Способ формирования всесторонне развитой личности

Личностно-ориентированное воспитание как способ формирования всесторонне развитой личности (доклад на заседании Педагогического совета педагога-организатора Морозовой Е.А.

Морозова Е.А., педагог-организатор

В процессе проектирования воспитательного процесса и социализации обучающихся необходимо применять личностно-ориентированный подход, который предполагает создание условий для полноценного проявления личностных особенностей учащегося. Ценностная ориентации для педагога при взаимодействии с каждым ребенком в коллективе – личностный подход, который предполагает помощь ребенку в осознании себя личностью. Педагог должен помочь ребенку раскрыть его способности и возможности, тем самым способствовать самоопределению, самореализации и самоутверждения.

В профессиональной деятельности педагоги часто не разграничивают личностный и индивидуальный подход, а также понятия личность, индивидуум, индивидуальность. Когда характеризуют индивидуальные особенности мышления, темперамента, стиль учебной или профессиональной деятельности говорят об «индивиде», имея в виду его «индивидуальность».

В том случае, если речь идет об отношениях с людьми, с обществом, используют понятие «личность», тем самым акцентируя внимание на её активности. Личностный подход предполагает применение особых форм общения и особого отбора содержания общения, а личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает опору на личностные качества учащегося.

Личностно-ориентированное воспитание характеризуется определенным способом проектирования. В процессе данного подхода учитываются возможности, способности и субъектный опыт воспитуемых и создаются необходимые условия для их развития.

Парадигма (модель) личностно-ориентированного воспитания направлена на формирование творчества, культуры и здоровья личности.

В современном образовании на смену «обучаемому» (объекту, пассивному ребёнку) приходит «учащийся» (активный субъект, приобретающий образование).

Новая парадигма личностно-ориентированного воспитания имеет основные положения:

  1. Ценностью образования является сам ребёнок, культура и творчество.
  2. Цель образования – воспитание целостного человека культуры; эта культура имеет взаимосвязанные сущности: природную, социальную, культурную. Это единство формирует целостного ребенка.
  3. Образование обеспечивает процесс социализации, организовывает жизнь ребёнка в форме культурного бытия: природосообразность, личностный подход, культуросообразность.
  4. Содержание образования направлено на ценности мировой, национальной и региональной культуры. Имеет культурологический интегративный, жизнеобеспечивающий характер.
  5. В основе оценки качества образования, его критериями служит не только качества знаний, умений и навыков, но и диагностика развития культурности и воспитанности ребёнка.

Цель личностно – ориентированного воспитания — формирование гармонической, всесторонне развитой личности рассматривается в качестве идеальной цели.

Принципы личностно-ориентированного воспитания

Личностно-ориентированное воспитание строится на следующих принципах:

  1. Культуросообразный подход предполагает, что в основе содержания образования лежат его ценности. Отношение к ребёнку направлено на свободное, целостное развитие его личности и его творческой самореализации. Здесь воспитание помогает культурному саморазвитию ребёнка, его творческим задачам и способностям.
  2. Принцип природосообразности – учет половозрастных особенностей детей (воспитывать мальчиков иначе, чем девочек); не перегружать детей; осуществлять щадящий режим к слабым детям; не переделывать детскую индивидуальность; принимать ребёнка таким, какой он есть; создавать доступные зоны развития; воспитывать в детях личную ответственность за состояние окружающей среды; уметь видеть последствия своих действий по отношению к флоре и фауне; следить за состоянием своего здоровья и вести здоровый образ жизни.
  3. Личностно-ориентированный подход обозначает признание ребёнка как активного субъекта воспитания. Всестороннее изучение личности является необходимыми условиями успешности воспитания, а формирование субъективных средств становиться высшим показателем его эффективности. Воспитание должно стать фундаментом жизни человека (духовной, культурной, индивидуальной, социальной). В содержании личностно – ориентированного воспитания выделяются следующие элементы:
  4. Ценностный мировоззренческий компонент – это система ценностей или жизненных смыслов.
  5. Компонент социализации – накопление общественного опыта, опыта гражданского поведения.
  6. Культурологический компонент – освоение культуры.
  7. Природосообразный компонент – здоровье, физическое развитие, природа ребёнка.

5.Личностный компонент – развитие способностей к самопознанию, саморегуляции, самоконтролю, самоорганизации, самосвершенствованию.

Важнейшая задача воспитания определяется стимулированием личности к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием, т.е. к сознательной и планомерной работе над собой, направленной на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития; это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности.

Основой самосовершенствования личности является потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации. Источник самосовершенствования находится в социальном окружении в требованиях общества к профессии и личности человека. Движущие силы находятся внутри личности человека в виде мотивов личностного роста.

Самосовершенствование определяется как личностно-социальное явление, которое содержит противоречия между реальными возможностями человека и предъявляемыми требованиями со стороны общества.

На процесс саморазвития влияют общественные отношения и общественная мораль, но от собственного выбора конкретного человека зависит, какие отношения, и какую мораль он будет формировать. Черты и качества, которые формируются, так или иначе определяются обществом и существуют как система идеологических, нравственных и эстетических требований общества к личности.

Источник

Читайте также:  Виды вакцин по способу получения

Разностороннее воспитание как цель деятельности педагога

Разностороннее развитие личности

Гармоничное развитие личности предполагает формирование разнообразных мотивов, способностей и интересов. Развитие таких образований означает появление их многообразия, иерархичности, повышение степени содержательности. Они начи­нают соответствовать различным сферам человеческой жизнедея­тельности, что, разумеется, не исключает выделения личностью че­го-либо одного, наиболее значимого для себя.

Разностороннее развитие способностей означает, что человек успешен не только в одной, узко специальной деятельности. Ему могут быть доступны разные сферы деятельности. Для та­кого человека должно быть характерно высокое развитие каких-либо специальных способнос­тей (технических, изобразитель­ных, музыкальных, поэтических и т.д.) на фоне достаточно вы­сокого общего уровня развития.

Когда речь идет об идеале разносторонне развитой личности, то подразумевается, что данное развитие будет гармоническим. Гармонические отношения между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность требует от других, и тем, что она может и должна им дать.

Гармоническая личность находится в единстве с миром, людьми и собой. Такой человек является непосредственно нравственной личностью. Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности.

Становление гармонично развитого человека связано с формирова­нием иерархической структуры мотивов или ценностей: доминирова­нием высших уровней над низшими. Уровень моти­вов или ценностей определяется мерой их общности, начиная с личных мотивов (самых низких), через интересы близких лю­дей, коллектива, общества – вплоть до общечеловеческих уни­версальных целей. Наличие таких иерархий в личности не нару­шает ее гармонии, так как сложность, множественность интере­сов, полинаправленность при наличии доминанты обеспечива­ют многообразие связей с миром, общую устойчивость. Напро­тив, простота личности (наличие единственной цели, погружен­ность в одну деятельность, сужение круга общения и решаемых проблем) зачастую приводит к ее дисгармоничности.

Системным параметром, характеризующим гармоническую личность, является высокий уровень сбалансированности отно­шений различных личностных образований (потребностей, мо­тивов, ценностных ориентаций, самооценки, образа Я-реального и Я-идеального и т.п.).

Гармоничность личности зависит от того, насколько доминирование высшего уровня находится в согласии с уровнями нижележащими: например, каково соотношение сознательного и неосознаваемого, непосредственного и преднамеренного, при­родного и духовного уровней (Фридман, Кулагина, 1991).

Цель воспитания заключается в том, чтобы сформировать у учащегося навыки саморегуляции личностных процессов, мак­симально развить те способности, которые создают доминирую­щую направлен­ность его личности, придают смысл всей его жизнедеятельности.

Гармоничность личности достигается только тогда, когда сознательные стремления человека находятся в полном соответствии с его непосредственными, часто неосознаваемыми даже им самим желаниями. Мотивирующая сила таких бессознатель­ных образований настолько велика, что в условиях противоре­чия с сознательными стремлениями человека они приводят к острейшим аффективным конфликтам, искажающим и даже разрушающим личность. Аффективные переживания, возни­кающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определенных условиях становятся источником формирования дисгармонической личности.

Для такой личности характерны различные нарушения эмоциональ­ной, познавательной, нравственной и поведенческой сфер: беспричин­ные страхи, замкнутость (аутизм), немотивированная агрессивность и т.п. Подобные нарушения могут приводить к гиперкомпенсациям, неадекватности самооценки и уровня притязаний. Психокоррекционный и терапевтический эффект в этом случае могут иметь: включение такой личности в деятельность с внешне регулируемым уровнем трудности задач и предметно оформленными результатами; применение высокоэмпатийных отношений; использование интенсивного социаль­ного одобрения (“поглаживания”) и т.п.

Читайте также:  Амортизации способом списания стоимости пропорционально объему продукции работ нематериальных

С возрастом у некоторых детей возникает потребность оправдать свои особенности, тогда они начинают превращать “пороки в добродетели”, т.е. относятся к своим отрицательным особенностям, как к ценным. В этих случаях “рассогласованность” между сознанием и поведением остается: у таких детей постоян­но возникают конфликты с окружающими людьми, появляются сомнения и чувство неудовлетворен­ности, связанное с кажу­щейся недооценкой значимости их личности. Другие дети про­должают сознательно принимать усвоенные ими нравственные ценности, которые, пребывая в конфликте с особенностя­ми их личности, вызывают у этих ребят постоянный внутренний раз­лад с самим собой. В результате из детей с непреодолимым аф­фектом формируются люди, всегда находящиеся не в ладу с ок­ружающими и с собой, обладающие многими отрицательными чертами характера. Нередко из таких детей выходят люди соци­ально неадаптированные, склонные к преступлениям.

Люди с дисгармонической организацией личности – это не просто индивиды с направленностью “на себя”. Это люди с двойной (или множественной) направленностью, находящиеся в конфликте с собой; люди с расщепленной личностью, у кото­рых сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов находятся в постоянном противоречии.

Доминирование той или иной мотивации может быть раз­личным на сознательном и неосознанном уровнях. В итоге мы имеем дисгармоническое строение личности, постоянно разди­раемой внутренними конфликтами. Такого рода конфликты протекают особенно интенсивно при наличии определенных ус­ловий, которые могут быть внешними и внутренними.

Внешние условия конфликта сводятся в основном к тому, что удов­летворение каких-либо глубоких и активных мотивов, а также отношений личности становится вовсе невозможным или находится под угрозой. Внутренние условия психологического конфликта сводятся к противо­речию между различными моти­вами и отношениями личности или между возможностями и стремлениями ее. Надо иметь в виду, что внутренние условия психологического конфликта у человека редко возникают спон­танно, они прежде всего обусловлены внешней ситуаци­ей, ис­торией становления личности, ее психофизиологической орга­низацией.

Еще одним условием психологического конфликта может яв­ляться субъективная неразрешимость ситуации. Конфликт возни­кает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить объективные условия, которые породили данный конфликт. Психологический конфликт разрешается только тогда, когда у человека складывается новое отношение к объективной ситуации, породив­шей конфликт, и новые мотивы деятельности.

Развитие и разрешение конфликта представляют собой ост­рую форму развития личности. В психологическом конфликте изменяются прежние и формируются новые отношения лично­сти, изменяется сама структура личности. Более того, внутрен­ний конфликт представляет собой необходимое условие разви­тия самосознания личности.

Одной из причин развития дисгармоничности личности школьника может являться феномен “смыслового барьера”. Возникновение такого феномена обусловлено тем, что взрослый, воздействуя на ребенка, не учитывает или не считается с нали­чием у него активно действующих в это время потребностей и стремлений. В результате у ребенка возникает конфликт между его непосредственным устремлением и желанием выполнить то, что требует от него взрослый. Часто ребенок не способен созна­тельно уступить определенному желанию взрослого, и тогда у него возникает особая защитная реакция: он как бы перестает слышать и понимать предъявляемое ему требование, хотя на са­мом деле он просто не воспринимает смысла адресованных ему слов. Смысловой барьер может возникнуть и по отношению к конкретному человеку независимо от того, какие требования он предъявляет, и по отношению к конкретному требованию неза­висимо от того, кто предъявляет его.

Смысловой барьер по отношению к конкретному человеку формируется обычно в результате таких действий взрослого (учителя, родителя), которые вызывают конфликт с ребенком: когда взрослый не учитывает подлинные мотивы поведения ре­бенка или приписывает ему мотивы, которых у ребенка в дейст­вительности нет.

Читайте также:  Правовые способы защиты прав граждан их система

Такой барьер может возникнуть и в том случае, когда учитель объективно прав, а ученик не согласен с ним, так как не осознает действительных мотивов своего поведения. Чтобы не допустить появления смыслового барьера при возникновении конфликтной ситуации, необходимо выяснить, как сам ребенок понимает причи­ну своего поступка. При этом важно соблюдать доброжелатель­ность по отношению к ребенку, необходим дружеский разговор двух людей, заинтересованных в том, чтобы совместно найти при­чины конфликта и попытаться устранить их.

Во избежание образования смыслового барьера не следует без конца повторять одни и те же требования, упреки, на которые ребенок не реагирует. Требование будет воспри­нято и возымеет действие в том случае, если оно будет соответство­вать внутренней позиции ученика.

Идеальная цель воспитания — разностороннее и гармоническое развитие личности ребенка.

В современной педагогической науке есть точка зрения, согласно которой целью воспитания считается подготовка всесторонне гармонически развитой личности.

Эта идея появилась в эпоху Возрождения и особенно ярко прозвучала в трудах педагогов-гуманистов. Так, английский социалист-утопист Томас Мор выдвинул идею раннего воспитания для всех детей. Он впервые раскрыл значение трудового воспитания во всестороннем развитии личности и высказал мысль о том, что труд должен быть обязанностью всех.

Вслед за Томасом Мором идею всестороннего развития личности развили Р. Оуэн, Ш. Фурье, Сен-Симон, Т. Кампанелла. Они обосновали идею формирования всесторонне развитой личности на основе соединения обучения с трудом.

С подобными идеями о всестороннем воспитании личности выступили отечественные революционные демократы – Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Они провозгласили идеал нового человека – высокоидейный, истинный патриот Родины и всесторонне гармонически развитый человек.

Однако, несмотря на большой интерес к вопросам всестороннего развития личности на разных этапах становления общества, эта идея осталась лишь гуманным призывом, мечтой о подготовке совершенной личности

Во многих международных документах, законодательных актах целого ряда государств провозглашалась цель воспитания – формирование всесторонне гармонически развитой личности

. Это
цель благородная, прекрасная
. Она является тем
идеалом, к которому должно стремиться любое государство
.

Но для реализации такой цели воспитания необходимы определенные объективные условия – правовые, социальные, экономические.

Именно поэтому в реальной действительности очень сложно реализовать
идеальную цель воспитания
– формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Но она нужна. Она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности.

В ней заложено сильное гуманное начало — вера в возможности человека.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Все, кто связан с системой образования, с организацией жизни и деятельности детей, должны стремиться к этой цели, создавая условия для проявления и развития всех природных задатков ребенка, для его полноценного, содержательного обучения и воспитания.

На современном этапе развития нашего государства, на фоне политических и экономических изменений, которые коснулись и системы образования, целью учебно-воспитательного процесса

является
всестороннее развитие ребенка,
что полностью соответствует Конвенции о правах ребенка: в статье 29 Конвенции записано,
что воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их полном объеме.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Идеальная цель воспитания — разностороннее и гармоническое развитие личности ребенка.

Идеальная цель воспитания — разностороннее и гармоническое развитие личности ребенка.

Идеальная цель воспитания — разностороннее и гармоническое развитие личности ребенка.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Источник

Оцените статью
Разные способы