- Правительство Японии: порядок формирования, компетенция, ответственность. Конституционно-правовой статус императора Японии
- Правительство Японии: порядок формирования, компетенция, ответственность. Конституционно-правовой статус императора Японии
- Правительство Японии: порядок формирования и полномочия.
Правительство Японии: порядок формирования, компетенция, ответственность. Конституционно-правовой статус императора Японии
Теоретически к ветви исполнительной власти в соответствии с концепцией разделения властей могут быть отнесены император (глава государства) и правительство (Кабинет министров), но на деле властью обладает только правительство. Конституция устанавливает, что исполнительную власть осуществляет Кабинет министров.
Император. В Японии действует салическая система престолонаследия: трон передается старшему сыну, женщины наследовать престол не могут. Царствование каждого императора провозглашается особой эрой, с даты восхождения на трон нового императора ведется официальное летосчисление (с 1989 г. — эра императора Акихито). В соответствии с законом об императорском доме 1947 г. порядок наследования обеспечивает Совет императорского дома, в составе которого два члена императорской семьи, премьер-министр, председатели и вице-председатели палат, один член Верховного суда.
По традиции жизнь императора, которого раньше считали «сыном неба», имеющим божественное происхождение (от божественного происхождения впервые отказался император Хирохито в 1946 г.), а также его семьи была окружена таинственностью, государственные чиновники, императорский двор ограждали его от контактов с простым народом. Но в последние годы возросла открытость жизни императора и его семьи (жена императора Акихито родом из простой семьи).
Император — лицо неприкосновенное и не несущее какой-либо ответственности — гражданской, уголовной, административной. За его действия отвечают правительство, министры. Император и члены его семьи получают по цивильному листу средства из государственного бюджета на свои нужды, но размер этих средств невелик. Повседневными делами императора и его семьи занимается управление императорского двора, состоящее при канцелярии премьер-министра. Любое имущество может быть передано членам императорской семьи и любые дары получены ими только с разрешения парламента.
Как по конституции, так и фактически император не обладает личной властью. В отличие от прежнего порядка он является лишь символом единства государства и единства народа, лицом, обязанным своим положением народу (ст. 1 конституции). Император не обладает полномочия ми государственной власти, все его действия, связанные с государственными делами, осуществляются только по совету и с согласия Кабинет, министров. Император выполняет главным образом церемониальны) функции внешнеполитического характера, присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках, подписывает документы представляемые ему премьер-министром.
На основании решения Кабинета министров император осуществляет следующие функции: промульгирует поправки к конституции, законы, публикует указы правительства, международные договоры, созывает парламент на сессии и распускает нижнюю палату, назначает дату выборов в парламент, заверяет назначения и отставки министров и некоторых других высших должностных лиц, подтверждает полномочия послов и посланников, принимает иностранных послов и их верительные грамоты, подтверждает объявление амнистии, жалует награды и почетные звания. По решению парламента он назначает премьер-министра, по представлению последнего — членов Кабинета и главного судью Верховного суда.
Большая часть этих полномочий традиционно присуща главе государства, хотя конституцией Японии император не характеризуется как глава государства. Он юридически безвластен, не занимается государственной политикой, но по традиции оказывает влияние на политическую и идеологическую жизнь страны.
Кабинет министров. Кабинет состоит из премьер-министра, министров (их в настоящее время 12) и государственных министров (их 8), которые являются обычно советниками премьер-министра (он может давать им также отдельные управленческие поручения, а иногда даже поручает управление некоторыми сферами общественной жизни). Те или иные государственные министры по традиции руководят отдельными подразделениями канцелярии премьер-министра. В состав Кабинета входят также министр Кабинета (нечто вроде управляющего делами правительства) и начальник законодательного бюро — органа, через который проходят все законопроекты правительства (они в Японии готовятся очень скрупулезно).
По конституции не менее половины министров должны быть избраны из числа членов парламента (на практике все министры обычно рекрутируются из парламентариев) и утрачивают депутатский мандат при назначении на должность министра. Министры пользуются определенными гарантиями при привлечении к судебной ответственности: для этого необходимо согласие премьер-министра. Министры в Японии обычно не являются профессионалами, это партийные политики. Они часто сменяются и не вникают глубоко в дела своих министерств. Реальными руководителями министерства являются административные главы аппарата министерства. В деятельности правительства, как и в деятельности парламента, велика роль профессиональной бюрократии.
Правительство формируется обеими палатами парламента (на деле — нижней палатой), но официально назначается указом императора. Сначала каждая палата парламента избирает кандидата в премьер-министры (до 1993 г. это был лидер Либерально-демократической партии, ныне им является лидер правящей коалиции). Поскольку каждая из палат вправе выдвинуть кандидатуру премьер-министра, между ними могут возникнуть разногласия. При таких разногласиях, а также в том случае, если в течение 10 дней после начала сессии парламента верхняя палата не предложит свою кандидатуру, решением парламента о кандидатуре премьер-министра считается решение нижней палаты. Обычно верхняя палата не выдвигает иной, чем нижняя палата, кандидатуры, ибо это бесполезно. Избранный премьер-министр рассматривает кандидатуры на министерские посты, которые представляются ему различными фракциями парламента. При распределении этих постов, определении их количества, «весомости» министерств строго учитывается влияние различных фракций. Все члены Кабинета утверждаются указом императора. Они должны быть гражданскими лицами.
Согласно конституции, Кабинет выполняет общие функции управления, в том числе он обязан добросовестно проводить в жизнь конституцию и законы, вести государственные дела, он руководит внешней политикой, заключает международные договоры (требующие в зависимости от их характера предварительного или последующего одобрения парламента), руководит государственной службой, представляет проект государственного бюджета парламенту, издает указы для проведения в жизнь конституции и законов (в указах могут предусматриваться и уголовные наказания, но только на основе полномочий, делегированных законом). Кабинет принимает решения об амнистии, помиловании и отсрочке наказаний, восстановлении в правах (последнее полномочие было связано в основном с решением вопросов об ответственности различных лиц в связи с событиями второй мировой войны). Указы Кабинета подписываются премьер-министром и соответствующим министром.
Решающее положение в Кабинете, подобно канцлеру в Германии, занимает премьер-министр. Он фактически назначает и смещает членов Кабинета, обеспечивает единство его действий, регулирует разногласия между его членами.
Заседания Кабинета регулируются обычаем, они закрыты для публики, решения принимаются не путем голосования, а единогласно или на основе консенсуса (отсутствие возражающих, хотя и не выступающих «за»).
При правительстве Японии создана широкая сеть консультативных органов, тесно сотрудничающих с предпринимательскими организациями, профсоюзами, академическими кругами, членами парламента, государственными служащими высших рангов. Они собирают различную информацию, проводят независимую экспертизу предполагаемых и принятых решений, осуществляют определенный контроль за деятельностью бюрократического аппарата. При правительстве имеются также различные органы, состоящие из государственных служащих, — Секретариат Законодательное бюро, Совет национальной обороны. Совет по делах кадров и др.
Власть переходит по наследству только по мужской линии – от отца к старшему сыну, женщины исключены из этой системы. Конституция ограничивает полномочия и права императора, он номинально является главой государства и «символом и единства народа». Его статус определяется конституцией, в которой выражена воля народа и которая обладает суверенной властью. Принимать любые государственные решения Император имеет право только с одобрения Правительства. За все принятые решения монарх не несет ответственности, за последствия отвечает только Правительство.
Император обладает правом только по представлению Парламентаназначать и отстранять от занимаемой должности главного судью (председателя) Верховного суда и премьер-министра.
Император имеет право с одобрения Кабинета министров:
1) приостанавливать законопроекты, поправки в Конституцию, различные правительственные указы;
2) созывать и распускать членов Парламента;
3) объявлять начало всеобщих парламентских выборов;
4) назначать и отстранять, ограничивать полномочия высших должностных лиц, подтверждать верительные грамоты послов и посланников;
5) назначать амнистии (всеобщие и частичные), восстанавливать в правах и изменять степень наказаний;
6) выдавать награды;
7) проводить прием иностранных послов и посланников.
Источник
Правительство Японии: порядок формирования, компетенция, ответственность. Конституционно-правовой статус императора Японии
Высшим органом исполнительной власти Японии является правительство — Кабинет министров. В него входят: премьер-министр, 12 министров, 8 государственных министров (заместителей премьер-министра и министров без портфеля). Правительство Японии формируется парламентом и ответственно перед ним.
Премьер-министр — ключевая фигура Кабинета министров. Он фактически является действующим руководителем страны. Формирование Кабинета министров начинается с избрания парламентом из числа своих членов премьер-министра. Пока парламент не избрал премьер-министра, он не может решать другие вопросы.
Можно выделить следующие, присущие только Японии особенности формирования и функционирования правительства (Кабинета министров):
согласно традиции премьер-министром избирается лидер партии, победившей на выборах;
половина министров обязательно должны быть депутатами парламента (как и сам премьер-министр);
назначение на министерский пост не влечет утраты депутатского мандата; на практике все члены правительства — депутаты, причем продолжающие одновременно исполнять депутатские полномочия и не теряющие связи с избирателями;
кабинет министров, как правило, заседает тайно;
решения принимаются только консенсусом — единогласно;
за работу ответственно только все правительство в целом, вынесение вотума недоверия премьер-министру влечет отставку всех министров;
при вынесении парламентом вотума недоверия правительство либо целиком уходит в отставку, либо остается у власти и премьер-министр в 10-дневный срок распускает «нижнюю» палату парламента; а практике правительство, получившее вотум недоверия, чаще предпочитает распускать парламент, чем уходить в отставку;
кабинет министров Японии в лучшем случае остается у власти не более 2 лет;
согласно японским традициям и менталитету, во-первых, одни люди не могут быть главнее и авторитетнее других; во-вторых, на государственных постах нельзя быть слишком долго и партии должны постоянно выдвигать новых людей, в силу чего премьер-министры и министры должны постоянно меняться: министры — каждый год, премьер-министр — каждые 2 года;
министры в первую очередь являются представителями парламента в министерствах, которые они возглавляют, и, как правило, не являются специалистами в соответствующих отраслях;
это обуславливает особую структуру японских министерств: во главе каждого министерства стоят сам министр и два его заместителя — политический и административный; политический заместитель, как и министр, — представитель партии в министерстве, он уходит в отставку одновременно с министром, а административный заместитель министра — профессиональный чиновник со специальным образованием, как правило, работавший всю жизнь в данной сфере и долгие годы — в министерстве; административный заместитель министра годами профессионально руководит министерством, а министры и их политические заместители каждый год приходят и уходят, не успев детально вникнуть в дела министерства.
Источник
Правительство Японии: порядок формирования и полномочия.
Глава V. Кабинет
Статья 65. Исполнительная власть осуществляется Кабинетом.
Статья 66. Кабинет, в соответствии с законом, состоит из Премьер-министра, который
возглавляет его, и других государственных министров.
Премьер-министр и другие государственные министры должны быть гражданскими лицами.
Кабинет при осуществлении исполнительной власти несет коллективную ответственность перед
Статья 67. Премьер-министр выдвигается резолюцией Парламента из числа своих членов. Это
выдвижение должно предшествовать всем прочим делам Парламента.
Если Палата представителей и Палата советников приняли различные резолюции о
выдвижении и если соглашение не было достигнуто и с помощью предусмотренного законом
объединенного заседания обеих палат или если Палата советников не приняла решение о
выдвижении в течение десяти дней, за исключением времени перерыва в работе Парламента,
после того как Палата представителей произвела такое выдвижение, то решение Палаты
представителей становится решением Парламента.
Статья 68. Премьер-министр назначает государственных министров, при этом большинство
министров должно быть избрано из числа членов Парламента.
Премьер-министр может по своему усмотрению отстранять государственных министров от
Статья 69. Если Палата представителей принимает проект резолюции о недоверии или
отклоняет проект резолюции о доверии, Кабинет должен уйти в отставку в полном составе, если в
течение десяти дней Палата представителей не будет распущена.
Статья 70. Если должность Премьер-министра становится вакантной или если созывается
первая сессия Парламента после всеобщих выборов членов Палаты представителей, Кабинет
должен выйти в отставку в полном составе.
Статья 71. В случаях, упомянутых в двух предыдущих статьях, Кабинет продолжает выполнять
свои функции до тех пор, пока не будет назначен новый Премьер-министр.
Статья 72. Премьер-министр в качестве представителя Кабинета вносит на рассмотрение
Парламента законопроекты, докладывает Парламенту об общем состоянии государственных дел
и внешних сношений, а также осуществляет контроль и наблюдение за различными отраслями
Статья 73. Кабинет выполняет наряду с другими общими функциями управления следующие
— добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;
— руководство внешней политикой;
— заключение договоров; при этом требуется предварительное или, в зависимости от
обстоятельств, последующее одобрение Парламента;
— организация и руководство гражданской службой в соответствии с нормами, установленными
— составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента;
— издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей
Конституции и законов; при этом в правительственных указах не могут содержаться статьи,
предусматривающие уголовное наказание иначе, как с разрешения соответствующего закона;
— принятие решений о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и
восстановлении в правах.
Статья 74. Все законы и правительственные указы подписываются компетентными
государственными министрами и контрасигнуются Премьер-министром.
Статья 75. Государственные министры в период занятия ими своих должностей не могут
привлекаться к судебной ответственности без согласия на то Премьер-министра. Однако этим не затрагивается право привлечения к судебной ответственности.
Согласно Конституции Японии Кабинет министров осуществляет исполнительную власть (ст. 65). В него входят премьер-министр и другие государственные министры. Конституцией определен принцип гражданского кабинета (ст. 66). Под термином «гражданское лицо» подразумевается лицо, не состоящее на военной службе, не бывшее в прошлом профессиональным военным и не являющееся носителем милитаристской идеологии.
По традиции главой Кабинета становится лидер партии парламентского большинства. Если же палаты предлагают на пост премьер-министра разные кандидатуры или если Палата советников в течение 10 дней не предложит свою кандидатуру, то решение Палаты представителей становится решением Парламента.
В соответствии с Законом о Кабинете министров 1947 г. премьер-министр назначает не более 20 государственных (так именуются все члены Кабинета) министров (ст. 2 Закона о Кабинете министров), при этом большинство министров должно быть избрано из числа членов Парламента (ст. 68 Конституции). Фактически все члены Кабинета — парламентарии. Все члены Кабинета утверждаются указом Императора. Министерства и функции отдельных министров перечислены в Законе о структуре государственных исполнительных органов 1948 г. 12 министров возглавляют министерства юстиции, иностранных дел, финансов, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, сельского, лесного и рыбного хозяйства, внешней торговли и промышленности, транспорта, связи, труда, строительства, местного самоуправления, кроме того один министр Кабинета является генеральным секретарем, остальные 8 министров являются министрами без портфеля, они фактически являются советниками премьерминистра и по традиции руководят отдельными подразделениями канцелярии премьер-министра. В Кабинете министров Японии отсутствуют должности военного и военно-морского министров, а также министра внутренних дел (силами самообороны руководит министр без портфеля — начальник управления национальной обороны, также некоторые функции, возлагаемые на МВД, выполняет министерство местного самоуправления).
В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согласия на то премьер-министра (ст. 75 Конституции). Премьер-министр может на свое усмотрение отстранять министров от должности (ст. 68). Кабинет несет коллективную ответственность перед Парламентом (ст. 66). Если Палата представителей принимает вотум недоверия или отказывается проголосовать за доверие правительству, Кабинет министров должен уйти в отставку в том случае, если Палата представителей не будет распущена Кабинетом в десятидневный срок (ст. 69). Кабинет также должен уйти в отставку, если должность премьер-министра становится вакантной или если созывается первая сессия Парламента после выборов в Палату представителей (ст. 70).
Статья 73 японской Конституции определяет функции правительства следующим образом: «Кабинет выполняет наряду с другими общими функциями управления следующие обязанности:
• добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;
• руководство внешней политикой;
• заключение договоров. При этом требуется предварительное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобрение Парламента;
• организация и руководство гражданской службой в соответствии с нормами, установленными законом;
• составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента;
• издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей Конституции и законов. При этом в правительственных указах не могут содержаться статьи, предусматривающие уголовное наказание иначе как с разрешения соответствующего закона;
• принятие решений о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах».
Более подробно деятельность Кабинета министров регламентирована в Законе о Кабинете министров, где определены структура и функции Кабинета, компетенция премьер-министра и других министров, взаимоотношения с другими государственными органами.
Процедура заседаний Кабинета и принятие решений регулируются обычаем. Заседания Кабинета являются закрытыми, про водятся два раза в неделю в период парламентской сессии, решения принимаются единогласно или на основе консенсуса.
К полномочиям премьер-министра как главы Кабинета относится общая координация деятельности Кабинета, назначение и освобождение от должности государственных министров, внесение на рассмотрение Парламента законопроектов, доклады Парламенту об общем состоянии государственных дел и внешней политики, подписание законов и указов единолично (как соответствующий министр) и контрасигнация подписи уполномоченного министра, участие в проведении переговоров и подписание международных договоров, руководство подготовкой и заключение межправительственных соглашений. При премьер-министре действует канцелярия.
Каждый министр имеет двух заместителей: парламентского (ст. 17 Закона о структуре государственных исполнительных органов) и административного (ст. 17-2 того же Закона). Министры финансов, сельского, лесного и рыбного хозяйства, внешней торговли и промышленности имеют по два парламентских заместителя. Японские министры не являются специалистами, поэтому реальным руководителем министерства является административный заместитель — профессиональный чиновник со специальным образованием. В Японии часто применяется практика министерской ротации (к примеру, Рютаро Хасимото с 1978 г. последовательно занимал в правительстве должности министра здравоохранения и социального обеспечения, транспорта, финансов, внешней торговли и промышленности).
Непосредственно при Кабинете министров действуют секретариат, возглавляемый генеральным секретарем Кабинета, законодательное бюро, совет по делам персонала и совет национальной обороны. При законодательном бюро могут создаваться временные комиссии и советы.
При канцелярии премьер-министра и министерствах существует большое количество комитетов и управлений. Так, при канцелярии премьер-министра действуют комиссия по урегулированию экологических конфликтов, комитет по делам государственной безопасности (ему подчиняется управление полиции), комитет по делам справедливой торговли, управление по делам государственных земель, управление императорского двора, управление по делам окружающей среды и др.
Источник