Способ формирования правовой нормы

Пути формирования правовых норм

Правовая норма есть результат интеллектуальной сознательной деятельности человека, разум и воля которого имеют здесь решающее значение (интеллектуально-идеологический аспект). Поэтому норму права нельзя считать просто частицей мирового порядка вещей или слепком общественных отношений

Правовая норма является разновидностью социальных норм, т.е. правил поведения людей в обществе. Человек в процессе деятельности познает окружающую его действительность и на этой основе вырабатывает правила поведения, обобщая накопленные знания и опытю Созданное правило представляет собой единство объективного и субъективного факторов, где объективным является познанная закономерность развития общества, а субъективным – реакция индивида или социальной группы на эту закономерность. После того как норма сформулирована и выражена вовне в той или иной форме, она начинает самостоятельное существование.

Социальные нормы первобытного общества: В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течении длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, т.е. служили регулятором общественных отношений. Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: 1 они исходили от рода и выражали его волю и интересы; 2 они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени; 3 в то время не было никакого различия между правами и обязанностями членов родового общества: права воспринималось как обязанность, а обязанность как право.

Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения и реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролем были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях Г это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего – свободного, раба, мужчины, женщины.

Источник

История появления права и пути его формирования

Изучим историю появления права, а также определим пути формирования права.

Право как социальный институт появляется почти одновременно с государством, так как они позволяют обеспечивать эффективность функционирования друг друга.

Читайте также:  Способ чтобы не потели подмышки

Сложно представить существование как государства без права (так как право обеспечивает политическую власть и выступает инструментом проведения политики государства), так и права без государства (так как государство разрабатывает, реализует и гарантирует юридические нормы).

Право – это единственная форма, в которой государство оформляет свои веления в качестве общеобязательных.

Причины и условия, которые способствовали появлению права, в значительной степени сходны с причинами появления государства.

История формирования права представляет собой длительный процесс, который протекал на протяжении жизни множества поколений. На первоначальном этапе истории отмечалось появление отдельных элементов права, правовых идей, правовых принципов, правовых норм и правоотношений. Увеличиваясь в своих масштабах, данные юридические фрагменты способствовали постепенному формированию единой и стройной правовой системы определенного общества.

Право возникло как классовое явление и отражало преимущественно интересы наиболее обеспеченных слоев населения.

Для подтверждения этого достаточно заглянуть в историю и ознакомиться с древнейшими правовыми актами рабовладельческой и феодальной эпох. Так, любое посягательство на собственность приводило к суровому наказанию, однако посягательство на имущество знати и государственных деятелей наказывалось особенно жестоко.

Например, согласно древневавилонским Законам, любую кражу имущества вор возвращал собственнику убытки в десятикратном размере. В случае если краденное было «божьим или дворцовым» имуществом, т.е. принадлежало представителям религиозных учреждений или государственных органов, то предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере.

Обычаи сохранялись в памяти и отражались в поведении людей, а правовые нормы оформлялись в письменном виде для всеобщего ознакомления и применения. Формальная определенность права является его важнейшим признаком, без которого сложно представить право.

Право в сравнении с обычаем представляет собой более сложный регулятор, поскольку помимо запретов им в качестве способов правового воздействия также используются дозволение и обязывание. Это расширяет возможности для регулирования и упорядочения общественных отношений. История появления права отражает усложнение общественных отношений и усиление противоречий в обществе, что привело к снижению эффективности первобытных норм регулирования.

Выделяют три основных пути формирования правовых норм:

путь перерастания мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их государством;

путь правотворчества государства, которое выражается в разработке и принятии специальных документов с юридическими нормами в виде нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

путь судебного права, которое включает конкретные решения, принимаемые судебными органами и становящиеся образцом для решения иных аналогичных дел.

Таким образом, история появления и развития права сопровождалась влиянием совокупности экономических, политических, социальных, географических и иных факторов.

Источник

Источники права и способы создания правовых норм и обеспечения их исполнения

Способ создания правовых норм

Нормы международного права (МП) и внутригосударственное право действуют в разных юридических формах. Все виды международных юридических норм выражаются с помощью международных договоров, с использованием обычаев, актов мировых совещаний и конференций, документации международных организаций.

Внутригосударственные нормы включены в законы, указы, постановления и прочие внутригосударственные нормативные правовые акты. Источники национального права включают и правовые договоры государства (например, соглашения России и субъектов государства).

Субъектами международного права формируются международные нормы, в основе чего лежит свободное волеизъявление равноправных участников таких отношений. МП в качестве права координации, которое действует по горизонтали, создано на основе согласования воли суверенных образований, то есть государств. В параметрах академической новации Г. И. Тункин высказал концепцию согласования воли стран в качестве способа создать международно-правовые нормы. Это мнение было вполне обоснованно принято как реально действующая конструкция в отечественной науке МП. По этому вопросу в своих общетеоретических трудах высказывались несколько исследователей, включая И. И. Лукашука, С. В. Черниченко, Ю. М. Колосова, А. Я. Капустина, Г. В. Игнатенко, Л. Н. Шестакова.

Читайте также:  Энтеральное введение лекарств это введение лекарств следующими способами

Внутригосударственное право представляет собой право иерархического соподчинения. Оно производит свое регулятивное воздействие сверху вниз (вертикально) по всему параметру физических и юридических лиц. Здесь суды в качестве органов, обеспечивающих права, действуют принудительно. Это отличает его от МП, в котором обращение в Международный суд происходит с помощью свободного согласия стран.

Таким образом, внутригосударственное право, если сравнивать его МП, является более жестким. В любой ситуации некоторые факты несоблюдения прав не могут говорить об ущербности определенной правовой системы. В едином режиме как международная, так и внутригосударственная система права ориентируется на обеспечении выполняемости правовых норм со стороны собственных субъектов. Формирование норм внутригосударственного права происходит в ходе государственно-властной деятельности (законотворческая деятельность, нормотворческая деятельность органов государства и должностных лиц).

Способ обеспечения исполнения норм

Обеспечение исполнения норм внутригосударственного права происходит с помощью государственных органов. Особенностью МП может являться то, что в рамках международных отношений не предусмотрены надгосударственные механизмы, которые осуществляют принуждение. Исполнение международных правовых норм, как и принуждение в случае необходимости, производят коллективно или индивидуально сами субъекты МП.

Межгосударственная система не содержит судебных и исполнительных органов, которые идентичны существующим в государствах. По этой причине действие МП, как и его использование значительно отличаются от работы и использования внутригосударственного права. Основное значение в функционировании МП имеют страны и международные организации. В системе миропорядка на основе верховенства права предусмотрено положение, что любой межгосударственный спор должен разрешаться с помощью Международного суда. О значении установки верховенства права в международных отношениях заявила Декларация тысячелетия, которая была принята на Саммите тысячелетия осенью 2000 года.

В рамках постановочного плана концепция верховенства права соизмеряется с концепцией примата в МП.

Современное МП — это уже устоявшаяся концепция примата (преимущественного значения) использования норм МП при взаимодействии с правовыми нормами внутригосударственного.

В рамках собственного регулятивного воздействия МП производит в политике приоритет права. Постановочно здесь говорится об установке соответствующих постулатов должного поведения, образующих вместе правовой базис для действий стран на мировой арене. Роль МП как основы внешнеполитической деятельности предельно четко сформулирована в трудах Г. И. Тункина и Д. Б. Левина. В рамках академической преемственности ее развивали труды И. И. Лукашука, С. В. Черниченко, Ю. М. Колосова, А. Я. Капустина.

Законодательное обеспечение норм МП

Примат МП в политике определяет себя через верховенство права в международных отношениях. Он находит собственное правовое подтверждение на высоком уровне Саммита нового тысячелетия, который проходил в Нью-Йорке осенью 2000 года. Акт Декларация тысячелетия был принят на основе участия 191 страны. Он четко ориентировал мировое сообщество на укрепление ООН. В рамках данной задачи была обозначена решимость стран-членов укреплять Международный суд для обеспечения правосудия и верховенства права в международных делах.

Читайте также:  Классификация способов бурения реферат

В мировых отношениях международно-правовой позитив в качестве закрепления верховенства права впоследствии подтверждается Итоговым документом Всемирного саммита, принятым в 2005 г.

В политике примат МП обеспечивается за счет повышения значения международных механизмов действия МП. Это предусмотрено для международных организаций, в первую очередь, для ООН, международных судов и арбитража, контрольных органов, которые наблюдают за исполнением странами их международных обязательств.

Национальное право стран способно существенно повлиять на эффективность МП. По этой причине необходимо, чтобы право любой страны находилось в соответствии с МП. Такое требование МП основано на принципе добросовестного выполнения основных международных обязательств.

Осуществление фактической реализации правовых норм в международном масштабе происходит с помощью их трансформации в правовые нормы, используемые в рамках страны. Таким образом, происходит определение имплементации МП Для приведения национальных нормативных правовых актов в соответствие с нормами МП страны могут принимать национальные законодательные акты в форме законов (закон, акт о ратификации международных договоров). Они воспроизводят нормы МП или провозглашают их действие на территории стран.

В нашей стране признанные всеми нормы и принципы мирового права и договоры РФ представляют собой составляющую часть ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции). Если в международном договоре РФ установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены законодателем, то используются правила международного договора. Аналогичные нормы содержания включены в конституции других стран (например, Испания, США).

Подписание с условием дальнейшей ратификации устанавливает обязанность не лишать договор его объекта и цели до момента, пока он не вступил в силу (18 статья Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров). Если подписание является актом, выражающим согласие на обязательность договоров, то страна принимает обязательство обеспечить его исполнение. Она не может ссылаться на нормы собственного национального права и отказываться от выполнения международных договоров, участником которого является (27 статья).

15 статья Конституции РФ содержит положение о том, что при наступлении коллизии между нормами права внутри страны и нормами МП, необходимо применять нормы второго из них.

Концептуально, в рамках параметров установленного приоритета, предусмотренных для международных правовых норм, в отношении норм внутригосударственного права отличают МП в качестве отрасли и науки (совокупности научных знаний), систему взглядов о МП. Наука вместе с действующим МП рассматривает теоретические проблемы. Они включают историю МП, роль и характер в межгосударственной системе и в целом в обществе, перспективные направления развития международного права и др. На основе научных знаний о МП складывается учебная дисциплина МП. Она представляет собой неотъемлемую часть юридического образования.

Как явление общественной жизни МП развивается непрерывно. Это сказывается на его структуре, что обусловлено формированием отдельных институтов, отраслей, принципов и норм.

Источник

Оцените статью
Разные способы