 24 – игуменами, а 23 – монахами. Состав служилого сословия был представлен 338-ю людьми, из которых 17 были боярами, 17 – окольничими, 45 – стольничими, 34 – выборными из городов. В третью категорию были включены представители простых граждан: староста гостиной сотни, сотские от «черных сотен» и купцы.
Этот, самый представительный в истории России Земский собор характеризовался некоторыми историками в качестве «отрежиссированного» сторонниками Бориса Годунова. Частично это можно объяснить воздействием источников, которые были составлены во времена Лжедмитрия, царя Василия Шуйского, а также в начале правления Михаила Федоровича, ведь их авторы очень враждебно относились к действиям Бориса. Вместе с тем, даже эти историки отмечают, что первые годы правления царя Бориса можно назвать самыми блестящими в истории русского государства.
«Разумный правитель, но безродный царь» Борис, который получил всенародную поддержку, развернул глобальное государственное конструирование, благодаря чему преимущественно и был создан тот потенциал, благодаря которому Россия смогла выжить во все следующие периоды, включая годы польской интервенции и Смутного времени.
В результате Собора 1613 года, в качестве царя был избран Михаил Федорович Романов, который стал создателем новой династии.
Собор 1648-1649 годов можно связать с составлением и утверждением в 1649 году Соборного уложения, а Собор 1653-1654 годов способствовал воссоединению Украины и России.
Земские Соборы, которые проводились во всей первой половине XVII века, в качестве обязательных требований выдвигали необходимость представительства низших сословий. От избирателей соборные депутаты получали «крепкие и полные, исчерпывающие приказы» (говоря современной терминологией – депутатские наказы), после чего они выступали в качестве лиц, отражающих интересы своего сословия (то есть своего «мира») и могли свободно и бесстрашно говорить об их нуждах.
В период начала правления Михаила Романова, Земские соборы фактически стали органом распорядительной власти, где решающее значение играли представители дворян, а также городского посадского населения. На каждом соборе по указу верховной власти решались важнейшие задачи.
Во время правления Михаила, Земские соборы созывались чуть ли не ежегодно. На первых этапах они могли самостоятельно выражать волю «своей земли». Однако позже, когда патриарх Филарет (царский отец) вернулся из польского плена, а также были образовано постоянное правительство, значимость свободных депутатов была ограничена только подачей различных ходатайств перед верховным правлением.
Некоторые народные представители формировали рекомендации по совершенствованию органов выборного представительства. Так, например, в 1634 году стряпчим Иваном Бутурлиным была предложена собственная программа преобразований Земского собора. Общими положениями этих преобразований стало:
- Необходимость выборности всех депутатов, включая и людей московских чинов.
- Работа Собора должна быть непрерывной.
- Сроки полномочий депутатов необходимо ограничивать одним годом, либо, иные сроки должны устанавливаться на усмотрение избирателей.
Преобразования, выдвинутые Бутурлином, естественно реализованы не были, поскольку высшей власти не хотелось иметь под рукой постоянный, и, вместе с тем, такой беспокойный орган.
Земский собор в России, как орган сословного представительства, не смог стать законодательным учреждением. Только изредка на нем были утверждены приговоры, которые имели законную силу только в ситуациях, когда участие в работе соборов принимала Боярская дума, возглавляемая царем.
Работа этого органа была прекращена начиная с 1653 года, когда на Земском соборе было вынесено решение о включении в состав России Киева и Левобережной Украины. Только изредка, для изучения определенных проблем и поиска их разрешения властью созывались выборные из определенного сословия.
Для формирующейся абсолютной монархии органы общенародного управления были не нужны, поскольку основной ее опорой стали армия и бюрократия.
Источник